Явление христа народу. в чем успех и провал картины иванова – все о живописи

Александр Иванов «Явление Христа народу»

Подробности Категория: Искусство России XIX века Опубликовано 15.04.2018 17:20 Просмотров: 692

Художник Александр Ива́нов известен в основном одной своей картиной – «Явление Христа народу», хотя он является автором многих других полотен на библейские и антично-мифологические сюжеты.

Бо́льшую часть своей жизни русский художник провел в Италии, где 20 лет работал над этой картиной. О его работе в России узнали из письма Н.В. Гоголя, но в течение многих лет двери мастерской Александра Иванова были закрыты для публики. Много лет он вёл затворнический образ жизни, о котором Н.В.

Гоголь писал так: «Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет; потому что уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы».

Художник Александр Бенуа также высоко ценил личность художника: «В нем жила детская, ангельская, пытливая душа, настоящая душа пророка, жаждавшая истины и не боявшаяся мученичества…». 

История создания картины

Идея картины возникла у художника ещё в молодости. Он хотел воплотить на полотне историческое значение христианства. Находясь в Италии, А. Иванов начал серьезно изучать религиозную живопись мастеров Возрождения.Художник подчеркивал, что пишет именно историческую картину, а не просто религиозную. Он хотел представить евангельский сюжет как факт истории.

Реальные события, отражённые в картине, происходили в Палестине. Туда художник не смог попасть, но нашёл недалеко от Рима маленький городок Субиако, расположенный на высокой каменистой горе. Этот город своим обликом был удивительно похож на палестинские города.

Художник делал много набросков для своей будущей картины, сохранились эскизы местности, типажи людей, особенно евреев, которые тщательно изучал А. Иванов, посещая синагоги и другие многолюдные места.Когда был разрешён доступ в мастерскую художника, картина Иванова произвела настоящую сенсацию: казалось, весь Рим побывал здесь, и отзывы о картине были самыми восторженными.

Обратите внимание

Но когда картину привезли в Петербург, художника ожидало некоторое разочарование: в общем полотно произвело сильное впечатление на общественность, но Академия художеств восприняла работу с некоторой холодностью, и не все современники смогли по достоинству оценить её новаторство.Александр Иванов умер от холеры в том же году.

После его смерти полотно было приобретено императором Александром II и отправлено в Румянцевский музей.

В настоящее время картина находится в Третьяковской галерее в Москве. Это огромное полотно расположено в отдельном зале галереи.

Картина А. Иванова в зале Третьяковской галереи
В Русском музее представлен эскиз меньшего размера и эскизы фигур.

«Человечество на перепутье из физических сил в духовные» (А. Иванов)

Эта мысль художника легла в основу его грандиозного полотна.На нём изображена сцена из первой главы Евангелия от Иоанна и третьей главы Евангелия от Матфея – крещение народа Иоанном Крестителем.

Художник показывает, как воспринимают происходящее разные группы персонажей картины. Зритель видит особенности каждого образа.

Александр Ива́нов «Явление Христа народу» (1837-1857). Холст, масло. 540 × 750 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Над всем земным – горний, небесный мир. К этому миру принадлежит одинокая фигура Христа, идущего к народу.

Как встретит Его народ? Христос – одновременно и часть гармоничного мира природы, и часть земного мира, наполненного человеческими страстями и страданиями.

В центре картины – фигура Иоанна Крестителя: его лицо вдохновенно, а воздетые руки с верой устремлены к приближающемуся Христу. Вот как сказано об этом в Евангелии от Матфея: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему» (Матф.3:1-5).

Композиция картины состоит из двух планов.

В левой части картины будущие апостолы: юный порывистый рыжеволосый Иоанн Богослов, спокойный и убеждённый в вере Андрей Первозванный, Пётр в раздумье. За спиной Петра – сомневающийся Нафанаил.

Он как бы остановился в неуверенности: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Вся его поза выражает сомнение.

Важно

Почти в центре полотна, слева от Иоанна Богослова, художник изобразил себя в синем плаще и серой шляпе с посохом в руке, смотрящим в сторону Христа.

В правой части картины изображены римские воины на конях и иудейские священники и фарисеи с непроницаемыми или хмурыми лицами – противники Христа. Один человек в ярком коричневом хитоне полуобращён к приближающемуся Христу как будто в порыве отойти от этой группы (считается, что образ этого человека написан с Н.В.

Гоголя).Между этими двумя полюсами – толпа людей. Как в любой толпе, здесь можно увидеть и праздное любопытство, и истинный интерес к происходящему.Молодые и старые изображены вместе, как символ молодости и старости человечества, которые всегда идут рядом: в левой части картины старик и юноша выходят из воды.

Юноша заинтересован словами Крестителя, он спешит выйти на берег; старик, опершись на посох, тоже увлечён проповедью, но пребывает в раздумье.

В центре полотна – группа «хозяин – раб», о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада».

Величие христианства – в пробуждении Божественного начала в униженных душах.

Об авторе картины

С.П. Постников. Портрет А. А. Иванова
Алекса́ндр Андре́евич Ива́нов (1806-1858) – русский художник, представитель академического стиля в живописи.Он родился в семье художника Андрея Ивановича Иванова, профессора Императорской Академии художеств. А. Иванов поступил в академию возрасте 11 лет.

Учился под руководством отца. Совершенствовал своё мастерство в Германии и Италии.

В Италии А. Иванов занимался изучением и копированием художников Возрождения, усердно изучал Новый Завет с целью изобразить явление Мессии народу. Но прежде испытал себя в менее масштабном произведении, создав в 1834-1835 гг.

«Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».

Александр Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835). Холст, масло. 242 × 321 см.

Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Согласно Евангелию от Иоанна, Мария Магдалина узнаёт воскресшего Христа, который жестом руки останавливает её порыв, говоря ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Иоан.20:17).

Эта картина имела большой успех и в Риме, и в Санкт-Петербурге: в 1836 г. художник удостоился за неё звания академика.Данный успех прибавил бодрости художнику, и он принялся за главное дело своей жизни – создание огромного полотна «Явление Христа народу» («Явление Мессии»).

Творчество А. Иванова – пример самоотверженного служения искусству.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xix-veka/804-aleksandr-ivanov-yavlenie-khrista-narodu

Картина Иванова Явление Христа народу. 1837 по 1857 г

Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».

На создание этого монументального произведения искусства у художника ушло почти двадцать лет, основную часть которых Иванов провел в Италии.

Помимо картины до наших дней дошло множество отдельных сюжетов-этюдов, предшествующих основной работе, которые более подробно изображают тот или иной фрагмент полотна.

