«демон» врубеля. почему это шедевр – все о живописи

Врубель “Демон сидящий” – описание картины, сюжет, история

Картина «Демон Сидящий»

Картина «Демон сидящий» — это результат соединения во временном континууме в полвека литературного образа, созданного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с зрительным образом, созданным не менее гениальным русским художником Михаилом Александровичем Врубелем.

Невозможно представить какой-либо иной образ литературного персонажа поэта, чем демон Врубеля. По современному выражению, полотно художника является визитной карточкой поэмы «Демон». Поэму М.Ю. Лермонтов писал в течение десяти лет с 1829 года по 1839 год, работа над образом демона художником длилась 12 лет.

Обратите внимание

 Врубель Михаил Александрович «Демон сидящий» начал писать в 1890 году, и ее увидел свет в 1891 году, картину «Демон летящий» он написал в 1899 году, картину «Демон поверженный» закончил в 1902 году.

Это показывает, что оба великих художника долго искали и нашли в этом образе падшего ангела, «духа изгнанья» картину мироздания полную противоречий, борьбы зла и добра и ощущения неминуемой победы добра над злом. Однако у Врубеля его демоны иногда вызывают сомнения этой победы, это заметно в одной из главных работ художника «Демон сидящий».

Описание картины Врубеля «Демон сидящий»

«Печальный Демон, дух изгнанья» — образ, который сразу же возникает из первых строк поэмы при взгляде на полотно М.А. Врубеля. Мощный торс сидящего демона, обнявшего колена с заломленными пальцами, венчает лик, полный тоски и вселенской скорби.

Печален облик падшего ангела и тосклив его взгляд, устремленный в угасающий день в нижнем углу полотна, на фоне тяжелого свинцово-пурпурного неба: «Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..» Мозаика каменных цветов, окружающая его, заставляет верить в его неземную сущность.

А синий цвет накидки на коленях подчеркивает его божественное происхождение: «Тех дней, когда в жилище света блистал он, чистый херувим». Но все это в прошлом: «Давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта.

» Демон у Врубеля — это олицетворение духа изгнания, он часто в своих описаниях и беседах с друзьями подчеркивал это и старался передать это состояние духа.

Специально суженый Врубелем размер картины ограничивает пространство демона, заточая его в него, как бы делая его узником Творца. Может поэтому в его взгляде столько безысходности и равнодушия к окружающему его миру. Закат дня в углу полотна можно трактовать как закат человечества, победу зла над добром.

И это сотворил он, тоскливо, но равнодушно взирающий на гибель земной жизни: «И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел.». Это одна трактовка, но полотно дает возможность множеству трактовок сюжета и они сделаны искусствоведами и художниками многих стран.

Удивительно их разнообразие и отсутствие схожих взглядов на картину.

Загадочная философская сущность этой картины познается многими ее исследователями не сразу, настолько сложен и многогранен этот образ. Надо заметить, что и сам художник долго вносил в образ демона изменения, даже уже в выставленное полотно в художественной галерее.

Исследователи творчества художника считают, что увлечение образом демона и попыткой показать его неземную сущность, сотканную из противоречий, внутренней борьбы героя между добром и злом, привело художника к расстройству его психики и болезни. В последние годы жизни эта тема стала главной в его творчестве.

Художник даже признавался близким, что демон являлся ему вживую.

История создания полотна

После переезда из Киева в Москву в 1890 году, художник попадает в атмосферу доброжелательного и заинтересованного отношения к нему московского мира художников и меценатов. В этот период он сближается с художником Константином Коровиным и меценатом Саввой Мамонтовым.

В период (12 лет) пребывания в Москве им созданы самое большое количество шедевров его творчества. История его демониады началась еще в Киеве, где им был создан первый образ демона, который он там же и уничтожил. И это не первая работа, уничтоженная им в муках его творчества.

Он писал своей жене, что уничтожил 1000 листов рисунков и эскизов в поисках образа своего героя.

Важно

В Москве к юбилею М.Ю. Лермонтова готовилось двухтомное издание поэта. Врубель не был известен широко как художник оформитель литературных изданий, но получил заказ на иллюстрацию поэмы «Демон».

Поскольку художник еще задолго до этого был увлечен образом в поэме Лермонтова, им были выполнены несколько набросков и эскизов, что вероятно и сыграло роль при выборе его для иллюстрации двухтомника.

Автопортрет

Врубель для поэмы написал 30 акварельных иллюстраций, среди которых «Демон сидящий». Из этих иллюстраций художник позднее, через десять лет создал три огромных полотна, первым из которых был «Демон сидящий».

В художественной мастерской Саввы Мамонтова был написан основной образ демониады. Полотна были выставлены в художественной галерее и получили негативную критику художественных кругов, отмечающую, тем не менее, художественный талант Врубеля.

Особо отмечалась техника живописи художника, основу которой составляли четкие крупные и ровные мазки кисти. Эта манера написания полотен позволяет относить его творчество к представителям модерна и символизма русской живописи.

Картины позднее, еще при жизни автора, были приобретены Третьяковской галереей, где находятся до сих пор.

Врубель «Демон сидящий» — одна из лучших картин художника и наиболее известная миру искусства.

Она не оставляет равнодушным никого, ни неопытного молодого зрителя, ни умудренного искусствоведа, у всех она будоражит воображение и вызывает бурю эмоций, вызывает желание увидеть в глубине образа «падшего ангела», то что хотел донести нам великий и гениальный мастер кисти.

Мой совет, посетите Третьяковскую галерею, пойдите специально к полотну М. Врубеля «Демон сидящий», постойте у него несколько минут. Вам откроется удивительный неземной мир «духа изгнанья», в котором, возможно, вы найдете ответы на многие земные вопросы.

Источник: http://surzhyk.org/kartina-demon-sidyashhij/

Картина “Демон” Врубеля: описание и история шедевра. Тема демонов в творчестве Михаила Врубеля :

Даже люди, не разбирающиеся в искусстве, не могут не знать “Демона” Врубеля. Это произведение поражает воображение. Сидящая атлетически сложенная мужская фигура на фоне заката написана в очень необычной технике. Кажется, что это даже не живопись, а панно. Как же пришла в голову знаменитому художнику идея нарисовать мифическое существо? Читайте об этом ниже.

