Антонис ван дейк. гениальный и честолюбивый портретист – все о живописи

Антонис ван Дейк: Великий ученик Рубенса

?

Владимир (repman) wrote,
2012-10-29 06:44:00 Владимир
repman
2012-10-29 06:44:00 Автор – Alexandra-Victoria. Это цитата этого сообщения

Антонис ван Дейк: Великий ученик Рубенса.
 

 Антонис Ван Дейк прожил не долгую, но яркую жизнь. Он был учеником самого Рубенса. И даже в какой-то период художественное мастерство юного Ван Дейка стало на одну ступень с творчеством его учителя.

Об этом свидетельствует лист секретаря выдающегося английского коллекционера графа Ерендела, в котором он сообщает своему господину о том, что “художественные произведения ученика Рубенса (шла речь о Ван Дейка) оцениваются искусствоведами так же высоко, как и картинам его учителя”.

Антонис ван Дейк (Рубенс – траур по жене)

Портрет Мари Русвен, жены художника

Обратите внимание

Размах таланта Антониса оказался в разножанровых картинах. Однако настоящим его призванием стало искусство портрету. В детских портретах он достиг чрезвычайной нежности, а в полотнах на религиозные сюжеты – глубокой одухотворенности.

Множество его картин на религиозные и мифологические сюжеты имели незаурядный спрос у церковных и светских заказчиков. В Венской академии изобразительного искусства доныне сохраняется замечательный за выполнением автопортрет самого художника, написанный им в возрасте 16 годов.

Юный художник смотрит через правое плечо, взгляд его прямой и решительный. Воротничок рубашки выписан одним смелым мазком билила, который свидетельствует о редком для такого юного художника мастерстве и уверенности в себе.

Такая отшлифована техника и ощущение своей силы – характерные черты творчества Антониса Ван Дейка. Историки назвали его вундеркиндом – художником от природы.

Антонис Ван Дейк родился в зажиточной семье антверпенського купца (в современной Бельгии). Получил блестящее образование. Кроме фламандского языка, Антонис владел испанской, итальянской, французской и английской; имел блестящие знания из истории, теологии и мировой культуры.

Учиться рисованию мальчик начал в 10 лет у известного на то время мастера Хендрика Ван Балена. В шестнадцатилетнем возрасте юноша уже имел свою мастерскую. А в 18 стал сотрудничать с Питером Рубенсом.

До наших времен сохранился контракт, подписанный Рубенсом в 1620 году из настоятелей церкви иезуитов в Антверпене. Ван Дейк – единственный, названный на имя, помошник Рубенса из росписи потолка этой церкви.

Но уже тогда в своих ранних работах молодой мастер стремился отойти от прямого подражания приемам славного учителя и достичь самостоятельных глубин в изображении художественного образа. Ван Дейк добавляет героям своих картин, более утончен вид.

Некоторое время Антонис Ван Дейк работал при дворе английского короля Якова І, который назначил художнику “ежегодный пенсион”, однако парень отказался от предложения оставаться в Лондоне и попутешествовал в Италию – для завершения своего художественного образования. Больше шести лет понадобилось мастеру кисти для изучения итальянского искусства.

Важно

В Генуе, Риме, Венеции, Милане художник писал портреты своих современников. От четырехлетнего путешествия потомкам остался “Итальянский альбом” Ван Дейка. В то же время, с помощью уникальной техники исполнения работ, он доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором главную роль играют осанка и жест человека (“Портрет кардинала Г.

Бентиволе”).

Поселившись с 1624 в Генуе, художник становится популярным портретистом наибольших аристократических семейств города.

Ван Дейк создает блестящие портреты, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины, в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами изображены в полный рост на фоне пурпурных гравирований и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов (“Маркиза Улена Гримальди”, “Паола Адорно, маркиза Бринеле Салли”, “Паола Адорно с сыном”, “Конный портрет Антонио Джулио Бринеле Салли”, “Маркиза Бальбиани”, “Семейство Ломеллини”, “Старый сенатор”). В целом в Италии Ван Дейк написал свыше ста полотен.

У 1627 Ван Дейк возвращается к Антверпену, где занимает должность придворного живописца эрцгерцогини Изабеллы. Это был период наивысшего творческого расцвета художника.

Он продолжает работать в жанре портрета, создает религиозные и мифологические композиции, осуществляет уникальное издание серии гравюр “Иконография Ван Дейка”, которая состоит из ста портретов выдающихся современников того возраста.

В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника, фаворита, любимца судьбы.

 

старшие дети Карла 

В 1632 году по приглашению короля Карла I Ван Дейк едет в Англию и становится “главным живописцем на службе Их величества”, получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Благодаря браку из Мэре Рутвен, молодой фрейлиной королевы, перед Ван Дейком отворяется мир английской аристократии.

В Лондоне Ван Дейк проживал в чрезвычайной роскоши: держал слуг, кареты, коней, музыкантов, певцов и клоунов, которые развлекали его титулованных посетителей, которые приходили позировать для портретов. Кстати, Ван Дейк был настолько популярным, что позировать для его портретов считалось честью.

Совет

Банкир Еберхард Ябах, который был приятелем Ван Дейка и неоднократно служил ему моделью, рассказал, как обычно действовал художник: живописец назначал модели день и время сеанса и никогда не работал больше часа над одним портретом.

Когда время исчерпывалось, он вставал, кланялся, давая модели понять, что на сегодня достаточно и договаривался о дне и времени следующего сеанса, после чего заходил лакей и готовил новую палитру, а Ван Дейк принимал другого заказчика, приглашенного им на этот час. Вот так, с исключительной скоростью он работал над многими портретами.

Годы, проведенные Ван Дейком в Англии, были наполнены огромным трудом. За это время он создал свыше четырехсот полотен, в том числе 35 портретов короля Карла І (“Портрет Карла І верхом”, “Карл І на охоте”, “Карл І в трех ракурсах”), 20 портретов королевы Генриетты-Марии и их детей.

В портретах английских аристократов Ван Дейк стремился воплотить свой идеал духовно утонченной личности, показать не только внешнее преимущество, но и аристократизм духа.

Во время пребывания на должности главного живописца английского короля Антонис Ван Дейк дважды возвращался в Антверпен, рисовал там портреты официальных лиц.

Он получил от антверпенської гильдии звание “почетного декана”, которое раньше принадлежало его учителю Рубенсу, а после смерти Рубенса в 1640 году пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV.

В последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ, циклом обоев для дворца Уайтхол в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего дважды приезжал к Парижу. Однако напряженная работа недодала сил художнику – хрупкий от природы он тяжело заболел, а вскоре, 9 декабря в 1641 г., умер и был похоронен в лондонском соборе Святого Павла.

Невзирая на короткую творческую жизнь, которая длилась всего лишь 20 лет, наследство Антониса Ван Дейка насчитывает свыше 900 полотен, какие уникальные за техникой выполнения и сюжетами и действительно принадлежат к мировой казне изобразительного искусства.

