“молодой папа”: 10 картин сериала расшифрованы – все о живописи

“Молодой Папа”: 10 картин сериала расшифрованы – Дневник живописи

Сериал “Молодой Папа” (режиссёр Паоло Соррентино) – один из самых прекрасных сериалов, когда-либо снятых. Это шедевр. Потому что сочетает в себе и красоту, и глубину послания, и мастерство создателя.

Главный герой Папа Пий XIII (в миру – Ленни Белардо) крайне противоречив. Он курит как паровоз. Пьёт диетическую колу. Ссылает неугодных ему на Аляску. Не хочет показываться на публике. Поначалу даже создаётся впечатление, что он социопат.

Но нет. Ведь он творит чудеса. Проявляет невиданное благочестие. Что даже самые проженные ватиканские интриганы падают перед ним на колени.

Обратите внимание

Однако сериал ещё интересен занимательной подборкой картин. Это ряд полотен, вдоль которых проходит Папа Римский в титрах.

Очевидно, что все они появляются в фильме не случайно. Попробую расшифровать, зачем же режиссёр нам их демонстрирует.

1. Хонтхорст. Поклонение волхвов. 1606 г

Геррит Ван Хонтхорст. Поклонение пастухов. 1606 г. Галерея Уффици, Флоренция. Artchive.ru

Первая картина в ряду, мимо которого проходит новоиспеченный Папа – это “Поклонение волхвов” Хонтхорста. Она о том, что в мир пришёл сын Божий. Причём же здесь Ленни Белардо?

В сериале не раз упоминается, что Пий XIII святой. Его воспитательница сестра Мэри вообще считает, что он сам Христос. Потому что творит чудеса.

Бездетная женщина забеременела. Умирающая женщина в одночасье исцелилась. И все это благодаря чудотворным молитвам Папы Пия XIII. К концу сериала в его святость уже верят почти все.

Правда не сразу понятно, почему режиссёр из тысяч картин на тему поклонения волхвов выбирает именно работу Хонтхорста. Далеко не самую известную.

Думаю, дело в трагичной истории самой картины. Она хранилась во Флоренции в галереи Уффици. Однажды около стены галереи в припаркованной машине взорвалась бомба.

Картина была практически уничтожена. Полностью отреставрировать ее так и не удалось. Возможно, эта история перекликается с жизнью Ленни.

В 9 лет родители оставили его в монастырском приюте. Навсегда. Для ребёнка это душевная травма, которую ничем не излечить. Даже в свои 47 лет он страдает и не теряет надежду найти родителей.

2. Перуджино. Передача ключей апостолу Петру. 1482 г

Перуджино. Передача ключей апостолу Петру. 1482 гг. Фреска в Сикстинской Капелле, Ватикан. Wikipedia.org

Второй в титрах мы видим репродукцию фрески Перуджино (учитель Рафаэля). Христос передаёт своему ученику ключи от рая. Наделяя его правом решать, кому отпускать грехи, а кому нет. Кого пустить в Рай, а кого нет.

Во второй серии Пий XIII впервые выступает перед верующими. Он сокрушается. Ведь верующие решили, что попасть в рай легко. Теперь грехи прощать он не намерен по первому требованию. Теперь нужно сильно постараться, чтобы попасть в Рай. Ключи от которого теперь у него.

Помимо вручения ключей на картине есть ещё сцена “Побивание Христа камнями”. Своё “побивание” Ленни тоже испытал. Только на современный лад. Помните, как феминистки выстроились в ряд в саду Папы? С надписью “Bastard” (Ублюдок, перевод с англ.) на голых телах.

Важно

Вдалеке в левой части картины мы также видим библейский сюжет про динарий кесаря. Знаменитый ответ Христа “Кесарю кесарево. Божие Богу” в течение двух тысяч лет воспринимался, как символ деления власти духовной и земной.

Прекрасный эпизод на эту тему мы видим в одной из серий. Когда Пий XIII встречается с премьер-министром Италии. И говорят они, конечно, о том, чья власть главнее. В споре выигрывает Папа Римский.

Как вы помните, в его рукаве оказался гениальный козырь. Против которого премьер-министр ничего не смог противопоставить. И опешанный ретировался. Впрочем, как и фарисей после слов Христа из библейского сюжета.

3. Караваджо. Обращение Савла. 1600 г

Караваджо. Обращение Савла. 1600 г. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим. Wikipedia.org

Третья картина в титрах – “Обращение Савла” Караваджо. Савл был противником христианства. Но однажды, когда он был в седле, к нему обратился Бог. Потрясённый Савл упал с коня. Бог приказал ему прекратить гонения на христиан. После чего Савл уверовал в Бога. А потом стал апостолом Павлом.

Ленни в начале сериала признается, что временами сомневается в существовании Бога. Он переживает кризис веры. Он ищет Бога заново. Возможно, ожидая такого же прямого послания, как когда-то Савл.

4. Фреска “Первый никейский собор”. 14 век

Первый Никейский собор. 14 век. Фреска в монастыре Мегала Метеора, Греция. Artchive.ru

Четвёртая картина – репродукция фрески из греческого монастыря. На тему Первого Никейского собора. Состоялся он в 4 веке. Тогда и были заложены все основные каноны христианства. По которым священнослужители живут до сих пор. Например, когда праздновать Пасху, тоже решили именно на этом соборе.

Конечно, эта картина здесь тоже неспроста. Ее появление связано с Пополо Тонино. Пастухом со стегматами. Помните, как он приходит домой. Оборачивается. А на его кухне сидит Папа Римский в окружении кардиналов.

Они пришли судить ересь, исходящую из уст лже-пророка. Который ещё и свою овцу называет Мадонной. Также и на фреске первый никейский собор определил, что является ересью (еретик как раз лежит в их ногах).

К сожалению, режиссёр нам так и не раскрыл, что же стало с Тонино после встречи с Папой. Ждём в следующем сезоне.

5. Франческо Айец. Петр Еримейский (Пустынник)

Франческо Айец. Петр Еримейский (Пустынник). 1820 г. Частное собрание. Artchive.com

В фильме Пий XIII говорит проповеднику, что он хочет устроить революцию. Но чтобы сделать прорыв не в будущее. А наоборот, к прошлым традициям. К прошлой славе церкви. Когда ее власть была почти безгранична.

А кто был одним из ярых революционеров в истории католицизма? Конечно, Петр Еримейский. Он и Крестовый поход спровоцировал. Благодаря ему католическая церковь стала ещё могущественнее, чем прежде. Так что картина об этом ревностном католике здесь тоже неслучайна.

6. Джентиле да Фабриано. Святой Франциск получает стигматы. 1419 г

Джентиле да Фабриано. Святой Франциск получает стигматы. 1419 г. Фонд Маньяни-Рокка, г. Парма, Италия. Stfrancis.clas.asu.edu

Далее мы видим картину Фабриано “Святой Франциск”. Возможно, это прямое указание на сегодняшнего Папу Франциска.

