Танцовщицы дега. история спасения одной картины – все о живописи

История одного шедевра: «Голубые танцовщицы» Дега

?

kolybanov (kolybanov) wrote,
2017-09-15 19:03:00 kolybanov
kolybanov
2017-09-15 19:03:00 Автор – Ada_Peters.

Это цитата этого сообщения
История одного шедевра: «Голубые танцовщицы» Дега
 История одного шедевра: «Голубые танцовщицы» Дега
Часами наблюдая за балеринами, прачками, прислугой, завсегдатаями кафешантанов, Эдгар Дега искал пульс жизни.

А затем используя свой новаторский склад ума и настойчивость перфекциониста, он искал способы передачи впечатлений. Это был импрессионизм в полном смысле, хотя сам художник и был во многом не согласен с теми, кто так или иначе причислял себя к этому направлению.

Вихрь кружения, прозрачность текстур, динамика и мимолетность – Дега пришлось серьезно постараться, чтобы заворожить зрителя кажущейся легкостью.

  Сюжет Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения.

Обратите внимание

Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы. «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц.

Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха.

Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.

Урок танцев (1873−1875)
Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера. Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.

  Контекст

Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.

К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.

Абсент, 1876
Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком. Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.

  Судьба художника

Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега. Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину.

По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от штудии.

Автопортрет, 1854−1855
Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многое из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди. После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через нескольких торговых агентов. Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.
Серия сообщений “Эдгар Дега Hilaire-Germain-Edgar De Gas”:

Часть 1 – Эдгар Дега “Семья Беллелли”. 1858 г.

Часть 2 – Картины Эдгара Дега ~~ 1854-1855 гг….

Часть 33 – Эдгар Дега Автопортрет. Приветствие

Часть 34 – Эдгар Дега ~~ Огюст РенуарЧасть 35 – История одного шедевра: «Голубые танцовщицы» Дега

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/17780838.html

Эдгар Дега. Коллекция картин в ГМИИ им. Пушкина

Экспозиция 2-го этажа Галереи ГМИИ посвящена французскому искусству конца ХIХ века. Её открывают полотна Эдгара Дега.  На самом деле  фамилия художника была просто Га. Де – это обозначение титула барона. Но позже об этом забыли, фамилия и титул слились воедино.

Эдгар Дега и импрессионизм

   Эдгар Дега занимает особое место в искусстве этого периода. Он был участником почти всех выставок импрессионистов, в которых уже не участвовали ни Клод Моне, ни Огюст Ренуар.

Но художник возражал против  названия течения.

Сам он был настоящим импрессионистом, соглашался со всеми  принципами стиля, использовал в живописи приёмы нового течения, но термин «импрессионист» не принимал категорически. 

 Все друзья поражались феноменальной памяти Дега. Он не писал с натуры, работал исключительно в мастерской и воспроизводил композиции только по памяти.

Дега много времени проводил на скачках, часами  сидел в театре, наблюдая за репетициями танцовщиц, чтобы потом переносить их движения на свои холсты. Своё творчество живописец посвятил тяжелейшему женскому труду. У него есть серии, изображающие гладильщиц, прачек.

А труд гладильщиц был каторжным – сидеть целыми днями в подвале, как в парной и разглаживать километры хлопчато-бумажных рюшей, и не дай Бог не сжечь, не испортить тонкие складки. 

Читайте также:  Картины третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть - все о живописи

В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии. Он боготворил Энгра.  Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой. Энгр, похожий на Зевса с копной седых волос и такой же бородой, произвёл на Дега огромное впечатление.

И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок. Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет.  Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. “Всё, что я делаю – это результат размышлений..

” (deliberation) – писал мастер.

Эдгар Дега. Метод “случайного взгляда”

Создавать серии картин никогда не входило в задачу Дега, он просто работал в своё удовольствие над одной темой, поэтому искусствоведы подразделяем его работы на серии.