Виллем II и Марии Стюарт

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://repman.livejournal.com/212817.html

Художник недели: Антонис ван Дейк

Только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место. Ван Дейк — один из них

В эти дни в ГМИИ им. А. С.

 Пушкина открыта выставка «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея», на которой экспонируются 10 крупноформатных групповых портретов второй половины XVI — конца XVII века, отражающие все основные стилистические и хронологические стадии развития голландской портретной живописи.

Однако в экспозиции не увидеть ни самого известного произведения этого жанра — «Ночной дозор» Рембрандта, ни работ самого известного голландского (фламандского) портретиста эпохи — сэра Антониса ван Дейка.

Портрет — жанр особенный. При жизни художнику-портретисту легче обрести славу, а вместе с ней — достаток и положение; представителям иных жанров добиться признания куда труднее.

Обратите внимание

Но чем глубже «река времен… топит в пропасти забвенья» имена и дела моделей, тем труднее и портретисту не потеряться в истории искусства, тогда как пейзаж или натюрморт не старятся, а, как хорошее вино, со временем обретают новые качества, пробуждая у новых и новых поколений зрителей интерес к своим авторам. И только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место. Ван Дейк — один из них.

Этот художник за свою недолгую жизнь (он умер в возрасте 42 лет) успел стать одним из самых успешных учеников Рубенса (а в отсутствие Рубенса — главным художником всей Фландрии), пожить в Италии, в Англии поработать для короля Якова I и принца Оранского, стать придворным художником короля Карла I, а также самым популярным светским художником своего времени.

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере).

Известно, что Франс ван Дейк в молодости занимался искусством (гильдия живописцев была одной из самых уважаемых в Антверпене), а к моменту рождения Антониса поддерживал дружеские отношения со многими голландскими мастерами.

Мать будущего художника увлекалась вышивкой и вышивала даже масштабные исторические сцены с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами». Возможно, первые уроки живописи юный Антонис, в самом раннем возрасте проявивший склонность к искусству, получил именно от нее.

Мария Кайперс прожила недолго, и после ее смерти в 1607 году Антонису сначала приглашали учителей на дом, а в 1609 году 10-летнего мальчика отдали в ученики к известному в то время художнику Хендрику ван Балену.

Судя по всему, учеба давалась будущему художнику довольно легко: в 14 лет он уже создал совершенно самостоятельный портрет 70-летнего старика и надписал в уголке возраст портретируемого рядом со своим собственным — видимо, гордясь этим своим достижением. К 1613 году относится и его первый автопортрет.

В 1618 году 19-летний Антонис вступил в Гильдию живописцев св. Луки города Антверпена и уже как самостоятельный художник начал работать в мастерской Питера Пауля Рубенса.

Важно

Между прочим, несмотря на то, что Ван Дейк получил право называться художником лишь в 1618 году, первые работы за его подписью появились еще в 1613–1615 годах — таким образом, можно утверждать, что какое-то время Ван Дейк занимался живописью на заказ и продавал свои работы в обход закона, запрещающего художникам, не вступившим в гильдию, коммерческую деятельность на территории города.

Портреты Ван Дейка этого периода — знатные горожане, их семьи, знакомые художники с женами и детьми — кажутся строгими, удивительно простыми и даже слегка наивными в сравнении с поздними произведениями художника. Для них характерен нейтральный темный фон, строгость и простота композиции, тщательная и реалистичная проработка черт облика моделей и деталей их костюмов.

К 1620 году ван Дейк уже уверенно занимал место первого помощника в мастерской Рубенса, работая над историческими, религиозными и мифологическими сценами.

К этому времени он научился имитировать манеру мастера настолько хорошо, что и по сей день специалисты расходятся во мнениях по поводу авторства некоторых работ, а также фрагментов работ: отличить руку молодого Ван Дейка от кисти зрелого Рубенса иногда невозможно.

Современники даже отмечали, что и самостоятельные картины Ван Дейка ничем не уступали полотнам Рубенса, разве что стоили на заре карьеры молодого художника значительно дешевле. В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты.

Полагая главным в искусстве (и кстати, в своем творчестве тоже) масштабные алтарные полотна, Ван Дейк тогда не считал себя портретистом, хотя именно в этом качестве обрел известность, стал получать самостоятельные заказы и даже совершил первую поездку за пределы своей страны.

Один из крупнейших меценатов и коллекционеров своего времени, Томас Хауэрд, граф Эрендел, пригласил его поработать к себе в Англию.

Сделать это, видимо, было не просто, историкам известно письмо, полученное Хауэрдом в июле 1620 года от своего поверенного и содержащее такую характеристику художника: «Ван Дейк живет у господина Рубенса, и его произведения начинают цениться так же высоко, как и работы его учителя.

Совет

Это юноша двадцати одного года, его родители очень богаты и тоже живут в этом городе, так что его трудно будет склонить к отъезду из этих мест, тем более что он видит успех и богатство Рубенса». Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию.

Поездка вышла на редкость удачной — с конца 1620 до начала 1621 года, когда он вернулся на материк, Ван Дейк успел поработать для Хауэрда, многих представителей английской знати (в том числе герцога Букингемского) и даже для короля Якова I, купившего в свою коллекцию одну из его картин.

После возвращения из Англии Ван Дейк, следуя примеру Рубенса, отправился в Италию и пробыл там 6 лет. За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков.

Сильнее всего его интересовало творчество Тициана — он стремился перенять некоторые его композиционные схемы, научиться так же работать с цветом и передачей различных фактур и текстур ткани, да и вообще всех поверхностей, изображаемых на холсте.

На протяжении всей дальнейшей жизни Ван Дейк преклонялся перед талантом Тициана и даже собрал одну из самых представительных коллекций его картин — ему принадлежало 17 тициановских полотен.

Однако Тициан был не единственным мастером, чьим творчеством интересовался Ван Дейк: в сохранившемся до наших дней альбоме итальянских набросков имеются зарисовки работ Рафаэля, Леонардо да Винчи, Веронезе и некоторых других венецианских и болонских живописцев.

Читайте также:  Путеводитель по лувру. 5 картин, которые стоит увидеть каждому - все о живописи

Стоит сказать, что одним изучением итальянских мастеров пребывание в Италии не ограничивалось.

В 1624 году Ван Дейк, чья слава и положение светского художника после поездки в Англию значительно укрепились, получил приглашение от вице-короля Сицилии Эммануила Филиберта Савойского посетить Палермо.

Обратите внимание

Там он работал над портретом вице-короля (1624), а также выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио (1624–1627) — самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период.

Поездка в Италию, помимо художественных ориентиров, помогла Ван Дейку определить и собственное предназначение в искусстве.

Специалисты указывают, что, покидая Антверпен, он считал себя мастером многофигурных композиций, масштабных жанровых сцен, однако с ростом числа заказов (а в Италии он нашел для себя большую клиентуру, хотя и писал исключительно представителей высшего общества) стало окончательно ясно, что он в первую очередь — портретист.

