Персей и андромеда. главные герои и символы картины рубенса – все о живописи

Персей и Андромеда. Описание картины Рубенса

Рубенс

«Персей и Андромеда»

1620-21 гг

Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Персей и Андромеда» бесспорный шедевр Рубенса, написанный им в 1620-21 годах. Основой сюжета картины является миф Древней Греции о сыне Зевса Персее, который поверг вселяющую всем ужас Горгону Медузу, и о прекрасной дочери царя Кефея — Андромеде, обречённой быть принесенной в жертву морскому чудовищу.

В каждой картине помимо движения и покоя фигур может быть еще движение и покой в самих живописных формах. Симметрия дает впечатление покоя, ее нарушение вносит в картину движение. Про многие картины трудно сказать, что в них преобладает: движение или покой. В них есть и то и другое, и поэтому ощущается вся полнота жизни.

В эрмитажной картине Рубенса представлен момент, когда победитель чудовища приближается к прекрасной девушке, что бы даровать ей свободу. Крылатый конь Пегас нетерпеливо бьет копытом, развевается красный плащ, к герою подлетает богиня Победы Ника, что бы увенчать его короной, на земле извивается поверженный дракон — все это элементы движения, следы разыгравшейся драмы.

Держащая над головой Персея лавровый венок, богиня Ника, аллегорически символизирует торжественность действия полотна. Это один из любимых приемов Рубенса. На полотне противопоставлены два центральных движения: уверенный и решительный порыв героя Персея и стыдливый, смущенный, очень женственный ответный порыв к Персею принцессы Андромеды.

Обратите внимание

Этим достигается тонкая и, вместе с тем, очень откровенная игра чувств, которые только зарождаются. Андромеда далеко не античная красавица с идеальными пропорциями тела. Рубенс наделил ее, так любимыми им самим пышными формами дородной фламандской девушки с золотистым цветом волос и пылающим от стыдливости румянцем на щеках.

Благодаря очень воздушным, светлым, лессирующим краскам, её обнаженное тело, резко контрастирует со стальными доспехами Персея, его сверкающим щитом и прибитой к нему головой Медузы Горгоны, с могучей фигурой молодого героя.

Обнаженной фигуре Андромеды Рубенс противопоставляет фигуру Персея с множеством деталей: крылатые сандалии на ногах, венок над головой и шлем-невидимку, который несет в руках Амур.

В картине, прежде всего, увековечен торжественный миг апофеоза героя. И соответственно этому она симметрично делится на две равные части.

Щит Персея с головой Горгоны находится в точке пересечения диагоналей картины.

Колористика в построении картины играет большую роль. Цвета красок определенным образом строят картину, участвуют в создании композиции. В картине красный плащ героя занимает центральную часть картины, ему противостоит синий плащ женщины с венком. От красного, как искры, падают рефлексы на обнаженное тело Андромеды и на красные подпалины Пегаса.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/persej-i-andromeda-opisanie-kartiny-rubensa.html

Картины, описание картин — Персей и Андромеда. 1612-1621 – Музей Арт-Рисунок

Рубенс, которому сила вдохновения открыла как будто все тайны гармоничного сочетания красок и все могущество рисунка, – один из величайших живописцев не только своего времени, но и веков позднейших.

Художественная плодовитость его была баснословной, исчерпывающий каталог его произведений составить просто невозможно. Его творчество не оставляет никого равнодушным вот уже около 400 лет.

У него столько же страстных поклонников, сколько и хулителей, которые обычно видят в нем лишь певца чувственных радостей и наслаждений, увлеченного только цветущей красотой обнаженного женского тела.Видное место в творчестве Рубенса занимают картины на мифологические и аллегорические сюжеты.

Здесь он почти не знал себе равных. Рубенс в одном из писем говорил: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравняться с которым я даже не смел и помыслить».

В представлении великого живописца античное божество – это вечно юная и непобедимая сила, античная богиня – это воплощение изящества и красоты пышных, чувственных форм.

Около 1620-1621 годов Рубенс создает картину «Персей и Андромеда».

Важно

Художник заимствовал сюжет из древнегреческог о мифа о прикованной к скале красавице Андромеде, которую должно было растерзать выплывающее из моря чудовище. На этой скале ее увидел юный герой Персей, сын Данаи, и убил чудовище. Но в сюжет античного мифа Рубенс внес некоторое изменение: он ввел крылатого коня Пегаса, на котором прилетел Персей. Рубенса занимал не сам подвиг Персея, не борьба и сопротивление, а ликование по поводу уже свершившейся победы.

В этой картине Персей выступает как триумфатор, крылатая богиня Виктория (Слава) с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках венчает победителя. Апофеоз Персея становится торжеством жизни, уже ничем не омрачаемой, прекрасной и радостной.

Напряженная внутренняя динамика каждой линии, каждой формы, их нарастающий ритм достигают здесь исключительной выразительности .

И гордый конь, дугой выгнувший шею, широко разметавший свои крылья и еле сдерживаемый маленьким амуром, и стремительно летящая богиня Славы в своих развевающихся одеждах, и шагнувший вперед Персей – все они как бы притягиваются фигурой Андромеды, склонившейся навстречу своему спасителю. Светлое пятно ее тела – доминирующий центр всей картины.

Эту картину Рубенс писал густыми красками. Но основной целью художника в «Персее и Андромеде» было достигнуть воздушности и светящейся прозрачности, поэтому иногда прямо по светлому теплому грунту он накладывает жидкие краски, оставляя просвечивать и грунт, и подмалевок.

Человеческая фигура, окутанная этой живой атмосферой, теряет свою определенность и резкость очертаний. Даже немного грузная фигура Андромеды дана в таком чарующем обаянии цветущей молодости, что изображение этого обнаженного тела может служить непревзойденным образцом живописного мастерства.