История создания

“Демон” Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова. Художника пригласили иллюстрировать книгу, так как его порекомендовал на эту должность сам Сава Мамонтов, который славился своим отменным художественным вкусом. Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать.

Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. Удивительно, в Киеве художник занимался рисованием Богоматери, а в Москве ему предложили рисовать демона. Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. История “Демона” Врубеля начинается с неразделенной любви. Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову – жену своего заказчика.

Его возлюбленная была замужней дамой, поэтому ни о каких взаимных чувствах не было и речи. Чтобы как-то выразить свою безответную любовь, Врубель рисует демона и пририсовывает ему голову своей возлюбленной. Этот набросок художник уничтожил. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича.

Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается, и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий».

Описание картины

“Демон” Врубеля написан в очень интересной технике. Картина создана не из мазков, а как бы из кристаллов. При взгляде на полотно кажется, что перед глазами находится не живопись, а качественно сделанная аппликация. По задумке демон сидящий должен олицетворять титана.

Юноша, изображенный на картине, принял задумчивую позу. Он сидит, обхватив ноги руками, и смотрит вдаль. Его напряжение выдают крепко сжатые кисти. Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть. Его оголенный торс смотрится очень внушительно.

Мышцы на загорелых руках выпирают, что в контрасте с юным лицом смотрится очень непривычно. Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже. Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня.

Совет

Художник взял нижний ракурс, чтобы умышленно сделать своего и так большого демона еще больше. Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно. Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим.

Его угрюмое выражение лица, вопросительные складки на лбу и печальные глаза скорее вызывают сочувствие, чем отвращение.

Цветовая гамма

“Демон” Врубеля написан на контрастах. Синий цвет, который присутствует как в одежде юноши, так и в земле, на которой сидит фигура, олицетворяет надежду. Холодные оттенки на картине поддерживаются лиловыми цветами заката. Остальная часть картины выполнена в теплых оранжево-коричневых тонах. Фигура освещена солнцем, что делает ее менее мистической и более земной.

Можно рассматривать холодные оттенки в картине как рождение какого-то нового мира, о котором мечтает демон. Вся напряженность позы главного героя повествует о том, что реальность персонажа мало устраивает. Закат дня, написанный в холодных оттенках, должен донести до зрителя мысль, что в жизни все плохое когда-нибудь заканчивается.

Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева.

Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону.

Анализ картины

На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана. Такая аналогия неслучайна. Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом. Врубель писал, что демон – это состояние его души.

Сегодня можно услышать мнение критиков о том, что художник сошел с ума именно потому, что выбрал главным героем своих картин потустороннее существо из ада. Но у Врубеля было другое мнение на этот счет. Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно.

Следует внимательно посмотреть на картину, и можно в ней найти множество противоречий.

Например, фигура титана мощная и мускулистая. А вот лицо совсем юное и очень грустное. Зритель может понять, что участь демона не нравится главному персонажу, но ничего со своей судьбой он сделать не может. В картине хорошо передается три состояния: скованность, тоска и беспомощность. Холодный мир, который нашел демон на вершине горы, это не то, что он ожидал там увидеть.

Стиль, в котором написана картина, помогает ее лучшему пониманию. Осколки кристаллов как бы формируют фигуру. Зритель может предположить, что художник хотел до него донести то, что даже те индивиды, которые сделаны из камня, могут иметь тонкую и ранимую душу.

Критика

Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Где находится это полотно сегодня? Там же, где и находилось два столетия назад – в Третьяковской галерее. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир. Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс.

Певец признавался, что демон его потряс до глубины души, и оторвать взгляда от картины просто невозможно. Блок, как и многие современники, считал, что Врубелю удалось полностью охватить мысль Лермонтова и проникнуть в каждую строчку стихотворения.

Обратите внимание

Несмотря на это многие критики считали, что демон художника недостаточно отвратительный, у него не получается стать воплощением зла и порока, которым нужно быть любому проявлению темных сил. Удивительно, что картина молодого дарования смогла не только покорить сердца отечественной публики, но и получить признание за границей.

Пикассо говорил, что именно благодаря стилю, который он впервые увидел у Врубеля, ему пришла идея создать новый стиль в искусстве. Вдохновение и придание уверенности своим коллегам по цеху в том, что искусство нуждается в новом обличье – вот главные заслуги художника.

Скульптура

Демон появлялся не только в живописных работах художника. Врубель создавал на подобную тему свои скульптуры. Самая известная из них – это «Голова Демона», к сожалению, она до нас не дошла, так как сильно пострадала от рук вандала.

Скульптура была выставлена в Русском музее, когда один из посетителей выставки не смог сдержать свои чувства и скинул работу с постамента.

Говорят, что человек был сумасшедший, ну а может быть, кому-то просто было жутко смотреть на проявление дьявола во плоти.

А вот Врубель наслаждался изготовлением своей скульптуры. Ее он сделал сразу после того, как написал полотно «Демон сидящий». Но если лицо титана с картины было грустное и романтичное, то в скульптурном портрете лик преобразился. Это была страшная маска, прикрытая гривой густых волос. Чтобы добавить большего реализма своему произведению, художник решил раскрасить скульптуру.

Читайте также:  Каспар давид фридрих. художник-философ - все о живописи

Демон и Тамара

Где еще, кроме живописных полотен, можно встретить мифического героя в творчестве Михаила Александровича Врубеля? «Демон и Тамара» – это одна из иллюстраций к сборнику Лермонтова. Иллюстрация сделана на ватмане акварелью. Врубель решил показать зрителям свое видение момента встречи Демона и Тамары.

На рисунке главные герои словно не испытывают никаких чувств. Отстраненность Тамары и отсутствие предчувствия смерти делает иллюстрацию более значимой. Как были оценены иллюстрации Михаила Александровича Врубеля? «Демон и Тамара», а также другие иллюстрации не были так высоко оценены зрителями.

Издатели считали, что стиль рисунка у Врубеля чересчур вычурный, а поэтому он плохо сочетается с иллюстрациями других художников. Естественно, издатели боялись, что книга будет хуже продаваться, если покупатели не смогут оценить представленных в печатном издании иллюстраций.