В 1626–1633 годах он создал одну из самых масштабных своих серий — «Иконографию» — сборник портретов выдающихся современников, выполненных в технике офорта.

Известно, что Ван Дейк лично сделал лишь 16 работ (в 1627 году он был вынужден срочно вернуться из Генуи домой, в Антверпен), остальные делались по его предварительным эскизам.

Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (изначально планировалось 16 портретов), государственные деятели и философы (12 портретов), художники и коллекционеры (52 портрета). В окончательном виде серия была издана только после смерти художника и насчитывала 190 гравюр.

Интересно, что, хотя авторство «Иконографии» неоспоримо принадлежит Ван Дейку, сегодня никто не может утверждать наверняка, к каким именно из этих работ приложил свою руку художник, а какие были выполнены кем-то из последователей Ван Дейка для пополнения серии.

Завершая рассказ о поездке Ван Дейка в Италию, осталось только объяснить, что срочно вернуться в Антверпен его заставило известие о тяжелой болезни сестры.

Однако по возвращении в живых сестру Антонис уже не застал.

Важно

Судя по всему, он тяжело пережил это событие: именно в течение нескольких следующих лет из-под его кисти, помимо портретов, вышло значительное количество работ на религиозную тематику.

В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты).

Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже — ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе.

Чтобы верно передать их, художник, как правило, использует все доступные ему средства: в таких портретах нет ничего случайного или лишнего, имеет значение всё — от позы модели и наклона ее головы до освещения, фона, аксессуаров и предметов интерьера — словом, целая наука.

Ван Дейк же возвел эту науку в ранг высокого искусства — кстати, и в многочисленных автопортретах этого периода тоже.

Слава Ван Дейка как непревзойденного мастера парадного портрета росла; он был буквально завален заказами, а в 1630 году стал придворным живописцем испанской наместницы в Нидерландах инфанты Изабеллы.

Конец 1630 — начало 1631 года Ван Дейк провел в Гааге, где работал над портретами принца Фредерика Оранского и его окружения; весной 1631-го по приглашению английского короля Карла I приехал в Англию в качестве его придворного художника. 5 июля 1631 года Карл I возвел его в рыцарское достоинство — и отныне Антонис ван Дейк стал именоваться сэром Антонисом (по-английски — Энтони) ван Дейком (к слову, на пару лет раньше, чем Рубенс).

Став придворным художником английского короля, Ван Дейк посвятил себя почти исключительно портретам и стремился отобразить в них сложившийся в английском обществе идеал аристократа — духовно-утонченную личность.

Совет

Он пишет заказчиков в элегантных, непринужденных позах (которые, к слову, часто заимствует с картин Тициана), уделяет большое внимание горделивой осанке, облагораживает внешность моделей, часто вне зависимости от того, обладали ли они на самом деле этой рафинированной утонченностью, наделяет их полезными для создания заданного образа аксессуарами. Он писал в основном портреты короля, членов его семьи, детей (к слову, художник одним из первых отошел от традиции писать детей в пропорциях взрослого человека, только размером поменьше), а также некоторых придворных и представителей английской знати, хотя позировать великому Ван Дейку, любимцу короля, стремилось все английское высшее общество.

По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех».

Приятель Ван Дейка, кельнский банкир Эберхард Ябах писал, что часто из-за перегруженности заказами тот работал параллельно над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.

На многих портретах это своеобразное разделение труда видно невооруженным глазом. Между тем славе художника это не мешало: 18 октября 1634  года гильдия св.

Луки города Антверпена признала Ван Дейка лучшим среди фламандских художников, и его имя было внесено заглавными буквами в список членов гильдии.

В 1639 году Антонис женился на фрейлине королевы Мери Рутвен и вошел, таким образом, в круг английской аристократии, которую он и изображал. Зимой 1641 года у четы Ван Дейк родилась дочь.

К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства.

Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра, и т. д.) он сильно заболел и 9 декабря 1641 года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне.

Обратите внимание

За свою недолгую жизнь Ван Дейк написал около 900 полотен — огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет.

Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века. Его творчество служило примером для Томаса Гейнсборо, Джошуа Рейнольдса и других выдающихся портретистов английской школы. Поэтому сегодня специалисты причисляют позднее творчество Ван Дейка к истории английского искусства в той же мере, что и фламандского.

Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях. Его картины попадали в собрания самых известных коллекционеров, а затем — крупнейших музеев.

Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира — от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена.

История рынка его работ насчитывает несколько веков, но и в наше время продолжает удивлять мир результатами.

Так, в декабре 2009 года последний автопортрет Ван Дейка, написанный им в 1640 году, всего за год до смерти, ушел на лондонских торгах аукционного дома Sotheby’s за 8,3 миллиона фунтов (13,6 миллиона долларов), превысив верхний эстимейт более чем в 2 раза и поставив рекорд открытых продаж произведений художника. Этот сенсационный результат остается непревзойденным и по сей день.

Годом позже на том же Sotheby’s работа «Два этюда мужчины с бородой» была продана за 7 250 500 долларов, также выше верхнего эстимейта в 5–7 миллионов долларов. Третий результат Ван Дейка — 2,85 миллиона долларов за «Погрудное изображение апостола Петра» на Sotheby’s в 2002 году.

Формально на 3-м месте в списке самых дорогих работ должна была бы стоять картина «Вздыбившийся жеребец», в 2008 году проданная на Christie’s более чем за 6 миллионов долларов, втрое выше эстимейта. Но с этой работой связана очень интересная история. В январе 2012 года картина была вновь выставлена на торги.

Важно

К всеобщему удивлению, ушла она с результатом в 2,2 миллиона долларов, за 3,5 года утратив 3,85 миллиона долларов от своей прежней цены, и таким образом заняла второе (или первое, смотря в чем считать) место в нашем рейтинге самых неудачных инвестиций.

Что год назад (когда составлялся рейтинг), что сейчас мы склонны думать, что это разовый сбой, причем случившийся не в 2012-м, как могло бы показаться, а именно в 2008-м, на волне всеобщего ажиотажа на арт-рынке, когда был показан не один малопонятный пиковый результат.

Конъюнктура на рынке работ Ван Дейка в целом неплохая: на торги его вещи выставлялись около 350 раз, примерно поровну живопись и тиражная графика; около трех четвертей лотов продается; рынок постепенно растет: по расчетам artprice, 100 долларов, условно инвестированные в его творчество в 1999 году, к сентябрю 2013-го превратились в 133 доллара. Вероятно, в 2008-м покупатель просто сильно увлекся. А при повторной продаже вещь не провалилась, а ушла в пределах эстимейта, как ей и положено.

Интересно, что в наше время не только результаты продаж Ван Дейка становятся сенсациями.

