Купание красного коня. как картина петрова-водкина стала символом эпохи – все о живописи

Купание красного коня. Как картина Петрова-Водкина стала символом эпохи

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Мы все привыкли смотреть на «Купание красного коня» Петрова-Водкина, как на символ Революции 1917 года.

Да, Петров-Водкин с симпатией отнёсся к революции. И один из немногих дореволюционных художников смог адаптироваться к новому миру. Но все ли так однозначно? Ведь картина была написана за 5 лет до революции, в 1912 году.

Откуда вообще взялась идея «Красного коня»? И как он превратился из жанровой сцены в символ целой эпохи?

Особенности «Купания красного коня»

Работа Петрова-Водкина была очень смелой для начала 20 века.

Хотя изображено не такое уж значительное событие. Всего-то мальчишки купают коней.

Но главный конь неожиданного цвета. Красного. Причем насыщенного красного.

Позади – розовый и белый кони. На их фоне краснота главного коня проступает ещё явственнее.

Изображение почти плоское. Четкий контур. Чёрные удила, чёрное копыто и чёрный глаз придают коню ещё большую стилизованность.

Вода под копытами больше похожа на тонкую ткань. Которая пузырится под копытами и расходится складками.

Обратите внимание

А ещё сдвоенная перспектива. На коня мы смотрим сбоку. А вот на озеро – сверху. Поэтому мы не видим неба, горизонта. Водоем почти вертикально стоит перед нами.

Все эти живописные приемы были необычны для России в самом начале 20 века. Учитывая, что в то время большой популярностью пользовались работы Врубеля, Репина и Серова. Восходящей звездой была Зинаида Серебрякова.

Где же Петров-Водкин взял все эти идеи для своей картины?

Как развивался стиль Петрова-Водкина

Упрощённое цветовое решение и минимализм в деталях – прямое влияние работ Матисса.

Особенно это заметно по работе «Играющие мальчики». Которая была создана почти тогда же, что и «Купание красного коня».

Она Вам ничего не напоминает?

Конечно, многое в ней перекликается с «Танцем» Матисса. На тот момент работу уже купил русский коллекционер Сергей Щукин. И Петров-Водкин ее видел.

Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

В это же время ученые и художники стали активно интересоваться иконописью. Именно в начале 20 века расчистили немало старинных икон. И мир понял, какой важный пласт мировой живописи до сих пор игнорировался.

Петров-Водкин был восхищён иконописью. Именно на них он и увидел красных коней. До Эпохи Возрождения художники вольно обращались с цветом.

И если конь считался красивым, то символично его изображали красным.

Икона «Святой Дмитрий Солунский на коне». 16 век. Албанский музей средневекового искусства

Фирменная трёхцветка Петрова-Водкина (красный-синий-желтый) – преобладающие цвета как раз икон.

Вот так, смешав черты модернизма и иконописи, Петров-Водкин и сформировал свой неповторимый стиль. Который мы и видим в «Купании красного коня».

«Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина

Чтобы понять, в чем же уникальность картины, важно сопоставить ее с другими работами художника.

Формально «Купание красного коня» не сильно выделяется среди других работ Петрова-Водкина.

Конечно, к своей узнаваемой цветовой гамме он пришёл не сразу.

Несколькими годами ранее цветовые решения мастера были другими, оттенки поразнообразнее. Это хорошо видно по работе «Берег» 1908 года.

Кузьма Петров-Водкин. Берег. 1908 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Важно

В те же годы, что «Купание красного коня» Петров-Водкин создаёт картины в той же стилистике: трёхцветка, упрощенный фон.

Кузьма Петров-Водкин. Две девушки. 1913 г. Радищевский музей, Саратов

Уже после революции стиль остаётся тот же. И даже конь вновь появляется.

Кузьма Петров-Водкин. Фантазия. 1925 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В советское время осталась простота. Но вернулись тени и объём. Балом правил соц. реализм. И всякие модернистские «штучки» были под запретом.

Поэтому фон усложняется. Это не просто закрашенный чистым зелёным луг. Это уже обрыв со сложным рисунком камней. И хорошо прописанные деревенские домишки.

Хотя мы по-прежнему видим «фирменную» трехцветку.

Кузьма Петров-Водкин. Весна. 1935 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Когда смотришь на ряд этих работ, созданных художником за 30 лет, понимаешь, что «Купание красного коня» не выделяется какой-то особой уникальностью.

Так как же картина стала самой известной работой художника? И главное – как «умудрилась» стать символом целой эпохи?

Почему «Купание красного коня» превратилось в символ эпохи?

Сначала Петров-Водкин начинал писать «Купание красного коня», как очередную картину на бытовой сюжет. И в самом деле, что необычного в том, что мальчишки, помощники конюха пришли помыть коней к озеру.

Но потом художник начал сознательно придавать ей черты монументальности. Понимая, что он все больше выходит за рамки бытового жанра.

Как мы уже поняли, красный цвет Петров-Водкин любил. Но в данном случае красным является не просто юбка крестьянки или кепка рабочего. А целый конь. Цвет становится не просто доминирующим. А просто всепоглощающим.

К тому же конь намеренно укрупнен. Он просто не помещается в картине. В кадр не попали ноги, хвост и уши коня.

Он очень близко к нам. Он буквально наваливается на нас. Отсюда ощущение тревоги и дискомфорта.

Совет

И в довершении – отрешенный, не к месту спокойный взгляд юного наездника. Мало того, что нам сложно поверить, что такой юнец может справиться с такой махиной. Он ещё и не особо сосредоточен.

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (фрагмент). 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Как правило, это к добру не приводит. И все мы знаем, к чему привели благие намерения революционеров. Когда «Красный конь» в какой-то момент вышел из-под контроля и начал давить всех. Уже не разбираясь, кто прав, а кто виноват.

Все это в совокупности и делает картину символичной и пророческой.

Можно ли Петрова-Водкина назвать провидцем? В какой-то степени, да. Гениальные художники умеют считывать невидимые пласты Вселенной, сами того не осознавая.

Он и не осознавал. Считая, что написал коня в преддверии Первой Мировой войны. Не подозревая, что в красный цвет скоро окрасится вся его страна. На карте мира.

Источник: https://alindomik.livejournal.com/5857252.html

« Картина К.С.Петрова – Водкина « Купание красного коня» и поэма С.А. Есенина « Пантократор» как отражение сложной и противоречивой эпохи начала XX века»

Стрижова Е.Г.

« Картина К.С.Петрова – Водкина « Купание красного коня» и поэма

С.А. Есенина « Пантократор» как отражение сложной и противоречивой эпохи начала XX века». Урок – исследование.