Важно

Врубелю даже пришлось перерисовывать некоторые иллюстрации. Но полностью подстроиться под требуемый стиль художник не смог. Слишком он был своеобразен и свободолюбив. Жесткие рамки ограничивали его творчество, не помогали создавать шедевры – так считал художник.

А продавать свой талант за деньги Врубель не очень хотел. Ему хотелось творить не ради больших гонораров, а ради самого процесса.

Летящий

На волне своего успеха художник решил вернуться к теме, больше всего его интересовавшей. «Летящий демон» – картина Врубеля, которая появилась через 9 лет после первого полотна, заслужившего всемирное признание. Но в отличие от своего первого демона, второго художник так и оставил незавершенным.

Сложно сказать, что послужило тому причиной. Возможно, Врубеля разочаровала тема, возможно, в процессе воплощения замысла в жизнь вдохновение покинуло художника. Но ясно одно: картина была заранее хорошо продумана. До наших дней даже дошли некоторые эскизы.

На картине Врубеля «Демон летящий» изображена гористая местность и посередине фигура героя. В отличие от первого творения, второй образ стал менее аллегоричным и менее детальным. Фигура на картине еле очерчена. А вот складки плаща и фон хорошо проработаны.

Демон летит между небом и землей, рассекая узкое пространство, отведенное ему автором. Свобода, которую олицетворяет собой персонаж, выглядит слишком сжато.

Изображая летящего демона, Врубель размышлял о смене эпох. К нему уже пришла слава, его картины с успехом экспонировались за рубежом. Но почему-то будущее представлялось художнику чем-то серым и неуютным.

Вероятно, второй раз Врубель опять писал свое душевное состояние. Но если в первый раз он смог ясно выразить свои чувства, то вторая попытка явно не удалась. Никакой конкретики, все серо и размыто.

Хотя вероятность того, что именно такое состояние и было у художника, очень велика.

Поверженный

Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим. Как всегда, создавая своего мифического персонажа, Михаил Александрович выворачивал наизнанку свою душу. В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены. И они не были радостными.

Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму. Оно и неудивительно. Художник страдал от психологического расстройства и поэтому постепенно терял зрение. Сложно представить, как с этим можно справиться. Но художник держался до последнего.

На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. Когда в первый раз картина экспонировалась на выставке, она получила большой шквал негативных отзывов. Даже друзья художника заметили, что демон слишком непропорциональный.

Совет

Возможно, именно эти замечания заставили Врубеля еще не раз прийти на выставку и прямо там перерисовывать своего персонажа.

Говорили, что демон менялся на глазах, принимал разные позы, да и выражение его лица менялось день ото дня. Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж.

Горное ущелье выглядит как могила, а разбросанные рядом перья от крыльев должны были показать зрителю, что чем выше человек заберется, тем больнее ему будет падать. Действие картины разворачивается на фоне заката. Этот символический фон подводит черту под жизнью демона и Врубеля.

Есть мнение, что художник хотел показать своим демоном несокрушимость его в жизни каждого человека. Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить. Но впечатление полотно производит такое, что кажется, будто демон слишком слаб и умрет с минуты на минуту.

Но не стоит отрицать того факта, что художник так и не смог завершить начатой задумки, так что сейчас у зрителей нет возможности полюбоваться на то, что должно было получиться в итоге.

Демоны в творчестве

У каждого человека есть внутренние проблемы, и все с ними борются по-разному. Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник. Демоны в творчестве Врубеля занимают центральную позицию по той причине, что это были образы его души. Как признавался сам художник, ему не раз становилось легче после того, как он изливал свою душу на холст.

Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном? Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным. Для Врубеля демон – это не черт и не дьявол. Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. Согласитесь, аллегорично. Если посмотреть на всех демонов, написанных художником, можно проследить душевное состояние их автора.

Обратите внимание

Некоторые говорят, что Врубель создавал пророческие картины. Но ведь на проблему можно взглянуть и под другим углом. Картины не были пророческими. Художник через свое творчество выражал свои душевные муки, свою болезнь, которая его и погубила. Тематика его работ тут ни при чем. Ведь первые его творения считали чудом и переворотом в искусстве.

Так что глупо полагать, что именно «темная» тематика, выбранная художником, погубила творца.

Влияние на последователей

Все ли гении были сумасшедшие? Сложно сказать. Но то, что Врубель Михаил Александрович и демоны, написанные им, изменили ход истории, сказать можно точно. Художник не сразу обрел популярность. Многие не понимали стиль творца.

Он казался слишком вычурным и нереалистичным. Уникальность художника приписывалась его болезни и странному образу мышления. Но как сказал лечащий врач Врубеля, в творческом проявлении его пациента ничего странного нет.

Ведь картина мира у каждого из людей своя.

Когда же к художнику пришла истинная слава? Это случилось еще при жизни, но в то время Врубель уже ослеп и доживал свои дни в психиатрической больнице.

Но не сострадание творца побудило публику пересмотреть взгляды на творчество художника. На стыке веков сменилась мода. Стали популярны картины таких художников, как Моне и Дега.

Отношение к особому стилю своего современника в это время пересмотрели Ге, Бенуа, Шаляпин и Горький.

Сложно сказать, опередил ли художник время. Михаил Врубель жил в своем мире и рисовал свое видение. Естественно, вкус художника формировался под влиянием современников и моды.

Но своеобразный уникальный стиль Врубелю удалось выработать раньше, чем кубизм вошел в моду.

Важно

Хотя, как уже писалось выше, Пикассо рассказывал, что именно благодаря творчеству Михаила Александровича он изменил свою манеру письма и по-своему интерпретировал стиль художника.

А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона? Они были тепло приняты публикой. Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня. Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. Нужно сказать, что после Врубеля никто даже не пытался взяться за иллюстрацию произведения Лермонтова.

Сложно выдержать конкуренцию художника, который потратил всю свою жизнь, сросся с созданным им образом и не переставал создавать своих демонов до последних дней. Врубель преподал урок всему современному поколению. Не нужно бояться своей уникальности. Каждый художник должен постараться выработать свой уникальный стиль, чтобы быть непохожим на других.

Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться.