В марте 2011 года в Испании реставраторы подтвердили, что кисти Ван Дейка принадлежит картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанная в 1625 году для испанского герцога Медины-де-лас-Торрес и последние 200 лет хранившаяся в Королевской академии изящных искусств.

Вплоть до последнего времени картина считалась копией. А летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван Дейка, ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», либо последователя художника.

«Портрет девочки с веером», «Этюд головы старика» и «Портрет Оливии Портер» вновь обрели автора благодаря стараниям британского специалиста по живописи Старых Мастеров Филипа Маулда, известного своими открытиями в области атрибуции произведений изобразительного искусства.

К слову, 16 октября на Christie’s с эстимейтом 7–10 тысяч евро выставлялся небольшой (20 х 16) рисунок «Несение креста», выполненный в качестве наброска к алтарному образу для антверпенского собора Святого Петра, над которым художник работал в 1617–1618 годах; купили рисунок за 16 250 евро.

Мария Кузнецова, AI

Источники: bibliotekar.ru; muzei-mira.com; rybens.ru; dpholding.ru; elpais.com; bloomberg.com; artinvestment.ru; artprice.com

Источник: https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20131018_van_dyck.html

Творчество Антониса ван Дейка

Эволюция творчества художника Антониса ван Дейка (1599–1641) предвосхитила и определила путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 столетия в направлении аристократизации и светскости.

Художник исключительного дарования и таланта, Антонис ван Дейк сохранил приверженность фламандскому реализму.

В лучших своих произведениях – в портретах людей разных сословий, социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу – он верно нашел индивидуальное сходство и проник во внутреннюю духовную сущность модели. Типические образы Ван Дейка дают представление о характере целой эпохи в истории Европы.

Ван Дейк поступил в мастерскую Рубенса девятнадцатилетним юношей по окончании обучения у Хендрика ван Балена.

Ранние композиции Антониса ван Дейка на религиозно-мифологические темы исполнены под влиянием Рубенса, от которого он унаследовал большое живописное мастерство, умение воссоздавать формы натуры с типичным для фламандцев ощущением чувственной конкретности и достоверности.

Дальнейшее развитие творчества ван Дейка шло по пути утраты полнокровности Рубенса. Композиции становились более экспрессивными, формы утонченными, манера письма изысканной и деликатной. Художник тяготел к драматическому решению тем и сосредоточивал внимание на психологических аспектах жизни отдельных героев.

Совет

Это определило обращение Антониса ван Дейка к портретной живописи. В ней он создал тип блестящего аристократического портрета, образ утонченного, интеллектуального, благородного человека, порожденного аристократической культурой, рафинированной и хрупкой.

Герои ван Дейка – люди с тонкими чертами лица, с налетом меланхолии, а порою и скрытой грусти, мечтательности. Они изящны, воспитанны, полны спокойной уверенности и чувства независимости и вместе с тем душевно инертны; это не рыцари, а кавалеры, придворные светские люди или люди утонченного интеллекта, привлекающие духовным аристократизмом.

Ван Дейк начал деятельность со строгих портретов фламандских бюргеров («Семейный портрет», между 1618 и 1626 годами, Санкт-Петербург, Эрмитаж), знати, их семейств.

Он писал также художников; позже, работая в Генуе (1621–1627), стал модным портретистом аристократии, создателем официального парадного портрета. Появились сложные композиции с декоративными фонами и мотивами пейзажа и архитектуры.

Удлиненные пропорции, горделивость позы, демонстративность жеста, эффектность ниспадающих складок одежды усиливали импозантность образов.

Знакомство с живописью венецианцев внесло в его палитру насыщенность, богатство оттенков, сдержанную гармоничность. Жест и костюм оттеняли характер портретируемого. Эволюцию стиля можно проследить на следующих портретах.

В «Мужском портрете» (1620-е, Санкт-Петербург, Эрмитаж) психологическая характеристика заостряется мгновенно схваченным поворотом головы, вопросительным горящим взглядом, экспрессивным жестом рук, как бы обращающихся к собеседнику.

Читайте также:  «демон» врубеля. почему это шедевр - все о живописи

В портрете красавицы Марии Луизы де Тассис (между 1627–1632 годами, Вена, галерея Лихтенштейн), лицо которой оживлено лукавым выражением, пышный наряд акцентирует изящество и внутреннюю грацию молодой женщины.

Обратите внимание

Величественная колоннада портретного фона подчеркивает значительность образа Гвидо Бонтивольо (около 1623, Флоренция, галерея Питти), исполненного чувства достоинства. Освещение и насыщенный красньй цвет кардинальской мантии концентрируют внимание на лице и изящных руках с длинными пальцами. Сосредоточенная напряженная мысль отражена в задумчивых, тронутых усталостью и грустью чертах.

Последние десять лет жизни ван Дейк провел в Англии при дворе Карла I, среди кичливой аристократии. Здесь художник писал портреты королевского семейства, лощеных придворных, часто скрывавших за элегантностью облика внутреннюю пустоту. Композиция портретов становилась усложненной, декоративной, красочная гамма – холодной голубовато-серебристой.

К оригинальным по замыслу произведениям английского периода принадлежит парадный портрет Карла I (около 1635, Париж, Лувр) короля-джентльмена, мецената.

Традиционной схеме придворного портрета на фоне колоннад и драпировок фламандский художник противопоставил решение портрета в окружении пейзажа с жанровым мотивом.

Король изображен в охотничьем костюме, в изысканно-непринужденной позе, с задумчивым, обращенным вдаль взором, что придает романтическую окраску его облику. Низкий горизонт усиливает динамику силуэта изящной фигуры.

Интеллектуальная тонкость томного лица подчеркнута контрастным сопоставлением с цветущим, но примитивным обликом юноши-слуги, привязывающего коня. Очарование картины во многом определил коричневато-серебристый колорит. Поэтизация образа не помешала метко охарактеризовать государственного деятеля, надменного и легкомысленного, лишенного силы характера.

Многочисленные заказы в Англии заставляли Ван Дейка прибегать к помощи учеников, использовать при создании портретов манекены, что, конечно, сказалось на качестве его поздних работ.

И тем не менее среди них также были сильные произведения («Портрет Томаса Чалонера», конец 1630-х годов, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

Важно

Разработанные Ван Дейком типы аристократического и интеллектуального портрета оказали влияние на дальнейшее развитие английской и европейской портретной живописи.

Дейк Антонис. Картины →

История зарубежного искусства →

Источник: http://smallbay.ru/article/painting_flanders_dyck.html

Антонис ван Дейк: жизнь и творчество художника

Антонис ван Дейк (22 марта 1599 — 9 декабря 1641) — южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.

Содержание

Биография Антониса ван Дейка

Творчество Дейка

Интересные факты из жизни художника

Картины Антониса ван Дейка

Библиография

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Он был седьмым из двенадцати детей.

В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы.

Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, — портрет 70-летнего старика. С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов».

Творчество Дейка

К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью.

В 1618—1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира.