Совет

В своей работе художник полностью отступил от канонов художественного академизма, поставив своей целью не только изображение известного исторического события, но и передачу посредством него важных глубокомысленных христианских идей и реакции различных людей на них.

Довершил художник свое отступление от академической манеры исполнения акцентированием внимания не на теле человека, а на его лице и эмоциональных переживаниях.

Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства.

Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.

Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю.

На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему.

Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!

Рядом с пророком стоят апостолы, будущие ученики Спасителя, которым после его воскрешения будут разносить по миру благую весть о земной жизни Иисуса Христа.

Обратите внимание

Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины – молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию. Вот они – уже уверовавшие в Христа Спасителя.

По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются. На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других – недоверие, они все еще сомневаются в правдивости рассказов о Мессии.

Чуть дальше, на холме, мы видим толпу еврейских священников, которые со злобой смотрят на Иисуса, именно они впоследствии и станут причиной дальнейшей казни Спасителя.

Центральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины.

Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса немного размытым еще и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятно-возвышенным и таинственным.

Отдельно следует сказать о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ является чуть ли не самым колоритным во всей картине. На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга.

Можно быть уверенными, что впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии, настолько сильны в нем чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.

Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята достаточно холодно.

Важно

Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось. Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.

Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать. Им было исследовано огромное количество археологических и исторических источников, в том числе Евангелие, а также древние стенные росписи и иконы, дожившие до наших дней.

Художником был проделан колоссальный труд, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Даже пейзаж, списанный с итальянской природы, которая очень похожа на палестинскую, изображен с неимоверной точностью.

Огромной заслугой автора является его глубокое понимание человеческой психологии.

Каждого участника картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд, и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции.

Эта работа сделана была художником мастерски! Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета. Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника.

Сходство с писателем особенно заметно на этюдах, предшествующих картине.

Работа над этим масштабным произведением так и не была закончена автором, к концу жизни он стал разочаровываться в своем монументальном труде, к тому же подвело Иванова и зрение, не позволявшее и дальше заниматься ему живописью. Но даже в таком недоделанном виде картина поражает зрителя своей сильной эмоциональной нагрузкой, передающей разницу в общечеловеческих ценностях.

Сегодня эта великая историческая картина «Явление Христа народу» хранится в Третьяковской галерее. Ее размер просто ошеломляет своими габаритами  540 на 750 см

Источник: http://www.art-portrets.ru/artists/yavlenie-hrista-narodu.html

“Явление Христа народу” Александра Иванова. Знакомимся с историей создания полотна

19.05.2016 | 15:41

22 мая Государственная Третьяковская галерея торжественно отметит 160-летие со дня основания. Юбилейные дни – повод ещё раз навестить музейные залы, взглянуть на хрестоматийные полотна свежим взглядом и вспомнить историю их создания.

«Явление Христа народу» Александра Иванова – знаковое произведение для русской живописи – рождалось в Риме. Воплощение грандиозного замысла заняло около 20 лет.

И ещё более долгим и непредсказуемым был путь картины в коллекцию Третьяковской галереи, где сегодня она занимает одно из центральных мест.

«Явление Христа народу» Александр Иванов повёз из Италии на родину – в Петербург. Размеры картины 540 на 750 сантиметров. Ящик для перевозки полотна был настолько большим, что не входил в трюм корабля. Иванов писал, что еле договорился с капитаном, чтобы картину поместили на палубе.

«И надо же такому случиться, разразился шторм. Волны заливали палубу. Художник страшно переживал, что его работа – цель всей его жизни – может погибнуть в одночасье. О себе он практически не думал. Он молил Бога, чтобы он оставил картину, чтобы она не погибла», – рассказывает завотделом живописи XVIII – первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи Людмила Маркина.

Читайте также:  Рене магритт. мастер живописных ребусов - все о живописи

Корабль благополучно прибыл в Марсель. Оттуда картину везли на специальной платформе по железной дороге в Париж – Берлин – Гамбург. Там картину погрузили на корабль, следующий в Петербург.

Иванов хотел, чтобы его грандиозное полотно приобрёл Александр Второй.

Совет

В 1838 году он посещал мастерскую художника и видел эскизы – начало работы, но когда ему показали законченное полотно, был разочарован.

«Картина была написана в академическом духе, а уже идет 58-й год – середина века, появляются новые тенденции в живописи, уже есть интерес к реалистическому восприятию натуры», – отмечает Людмила Маркина.

Встал вопрос – что же делать с полотном. За картину Иванов просил 10 тысяч серебром. Но денег так не дождался. В то время свирепствовала холера, и мастер умер, так и не узнав, что картину император всё же приобрёл, правда, за меньшие деньги, а также наградил художника орденом Святого Владимира.

«Явление Христа народу» было представлено в Петербургской академии художеств вместе с многочисленными этюдами и эскизами. Картину захотели увидеть в Москве, в 1861 году её выставили в здании первой гимназии, а после император подарил полотно первому публичному музею Белокаменной.

В Третьяковскую галерею оно поступило в 1932 году, было выставлено в специально пристроенном зале.

Во время Великой Отечественной войны было эвакуировано в Новосибирск, откуда и вернулось в Третьяковку исполнять свою миссию – Иванов верил, что «Явление Христа народу» поможет русскому обществу преодолеть свои пороки и недостатки. Оно увидит, услышит, переродится.

Новости культуры

Источник: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/152108/

16.2. «Явление Христа народу» Александра Иванова: особенности творческого почерка автора и композиция картины

Созданию величественного полотна ”Явление Христа народу” художник Александр Иванов посвятил 20 лет своей жизни. В истории искусства это единственный случай, когда автор до такой степени проникся одной темой. Работая над картиной, Иванов сделал 258 эскизов.

Во время работы над полотном А. Иванов жил в Риме, где познакомился с Н. Гоголем, который согласился позировать ему для создания одного из образов. На картине похожий на Гоголя человек стоит ближе всех к Христу.

В картине присутствуют только мужчины, но самое интересное, что выразительные черты мужских лиц были списаны Ивановым с женских. Интуиция подсказала художнику, что лица итальянок сохранили больше евангельского, чем лица мужчин.

Особенности композиционного восприятия многофигурной картины

Анализ композиционно-ритмического строя картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» по золотому сечению (Источник 

http://hudozhnikam.ru/zolotoe_sechenie/12.html ).

Глаз входит в картину слева. Первый и главный композиционный центр на картине — это фигура Иоанна-Крестителя. Апостолы слева от Иоанна не играют большой роли в композиции. Собственно, самые важные изобразительные события происходят в правой части картины. От Иоанна мы переходим к фигуре Христа.