Ведь сериальный Папа во взглядах во многом похож на Папу реального. В первую очередь своим консерватизмом. Действующий Папа также резко выступает и против абортов, и против гей-лобби.

7. Матео Черезо Младший. Святой Томас из Вильянуэва

Матео Черезо Младший. Святой Томас из Вильянуэва. 1660 г. Лувр, Париж. Magnoliabox.com

Дальше мы видим картину со святым Томасом. Который был известен своим рвением раздавать милостыню.

К чему этот образ, не очень понятно. Не так много в сериале посвящено милосердию. Возможно, все дело в тиаре. Которую мы видим в самом центре картины. Помните, как Пий XIII первым делом приказал вернуть папскую тиару из Национальной Галереи Вашингтона?

8. Доменико Крести. Микеланджело показывает Папе Пию IV модель собора св. Петра. 1618 г

Доменико Крести. Микеланджело показывает папе Пию IV модель собора св. Петра. 1618 г. Вилла Буаноротти во Флоренции, Италия. Artdailyart.com

Папа Пий IV был человеком доброжелательным. Будучи полной противоположностью своего жесткого и горделивого предшественника Павла IV.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/molodoy-papa-kartiny/

«Молодой Папа»: гид по живописи, показанной в сериале Паоло Соррентино

?

akostra (akostra) wrote,
2017-08-16 11:47:00 akostra
akostra
2017-08-16 11:47:00 Category: Сам очень подный и познавательный пост вот тут (я оттуда утащила много, но не всё):
https://artchive.

ru/news/2384~Molodoj_Papa_gid_po_zhivopisi_pokazannoj_v_seriale_Paolo_Sorrentino
Сериал «Молодой Папа» (The Young Pope, 2016), снятый итальянским режиссером Паоло Соррентино, живописен сам по себе, и дополнительную живописность ему придает… живопись. Ее в кадре предостаточно, ведь действие происходит в Ватикане, а Святой Престол является обладателем богатейшей коллекции предметов искусства.

Карликовое государство занимает площадь, составляющую 1/8 площади Центрального парка в Нью-Йорке, и при этом на его территории расположены 9 музеев, включающих 54 галереи. Но для Паоло Соррентино картины — не декорации, а полноценные персонажи сериала, позволяющие играть со смыслами, делать акценты и намеки.

Совет

Поэтому в кадре будут появляться как картины и скульптуры, «прописанные» в Ватикане, так и special guest stars из других музеев мира.

Помните жутковатый первый кадр сериала — ребенок, ползущий вверх по горе неподвижных тел младенцев?
Сразу вспоминается популярный сюжет- избиение младенцев: когда избежал казни и остался в живых только один — Избранный.

В титрах сериала, в отличие от евангелического Младенца, ребенок буквально карабкается наверх по телам других. Может, это Антихрист?

Мастерская Лукаса Кранаха старшего. Избиение младенцев (фрагмент). Ок. 1515 г. Национальный музей в Варшаве.

«Пьета» Микеланджело

Семья. Это загадочное произведение поначалу можно принять за иллюстрацию какого-нибудь малоизвестного библейского сюжета — написанные маслом фигуры двух немолодых мужчин, один из которых кормит ребенка грудью. На самом деле, эти люди существовали в реальности, и обладатель округлой молочной железы — не мужчина, а женщина.

Испанский художник Хосе де Рибера на своей картине изобразил итальянку Магдалену Вентуру с супругом и ребенком. В молодости она была обычной дамой, вышла замуж и родила троих сыновей, но в возрасте 37 лет у нее вдруг начала расти борода.

Живописец допустил небольшую вольность — картина написана в 1561 году, и Магдалена уже не могла кормить грудью младенца, так как ей в то время было уже 52 года.

Мы видим очень странную, пугающую семью, но это все-таки семья. Она противопоставляется прекрасным, светлым образам родителей Ленни, постоянно всплывающим в его памяти.

Их лики великолепны, как ангелы, но, к сожалению, не реальны, это всего лишь манящая химера из прошлого.

Титры сериала “Молодой Папа” как арт-галерея
Во время начальных титров нам показывают 10 произведений искусства, мимо которых проходит Ленни с блаженной улыбочкой. Сразу уточним, что только одно из этих произведений находится в Ватикане, зато все они косвенно отражают события сериала.

У этой прелестной, теплой картины утрехского караваджиста Хонхорста печальная судьба. Она выставлялась в Галерее Уфицци и в 1993 была практически уничтожена во время взрыва при мафиозных «разборках».

В «Фиате», припаркованном между стенами Академии Горгофили и галереи Уффици, сработало взрывное устройство; взрывом были частично разрушены стены старинных построек, убиты 5 человек и уничтожены 3 картины, включая «Поклонение…».

Работу пытались реставрировать, но она восстановлена только частично. Картина мелькает в кадре, так как тема мафии затрагивается в сериале.

Вручение ключей апостолу ПетруПьетро ПеруджиноФреска в Сикстинской капелле. Довелось там побывать

http://akostra.livejournal.com/1272398.html

Икона «Первый Никейский собор». Греция, Монастырь Мегало Метеорон.

На иконе изображен император Константин в окружении епископов во время первого Вселенского собора. На Соборе были осуждены ереси и впервые четко определены дисциплинарные правила, которым доныне следуют священники высокого ранга.

Обращение Святого Савла. КараваджоЭта картина самая, пожалуй, известная, из десяти, показанных в титрах «Молодого Папы». Савл изначально был фарисеем и слыл ярым гонителем христиан. Однажды на пути в Дамаск с ним случилась история, описанная в «Деяниях апостолов»: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». После этого Савл изменился и стал добрым христианином. Мы его знаем под именем апостола Павла, основателя Святого престола. Думается, авторы показывают «Обращение…» кисти Караваджо, чтобы подчеркнуть личностную и духовную эволюцию главного героя сериала, которую мы наблюдаем в течении всего действа.Картину живьём самой увидеть не довелось, но была совсем рядом с ней!

http://akostra.livejournal.com/1279923.html

“Петр Амьенский” Франческо Айец

Знаменитый пустынник изображен верхом на белом муле, в момент его пламенного обращения к верующим.

Обратите внимание

Страстный проповедник и борец за веру, он считается первым организатором и идейным вдохновителем Крестовых походов — этим он, похоже, и занимается на картине.

Упоминание Петра Амьенского подчеркивает радикальные взгляды молодого Папы, ведь Ленни тоже пытается организовать «крестовый поход» против легкомысленного отношения современников к Церкви.

Читайте также:  Музей д'орсе в париже. 7 картин постимпрессионистов, которые стоит увидеть - все о живописи

Франсуа Дюбуа Варфоломеевская ночь

Ярчайшее отображение кровавого преступления ради веры. «Цель оправдывает средства!» — в наше время цинизм этого изречения ужасает, но в иные времена оно двигало массы. Молодой Папа нередко проявляет жестокость, идя к высокой цели. Ждать ли отмщения со стороны Мироздания?