В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 г. он работал в мастерской Рубенса.

Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант — не сохранился; 2-й — Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок.

1618—1620, 1-й вариант — Мадрид, Прадо; 2-й — Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св.

Мартин и нищие» (1620—1621, 1-й вариант — Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант — Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

Совет

В конце 1620 — начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.

С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I.

В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование.

В Англии он женился на дочери лорда Рутвена.

Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 г. в Лондоне, погребен в Соборе святого Павла в Лондоне.

Интересные факты из жизни художника

Известный фламандский живописец Антонис Ван Дейк должен был написать портрет английской королевы, внешность которой была далека от совершенства.

Проблема заключалась в том, что королева настаивала на правдоподобии изображения, а художник опасался, что чем ближе портрет будет к оригиналу, тем меньше может оказаться гонорар. Когда портрет был закончен и представлен высокопоставленной заказчице, она, внимательно всмотревшись в изображение, поинтересовалась:

— Почему лицо изображено в полном соответствии с моей внешностью, а руки изобразили такими красивыми?

— Ваше величество, – ответил живописец, – я реалист, поэтому лицо изобразил таким, какое оно есть, тем более, что оно не сулит мне никаких наград. Ведь вознаграждение я должен буду получить из Ваших рук, поэтому их я немного приукрасил.

Библиография

  • Лисенков Е. Г. Ван Дейк. — Л., 1926
  • Смольская Н. Ф. Антонис Ван Дейк. — М. — Л., 1963
  • Варшавская М. Я. Ван Дейк. Картины в Эрмитаже. — Л., 1963.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: v-garmonii-s-soboi.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Антонис ван Дейк: картины художника

Антонис ван Дейк – все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Антонис ван Дейк: жизнь и творчество художника

2 (40%) 1 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/van-dejk-antonis.html

Неповторимый стиль Ван Дейка

 Самым выдающимся учеником и последователем Рубенса искусствоведы признают  Антониса Ван Дейка.

Младший современник Рубенса,  крупнейший  фламандский живописец  Антонис Ван Дейк родился в Антверпене  22 марта 1599 г семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка.

  Начал получать   художественное образование с 10-ти лет, и с 1618 года уже имел собственную мастерскую. Тогда же начался его творческий союз с Рубенсом. Однако в мастерской своего прославленного земляка Ван Дейк работает только помощником. Положение второго живописца Фландрии  не удовлетворяло талантливого и честолюбивого юношу.

Дело в том, что Ван Дейк, будучи выходцем из зажиточных слоёв буржуазии, всю жизнь стремился войти в избранные круги аристократического общества, в которое был принят его великий учитель. Но происхождение подкачало. Питер Пауль  Рубенс был сыном крупного юриста – Яна Рубенса, блестяще образованного и, по-видимому, неотразимого мужчины.

В пользу этого предположения говорит то обстоятельство, что у него была любовная связь с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого.

 
А это, прямо скажем, не шуточки, если учесть, что Вильгельм Молчаливый был правителем Голландии. К тому же последствием этой связи оказалась нежелательная беременность Анны Саксонской.

Скандал в благородном семействе! Эта любовная история могла дорого обойтись Яну Рубенсу, он даже попал в тюрьму, но после просьб его жены был выпущен, скорее всего, из-за нежелания скандала. Так что у Питера Пауля Рубенса вполне мог быть сводный брат или сестра из венценосной фамилии.

Кроме того сам художник получил прекрасное образование и на протяжении всей жизни не только был первым художником Фландрии, но и нередко выполнял сложные дипломатические поручения.

Ван Дейк же мог рассчитывать только на свой талант художника. Ни происхождение, ни иные заслуги или обстоятельства не могли помочь ему стать признанным в аристократических кругах.

К тому же в 16-17-х веках профессия художника вовсе не делала человека кем-то избранным, она всего лишь обеспечивала или не обеспечивала ему доход, а, в сущности, считалась ремеслом, а не искусством. Многие живописцы всю свою жизнь оставались неизвестными подмастерьями у своих прославленных современников, как, например, у Рубенса.

Обратите внимание

Так что Ван Дейку было просто необходимо выйти из тени своего великого учителя, и в конце 1620 года он уезжает в Англию, где работает при дворе английского короля Якова I. Здесь, наконец,  его талант портретиста проявляется в полной мере.

В Англии того периода живопись находилась в полном упадке, и появление такого талантливейшего художника как Ван Дейк, оживило аристократическое общество, стремившееся запечатлеть свои высокородные черты на память потомкам.

Таким образом, английская знать и Ван Дейк, можно сказать, нашли друг друга и образовали удачный альянс – художник писал аристократов, аристократы принимали его в своём кругу. Антонис Ван Дейк создал свой неповторимый стиль портретного искусства, завоевавший широкую популярность в высших кругах многих европейских стран.

Заказчиков привлекало не только блестящее мастерство художника , но и его индивидуальный подход в решении аристократического парадного портрета. Самым притягательным в искусстве Ван Дейка было его представление об идеале, которому он следовал во всех своих произведениях. Его портреты как бы приподняты над повседневностью, лишены отпечатка заурядности, внутренне облагорожены. Художник стремиться передать духовную утончённость каждого человека, не впадая в поверхностную идеализацию, он создаёт романтические и изысканные образы, обладающие поэтической привлекательностью

Семья Ван Дейка. Автопортрет

 

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером. 1633

 Рубенс и Ван Дейк. Неизвестный художник.

В 1627 года художник снова работает на родине, в Антверпене. Дело в том, что в этот период Рубенс уезжает в длительную дипломатическую поездку и Ван Дейк фактически становится первым художником Фландрии. Но после возвращения Рубенса в 1632 году снова уезжает в Англию и становится придворным художником Карла 1.

Здесь, наконец – то полностью осуществляются его честолюбивые мечты. Он получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря, становится королевским  художником. Живописец получает солидное жалование, удачно  женится.

Благодаря женитьбе на Мэри Расвен, происходившей из обедневшей, но очень древней фамилии, Ван Дейк становится членом высших кругов чопорной английской аристократии. И вот уже всё это высшее общество добивается чести позировать сыну фламандского торговца тканями.

Это ли не «сбытие мечт»?Художник  остаётся верен своему стремлению облагородить своих аристократов, сделать их ещё более одухотворёнными и утончёнными. Он даже возит с собой слепки идеальных рук, все его модели  на портретах- обладатели этих самых рук – тонких, изящных, с удлинёнными пальцами.

Важно

Такие же изящные, холёные и нежные руки и на автопортретах Ван Дейка. Всю свою жизнь он служит своему внутреннему идеалу красоты. Однако портреты английской знати, которые художник пишет в эти годы, достаточно однотипны. Эффектные костюмы и украшения не могут скрыть невыразительность характеров.

Возможно, это вызвано надменной замкнутостью заказчиков – благородные дамы и господа никого  не желали допускать в мир своих чувств. 