Цели урока:

  • расширить представления учащихся о творчестве С.А. Есенина иК.С. Петрова – Водкина;
  • искать в произведениях художественной литературы и живописи общее в тематике и идейном содержании и сопоставлять их;
  • научить осмысливать исторические и культурные события России начала XX века и извлекать нравственные уроки.

Задачи:

– формировать умение вести исследовательскую и сравнительную работу с произведениями литературы и живописи;

  • развивать логическое мышление;
  • прививать интерес к изучению литературы, истории, живописи.

Оборудование:

  • репродукция картины К.С. Петрова-Водкина « Купание красного коня»,
  • текст поэмы С.А. Есенина « Пантократор»,
  • слайды « Чудо о Флоре и Лавре», «Свв. Власий и Спиридоний»,
  • видеофильм « Кузьма Петров – Водкин».

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Вступительное слово учителя.

Двадцатый век… Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люцеферова крыла).

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлет аэроплана

В пустыню неизвестных сфер…

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне…

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи…1

А.Блок «Два века»

Сообщение историков:

Обстановка в России на рубеже веков отличалась крайней напряженностью. Ожидание перемен, казалось, пропитало саму атмосферу общественно-политической жизни России.

Очень хотелось отбросить прошлое и ворваться в абсолютно новый, никому не известный мир. Магически действовала и дата перехода от века к веку.

Ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории преобладали в настроениях общества. Ведь считалось, что все важные научные открытия уже сделаны:

  • изобретена беспроволочная связь;
  • открыты рентгеновские лучи;
  • определена масса электрона;
  • исследуется радиация;
  • создаются квантовая теория, теория относительности.

А дальше что?

На русской почве получили распространение идеи немецкого философа Ницше, связанные с понятием «кризис христианства». Это отказ от Бога, замена Богочеловека на сильного сверхчеловека, который отказывается от старой морали и утверждает, что для него на пути к счастью не существует никаких моральных преград.

Россия переживает три революции (1905 г., февральскую и октябрьскую 1917г.), русско-японскую войну 1904-1905 г., Первую мировую войну, Гражданскую войну). Очевидна была необходимость перемен, перестройки.

В это время в стране вступают в противоборство три основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции.

Обратите внимание

Соответственно выдвигались различные программы перестройки государства: «сверху», при помощи законов, которые, по П.А.Столыпину, изменят социальное устройство государства (Манифест 17 октября 1905 года), и « снизу», как говорил В.И.

Ленин, при помощи революции, ожесточенной войны классов, средством которой является террор.

Однако русское искусство и литература, в том числе, никогда не принимали идей насилия и буржуазного практицизма.

(Вспомним героев Достоевского, Толстого, Гончарова, Тургенева). Русские писатели утверждали, что спасение не «сверху» и не «снизу»,а только «изнутри», благодаря нравственному преображению человека.

Литературоведы:

М.Горький в письме к К.П. Пятницкому (1901 г.) говорил о том, что « новый век – воистину будет веком духовного обновления… Множество погибнет людей, но ещё больше родит их земля, – и в конце концов – одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человека»2.

В ходе нашего исследования мы вместе с искусствоведами проследим связь двух произведений искусства: поэмы С.А. Есенина « Пантократор» и картины К.С. Петрова – Водкина « Купание красного коня» со сложной и противоречивой эпохой начала XX века.

Искусствоведы:

Обратимся сначала к живописному полотну К.С. Петрова – Водкина «Купание красного коня».

Литературоведы:

Образ коня в русском искусстве с древних времён воспринимался многозначно. В славянской мифологии конь был другом, советчиком и спасителем человека, это был конь-судьба, значимым был каждый шаг которого.

В отечественном искусстве XIX века этот образ был использован многими мастерами, достаточно вспомнить «Мертвые души» Н.В.Гоголя, «Холстомера» Л.Н.Толстого, картину В.Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей».

Искусствоведы:

Важно

Именно исходя из этой традиции К. Петров – Водкин и создаёт свою картину «Купание красного коня», монументально значимое произведение, обобщённый образ коня – символа. И только потом в композиции картины появляется всадник (судя по первым эскизам, в начальном варианте его не было).

Что же повлияло на создание этой картины? В 1912 году начались расчистка и собирательство древнерусских икон, и К. Петров – Водкин оказался под сильным впечатлением от них, особенно от икон новгородской школы XIII-XV веков, где, согласно традиции, преобладает красный цвет. Именно это повлияло на художественные искания художника.

Литературоведы:

Иконопись повлияла и на образное мышление С.А. Есенина. Связано это было с детскими воспоминаниями. В доме его деда, очень верующего человека, было много икон, которые и создали тот ассоциативный фон, который потом проявился в произведениях поэта. Иконные образы Божией Матери, Николая Чудотворца, Серафима Саровского из детства поэта, стали героями его произведений, спутниками его лирического героя

Духовный мир русской иконы нёс в себе идею соборности, единения человека со всей Вселенной. Именно из этой сокровищницы черпали С.Есенин и К.Петров – Водкин дух милосердия и любви ко всему живому на земле, находили сюжеты для своего творчества.

В особо почитаемых русскими крестьянами иконах раннехристианских мучеников Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей на Руси, Власия и Спиридона, молитвенников за «братьев наших меньших», вверенных человеку, подкупает яркость и свежесть красок, связь с реальными житейскими заботами селян.

На них можно увидеть не только святых угодников, но и многоцветных играющих и скачущих коней, коров, благоговейно взирающих на святых, черных козочек, овец и кабанов, окрашенных в красные, оранжевые, фиолетовые, голубые и зелёные тона.

Искусствоведы:

На подготовительных рисунках к картине, сохранившихся до нашего времени, сначала была изображена самая обычная, скорее даже захудалая деревенская лошадь. В ней нет и намёка на образ гордого коня.

Превращение старой гнедой лошадёнки в величественного красного коня происходило постепенно. К. Петров – Водкин, конечно же, учёл широкую обобщённость этого образа, вспомнив пушкинского «гордого коня», гоголевскую «птицу – тройку», блоковскую «стальную кобылицу…».

Поэтому он стремился тоже «возвысить» своего коня, дать идеальный образ.

Считается, что изначально конь был гнедым (рыжим), что цвет его мастер изменил на красный потом в процессе работы. И, хотя некоторые говорили, что таких коней не бывает, художник дает подсказку приглашает посмотреть на изображение лошадей у древнерусских иконописцев. Так, на иконе «Архангел Михаил – воевода» предводитель небесного воинства изображен скачущим на красном крылатом коне. 

Читайте также:  «постоянство памяти» сальвадора дали. почему картина так успешна

Былинная мощь огненного коня, заполняющего собой почти всю плоскость холста, нежная хрупкость бледного юноши, резкие разводы волн в небольшом заливе, плавная дуга розового берега – вот из чего складывается эта необычайно многогранная картина.