И, наконец, финальная сцена титров — метеорит, поражающий Папу Иоанна Павла Второго. По незнанию можно подумать, что это такой кинематографический символ, созданный фантазией авторов, но нет, это тоже произведение искусства.

Это гиперреалистичная скульптура итальянского художника Маурицио Каттелана, созданная в 1999 году.

Называется она «Час девятый» — время смерти Христа на кресте. По-видимому, символизирует кризис института папства.

Для фильма создали копию скульптуры, оригинал был продан в 2001 году на аукционе «Кристи» за 886000 $.

Источник: https://akostra.livejournal.com/1281047.html

Эпизод первый: сон и три папских желания

Серия первая, в которой мы знакомимся с Ленни Беллардо, только что избранным папой Пием XIII, и тут же узнаем, что новый папа не только самолюбивый циник, консерватор и заядлый курильщик, но еще и сирота, выросший в приюте. В этой же серии появляются практически все остальные герои.

Живой младенец ползет по горе неподвижных детских тел и превращается в папу Пия XIII, выбирающегося из-под этой горы. Как мгновенно захватить и удержать внимание зрителя? Давайте покажем ему нечто удивительное, жуткое, а главное — непонятное.

Это визитная карточка Паоло Соррентино.

Так что же означает эта метафора? Можно вспомнить “Апофеоз войны” Верещагина, но это будет притянутое за уши сравнение.

Можно пойти дальше и попытаться объяснить эту гору тел аллюзией на евангельский сюжет избиения младенцев — мол, молодой папа тоже единственный уцелевший. На самом же деле это одна из «отсроченных метафор» Соррентино.

Визуальные подсказки к ее расшифровке начнут появляться с середины сезона, а смысл станет понятен к последней серии (в комментариях к ней мы обязательно все объясним).

Сну папы посвящено в общей сложности 12 минут (из 50 с лишним). И первое, что он видит, открывая глаза, — это перевернутое вниз головой распятье. Нет, это не сатанинские ритуалы, а прямая отсылка к истокам папства.

Апостол Петр, которого католическая церковь считает первым папой, был приговорен к смерти и распят головой вниз (он считал себя недостойным быть распятым на кресте так же, как Иисус). Произошло это в 65−68 годах н. э. на Ватиканском холме, где апостол и был похоронен.

Рядом с его могилой возникло стихийное христианское кладбище, а через два века с лишним, когда христианство признали одной из государственных религий, на месте захоронения Петра построили первую базилику — так, чтобы алтарь находился над предполагаемой могилой апостола. К XV веку эта базилика обветшала настолько, что ее решили перестроить — теперь это всем известный собор Святого Петра.

Важно

А в 1929 году католическая церковь подпишет Латеранские соглашения и превратится в отдельное государство — город Ватикан.

Ко всему этому и отсылает нас Соррентино — к распятому вниз головой первому из апостолов и первому папе римскому, над могилой которого возникло отдельное государство и сформировался один из самых могущественных институтов — Римско-католическая церковь.

И наш герой, Ленни Беллардо, теперь во главе этой многовековой истории. Он наследник Петра и должен нести эту ответственность.

Детали у Соррентино никогда не случайны: например, функцию домашних тапочек у папы выполняют резиновые шлепанцы (действие все еще происходит во сне).

Тут надо знать, что в Италии полы, как правило, сделаны из мрамора или плитки (и обычно они невыносимо холодные).

Итальянцу даже не придет в голову носить резиновые шлепанцы, и эта маленькая странная деталь сообщает нам, что папа иностранец и что папа, возможно, своеволен и упрям.

Папа все еще спит и ему снится его первое выступление перед верующими.

И это выступление — чудовищно, потому что Ленни перечисляет все то, что противоречит политике католической церкви, издавна боровшейся с разводами, абортами, эвтаназией, гей-браками, контрацептивами, искусственным оплодотворением и женщинами-священниками. «Мы забыли, как радоваться, — продолжает он.

— Есть один путь, ведущий к радости, и имя ему — свобода».Присутствующие кардиналы падают в обморок. Паства в недоумении.

Соррентино играет в психологическую игру — вся эта абсурдная сцена с проповедью нужна, чтобы сразу привлечь внимание к персонажу, обмануть ожидания и проверить зрителя: можете ли вы представить такого папу? Понравится ли он вам? Режиссер прямо говорит, что не стоит относиться серьезно ко всему, что произойдет дальше, ведь «игра — это единственный верный способ ощутить гармонию с жизнью». И щедро разбрасывает забавные детали: например, Ленни начинает свою речь со слов «Чао, Рим! Чао, мир!» — и в этом невольно слышится «Hello, world» (самая первая программа в любом учебнике программирования, которая показывает базовые возможности языка). Ну а рука папы во время выступления напоминает о «Сотворении Адама» Микеланджело.

1. Окно коридора 2. Проходные комнаты 3. Библиотека при папских покоях, где иногда проходят встречи с Советом кардиналов 4. Частная библиотека папы, где он принимает политиков-мирян (например, президента Италии) 5. Малая гостиная 6.

Папский секретариат (2 секретаря) 7. Зал Петра и Павла, он же «тронный» — небольшой салон перед входом в библиотеку 8. Окно в кабинете папы, откуда он каждое воскресенье обращается к пастве с молитвой Ангела Господня (Angelus Domini).

Совет

Традицию завел папа Пий XII в 1954 году после успешных трансляций по ватиканскому радио. 9. Спальня

Папские покои находятся в Апостольском дворце в Ватикане, вернее, в той его части, которая носит имя Сикста V. Если внимательно посмотреть на расположение комнат, то становится ясно, что это не работа на дому — это жизнь в офисе.

Единственное частное пространство папы — спальня, из которой практически сразу попадаешь в секретариат.

Судя по многочисленным фотографиям настоящих папских апартаментов Соррентино очень удачно и достоверно реконструировал их вид, разве что кроме папской душевой, которая получилась гораздо более вычурной, чем на самом деле. Но у папы Пия XIII и не могло быть другой.

Диетическая вишневая кола

За завтраком Ленни предлагают то, что обыкновенно едят в Италии по утрам: кофе, тосты, булочки, джем и фрукты. Никто не ждет подвоха, поэтому просьба Ленни принести вишневую колу ставит всех в тупик — ведь в Италии (и в Ватикане) ее просто не продают.

Единственное место, где можно купить вишневую колу, — сеть магазинов Castroni, которая специализируется на редких продуктах питания из разных стран.

Ближайший от Апостольского дворца магазин находится в 800 метрах, значит, папа будет ждать вишневую колу на завтрак минимум 10 минут, даже если за ней выехали на скутере. Сама эта просьба — одна из первых демонстраций власти.

Источник: https://esquire.ru/movies-and-shows/16732-young-pope-episode-1/

Что мы узнали из лекции историка про сериал «Молодой Папа»

11 февраля в лектории «Прямая речь» Тамара Эйдельман прочитала лекцию «Молодой Папа». Комментарий историка». Прототипы кардинала Войелло и сестры Мэри, футбол и секс-скандалы, роль Венеции и образ Франциска Ассизского — «Афиша Daily» записала все самое интересное

Соррентино все время с нами играет, причем не только на историческом материале. У него все время загадки, головоломки, какие-то ассоциации.

