Шедевры живописи от а до я. откройте их для себя заново – все о живописи

Раскрыты секреты мировых шедевров живописи

Иметь собственный портрет, да еще и написанный рукой известного и признанного автора – это ли не мечта? Даже в нашем мире современных технологий наверняка найдется немало желающих повесить на самое видное место не какой-то компьютерный шедевр, а именно картину. При этом, развешивая по стенам в качестве интерьера пейзажи и натюрморты, не всегда задумываемся о том, что у каждой картины своя энергетика и свои секреты.

Между тем в истории много примеров, как картины влияли на своих владельцев, натурщиков или просто на людей, смотрящих на них. Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть.

Представляем тайны знаменитых картин.

Месть Сальвадора Дали

Картина «Фигура у окна» написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал «порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». Ана Мария не смогла простить такой эпатаж.

В своей книге 1949 года «Сальвадор Дали глазами сестры» она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае.

Обратите внимание

И вот, в 1954 появляется картина «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия». Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с «Фигурой у окна».

Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.

Двуликая Даная

Многие тайны одной из самых известных картин Рембрандта были раскрыты только в 60-е годы ХХ века, когда полотно просветили рентгеновскими лучами.

Например, съемка показала, что в ранней версии лицо царевны, которая вступила в любовную связь с Зевсом, было похоже на лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году.

На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Даная», 1636 — 1647.

Желтая спальня Ван Гога

В мае 1888 года Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от не понимающих его парижских художников и критиков. В одной из четырех комнат Винсент обустраивает спальню.

В октябре все готово, и он решает нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». Для художника очень важен был колорит, уют комнаты: все должно было наводить на мысли об отдыхе.

При этом картина выдержана в тревожных желтых тонах.

Винсент Ван Гог, «Спальня в Арле», 1888 — 1889.

Исследователи творчества Ван Гога объясняют это тем, что художник принимал наперстянку — средство от эпилепсии, которое вызывает у пациента серьезные изменения в восприятии цвета: вся окружающая действительность окрашивается в зелено-желтые тона.

Беззубое совершенство

Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза — совершенство и улыбка ее прекрасна своей загадочностью.

Важно

Однако американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что, судя по выражению лица, героиня потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта.

«Она так „улыбается“ именно из-за того, что произошло с нею, — считает эксперт. — Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».

Леонардо да Винчи, «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», 1503 — 1519.

Майор на фейсконтроле

Публика, впервые увидевшая картину «Сватовство майора», смеялась от души: художник Федотов наполнил ее ироничными деталями, понятными зрителям того времени.

Например, майор явно не знаком с правилами дворянского этикета: он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. А саму невесту ее родители-купцы разрядили в вечернее бальное платье, хотя на дворе день (все светильники в комнате потушены).

Девушка явно впервые примерила декольтированное платье, смущена и пытается убежать в свою светелку.

Павел Федотов, «Сватовство майора», 1848.

Почему Свобода обнажена

По мнению искусствоведа Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки — прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев. Художник изобразил ее с обнаженной грудью. По его замыслу, это символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии: нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета.

Фердинан Виктор Эжен Делакруа, «Свобода на баррикадах», 1830.

Неквадратный квадрат

На самом деле «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

Казимир Малевич, «Черный супрематический квадрат», 1915.

Старый рыбак

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари пишет картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.

Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика), отмечает adme.ru.

Мелодрама Австрийской Моны Лизы

На одном из самых значительных полотен Климта запечатлена жена австрийского сахарного магната Фердинада Блох-Бауэра. Вся Вена обсуждала бурный роман Адели и знаменитого художника. Уязвленный муж захотел отомстить любовникам, но выбрал очень необычный способ: он решил заказать Климту портрет Адели и заставить его сделать сотни эскизов, пока художника не начнет выворачивать от нее.

Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр», 1907.

Блох-Бауэр хотел, чтобы работа продлилась несколько лет, и натурщица могла видеть, как угасают чувства Климта. Он сделал художнику щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться, и все сложилось по сценарию обманутого мужа: работа была закончена за 4 года, любовники давно остыли друг к другу. Адель Блох-Бауэр так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее отношений с Климтом.

 Картина, вернувшая Гогена к жизни

Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно «читается» не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу).

Поль Гоген, «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», 1897-1898.

Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии.

Закончив полотно, которое должно было стать его духовным завещанием, Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы, чтобы умереть. Однако он не рассчитал дозу, и суицид не удался.

Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. А в 1898 году его дела пошли в гору, и в творчестве начался более светлый период.

Музыка на ягодицах

Совет

Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов.

Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1500-1510.

 У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала «песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет».

Фрагмент правой части триптиха.

Двойники на «Тайной вечере»

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет.

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», 1495-1498.

Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

Невинная история «Готики»

Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.

Грант Вуд, «Американская готика», 1930.