Совет

Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века. Судьбоносное значение коня передано К.

Петровым – Водкиным не только державным торжественным шагом и самой позой коня, но и гордой посадкой головы на длинной, по-лебединому изогнутой шее. Движение на картине только обозначено, но не выражено. Красочные пятна как бы застыли на полотне.

Именно эта застылость и рождает у зрителя ощущение неясных тревожных предчувствий каких-то грандиозных событий, неумолимости судьбы, дыхание грядущего.

Литературоведы:

Художественное полотно К. Петрова – Водкина поразило Сергея Есенина, который в 1919 году написал своего «Пантократора» в том числе и под впечатлением от картины. В данной поэме поэт пытается осмыслить революцию – осмыслить религиозно, смешивая образы библейские, церковные, бытовые.

Ш. Учитель или подготовленный ученик читает поэму С.Есенина «Пантократор».

IV. Анализ поэмы.

-Почему такое название выбирает поэт?

Пантократор – термин греческого происхождения, в иконографии Пантократор — иконографический тип Христа как Небесного Царя и Судии, Господа Вседержителя, Спаса Вседержителя.

По аналогии с сотворением мира, о котором рассказывается в первых главах Ветхого Завета, поэт в пространстве художественного текста осуществляет собственное строительство нового мира, основываясь на им же самим придуманной идее Третьего Завета, смешивая христианские и языческие мотивы.

Первая глава поэмы – пророк и бунтарь. Беседа по вопросам.

  • Устраивает ли лирического героя привычный порядок вещей в старом мире? (Текст).
  • Связана ли поэма с какими – либо историческими событиями?

Поэма “Пантократор” создавалась во время активного сближения Есенина с пролетарскими поэтами и писателями. 

Лирический герой поэмы верит, что революция по-новому разрешит вопросы жизни и смерти. Теперь все будет в руках самого человека, он теперь сам сможет открыть «земными ключами» «золотые ворота рая». 

  • Как выглядит в поэме революционное переустройство мира? О какой же революции здесь идёт речь?

Для Есенина революция приобретает вселенский масштаб и священный смысл.

Вторая глава – « счастливая страна»: модель мировой гармонии. Беседа по вопросам.

  • Каким представляет лирический герой свой собственный проект бытия?
  • Можно ли назвать пространство, которое изображает здесь поэт,гармоничным?
  • Как вы понимаете идею гармонии жизни?
  • В чём это выражается в поэме?

Роль образа деда в художественном замысле поэмы. Дед здесь не только глава рода, его образ восходит к древнему языческому культу предков, который основывался на том, что умершие не покидают своих родственников, а помогают им, особенно в « скорбный час».

Третья глава – мотив жертвенности. Беседа по вопросам.

  • Как по-вашему, что такое « жертва», « жертвенность», « жертвовать»?

Слово «жертва» имеет несколько значений, в том числе предмет или  живое  существо, обычно  убиваемое, которое приносится в дар божеству, добровольный отказ, отречение в пользу кого-либо, чего-л.; самопожертвование.

«Жертвенность» – это такая черта характера, при которой человек способен отдавать в жертву свои интересы ради другого человека или какого-то дела.

  • Как развивается этот мотив?

Лирический герой готов идти на любую жертву, чтобы изменился порядок жизни, состоялось её духовное преображение.

Образ «красного коня» в четвёртой главе. Беседа по вопросам.

– Какова роль « красного коня» в поэме?

Символика «красного коня» у Есенина имеет как языческие, так и христианские истоки. Это образ устремленности к новым рубежам, к иной земле и вере. В символическом образе красного коня предстает в поэме революция, которая должна вывести страну из разрухи. Красный цвет приобретает у Есенина значение мессианского символа:

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли.

Нам горьким стало молоко

Под этой ветхой кровлей.

– Какова связь с картиной К. Петрова – Водкина?

« Красный конь» – символ напряжённого ожидания перемен. У Есенина этот символ наполняется новым значением: он призван помочь поэту – бунтарю изменить мир.

В процессе урока учащиеся записывают в тетради:

  1. . Для Есенина революция приобретает вселенский масштаб

  2. . Лирический герой готов идти на любую жертву, чтобы изменился порядок жизни, состоялось его духовное преображение.

3. Образ «красного коня» у поэта и художника – символ напряжённой духовной атмосферы эпохи.

V. Заключение.

Литературоведы:

Смысл образа Пантократора проявляется при знакомстве со всеми маленькими поэмами. Это мессия – богоборец, сочетающий в себе черты нового Бога – Творца, пророка и одновременно ниспровергателя старых богов, биз-за которых удерживается неизменность существующего миропорядка. Живописный образ К.

Петрова-Водкина (“Купание красного коня”) нашел блестящий поэтический аналог в творчестве С.А.Есенина. Поэт высказал в своем произведении многое из того, что носилось в тогдашнем катастрофическом воздухе. В этом смысле он действительно был «пророком».

Пророком своих и чужих заблуждений, несбывшихся упований, ошибок, – но пророком».

Искусствоведы:

Обратите внимание

И ещё раз хочется вернуться к древнему образу коня в русском искусстве. Наши предки верили, что солнце ездит на коне, а иногда даже принимает его облик. И если нарисовать солнце в виде красного коня, то оно охранит нас от бед, поэтому и сочиняли русские люди сказки о Сивке-бурке и украшали свои избы деревянными коньками. Не в этом ли внутренний смысл картины К.С. Петрова – Водкина?

Поэт и художник нашли общий образ, создали временную метафору провидения. Явившийся в финале поэмы образ-символ красного коня решительно вытеснил из поэтического обихода четырех коней Апокалипсиса своей новой, революционной символикой. Красный конь, символ русской народной сказки, стал в те годы национальным символом духовного обновления мира.

VI. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: по учебнику стр.249-251, выразит. чтение поэмы С. Есенина «Пантократор».

1 http://stihi-rus.ru/1/Blok/

2 https://bookz.ru/authors/igor_-suhih/russkaa-_780/1-russkaa-_780.html

3 https://www.youtube.com/watch?v=d_TN8wDodV0

Источник: https://infourok.ru/kartina-kspetrova-vodkina-kupanie-krasnogo-konya-i-poema-sa-esenina-pantokrator-kak-otrazhenie-slozhnoy-i-protivorechivoy-epohi–2351568.html

История одного шедевра: «Купание красного коня» Петрова-Водкина

Сюжет

Почти весь передний план занимает конь. Даже кажется, что он не на картине, а рядом с вами стоит, почти слышно его дыхание. Вода и пейзаж даны в холодных тонах, из-за чего цвет шкуры кажется еще ярче.