Зато Ван Дейку открылся мир их детей. В Англии художник написал замечательные детские портреты, то забавно важные, то обаятельно непосредственные, эти портреты стали образцом совершенства для художников и предметом восхищения ценителей жанра детского портрета.

Пятеро детей карла 1

 Столь блестяще начатый путь закончился для Ван Дейка драматично. В 1641 году художник отправился в Париж для того, чтобы выполнить декоративные работы в Лувре. Для чего ему это было нужно? Ведь Ван Дейк не был обделён заказами и при английском дворе.

Однако в этот период в Англии назревали политические перемены, и художник искал более спокойное место для работы. Но за свой труд в Лувре Ван Дейк запросил непомерную, по мнению заказчиков, цену, и ему было отказано. Такой удар по самолюбию художника сказался на его здоровье, и  без того подорванном долгой дорогой. В Англию он вернулся тяжело больным.

Карл 1 пообещал поистине царское вознаграждение лекарю, который сумел бы вылечить любимого королевского живописца, но все было тщетно. Ван Дейк умер неделю спустя после рождения дочери, 9 декабря 1641 г. в Лондоне, и был погребен в Соборе святого Павла.

Художнику были устроены пышные похороны, по желанию Карла Первого на могиле Ван Дейка был воздвигнут памятник. Сам король пережил Ван Дейка всего на несколько лет. В 1649 ему отрубили венценосную голову.  Две его дочери, увековеченные художником, умерли  от горя, а королева бежала из Англии.

Да и большинство высокородных заказчиков сэра Антониса Ван Дейка разорились или пали на полях сражений. И в довершение этой драматической истории в разразившемся в 1666 году в Лондоне пожаре сгорел собор Святого Павла, а вместе с ним могила Ван Дейка с его останками,  и памятник, надписанный королем Карлом Первым.

Но память о выдающемся художнике не могли уничтожить ни пожар,  ни время, остались его прекрасные картины, и сэр Антонис Ван Дейк остаётся одних из лучших мировых портретистов. А созданный художником тип идеализированного парадного портрета стал образцом для многих живописцев последующих веков.

Читайте также:  Танцовщицы дега. история спасения одной картины - все о живописи

Источник: http://svetart.by/portretnoe-skhodstvo/nepovtorimyj-stil-van-dejka

Антонис Ван Дейк, Изображений: 202

Седьмой из двенадцати детей богатого торговца шёлком из Бельгии, Антонис ван Дейк начал рисовать в очень раннем возрасте. К девятнадцати годам он стал учителем в Антверпене. Вскоре после этого он обучался у знаменитого фламандского художника Питера Пауля Рубенса.  

Распятый Христос Антонис ван Дейк – Видение Святого Антония Падуанс…Портрет Вильгельма Оранского и его невесты Марии С…Юпитер и АнтиопаАвтопортретВъезд Христа в ИерусалимСамсон и ДалилаАвтопортретПортрет Томаса Киллигрея и лорда Вильяма Крофтса, …Праведник Иосиф ОбручникФрансуа ЛанглуаСвятой Франциск КсаверийПортрет Маргариты ЛотарингскойАнтонис ван Дейк – Карл I, английский король, на о…Портрет Корнелиса ван дер ГестаЛеди Люси ПерсиМоисей и Медный ЗмейСусанна и старцыКоронование терновым венцомДиана Сесиль, графиня ОксфордскаяПитер СтевенсДжеймс Стюарт, герцог РичмондскийПортрет супружеской парыПортрет Девушки в образе Эрминии с Купидоном, 1638#10252Этюд: Мужские головыКарл I в трех ракурсахПортрет Вильгельма Оранского с его невестой Марией…Дорога в сельской местностиСемейный портрет, 1618-20Мария, младенец и СвятыеЛист этюдовСемейный портретДжеймс Стюарт, герцог Леннокский и РичмондскийСэр Эндимион Портер и художникКающийся Апостол ПетрЛукас ван УффеленПортрет мужчины , ок.1620Оплакивание ХристаПортрет художника Мартина ПепейнаМаркиза Елена Гримальди КаттанеоАпостол Фаддей Снятие с крестаПортрет Лукаса ВорстерманаВильгельм Оранский с его невестой Марией СтюартАнна ВэйкКоролева Генриэтта МарияПортрет Энн Карр, графини БедфордскойПортрет Карла II в бытность его Принцем УэльскимСестры УортонКонный портрет Карла I, короля АнглииРинальдо и АрмидаСв. Мартин, разрезающий надвое свой плащОплакивание ХристаАнглийский король Карл I на охотеАвтопортретМолодая женщина с ребенкомАпостол Фаддей Карл I в трех ракурсахГолгофаФредерик Хендрик Нассауский, принц ОранскийАвтопортрет с подсолнухомПортрет Эндимиона ПортераПортрет Марии Луизы де ТассисСв. Мартин, отрезающий половину своего плаща для н…Сусанна и старцыМолодая женщина с ребенкомПортрет Николя ЛаньеПортрет девушки в образе Эрминии с Купидоном, 1638Оплакивание Христа Йохан ОксенстирнаАгостино ПаллавичиниРубенс, горюющий по своей супругеПортрет Эндимиона ПортераФиладельфия и Элизабет ВортонФилип Четвертый лорд ВортонПортрет джентльменаАвтопортретЖена и дочь Колена ДенолеМолодая женщина с ребенкомАвтопортретПортрет Паулины АдорноРаскаяние Святого ПетраМузыкант Николя ЛаньеПортрет английского короля Карла I в трех ракурсахМаргарета СнейдерсМистический брак Праведника Иосифа Обручника с Дев…#10242Конный портрет Карла I, английского короляКоронование терновым венцомПортрет Дианы Сесил, графини Оксфордской, 1638Портрет Филадельфии и Елизаветы ВортонПортрет Филиппа, четвертого лорда Вортона, 1632Оплакивание Христа, 1618-20Раскаяние Св. Петра, 1617-18Портрет Адриана Стивенса, 1629Семейный портрет, 1618-20Антонис ван Дейк – Английские король Карл I и кор…Принц Вильгельм II Оранский и принцесса Генриетта …Генуэзская аристократка с сыномПортрет Марии Люции де ТассисПортрет художника Корнелиса де ВэВидение Св. АнтонияПортрет генуэзского аристократаПортрет жены генуэзского сенатораПортрет Марии Луизы де ТассисКоролева Генриетта Мария с сэром Джеффри ХадсономПортрет Томаса Киллигрея и лорда Вильяма Крофтса, …ПьетаГолова разбойника, 1617-18Портрет Сюзанны Фурмен с дочерью, 1620-21Портрет Франса Снейдерса, ок. 1620Амур и ПсихеяПортрет Филиппа, четвертого лорда Вортона, 1632Портрет скульптора Франсуа ДюкенуаПринц Вильгельм II Оранский и принцесса Генриетта …Конный портрет Карла I, английского короляГенуэзская аристократка с сыномГолова разбойникаПортрет джентльменаПортрет супружеской парыРинальдо и Армида, 1629Жена и дочь Колена ДенолеАвтопортретПортрет Мари-Луизы де ТассиАнглийский король Карл I в трех ракурсахДжеймс Стюарт, герцог Леннокский и Ричмондский, 16…Молодая женщина с ребенкомТретье повторное воспроизведение картины – см. выш…Карл I на конеНиколас ван дер Борхт, антверпенский купецМаркиза Елена ГримальдиПортрет девушки в образе Эрминии, которой аккомпан…Портрет члена семейства БальбиПортрет молодого генералаТомас Киллигрю и лорд Вильям КрофтсПортрет молодого генералаПортрет маркизы Елены Гримальди, супруги маркиза Н…Ринальдо и Армида, 1629Портрет Адриана Стивенса, 1629Портрет Марии Босхертс, жены Адриана Стивенса, 162…Портрет Карла I, короля АнглииПортрет Филадельфии и Елизаветы ВортонСэр Томас Калоунер, 1637Филипп, четвертый лорд УортонСемейный портрет, 1618-20Маргарета Снейдерс, ок. 1620Апостол Фаддей Английские король Карл I и королева Генриетта Мари…Антонис ван Дейк – Распятый Христос Николас ван дер Борхт, антверпенский купецСвятой Георгий и ДраконПортрет Анны Карр, графини БедфордскойПортрет принца Карла IIПортрет молодого генералаПортрет художника Корнелиса Деваэ /?/АвтопортретВидение Святого АнтонияРинальдо и Армида, 1629Портрет Марии Босхертс, жены Адриана Стивенса, 162…Портрет генуэзского сенатораПортрет генуэзской аристократки Портрет Филадельфии и Елизаветы ВортонПортрет королевы Генриетты Марии с карликом Джеффр…Оплакивание Христа, 1618-20Голова разбойникаЛукас ван УффеленСв. Иоанн Креститель в пустынеДжеймс Стюарт, герцог Леннокский и Ричмондский, 16…#10257Портрет Святого отца Жан-Шарля де Лафейля, члена с…#10261#10266Портрет Джеймса Стюарта, герцога Леннокского и Рич…Джеймс Стюарт, герцог Леннокский и Ричмондский, 16…Портрет Лукаса ван Уффелена, 1622Портрет девушки в образе Эрминии с Купидоном, 1638Автопортрет, фрагментАвтопортретПортрет Лукаса ван Уффелена, 1622Портрет молодого генералаГенуэзская аристократка с сыномРаскаяние Св. Петра, 1617-18Портрет Карла I, короля АнглииСэр Томас Калоунер, 1637Филипп, четвертый лорд ВортонГолова разбойникаАпостол Фаддей Портрет Сюзанны Фурмен с дочерью, 1620-21Портрет мужчины , ок.1620Портрет члена семейства БальбиСэр Эндимион Портер и художникПортрет маркизы Елены Гримальди, супруги маркиза Н…Время обрезать крылья любви [Последователь]Кающаяся Магдалина