Картина «Персей и Андромеда», изученная многими искусствоведами , тем не менее во многом остается загадочной. По сей день «творческая история» ее остается неизвестной. Что именно послужило Рубенсу толчком к возникновению самого ее замысла: было ли естественное желание самого художника написать данное полотно или это результат какого-то специального заказа? Х.Г.

Эверс считал это изображение свадебным (правда, он исходит из неверной датировки картины -1609-1611 годы) и связывал его с женитьбой Рубенса или его брата Филиппа.

Рубенс написал две картины на этот сюжет. Второй вариант, исполненный им почти одновременно с первым, сейчас находится в Берлинском музее. Кроме того, та же самая композиция была повторена им, в увеличенном виде, на фасаде его дома в Антверпене.

Источник: http://www.art-drawing.ru/gallery/753-rubens-peter-paul/detail/5877-rubens-peter-paul14

Андромеда и Персей: мифы древней Греции

Искусство и развлечения 22 марта 2015

Баловень судьбы, человек, щедро одаренный всем, что только может дать природа, вот кто такой Рубенс.

Петер Пауль был разносторонне одарен, обладал прекрасной внешностью, талантом схватывать все налету, цепкой памятью, которая позволила ему быть одним из самых образованных людей своего времени.

Совет

Он владел 6-ю языками, прекрасно ориентировался в музыке, поэзии и других видах искусства, обладал талантом блестящего дипломата. Кроме того, он был необычайно удачлив.

Но величайшую славу во времени и пространстве Рубенсу обеспечила гениальность непревзойденного художника.

Титан

Чародей, «король художников, художник королей» – какими только эпитетами не награждали современники этого талантливого и удивительно плодовитого гения эпохи барокко. Интересной и заманчивой сделал скучную эпоху правления герцога Альба удивительный мастер живописи Рубенс, картины которого украшают все музеи мира.

Он был великолепен во всех жанрах – портрет, исторические и религиозные полотна, пейзаж, полотна на мифологические сюжеты – ему было подвластно все, во всем он достигал вершин.

Удивительная плодовитость

Художник оставил потомкам тысячи подписанных им картин, что говорит о его работоспособности и количестве талантливых учеников. Много картин во всех жанрах, в том числе и написанных на известные сюжеты из «Мифов и легенд» Древней Греции и Рима.

Он писал Прометея и амазонок, подвыпивших Диониса и Силена, истории похищения Ганимеда и дочерей Левкиппа, Калидонскую охоту и голову Медузы и праздник римской богини любви – Венеры. Художник прекрасно знал мифологию.

Очень многие сюжеты запечатлел Рубенс, картины которого являются лучшими иллюстрациями к старинным сказкам Средиземноморья.

Видео по теме

Полнокровность героев Рубенса

Правда, пышущие здоровьем герои полотен художника иногда отличаются от стройных юношей и девушек, изображенных на древних амфорах, да и понятие «красивый» у него неразрывно связано с упитанностью.

Вот и сын царя Троя Ганимед, известный своей необыкновенной красотой, из-за которой Зевс в образе орла похитил его и сделал своим виночерпием, чтобы все время иметь перед глазами сказочного принца, на полотне Рубенса больше похож на толстого переростка, перепуганного до синевы. У великого фламандца, как правило, одному сюжету посвящены несколько работ. На одной из них легендарный сын Троя совсем неплох, зато орел на всех полотнах просто великолепен. Вот и красота Персея на картине несколько своеобразна. Но это, разумеется, частное мнение. Очевидно, Рубенс меньше всего хотел рисовать «красивость».

Один из самых известных древнегреческих героев

Картина «Андромеда и Персей» является шедевром мировой живописи. Ее сюжет очень популярен. Персея, убившего Медузу Горгону, самую страшную и всесильную из трех змееволосых дочерей двух морских божеств Форкия и Кето, знают даже люди, далекие от мифологии.

Способность убитой героем Горгоны обращать в камень все живое, без преувеличения, знакома всем и каждому.

Речь о ней зашла потому, что прямо в центре картины тщательно выписана отрубленная голова чудища, прикрепленная к поверхности зеркального щита, подаренного герою Афиной Палладой для осуществления именно этого подвига – убийства Медузы.

Вообще, олимпийские боги очень хорошо экипировали великого сына Данаи, родившей его от Зевса. Сюжет о появлении героя на свет тоже хорошо известен. Аргосский царь Акрисий, узнав, что погибнет от руки внука, спрятал свою дочь Данаю в подземелье. Но от громовержца не скроешься – он просочился к возлюбленной в виде золотого дождя.

Всем миром

Так вот, на полотне «Андромеда и Персей» очень скрупулезно изображены все доспехи – подарки богов. Правда, данные рознятся, кто что подарил конкретно, но основная версия такова. Шапку-невидимку дал Аид. Гермес, посланник богов, подарил свои крылатые сандалии и указал герою дорогу.

Бог огня – кузнец Гефест – дал острый кривой меч, так как только это орудие могло прорубить шкуру Медузы, всю покрытую чешуей. На картине еще изображен Пегас, родившийся из туловища убитой Медузы Горгоны. По сюжету мифа, Персей освобождал Андромеду без помощи крылатого коня.

Обратите внимание

Но художник как бы характеризует великого героя, предъявляя зрителю свидетельства его великих дел.

Надо сказать, что миф «Персей и Андромеда» очень популярен у писателей, поэтов и художников, но именно полотно Рубенса сразу возникает перед глазами при упоминании этой пары.

Суть истории

Сюжет картины таков. Великий герой Греции, основатель Микен, будущего центра греческой цивилизации, пролетал над морем и увидел красивую девушку, прикованную к скале, с выражением ужаса на лице.

Спустившись, Персей узнал, что Андромеду, а это была именно она, дочь эфиопской спесивой царицы Кассиопеи и царя Кефея, велено принести в жертву морскому чудовищу, посланному Посейдоном с целью наказания матери девушки за ее длинный язык. Кассиопея очень гордилась красотой дочери и утверждала, что она затмевает нереид, детей морского бога Нерея.