Всадник напоминает традиционный для русской иконописи образ Георгия Победоносца — символ победы добра над злом. В литературе неукротимый конь — это еще и образ могучей стихии родной земли, русского духа. В иконописи красный является символом величия жизни.

Святые Борис и Глеб на конях, середина XIV века

По всей видимости, Петров-Водкин не до конца осознавал, какой символ выходит из-под его пера. Красный конь и есть сама Россия, ее судьба. Полотно появилось как предчувствие грядущих событий.

Фигуры купальщиков, лишенные и намека на индивидуальность, застыли в ритуальной неподвижности. Это почти Святая Троица.

Художник использует прием сферической перспективы. Он любил его за возможность почувствовать себя причастным к чему-то вселенскому и неохватному. Суть заключалась в том, что, подобно иконописцам, он изображал предметы одновременно сверху и сбоку. Линия горизонта приобретала закругленные очертания, вовлекая в орбиту удаленные планы картины. Подразумевает этот прием и использование трехцветки, классической в иконописи — красный, синий и желтый.

Контекст

Задумывалась картина как бытовая. Петров-Водкин вспоминал о лете 1912 года: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».

Интересно, что примерно за год до этого ученик художника Сергей Калмыков показывал Петрову-Водкину свою работу «Купание красных коней»: в воде плескались желтоватого цвета люди и рыжие лошади. Кузьма Сергеевич отбрил: «Написана точно молодым японцем».

Важно

Калмыков, кстати, позднее утверждал, что именно его Петров-Водкин изобразил на коне. Сам же художник писал двоюродному брату Александру Трофимову: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь…». Скорее всего, справедлива версия о том, что на полотне изображен не конкретный человек, а некий образ-символ.

Петров-Водкин

Впервые полотно было показано на выставке «Мира искусства» в 1912 году. Успех был колоссальный. Современники увидели в нем предчувствие грядущего обновления, очищения. Картина висела над дверью зала. Критик Всеволод Дмитриев назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться».

Через два года «Купание красного коня» вместе с другими работами Петрова-Водкина отвезли на «Балтийскую выставку» в Швецию. Первая Мировая, революция и гражданская война, Вторая Мировая стали причиной того, что полотна все это время находились в Швеции. Только в 1950 году после изнурительных переговоров произведения Петрова-Водкина были возвращены на родину.

Судьба автора

Петров-Водкин в искусство пришел через иконопись. Он начал работать в этой технике в родном Хвалынске (Саратовская губерния). Позднее, провалив экзамены в железнодорожное училище, отправился в Петербург постигать азы живописи.

Поначалу в творчестве Петрова-Водкина чувствовалось влияние зарубежных мастеров. Он был одним из первых символистов в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он от аллегорических произведений перешел к монументально-декоративным.

«Богоматерь Умиление злых сердец». Петров-Водкин, 1914−1915

На протяжении всей жизни Петрова-Водкина интересовала и вдохновляла русская иконопись. В начале XX века был бум на иконы — тогда раскрывались ее художественные достоинства. Ранее многие из образцов были неизвестны широкому зрителю. Расчистка от позднейших наслоений, начавшаяся в это время, привела к открытию русской иконы как явления искусства мирового значения.

До того, как государство начало контролировать искусство, Петров-Водкин был участником различных объединений. Когда же ситуация переменилась и стало невозможно творить свободно, Петров-Водкин сумел адаптироваться — он занялся реорганизацией системы художественного образования в стране. Дошло даже до того, что в 1932 году он был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.

Источник: https://diletant.media/articles/33547902/

«Купание красного коня» – символы и смысл | Рисуй!

  Сентябрь 4, 2015 Светлана Виноградова

 Оставить комментарий

В 1912 году в Санкт-Петербурге открылась очередная выставка художественного объединения «Мир искусства». И первая картина, встречавшая посетителей прямо над входной дверью, своей символикой поражала воображение современников.

Это впечатление было настолько велико, что полотно даже называли знаменем, вокруг которого нужно объединяться.

«Купание красного коня» кисти Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина стало важным этапом не только в творчестве художника, но и в русской живописи в целом.

К. С. Петров-Водкин, автопортрет

Свою выдающуюся картину Петров-Водкин начал писать летом 1912 года, когда жил в южном городке Хвалынске. Художник пытался запечатлеть знакомые с детства сцены купания мальчишек и лошадей в реке. Наброски и первый вариант картины были бытовыми, без намеков на символизм. Позже исходная версия картины была уничтожена автором.

Совет

Прототипом коня стала реальная лошадь, старая, с разбитыми ногами, но с удивительно красивой мордой.

Кто послужил моделью для юного всадника, до сих пор точно неизвестно. По одной из версий, это был ученик мастера, Сергей Калмыков. Позже этот молодой человек стал выдающимся русским художником-авангардистом. К сожалению, талант его почти не был оценен при жизни. Среди других претендентов на роль наездника называют одного из родственников художника и даже молодого Набокова.

С. И. Калмыков

Чем же «Купание красного коня» так потрясало зрителей? Для бурлящего общества того времени, пережившего народные восстания и революцию 1905 года, красный цвет прочно ассоциировался с революционным движением. Мощный конь, которого не в состоянии сдержать хрупкий наездник – чем не иллюстрация неукротимости народной силы? Однако, в толковании картины все не так просто.

Скептики замечали, что таких крупных и красных коней не бывает. Но Кузьма Сергеевич точно знал, где они водятся – на старинных иконах. В иконописи красный цвет имел двоякий смысл.

С одной стороны, это символ вечной жизни, символ Воскресения. С другой стороны, это цвет жертвы и искупления. Поза наездника и золотистый цвет его тела характерен для изображений мучеников и святых.

Полотно очень многое взяло от иконописи. На нем практически нет теней, а движения персонажей выглядят замедленными, ритуальными.

Краски контрастны, они не перетекают из одной в другую, а как бы сталкиваются и противостоят друг другу. Кроме того, в работе использован прием сферической перспективы.

Его подчеркивают круговое расположение коней и мальчиков, а также круглый берег озера.

У «Купания красного коня» сложилась непростая судьба. В 1914 году работа была отправлена на выставку в Швецию.

Но из-за Первой мировой войны и революционных событий в России полотно долго не могло вернуться на родину.

Только в 1950 году после длительных и непростых переговоров художественное наследие Кузьмы Сергеевича возвратилось к его семье. В 1961 году знаменитая картина была передана в Третьяковскую галерею.

Стиль Петрова-Водкина оказался настолько самобытным, что у него не нашлось прямых последователей среди художников. Зато критики и искусствоведы не оставляют вниманием его полотна до сих пор.