Наиболее сильные Весы на картине — это выходящие из воды юноша и старик слева и две обнаженные фигуры справа. Весы выделяют центр. Это опять фигура Иоанна, указывающая на Христа.

Еще одни Весы — Иоанн и обнаженные мужчина с мальчиком справа («дрожащие»). Центр — юноша в синем плаще. Он больше других связан с Христом: цвет плаща, близость на плоскости холста, направление взгляда.

На картине множество цветовых связей. Все они работают таким образом, что на какой бы из крупных фигур переднего плана мы ни остановились, от нее глаз непременно переходит к фигуре Иоанна или Христа.

От фигуры Христа глаз обязательно перейдет к юноше в синем под ним. Отметим, что для этой композиционной связи важна не фигура юноши целиком, а только синий плащ.

Обратите внимание

Теперь перейдем к менее крупным фигурам и цветовым пятнам. Связи между ними направляют глаз к двум принципиально важным персонажам в правой части картины — мужчине с длинными волосами (Н. Гоголь) и левому всаднику. Оба смотрят на Христа. Оба отчасти заслонены и потому зрительно уменьшены.

Переходя от одной фигуры на картине к другой, глаз сравнивает их размеры, и таким образом, определяет расстояние между ними в картинном пространстве. При этом крупные фигуры на переднем плане остаются в картинной плоскости.

Такое зрительное или композиционное сравнение происходит неосознанно. Поэтому, например, Христос в синем плаще сравнивается с плащом юноши под ним, но не с целой его фигурой.

Это сравнение подобных по цвету геометрических фигур, но не реальных людей.

Итак, при восприятии картины Иванова существенны несколько принципиальных моментов.

По порядку восприятия, который задан композицией. 1. Иоанн-Креститель и Христос. Фигура Христа значительно меньше и гораздо дальше. 2. Юноша в синем плаще (часть юноши) и Христос. Разница видимых размеров и расстояние между ними в картинном пространстве гораздо меньше. 3.

Гоголь (часть Гоголя) и Христос. Расстояние еще меньше. 4. И, наконец, всадник (часть всадника) и Христос. Они одинаковы по размеру и находятся на одном расстоянии от переднего плана. Композиционно, по ощущению «на одном». Конструктивно, конечно, Христос много дальше.

 

Иначе говоря, расстояние до Христа на наших глазах постепенно уменьшается. На картине как бы изображены разные фазы его движения вперед к людям. Пока мы переходим в порядке, заданным художником, от одной фигуры к следующей, время зрителя идет, и поэтому движение Мессии ощущается совершенно реально.

Отметим, что все четыре персонажа, которые последовательно сравниваются с фигурой Мессии, выделены художником треугольником пустыни, по которой он идет.

Важно

По формуле глубины картинного пространства, приведенной в книге, можно приблизительно, конечно, определить расстояние от каждого из персонажей до Мессии. Пусть зритель рассматривает картину с 10 метров. Получается следующее: от Иоанна-Крестителя до Христа — 24 метра; от юноши в плаще — 10 метров; от Гоголя — 2 метра; от всадника — 0 метров.

Вместе с тем, фарисей у правой рамки, замыкающий композицию, далек от Христа — 18 метров. При этом его тяжелая фигура, а также фигура его собеседника, указывающего рукой на Христа, значительно преувеличены художником.

Теперь понятно, почему в зеркальном варианте Мессия на картине Иванова вместо того, чтобы идти спасать людей, уходит от них

Источник: https://StudFiles.net/preview/5945179/page:3/

Явление Христа народу (Явление Мессии)

В начале творческого пути Иванов был уже автором нескольких картин, законченных, огромного размера рисунков с античных статуй «Лаокоон», «Венера Медицейская», «Боргезский боец» (Третьяковская галлерея), множества рисунков с академических натурщиков.

В его ранних альбомах находится также целый ряд эскизов карандашом и сепией на исторические и античные темы, среди которых мелькают немногочисленные натурные зарисовки; еще реже встречаются портреты.

Ко времени, непосредственно предшествующему отъезду за границу, относится небольшой  «Автопортрет», написанный масляными красками.

Уже в академические годы Иванов серьезно изучал Эрмитаж и Музей Академии художеств, но копий с картин, по-видимому, тогда не делал. Его внимание привлекал немецкий художник и теоретик искусства Рафаэль Менгс.

По-видимому, Иванов был знаком не только с живописью Менгса (картины Менгса находились в Эрмитаже и в Музее Академии художеств), но также и с его теоретическими трудами, так же как с книгами и статьями Винкель-мана (бывшими настольными у Иванова-отца).

Таким образом, классическое направление искусства было знакомо Иванову не только по художественным образцам, но и по трудам крупнейших его теоретиков.

В мае 1830 года Иванов покинул Петербург. По пути он останавливался в Дрездене и Вене. В Дрезденской галлерее он сделал рисунок с головы «Сикстинской мадонны» Рафаэля и скопировал одну из находящихся там картин Пуссена. В начале 1831 года Иванов достиг Рима. Он прожил в Италии почти безвыездно до 1858 года, не прерывая, однако, живой связи с родиной, мечтая служить ей своим искусством.

Совет

При отъезде за границу художник был снабжен обширной «инструкцией», в которой Комитет Общества поощрения художников (командировавший Иванова так же, как раньше Брюллова) предусматривал распорядок его занятий на все три года пенсионерства.

Во исполнение «инструкции» Иванов сделал картон с «Сотворения человека» из плафона Сикстинской капеллы Микельанджело. В то же время он усердно изучал музеи Рима, занимался рисунком с натуры (по преимуществу женской) во Французской академии и усиленно искал тему для большой картины.

Один за другим он отвергал многочисленные сюжеты, невзирая на затраченный труд (например, «Иосиф и жена Потифара», «Братья Иосифа»).

В Риме Иванов сближается с Н. М. Рожалиным, членом кружка московской передовой молодежи и другом поэта Веневитинова. Рожалин помог началу формирования в художнике нового чувства родины. Россия больше не ассоциировалась в представлении художника с казенным Петербургом. В сознании Иванова возникает огромная Россия и ее средоточие, сердце ее, — Москва.

Перечитывая евангелие, Иванов нашел наконец сюжет, до него никем из художников не бравшийся: первое появление Мессии (Христа) перед народом, ожидающим исполнения своих заветных чаяний, возвещенное Иоанном Крестителем.