Читайте также:  Необычная картина джона копли. уотсон и акула - все о живописи

Царица забыла, что олимпийцы мстительны и не выносят ни малейшей конкуренции. Страшная гигантская рыба стала регулярно опустошать страну. Оракул рассказал, что чудищу надо отдать Андромеду, и беды прекратятся.

Сын Зевса спешит на помощь

Но Персей решил иначе, он разрубил гефестовским мечом оковы и отправил девушку на берег, предварительно спросив у стоявших тут же родителей красавицы, отдадут ли они Андромеду ему в жены, если чудовище будет убито. Получив согласие, он кинулся навстречу судьбе.

Бой был страшным, крылатые сандалии мокли, меч не помогал, но голова Медузы выручила Персея. Он показал ее рыбе, и та окаменела, превратившись в прибрежную скалу. Герой вернулся на берег к суженой. Андромеда и Персей жили долго и счастливо.

Она родила ему семерых детей: красавицу Горгофону и 6-х сыновей, старший из которых Перс стал родоначальником персидского народа, а младший Электрион – отцом Алкмены, матери Геракла. То есть величайший герой Древней Греции приходится Персею правнуком.

О роли Зевса во всей этой истории говорить не приходится – он был отцом и Персея, и Геракла.

«А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться…»

Описание картины Рубенса можно начать с указания точного момента этой трогательной истории – победитель возвращается к смущенной и счастливой возлюбленной, которая только что так счастливо избежала смерти.

В картине есть все – и торжественность момента (богиня победы Ника надевает на героя его шлем), и радость встречи влюбленных над головой поверженного чудовища.

Важно

Веселые ангелочки символизируют радость и благодарность всего освобожденного от напасти эфиопского народа, вывалившего, по легенде, шумной толпой на берег моря.

Можно бесконечно говорить о палитре художника, который потрясает зрителей XXI века, точно так же как и современников. Сотни книг написаны о его мастерстве и совершенстве владения кистью, о его способах нанесения красок на полотно, жизнелюбии, льющемся с его полотен.

Вершина творчества

«Андромеда и Персей» – гениальное полотно создателя школы барокко, волнующе-яркого, жизнеутверждающего стиля художественного выражения. Только великие творцы, а их не так много, становятся основоположниками какого-нибудь направления в искусстве.

Питер Пауль Рубенс в совершенстве владел силой пластического воображения, динамичностью форм и ритмов. В его произведениях торжествовало декоративное начало. Все это вместе составляло основу его творчества.

В своем произведении «Персей и Андромеда» Рубенс показал, что достиг тех вершин, к которым стремились три предшествующих поколения мастеров его родины Фландрии, а именно слияния воедино великой классической традиции мастеров Древней Греции и Рима, которую возродил Ренессанс, с реализмом мастеров южнонидерландской (фламандской) школы живописи.

Реализм – основа творчества

1577 –1640 – годы жизни гениального художника. Свой бесспорный шедевр «Персей и Андромеда» Рубенс писал в 1620-1621 годах, то есть будучи зрелым мастером, со своей узнаваемой с первого взгляда манерой письма. И реализм великого фламандца заставил звучать по-новому греческий миф. Он приблизил героев к жизни.

И Персей похож на реального мужчину, способного защитить любимую и без крылатых сандалий, и Андромеда похожа не на эфиопскую темнокожую принцессу, а на фламандскую девушку – белотелая, с ярким румянцем, с прекрасным светлыми волосами, которые так удавались Рубенсу.

Об этой его манере, которую один автор назвал «загадкой валёров», удачно разгаданной мастером. Означает это то, что «Персей и Андромеда» – картина, в которой Питер Пауль применял лессировку. Это техника, в результате использования которой получается глубокий переливчатый цвет.

Происходит это за счет нанесения на основной колер полупрозрачных красок такого же тона.

Прекрасная цветовая гамма

В этой картине большую роль сыграл контраст металлических темных доспехов героя с нежным обнаженным телом девушки – она беззащитная, он может защитить. Так запечатлен момент встречи героев на полотне Рубенса «Персей и Андромеда». Описание картины можно закончить словами о свободной уверенной манере письма великого художника и прекрасной насыщенной палитре полотна.

Локальные контрастные пятна, разбросанные по картине – бордовый, синий, коричневый – объединяются в общий цветовой поток. В нем выделяется и доминирует светлое розово-жемчужное тело красавицы. Поэту Джону Ричардсу принадлежат такие строки, навеянные этой картиной: «… и темный панцирь сына Данаи оттеняет сладко-снежное тело…».

Наилучший вариант этого бессмертного произведения хранится в Эрмитаже.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/128543/

Питер Пауль Рубенс, «Персей и Андромеда», «Портрет камеристки»

Рубенс родился во Фландрии, ныне входящей в состав Бельгии, в конце XVI в., когда страна находилась под властью монархической Испании. Революционная попытка освободиться от этой власти не увенчалась успехом, но вызвала необычайно высокий подъем национального искусства, и в первую очередь живописи.

Художники, работавшие над заказами католической церкви и знатных горожан, часто обращались к религиозным и мифологическим сюжетам, но писали и портреты современников, сцены народных празднеств. Фламандскую живопись этого времени отличает сочность и звучность красок, героика образов.

Питер Рубенс является ярким представителем своего времени. Он был образованнейшим человеком, любил и хорошо знал античную литературу и искусство, владел несколькими языками. Первые годы его творческой жизни прошли в Италии, и уже там Рубенс приобрел известность. Вернувшись на родину, он стал придворным живописцем испанского наместника.

Совет

Правители Фландрии не раз использовали блестящий ум и красноречие Рубенса, давая ему дипломатические поручения, но главным для него всегда было искусство. Тематика его произведений необычайно широка и разнообразна. Рубенс писал и монументальные произведения на религиозные темы («Воздвижение креста»), и многочисленные сцены охоты на хищников.