В советское время было принято связывать «Купание красного коня» с предчувствием революционного пожара в России. Сам автор в поздние годы жизни ассоциировал полотно с трагедиями Первой Мировой войны. Впрочем, каждый зритель видит в этой работе что-то свое.

А что значит «Купание красного коня» для Вас?

4 сентября 2015 года стартует полный курс рисования лошадей.

Читайте также:  Музей русского импрессионизма в москве. 7 картин, которые стоит увидеть - все о живописи

После начала (окончания) курса он сразу же становится доступен в записи

ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС, УЗНАТЬ ПРОГРАММУ:  https://risuy.info/archives/6101

Источник: https://risuy.info/archives/6533

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – “Купание красного коня”

Купание красного коня

Почему картина «Купание красного коня» стала символом перемен XX века?

Начало XX века довольно неоднозначное время в плане искусства. С одной стороны, мы видим богатую французскую школу с ее Пуризмом, с другой — в силу входит кубизм с его геометрической точностью.

Мы же поговорим о картине «Купание красного коня», совместившей традиционные и новые подходы, и прекрасно отразившей свое время.

Мы не будем вдаваться в технические подробности, сказав лишь то, что обсуждаемый проект вобрал в себя стиль древнерусской иконы, модерна, классическую пластику в трактовке фигур и монументальные росписи эпохи Возрождения.

Что же вы за человек? Художником произведения, нарисованного в 1912 году, является Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Он создавал иконы и рисовал портрет Ленина. Он учился французскому искусству, но творил русское.

Обратите внимание

Он закладывал бытовой смысл, который со временем превратился в отражение эпохи. Кто же автор картины «Купание красного коня»? Это сын сапожника, еще в детстве познакомившийся с религиозными направлениями творчества.

Он долго копировал европейский стиль, после чего обрел собственный.

Сюжет картины

Когда вы смотрите на произведения XX века, то сразу отличаете их от холстов прошлых столетий своим желанием не только показывать мир, но и перестраивать его.

Если охватить взглядом период, то становится понятно, почему это так — развивающаяся промышленность, ускорение темпа жизни и прочие нововведения приводили к колоссальным изменениям в быте людей, что не могло не отразиться в искусстве.

В случае со смыслом картины Петрова-Водкина «Купание красного коня» все немного сложнее. Здесь следует взглянуть на этапы ее создания:

  • Зарождение идеи — мастер лично рассказывал, что написать холст он решил после того, как увидел старенькую и хромую лошадку, при этом имевшую приятную на вид морду. Автор стал создавать просто купание;
  • Поиск сути — по мере сотворения шедевра, Петров-Водкин предъявлял все больше требований к техническим аспектам живописи и социальной значимости.

Нужно понять, что человек, на которого религия произвела сильное влияние, работал с собирательными образами. Прямого или логического смысла в свое творчество он не вкладывал. Это подтверждает фраза, сказанная им под впечатлением от начала Первой мировой войны: «Так вот почему я написал „Купание красного коня!“». Здесь следует перейти к самой интересной части.

Контекст

На картине мы видим красное и сильное животное, которое в русской культуре неоднократно становилось символом мощи, неукротимой стихии. В нашем случае, огня. На нем сидит не суровый мужчина, не воин, а молодой и хрупкий мальчик, на лице которого отрешенность.

 В рабочем варианте его лико было грубым, испытывающим нагрузку, однако в процессе создания полотна обрело просветление.

Большая часть искусствоведов, в их числе и Ирина Анатольевна Вакар, являющаяся старшим научным сотрудником Государственной Третьяковской Галереи, склоняются ко мнению о нижеописанном конфликте.

Юноша, недавно начавший жизнь, укрощает дикую стихию. Конь сильнее него, но человек также знает, что тот будет его слушаться — отсюда неоднозначная просветлённость. На заднем плане мы видим двух мужчин, также имеющих по четвероногому другу, белому и коричневому.

 Здесь можно предположить, что речь идет не только о конкуренции людей с природой, но и друг с другом, что символично смотрится на фоне последующей Великой Октябрьской революции, приведшей к столкновению белых и красных войск, где, помимо упомянутых сторон, сражались и анархисты.

 Можно предположить, что автор обладал уникальным видением происходящего и будущего, что несомненно является важной чертой для творца. Вот собственно и все смысловое описание картины «Купание красного коня».

О цвете

Если вы откроете цветовой круг или даже табло с выбором оттенков в программе-редакторе изображений, то увидите, что первые два являются родственными. С помощью них художник без рывков переходит от объекта к объекту.

Посмотрите — розовый конь, словно охваченный огнем, желтый парень, будто слега освещаемый его светом. А теперь взгляните на землю сзади — она розовая, подстроенная под животное. Получается, что в двух углах у нас один цвет, создающий гармонию.

То же с людьми, рассредоточенными по краям. Вода же добавляет контраст, так как ее оттенок является резкой противоположностью имеющимся.

Вот так Кузьма Сергеевич Петров-Водкин с Купанием красного коня сумел предугадать важные события, оставить пример для современных дизайнеров и дать миру красоту. В завершение посмотрите на его прочие произведения:

«Утренний натюрморт»

«Черемуха в стакане»

Автопортрет

«Новоселье»

Источник: http://surzhyk.org/kartina-kupanie-krasnogo-konya/

«Купание красного коня» описание картины

Художник: Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Название картины: «Купание красного коня» Картина написана: 1912 г. Холст, масло.

Размер: 160 × 186 см

Картина Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Купание красного коня» известная и в свое время вызвала много споров. Хотелось бы рассказать не о теме, запечатленной на полотне, а о судьбе картины.

В конце мая 1912 года Кузьма Сергеевич с женой решили отправиться в имение Петра Грекова, русского генерала, который давно уже приглашал их в гости. По дороге художник решает заехать к себе на родину в Хвалынск. Там начинает зарождаться картина.

Первый рисунок карандашом с отмеченной датой “Мальчик-всадник” был выполнен 31 мая. В роли натурщика выбран двоюродный брат Кузьмы Сергеевича – Шура. Все время, когда художник был на родине, брат сопровождал его.

Петров-Водкин много размышлял над замыслом картины, об этом доказывают многочисленные наброски, пока еще без натуры, изображающие купающихся лошадей и мальчиков.

Важно

И, если с натурой человека проблем не возникло, то образ коня оставался еще воображаемым, на рисунках его образ только слегка вырисовывался.

Объясняется это очень просто, не было натуры коня, у родителей, где остановился художник, пока еще не было никаких лошадей в хозяйстве.

Пора было ехать на хутор в имение генерала, где художника с женой давно уже ждали. Сразу по приезде Кузьма Сергеевич возвращается к своим замыслам о картине и начинает работать над рисунками лошади.