Иванов воспринял этот сюжет как сюжет, вмещающий весь смысл евангелия, могущий воплотить высокие моральные идеалы всего человечества так, как понимали их передовые русские люди начала XIX века.

Работа над эскизами картины началась осенью 1833 года.

Нахождение темы Иванов переживал как событие, призванное определить все дальнейшее течение его творческой жизни. Замысел картины он подробно излагает в письмах, к отцу и к начальству. Суждения его поражают своей ясностью и глубиной.

В нем впервые зарождается чувство собственной значительности как художника, которому «вверено» огромное, национального значения дело, долженствующее стать вкладом в национальную и мировую культуру. Так в свете этих новых задач искусство открывает перед Ивановым свои самые далекие перспективы.

Обратите внимание

У него созревает отчетливое представление о возможностях и о границах живописи, перед ним возникает ряд художественно-практических задач, связанных с решением темы.

С самого начала работы художник трактовал свой сюжет как исторический, а не религиозный, устраняя все черты его мистического истолкования. Он составил план, рассчитанный на десятилетие в соответствии с чрезвычайной сложностью замысла. Этот план испугал недоверчивых петербургских  «благодетелей» Иванова своей продолжительностью и дороговизной.

Несмотря на угрозы лишить  художника всех средств, Иванов не сдался.  Он  осуществил изучение памятников античного искусства и монументальной живописи Возрождения. Не имея возможности совершить путешествие в Палестину для изучения народных типов и пейзажа мест, связанных  с евангельской историей, Иванов искал соответствующую натуру в Италии.

Летом 1834 года он предпринимает продолжительное путешествие по Северной Италии, главной целью которого было изучение венецианских колористов, сравнительно слабо представленных в музеях Рима.

В Венеции Иванов сделал  копию  маслом  с  центральной  части  «Ассунты»  («Взятие  на  небо  Богомати» Тициана).

Кроме того, следами этого  путешествия являются многочисленные зарисовки на страницах «Путевых записок» — драгоценного документа,  свидетельствующего, как уже в то время Иванов понимал специфику живописи и как умел извлекать из виденого практические уроки для себя.

Результатом путешествия было резко критическое отношение художника к болонской школе и ее подражателям, которых превозносила Академия, признание высоких достоинств монументалистов  раннего  Возрождения  (Джотто) и настоятельное  стремление  разгадать существо колорита  и  композиционные  приемы  венецианцев  (главным  образом Паоло Веронезе и Тинторетто) в связи с проблемами, которые необходимо было разрешить ежу самому в ходе работы над большой картиной.

Прежде чем приступить к исполнению задуманной большой картины,  Иванов решил предварительно укрепить свои силы в менее сложной, двухфигурной композиции.

Важно

В 1835 году Иванов закончил и отправил  в  Петербург  на  академическук выставку  «Явление  Христа  Марии  Магдалине  после  воскресения» (Русский музей); успех картины превзошел ожидания: художнику дали звание академика и еще на три года продлили срок  его пребывания в Италии, к тому времени уже истекший.

В статуарности фигур этой картины (особенно фигуры Христа, напоминающей статую Христа Торвальдсена), в условных драпировках и пейзаже, который служит для фигур почти нейтральным фоном, Иванов отдал последнюю дань академизму.

Это полностью отвечало первоначальному замыслу картины, в которой художник предполагал показать свое умение изображать обнаженное человеческое тело и драпировки. Однако наряду с этим его уже увлекла здесь задача изобразить плачущее прекрасное женское лицо и движение фигуры.

Он не решился на более радикальные перемены в картине, хотя виденная им в Падуе композиция Джотто на тот же сюжет натолкнула его на мысль вовсе отказаться от «казенного куска наготы».

Сложное выражение лица Магдалины (улыбка сквозь слезы) и удачно найденное положение ног Христа (основанное на глубоком знании анатомии и сообщающее его фигуре иллюзию движения) — вот наиболее реалистические черты картины в общем ее академическом строе.

Закончив это произведение, художник вновь целиком отдален разработке основного замысла. Работа над «Явлением Христа народу» (Третьяковская галлерея) заняла большую часть жизни Иванова. Сохранившиеся многочисленные  материалы  (эскизы,  этюды, рисунки)  и  обширная  переписка художника позволяют восстановить главные этапы этого огромного труда.

Первые эскизы относятся к 1833 году, следовательно, сделаны еще до первого путешествия по Италии. Работа художника над «Явлением Христа Марии Магдалине» едва ли прерывала его занятия композицией большой картины.

Во всяком случае, в 1837 году эта композиция была уже настолько разработана, что художник смог перенести ее на большой холст, а в следующем году оттушевал и прописал тердесьеной.

Совет

Дальнейшая работа шла в двух направлениях: во-первых, в предельной конкретизации характеров действующих лиц и, во-вторых, в изучении пейзажа по отдельным темам, обусловленным композицией картины (первопланное дерево, земля, камни, вода, деревья дальних планов и горы).

Читайте также:  «поцелуй» климта. почему это шедевр - все о живописи

Возможно, что всей этой работе предшествовали поиски общего тона картины, для решения которого Иванов написал в Венеции, в непосредственной близости к великим венецианским колористам, небольшой эскиз («Эскиз в венецианских тонах», 1839, Третьяковская галлерея), который во многом предопределил колорит «Явления Христа народу».

Когда Иванов после короткого перерыва, продолжавшегося не более месяца, снова вернулся к своей большой картине, то он испытал чувство глубокого разочарования. Упоминая об этом в письме к отцу, он ничего не говорит о том, чем же именно было вызвано это разочарование. По-видимому, прежде всего перед художником встала проблема освещения.

К 1845 году «Явление Христа народу» было, в сущности говоря, окончено, за исключением некоторых частностей (лицо раба, фигуры выходящих из воды, средняя группа). Вскоре художник прервал работу над своим полотном и вернулся к нему лишь в 1857 году, готовясь к отъезду в Петербург.

Для решения грандиозной задачи изобразить человечество, ожидающее своего освобождения, Иванов считал себя вправе использовать все, что ранее было достигнуто мировым искусством.

Он почерпал образцы пластики в греческой скульптуре, изучая античные подлинники в Риме и во Флоренции, изучал живопись эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи, фра Бартоломео, Гирландайо и более всего Рафаэля.

Он подчинял классические образы своим замыслам, пронизывал их живым и новым чувством, «проверяя,— как он сам писал, — на прекрасной природе наблюдения, кои зачерпнул, копируя Рафаэля».

Постепенно художник вырабатывает основную композиционную схему своего полотна. Справа и слева изображаются крестившиеся в водах Иордана люди, за Иоанном — группа будущих апостолов, в центре и справа — толпы народа, взволнованного словами Иоанна.