Источник: https://www.syl.ru/article/379718/kartina-demon-vrubelya-opisanie-i-istoriya-shedevra-tema-demonov-v-tvorchestve-mihaila-vrubelya

К вопросу о содержании картины-панно м.а.врубеля «демон поверженный»

Содержание картины-панно М.А. Врубеля «Демон поверженный» — одного из центральных произведений символизма в русской живописи — до сих пор остается загадкой. Основная причина этого видится в традиционном восприятии «Демона поверженного» как живописной параллели к поэме М. Лермонтова «Демон».

Содержание картины никогда не рассматривалось в контексте современного Врубелю мировоззрения рубежа XIX-XX в.

Не менее важная причина неразгаданности врубелевского шедевра заключается в том, что это произведение абсолютно не поддается анализу в категориях, разработанных для искусства предшествующего времени.

Логично предположить, что художественный строй «Демона поверженного» типологически близок структуре художественного образа в поэзии символизма и попытается применить к картине Врубеля методику анализа символистского стихотворения, принятую в литературоведении 1.

В роли образа- сигнала, указывающего на скрытый подтекст, в «Демоне поверженном» выступают противоречия между текстом лермонтовской поэмы, на которую первоначально ориентирует название, и сюжетно- предметным составом изображения.

«Злобного взгляда» лермонтовского персонажа, полного «смертельным ядом», нет у Демона Врубеля, — это безусловно положительный образ; в отличие от врубелевского Демона, лермонтовский «царь познанья и свободы» не имеет венца 2.

Отмеченные несоответствия исключают восприятие картины Врубеля «Демон поверженный» в свете поэмы Лермонтова «Демон».

Образ врубелевского Демона определяет исключительное обаяние «сосредоточенной духовности» 3, «высокий строй души» 4. Возвышенное благородство и чистота души подчеркнуты эмоциональной реакцией- почти детским выражением досады и обиды.

Совет

Демон Врубеля прекрасен в своей одухотворенности и трогательно человечен в слабости.

При внимательном изучении его лица возникает устойчивое субъективное впечатление не поражения, но каприза- как если бы пребывание Демона в этом горном пространстве было результатом его собственной воли.

Функции образа-намека в применении к «Демону поверженному» выполняет личностно- автобиографический контекст Врубеля. Н.А.

 Прахов сообщает, что художник придерживался сократовского толкования слова «демон»: «Он утверждал,… что…“Демона” не понимают, путают с… дьяволом, тогда как по-гречески “демон” значит “душа” 5.

Следовательно, «Демон поверженный» — изображение души. Крылья Демона в этой семантической ситуации приобретают значение образа-намека-признака исключительности.

Какую же душу, душу какого человека мог Врубель считать крылатой, исключительной? Отец художника, А.М. Врубель, в письме к дочери А.А. Врубель от 9 августа 1888 г.

сообщает о сыне: « В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение о себе- как о художнике, творце и вследствие этого- не допускал… никакой мерки, никакого сравнения его- художника с людьми обыкновенными» 6.

Если вспомнить утверждение Врубеля, что отнять у человека возможность эстетического наслаждения — «… ведь это лучшую частицу жизни у человека украсть!» 7, то станет ясно, что «Демон поверженный» символически олицетворяет Душу художника, в широком смысле слова.

Обратите внимание

Ставя так высоко творческий дар, Врубель разделял общие взгляды своего времени. Для мировоззрения рубежа веков характерен, по выражению Н.А. Бердяева, «культ человеческого творчества» 8; соответственно изменяется самоощущение деятелей искусства.

Но есть и более существенные моменты общности «Демона поверженного» с идеями, волновавшими умы на рубеже веков. Н.И. Забела — Врубель, супруга художника, в письме к Б.К. Яновскому называет «Демона поверженного» ницшеанцем 9, что она могла знать только из объяснений автора. А.А.

 Федоров-Давыдов считал, что с теорией Ф. Ницце Врубель был знаком по статье В.С.

 Соловьева «Идея сверхчеловека» и, скорее всего, так же идеализировал и гуманистически перетолковывал немецкого философа, как Соловьев, вложивший в термин «сверхчеловек» собственное, во многом диаметрально противоположное Ницше содержание 10.

«Сверхчеловечность» Соловьев понимает как высший идеал духовного совершенства человека в соединении с бессмертием. Первым и «пока единственным» реально существующим сверхчеловеком он называет Христа.

Среди людей в наибольшей степени приближающимся к идеалу сверхчеловека Соловьев считает «гениев мысли и творчества», то есть деятелей науки и культуры. О распространенности в русском обществе рубежа XIX-XX вв. подобного понимания Ницше свидетельствует стихотворение К.

 Бальмонта «Аккорды» (1897), в котором «намеками на сверхчеловека» названы Гойя, Веласкес, Гете, Леонардо де Винчи, Рафаэль и другие деятели европейской культуры.

Представляется не случайным совпадение: статья Соловьева «Идея сверхчеловека» была опубликована в журнале «Мир искусства» в 1899 г 11. и в том же году М.А. Врубель пишет неоконченное полотно «Демон летящий» (1899, ГРМ).

Не исключено, что Врубель читал Ницше и в оригинале. Врубелевский Демон крылат; у Ницше читаем: «Заратустра легкий, машущий крыльями, готовый лететь… божественно легкий» 12.

Сходная лексика встречается у Соловьева: «Самый процесс вдохновения,… переход из обычной материальной среды в область поэтической истины, тот взмах крыльев, который поднимает душу над землею, …есть неизбежное условие… творчества» 13.

Важно

Реминисценции актуальной философской проблематики рубежа веков окончательно убеждают в том, что под изображением демона в картине «Демон поверженный» Врубель подразумевал Душу художника.

Но этим содержание картины не исчерпывается. Как известно, из всех мнений о своем произведении Врубель находил наиболее верным истолкование образа М.

 Судковским: ««Демон» Врубеля- это… гений человечества, поверженный серостью обыденной жизни; Но поверженный,… он остается могуч и верен своим… мечтам» 14.

Читайте также:  "девятый вал" айвазовского. почему это шедевр - все о живописи

Дополнительно «Врубель объясняет, что в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже возвышенное в человеке, что люди считают долгом повергать из-за… толстовских идей» 15..

Врубеля с его глубочайшим пиететом перед искусством, миссией и личностью художника, должно было отвращать в толстовстве прежде всего учение о бесполезности искусства. Логично предположить, что «гений человечества» для Врубеля- это гений художественного творчества в широком значении качества, имманентного человечеству вообще. Это второе символическое значение «Демона поверженного».