Вся атмосфера в имении только способствовала творчеству. Художник отмечает это в письмах к матери. Его восторгает и отношение семьи генерала с крестьянами, и река, и вид монастыря с парком. Белые «хохлатские» избушки делают деревню намного наряднее и чище, и это очень отличается от русских деревень.

На хуторе Кузьма Сергеевич пробыл почти два месяца, в это время определился с лошадью для картины, много сделал зарисовок с коня по имени Мальчик. Сохранился датированный 20 июля 1912 года рисунок с изображением коня.

12 сентября Кузьма Сергеевич сделал последний рисунок Мальчика. И в это же время возникает впервые название «Красный конь».

В письме своей жене Маре от 8 сентября 1912 года художник пишет, что ему приходится наблюдать за Мальчиком, так как ему надо знать все повадки, все особенности для «Красного коня». Еще он пишет о сюрпризе, который хочет сделать ей по приезде.

Собирается привезти ей работу, над которой долго работал, и хочет поделиться произведенным этой работой на него впечатлением. Через два дня художник возвращается домой.

Совет

Заехав от генерала опять в Хвалынск, пробыв там немного, в начале октября 1912 года Петров-Водкин возвращается в Петербург. Это лето, когда он смог увидеть своих родных, побывать в гостях у друзей, поправить свое здоровье на свежем воздухе, художник отмечает как одно из своих лучших.

В Петербурге Кузьма Сергеевич продолжает работу над картиной, и это уже будет окончательный вариант.

Промежуточный второй сохранился потомкам только в виде фотографии, благодаря дочке генерала Наташе, у которой был фотоаппарат.

16 октября 1912 года в Москве планируется выставка «Мир искусства», на которой Петров-Водкин хочет представить свою картину. И поэтому спешит во всю, не оставляя себе времени на отдых.

Московская выставка открылась 10 ноября 1912 года на Мясницкой улице в здании училища живописи, ваяния и зодчества. А ведь это училище 8 лет назад закончил Петров-Водкин. Это был своего рода экзамен на взрослость.

В это время объединение «Мир искусства» переживало кризис, и, чтобы возродить былую славу, было решено влить молодую кровь талантливых художников. Но эти молодые должны были быть последователями классических традиций, без нарождающегося авангарда.

Над входной дверью выставки вывесили полотно Кузьмы Сергеевича «Купание красного коня», посчитав, что она станет знаменем, которое сможет сплотить всех художников вокруг себя.

Устроители выставки ошиблись. Знаменем эта картина не стала, ее не поняли не только все рядовые посетители, но даже не все художники. Очень трудны и индивидуальны были мысли автора, претворенные в этой картине.

Обратите внимание

В периодических издания, в художественных кругах образовалось два лагеря. Нападающая сторона во главе с И.Е.Репиным, и защищающая сторона во главе с А.Бенуа. Вокруг картины Петрова-Водкина разгорелись нешуточные споры, отзывы положительные и отрицательные так и сыпались со всех сторон. Но это классические споры.

Репин и его сторонники не поняли Петрова-Водкина в его цветовом решении картины. Красное пятно лошади, желтый голый всадник, розовый берег. Почему не зеленый всадник, не желтый конь, они ничего не поняли. Они увидели только это, не желая даже начать понимать автора.

Они считали, что такая картина недостойна была занимать место в зале, где висят произведения В.Серова.

В письме к матери от 24 ноября 1912 года (заметьте связь, она всегда была в курсе творческой жизни сына) Кузьма Сергеевич пишет о постоянных нападках на картину и наоборот, но в любом случае, это большой успех, считает он.

В начале 1913 года выставку перевезли в Петербург, и опять по многочисленным спорам вокруг картины Петрова-Водкина можно было понять, что картина имела огромный успех, заставив художественные круги поволноваться. Благодаря этому художник продает другие свои творения.

В 1914 году весной в Швеции организовали выставку, на которую отправили 50 полотен. 10 работ Петрова-Водкина, среди которых была картина «Купание красного коня». Этим картинам была дана оценка в десятки миллионов долларов.

Началась первая мировая война, затем революция, нормальная жизнь была разрушена. Все картины остались надолго в Швеции, на какое-то время государство о них забыло. Судьба своих картин очень волновала художника, он взял слово у дочери, что она позаботиться об их судьбе.

Прошло почти 100 лет со дня рождения картины, о ее значимости уже никто не спорит. Картину вернули на родину, в этом помогла жена Кузьмы Сергеевича, и теперь эта картина находится среди почетных экспонатов в Третьяковской галерее, постоянно участвуя в многочисленных международных выставках.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kupanie-krasnogo-konya-petrov-vodkin/

История создании картины «Купание красного коня»

Самая неоднозначная и самая известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня», до сих пор вызывает много споров у ценителей искусства.

Картина, написанная в 1912 году, была показана на выставке «Мир искусства» и сразу организаторы мероприятия выделили картину, повесив её поверх всей выставки.

В связи с этим, с самого первого дня, одни картину стали воспринимать как знамя, другие как мишень.

Важно

Однако Петров-Водкин, по окончании написания картины, считал, что её могут не вывесить на всеобщее обозрение, догадываясь о том, что образ красного коня и судьбы России может стать во многом провокационным. Картину успешно показали, но действительно она вызвала некоторый резонанс, так как современники проводили параллели между данной картиной и событиями предреволюционной и послереволюционной эпохи страны.

Работать над картиной Петров-Водкин начал ранней весной 1912 года. Первые наброски художник начал делать на хуторе в саратовской губернии. Сначала идея автора состояла в том, чтобы просто описать купание мальчишек и лошадей на Волге.

Этот вариант композиционно был почти закончен, но автор, в данной сцене, увидел дополнительные образы.

Он по-новому взглянул на озеро, увидел его голубовато-зелёные оттенки, увидел, как низко висело стылое небо, увидел необычную таинственность в покачивание голых деревьев.

Аккуратно и неспешно Петров-Водкин заново начал срисовывать лошадей, ребятишек, озеро, землю и холмы. Но в эту картину проник, ещё в задумке, новый образ, образ толпы людей, идущих с красными стягами, напротив которых другие, с ружьями…

Вообще образ коня в русском искусстве воспринимается многозначительно. Во многих слоях культуры конь выступает как советчик, спаситель, провидец и тд.

Соответственно и в XIX веке образ коня не обошли стороной деятели культуры, и именно на этой традиции Петров-Водкин создаёт свою картину.

Поэтому из обычной зарисовки сцены автор идёт к созданию монументально значимого произведения, в котором он уходит от обобщённого образа коня, к образу коня-символа.