Обратите внимание

На первом плане художник изображает раба, который готовится одеть своего господина. По своему положению в картине эта фигура является третьим ее центром. Действие происходит в долине Иордана, далекие холмы покрыты деревьями.

Огромное старое дерево возвышается на первом плане, осеняя центральную группу.

Картина Иванова грандиозна по своему размеру: она больше «Последнего дня Помпеи» Брюллова и «Медного змия» Бруни. Но она выдается не только размером. Своей композицией и колоритом это произведение является и торжественным образцом монументальной живописи.

Очевидно, с самых первых шагов работы над композицией картины Иванов почувствовал необходимость организовать человеческие фигуры в группы, «ансамбли», как он их называл, связанные между собой общностью или, наоборот, сопоставленные в обдуманных контрастах.

Следующие ансамбли определились в композиции: выходящие из воды старик и юноша, группа учеников, возглавляемая Иоанном Крестителем и замыкаемая слева фигурой скептика, первопланная группа богатого и раба и, наконец; группа дрожащих отца и сына, фланкирующая справа всю композицию. Кроме того, множество фигур помещено в тени, в середине картины и в толпе народа, идущей в глубину полотна и замыкающейся двумя всадниками. Эти фигуры также организованы в группы.

Решающее значение в композиции картины имеет фигура Иоанна Крестителя. Она находится почти в центре и своей могучей силой организует всю композицию. В изображении Иоанна Крестителя Иванов использовал памятники итальянской живописи и прежде всего Рафаэля.

Но ни в одном из образов, созданных художниками Возрождения (все они были хорошо известны Иванову, о чем свидетельствуют его многочисленные зарисовки в альбомах), нет и сотой доли того огненного темперамента, который жжет «глаголом сердца людей».

Потрясающим по своей силе жестом, являющимся выражением страстного фанатизма, Иоанн Креститель указывает на приближающегося Мессию. Все прочие персонажи картины как бы откликаются на его призыв.

Многие из них быстро повернулись в сторону Мессии, следуя движению воздетых рук и направлению взгляда широко открытых глаз Иоанна Крестителя. Он первый увидел и узнал Мессию. Его жест определяет движение всей массы фигур, направление их взглядов.

Важно

Художник поставил своей целью достигнуть в каждом персонаже картины предельно типического выражения человеческих характеров: мудрости и пламенной воли, радости и разъедающего сомнения. Это удалось ему особенно в лицах Иоанна Крестителя, апостола Иоанна, Андрея, Нафанаила и раба.

Недаром же Крамской считал ивановского Крестителя «идеальным портретом», ставя его по силе образного выражения на один уровень с античным Зевсом, Венерой Милосской и Сикстинской мадонной Рафаэля.

Не менее поразительны и головы будущих апостолов, а также голова раба, отсутствующего в первоначальных эскизах.

Раб появился на одной из поздних стадий работы Иванова над картиной. Замечательно, что художник придал ему облик не еврея, не грека, а скифа или славянина, изображения которых в виде рабов сохранились в античном искусстве.

Для позы этого персонажа Иванов использовал античную фигуру «Точильщика», лицо молодой, улыбающейся натурщицы он как бы прочеканил формами античной же головы молодого фавна.

В результате всей этой работы был создан облик раба с грубыми чертами лица, с больными глазами, глубокими морщинами на лбу и шапкой жестких черных волос.

Характерно, что реальный портрет лежит в основе каждого персонажа, каждого типа, входящего в картину. На следующей стадии художник привлекает головы античных скульптур, как бы формируя их классическими чертами черты живой натуры.

При этом даже в своем портретном состоянии головы эти окружены на этюдах цветным фоном в соответствии с тем местом, какое должны занять они в самой картине. Последним этапом этюдной работы являлась согласование тона этюда с общим тоном всей картины.

Совет

Таков был сложный путь, который сам художник называл «методом сравнения и сличения этюдов». В самой картине многие характеры до некоторой степени смягчились, что очень заметно, например, в лице Иоанна Крестителя, апостолов и раба.

Возможно, Иванов нашел, что такие сильные лица могут разрушить общий ансамбль как своей психологической остротой, так и своим колоритом, единство которой» было одной из главных забот художника.

Действие картины происходит среди разнообразной природы, чем и вызваны были тгервоначально многочисленные пейзажные работы художника. В творчестве Иванова они образуют совсем особую отрасль. Трудные задачи художник ставил перед собой.

Он стремился передать всю невообразимую сложность и разнообразие форм растительного мира, причудливую анатомию древесных стволов и ветвей, игру солнечного света на трепещущей листве, поверхность земли, природу камня и движение воды. Во взаимной связи различных явлений природы обнаруживается все красочное ее богатство.

Под действием света в природе пробуждаются краски и возникают нежные цветовые рефлексы.

Человек и окружающая природа должны были войти в картину со всей могучей выразительностью объемной формы и глубиной, присущей пространству. Иванов понял возможность средствами живописи связать воедино пространство и форму. Вслед за великими венецианцами он открывает в природе и неиссякаемый источник колорита.

На многочисленных эскизах можно проследить, как все более и более возрастало в картине значение пейзажа. В окончательном варианте пейзаж уже не ограничивается только деревьями, а включает огромное пространство, замыкающееся цепью гор. Подножия их окутаны туманом, подымающимся над долиной, покрытой виноградником.

Художник изучал пейзаж в парках и окрестностях Рима, в Альбано и Субиако. Лишенный возможности поехать в Палестину, Иванов писал болотистые пейзажи римской Кампаньи, напоминающие долину Иордана.

В связи с решением пейзажных Задач перед художником возникла проблема колорита и еще позднее — освещения.

Обратите внимание

Все это можно проследить на огромном количестве эскизов и этюдов, сопутствующих всей работе над картиной.

«Явление Христа народу» явилось произведением, сочетавшим в себе высекло идею освобождения человечества (правда, еще утопически понятую и выраженную через евангельский сюжет) с монументальней формой.

Картина Иванова очень скоро сделалась тем, к чему более всего предназначал ее сам художник — «школен для молодых живописцев русских». П.П.Чистяков, Крамской иН.Н.Ге, а позднее И.Репин, В.Суриков и М.

Врубель испытывали на себе благотворное влияние как этого, так и других творений Иванова.

Огромное полотно «Явление Христа народу» оказалось не только сознательным синтезом важнейших достижений мирового искусства, но и открыло собой совершенно новую фазу в развитии мирового пейзажа.