Можно, конечно, ничего не читать про папство и смотреть просто так, для удовольствия, но если углубиться в сериал, то открываются удивительные вещи.

Соррентино заимствует и обыгрывает реальную историю Римской курии — главного органа управления в Ватикане — и папства, в том числе современного, и следить за этим очень увлекательно.

Государственный секретарь Святого престола

Тициан «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе». Фарнезе как раз и был кардиналом-племянником

1 из 4

Госсекретарь Анджело Войелло из «Молодого Папы»

© HBO

2 из 4

© Keystone/Hulton Archive/GettyImages.ru

3 из 4

© Fairfax Media/GettyImages.ru

4 из 4

С конца XVI века в Римской курии существовал пост кардинала-племянника. Это необязательно был племянник: кардиналом мог быть какой-то родственник папы, которого он опекал. Этот кардинал-племянник обычно был самым главным.

В конце XVII века пост упразднили, и с этого момента начинает выдвигаться государственный секретарь: в сериале это Анджело Войелло, который действительно оказывается невероятно важным человеком.

Обратите внимание

За все это время лишь три государственных секретаря стали папами — многим хватало пребывания в тени. Вокруг них сложился гигантский бюрократический аппарат.

У папы всегда были помощники, но курия формально возникла в конце XVI века и потом только разрасталась — сейчас там работает около трех тысяч человек. Можно было бы снять фильм просто про интриги внутри курии, которых полным-полно.

Про знаменитого государственного секретаря Жан-Мари Вийо говорили, что он был крайне влиятельным человеком.

На множестве сайтов можно прочитать, что это он убил папу Иоанна Павла I. Это и правда загадочная история: он правил 33 дня, а потом умер. Теории заговоров расцвели пышным цветом. Одна из них представлена в фильме «Крестный отец-3»: у Копполы его убивает мафия, потому что он стал разбираться в делах Банка Ватикана. Но все это, естественно, никем не доказано.

Еще один знаменитый государственный секретарь — Станислав Рылко. Про него говорили, что он подсовывал Бенедикту XVI бумаги на подпись, когда тот был чем-то отвлечен. Такая же сцена есть и в «Молодом папе».

Эстер и Эсфирь

Питер и Эстер — почему их так зовут? С первым понятно: он — швейцарский гвардеец и охраняет вход в собор Святого Петра. Эстер сразу вызывает ассоциации с библейской царицей Эсфирью, спасшей еврейский народ от происков злого министра Омана, который хотел убить всех евреев.

Рискуя своей жизнью, она зашла к своему мужу-царю (за это могли казнить) и рассказала ему о происках Омана.

Эта история прямо не цитируется в сериале, там все по-другому, но, скажем, коварный библейский министр вдруг каким-то образом накладывается на Войелло — и обнаруживается уже какое-то совершенно другое — библейское, мифологическое — измерение.

Футбол

Кардинал Тарчизио Бертоне одно время был государственным секретарем, потом стал камерленгом, или камерарием, занимал много других важных постов. Он очень любит футбол, что, впрочем, для итальянца естественно.

Несколько лет назад Бертоне эпатировал всех, предложив Святому престолу создать свою футбольную команду.

Важно

Через несколько часов он сказал, что пошутил и у него есть дела поважнее этого, но, тем не менее, именно по его инициативе создан чемпионат Clericus Cup — турнир между студентами семинарий.

Где-то я прочитала, что Анджело Войелло — это карикатура на Тарчизио Бертоне, но это совсем не так. Он вообще не карикатура. В одном интервью Соррентино сказал, что человека из одиночества выводят простые вещи, которые связывают его с миром, например, гол Марадоны. И вот эта смешная любовь Войелло к футболу делает его более человечным.

Возможный прототип сестры Мэри

© Ambrosius007/wikipedia.org

1 из 2

Сестра Мэри в исполнении Дайаны Китон

© HBO

2 из 2

Паскуалина Ленерт внешне немного похожа на сестру Мэри. Она была экономкой папы Пия XII. Сначала говорили, что у них роман, потом — что это она настоящий папа римский и принимает все решения. У Ленерт действительно было очень большое влияние, она много занималась делами Ватикана.

Папа принимал лекарства только из ее рук. После смерти Пия XII Паскуалину попросили удалиться — поговаривают, что Павел VI чуть ли не взашей ее выгнал: у них действительно были не очень хорошие отношения. Кстати, Ленерт — первая женщина, которая поселилась в Ватикане: когда Пий XII привез ее туда, это был шок.

Подробности по теме

«Молодой Папа» Паоло Соррентино: свято место

«Молодой Папа» Паоло Соррентино: свято место

Настоящие секс-скандалы в Ватикане куда мощнее, чем то, что показано в сериале. Обвинения в адрес священников, пристававших к мальчикам и девочкам, появляются тысячами по всему миру. И конечно, никто не ссылает провинившихся на Аляску — все совсем по-другому.

Бостонский архиепископ Бернард Лоу, основной прототип архиепископа Кертвелла из сериала, сам не был ни в чем замешан — он просто покрывал огромное количество других священников. И тех, кто действительно был виноват, посадили на большие сроки.

А Бернарда Лоу папа Иоанн Павел II, ко всеобщему возмущению, привел в Ватикан — и где-то там ему дали доживать.

Тиара из Вашингтона

На пальце у папы, возможно, «Кольцо рыбака» (см. ниже)

© HBO

2 из 2

На одном сайте некто из историков католической церкви пишет: «И зачем понадобилось выкупать тиару в Вашингтоне, когда у римских пап полно тиар в Ватикане?» Совершенно верно — тиар вообще очень много. Но почему-то Ленни Белардо придает этому огромное значение: он не собирается выступать перед кардиналами, пока ее не привезут из Америки.

Мы не знаем точно, когда римские папы начали носить тиары, но понятно, что это очень древняя традиция. Одни возводят ее к персидским царям, другие — к византийским. Чем активнее папы претендовали на светскую власть, тем чаще они носили тиару. Например, у папы Бенедикта XI была двойная корона, символизирующая его земную и духовную власть.

К XIV веку появилась тиара, состоящая из трех корон. Потом к ней сверху добавится крест, затем что-то вроде державы — тоже для демонстрации всемирной власти папы. Есть разные объяснения, почему папы предпочитали тиары с тремя коронами: это и число Троицы, и символ власти папы на небе, на земле и под землей.

Совет

На мой взгляд, самая убедительная версия такая: императоры Священной Римской империи, с которыми папы все время враждовали, короновались тремя коронами, и папы не захотели отставать.

Но сегодня папы больше не ходят в тиарах.

Так повелось со времен папы Павла VI, правившего в 1960-е годы: он сделал очень много такого, что явно не нравится папе Пию XIII. Во-первых, он закрыл Второй Ватиканский собор, созванный Иоанном XXIII: именно на нем был принят ряд ключевых решений, которые влияют на католичество по сей день.