Наконец, изображение хрупкой полуобнаженной мужской фигуры с поднятой грудной клеткой и вытянутыми ногами напоминает иконографию распятого Христа.

Расположение головы Демона под прямым углом к корпусу вызывает в памяти эскиз Врубеля для росписи Владимирского собора в Киеве «Надгробный плач» (1887) 16, в котором голова Христа так же образует прямой угол с корпусом, ориентированным слева направо, как и тело Демона.

Это совершенно очевидный намек на самого Врубеля, не пережитую им трагедию в связи с неосуществленной росписью Владимирского собора. Скромно завершающая семантический ряд автоцитата вводит в символическое содержание образа Демона третью ипостась- зашифрованный «автопортрет души Врубеля», считающего себя рядовым проявлением феномена Души художника.

«Автопортрет души Врубеля», неотделимый в содержании картины от семантики жертвенности таланта, в которой Врубель усматривал параллель всечеловеческой жертве Христа, активизирует первоначально возникавшее впечатление «каприза».

Совет

Диадема Демона напоминает венок из золотых листьев; отсюда ассоциация: «венок» — «венец» — «терновый венец», — спровоцированная аллюзией иконографии Христа и хрестоматийным лермонтовским тропом «венец терновый, увитый лаврами».

Творческий венок из золотых листьев оказался терновым венцом- но Заратустра говорит у Ницше: « Я сам надел на себя этот венок!» 17 Этот фрагмент, скорее всего, был воспринят Врубелем в свете кантианской проблемы свободы воли 18,- как личный подвиг художника, творца, сознательно приемлющего тернии творческой судьбы.

Таким образом, Демон в картине Врубеля «Демон поверженный» символизирует Душу художника, творческий гений человечества и «автопортрет души Врубеля». При таком уровне философской глубины содержания получают художественную оправданность огромные размеры и феерическая красота этой картины.

  • [1] См: Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974; ее же: О старом и новом: Статьи и очерки.- Л., 1982
  • [2] Лермонтов М.Ю. «Демон» — Часть1, XVI, ст. 24,25 и часть 2, XVI, ст. 24, 25
  • [3] Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. М., 1981. С.101
  • [4] Дмитриева Н.А. М.А. Врубель // История русского искусства: В 13 т. / Под ред. И.Э. Грабаря. Т.10, кн. 2. М., 1963. С. 304 (далее ссылки на это издание- Врубель)
  • [5] Врубель: Переписка. Воспоминания о художнике / Сост. Э.П. Гомберг — Вержбинская, Ю.Н. Подкопаева. Л.: М., 1963. С. 304 (далее ссылки на это издание- Врубель)
  • [6] Выделено А.М. Врубелем // Врубель: Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1978. С. 120 (далее ссылки на это издание — Врубель, 76)
  • [7] В письме к сестре А.А. Врубель, апрель 1883 г.- Врубель. С. 60
  • [8] Бердяев Н.А. Одиночество // Наше наследие. 1988. № 6. С. 4
  • [9] Суздалев П.К. Врубель: Личность. Мировоззрение. Метод. М., 1984. С. 161
  • [10] Федоров-Давыдов А.А. Воплощение творческого замысла: Работа Врубеля над образом Демона // Федоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство: Статьи и очерки. М., 1975. С. 622
  • [11] Мир искусства. 1899. № 9. С. 87- 91
  • [12] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб., 1907. С. 326
  • [13] В статье, опубликованной в 1896 г. (Соловьев В.С. Поэзия Я.П. Полонского: Критический очерк // Владимир Соловьев: Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.: Книга, 1990. С. 321)
  • [14] Судковский М. По поводу картины Врубеля // Новости и Биржевая газета. 1902. № 79 21 марта. Цит. по: Врубель, 76. — С. 337.
  • [15] Сообщение Е.И. Ге. — Врубель. — С. 221
  • [16] Киевский музей русского искусства, инв. № Рг. 1432.
  • [17] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. — С. 326
  • [18] Чтение И. Канта. «оставило глубокий след на всю жизнь Врубеля» (Яремич С.П. Михаил Александрович Врубель: Жизнь и творчество. М., 1911. С. 19).

Источник: http://anthropology.ru/ru/text/pisarenko-np/k-voprosu-o-soderzhanii-kartiny-panno-mavrubelya-demon-poverzhennyy

Художник Врубель и его Демон. Системный разбор – Вестник антиклеветы Системно-векторной психологии. Юрий Бурлан

Художник Михаил Врубель родился в 1856 году в Омске, умер и похоронен в 1910 году в Санкт-Петербурге, но где-то в промежутке между этими городами, несколькими важными вехами отмечен в его жизни Киев.

Впервые художник Врубель попал в Киев в 1884 году в возрасте 28-ми лет по рекомендации своего преподавателя, профессора петербургской Академии художеств, Павла Чистякова. Врубелю предлагалось отреставрировать фрески XII века в Кирилловской церкви.

Сойдя с поезда, Врубель обратился к прохожему: «Сударь, как мне найти Кирилловскую церковь?»

— Возьмите извозчика и скажите ему, чтобы отвёз Вас к дому умалишённых, – ответил тот.
Как оказалось, Кирилловская церковь находилась на территории психиатрической лечебницы.

Предзнаменование? Возможно. Но Врубеля оно не смутило. Реставрация фресок была его первой самостоятельной работой, дающей возможность заявить о себе как о художнике и наконец-то покончить с вечным безденежьем. В Киеве возводился Владимирский собор и в перспективе Врубеля обещали привлечь к его отделке.

Нужно отметить, что превыше всего художник Врубель ценил изящество, причём, не только в живописи, но и в одежде. Запачкав манжеты, он покупал новую рубашку, не печалясь, что при этом остался без обеда; задолжав всем, умывался духами; продавал картины за гроши для того, чтобы купить лишний галстук или цилиндр. При этом собственной нищеты Врубель как будто и не замечал.

Итак, в Киеве Михаил Врубель увлечённо занялся реставрацией Кирилловской церкви. Однако, научившись работать в стиле древних мастеров, вместо того, чтобы восстанавливать фрески, он принялся писать новые, заботясь больше о внешнем изяществе, чем о скорбности ликов.