Он горячо любил природу, и в его творчестве немало величественных пейзажей.

Традиционную для фламандской живописи XVI-XVII веков тему стихий природы Рубенс сумел наполнить новым содержанием. Его полотно «Союз Земли и Воды» представляет символический союз по-земному прекрасной и чувственной богини земли и плодородия Кибелы с полным энергии морским богом – Нептуном.

Эта картина действительно глубоко символична. В ней слились воедино мифология античности и политические реалии XVII в., жизнелюбие фламандцев и пышность рубенсовской кисти.

«Союз Земли и Воды» заставляет вспомнить, что помимо блестящего артистического дарования Рубенс обладал не менее блестящими дипломатическими способностями: тонкий язык аллегории и намека был стихией мастера.

Как современники живописца, так и позднейшие исследователи, воспринимали эту картину как отображение жизненно важного для Фландрии союза бога реки Шельдт Скалдамуса с богиней-покровительницей города Антверпена.

Освобождение Шельдта, на котором стоит Антверпен, и возрождение былой мощи города как морского порта стало скрытым лейтмотивом картины, соединение же города с его главной водной артерией должно было стать, согласно замыслу художника, залогом последующего процветания. Идея эта приобрела особый смысл в 1609 г., после установления 12-летнего мира с Республикой объединенных провинций, когда вновь оживились надежды на снятие голландской блокады с устья Шельдта.

Еще один яркий пример высокого мастерства Рубенса – картина «Персей и Андромеда». За основу сюжета своего произведения художник взял фрагмент греческого мифа о Персее, герое-победителе чудовищной горгоны Медузы.

Картина повествует о том, как герой на пути в родные края спас прекрасную Андромеду, дочь царя Кефея и царицы Кассиопеи. Царевна по велению оракула была предназначена в жертву морскому чудовищу, которое Посейдон наслал на царство Кефея в наказание за гордыню царицы.

Кассиопея прогневала морских нимф, похваляясь, что она прекраснее даже нимф морских.

Обратите внимание

Очарованный красотой девушки, Персей убил чудовище и освободил Андромеду. Наградой же герою была ее любовь.

Следуя мифологическим традициям, художник изображает на картине волшебные предметы, которые помогли Персею победить горгону Медузу и морское чудище: крылатые сандалии на ногах героя, зеркальный щит с головой Медузы, серповидный меч, закрепленный на поясе, и волшебный шлем.

Все эти детали, наряду с крылатым конем и телом чудовища, художник вводит в сюжет картины, чтобы передать атмосферу античной легенды. Но главная тема – это любовь, земное человеческое чувство, гимн жизни, молодости и красоте.

Настроение ликующей радости передается в торжественной поступи героя, в стремительно развевающихся складках его плаща, в позе богини Славы, венчающей Персея лавровым венком победителя.

Настроение апофеоза в картине рождается из сопоставления мощного, бурного чувства Персея и трепетной, тихой радости Андромеды, из стремления друг к другу двух начал – сильного, мужественного и нежного, мягкого, женственного.

Чистыми, насыщенными, звучными красками передается художником холодный блеск металла и живое тепло человеческого тела, блеск конской гривы и золотисто-алые переливы шелка. Исключительная светоносность отличает всю палитру красок.

Картина написана легкими мазками, а по прозрачности и мягкости является совершенным образцом искусства Рубенса.

Источник: http://jivopis.org/rubens-piter-paul–persej-i-andromeda-portret-kameristki/

Рубенс Питер Пауль (1577 – 1640)

На рубеже 16 – 17 веков Нидерланды разделились на две части: Голландия, как стали называть семь северных провинций, освободившихся от власти Испании, и южная часть, оставшаяся под владычеством Испании – Фландрия (ныне Бельгия). С этого момента искусство этих стран пошло по разным направлениям.

Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства.

Поэтому картины для замков, для городских домов антверпенских патрициев и величественные алтарные образа для богатых католических церквей – вот главные виды работ фламандских живописцев этого времени.

И поэтому фламандское искусство стремилось к пышности, к роскошному барокко.

Важно

Священные писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты – вот основные жанры искусства Фландрии.

Центральной фигурой фламандского искусства 17-го века был Питер Пауль Рубенс.

Он родился в Германии, где недолго жили его родители. Образование получил в Антверпене, изучал европейские языки, познакомился с античной истороией, а затем обучался живописи. По окончании обучения совершенствовал свое мастерство в Италии, где изучал творчество великих мастеров.

В 1608 году приехал на родину и женился на богатой девушке из бюргерского семейства Изабелле Брандт и прочно обосновался в Антверпене. С этих пор начинается его напряженная творческая работа, когда ему неизменно сопутствовал успех. Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства, ему заказывают произведения иностранные дворы.

Искусство Рубенса – типичное выражение стиля барокко, которое приобрело в его произведениях национальные особенности. Даже в самых драматических картинах его чувства преобладают над рассудочностью, в них огромное жизнеутверждающее начало. В них начисто отсутствует мистика.

Физическая сила, страстность, иногда даже необузданность, упоение природой – вот характерные черты рубенсовской живописи. Рубенс прославляет национальный тип красоты: женщины у него светлокожие, русоволосые, с пышными формами, мужчины – мощные атлеты.

Читайте также:  "впечатление" клода моне. главная картина импрессионизма. - все о живописи

Картины Рубенса полны бурного движения, это поистине мир, где нет покоя.

Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял античные образы в живописные. Но преимущественно избирал те сюжеты, где все находится в бурном движении.

Успех и всеобщее восхищение сопутствовали Рубенсу всю жизнь. Он написал огромное количество произведений на исторические, мифологические, религиозные сюжеты, писал портреты.

В целом во всех своих полотнах он прославлял радость земной жизни. Его образы полны цветущей силы и ликования. В его картинах всюду горячие, пылающие краски, роскошные одежды и сверкающие украшения, много пышной бело-розовой плоти.