Например, там говорилось о сближении с другими христианскими конфессиями, о диалоге с нехристианами — представителями других религий, атеистами, всем миром. Отдельно было сказано о том, что нельзя винить всех евреев в распятии Христа, — довольно неожиданный подход для католической церкви. Кроме того, наконец разрешили служить мессу на разных языках.

Павел VI вообще упростил очень многие ритуалы, связанные с папством. Он распустил всех гвардейцев, кроме швейцарских. И, как уже было сказано, он перестал использовать тиару и заявил, что нужна не коронация, а инаугурация.

Павел VI демонстративно положил тиару на алтарь в соборе Святого Петра и даже хотел продать ее и пустить деньги на благотворительность, но его все-таки отговорили. Американская католическая церковь выкупила тиару, и она хранится в Вашингтоне. Павел VI не запретил ею пользоваться: теоретически любой новый папа может сказать, что будет короноваться тиарой, но до сих пор этого никто не делал.

Поэтому когда Ленни выписывает тиару из Вашингтона, он, по сути, отмежевывается от всех тех либеральных преобразований, которые проводили Павел VI и его предшественник Иоанн XXIII. Он не хочет быть современным папой.

Читайте также:  Рене магритт. мастер живописных ребусов - все о живописи

Папское облачение

Тиара — это только часть того потрясающего облачения, в которое его буквально закутывают под песню LMFAO «Sexy and I Know It». Когда Пий XIII собирается выступать перед кардиналами, он одевается по полной программе. Каждый папа получает перстень «Кольцо рыбака» (на нем изображен апостол Петр с сетями) — раньше его использовали, чтобы запечатывать документы.

Но после Павла VI этот перстень практически никто не носит. В сериале непонятно, какое кольцо надевает Ленни: я не уверена, что это «Кольцо рыбака», но это вполне возможно, учитывая его консервативные вкусы. Кто-то удивляется, что у Ленни два кольца, так тоже часто делают, потому что епископское кольцо (которое носят современные папы) большое, и чтобы оно не свалилось, надевают второе.

Подробности по теме

Пять самых молодых пап в истории

Пять самых молодых пап в истории

Та самая сцена: Ленни наряжается перед обращением к конклаву под LMFAO

Еще одно наблюдение: сейчас папы почти не носят перчатки — а Ленни надевает красные. Про цвет разговор отдельный. Папа в основном ходит в белом и в красном — это два важнейших цвета, которые еще со Средних веков присвоила себе католическая церковь. Есть даже расписание разных цветов, соответствующих разным праздникам, мессам и так далее.

Обратите внимание

Иногда папы появляются в зеленом, порой в фиолетовом, но здесь этого нет вообще — только белый, красный, золотой. Теперь про туфли: как вы заметили, он сначала примерил пару попроще, а потом выбрал другие. Павел VI и Иоанн Павел II тоже это упразднили — раньше было четкое деление, в каких туфлях папа ходит на службы: они должны быть с крестом и покрыты золотой вышивкой.

Ленни все это возрождает.

Затем он надевает мантию, а сверху — накидку. И снова стоит напомнить, что после Павла VI — главного, выходит, идеологического оппонента Ленни — папы их практически не носят.

Зато в конце, в Венеции, когда у Ленни происходит примирение с миром, он одет в простое белое одеяние. Никаких мантий, никакой тиары, никакой старинной кукольности — это все уходит.

Пия XIII вносят к кардиналам

Вернемся назад: в Сикстинскую капеллу папу вносят на носилках — и у меня есть ощущение, что в этой сцене кардиналы очень удивлены, потому что уже лет 40–50 ничего такого не происходило.

Мы, опять же, точно не знаем, когда папы начали перемещаться на носилках, но ясно, что с глубокой древности. И за ними несут опахала, то есть опять Ленни воспроизводит нечто, уходящее в века.

Иоанн Павел II первым отказался от носилок и стал ездить на машине, которую прозвали папамобилем.

Конклав

Ленни избран кардиналами на конклаве. Там невероятные интриги, игра интересов — это все знают. Поэтому даже непонятно, почему Ленни шокирован, когда Спенсер утверждает, что кардиналы его предали и выбрали Ленни. Как кардинал Белардо должен был бы знать про все эти игры. Таким образом нам, очевидно, показывают, что он не признает современного уровня политических интриг.

Источник: https://daily.afisha.ru/brain/4533-chto-my-uznali-iz-lekcii-istorika-pro-serial-molodoy-papa/

Титры сериала “Молодой Папа” как арт-галерея

Во время начальных титров нам показывают 10 произведений искусства, мимо которых проходит Ленни с блаженной улыбочкой. Сразу уточним, что только одно из этих произведений находится в Ватикане, зато все они косвенно отражают события сериала.

Поклонение пастухов

У этой прелестной, теплой картины утрехского караваджиста Хонхорста печальная судьба. Она выставлялась в Галерее Уфицци и в 1993 была практически уничтожена во время взрыва при мафиозных «разборках».

В «Фиате», припаркованном между стенами Академии Горгофили и галереи Уффици, сработало взрывное устройство; взрывом были частично разрушены стены старинных построек, убиты 5 человек и уничтожены 3 картины, включая «Поклонение…».

Работу пытались реставрировать, но она восстановлена только частично. Картина мелькает в кадре, так как тема мафии затрагивается в сериале.

Вручение ключей апостолу Петру
Пьетро Перуджино
1482, 330×550 см

Важно

Фреска Перуджино — едиснтвенная работа из титров с ватиканской пропиской: она украшает Сикстинскую капеллу. Христос в присутствии множества свидетелей вручает святому Петру ключи от рая. Это символ верховной духовной власти, дающей право решать, кого впустить в Царство небесное, а кого нет.

Икона «Первый Никейский собор». Греция, Монастырь Мегало Метеорон.

На иконе изображен император Константин в окружении епископов во время первого Вселенского собора. На Соборе были осуждены ереси и впервые четко определены дисциплинарные правила, которым доныне следуют священники высокого ранга.

Обращение Святого Савла
Микеланджело Меризи де Караваджо
1601, 230×175 см

Эта картина самая, пожалуй, известная, из десяти, показанных в титрах «Молодого Папы». Савл изначально был фарисеем и слыл ярым гонителем христиан. Однажды на пути в Дамаск с ним случилась история, описанная в «Деяниях апостолов»: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». После этого Савл изменился и стал добрым христианином.

Мы его знаем под именем апостола Павла, основателя Святого престола. В Апостольском дворце имеется одноименная фреска, написанная в 1540 году другим Микеланджело — уже упомянутым нами Буанаротти.

Думается, авторы показывают «Обращение…» кисти Караваджо, чтобы подчеркнуть личностную и духовную эволюцию главного героя сериала, которую мы наблюдаем в течении всего действа.

Петр Амьенский
Франческо Айец
1820-е ,

Знаменитый пустынник изображен верхом на белом муле, в момент его пламенного обращения к верующим.