На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова и он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.

Перевернутая лодка

В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус — это отражение первого на глади воды.

Анри Матисс, «Лодка», 1937.

Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса картины должен быть направлен в правый верхний угол.

Обман в автопортрете

Обратите внимание

О том, что ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника — Поля Гогена.

Винсент ван Гог, «Автопортрет с трубкой», 1889.

Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.

Источник: http://nakonu.com/2015/02/12933

Техника старых мастеров. Секреты Долголетия живописных шедевров

Сегодня давайте обсудим — почему картины написанные столетия назад — так хорошо сохранились до наших дней.

Вопрос на самом деле очень актуальный для любого художника — ведь хочется, чтобы Ваши шедевры оставались неизменно прекрасными и радовали не одно поколение созерцателей ваших картин…

И сегодня поговорим именно о Старых Мастерах — сколько прошло времени, а картины выглядят красочно и достаточно молодо… В чем секрет?

Живопись маслом  имеет свойство меняться со временем, на это влияет подбор и сочетание красок, техника исполнения, финишное покрытие работы и условия хранения. Это не учитывая тех  ошибок и недочетов , которые мог допустить одаренный художник,пробуя новые методы.

Луис Мелендес 1716-1780

Читайте также:  Купание красного коня. как картина петрова-водкина стала символом эпохи - все о живописи

По этим причинам впечатление от полотен и описание их вида с годами может отличаться…

Техника масляной живописи дает огромные преимущества в работе: картину можно писать годами, постепенно создавая  форму и прописывая детали тонкими слоями краски (лессировкой).

Луис Мелендес 1716-1780

Поэтому быстрое  письмо, где сразу же пытаются придать законченность картине, не характерно для классической манеры работы маслом. Продуманная постадийность нанесения краски позволяет добиться удивительных оттенков и эффектов, поскольку каждый предыдущий слой при лессировке просвечивается сквозь следующий.

Клас Питер (159798 — 1661)

Важно

Есть несколько техник  написания картин, которые уже используются на протяжении веков и приносят отличный результат на холсте:

Фламандская техника: ее использовал Леонардо да Винчи:

  • На светлом грунте делалась пропись рисунка в одном цвете, сепией – контур и основные тени.
  • Затем делался тонкий подмалевок с лепкой объема.
  • Завершающим этапом были несколько лессировочных слоев рефлексов и детализация всех объектов.

Леонардо Да Винчи. Мадонна в Гроте

Но темно-коричневая пропись  слоев  Леонардо со временем, несмотря на тонкий слой, стала сильно проступать сквозь красочное изображение, что привело к потемнению картины в тенях.

В основном слое он часто использовал жженую умбру, желтую охру, берлинскую лазурь, желтый кадмий и жженую сиену.  А его завершающее нанесение красок было настолько тонким, что его невозможно было уловить взглядом.

Собственно разработанный метод сфумато (затушевывание) позволял это делать с легкостью. Ее секрет в сильно разбавленной краске и работе сухой кистью.

Итальянская техника: в ней  работали Рубенс, Веласкес и Тициан.

  • Нанесения цветного грунта на полотно (с добавлением какого-либо пигмента);
  • Перенесения контура рисунка на грунт мелом или углем и фиксации его подходящей разбавленной краской.

Рубенс. Четыре стихии

  • Подмалевок, местами плотный, особенно в освещенных местах изображения, а местами полностью отсутствующий – оставляли цвет грунта.
  • Окончательная работа в 1 или 2 приема полулессировками, реже тонкими очень прозрачными лессировками.

Веласкес. Сдача Бреды

В этой технике особое внимание  отводилось применению перекрывающих дополнительных цветов, которые позволяли нейтрализовать местами насыщенный грунт.

Например, красный грунт можно было нивелировать серо-зеленым подмалевком. Работа в этой технике велась быстрее, чем во фламандском подходе , что больше нравилось заказчикам.

Но неправильный подбор цвета грунта и красок завершающего слоя мог испортить картину..

Тициан. Три возраста человека

Чтобы достичь максимальной гармонии в картине используют всю силу рефлексов и взаимодополнения цветов. Имеются также небольшие хитрости, такие как применение цветного грунта, как принято в итальянской технике , или покрытие картины лаком с пигментом. Цветные грунты могут быть клеевыми, эмульсионными и масляными. Последние являют собой пастозный слой масляной краски необходимого цвета.

Если белая основа дает эффект свечения, то темная придает глубину краскам.

Рембрандт писал по темно-серому грунту

Рембрандт. Ночной Дозор

Брюллов — на основе с пигментом умбры

Брюллов. Сон Девушки

Иванов тонировал полотна желтой охрой

Александр Андреевич Иванов.(1806-1858) Явление Христа народу

Рубенс использовал пигменты английской красной и умбры

Рубенс. Суд Париса

Боровиковский предпочитал для портретов серый грунт

Боровиковский. Портрет сестер Гагариных

а Левицкий – брал серо-зеленый

Левицкий. Екатерина Вторая

Потемнение полотна грозило всем , кто в избытке использовал земляные краски (сиена, умбра, темная охра).