Рисунки и наброски

Автопортрет#10255АвтопортретПортрет Питера Брейгеля младшегоТициан и его возлюбленнаяЛукас ФорстерманЦерковь Св. Марии в городке Рай, Англия Портрет Джеймса Стюарта, герцога Леннокса и Ричмонда
Женский портрет. ок1618. 105х82. М Лихтенштейн
Женский портрет. 1618. 105х76.

М Лихтенштейн
Портрет генуэзского аристократа
Ван Дейк, Антонис Помпон II де Бельевр
Святой Себастьян
Ван Дейк, Антонис Неизвестное духовное лицо
Портрет Антониса ван Дейка
1641 Лондон)
1641 Лондон)
1641 Лондон)
Святой Франциск у ног того, кто на кресте, 1606-91
Портрет Хенрика ван Либерти (1628-61), композитора и органиста, 1630-1800
Кающаяся Мария Магдалина, 1620-1635
Святое Семейство с Марией Магдалиной, 1620-1700
Антонис ван Дейк, увлечённый своей моделью
Апостол Иуда Фаддей
Благословение Жозефа Германа
Венера в кузнице Вулкана
Маркиз Франсиско де Монсада
Музыкант Никола Ланье (1588-1666)
Оплакивание Христа
Принц Палатинский Карл Людвиг
Принц Палатинский Рупрехт фон дер Пфальц
Распятие
Самсон и Далила
Св Семейство
Автопортрет
Апостол Петр
Явление Христа ученикам
Отдых на пути в Египет
Семейный портрет
Тициан и его возлюбленная
Портрет Иниго Джонса
Портрет Эверхарда Ябаха
Портрет живописца Корнелиса Схюта
Портрет леди Джейн Гудвин
Портрет королевы Генриетты-Марии
Портрет короля Карла I
Портрет Яна Брейгеля
Портрет придворных дам миссис Джордж Керк и неизвестной дамы
Портрет Уильяма Лода
Портрет молодого человека
Портрет молодой женщины с ребенком
Портрет Марка Антуана Люманя
Кающийся св Иероним
Увенчание тернием
Пьета
Взятие под стражу
Св Франциск Ассизский в экстазе
Художник Мартин Рейкарт
Кардинал-инфант Фердинанд Австрийский
Беатриса, графиня Оксфорд
Фредерик Хендрик Нассау, принц Оранский
Амалия ван Сольмс-Браунфельс
Портрет дамы
Граф Генрих де Берг
Мужчина с лютней
Мужской портрет
Сэр Эндимион Портер и Антонис ван Дейк
Музыкант Джеронимо Либерти
Голова старика
Диана и нимфы, увиденные сатиром
Полисена Спинола, маркиза де Леганес
Святая Розалия
Мария Ратвен, жена ван Дейка
Дон Франсиско де Монкада, маркиз де Айтона
Мистическое бракосочетание святой Екатерины
Св Иоанн и Иисус с ягненком
Медный змей
Пьета
Голова старика
Инфанта Изабелла Клара Евгения
Двойной портрет принца Карла Людовика, курфюрста, и принца Руперта
Портрет детей короля Англии Карла I
Портрет Гийома Ришардо с сыном
Портрет маркизы Джеронимы Спинола-Дориа из Генуи
Портрет знатной дамы с сыном
Венера в кузнице Вулкана
Портрет аристократа с сыном
Конный портрет Франсиско де Монсада
Мадонна с младенцем и донаторы
Портрет Карла I на охоте
Распятие с Марией Магдалиной и святым Иоанном
Ринальдо и Армида
Портрет Николаса Рококса
Портрет Вирджинио Чезарини
Портрет Генри Денверса, графа Денби, в костюме кавалера ордена Подвязки
Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон
Портрет Лукаса Ворстермана Старшего
Портрет сэра Томаса Чалонера
Портрет сэра Томаса Уортона
Портрет Питера Стевенса (ок1590-1668)
Портрет Анны Вейк (1605- до 1669)
Портрет Квинтейна Симонса (1592
Иоганн III (1583-1638), граф Нассау-Зигенский
Кающаяся грешница
Апостол со сложенными в молитве руками
Маркиза Джеронима Спинола
Портрет генуэзской аристократки
Семейный портрет (1620)
Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея.
Джеймс Стюарт, герцог Аеннокский и Ричмондский.
Предполагаемый портрет маркизы Джеронимы Спинола-Дориа из Генуи.
Мария с младенцем Христом и с донаторами.
Карл I, король Англии, на охоте.
Роберт Рич, второй граф Варвик
Автопортрет
Милосердие
Пьяный Силен, сопровождаемый Сатиром
Конный портрет Карла I
Леди Элизабет Тимбелби с сестрой
Лорд Джон Стюарт с братом, лордом Бернардом Стюартом
Портрет женщины с ребенком
Женский портрет
Портрет Корнелиса ван дер Геста
Портрет Джорджа Гейджа с двумя слугами
Портрет Джованни Баттисты Каттанео
Ринальдо, покоренный любовью к Армиде
Святой Амвросий останавливает императора Феодосия у входа в миланский собор
Детьи из семьи Бальби
Уильям Филдинг, первый граф Денби
Портрет Франсуа Ланглуа
Портрет аббата Скалья
Аббат Скалья, поклоняющийся Мадонне с Младенцем
Принц Карл Людвиг, граф Палатинский
Принц Руперт, граф Палатинский
Женский портрет
Портрет двух молодых англичан
Конь Ахиллеса
Конный портрет императора Карла V
Портрет Мери Хилл, леди Киллигрю
Портрет сэра Уильяма Киллигрю
Маркиза Елена Гримальди Каттанео
Маркиза Бальби
Филипп, лорд Уортон
Изабелла Брант
Дева Мария
Филиппо Каттанео
Королева Генриетта Мария с сэром Джеффри Хадсоном