Совет

Изменение коня было постепенно-эволюционным. В подготовительных зарисовках видно, что изначально конь был захудалой деревенской лошадёнкой рыжего цвета.

Читайте также:  Путеводитель по лувру. 5 картин, которые стоит увидеть каждому - все о живописи

Под влиянием философской мысли того периода, автор, дабы пронести через образ коня нужную мысль, превращает животное в величественного коня красного цвета.

Идею коня красного цвета Петров-Водкин взял с картин древнерусских иконописцев, а в частности с иконы «Чудо архангела Михаила», где конь изображается именно красным цветом.

В картине красный конь символизирует некую былинную мощь. Бледный юноша показывает некоторую хрупкость и изысканность. Так же символичны разводы волн в заливе и плавная дуга розового берега.

Немного разобрав основные компоненты картины, сразу становится видна её многогранность и неоднозначность.

Торжественный шаг и поза коня с твердой осанкой на одновременном фоне красного цвета, как бы вызывает у зрителя вопрос «Что это всё значит?».

Ещё очень любопытно движение на картине. Оно скорее только обозначено, но никак не выражено, всё как бы застыло на полотне. Такой образ только ещё больше вызывает у зрителей ощущение неясности, ощущение тревоги и ожидания чего-то грядущего.

На фоне величия коня, которое было описано ранее, другой герой картины, юный всадник, кажется маленьким, слабым и хрупким.

Обратите внимание

Сначала бросается в глаза, что именно юноша держит поводья коня, однако чуть позже становится понятно, что, даже держа поводья у себя в руках, всадник не управляет лошадью. Это заметно во многом по выражению лица юноши.

Его взгляд отрешён, он как будто пребывает в своих мечтах, в своих мыслях, в своём внутренним мире.

К. Петров-Водкин в своей картине отказался от линейной перспективы. Его красный конь, будто аппликация, просто наложен на изображение озера, что даёт зрительное ощущение нахождения всадника и коня не в картине, а перед ней. Как непосредственно перед зрителем и полотном.

Очень большой смысл в картине имеют цвета. Не просто так конь на переднем плане красный, а остальные на задних планах имеют розовый, буланый и белый цвета. Такая колоритность идёт из старой традиции русских художников, где цвета сталкиваются, а не смешиваются.

Художник, помимо всего прочего, в своей картине наверно хотел ещё рассказать о своих предчувствиях, смутных переживаниях, которые возникали у него в тот период. Все эти цвета, весь этот контраст, образы и части картины, всё это переживания автора, которые нашли своё отражение через полотно и кисть.

О картине «Купание красного коня» неоднократно писались стихи самых известных поэтов того времени (Рюрик Ивнев, Сергей Есенин и др). Кроваво-красный конь, к волнам морским стремящийся С истомным юношей на выпуклой спине, Ты, как немой огонь, вокруг меня крутящийся О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне. (Рюрик И.)

Дальнейшая судьба картины была весьма интересной. В 1914 картину отправили на выставку в Швецию, город Мальмё. Из-за начавшейся первой мировой войны, позже гражданской войны, картина всё время оставалась в Швеции.

Только по окончании второй мировой войны начались переговоры о возвращении картины на родину. Однако лишь в 1950 году полотно попало в Советский Союз в руки вдовы художника Марии Фёдоровны. Уже от неё картина попала в коллекцию собирательницы К.К.

Важно

Басевич, а та, в свою очередь, в 1961 году преподнесла её в подарок Третьяковской галерее, где картина находится и по сегодняшний день.

В чём же всё-таки истинный смысл картины «Купание красного коня»? В показании предвестий тяжёлых событий в стране? Может быть, образ коня символизировал свет и защиту? Или просто художник изобразил обычное купание на Волге? В такой неоднозначности мысли автора, возможно, каждый будет находить в картине что-то своё, то, что будет отражать его внутренний мир на момент изучения картины.

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/istoriya-sozdanii-kartinyi-kupanie-krasnogo-konya/

Куда летишь ты, красный конь?… (Красный конь, как символ бедствия) Новое прочтение картины К.С. Петрова-Водкина “Купание красного коня” ( читайте больше в подкате здесь )

/>/>/>/>/>/>/>

                                      «Я крещу вас водой, а тот,

                                       кто будет после меня,

                                       будет крестить вас 

                                       Духом Святым и огнём».

Евангелие от Матфея.

               Ключом к пониманию картины К.С. Петрова — Водкина «Купание красного коня», как и поэмы Александра Блока «Двенадцать», стала для меня христианская иконописная символика, которая слабо использовалась как советской, так и современной критикой.

               Что писали в советский период о картине «Купание красного коня?

             «Картина – сама энергия, мощная, разбуженная, само предчувствие перемен, уверенность в завтрашнем дне… Она – символический блоковский образ будущей России – «Степной кобылицы».

Или: «Монументальное полотно – символ земного рая, символ красоты и единства человека, животного и природы…Для усиления у зрителя радостного ощущения он (художник)выкрасил коня в красный цвет».

              Правда, все критики едины во мнении, что картина написана в традиции древнерусской иконописи, которую изучал художник, создавая свой новаторский стиль в изобразительном искусстве.

Поэтому сразу хочется сказать, что на Руси красный цвет иконы кроме красоты и радости нёс в себе и другие символические значения, например, алый плащ на святом  — атрибут мученичества и цвет праведной пролитой крови – за веру царя и Отечество. Красный фон новгородских икон символ вечного Божественного света.

Красный ромб в иконах «Спаса в силе и славе» — символ духовной энергии и духовного огня. Что же должен был символизировать красный конь?

           Ещё  XVIIвеке французский писатель-моралист Франсуа Ларошфуко писал: «Нам трудно поверить тому, что лежит за пределами нашего кругозора», что примерно соответствует современному выражению: «Всё, что выходит за рамки обычно, мы привыкли называть чудом. Согласно определению словарю В.

Даля «чудо — это всякое явление, которое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы». То есть чем человек менее образован, тем чаще в жизни своей он сталкивается с чудом.

Совет

Но отсутствие в реальной жизни коня красной масти позволяет отнести «красного коня» Петрова — Водкина  к необыкновенному чуду, потому что нет, и не будет такого закона, который объяснит данное явление.

Но почему, же тогда мальчики, которые купаются рядом с красным конём, не проявляют к нему никого любопытства, напротив один демонстративно отвернул от него голову, а другой вообще изображён к «чуду» спиной? Что хотел этим сказать художник? По-моему, только одно — этого «чуда» они просто не видят, его видит только тот, кому оно предназначено, тому на кого смотрит почти человеческий глаз коня, а именно художнику, запечатлевшему это «чудо».