Кроме используемых земляных красок, темнеющих со временем, покрывные лаки на основе смол (канифоль, янтарь) также изменяют светлость картины, придавая ей желтизну. Чтобы искусственно придать старину полотну, в лак специально добавляют пигмент охры или любой другой похожий.

Также  к сильному потемнению  может привести   избыток масла в работе. Он может повлечь за собой еще и трещины. Хотя такой эффект кракелюра чаще связан с работой по полусырой краске, что для масляной живописи недопустимо: пишут только по высохшему или еще сырому слою, в ином случае необходимо соскрести его и прописать заново..

Совет

В общем -сегодня мы познакомились с некоторыми нюансами техники Старых Мастеров и еще обязательно вернемся к этой теме на примере натюрмортов и портретов.

А пока у Вас есть возможность, используя полученные сегодня знания — попробовать самим технику старых мастеров — используя одну из выше приведенных техник.

А какую именно — Вы узнаете из этого мастер-класса и лично от Никонова Дениса, который отлично изучил техники старых мастеров, мастерски владеет техникой Живописи  и научит Вас создавать настоящие шедевры маслом.

МК «Голландский Натюрморт» >>>>

Изучив полный курс техники Старых Мастеров — Вы не просто будете писать изумительные работы, но и будете иными глазами смотреть на мировые шедевры в музеях.

Вам откроются все секреты полотен, скрытые для обычных людей, поскольку все секреты открываются только тем, кто знает….

Источник: http://shop.aqq-project.info/technique-of-old-masters-in-painting/

Шедевры мировой живописи — Франсуаза Барб-Галль

В этой книге Франсуаза Барб-Галль собрала 36 картин и медитативно размышляет о их сути, тайном смысле и символике. Это книга не для тех, кто ищет краткое руководство «Как анализировать картину», эти читатели будут разочарованы.

Для кого же эта книга?

Стоит сразу оговориться, что книгу я читала на английском, и для меня стало открытием, что она издана на русском. Правда, совсем недавно — в этом году — и тиражом лишь полторы тысячи экземпляров, но для нашего книгопечатного рынка это уже подвиг.

В английском варианте, который я читала, название книги лаконично — «How to look at a painting». Возможный перевод – «Как смотреть картины». Наши издатели решили дополнить название книги до «Шедевры мировой живописи. Как отличать, смотреть и понимать».

К чему тут «отличать» мне не очень понятно, потому что книга совсем не об этом. Чтобы отличать Босха от Брейгеля нужен учебник по истории искусств, а не данное издание.

К словам «шедевры мировой живописи» тоже есть вопрос, например, если автор собирала в книге исключительно всемирно известные шедевры, как она могла не включить в неё «Джоконду», «Сикстинскую Мадонну» и, скажем, «Рождение Венеры»? Видимо, цель автора была все-таки не в собрании «шедевров живописи», а в чём-то ином?

Эдвард Хоппер, «Полуночники», источник: wikipedia.org

Edward Hopper, «Nighthawks»

Автор делит картины на несколько тем, они же главы: наблюдение простой реальности, созерцание совершенства, анализ искажений реального мира, понимание запутанного, победить потрясение первого впечатления, погружение в нежность картины. Перевод тем более-менее успешный, они действительно так запутанно и звучат. В рамках каждой темы автор рассматривает картины от простой к сложной. Я начала с того, что отыскала своих любимых художников, и прочитала размышления автора об их произведениях, потом уже читала по порядку всё остальное.

Сначала формат книги казался непривычным, но потом я втянулась. Автор описывает первое впечатление от картины, она считает, что оно самое верное. Потом углубляется в картину, поясняет, что было характерно для того времени, как любил рисовать художник, кто изображен на картине.

Если это мифический или религиозный персонаж, мы прочитаем, кто он и что сделал. Формат описания — медитация на тему картины. Хорошее представление о «медитации» можно получить по ссылке. При чтении время от времени приходится возвращаться к картине.

В самом конце мы видим краткую справку — кто автор картины, чем он известен, что за техника рисования, где была написана картина. Не забыта и иконография.

Книга скорее показывает, как нужно воспринимать живопись, чем дает четкий инструктаж, как охарактеризовать картину. Первое впечатление от работы и должно нас вести, ориентир при восприятии — наши чувства, не надо слишком сильно их рационализировать. Мне книга дала возможность посмотреть на много раз виденные работы под другим углом, и «прочитать» новые при помощи методики автора.