Блестящий мастер композиции Дега, продвигал новый метод построения картины без традиционного центра, метод, который был основан на “случайном взгляде”. (random glance) Для художника значение его работы лежит в изображении жизни, “запечатлённой без позирования, неосознанно” (caught unawares, without any posing).

Именно поэтому он крайне редко писал с натуры. Дега просил своих натурщиц заниматься обыденным делом – стирать, мыться, расчёсывать волосы, а сам наблюдал за ними с разных ракурсов.

Важно

У него была очень любопытная мастерская – по периметру стен стояли лестницы, стремянки разной высоты, на которые художник забирался и наблюдал за натурщицами с разных ракурсов.

И когда они уходили – он по памяти всё зарисовывал.

Кроме того в студии мастера были зеркала под потолком для того, чтобы улавливать, рассматривать модель в разных ракурсах.

Эдгар Дега. Мастер передачи движения

Когда смотришь на его работы, то остаётся впечатление, что подглядываешь за моделями в замочную скважину. (key hole)
Критики упрекали Дега, что он не продумывал композицию. Наоборот. Он её очень хорошо продумывал, разглядывая её с разных точек зрения, просто на своих полотнах он использовал переменный ракурс.

В первую очередь Дега интересовало само движение,  которому никто из персонажей не придавал значения. Вот отсюда и его наблюдения без зарисовок: ведь художник стремился показать обыденность движения.

Всех его героев – танцовщиц кордебалета, прачек, гладильщиц, жокеев и лошадей объединяло одно – профессиональное движение, о котором никто из них не задумывается.

(Потом, в старости, он будет себя упрекать в том, что и к лошадям, и к женщинам он относился одинаково – и в тех, и в других его интересовало движение).

Это движение мастер передавал рисунком, которым Моне не владел, а Ренуар потом всё-таки к нему вернулся. Когда в Италии Дега брал уроки у Энгра и других мастеров, то они его  учили линии, рисунку. И Энгр сказал молодому художнику – никогда не забывайте о рисунке, линии, это – главное. И Дега всегда следовал его совету.

Также для Дега очень важен формат картины. Он хорошо понимает, что формат также воздействует на зрителя.

Пастель Эдгара Дега

Дега работал в технике пастели. Эта техника его спасала, так как он очень рано начал терять зрение и не мог совместить цвет и линию, а пастель ему это позволяла. Ещё он использовал необычный приём: он брал лист ватмана, наклеенный на картон.

Прописывал рисунок в один слой, затем брал кипящий чайник и подносил к верхней части ватмана и обрызгивал лист. Вода и краска стекали вниз. (В “Голубых танцовщицах” даже видны бороздки). Потом он прописывал всё вторым слоем. Это даёт потрясающий эффект какого-то особого глубокого мерцания.

Таким образом эти его работы, даже не живопись, а графика, поскольку пастель – это разновидность графики.

У Дега было несколько любимых тем, к которым он обращался на протяжении всей жизни – скачки, театр, обнажённая натура и все три темы представлены в коллекции ГМИИ.

Эдгар Дега и театр

Он говорил, что когда пишешь с натуры, то часто отвлекаешься на частности, на детали, и тогда глаз перестаёт улавливать основное. А когда пишешь по памяти, то через линию всё выкристаллизовывается в общую идею.

И ещё. Наблюдая в театре за танцовщицами на репетициях (часто садился в оркестровую яму, или в угол) он не делал даже эскизов, понимая, что артисты будут отвлекаться, позировать ему, когда поймут, что их рисуют. А Дега хотел взять обыденность, случайность каждого движения, не подчёркивая его надуманную сделанность, чтобы не было эффекта позирования.

В театре у него было своя ложа.  («Балерину в чёрном» написал ученик Дега в память о своём учителе).

Совет

Это для нас балет – сказка. Мы его ждём, готовимся, наряжаемся в своё лучшее платье и наблюдаем два часа представление, попадая в волшебный мир танца.