             />/>/>/>/>/>/>Как уже говорилось выше,  критики отмечают иконописный характер картины. Но что такое икона? Согласно определению великого учёного богослова Павла Флоренского, икона — это видение, данное иконописцу или святому, со слов которого пишется икона. В данном случае, можно считать, что красный конь — это видение, данное художнику как пророку, поэтому мальчики не видят того, что происходит рядом с ними. Однако совсем по-другому ведут себя их кони. Они более чутки к происходящему здесь событию, как и положено животным, которые обладают более тонким чутьём, нежели человек.     Так одинконь весь напружинился, оскалился. Натянутый повод показывает, что он упирается и не желает выходить из воды. Другой конь, как показывает след, оставленный на воде, разрезая грудью водную гладь, понёсся прочь от того места, где появился красный конь,  И только фигура обнажённого мальчика на красном коне неподвижна и безучастна ко всему, что происходит рядом. Его иконописное лицо и отливающие позолотой тело и волосы выдают в нём воплощённого ангела. Какую же весть принёс этот божественный посланец? Обратимся к древней иконописной символике уже потому, что обнаруживается сходство  юного всадника на «красном коне» с иконописным образом Святого Георгия.  В житийной иконе Святого Георгия есть одно удивительное клеймо, где обнажённого Георгия сажают на «красного вола». Но это не просто «выкрашенный» в красный цвет вол, это раскалённый докрасна железный вол, который, согласно иконописной символике, является страшной пыткой. Это испытание огнём, которому подвержен воин Георгий на пути к святости. Изображение вола часто встречается в русских иконописных образах праздника «Рождества Христова», где вол и осёл – первые свидетели рождения Божественного Младенца — символизируют народы иудейский и языческий. Данный извод пришёл на Русь из Византии. Но существует и чисто  русский вариант «Рождества Христова»,     где вместо осла и вола изображались конь и корова – животные, более понятные для восприятия русского  человека. Поэтому, если предположить, что Петров-Водкин последовал примеру русских иконописцев, то перед нами не выкрашенный в красный цвет конь, а конь-огонь, так хорошо знакомый нам из  русских сказок.

              И то, что это действительно настоящий конь-огонь, свидетельствует цветовое решение картины: мы как будто смотрим на картину через красное стёклышко, как в детстве. Красный цвет, идущий от коня, лежит буквально на всём. Он превращает жёлтую полоску песка на берегу водоёма  в оранжевую, а зелёную растительность за водоёмом — в надвигающиеся тёмные тучи.

Меняет свой естественный цвет и вода, которая буквально вскипает под копытами коня, а клубящийся пар от них стелется по всей поверхности водоёма. Красные отсветы лежат на крупах коней и на телах голых мальчиков.

Геометрически чёткое овальное очертание берега даёт ощущение того, что конь не входит в воду, а опускается с небес, туда, где только что стоял конь, в испуге рванувший вдоль берега.

/>/>/>/>/>/>/>

               Для того, «чтобы как следует понять произведение искусства, мы должны иметь, по возможности, полное представление о месте и времени его создания, иначе говоря, о стиле и воззрениях страны, эпохи и самого автора».         

  («Основы истории искусства»Х.В. Янсон и Энтони  Ф. Янсон).

О воззрениях страны, эпохи, в которых пришлось художнику жить и творить, мы знаем не понаслышке. А вот о времени, когда и как создавалась картина, представление даёт, книга «Дворянское собрание», изданная в 1992 году в Санкт — Петербурге. В этой книге впервыеопубликован один из рабочих эскизов к знаменитой картине.

              Мы видим в стремительном полёте«красного коня», на спине которого сидит неподвижная фигура златовласого ангела. Его белые одежды развеваются сзади подобно ангельским крыльям, а слегка склонённая голова и весь его скорбный вид говорят о том, что несёт он совсем не радостную весть.

Обратите внимание

Владимир Стрекалов-Оболенский вспоминает, как«однажды Кузьма Сергеевич, глядя на эскиз, перефразировав   пушкинские строки, задумчиво сказал: « Куда ты скачешь, красный конь, и где опустишь ты копыта?»      И видится мне сходство образа «красного коня» не с блоковской «степной кобылицей» — символом будущей свободной России, а пушкинским «Медным всадником» — символом стихийного бедствия.

                       «А в сем коне какой огонь,

                      Какая сила в нём сокрыта!

                       Куда ты скачешь, гордый конь,

                       И где опустишь ты копыта?».

              «Красный конь» хотя и  показан не полностью, но занимает большую часть полотна.  Он как надвигающееся бедствие, как грядущее «крещение огнём», которое художник связывал с приближающейся революцией. Художник уже знал, где опустит копыта его «красный конь».

Наверное, так или примерно так понимали смысл картины и близкие друзья художника, называя его в своём кругу «мудрейшим ясновидцем». Видимо, они понимали и то, что не «приход земного рая» пророчествовал «Красный конь».

  Когда художник дарил свой эскиз Владимиру Стрекалову-Оболенскому, он спросил: «Не боитесь»? Хотя, что я: конь-то красный». Да и судьба картины подтверждает её «крамольный характер» как для дореволюционной власти, так и пришедшей после революции  советской власти. Не любили её ни те, ни другие.

   В 1914 году картину отправили  на Балтийскую выставку в шведский город Тальму и не спешили забирать. В то время «громко говорить о картине-эмигрантке, был не принято».

              Своего «Коня» Кузьма Сергеевич больше не увидел. Он умер в 1939 году.  В 1950 году картина была возвращена в Ленинград.

И только в 1961 году картина Петрова-Водкина «Купание красного коня» стала постоянным экспонатом Третьяковки, но уже как символ грядущих революционных побед.  />/>/>/>/>/>/>

            Литература.

4.  Л. Ханбеков. Журнал «Крестьянка».

1978 год.   

   Старья  «Певец новой жизни», посвящённая100 –  

   летию со дня рождения К.С. Петрова-Водкина.

  5  Л. Владимирский, заслуженный деятель искусств 

России. Журнал «Юный художник» №6 1998 год. Рубрика «Учитесь видеть», статья «Тайна чёрного квадрата».

  6. Х.В. Янсон и Энтони  Ф. Янсон. «Основы истории   

      искусств». АОЗТ  ИКАР, Санкт-Петербург, Россия,  

1996    . Статья «Смысл и стиль». Стр.14.

 7. А.С Сараева-Бондарь. Книга «Дворянское 

   собрание». Люди и произведения искусства в доме     

   Владимира Владимировича Стрекалова-  

   Оболенского. Санкт-Петербург. 1992 год.

Источник: http://krilovamuseum.mypage.ru/kuda_letish_ti_krasniy_kon_krasniy_kon_kak_simvol_bedstvi_1.html

Ссылка на основную публикацию