Страстный проповедник и борец за веру, он считается первым организатором и идейным вдохновителем Крестовых походов — этим он, похоже, и занимается на картине.

Совет

Упоминание Петра Амьенского подчеркивает радикальные взгляды молодого Папы, ведь Ленни тоже пытается организовать «крестовый поход» против легкомысленного отношения современников к Церкви.

Святой Франциск получает стигматы
Джентиле да Фабриано

Как и Ленни, Франциск был «духовным революционером» своего времени. Он призывал во имя Бога отказаться от всего земного и тщетного, пытаясь отвратить Церковь от формализма и лицемерия. Правда, во время визита босоногих францисканцев молодой Папа брезгливо пеняет им за запах, исходящих от их ступней. Вот такой он противоречивый парень…

Святой Фома из Вильянуэва
Матео Черезо Младший

Августинский монах Фома прославился своим милосердием и жертвенностью. Всегда упоминается раздающим милостыню нищим. Это мы видим и на картине. Тема милосердия с разной степенью отчетливости красной нитью проходит через весь сериал.

Микеланджело показывает Папе Пию модель собора Святого Петра

1618

Микеланджело не строил весь собор, он переделывал купол, на него он и указывает. Тоже весьма символично — перестройка главного католического собора, некоего навершия, словно отражает реформирование папской власти, да и всей Церкви, что и пытается проделать Ленни.

Добавим, что постройка собора и реконструкция площади Святого Петра в 16 веке были поистине грандиозными проектами, но и очень затратными.

Немилосердные поборы с верующих и торговля индульгенциями, которые так поразили в свое время Мартина Лютера, имели целью не только стяжательство и личное обогащение духовенства, они были призваны пополнить истощенную казну Святого Престола.

Прекрасные и грандиозные архитектурные сооружения стали косвенной причиной всколыхнувшейся волны Реформации. Оппоненты Папы в сериале опасаются, что его революционные действия могут привести к катастрофе.

Варфоломеевская ночь

Ярчайшее отображение кровавого преступления ради веры. «Цель оправдывает средства!» — в наше время цинизм этого изречения ужасает, но в иные времена оно двигало массы. Молодой Папа нередко проявляет жестокость, идя к высокой цели. Ждать ли отмщения со стороны Мироздания?

Источник: https://cinematographua.livejournal.com/1387091.html

Свой Ватикан: Как создавались декорации для «Молодого Папы»

Если настоящий Ватикан не пускает к себе снимать сериал про молодого, но чрезвычайно консервативного Папу, то всегда можно попробовать выстроить собственную версию.

Задумав снимать кино или сериал про главный оплот католицизма, кинематографист рискует столкнуться с одной проблемой: Ватикан редко пускает к себе людей с камерами и мощными осветительными приборами.

Так что часто кинематографисты начинают искать альтернативный выход. Рон Ховард на съемках «Ангелов и Демонов» обратился к помощи графики и зеленых экранов.

Но Паоло Соррентино решил не искать лёгких путей.

Обратите внимание

На самом деле мы бы стали смотреть сериал «Молодой Папа» даже если бы все действие разворачивалось в одной комнате.

К счастью для нас Соррентино, с привычным для него размахом, вместе с художником-постановщиком Людовика Феррарио постарался тщательно воссоздать город-государство внутри Рима.

В итоге сериал выглядит не только роскошно, но и чрезвычайно реалистично.

«Италия – это идеальная киностудия, — признается Людовика Феррарио, работавшая с режиссером над его прошлым фильмом «Молодость». – Места, которые мы обнаружили в Риме и его окрестностях и в Венеции, никогда бы не удалось найти где-то заграницей».

Для создания иллюзии обширных просторов папских угодий сериал пришлось снимать почти на пятидесяти разных локациях. Что-то снимали в римских ботанических садах, что-то на разнообразных виллах.

Таким образом, Пий XIII в исполнении Джуда Лоу мог гулять как по ухоженным садам, с аккуратно подстриженными кустиками, так и по полудиким лесам с протоптанными дорожками.

Главное, чтобы на заднем плане можно было выпустить кенгуру.

Но съемки в садах это самое легкое, когда имеешь дело с историей про внутренне интриги Ватикана. Больше всего сил потребовала постройка собственной версии Сикстинской капеллы: вот уж куда киношников точно никто не пустит.

Феррарио это нисколько не смутило. При помощи 40 строителей и 25 художников для сериала за два месяца выстроили практически идеальную копию капеллы.

В итоге получилось помещение на 540 квадратных метров, куда можно смело запускать настоящих кардиналов.

Соррентино очень трепетно относится к деталям и требовал максимальной точности во всем. Художники даже специально покрыли стены патиной, чтобы на экране они выглядели достаточно старинными.

Важно

При создании Сикстинской капеллы от художников всего лишь требовалось точно повторить одно из самых известных помещений в мире. Зато когда дело дошло до кабинета Папы, где происходят все главные встречи, отсутствие контроля со стороны Ватикана развязало дизайнерам руки.

«Запрет порождает креативность, как это часто бывает, заставляя нас заново изобретать места одновременно известные и загадочные», — объясняет Феррарио.

При условии, что нормальных фотографий или рисунков почти не было, дизайнеры попытались максимально воссоздать внутреннее убранство.

В данном случае перед ними не стояла задача создать точную копию, так что, обставляя кабинет Ленни Белардо, Феррарио позволила себе некоторые вольности.

Например, для сюжета добавили статую Венеры Виллендорфской (на самом деле она находится в венском Музее естествознания). Один из ключевых элементов кабинета, массивный прозрачный глобус из плексигласа, создали специально для сериала.

«Важно погрузить зрителя в правдоподобное пространство, лишенное ошибок, чтобы все было максимально реалистичным и правдоподобным», — говорит Феррарио.

«Это невероятно вдохновляло и одновременно требовало огромных усилий: создавать места столь близкие коллективному воображению, при этом воспроизводить их во всем их величии, — замечает Феррарио. – И изобретать мир для Ленни».

via EW

Источник: https://redrumers.com/2017/01/16/vaticaning/

С любовью к риму. декорации сериала “молодой папа”

?

Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
2017-03-18 08:22:00 Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara
2017-03-18 08:22:00 Categories: “Для декорации, представлявшей зал флорентийского дворца XV века, архитектор Шильдкнехт (в кино он стал просто Шильдом) поручил одному художнику выполнение настенной фрески. Декорации закончены, их осматривает продюсер в сопровождении директора фильма.П р о д ю с е р (указывая на фреску): – Это что еще за фокус?

Ш и л ь д: – Это же Гирландайо!

Д и р е к т о р  ф и л ь м а (подскочив): – Какой еще Гирландайо? (П р о д ю с е р у) Я заказал эту роспись Бруни, но Шильд вечно пропихивает своих протеже! (Ш и л ь д у) Мы не занимаемся здесь съемкой экспериментальных фильмов, мой дорогой! С Бруни, по крайней мере, мы всегда знаем, что получим.