Совет

Рубенс умер в 1640г., в расцвете творческих сил. Он оставил после себя гениальные произведения живописи, а главное – определил пути развития фламандской школы, имевшей огромное влияние на последующее развитие западно-европейского искусства.

Источник: http://cvetamira.ru/rubens-piter-paul-1577-1640

Персей и Андромеда

Питер Пауль Рубенс (PeterRubens)

Масло/Холст (1621)

99.5 х 139 см

Описание

«Персей и Андромеда» – один из шедевров мастера. Картина написана на сюжет античной мифологии. Дочь эфиопской царицы Кассиопеи и царя Кефея, прекрасная Андромеда, должна была стать жертвой морского чудовища, опустошавшего страну.

Прикованная к скале, ожидала она своей страшной участи, когда ее увидел пролетавший мимо на крылатом коне Персей, сын Зевса и Данаи. Опустившись на остров, он сразился с чудовищем и освободил принцессу. В награду за свой подвиг Персей получил в жены полюбившую его Андромеду.

Миф о борьбе и торжестве светлых сил над темными привлек внимание Рубенса — певца героического и жизнеутверждающего в природе и людях. Художник неоднократно… Полностью

«Персей и Андромеда» – один из шедевров мастера. Картина написана на сюжет античной мифологии. Дочь эфиопской царицы Кассиопеи и царя Кефея, прекрасная Андромеда, должна была стать жертвой морского чудовища, опустошавшего страну. Прикованная к скале, ожидала она своей страшной участи, когда ее увидел пролетавший мимо на крылатом коне Персей, сын Зевса и Данаи. Опустившись на остров, он сразился с чудовищем и освободил принцессу. В награду за свой подвиг Персей получил в жены полюбившую его Андромеду.

Миф о борьбе и торжестве светлых сил над темными привлек внимание Рубенса — певца героического и жизнеутверждающего в природе и людях. Художник неоднократно обращался к этой теме. Центральное место в картине отведено герою, которого увенчивает парящая над ним богиня Славы. На щите Персея — голова убитой им Медузы Горгоны. Легким и ласковым жестом Персей прикасается к руке смущенной принцессы. Андромеда Рубенса — не идеальная античная красавица, а рыжеволосая, пышнотелая фламандка. Крылатый Пегас, еще не остывший после борьбы,— не сказочный, тонконогий скакун, а могучий конь, вспоенный соками тучных полей Фландрии. Все в картине— воплощение здоровья и силы, все исполнено трепета жизни, пронизано движением: стремителен полет Славы и амуров, окружающих героя, развеваются ткани, бьет копытами конь. Линии плавно извиваются, формы круглятся. Ликующему тону повествования способствует динамическое сочетание ярких, насыщенных цветовых пятен синего, красного, оранжевого. Во всей полноте проявляется изумительное мастерство художника в изображении обнаженного тела. Сочетание розоватых, желтоватых, голубовато-перламутровых оттенков создает впечатление живой, теплой сияющей человеческой плоти. «Персей и Андромеда» оставалась, по-видимому, в доме Рубенса до смерти художника. На гравюре 1684 года, изображающей фасад дома Рубенса в Антверпене, картина видна через окно второго этажа.

В Эрмитаж она поступила в 1769 году в составе коллекции графа Брюля.

Источник: http://dedale.ru/artwork/show/PeterRubens/10

РЕСТАВРАЦИЯ

Литература. М.Варшавская. Картины Рубенса в Эрмитаже. Каталог.  – Ленинград, “Аврора”. 1975. Стр.145-149.

_____________________________________________________________________________

Статья.

Рубенс. Персей и Андромеда

Рerseus and Andromeda

22. ГЭ 461

Холст, масло, переведена с дерева в 1864 г. Н. Сидоровым, 99,5 Х 139. Следы склеек во всю ширину и трещин справа. Перевод сделан с сохранением авторского грунта, и живопись на рентгенограмме хорошо видна.

Сюжет восходит к «Метаморфозам» Овидия, IV, 668—764. Эверс в 1943 г. называет как возможные источники сюжета: Гигина (Hyginus, I в. до н. э.) Fabulae и De Astronomia, Аполлодора (Apollodor, II в. до н. э.) Bibliotheca, а также книгу Яна Баптиста Хоуварта (J. B. Houwaert) Pegasides plein (РисталищеДегаса), выходившую в Лейдене дважды,

в 1583 и в 1611 гг.

Тема Персея, побеждающего дракона и освобождающего Андромеду, была” излюбленным

мотивом аллегорического изображения государя, освобождающего страну от нашествия врагов или защищающего религию от еретиков.

Мотив этот, начиная с эпохи Возрождения, постоянно встречается среди украшений торжественных встреч государя, вступающего на престол или возвращающегося с победой. Учитель Рубенса Отто Вениус в гравюре 1589 г. изобразил «победителя Нидерландов» Александра Фарнезе в виде Персея с головой Медузы на щите. В 1635 г.

в Антверпене при встрече инфанта-кардинала Фердинанда (см. Кат. 35-40)городская камера риторики разыграла на одной из площадей спектакль «Персей и Андромеда».

Однако в данной картине трудно обнаружить какое-либо конкретное политическое содержание. Это не удалось и Эверсу в 1943 г.

, хотя он и утверждает, что композиция со щитом Медузы в центре (на берлинском варианте композиции щита с головой Медузы нет) имеет несомненно геральдический характер и должна быть написана по специальному заказу или приурочена к определенному событию. Эверс обратился тогда к другому толкованию, определяя изображение как свадебное.

Исходя из неверной датировки эрмитажной картины 1609-1611 гг., Эверс объединяет ее в одну группу с картинами «Александр и Роксана» (Верлитц, Государственные дворцы и парки, N 1405) и “Марс и Beнeрa” (ранее в замке Кенигсберг), связывая их с женитьбой самого Рубенса или его брата Филиппа.