К тому же, написанные Врубелем иконы носили портретное сходство с реальными киевлянами.

Обратите внимание

Изучая византийские мозаики и фрески, размышляя о духовном идеале, художник Врубель не находит его в образе Христа — так в его сознании зарождается образ Демона, а на бумаге появляются первые эскизы.

А что же с карьерой художника? Акварельные эскизы росписи Владимирского собора, предложенные деятелем, вызвали всеобщее недоумение, он был обвинён в нарушении православных иконографических канонов и в 1889 году отстранён от реставрационных работ. Изгнанный из Владимирского собора, художник Врубель едет в Москву, увозя с собой образ Демона.

В Москве удалось найти покровителя в лице мецената Саввы Мамонтова, что дало художнику возможность продолжить работу над «Демоном». В 1890 году им была закончена первая картина из этого цикла: «Демон сидящий».

Начав с эскиза, наметив пятна пейзажа и фигуру Демона, художник Врубель стал работать на большом холсте. Но в ходе работы размеры холста оказались маловаты. Демон перерос холст, часть головы срезала рама, что ещё больше подчеркнуло властную силу и скрытую энергию сидящей фигуры.

При переносе акварельного наброска на холст вместо цветущей поляны за спиной Демона вырисовался кристаллический узор из цветов-камней.

Красота, величие, сила, но в тоже время тоска, скованность, бессильно сжатые руки, одинокая слеза… могучий Демон художника Врубеля в разладе с самим собой и с окружающим миром.

Картина получилась настолько неоднозначной, что её отказался приобрести даже сам его благодетель – Савва Мамонтов, публика встретила «Демона» холодным молчанием. На что художник Врубель заявил: «Ваше отрицание даёт мне веру в себя!»

«Демон сидящий» был только началом врубелевской демониады, вскоре художник подготовил иллюстрации к лермонтовскому «Демону». И с тех пор «Демона» Лермонтова больше никто не пытался иллюстрировать: слишком уж сильно он слился в нашем представлении с графикой мастера.

В тот же период художник Врубель воплотил образ Демона и в глине. Что примечательно, значительно позже, в 1928 году, скульптурную голову Демона, выставленную в Русском музее, разобьёт некий душевнобольной.

Важно

А в 1890 году в Петербурге стали говорить об одержимости Врубеля дьяволом… и скупать его картины. Так он вошёл в моду.

Получив заказ на создание декораций к частной опере Мамонтова «Гензель и Гретель», на репетиции Панаевского театра в Петербурге, в полутёмном зале Михаил Врубель мгновенно влюбился в услышанный волшебный женский голос, льющийся со сцены.

Партию Гретель пела Надежда Забела. Она и стала вскорости его женой. С тех пор все костюмы и грим оперной дивы художник придумывал сам, а для оперы «Демон» по Лермонтову, где Забела должна была петь Тамару, создал фантастические декорации.

Женившись, Врубель на некоторое время стал совершенно счастливым человеком, и казалось, забыл о Демоне навсегда. Он занимается живописью, графикой, скульптурой, оформлением интерьеров, причём всё, чем занимается, он делает великолепно.

В 1899 году Врубель потерял отца. В том же году он пишет «Демона летящего». Это полотно выдержано в тёмных тонах, гордое парение над миром пронзает наблюдателя одиночеством и отверженностью героя. Свет, озарявший «Демона сидящего», угас, полёт «Демона летящего» и не полёт даже, а скольжение по пикам гор.

На пятом году семейной жизни у Врубелей родился сын. Однако, названный в честь мецената Мамонтова, Саввочка родился с заячьей губой. Для так любившего всё изящное Врубеля это был страшный удар. Он стал всё чаще запираться в мастерской и снова стал писать Демона. Он стоял у мольберта по 17-20 часов подряд, писал, очищал холст, писал заново.

Самым трудным было найти нужное выражение лица. Однажды Врубель нашёл то, что искал: в исступлённом больном взгляде читалось гордое и злобное нежелание смириться с поражением. Художник Врубель не сразу понял, что этот взгляд он видит в зеркале.

Он перестал есть, умываться и бриться, заболев лихорадкой, не стал лечиться и почти не спал – работал над «Демоном поверженным».

художник Врубель картины

Совет

Лермонтов написал шесть вариантов своей поэмы, то же происходит и с ним, он постоянно переписывает неотступно преследующий его образ.

Третий картинный Демон художника Врубеля одновременно и прекрасен, и болезненно ядовит.

Всего двенадцать лет отделяет «Демона сидящего» от «Демона поверженного», но как же он переменился! На смену полному сил, но тоскующему юноше пришёл черёд истерзанного и поверженного облика.

Холст вытянут по горизонтали, изломаны крылья, тело вывернуто, но руки Демона задают направление противоположное падению.

Демон художника Врубеля окружён обломками собственных, похожих на павлиньи, перьев, свивающих вокруг него подобие гнезда.

Лицо – маска, отделено от тела чёрной тенью и словно принадлежит другому существу с горящими глазами, восстающему из праха. Возродится ли поверженный Демон? Наблюдатель в смятении.

Не нужно трактовать врубелевского Демона как злого духа, сверженного с небес. Сам Врубель писал об этом так: «Демона не понимают, путают с дьяволом… а Демон по-гречески… значит «душа». Душа художника Врубеля металась…

Выставленный «Демон поверженный» вызвал сенсацию. Пока шла выставка, мастер каждое утро приходил в галерею и исступлённо переписывал картину, оттачивая оттенки образа своего Демона.

Обратите внимание

Во время лихорадочной работы над этим полотном у художника Врубеля случился первый внезапный приступ безумия и консилиум врачей отправил его в психиатрическую лечебницу. Он вышел из неё через год, выжженный изнутри, но почти здоровый. О Демоне он больше не вспоминал, пообещав рисовать только жену и сына.

Художник Врубель действительно очень быстро, в четыре сеанса, написал портрет сына, как раз перед семейной поездкой в Крым.

По дороге, из-за простуды Саввочки, семья остановилась в Киеве. А через два дня ребёнок умер.

Совершенно потерянный, Врубель лихорадочно кружил по Киеву. И неожиданно обнаружил, что стоит напротив Кирилловской церкви.