  На следующий день во флорентийском зале был накрыт длинный стол по случаю традиционного коктейля для прессы. Журналисты восхищались фреской.  – Нужно уметь рисковать, – скромно ввернул продюсер, – мы дали шанс нашему молодому декоратору Гирландайо. И не промахнулись”

Ю.

Анненков “Одевая кинозвезд”

Что можно сделать при бюджете сериала в 40 млн. евро? Да все, что угодно! Например, отстроить фасады собора Святого Петра, Базилики Сан-Марко или Сикстинскую капеллу.

В XV веке, флорентийские художники Боттичелли, Перуджино, Козимо Росселли и тот самый “молодой декоратор” Гирландайо в течение трех лет расписывали стены Сикстинской капеллы.

Читайте также:  Утро в сосновом лесу. иной взгляд на шедевр шишкина

В XVI веке у Микеланджело ушло 4 года на создание росписи свода и еще 5 – алтарной фрески “Страшный суд”…  Художник-постановщик сериала “Молодой Папа” римлянка Людовика Феррарио, вместе с 40 строителями и 25 художниками, построила декорации Сикстинской капеллы на Cinecitta Studios в Риме за два месяца.

Кадр из сериала “Молодой Папа”

В сам Ватикан съемочную группу, конечно, не пустили. “Запрет стимулировал творчество, заставляя нас изобретать как хорошо известные, так и секретные места”, –  говорит художник.

Сикстинская капелла.

Кадр из сериала

Сикстинскую капеллу пришлось создавать на основе видеоматериалов и изображений, поскольку кинематографистам не разрешили снять точные размеры. Она была реконструирована в полном масштабе до первого карниза на длинных сторонах, и высотой 10 метров на коротких.

Фото со съемочной площадки

Совет

Фото со съемочной площадки с сайта https://www.ludovicaferrario.com/copia-di-the-young-pope-paolo-sorre

Выше карниза, как видно на фото, стоит хромакей, что позволило потом на студии визуальных эффектов Double Negative вставить туда известные фрески.

Кадр из сериала

Другие фрески были имитированы с помощью обоев, иллюзия гладкого мраморного пола стала возможна благодаря цветной печати на обработанной фанере.

Совет

Фото со съемочной площадки с сайта https://www.ludovicaferrario.com/copia-di-the-young-pope-paolo-sorre

Для того, чтобы оживить напечатанные стены, было использовано сусальное золото, которое потом покрыли патиной.

Кадр из сериала

Фасады.

Кадр из сериала

“За полтора месяца на Cinecitta мы воссоздали фасад собора Святого Петра

Фото со съемочной площадки

Фото со съемочной площадки

… и часть Лоджии дель Кавалли базилики Сан-Марко в Венеции”.

Совет

Фото со съемочной площадки с сайта https://www.ludovicaferrario.com/copia-di-the-young-pope-paolo-sorre

Сцены с Лоджией снимали и в Венеции, но не на самой Лоджии, а на ее фоне

Фото со съемочной площадки

Фото со съемочной площадки

Собор Святого Петра.

“Интерьеры базилики Святого Петра, в частности, часовню с “Пьетой” Микеланджело, мы в течение двух дней снимали в римской барочной церкви Святых Луки и Мартины, одной из очень немногих церквей, в которой разрешают съемки”, – продолжает рассказывать Людовика.

Кадр из сериала

Кадр из сериала

Фото нижней церкви Святых Луки и Мартины. Взято из интернета

Кабинет Папы.

Кадр из сериала

Публичный кабинет Папы (Папская библиотека в Апостольском дворце) был полностью реконструирован Людовикой во всех мелочах, вплоть до секретного звонка под столом (чтобы вызывать помощника, который может прервать скучную встречу).

Совет

Фото со съемочной площадки с сайта https://www.ludovicaferrario.com/copia-di-the-young-pope-paolo-sorre

От себя она добавила только несколько деталей: глобус из оргстекла и статуэтку Венеры Виллендорфской.

Кадр из сериала

“Главное – погрузить аудиторию в заслуживающее доверие пространство, избегая ошибок, сохраняя реальность и правдоподобность”, – говорит она.

Кадр из сериала

Князь Альбер II, княгиня Шарлен на аудиенции у Папы Римского Франциска. Кстати, знаете ли вы, что молочный цвет одежды у Шарлен продиктован регламентом Ватикана, и позволителен только женам монархов – католичкам?

Сады Ватикана

Кадр из сериала

Обратите внимание

Сады снимались в нескольких местах Рима: на вилле Дориа Памфили, вилле Медичи, вилле Пикколомини, вилле Ланте, в Ботаническом саду в Трастевере, а сцены с вертолетом – в Олджате.

Кадр из сериала

 “Мы пытались показать не только роскошные итальянские сады, но и дикие заросли, чтобы зритель мог почувствовать грандиозность Папского государства.

Кадр из сериала

Нам пришлось провести некоторую замечательную садоводческую работу, чтобы имитировать дотошное обслуживание, характерное для садов Ватикана и передать различные времена года”.

Кадр из сериала

Людовика Феррарио говорит, что работа над проектом принесла ей море удовольствия, потому что она очень любит свой родной город. И это, безусловно, передалось всем зрителям!Видео со съемочной площадки сериала

Сайт Людовики Феррарио https://www.ludovicaferrario.com/copia-di-the-young-pope-paolo-sorre

К слову о Венеции. Напоминаю “Список фильмов, снятых в Венеции” (немного дополненный) http://la-gatta-ciara.livejournal.com/165736.html

Посты на подобную тему:

Декорации сериала «Американская история ужасов: Отель»: ацтеки, Кубрик и “зизаг-модерн”. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/383601.html

Панорамные обои Zuber в кино. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/390247.html

Декорации к сериалу “Мистер Селфридж”. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/291378.html

Источник: https://la-gatta-ciara.livejournal.com/397996.html

«Молодой папа» (The Young Pope), 2016 – …

?

Categories:

  • кино
  • религия
  • общество
  • Cancel

«Боже, для чего Ты оставил меня?»

Долго откладывала разговор об этом очень итальянском проекте с прекрасным британцем в главной роли. Как обо всем хорошем, о нём трудно говорит. Сериал итальянского Sky Atlantic от обладателя премии «Оскар» Паоло Соррентино с Джудом Лоу в роли понтифика (картина снималась совместно с американским HBO и французским Canal+) сильно отличается от всего, что мы уже видели за последние невероятные десятилетия на мировом телевидении. Первый сезон состоит из десяти эпизодов, каждый из которых срежиссировал мудрый безумец Соррентино. В конце октября 2016 года стало известно о начале разработки второго сезона.

Сюжетных спойлеров в этом обзоре не будет, но прежде, чем спустишься сюда, о мой неизвестный друг, подумай семь раз и запомни. Это один из самых крутых проектов прошлого года. От него нельзя отрываться, отвлекаться и отмахнуться. Каждая серия потребует всего твоего времени, внимания и определенной работы. Не смотри всё сразу.