Наиболее вероятным можно считать толкование темы, которое дает сам Эверс в итоге сопоставления всех обращений к ней Рубенса (кроме эрмитажной и берлинской композиций – “Освобождение Андромеды”, 1636—1638, Мадрид, собр.

Осуна; так называемая Большая Андромеда, 1638 -1640, Западный Берлин, Музей Далем; «Освобождение Андромеды», 1638—1640, Прадо).

Эверс пишет: «Это стремление действовать, освободиться… 06щий порыв к избавлению… и нельзя отделить
друг от друга телесное и духовное освобождение…» (Evers, 1943, S. 272).

 
Гёлер фон Равенсбург в 1882 г.

Обратите внимание

отмечал, что Рубенс ввел в повествование сравнительно с
античным мифом новый момент: у него Персей прилетает на крылатом коне Пегасе, который возник из крови убитой им в предыдущем подвиге Медузы Горгоны, тогда как античный Персей прилетал в крылатых сандалиях, одолженных ему Гермесом (сандалии мы видим и на Персее эрмитажной картины). Но Эверс в 1943 г. справедливо заметил, что

в античной мифологии это не было твердо установлено, так же как и то, как был убит Персеем дракон – мечом или с помощью отрубленной головы Горгоны, один взгляд которой превращал все живое в камень. В западно-европейской живописи нового времени встречаются изображения Персея, прилетающего и в крылатых сандалиях (например, картина Тициана в собр. Уоллес в Лондоне), и на крылатом коне (например, фреска Аннибале Карраччи в палаццо Фарнезе в Риме).

Сомнений в собственноручности исполнения никогда не возникало. Только в описи 1773-1783 гг., где усмотрена была «неточность рисунка», высказано предположение, не принадлежит ли работа «какому-нибудь мало искусному ученику мастера».

 
На гравюре 1684 г. Якоба Харревейна (Jacobus Harrewijn, ок. 1660—между 1732 и 1740 гг.), по рисунку Я.ван Круса (J. van Croes, работал в XVII в.), изображающей садовый фасад дома Рубенса в Антверпене, среди других, по-видимому живописных изображений, над входом на лестницу видна композиция, близкая к эрмитажной.

Однако в рукописи антверпенского ученого-собирателя XVIII в. Ж. Ф. Моля (J. F. Mols) о росписях на фасаде дома Рубенса сказано следующее: «Эти картины находились преимущественно на стенах, обращенных во двор и в сад, между вторым и третьим этажом.Они продержались долго и продержались бы еще дольше, если бы ими не пренебрегали.

На них изображены были различные мифологические сюжеты в компартиментах, соответствующих ширине окон. Одна из них продержалась особенно долго. Это была Андромеда, изображенная в цвете. Она стояла, совершенно
обнаженная, справа. Персей, победивший чудовище, приближается к ней, чтобы отвязать ее от скалы, с помощью нескольких амуров.

Пегаса, слева, удерживают другие гении, шаловливо взбираясь на его круп. С этой стороны горизонт замыкался морем; на краю неба, у края картины, видно было чудовище, плавающее в собственной крови.

Я могу засвидетельствовать, что при продаже дома на этой стене, где я его видел множество раз,

было не то изображение, которое гравировано Харревейном» (Брюссель, Королевская библиотека, MS. 5724, F. 9vo—цит. по книге: Rooses, 1890, IV).

Описание Моля больше подходит к композиции берлинского варианта эрмитажной картины. Этот вариант, по-видимому, того же времени, что и эрмитажная картина (Oldenbourg, 1921, Taf. 225, S. 463), является легким видоизменением тех же сюжетных мотивов.

Эверс в 1943 г.

совершенно справедливо сопоставляет голову Медузы на щите Персея

с «Головой Медузы» (около 1614, Вена, Художественно-исторический музей), а фигуры Андромеды (за исключением поворота ее головы) и амура налево от нее—с богиней слева и крайним справа амуром в «Суде Париса” (Вена, Музей Академии художеств, № 644. Медь, масло, 32,5 Х 43,5; в каталоге Эйгенбергера 1927 г. он приписывался А. ван Дейку, в каталоге 1961 г. числится «Рубенс (?)»; Джаффе в 1966 г. считает его эскизом недавно приобретенного Лондонской Национальной галереей «Суда Париса» Рубенса, 1601; см. М. Jaffe, Rubens in Italy”, 11, The Burlington Magazine, 1966, April). Амура co шлемом героя на эрмитажной картине Эверс сравнивает с амуром на картине Рубенса «Александр и Роксана». Маленький Гименей этой картины похож на амура, держащего под уздцы коня на эрмитажной картине.

И все же, несмотря на частичные обращения к мотивам, использованным в ранних произведениях, Эверс в 1943 г. не прав, причисляя эрмитажную картину (в опровержение своего утверждения 1941 г.—«около 1622—1623 гг.») к работам до 1612 г.

Ранними годами датировали картину и в старой литературе: Сомов в 1902 г.—между 1612 и 1615 гг., Розес в 1890 и в 1905 гг. и Розенберг в 1905 г.— между 1615 и 1620гг. Но Ольденбург в 1921 г. верно датировал ее 1620—1621 гг. Стилистические особенности картины указывают на начало 1620-х гг.

: динамична композиция, аналогичная композиции «Пира у Симона Фарисея» (см. Кат.

18); мягкость фактурных переходов от густой пастозности в светах к тончайшей прозрачности в тенях, создающая глубину и лучезарность живописной поверхности; теплота колорита, основанного на систематической разработке световых рефлексов. Широта и свобода мазка позволили Лабенскому в 1838 г. даже считать картину эскизом.

История картины: в XVII в. находилась, по-видимому, в Бельгии (см. выше о гравюре
Харревейна); возможно, она была продана за 630 флоринов 16 апреля 1738 г. на аукционе собр. барона Шенборна в Амстердаме: «№ 8. Персей, освобождающий Андромеду, П. П.