Советую тем, у кого есть живой интерес к искусству, но кто хотел бы узнать чуть больше. Матерым искусствоведам эта книга, боюсь, не принесёт такой радости как нам, обычным зрителям. Они это всё уже знают, да и могут сильно не согласиться с подходом Франсуазы. Книга также отличный подарок любителям искусства.

«Шедевры мировой живописи. Как отличать, смотреть и понимать», Франсуаза Барб-Галль.

«How to look at a painting», Françoise Barbe-Gall.
Рейтинг: 7 из 10.

Купить книгу на Озоне | в Лабиринте | Купить в Эксмо. Купить на Амазоне.

Источник: http://www.bookgeek.ru/2014/08/blog-post_25.html

11 историй о великих художниках и невыносимых зрителях

Байки о художниках — тема неисчерпаемая. Их жизнь неотделима от творчества, а поступки часто экстравагантны и непонятны для окружающих.

Про отрезанное ухо Ван Гога и о том, как Арам Хачатурян ходил в гости к Сальвадору Дали знают многие.

В сегодняшней подборке — менее известные истории о том, как трудно порой мастерам общаться с теми, для кого они создают свои шедевры.

«Когда б вы знали, из какого сора…»

Как-то зимою в «Пенатах» Корней Иванович Чуковский, разговаривая с Ильёй Репиным на воздухе, увидел, что у него под ногами на белом снегу какая-то собака оставила жёлтую лужу.

Чуковский машинально стал носком сапога сгребать снег, чтобы засыпать неприятное пятно…

Вдруг Репин застонал страдальчески: — Что вы! Что вы! Я три дня хожу сюда любоваться этим чудным янтарным тоном…

Подтверждение авторства

Летом, по средам, репинские «Пенаты» были открыты для посетителей. Однажды, когда Илья Ефимович гулял по саду в ожидании гостей, к нему подошли три хорошо одетых господина, по виду, петербургские нувориши.

Купив по случаю картины, якобы написанные Репиным, они приехали показать покупку художнику, чтобы подтвердить его авторство. Приезжие с достоинством разложили приобретенные холсты: запорожец с голубыми усами, бурлак на фиолетовом фоне и портрет Льва Толстого, скопированный с базарной открытки…

Читайте также:  Эдуард мане. 5 картин художника с колумбовской кровью - все о живописи

Зато на каждом холсте была в совершенстве изображена размашистая репинская подпись.

Обратите внимание

Илья Ефимович, скорый на гнев, при одном взгляде на эти дешевые подделки cхватился за сердце и закричал:

— Ирокезы! Троглодиты! Скотинины!

Обиженные гости стали молча упаковывать свои приобретения, а один из них тихо и укоризненно произнес:

— Напрасно вы, Илья Ефимович, отказываетесь. Картины — первоклассные!

Что-нибудь в масле

Как-то в мастерскую к французскому художнику Полю Сезанну зашёл в богатый, но прижимистый покупатель:

— Мсье, нет ли у вас чего-нибудь недорогого, желательно, в масле?

— В магазине напротив вы можете приобрести банку сардин! — презрительно ответил художник.

Поль Сезанн «Большие Купальщицы»

Магия имени

В юности французский художник-импрессионист Огюст Ренуар увлекался черной краской, о чём потом часто сожалел. Однажды во время путешествия в Англию некий любитель живописи похвастался ему:

— У меня есть картина Теодора Руссо! Это — шедевр!

Огюст Ренуар попросил показать.

Англичанин привёз его к себе, на цыпочках — из уважения к произведению мастера — подошел к картине и сдернул с нее занавеску.

— Смотрите! — сказал заворожено он.

— Гм-м… не правда ли немножко черно? — робко спросил Огюст Ренуар.

— Что вы, юноша! Это — настоящий шедевр, и спорить тут не о чем!

Огюст Ренуар с удовольствием выслушал похвалы, а потом сообщил:

— Знаете, а ведь автор этой картины — я!

Он ожидал нового приступа восхищения от этого любителя живописи.

Но тот возмутился:

— Вот мерзавец, этот торговец картинами! Всучил мне под видом Теодора Руссо какого-то жалкого Ренуара!

Когда шедевр закончен

У Ренуара был приятель, который обожал давать ему советы. Однажды он наблюдал за художником, когда тот рисовал этюд обнаженной женщины. Когда художник отложил кисть, приятель запротестовал:

— Ах, Ренуар, ну если бы еще два-три мазка! Ведь не закончено!

— Вот как! — изумился Огюст Ренуар.

— Благодарю покорно, а я-то думал, что о своих работах только я и могу судить, когда они готовы?

— И как же это? — поинтересовался приятель.

— Весьма просто, — отвечал Ренуар.

— Когда я чувствую желание хлопнуть изображенную на полотне даму по заднице, значит, ничего больше в эту картину добавлять не нужно.