Скромные количественно жанровые акварели, занятия над которыми вторглись и даже приостановили работу Иванова над большой картиной, остро поставили перед художником проблему отражения окружающей действительности, жизни простых людей, а также разработку новых принципов композиции и освещения.

Но окончательный перелом в творчестве наступил только в середине 40-х годов, когда перед Ивановым во весь рост встали задачи, связанные с монументальной живописью.

Несмотря на то, что все созданное Ивановым в это время осталось в эскизах и не было реализовано на стенах, — эти эскизы являются подлинным воскресением монументального искусства, превосходя все сделанное в этой области художниками в XIX веке, поражают зрителя мощью своих образов, искренностью и новизной художественной формы.

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/ivanov_aleksandr_andreevich_1806/yavlenie_hrista_narodu_yavlenie_messii/

Описание картины Александра Иванова «Явление Христа народу»

Полотно написано в период с 1837 года по 1857 год, маслом на холсте в Италии.

Художник работал над ее созданием целых 20 лет и вложил в нее всю свою душу. В основе лежит третья глава Евангелия от Матфея. Это не первое полотно Иванова, которое написано по библейским сюжетам.

«Явление Христа народу» ждали все, кто интересовался живописью. Полотно было заказано Иванову Академией художеств, и сразу после окончания работы была куплена. Для ее написания художник создал больше 600 эскизов с натуры, которые позже приобрел в свою галерею Павел Третьяков.

Спустя год после того, как работа была окончена, Иванов повез картину в Санкт-Петербург. В Академии художеств происходила выставка, на которой полотно произвело не забываемое впечатления на всех, кто смог ее видеть. Через два месяца великий художник скончался. Он успел завершить дело всей его жизни.

Сразу же после смерти Иванова полотно было куплено императором Александром вторым. Он передал ее в дар Румянцевскому музею. После его расформирования картина была передана в Третьяковскую галерею.

Важно

На переднем плане полотна изображены иудеи, которые пришли креститься в реке Иордан вместе с Иоанном Крестителем. Но его крещение не несло за собой отпущение грехов. Иванов изобразил всех персонажей в точности с библейским описанием.

Иоанн указывает в пустыню, оповещая и ликуя, что идет Спаситель, который несет в себе истину и даст им новые знания. Иоанн Креститель является центральным образом на полотне. Христа можно рассмотреть при детальном изучении. Его лицо наполнено светом, истиной, спокойствием и благодатью.

Вокруг Иоанна находится много людей в пестрых одеждах, среди них будущие апостолы, и ученики Христа. В самом центре полотна изображен богатый сидящий человек со своим рабом. Иванов написал это не просто так, а с целью будущего нравственного перерождения человека, которое проявиться после того, как Христос начнет проповедовать истину.

Среди толпы есть и негативно настроенные иудейские священники и книжники. Также в правой части мы можем видеть «дрожащих» – это полуобнаженные люди, которые приняли омовение и ждут учения. На горизонте раскинулись красивые горы. Местность вокруг каменистая и лишь у воды растут деревья. Можно видеть на холме толпу людей, ожидающую крещения и слушающую пророка.

Полотно «Явление Христа Народу» стало не только делом жизни Иванова, но и историческим и религиозным достоянием нашей страны.

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-aleksandra-ivanova-yavlenie-xrista-narodu/

Александр Иванов «Явление Христа народу»: разбор картины, история создания, судьба художника

20 лет жизни. Такова цена шедевра, для которого в Третьяковской галерее построили отдельный зал. Картина «Явление Христа народу» должна была стать для художника Александра Иванова итогом заграничной стажировки, а стала смыслом жизни. Подробности о работе художника над самой большой картиной Третьяковки узнаем с Натальей Летниковой.

«Всемирный сюжет» основан на первой главе Евангелия от Иоанна. В Италии, копируя «Сотворение человека» Микеланджело, художник увлекся «теорией». Читая Новый Завет, написал «Явление Христа Марии Магдалине», сделав первый шаг к масштабному полотну о приходе Мессии.

Государственная Третьяковская галереяЛекция: «Русский гений на пути к вечности»

600 набросков. Александр Иванов искал образы к своей картине по всей Италии: в синагогах и церквях. Внешней красоте натурщиков предпочитал глубину чувств, что проступала на лицах именно в храмах. Палестинский пейзаж заменили пустоши в окрестностях Рима, где часами просиживал художник.

20-летний труд русского живописца был окутан завесой тайны. Мастерская закрыта для публики. «Иванов… уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы», – писал Николай Гоголь. Именно благодаря его письмам в России узнали о создании картины.

Черты самого Гоголя можно увидеть среди встречающих Мессию.

Черты самого Гоголя можно увидеть среди встречающих Мессию. Фигура, ближайшая к Христу. Особенно явно создатель «Мертвых душ» «читается» в этюдах. Себя художник тоже изобразил – в облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна Крестителя.

Изначально Христос шел по направлению к Крестителю. Это в эскизах. «Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию». Предполагается, что именно эти слова из Евангелия изменили замысел художника, «направив» Спасителя на картине к группе «грешников».

Совет

Мечте художника – поместить свое творение в храме Христа Спасителя – не суждено было осуществиться. В 1845 году Иванов написал для строящегося тогда храма эскиз заалтарного образа «Воскресение». Но заказ на эту работу получил Карл Брюллов. Эскиз остался «пробой кисти» в византийском стиле.

Себя художник тоже изобразил – в облике странника с посохом.

Самое большое полотно Иванов так и не закончил: падало зрение. В левом нижнем углу вместо старика изначально был юноша в красных одеждах. Переписав саму фигуру, на одеяния, отраженные в воде, у художника уже не было сил. Они так и остались красными.

Семь с половиной метров на пять метров сорок сантиметров. Везти такое полотно из Италии в Россию и дорого, и долго. Великая княгиня Елена Павловна помогла средствами. Картина «плыла» из Рима в Санкт-Петербург морем. Прямо на палубе корабля. Подобный масштаб не вместил ни один трюм.

Читайте также:  Музей д'орсе в париже. 7 картин постимпрессионистов, которые стоит увидеть - все о живописи

«Явление» купил Александр II за 15 тысяч рублей и подарил Румянцевскому музею. При переезде в Доме Пашкова для картины построили целый павильон. В 1925 году шедевр достался Третьяковке, где к тому времени уже была коллекция эскизов. Малый вариант картины и часть набросков отправились в Русский музей.

«Вся картина была мгновение, но то мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление». Считается, что Гоголь в повести «Портрет» писал именно о «Явлении Христа народу». Иван Крамской считал образ Крестителя идеальным портретом, но многие современники картину так и не поняли. Александр Иванов опередил свое время.