Важно

Рубенса, прозрачно и нежно написана, в его лучшее время, высота 3 фута 6 дюймов, ширина 4 фута 9 дюймов» (97,5 Х 132,5 см, исходя из амстердамского фута в 11 дюймов,
и считая размер в свету, как специально отмечено в аукционном каталоге; см. Hoet—Тег- westen, III). Но не исключено, что здесь подразумевается берлинский вариант. Приобретена в 1768 г. из собр. Брюля в Дрездене.

Читайте также:  Джорджо моранди. красота простых вещей - все о живописи

Подготовительные работы: рисунок Пегаса— Вена, Альбертина (Michel, 1900); возможно, что это только повторение.

Варианты:

1) Западный Берлин, Музей Далем. Дерево, масло, 99 Х 137. Копии этой композиции: а) Лихтенштейнская галерея, Вадуц; б) Арль, Музей; в) Лиссабон, Музей;

2) аукцион собр. Гастона фон Мальмана в Берлине в 1909 г. (Der Cicerone, 1909, I, S. 46—47);

3) аукцион собр. Паувельс-Аллар в Брюсселе, июнь 1927 г. (Р. Fierens, Pictura, 1945). В собр. Мальборо в замке Бленхейм, Англия (New Description of Blenheim…,
Oxford, 1806, p. 32)—вариант близкий к поздним композициям в Берлине и Мадриде: Персей в небе на Пегасе, над головой Андромеды — амур с факелом (Goeler von Ravensburg, 1882).

Копии: собр. Д. Кроули, Шорхем-бай-Си, Сассекс. Англия. Холст, масло, 50 Х 68.

Гравюры: П. Ф. Тардье (Р. F. Tardieu, 1711-1771), для альбома: Recueil d'estampes gravees'd'apres les tableaux de la Galerie et du Cabinet de S. E. Mr. Le Comte de Bruhl…,

p. I, a Dresde.. ., 1754, pl. 27.

Старые эрмитажные номера: опись 1773- 1783 гг.—56; опись 1797 г.—1300; опись 1859 г.—3001; каталоги 1863—1916 гг.—552.

Литература: Hoet — Terwesten, III, biz. 18; Schnitzler, 1828. p. 105; Smith, 1831, П, p. 169-170, No. 588; Labensky, 1838, p. 349; Waagen, 1864, S. 138—139; Goeler van Ravensburg, 1882, S. 123-126; Rooses, 1890, III, р. 146—147, № 666; «Искусство и художественная промышленность», 1899—1900, с.

278—279 (гравюра Остроумовой); Michel, 1900, p. 188; Сомов, 1902, с. 422-423; Сомов. Картины, 1902, IX, с. 117; Rooses, 1905, S. 154; Rosenberg, 1905, Taf. 125; Неустроев, 1909, с. 18; Бенуа, 1910, с. 225; Oldenbourg, 1921, Taf. 224; Шмидт, 1926, с. 18; Evers, 1943, S. 265—274; (впервые напечатано: Das Werk des Kunstlers, II, 1941-1942, S.

208); Каталог 1958, с. 82; Bazin, 1958, p. 113, 237,

note 237, pl. Ill; Gerson – Ter Kuile, 1960, p. 81-82; Alpatov, 1969, p. 25-30.

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

1. РУБЕНС. Персей и Андромеда . Рerseus and Andromeda.

 Государственный Эрмитаж.  ГЭ 461

2. РУБЕНС. Персей и Андромеда. Западный Берлин, Музей Далем . RUBENS. Perseus and Andromeda
Staatliche Galerie Dahlem, West Berlin

3. Я. ХАРРЕВЕЙН. Дом Рубенса в Антверпене. Садовый фасад. Гравюра. J. HARREWIJN. Rubens' House in Antwerp. The Garden Front. Engraving

Более полные сведения о картине, исследованиях, повторениях, гравюрах, вариантах, а также старые эрмитажные номера и литературу см. в книге: М. Варшавская. КАРТИНЫ РУБЕНСА В ЭРМИТАЖЕ. Издательство “Аврора”. Ленинград. 1975.

Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/kartiny_rubensa_v_ehrmitazhe/rubens_persej_i_andromeda/12-1-0-85

Персей и андромеда питер-пауль рубенс

     Об Антверпене часто просто говорят: «Родина Рубенса». Здесь, на Зеленой площади в центре города, стоит сегодня бронзовый Рубенс, приветливо встречая всех прохожих. Он изображен в просторной блузе-безрукавке, в шароварах и сапогах, у ног его лежит палитра с кистями…

Кто бы ни прошел по площади, всякий приветствует великого фламандца поклоном или дружеским жестом. Здесь он — хозяин, он царит здесь, встречает гостей, сопровождая их по площадям, аллеям и бульварам бельгийской столицы.

Здесь долгое время летними вечерами, по средам и субботам, давались концерты в честь великого художника.

Совет

     Рубенс, которому сила вдохновения открыла как будто все тайны гармоничного сочетания красок и все могущество рисунка — один из величайших живописцев не только своего времени, но и веков позднейших.

Художественная плодовитость его была баснословной, исчерпывающий каталог его произведений составить просто невозможно.

Вряд ли найдется сколько-нибудь известная галерея (публичная или частная), в которой не было бы полотен Рубенса.

     Его творчество не оставляет никого равнодушным вот уже около 400 лет. У него столько же страстных поклонников, сколько и хулителей, которые обычно видят в нем лишь певца чувственных радостей и наслаждений, увлеченного только цветущей красотой обнаженного женского тела.

Но имя Рубенса так громко звучит в истории, что никакие враждебные суждения уже не могут поколебать и ослабить того восторга, с которым это имя встречается.

Если по временам грубость и невоздержанность его эпохи отражались на его картинах, то и это мы не можем ставить в упрек великому живописцу.