Дама с веером
Кэтрин Говард, дама д’Обиньи
Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы
Джеймс Стюарт (1612-1655), герцог Ричмонда и Леннокса
Лукас ван Уффель (умер в 1637 г.)
Портрет маркизы Дураццо
Роберт Рич (1587-1658), второй граф Ворвика
Набросок головы молодой женщины
Голова старика с белой бородой. Эскиз
Богоматерь с младенцем
Мадонна и младенец со святой Екатериной Александрийской
Мужской портрет. 1618. 106х74. М Лихтенштейн
Портрет мужчины с медальоном. 120х101. М Лихтенштейн
Портрет пожилого мужчины. ок1618. 107х74. М Лихтенштейн
Св Иероним. 1615-16. 158х131. М Лихтенштейн
Мужской портрет. 1630-32. 105х81. М Лихтенштейн
Мужской портрет. 74х56. М Лихтенштейн
Портрет Антонио де Тассис. 1634. 126х89. М Лихтенштейн
Портрет Джеймса, 3-го маркиза Хэмильтона. 1640. 219х129. М Лихтенштейн
Портрет Иоганна VIII, графа Нассау-Зиген. 1617. 204х122. М Лихтенштейн
Портрет Каспара де Крайера. 76х60. М Лихтенштейн
Портрет Марии Луизы де Тассис. ок1630. 128х92. М Лихтенштейн
Портрет Энгельберта Тэя, барона Веммеля. 65х54. М Лихтенштейн
Портрет генуэзского дворянина. 1624. 131х101. М Лихтенштейн

Седьмой из двенадцати детей богатого торговца шёлком из Бельгии, Антонис ван Дейк начал рисовать в очень раннем возрасте. К девятнадцати годам он стал учителем в Антверпене. Вскоре после этого он обучался у знаменитого фламандского художника Питера Пауля Рубенса.

В свои двадцать с небольшим лет Ван Дейк отправился в Италию, где изучал картины Тициана и Паоло Веронезе и работал портретистом выполняя заказы итальянского дворянства.

Он стал настолько известным, что король Англии Карл I вызвал его в Лондон, чтобы сделать его своим эксклюзивным придворным художником, и, в конце концов, дал ему рыцарское звание.

Совет

Современники восхищались многочисленными портретами Короля Карла I и его семьи кисти Ван Дейка . Понимая, что политическое и финансовое состояние Карла находилось в упадке, ван Дейк уехал из Англии в Антверпен и Париж.

Год спустя, после нескольких неудачных проектов за границей, он вернулся в Лондон со слабым здоровьем и вскоре после этого умер. Ван Дейк похоронен в соборе Святого Павла, где находятся могилы только выдающихся британских подданных.

Первая сохранившаяся работа Ван Дейка «Портрет мужчины» датируется 1613 годом. В фигуральных композициях первых восьми лет своей карьеры он явно подражал мелодраматическому стилю Рубенса, но вместо того, чтобы использовать технику Рубенса в виде эмалевых глазурей, он писал прямо и с довольно грубой текстурой.

Его цветовая гамма темнее и теплее, чем у его наставника; его огни и тени более резкие; фигуры – более угловаты в своих жестах и ​​менее гармоничны.

Он преувеличивал эмоции своих персонажей: от яростного фанатизма или лихорадочного экстаза святых и жестокости палачей до сладострастных улыбок сатиров и пьяного оцепенения Силена, спутника бога вина, Диониса.

Хотя отношения между Рубенсом и Ван Дейком стали напряженными после 1630 года, Рубенс не пытался мешать карьере молодого соперника. Вероятно, он помог ему с рекомендациями во время его первой поездки в Англию (с ноября 1620 по февраль 1621 года), где поклонник Рубенса, граф Арундел, также помогал ван Дейку.

В 1634 году Антверпенская гильдия художников назначила Антониса Ван Дейка «почётным деканом» – титул, которого ранее был удостоен только Рубенс.

Устойчивая слава ван Дейка покоится на его портретах. Независимо от того, писал ли он патрициев, художников Антверпена, дворян Генуи или придворных Карла I, ван Дейку удавалось идеализировать свои модели, не жертвуя при этом их индивидуальностью.

Обратите внимание

Он принял технику портрета, сформулированную ранее такими мастерами, как Ганс Гольбейн, Антонио Моро, Тициан и Рубенс, но изобрёл бесчисленные новые вариации, никогда не упуская из виду фундаментальную необходимость сохранения безупречной формальности, какой бы точной ни была схожесть. Его репутация всегда была на высоте.

И хотя ранее произведения его последнего периода вызывали наибольшее восхищение, в 20-м веке его раннему творчеству и работам генуэзского периода отдавалось предпочтению за их свежесть и непосредственность.

Интерес учёных и коллекционеров всё больше обращался к заброшенным ранее работам, таким как масляные зарисовки, многочисленные рисунки и акварели, включая некоторые из его чувствительных пейзажей.

Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1754571569/

Ссылка на основную публикацию