Источник: https://www.culture.ru/materials/38436/iisus-dolzhen-byt-odin-sovershenno

Всемирный сюжет Иванова. О чем картина «Явление Христа народу»

Всемирный сюжет Иванова.
О чем картина «Явление Христа народу»

7 фактов о работе художника, который посвятил себя мечте

Ради картины «Явление Христа народу» Александр Иванов отказался от семьи и на двадцать лет стал «римским затворником». Иванова называют художником одной картины, но гигантское полотно осталось незаконченным и многих разочаровало. О чем еще мечтал Александр Иванов и почему в конце жизни он забросил свой главный труд?

Портрет А. Иванова работы С. Постникова

Что нужно знать об Иванове, чтобы понимать его картину

Уехал в Италию на 33 года и посвятил себя мечте

В 24 года Императорская академия живописи отправила Александра Иванова в Италию. Он ходит по храмам и музеям, изучает мастеров Возрождения, увлекается религиозными сюжетами и особенно – чтением Нового Завета. Тогда у него появляется мечта – на огромном полотне написать первое явление Мессии народу. В качестве «тренировки» он написал менее масштабную работу – «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Успех – и в России, и в Италии. Иванов получает звание академика, его ждут в рядах преподавателей.

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835 год

Но отцу молодого художника, Андрею Ивановичу, пришло письмо:

Вы полагаете, что иметь жалование в 6–8 тысяч руб. по смерть, получить красивый угол в Академии с отопкой и освещением есть уже высокое блаженство для художника, а я думаю, что это есть совершенное его несчастие. Русский исторический живописец должен быть бездомен, совершенно свободен… никогда ничему не подчинен…

А. А. Иванов. Автопортрет. 1828 год

За границей Иванов планировал прожить три года, но остался на 33. В Россию он не приехал даже на похороны родителей.

Хотел преобразить человечество и отказался от семьи

В поиске сюжета Иванов хотел быть, как бы сейчас сказали, креативным. Для большого полотна он искал сюжет «всемирный», но еще никем не исполненный. На тот момент художники часто изображали либо проповедь Крестителя, либо крещение Иисуса Христа.

…На первых страницах увидел я сущность всего Евангелия – увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу! …Предмет сей никем еще не делан…

– Александр Иванов, письмо отцу из Рима

Идею никто не одобрил – ни Общество поощрения художников, которое могло поддерживать материально, ни отец, посчитавший ее слишком сложной. Но Иванов был одержим идеей мессианства. Он считал, что цель искусства – преобразить человечество. Так картина «Явление Христа народу» стала главной в его жизни. Одни называли его чудаком, другие – святым. О его работе знали все, но мастерская в Риме была закрыта для публики. Иванов бедствовал, так как не брал другие заказы, чтобы не отвлекаться. Отказался от семьи, чтобы не мешала работе.

Создал 600 подготовительных этюдов, многие из них – шедевры

Иванов готовился три года: изучил Евангелие, географические сведения о Палестине, объездил всю Италию в поисках подходящих видов – похожих на палестинские, обошел десятки храмов и синагог – искал образы иудеев. И только потом сел за холст.

Всего известно три эскиза картины:

Первый эскиз – «строгановский», 1830-е

В этом эскизе Иванов поместил над головой Христа мистическое сияние и голубя, но потом отказался от всякой символики в пользу историзма.

Второй эскиз 1836 года

Во втором варианте фигуры были в треть человеческого роста. Недовольный масштабом, Иванов продал эскиз коллекционеру Козьме Солдатенкову, сейчас он находится в собрании Русского музея.

Третий эскиз – «венецианский», 1839 год

Обратите внимание

Это итоговый эскиз. Иванов оставил холст для просушки и отправился по Италии. В Венеции он понял, какой видит картину, и написал ее.

Всего подготовительных этюдов было 600, на каждый персонаж приходится несколько десятков набросков. Многие считаются шедеврами реалистического искусства.

«Собрал» образ Христа из женского лица, головы Аполлона и палермской мозаики

Иванов исследует все: физиогномические типы, особенности разных состояний человека, ракурсы и повороты фигур. Окончательный образ персонажа создавался на основе синтеза разных лиц. Видимо, для удобства сравнения в какой-то момент Иванов стал писать небольшие парные этюды на одном холсте.

Иногда для корректировки образа он использует этюды со скульптурных античных голов и масок. Например, Христос «собран» из этюдов женского лица, головы Аполлона Бельведерского и палермской мозаики.

Утвердившаяся в мировом искусстве иконография Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, апостолов служила для Иванова только ориентиром.

Главное – изобразить многообразную реакцию персонажей на происходящее, по мысли Иванова, «весь ход обращенья человека ко Христу».

Голова улыбающегося Аполлона и голова Аполлона Бельведерского (с гипса)

Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем на темно-оливковом фоне, в повороте головы Христа

Я с моими этюдами только тогда расстанусь, когда очень дурно будут поставлены у меня дела. Ты не можешь себе представить, как грустно расставаться с теми произведениями, в которых запечатлено лучшее время жизни, они кроме своего достоинства еще напоминают и об юности и свежести прошедших сил.

– Александр Иванов в письме брату Сергею

Почему Иванов не дописал главную картину своей жизни

Летом 1858 года Иванов решает отправить картину в Петербург. Он упаковал свое полотно размером 540 на 750 сантиметров, уговорил капитана корабля оставить его на палубе – оно не входило ни в один трюм. Во время шторма, когда волны заливали палубу, он молился, чтобы картина не погибла. Иванов хотел, чтобы «Явление Мессии» приобрел Александр II. Когда-то он заходил в мастерскую художника и видел эскизы. Иванов просил 10 тысяч серебром. Через неделю после возвращения художник умер – заразился холерой. 28 июля ему исполнилось бы 52 года. Картину император купил за меньшую сумму. И в июле же «Явление Христа народу» впервые выставили в Петербургской академии художеств вместе с этюдами и эскизами. Но все были разочарованы – в те годы и академический стиль уже казался старомодным, и настроение было не то.

Важно

Мой труд – большая картина – все более и более понижается в глазах моих. Далеко ушли мы, живущие в 1855 году, в мышлениях наших – так, что перед последними решениями учености литературной основная мысль картины совсем почти теряется.

– Александр Иванов в письме Александру Герцену

В Третьяковскую галерею картина поступила в 1932 году из Румянцевского музея. Для нее построили отдельный зал. В Великую Отечественную полотно находилось в Новосибирске.