Не выходи из комнат. И удачи тебе! «Папа» рожден для любви. Как и мы с тобой
Если с начала

Оставим в покое регалии Паоло Соррентино, который по праву считается одним из самых заметных итальянских режиссеров дня сегодняшнего. Запомним только одно, он действитеьный и полноправный наследник традиций итальянского кино.

Кино – которое из фильма всегда возвращается к изначальному имени – киноКАРТИНА. Картина плавных линий, объемных конструкций, физически ощутимой красоты. Кино, которое оживляет города и возвращает улицам музыку. Кино, в котором люди безжалостно выводятся под свет софит и в самый неприглядный момент сохраняют удивительно красивые лица.

Важно

Соррентино, верный заповедям итальянского кинематографа, способен заставить тебя часами бродить в лабиринтах величественных зданий для того, чтобы впезапно растеряться перед фактом простого вопроса: «Зачем я здесь?».

Паоло – итальянец, а значит о чем бы не говорили его работы, они всегда ищут границу между двумя мира: земным и бОльшим.

Сюжет и жанр

Лучше всего, если вы забудете обо всем. Не потому, что ожидание разрушительно, а потому что в данном контексте оно бесполезно.

Лучшая аннотация звучала бы скучно и где-то так: где-то в наши дни в Ватикане к власти приходит американский 47-летний кардинал Ленни Белардо, который неожиданно становится одним из самых молодых в истории Папой римским – Пием XIII. Играет его получивший свой карт-бланш – Джуд Лоу.

Если вы тоже ждали этого – этого стоило ждать годами.

Сила многих впечатлений в простоте. Сериал не пытается ничего доказывать или утверждать, он совершенно не пытается рассказать нам о буднях в ватиканском дворце. Он просто рассказывает о буднях в ватиканском дворце. Правда это или нет, не имеет значение.

Как и время: 2016 год? 2017? Антиутопия, утопия, фантастика, ирония – всё не важно. Есть только молодой папа долгим плавным движением разводящий руки в темноте. В правой – медленно тлеет уголек сигареты.

Снять подобное было и дорого и сложно.

Ватикан отказался от любого сотрудничества, и команде пришлось самим воссоздавать декорации, снимая с разных точек и под разным углом. В создании безумного в своей гениальности сценария помогал итальянский журналист и теолог Альберто Меллони. А связывается всё это нагромождение деталей, смеси жанров и реальностей – ирония. Лучшее, чем можно подвязать современность.

«Что мы забыли?!»

Соррентино передал Джуду Лоу право править в этом проекте. Так и вижу, как он говорит актеру: «Бери свой сценарий и правь. Казни, милуй, раздражай! Потому, что ты можешь всё!». Действительно может. Реальность каждой серии на твоих глазах расслаивается.

Совет

Ты можешь следить за картинкой, часами разглядывать вышивку на папском престоле. Можешь отдаться музыке и следить за тем, как сильный голос Лоу впечатывает в пространстве, как на песке, взвешенные и отмеченные безумием слова.

Каждое действие, каждое движение – преисполнено изумительной пластики. Каждый жест скуп и направлен в зрителя. Но ты ни за что не ответишь на вопрос: «Чего добиваются эти люди?». Ничего.

Стоит тебе оступиться, засмотреться и удивиться первым кадрам, как ты обречен. Обречен самостоятельно принимать решения.

Здесь не будет хороших или плохих. Тут нет ничего однозначного, даже настоящего. Кроме всего происходящее столь гротескно, что даже не притворяется подлинным или поддельным.

Если не веришь, я посмотрю, что будет с тобой, когда Лоу подмигнет тебе с заставки серии в четвертой. Или уже во второй. Я видела, как людей накрывало через десять минут. «Что мы забыли?!» – постучится в тебя.

Я думала, что навсегда забыла этот вопрос…

Ленни Белардо

«По утрам мне требуется только диетическая вишневая кола»

Не стала бы спешить отвечать на вопрос, кто он: суперзвезда или опасный фундаменталист, инфантильный ребенок или верный романтик. У этого папы есть история. Есть вера. Есть внешность. Спустя долгие годы на сцену снова выходит – Красивый мужчина. Исполненный такой опасной и хрупкой силы, что возвращает веру. В красивое.

Лоу в этой роли действительно передает стремительному цветному телевидению славу и могущество подлинного нуара. Каждая реплика, поданная под блеск обворожительных глаз – звучит так, словно припасена нашему веку не пафосом, а действительным смыслом. Даже, если Папа просто потерял зажигалку.

— Кто ты, Ленни?

— Я — противоречие.

В какой-то момент, устав отвечать на бесконечный вопрос, кто этот человек с лицом Джуда Лоу, ханжа или действительно святой, решила перенести его реплики к себе. Что будет, если я повторю их так, словно не чья-то воля выводила их на бумаге, а моя уставшая голове повторяла их. Может быть, именно в этом секрет могущества этих фраз.

Обратите внимание

Нет, конечно, мне не часто приходит в голову выражаться именно так, но… о самом важном, внутри себя, я говорю также пафосно и неловко. Разрешите, приведу отрывок целиком. Как кульминацию моей собственной любви.

Что прекраснее, любовь моя? Любовь потерянная или найденная?Не смейся, любовь моя.

Я знаю, что неуклюж и наивен, когда речь идёт о любви, и задаю вопросы, похожие на слова из поп-музыки. Это сомнение переполняет и подрывает меня, любовь моя. Найти или потерять? Окружающие не перестают думать, потеряли они или нашли? Я не могу сказать. Сирота никогда не сможет это узнать. Сироте не хватает первой любви: любви его родителей.

Это причина его неловкости и наивности.На пустынном пляже Калифорнии ты сказала мне: «Ты можешь коснуться моих ног». Но я не сделал этого. Это, любовь моя, потерянная любовь. Поэтому с того дня я не переставал думать: где ты была? И где ты сейчас? А ты, сияющий луч моей потерянной молодости, ты нашла или потеряла?Я не знаю. И никогда не узнаю.

Я даже не могу вспомнить твоё имя, любовь моя, и у меня нет ответа. Но вот как я представляю себе ответ: в конце концов, любовь моя, у нас нет выбора.

Мы обязаны найти.

Есть старая шутка: если поэт не говорит о любви, он пишет о Боге. Бог его знает, о чем эта картина. О времени, политике, о личности, одиночестве, вере или просто о людях, облаченных в странные одеяния. Оторванных от других и замкнутых во времени, как и мы.

Два мальчика пригревшихся на солнце, зачарованно следят за тем, как юная монашка гоняет по площадке баскетбольный мяч. Забывшись, она снимает строгий платок, и кудри соломенной волной опадают на плечи. Мальчики видят, как она красива. И в этом понимании нет ничего от вожделения или жажды обладания, но так много печали на их юных лицах.

Они понимают, как уязвимо красивое. Думаю, это была лучшая аннотация на сериал. Хоть и не самая точная.

Подведем итоги

«Я люблю Бога, потому что любить людей очень больно».

Источник: https://british-cinema.livejournal.com/407105.html

Ссылка на основную публикацию