Рецепт успеха

Известного французского скульптора Антуана Бурделя как-то спросили: «Творчество творчеством, но что нужно сделать художнику, чтобы прославиться?»

Бурдель ответил: «Создайте шедевр, вот и все».

Э. А. Бурдель. Портрет Людвига ван Бетховена. Бронза. 1902

Хитрость Рембранта

Рассматривать картины Рембрандта надо с некоторого расстояния. Однако современники этого упорно не понимали, и все норовили подойти вплотную к холсту, чтобы разглядеть мазок.

— Не стойте слишком близко! — говорил в таких случаях живописец. — Это очень опасно.

Вредные испарения, которые идут от красок, могут вызвать у вас головную боль!

Покупатели испуганно отскакивали и глядели на полотна как раз с нужной дистанции.

Как аптекарь учил Поля Гогена живописи

Один аптекарь заказал Полю Гогену картину.

— Только, знаете ли, я хочу, чтоб она была простой и понятной, — попросил он.

Гоген взялся за дело со всей ответственнос­тью и написал картину «Белая лошадь».

— Месье, но ведь эта лошадь — зеленая! — недовольно воскликнул аптекарь, увидев карти­ну.

— Зеленых лошадей не бывает!

— Любезный, — с достоинством отвечал ху­дожник, — разве вы никогда не замечали, каким зеленым кажется все вокруг, когда вечером, удоб­но устроившись на веранде в своей качалке, вы отдыхаете с полузакрытыми глазами?

— Я заплатил вам пятьсот франков и за эти деньги хочу получить другую картину, — реши­тельно ответил заказчик. — Картину, которой можно любоваться при дневном свете и не зак­рывая глаз!

Тут уж Гоген не нашёл, что возразить.

Поль Гоген, «Белая лошадь», 1898 г.

Положение обязывает

Как-то раз художник Игорь Грабарь привез к уже состоявшемуся живописцу Василию Сурико­ву одного коллекционера.

Суриков встретил го­стей радушно. Стал показывать этюды на про­дажу.

Гость время от времени спрашивал о цене и качал головой:

— Что вы, Василий Иванович, разве можно так высоко оценивать такой крошечный этюдик?

Цена была — 5000 рублей.

— Уступите, Василий Иванович, — попросил Игорь Грабарь.

Суриков вздохнул:

— И хотел бы, да имя не позволяет!

В гостях у пикассо

Пабло Пикассо однажды водил по дому гостей и показывал им свои творения.

— Вот это — мой автопортрет.

Гости оглядели вполне «кубическое» полотно с совершенно искаженными чертами лица.

— А это портрет моей жены, — показал следующую картину Пабло Пикассо.

Еще хуже.

Один из гостей растерянно пробормотал:

— Надеюсь, детей у вас нет?

Пабло Пикассо.

Автопортрет

Я умею рисовать

Как-то раз к Дали заявился журналист и принялся ему доказывать, что его искусство — всего лишь следствие того, что он не умеет рисовать.

Говорил он страстно и долго. Все это время художник сидел напротив и невозмутимо черкал в блокноте ручкой. А когда журналист закончил свою обличительную речь, Дали показал ему свой рисунок: статуя Венеры Милосской с пририсованной к ней головой самого журналиста! Сочетание получилось жуткое, но сходство — фотографическое: и со скульптурой, и с обвинителем. Причем все тени, полутени и прочие условия академического рисунка были соблюдены мастерски.

— Теперь вы убедились, что я умею рисовать? — спросил Дали. — Тогда до свидания, сударь.

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/lyudi/10-istoriy-o-velikikh-khudozhnikakh-i-nevynosimykh-zritelyakh/

Секреты шедевров мировой живописи

Во многих произведениях искусства заложен тайный смысл, загадка, а некоторые обязаны своим появлением определенным событиям в жизни их авторов. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.

«НОЧНОЙ ДОЗОР» ИЛИ «ДНЕВНОЙ»?

Рембрандт, «Ночной дозор», 1642.

Оригинальное название этой картины — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». За два столетия полотно побывало в разных местах, и попало к искусствоведам в 19 веке.

Из-за темного фона создавалось впечатление, что действие, изображенное на холсте, происходит ночью, из-за чего было дано название «Ночной дозор». 
В середине 20 века была проведена реставрация полотна, в ходе которой с краски сняли слой копоти.

Тут-то и выяснилось, что сцена на картине происходит днем, мало того, по теням от человеческих фигур удалось определить, что действие происходит около 2 часов дня. Однако в истории живописи картина так и осталась известна под называнием «Ночной дозор».

ЖЕЛТАЯ СПАЛЬНЯ ВАН ГОГА

Винсент Ван Гог, «Спальня в Арле», 1888 — 1889.

В конце 1880-х годов Ван Гог переехал в городок Арле на юг Франции, где написал эту картину. Согласно замыслу, сюжет должен был навевать мысли об отдыхе, однако она вызывает скорее тревогу своим колоритом.