А что стоит за этими двумя часами волшебства? Это и волнует Дега. Он показывает балерину, как рабочую лошадку. И он сравнивает балерину с лошадью.

Его интересует движение, он проводит параллель между балетом и скачками.  Много времени Дега проводил и на скачках.

В обнажённой натуре художника (в нашей экспозиции, это женщина, вытирающаяся после купания) на самом деле нет такого ракурса, такой точки, с которой одновременно будет видно и спину, и её колено. То есть здесь эффект её отражения в зеркале – Дега рисовал её по памяти, что видел, скорее всего даже не саму модель, а её отражение.

Его балерина перед зеркалом даже и не подозревает, что её напишут вот в таком ракурсе.

Во всех его картинах наблюдается эффект подглядывания в замочную скважину.

Эдгар Дега. “Голубые танцовщицы”

То же мы видим и в его голубых танцовщицах – пол прописан в одной перспективе, сами танцовщицы – в другой, а стена – в третьей. Это делается для того, чтобы освободить перспективу, пространство танца.

Читайте также:  Эгон шиле. много таланта, мало времени - все о живописи

Во всех его танцовщицах звучит тема творчества, как очень тяжёлого труда – он никогда не писал танцовщиц во время представления – либо до него, либо после.

Девизом творчества художника было – “Рисовать, не наблюдая, и наблюдать не рисуя”. 

“Голубые танцовщицы”. Создание серий разноцветных танцовщиц – это то, что он видит в театре. Это не цвет костюмов балерин, это цвет рамп, которым освещалась сцена, балетные группы. Дега в театре интересно всё. Он рисует танцовщиц с разных ракурсов – то близко, то далеко. В «Голубых танцовщицах» он вовсе отрезал полголовы у одной из девушек.

 Такой срез был просто возмутителен, так не делалось!!! Если не хватает полотна, то его нужно надставить! А Дега именно так всё и оставляет. И форма картины у него квадратная, всё получается, как кадр! И это уже шло от фотографии.

Дега, как и Надар, вошёл в историю фотографии, он был хорошо с ней знаком, поэтому и берёт такой срез, потому что хорошо понимает, что в фотографии это может легко случится. И интересно посмотреть, сколько девушек изображено в этих «Голубых танцовщицах»? Да, если посчитать, то – четыре. Но, на самом деле – всего одна.

Обратите внимание

Это одна и та же девушка в разных ракурсах. Внутренний мир, настроение модели его совершенно не волнует, он изображает движение.

“Голубые танцовщицы” – одна из многих работ мастера, но именно она оказалась шедевром. У Дега были зелёные, оранжевые, жёлтые танцовщицы, но эти – лучшие. Как говорилось выше, формат его картины продуман – это точный квадрат 68 X 68.

Почему?  Для того, чтобы дать эффект танца, который развивается по кругу – все 4 танцовщицы вписаны в круг, причём их лица художнику неинтересны. Это, как уже было указано,  может быть даже одна и та же балерина.

Здесь она подтягивает свой балетный башмак, там поправляет платье, оглядывает наряд перед выходом на сцену.

(It may be a sketch of one and the same dancer. Here she is tying up her dress examining her costume and standing in the wings).

Эдгар Дега. Балет

Объединённые (united) на одном листе бумаги эти обычные движения превращаются в великолепный танец: магия театра и магия картины возникают перед нашими глазами.

Сам Дега так выражал состояние картины: “Из этих разрозненных, (separate) отдельных (different) движение вы никогда не создадите танца. Но танца не будет и без них”.

Эдгар Дега “Танцовщица, позирующая для фотографа”

“Танцовщица, позирующая для фотографа”. Мир балета был одной из самых любимых тем мастера. Но, в отличие от многих современников, Дега привлекали не яркие представления самого балета, но проза жизни за кулисами.