     Дарование Рубенса многогранно, и творчество его насыщено более сложными идеями, чем это может показаться на первый взгляд. Лучшие его творения венчают художника славой даже среди самых великих мастеров. И таких творений у Рубенса столько, что «слабые» его произведения (какие можно найти и у других художников) можно просто оставить без внимания.

     Видное место в творчестве Рубенса занимают картины на мифологические и аллегорические сюжеты.

Обратите внимание

Здесь он почти не знал себе равных, и потому его полотна на эти темы вызывали бурю восторгов у современников, поражали замечательными познаниями художника в области античной истории и мифологии.

Сам Рубенс в одном из своих писем говорил: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравняться с которым я даже не смел и помыслить».

    В представлении великого живописца античное божество — это вечно юная и непобедимая сила, античная богиня — это воплощение изящества и красоты пышных, чувственных форм.

Часто античный миф служит Рубенсу предлогом для демонстрации обнаженного женского тела, безотносительно к тому, дает ли он изображение «Суда Париса», «Трех граций» и т.д.

И действительно, его картины на мифологические сюжеты для многих искусствоведов являются наиболее полнокровными среди всех творений художника, ибо Рубенс неподражаемо умел перекраивать античные формы на свой чисто фламандский лад.

В таких картинах с особой силой сказываются гениальный живописный темперамент Рубенса, его стихийная чувственность и замечательное мастерство в изображении обнаженного тела, в знании анатомии которого он стоит вровень с другими величайшими живописцами мира.

     Около 1620—1621 годов Рубенс создает картину «Персей и Андромеда». В греческом мифе, из которого художник заимствовал сюжет, рассказывается о прикованной к скале красавице Андромеде, которую должно было растерзать выплывающее из моря чудовище. На этой скале ее и увидел юный герой Персей, когда после долгого пути достиг царства Кефея.

     Уже близко чудовище. Оно приближается к скале, широкой грудью рассекая волны, подобно кораблю, который несется по волнам, как на крыльях, от взмахов весел могучих гребцов.

Важно

Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей на своих воздушных сандалиях взлетел высоко в воздух. Тень его упала на море, и яростно ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч…

Бешено бьет по воде чудовище своим рыбьим хвостом, и тысячи брызг взлетают до самых вершин прибрежных скал. Пеной покрылось море… Удар за ударом наносит Персей. Кровь и вода хлынули из пасти чудовища, пораженного насмерть…

Быстро понесся могучий сын Данаи к скале, которая выдавалась в море, обхватил ее левой рукой и трижды погрузил свой меч в широкую грудь чудовища. Окончен ужасный бой.

     Но в сюжет античного мифа Рубенс внес некоторое изменение: он ввел крылатого коня Пегаса, на котором прилетел Персей. Рубенса занимал не сам подвиг Персея, не борьба и сопротивление, а ликование по поводу уже свершившейся победы, когда радостные крики раздались с берега и все славили могучего героя.

В этой картине Персей выступает как триумфатор, крылатая богиня Виктория (Слава) с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках венчает победителя. Апофеоз Персея становится торжеством жизни, уже ничем не омрачаемой, прекрасной и радостной.

И эту художественную задачу Рубенс разрешает с такой полнотой, с такой захватывающей силой, какая до сих пор у него почти не встречалась.

     Напряженная внутренняя динамика каждой линии, каждой формы, их нарастающий ритм достигают здесь исключительной выразительности. Непреодолимая сила, ворвавшаяся, подобно вихрю, откуда-то извне, дает всей композиции и клубящимся, как в водовороте, движениям единое направление.

И гордый конь, дугой выгнувший шею, широко разметавший свои крылья и еле сдерживаемый маленьким амуром, и стремительно летящая богиня Славы в своих развевающихся одеждах, и шагнувший вперед Персей — все они как бы притягиваются фигурой Андромеды, склонившейся навстречу своему спасителю.

Светлое пятно ее тела — доминирующий центр, красочное пятно всей картины.

Совет

Замыкая собой композицию слева, Андромеда заставляет повернуться вспять весь этот поток движения, который завершает свой круговорот где-то за пределами рамы, исчезая вместе с драконом, только частично попавшим в картину.

     В это движение пришли как будто даже сами краски картины. Прежде изолированные друг от друга локальные цвета теперь объединяются в единый красочный поток, в котором отдельными пятнами сверкают только синяя одежда богини, красный плащ Персея и его темный панцирь, оттеняющий белизну тела Андромеды.

     Эту картину Рубенс писал тоже густыми красками. Но основной целью художника в «Персее и Андромеде» было достигнуть воздушности и светящейся прозрачности, поэтому иногда прямо по светлому теплому грунту он накладывает жидкие краски, оставляя просвечивать и грунт, и подмалевок.

Человеческая фигура, окутанная этой живой атмосферой, теряет свою определенность и резкость очертаний.

Даже немного грузная фигура Андромеды дана в таком чарующем обаянии цветущей молодости, что изображение этого обнаженного тела может служить непревзойденным образцом живописного мастерства.

     Картина «Персей и Андромеда», казалось бы, изученная многими искусствоведами, тем не менее во многом остается загадочной. По сей день «творческая история» ее остается неизвестной.

Что именно послужило Рубенсу толчком к возникновению самого ее замысла: было ли естественное желание самого художника написать данное полотно или это результат какого-то специального заказа? Х.Г.

Эверс считал это изображение свадебным (правда, он исходит из неверной датировки картины — 1609—1611 годы) и связывал его с женитьбой Рубенса или его брата Филиппа.

Обратите внимание

     Рубенс написал две картины на этот сюжет. Второй вариант, исполненный им почти одновременно с первым, сейчас находится в Берлинском музее. Кроме того, та же самая композиция была повторена им, в увеличенном виде, на фасаде его дома в Антверпене.

Источник: http://elenakonovalova.ucoz.net/publ/100_velikikh_kartin/persej_i_andromeda_piter_paul_rubens/8-1-0-208

Ссылка на основную публикацию