Исследователи предполагают, что секрет кроется в том, что в это время художник принимал наперстянку для лечения эпилепсии.

Как известно, эта трава влияет на восприятие цвета — все вокруг окрашивается в гамму зелено-желтых тонов.

БЕЗЗУБОЕ СОВЕРШЕНСТВО

Леонардо да Винчи, «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», 1503 — 1519.

По мнению некоторых стоматологов, секрет таинственной улыбки Моны Лизы кроется в отсутствии зубов. Подобная улыбка типична для тех, кто потерял передние зубы.

СМОТРИНЫ

Павел Федотов, «Сватовство майора», 1848.

Современный зритель вряд ли заметит все то, на что обращали внимание в 19 веке.

Ироничный художник изобразил грубые и нелепые нарушения этикета того времени: майор пришел без обязательных в таких случаях букетов цветов для невесты и ее матери, на барышню надели бальное платье с декольте, которое допустимо только вечером (хотя действие происходит днем). Смущенная девушка понимает нелепость происходящего и пытается убежать.

НЕКВАДРАТНЫЙ КВАДРАТ

Казимир Малевич, «Черный супрематический квадрат», 1915.

Как ни странно, эта картина не квадратная — ни один из ее углов не равен 90 град., мало того, она нарисована красками темных оттенков, среди которых нет черного. Превалирует мнение, что таким образом автор стремился достичь эффекта движения, динамики.

МЕЛОДРАМА АВСТРИЙСКОЙ МОНЫ ЛИЗЫ

Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр», 1907.

Супруга австрийского миллионера Фердинада Блох-Бауэра состояла в любовной связи с художником Густавом Климтом.

Узнав об этом, Блох-Бауэр решил отомстить необычным и изящным способом: он заказал Климту портрет своей жены и, прежде чем утвердить эскиз, заставил сделать более сотни различных вариантов.

Цель обманутого мужа была проста — он рассчитывал, что глядя на «натурщицу» изо дня в день на протяжении нескольких лет, художник охладеет к своей любовнице. Расчет Блох-Бауэра оказался верен. А его жена так никогда и не узнала, что он был посвящен в ее отношения с Климтом.

КАРТИНА, ВЕРНУВШАЯ ГОГЕНА К ЖИЗНИ

Поль Гоген, «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», 1897-1898.

Эта картина подобна каббалистическим текстам, ее следует «читать» справа налево — именно так можно проследить, как разворачивается жизнь с момента ее зарождения до неизбежной кончины.

Полотно было написано в момент тяжелой депрессии художника. Закончив работу, Гоген собирался покончить с собой, но замысел не удался. Напротив, ощущение близости смерти, которую он избежал, привело к осознанию ценности жизни и дало новый стимул для развития. В том же году дела художника пошли в гору, а в творчестве начался куда более светлый период.

ЧУЖИЕ МИШКИ

Иван Шишкин, «Утро в Сосновом лесу», 1889.

Иногда художники помогали друг другу в написании отдельных деталей картин. Так Шишкин, которому особенно хорошо удавались пейзажи, прибегнул к помощи Константина Савицкого — художника-анималиста. Иван Иванович боялся испортить   впечатление от картины не самым лучшим изображением медведей.

И, хотя оба художника значились авторами этой картины, по требованию Третьякова, ставшим обладателем полотна, фамилия Савицкого была удалена с холста, т.к.  в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

источник

Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/9968869/

Уроки живописи с нуля в Москве. Мастер-класс Картина маслом для взрослых и детей

Программа обучения «Живопись с нуля» направлена на быстрое и эффективное обучение живописи. Данный мастер-класс идеально подходит тем, кто хочет научиться профессионально рисовать красивые картины без специальной подготовки.

Вы можете выбрать наиболее интересную для Вас технику —  масло, акварель, гуашь, пастель. На уроки живописи с нуля мы приглашаем абсолютно всех — взрослых и детей с 7 лет.

Наши профессиональные художники-педагоги помогут Вам быстро развить навыки рисования.

Расписание и цены Записаться Купить сертификат

Галерея картин участников мастер-класса «Живопись с нуля»

Чему вы научитесь на мастер-классах «Живопись с нуля»

  • Научитесь придавать плоской поверхности объем с помощью красок;
  • Сможете правильно выстраивать композицию картины;
  • Научитесь правильно смешивать краски и составлять их гармоничные сочетания;
  • Узнаете правильные техники и способы нанесения мазков на холст;
  • Писать картины на свободные темы и создавать свои живописные картины.
  • Продолжительность 3 часа
  • Все материалы входят в стоимость
  • Кофебрейк включен в стоимость
  • Оплата картой/наличными
Читайте также:  "молодой папа": 10 картин сериала расшифрованы - все о живописи

Стоимость разового занятия: 2000 руб.
Абонементы: 4 занятия — 6000 руб.