Установка картины А.А. Иванова «Явление Христа народу». Конец 1944 – начало 1945 г. Источник: журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»

Картина осталась незаконченной. Первая причина – падало зрение. В левом нижнем углу вместо старика изначально был юноша в красных одеждах. Иванов переписал фигуру, но отражения не смог.

Вторая причина – Иванов «утратил веру», как он говорил друзьям. Исследователи уточняют: речь о конфессиональной традиции.

И третья – может быть, еще более важная причина: Иванов переключился на другую работу.

Почему вершиной творчества Иванова считают вовсе не «Явление Христа народу»

После смерти Иванова его брат Сергей попросил знакомого, художника Михаила Боткина, у которого остановился Иванов в Петербурге, срочно отправить все вещи и альбомы Александра в Рим – Сергей тогда находился в Италии. А там были акварельные «Библейские эскизы» – вершина творчества Александра Иванова, по мнению многих специалистов. Иванов писал их последние десять лет своей жизни и из-за этого почти забросил «Явление Христа народу». Он мечтал создать цикл произведений из жизни Христа, включив туда библейские сюжеты и апокрифы. Работать с акварелью Иванов впервые начал в 40-е. Сделал несколько эскизов из итальянской жизни, загорелся идеей написать запрестольный образ «Воскресение» для храма Христа Спасителя в Москве. В эскизах он соединил «западную» и «восточную» иконографические традиции, и в окончательном варианте Христос в развевающихся одеждах идет навстречу воскресшим праведникам, над Ним парят ангелы с орудиями Его страданий, а под Ним – пустые гробы. Эта тема называется «Праведники парят над пустыми гробами».

Воскресение Христово. Первый эскиз. Праведники парят над пустыми гробами

Воскресение Христово. Изведение из гробов

Воскресение Христово

Эскиз запрестольного образа для храма Христа Спасителя

Но мечта Иванова не сбылась: заказ на работу получил Карл Брюллов. Иванов не отчаялся: он сделал графические сюжеты райской жизни Адама и Евы, их грехопадения и изгнания из рая. Написал серию небольших картин о днях творения – Бог и ангелы создают вселенную. Из этих работ получился бы декоративный фриз. Вскоре он познакомился с книгой немецкого писателя Д.Штрауса «Жизнь Иисуса», после которой у Иванова появится еще одна мечта – создать настенные росписи общественного здания, которое художник называл «храмом человечества». Перед зрителем должна проходить вся история человечества, рассказанная в Библии. Проект был грандиозным: художник задумал около 500 сюжетов, 22 тематических цикла, основной стержень которых – жизнь Христа. Иванов исполнил двести работ, перед этим изучив искусство и историю Египта, Финикии, Ассирии, Вавилона, Древней Византии. Но все события он пытается увидеть своими глазами.

Архангел Гавриил поражает Захарию немотой

Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака

Христос в Гефсиманском саду. Явление Ангела

Женщины служат Христу имением своим

Народ израильский поклоняется Золотому тельцу

Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа

Богоматерь, ученики Христа и женщины, следующие за Ним, смотрят издали на распятие

При жизни Иванова «Библейские эскизы» были почти никому не известны. В своем завещании брат Иванова Сергей поручил их издание Русскому археологическому обществу, а сами эскизы подарил Московскому Румянцевскому музею. Так и случилось. После закрытия Румянцевского музея все наследие Александра Иванова перешло в Третьяковскую галерею.

Как Иванов повлиял на русское и мировое искусство

Многие русские художники второй половины XIX века пытались ответить на вопросы, которыми задавался Иванов, и обращались к его методам.

Молодой Николай Ге так же реалистично трактует евангельские сцены, в частности в «Тайной вечере».

Совет

В своем «Христе в пустыне» Иван Крамской пытался сделать образ Христа носителем мыслей и чувств современного человека; в подобном понимании евангельского сюжета он близок Иванову.

Пейзажные традиции Иванова продолжает и Василий Поленов. Он побывал в Палестине, куда стремился Иванов. Его картину «Христос и грешница» сложно представить без «Явления Христа народу».

То, чего Иванов достиг в библейских эскизах, нашло себе продолжение в опытах монументально-декоративной живописи Михаила Врубеля, например, в оформлении камина «Микула Селянинович и Вольга».

Василий Суриков осуществил мечту Иванова – перебрался из Петербурга в Москву, где создал живописную эпопею русского народа. Музейные старожилы рассказывают, как во время работы над «Боярыней Морозовой» художник часто приходил смотреть на «Явление».

Репин находил в «Явлении» академические условности, но признавал эту картину «самой гениальной и самой народной русской картиной». Он писал: «По своей идее близка она сердцу каждого русского.

Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы, идущий дружной толпой за горячим проповедником…» В «Крестном ходе» Репин оценивает крестьянскую веру критически, с позиций революционных демократов – в этом его коренное отличие от Иванова.

Но отдельные народные типы, вроде горбуна, некоторые искусствоведы сопоставляют с рабом Иванова. Молодые художники равнялись на Иванова как на борца и художника-труженика.

Вся картина была мгновение, но то мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление.

– Есть мнение, что в повести «Портрет» Николай Гоголь писал именно о «Явлении Христа народу»

В сочинение или композицию он внес идею не произвола, а внутренней необходимости. То есть соображение о красоте линий отходило на последний план, а на первом месте стояло выражение мысли; красота же являлась сама собой, как следствие.

Обратите внимание

В рисунок – чрезвычайное разнообразие, то есть индивидуальность не только лица, но и всей фигуры по анатомическому построению, и искание – какое анатомическое строение должно отвечать задуманному характеру? В живопись – совершенно натуральное освещение всей картины, сообразно месту и времени, а во внешний вид картины – необходимость эпохи.

– Иван Крамской о влиянии Иванова на русскую реалистическую живопись

Но для исполнения своих масштабных замыслов Иванову не хватило ни полотна, ни всей жизни.

Литература:
1. Александр Иванов. Явление Христа народу [Текст] / Светлана Степанова; Гос. Третьяковская галерея. – Москва: Гос. Третьяковская галерея, 2014.
2. А. Иванов.

«Из собрания Государственной Третьяковской галереи»: Акварель: Альбом / Авт.-сост. Е.Л. Плотникова. – Москва: Изобразительное искусство, 1984.
3. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество / М.В. Алпатов . – М.: Искусство, 1956.

Иллюстрации:

Источник: https://www.pravmir.ru/creative/vsemirnyiy-syuzhet-ivanova-o-chem-kartina-yavlenie-hrista-narodu/

Ссылка на основную публикацию