Ему вспомнилось давнее:
— Сударь, как мне найти Кирилловскую церковь?
— Возьмите извозчика и скажите ему, чтобы отвёз Вас к дому умалишённых.

Предзнаменование? Возможно.

У Врубеля больше не было сил сопротивляться своему сумасшедшему Демону. В тот же день Врубель попросил жену подобрать ему какую-нибудь лечебницу.

За восемь последующих лет мастер сменил около десятка клиник. Он продолжал рисовать, причём на холсте безумие художника преобразовывалось в гениальность. Демон по-прежнему не оставлял его, но это был «мой добрый Демон» — лечащий врач профессор Усольцев.

В 1904 году художник Врубель начал терять зрение, а в 1906 году он полностью ослеп.
В том же 1906 году в Париже на художественной выставке Русских Сезонов среди картин русских художников впервые были представлены его работы. Как и петербургская, парижская публика также со смятением и замешательством знакомилась с необычным миром художника.

Важно

Дольше всех перед его картинами простаивал никому на тот момент неизвестный юноша, которому предстояло в будущем стать великим художником — Пабло Пикассо. Позже он скажет, что таким художником, каким он стал, он сделался только благодаря встрече с полотнами художника Врубеля.

Как писала сестра Надежды Забелы, «странное дело, сумасшедшему художнику Врубелю все, больше чем никогда, поверили, что он гений».

Читайте также:  «вечерний звон» левитана. уединение, звучание и настроение - все о живописи

«Сумасшедший гений», «навязчивая идея», «одержимость Демоном» – такие расхожие словесные обороты. Что же за ними кроется? Сквозь призму знаний системно-векторной психологии Юрия Бурлана все эти словосочетания легко объясняются наличием у художника Врубеля звукового вектора.

Именно он даёт своему обладателю приверженность Идее, одержимость ею, пренебрежение бытом и физическими потребностями тела на пути следования к такому желанному, но зыбкому Идеалу.

Только человек со звуковым вектором озадачен поиском смысла жизни, при этом внешний материальный мир для него иллюзорен и обретает реальность только когда звуковик

«Познает смысл вещей и хоть чуть-чуть
Субстанций, звуков, форм постигнет суть»

Такая вот одержимость. Для художника Врубеля это была одержимость Демоном – поиск духовности, исполнения предначертанного, метания, терзания вплоть до исступлённости. В дополнение к звуковому Врубель обладал также и зрительным вектором, дающим умение глубоко чувствовать, сопереживать и передавать свои эмоции окружающим.

В случае с ним – через художественные произведения. Гонимый Звуком, Врубель не мог остановиться, маниакально пытаясь перенести на холст рвущийся из души крик – своего Демона. Невозможность справиться с мощью звукового вектора, бессилие пред переполняющим художника величием Демона и привели его в лечебницу для душевнобольных.

Наследие художника Врубеля, все его работы, как художественные, так и скульптурные, наполнены звуковыми смыслами, вызывают резонанс у обладателей звукового вектора. Именно звуковое стремление к Идеалу и вечный поиск смысла жизни льётся на наблюдателя с его картин. Как в двадцатом веке, так и в двадцать первом.

В последний год жизни Врубель пришёл к мысли, что устал от жизни, сознательно часами простаивал полураздетым у открытого окна и в феврале схватил воспаление лёгких. А 1 апреля 1910 года смерть пришла к нему как избавление от физических и душевных мук.

Совет

По сути это было самоубийство художника Врубеля, уход от невообразимого внутреннего давления звукового вектора, с которым он не смог справиться.

Прошло более ста лет, а звуковики всё так же озадачены поиском смысла жизни и всё так же иногда уходят, не выдерживая давления звуковых желаний.

Обесценивается мир, идеи покупаются и продаются за гроши, нас засасывает виртуальность, всё менее реальным становится окружающая нас действительность, а звуковики по-прежнему в поиске, как и Михаил Врубель.

Каким будет этот поиск и к чему он приведёт – зависит только от нас.

Можно растратить себя на дорогах Непала или схватить Бога за бороду в астрале, а можно, вынося себя наружу, принести пользу обществу, выполняя стоящую перед звуковиком задачу: раскрыть своё психическое.

В современном мире это достижимо не с помощью музыки, живописи или астрономии, а только с помощью системно-векторной психологии.

P.S. После смерти Врубеля церковь признала, что его эскизы соборных росписей так же ценны, как и канонические библейские этюды Александра Иванова.

Источник: http://vestnik-svp.com/2013/12/xudozhnik-vrubel-i-ego-demon-sistemnyj-razbor/

Врубель Михаил Александрович

Ему принадлежит целая эпоха в искусстве, поиски Врубеля сравнивают с методом Леонардо. Первый символист, его манера письма была самобытна и оказалась пророческой для новых направлений в живописи XX века.

Отец художника Александр Михайлович Врубель был военным юристом, в прошлом строевой офицер, участвовал в Крымской кампании и боевых действиях на Кавказе.

Мать художника, Анна Григорьевна Басаргина, родственница известного декабриста, родила четырёх детей и умерла, когда Мише было четыре года. Из-за службы отца семья часто переезжала. А.М. Врубель жениться на Е.Х. Вессель.

Обратите внимание

Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке.

В 1874 году М. Врубель окончил одесскую знаменитую Ришелевскую гимназию с золотой медалью.

Уже в пяти летнем возрасте мальчик увлечённо рисовал и, прибывая в Петербурге, отец определил его в школу Общества поощрения художников. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело.

Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Но мечтой М.

Врубеля остаётся живопись, он посещает выставки, изучает, участвует в спорах о назначении искусства, посещает вечерние классы Академии художеств.

Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М.А. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Его преподавателями были П.

Чистяков и И. Репин. Он критически относился к современному искусству. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. За свои высказывания Врубель получил славу высокомерного человека, хотя выглядел скромным и стеснительным.

Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах.

То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами, итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин).

Важно

В 1884 году Врубель уходит из Академии. Он отправляется по рекомендации Чистякова в Киев к А. Прахову для реставрации древних росписей Кирилловской церкви. В Киеве русский художник провёл шесть лет, изучая под руководством Прахова византийскую иконопись, трудится также во Владимирском соборе.