8 занятий — 10000 руб.

Записаться на мастер-класс «Живопись с нуля»

Вы также можете записаться по телефонам: (495) 162-24-15, (916) 376-80-90

Пенсионерам предоставляются скидки
(уточнять у администратора +7 495 162-24-15)

Техники, используемые на мастер-классе «Живопись с нуля»

  • Масляная живопись. Работаем с масляными красками, которые позволяют рисовать настоящие шедевры, насыщенные и реалистичные. Мы научим вас через рисунок маслом передавать объем, текстуру, использовать линейную и воздушную перспективу. Вы научитесь подбирать и смешивать масляные краски, добиваться нужных оттенков, узнаете как наносить их на холст и т.д.
  • Акварельная живопись. Характерная особенность этих красок – тончайшие переливы тонов, передача легкости и прозрачности, создание красочных мазков для воплощения богатой цветовой палитры окружающего мира.
  • Работа с гуашью. На первый взгляд гуашь – слишком простая краска, но выбрав это направление для живописных работ, вы откроете ее с новой для себя стороны, оцените по заслугам все достоинства гуаши. Итогом станут яркие неповторимые работы. Ведь гуашь позволяет с легкостью отработать живописные приёмы, познать основы изобразительного искусства.

Впечатляющие картины у каждого участника — главное преимущество мастер-классов «Живопись маслом для начинающих» 

Уроки живописи с нуля позволяют научиться с помощью красок создавать прекрасные композиции, понимать правила сочетания различных оттенков, смешивания цветов, выстраивания объектов на картине. Весь процесс занятия на курсах живописи с нуля построен на принципе познания теории через практику. Т.е.

вы не услышите монотонных лекций о том, «как правильно», а сразу приступите к увлекательному процессу рисования, постигая все тонкости и нюансы живописи «здесь и сейчас».

Мастер-класс «Живопись с нуля» идет 3 часа – наиболее оптимальное время для творческого процесса. За этот период максимально усваиваются полученные знания, а человек не успевает сильно устать.

Также во время мастер-класса предусмотрен небольшой перерыв для кофебрейка.

Ответы на часто задаваемые вопросы:

Вопрос: Я никогда, нигде, ничего не рисовал, и мне столько-то лет, а у меня получится?
Ответ: Да, независимо от вашего уровня подготовки и возраста вы нарисуете картину, которая превзойдет все даже самые смелые ожидания или мы вернем деньги. Возраст от 7 лет до бесконечности.

Вопрос: Что нужно принести с собой?
Ответ: Ничего приносить не нужно. Всем необходимым мы обеспечим вас сами, а так же чаем и печеньками.

Вопрос: Что я буду рисовать на мастер-классе?
Ответ: Мы предлагаем выбрать сюжет картины из нашего каталога. Далее Вы можете выбирать картины более сложного уровня из наших каталогов, или приносить свои варианты.

Вопрос: В какой атмосфере проходят мастер-классы? Что будет если я что-то не пойму или не успею?
Ответ: Вы полностью независимы от группы, так как каждый рисует то, что хочет в приятном для себя темпе.

Вы можете в любой момент встать, пройтись, попить чаю, посмотреть, что получается у других участников, задать вопрос. Если работа сложная, ее можно доделать на следующем занятии или дома.

У нас собираются хорошие, добрые люди, объединенные желанием научиться хорошо рисовать.

Вопрос: C какого возраста можно привести ребенка на мастер-класс?
Ответ: Так как рисование требует внимания, точности и усердия, желательно не младше 7 лет. Хотя, конечно, все зависит от темперамента и способностей ребенка.

Источник: https://naydisebya.ru/uroki-zhivopisi-s-nulya

Реставрация 2.0. Кто и как сегодня сохраняет шедевры мировой живописи

От полного уничтожения ценные полотна и экспонаты ежедневно спасают сотни реставраторов, химиков и физиков. Что последние делают в музеях, при чём здесь оптика и как в реставрации шедевров может помочь виртуальная реальность, выяснял Лайф.

Музеи: руками не трогать и желательно не дышать

— Лучше, конечно, вообще всё всегда держать закрытым. Ведь все мы и есть своего рода “печки” с температурой 36,6 градуса.

К тому же мы постоянно выдыхаем влагу, которая нарушает привычные условия содержания картин, — шутит Остин Невин, химик и реставратор, научный сотрудник Национального исследовательского совета Института фотоники и нанотехнологий Италии. Накануне он приехал с лекцией в Петербург в рамках проекта Art & Science: наука, искусство, музей.

Впрочем, “работа” непростого петербургского климата и агрессивной среды действительно даёт о себе знать спустя годы — например, в виде полопавшейся краски. Но уже сегодня реставраторы научились в той или иной степени предвидеть процесс разрушения, буквально заглянув внутрь картины.