Источник: https://kraeved1147.ru/gmii-dega/

История одного шедевра: «Голубые танцовщицы» Дега

Сюжет

Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.

«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц.

Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха.

Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.

Урок танцев (1873−1875)

Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.

Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.

Контекст

Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.

К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.

Абсент, 1876

Важно

Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком.

Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п.

Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.

Судьба художника

Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.

Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от штудии.

Автопортрет, 1854−1855

Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многое из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.

После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через нескольких торговых агентов.

Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.

Источник: https://diletant.media/articles/37018183/

Эдгар Дега-живописец танцовщиц. | Волшебная сила искусства

   Автопортрет.

Читайте также:  "девятый вал" айвазовского. почему это шедевр - все о живописи

 Дега Эдгар  (1834–1917), французский живописец,  один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), ездил в Италию изучать искусство раннего Возрождения побывал также в США  и Испании.

   Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (“Семейство Беллелли”, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений “Абсент”, 1876, (Музей Орсе, Париж)

Семейство Беллели1858г

     На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллели, и двумя детьми. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.

Совет

В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно – его портрет висит позади Лауры.

Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции.

     Фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах. Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге.

    Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.

Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта — прием мастера, которым он передает спонтанную непосредственность.

       Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни… В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой»

.

Абсент. 1876

     Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (“Гладильщицы”, 1884, Музей д'Орсе).

Гладильщицы.1884.

     В утверждении эстетической значимости  жизни людей, их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега. Искусству Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая во многих балетных сценах праздничный дух театра.

Обратите внимание

     Импрессионисты больше внимания обращали на свет. Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.

      Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность. Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега.

Голубые танцовщицы.

Балетная школа.

Урок танца.

    Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.

Говорят, что к концу сеанса модели Дега были не только смертельно уставшими от долгого позирования, но и расписанными полосками, которые теряющий зрение художник наносил на их тела как разметку, помогавшую ему точнее определить пропорции.

Балерины на поклонах.

Прима.

Одной из знаменитых картин Дега является Хлопковая контора.

Хлопковая контора.1873

 Картина, замечательная по композиции, экспрессии, свету и цвету. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.

Сюжет, выбранный им для своего полотна, — деловая контора — до этого тщательно обходили стороной все художники.

Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки, и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев.

Ванная.

Туалет.

Очень интересная по сюжету его работа.“Мисс Лала в цирке Фернандо”. 1879 г.

     Даже по стандартам Дега эту композицию можно назвать смелой и необычной. На картине изображена акробатка, висящая под куполом цирка на зажатом у нее в зубах канате.

Важно

Ракурс выбран так, что мы видим акробатку глазами сидящего внизу зрителя, ахающего и восторгающегося ее смелым трюком. Артисты любого жанра всегда привлекали Дега, восхищавшегося их отвагой и мастерством.

Ракурс, в котором изображена акробатка, необычайно сложен, но Дега с присущим ему блеском справляется со стоящей перед ним задачей.

Другие его работы:

Ария собаки.

Балерины.

Портрет мисс Кэссед.

У модистки.

              Дега мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов, и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, так завораживавшую Моне. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок.

        Сам Дега говорил: «Надо иметь высокое представление об искусстве; не о том, что мы делаем в настоящий момент, а о том, чего бы хотели в один прекрасный день достичь. Без этого не стоит работать».

   Огюст Ренуар сказал о своем друге: «Дега был прозорлив. Не скрывался ли за черным сюртуком, твердым крахмальным воротничком и цилиндром самый революционный художник во всей новой живописи?»

   Четыре танцовщицы.

     Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.

    Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.

Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде:

«Он, как и я, очень любил рисовать».

Источники.

http://www.bibliotekar.ru/Kdega/

http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1116-edgar-dega-biografiya-izvestnye-kartiny-hudozhnika.​html

http://impressionnisme.narod.ru/DEGA/biograph_dega.htm

http://gallerix.ru/album/Edgar-Degas

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/1847071

Ссылка на основную публикацию