Иконописные дерзания Врубеля вызвали недоумение, из-за чего 1889 году он был отстранён от этой работы. Тогда он переехал в Москву. Здесь его жизнь и искания связаны с московским домом и подмосковным имением в Абрамцевом, принадлежащими, известному любителю искусств, меценату и вдохновителю знаменитого художественного кружка, Саве Мамонтову.

Помимо живописи в это время Врубель берётся за скульптуру, занимается керамикой, дизайном, оформлением театральных постановок, декоративными панно. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Эта картина была задумана ещё в Киеве.

Картина, в последствии, стала символом наступающей эпохи – эпохи символизма, религиозного реформаторства, которым искусилась тогдашняя светская культура.

В 1896 году состоялась первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. Заказанные картины Мамантовым были отвергнуты Академией художеств, обозначенные как «не художественные». Это были две работы: «Принцесса Греза» и «Микула Селянович». В качестве протеста Мамонтовым была устроена выставка «Панно Врубеля».

Сразу же после выставки Врубель женится на певице Надежде Забеле, молодые обвенчались летом в Женеве. По приглашению Мамонтова Забеле становится ведущей артисткой его частной оперы.

В последующие пять лет русским художником созданы все его самые известные произведения – это был плодотворный период его жизни.  Много выставлялся – на выставках «Мира искусства», венского Сецессиона, «36-ти»… Хотя тот же А. Бенуа всегда весьма критически относился к его живописным новациям.

В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием.

Совет

В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный».

  Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение.

До 1906 года были периоды просветления, когда художник начинал интенсивно работать. В 1905 году его избрали академиком живописи. Это было последнее воспринятое его рассудком событие. В 1906 году он ослеп.

Жизнь знаменитого русского художника М.А. Врубеля окончилась в стенах петербургской клиники доктора Бари. На похоронах А. Блок назвал художника автором «чертежей, похищенных у вечности» и «вестником иных миров».

Врубель был одинок и вызывал недоумение как человек, а его картины были не поняты и не приняты людьми. Лишь в конце жизни, когда оказался в психиатрической больнице, его картины стали известными.

Известные картины М.А. Врубеля

Картина «Пан» (1899) открывает серию «ноктюрнов» русского художника. Продолжением стали картины «Царевна-Лебедь», «Сирень». Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, который оказал влияние на ночные сюжеты Врубеля. Ге считался мастером ночного колорита.

Пан персонаж греческой мифологии, изображённый, правда, Врубелем под влиянием русского фольклора который он тогда так любил. Пан божество лесов и полей выступает символом ночи, являющейся окном в другие миры, недоступные дневному сознанию.

Фон картины – русский пейзаж. Бог как будто вырастает из замшелого пня, а вокруг него поля, реки, и берёзы, уснувшие в ночной тишине. Глаза Бога, голубые, светящиеся, поражают своей бездонностью.

Обратите внимание

Из греческой мифологии в картине участвует лишь свирель. Пан по сюжетам мифологии был судьёй в пастушеских состязаниях на свирели.

Полурог луны заполняет пространство картины фантастическим светом, одновременно перекликаясь с рожками божества.

Картина «Летящий демон» (1899) – неоконченная работа. Тема демона волновала Врубеля всю его жизнь и в этой работе он вновь к ней возвращается. Эта картина – гимн свободы и красоты. В это время Врубель читал труды Ницше. Возможно, что картина не закончена художником потому, что стремясь показать свободу он изобразил образ обречённости.

Лицо демона передаёт предчувствие трагедии. Огромные глаза, смертельная бледность, решимость, грубая лепка самого лица создаёт образ «мировой скорби». Вытянутая фигура демона передаёт ощущение стремительного полёта. Отличительными чертами живописи Врубеля являются фиолетовые и лиловые тона, декоративный фон.

Картина Врубеля «Царевна-Лебедь» (1900) посвящена Н. Забеле, сыгравшей роль Царевны-Лебедь в спектакле «Сказка о царе Салтане». Композитором спектакля был Римский-Корсаков. Эта картина стала результатом дружбы художника с композитором, признавшим Н. Забеле. Художник в этом произведение передал проникновенный музыкальный образ хрупкого и нездешнего существа, заброшенного в наш мир.

На заднем плане отображена театральная декорация  – горящие оранжевые окна. Пышный декоративный кокошник из сценического костюма Забелы на голове Царевны-Лебедь.

Виртуозность владения кистью видна в изображении оперения, на нём играют лучи заходящего солнца. Переливающиеся краски, тончайшие переходы серого и розового делают это произведение почти реально «звучащим» неземной музыкой.

Эта картина есть тот прорыв в нездешнее, к которому призывали символисты.

Картина «Сирень» (1900) связана с хутором Н. Ге Черниговской губернии, там Врубель увидел заросли цветущей сирени. «Сирень» явила собой оформление живописного языка символизма.

Важно

Это одно из самых сложных произведений Врубеля, он отображал ещё и философский смысл, а именно преодоление пропасти между формой-видимостью и сутью смыслом.  Картина «Сирень» примирила Врубеля с А.

Бенуа, признавшимся, что стоя у картины, почувствовал запах весенних цветов.

Героиню картины Врубель называет Наташей, связывая её с Пушкинским миром. Девушка воплощает душу сирени.

Шедевр Врубеля М.А. – картина «Демон сидящий»

Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Данный образ был задуман русским художником во время работы в Киеве, он навеян поэмой Лермонтова и созвучен с эпохой символизма.

Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». В картину был влюблён А.

Блок, назвавший её «символом нашего времени». Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. В.

Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах.

Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. К концу работы демон настолько вырос, что художнику пришлось надстраивать холст, в конечном варианте Демон изображён со срезанной головой. Фон только на этой картине реалистичен. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный.

Он перекликается с опустошённостью души. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Колорит картины – это контраст цветов: преобладающий лиловый цвет борется с эпизодическим оранжево-золотистым. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников.

Художник смело расчленяет единую форму на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусно отгранённых драгоценных камней. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье “Скуки”».

Всё тело Демона составлено из металлических мускулов.

  • Портрет артистки Н.И. Забелы-Врубель, жены художника, в летнем платье “Empire”, исполненный по замыслу художника

Источник: http://rus-artist.ru/2013-04-20-07-09-05.html

Ссылка на основную публикацию