— Чтобы заранее понять, как на картину влияют перепады температуры, влажность, яркий свет, мы используем метод, называемый голографической интерферометрией. В этом случае мы работаем с голограммой, снятой с одного и того же объекта в разное время при разных состояниях окружающей среды.

То, что мы в итоге видим на снимке, — это разные контуры, каждый из которых соответствует каждому конкретному состоянию. Мы можем их посчитать и измерить разницу в этих состояниях — то есть понять, насколько изменение среды соответствует изменению в материале, — объясняет Остин Невин.

Что за “сэндвич” и как он распознаёт подделку?

Ещё одна причина, почему физики уже давно прописались в реставрационных мастерских, — необходимость более точного и современного определения подлинности картин.

— Лучший способ понять, является ли картина подделкой, это посмотреть на её срез под микроскопом и увидеть слои живописи, — уверен научный сотрудник Национального исследовательского совета Института фотоники и нанотехнологий Италии. — Это своего рода сэндвич из грунта и разных слоёв краски, которые поэтапно наносил художник.

Неудивительно, что под внешними слоями и привычными нам изображениями нередко находят более ранние варианты, впоследствии закрашенные авторами. Никакой особой сенсации в этом нет, говорят учёные, ведь создание картины — процесс творческий.

Например, ещё в 60-х годах прошлого века специалисты нашли внутри знаменитой “Данаи” Рембрандта другой образ и выяснили, что в процессе создания картины художник изменил причёску, выражение лица, положение рук и ног, освещение тела.

Важно

Рембрандт переписал картину после смерти жены, придав Данае черты своей новой возлюбленной.

Тогда же традиционно падающий золотой дождь (капельки охры) был заменён золотистым светом, а взгляд и жест правой руки, сначала устремлённые вверх, теперь были направлены вбок, в сторону источника света.

Постепенно оптика уступает место химии, и при анализе кусочков пигментов становится понятно, какой краской, например, писали только во времена флорентийской школы, какой пигмент, используемый величайшими художниками прошлого, до сих пор используют при производстве помады, а какую краску нанесли гораздо позже нерадивые реставраторы или охотники выдать подделку за подлинник.

— Зная периоды использования различных красок и определив каждую из них на картине, можно сделать вывод о времени создания последней, — рассказывает младший научный сотрудник отдела научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа и победитель серии выступлений молодых учёных Science Slam в 2015 году Денис Прокуратов.

В среднем в течение года консервацию и реставрацию в музее проходит порядка четырёх тысяч экспонатов. В составе соответствующего отдела находятся 14 лабораторий разной специализации — от реставрации часов и музыкальных механизмов до восстановления станковой живописи.

Через руки физиков Эрмитажа ежегодно проходит порядка 400 предметов, особое внимание специалисты уделяют тем экспонатам, которые намереваются продать в музей. Известен случай, когда за один из таких “шедевров” пытались выручить сумму с шестью нулями.

К счастью, эксперты вовремя установили, что экспонат подлинником не является.

Поможет ли виртуальная реальность?

Остин Невин уверен, что помимо оптических методов и химического анализа больше о мировых шедеврах расскажут и ставшие привычными для компьютерной индустрии технологии виртуальной реальности. Причём их результат, в отличие от сугубо специализированных научных методов, сможет прочувствовать на себе практически любой житель планеты.

— Я считаю, что технологии виртуальной реальности могут помочь воссоздать не только сам шедевр, но и то впечатление, которое он производил на зрителя, ту среду, в которой он был создан.

Яркий пример — Сикстинская капелла. То, что сейчас вокруг неё, мало отражает первоначальную суть произведения.

Но благодаря VR мы могли бы увидеть её такой, какой она создавалась изначально, — говорит учёный.

К слову, ещё год назад в Сент-Петерсбурге (штат Флорида, США) музей Сальвадора Дали предложил своим посетителям в буквальном смысле окунуться внутрь знаменитого полотна “Археологический отголосок “Анжелюса” Милле”, принадлежащего кисти великого испанского художника.

Совет

К созданию VR-версии, которая, к счастью, неподвластна чересчур яркому свету, изменяющейся влажности и температуре, приложили руку художники студии Disney.

Специалисты кропотливо исследовали полотно и воссоздали его 3D-версию в мельчайших подробностях. А дизайнер из России Андрей Плаксин пару лет назад представил в виртуальной реальности гробницу египетской царицы Нефертари.

Этот памятник и вовсе закрыт для туристов, его небольшую копию можно увидеть лишь на стенде в Турине.

Разумеется, панорамы, виртуальные туры и шлем не заменят в полной мере подлинник Леонардо или Рафаэля. Однако отчасти помочь продлить жизнь хрупким шедеврам всё же смогут, верят учёные.

Источник: https://life.ru/962826

Ссылка на основную публикацию