Над вечным покоем. философия левитана – все о живописи

Левитан. Художник, который не выносил свет

Общеизвестно: художник Исаак Левитан по праву признан гениальным пейзажным лириком. Но знаем ли мы о нем что-то кроме этого? Чем жила его душа, что прозревала она за красотой русской природы, чем вдохновлялась и чем соблазнялась? Знать это нужно нам не для того, чтобы прославить или осудить, но чтобы глубже понимать его творчество.

Молитва немой души

Более 1000 картин оставил нам Исаак Левитан. Это очень ровный художник, почти каждая его работа может по праву считаться шедевром.

Но лишь об одной картине он написал в письме к Третьякову: «моих вещей у Вас достаточно, – но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием». Речь идет о картине «Над вечным покоем».

Эту работу особо выделял и Лев Николаевич Толстой. Он назвал ее по-своему – «молитвой немой души». Похоже, писатель с гениальной проницательностью понял Левитана тоньше, чем тот сам понимал себя.

Обратите внимание

Левитан не был воцерковленным человеком, хотя православную службу очень любил. У писателя Сергея Дурылина, в его воспоминаниях «В своём углу», есть следующие строки: «Левитан часто заходил в церковь к всенощной.

Его поражало и пленяло своей красотой православное богослужение. Он находил бездну поэзии в вечернем сумраке малого и тесного храма, в огнях лампад, в тихом пении, в тонких струйках ладана, разносящихся по полупустой церкви, затихнувшей в полумраке».Левитан любил слушать Евангелие и Псалтирь.

После работы иногда просил свою спутницу Кувшинникову читать ему по несколько страниц. Хотя Православие не принимал. «И умно делал, – отмечал Сергей Дурылин, известный педагог и богослов. – Для того, чтобы принять его, мало любить церковки, любить красоту и поэзию церковной службы, – нужно еще и многое другое…

»Трудно подобрать мировоззренческий статус, к которому можно было бы причислить Левитана.

«Я никогда еще не любил так природу, – писал художник, – никогда еще так сильно не чувствовал это божественное нечто разлитое во всем».

  Понимать такое отношение просто как возвышенное чувство природы или здесь соблазн пантеизма? А, может быть, художник чувствует присутствие Творца в творении?

Тихая обитель. 1890

Ответ в самом духе левитановской живописи. Есть в его пейзажах то особое чувство, которое философ Иван Ильин называл христианским «мироприятием и мироблагословением». Пожалуй, именно в этом суть творчества Левитана.

Он в своих работах не переворачивает мир вверх ногами, не создает фантасмагорий, не искажает формы, пропорции, цвет, ритм. Иными словами, не заслоняет своим творческим «я» изначальную гармонию творения.

Он принимает и славит красоту божественного мира – здесь именно «мироприятие и мироблагословение».

При этом общеизвестно, что Левитан сочинял свои пейзажи. Он рисовал этюды с натуры, а в мастерской уже дорабатывал тему, меняя композицию, освещение, цвет. Если чувствовал, что ему не хватало чего-то в натуре, дополнял наблюдениями из других мест, меняя на полотне реальный пейзаж, насыщая его своими чувствами.

Важно

В этих сочиненных пейзажах – отточенность композиции и поразительная непреднамеренность и свобода. Удивляет, как Левитан, дамский угодник и страстный охотник, мог так чувствовать одухотворенность природы, отражение в ней чего-то неземного.

Мы затихаем от атмосферы особой тихости его пейзажей. Словно внезапно, после грохочущего, сумасшедшего ритма вступает человек в тишину. Это не просто физическая тишина. Неслучайно люди по несколько раз возвращались на выставку, где была представлена картина Левитана «Тихая обитель».

Сохранились свидетельства, что посетители благодарили за «блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие, которое вызывал этот тихий уголок земли русской, изолированный от всего мира и всех лицемерных наших дел».

Имя художника было тогда «на устах всей интеллигентной Москвы».

Картина «Тихая обитель» принесла Левитану славу.

На дне отчаяния

«Вечер. Золотой Плес», «Вечерний звон» – в этих картинах вновь мотив и настроение, созвучные «Тихой обители»: закат на Волге, среди леса укрылся монастырь, освещенный золотистыми лучами солнца. То же отрадное чувство примирения со всем, света, внутренней тишины.

В картинах Левитана «Березовая роща», «Март», «Свежий ветер. Волга» совсем другой лирический строй, но то же чувство прославления, принятия сотворенного мира.Ликующий, ослепляющий свет! Великолепие этих солнечных дней! Кажется, душа художника вовлекается в свет Творца.

Однако куда чаще мажорного лада звучит в картинах художника отголосок «нежной и грустно жалобной свирели» или протяжная народная песня.

И являются эти левитановские деревеньки – затерянные, жалкие; являются тихие заводи и перелески. Все затянуто грустной дымкой.

В чем эта грусть? Зачем она?

Весна. Большая вода. 1897

«Видно, агасферовское проклятие тяготеет и надо мною, но так и должно быть – я тоже семит», – пишет он Чехову. Левитан родился в бедной семье, в Литве, в местечке Кибартай. Черные синагоги, скудность, чахоточные ремесленники, на тесных улицах сушится тряпье – душа впитала эти зарисовки детства.

Однако, в отличие от Шагала, который, по сути, стал «гением местечка» и всю жизнь рисовал провинциальный Витебск, Левитан в живописи не возвращался к впечатлениям детства.

Его тоска глубже и корнями уходит в то самое «агасферовское проклятие», которое не случайно упоминает сам художник.

Агасфер, Вечный жид – персонаж христианской легенды позднего западноевропейского Средневековья. В ней говорится, что во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу Агасфер отказал ему в кратком отдыхе и безжалостно велел идти дальше.

За это он был наказан – ему самому отказано в покое, он обречён из века в век безостановочно скитаться, дожидаясь второго пришествия Христа, который сможет отменить его наказание. В легенде об Агасфере в какой-то мере отразилось и отношение средневековых христиан к евреям.

В евреях видели людей, обреченных на скитания, не имеющих родины, в них видели людей, которые распяли Христа и осквернили «завет с Богом».

Портрет художника И. И. Левитана. В. А. Серов. 1893

В случае Левитана «агасферовское проклятие» – это образ духовной бесприютности самого художника. С одной стороны, он лишен религиозности ортодоксальных иудеев, с другой – при всей гениальной чуткости к русскости, к красоте русской природы – он остается вне Православия.
Эта религиозная неустроенность всегда отражалась в метаниях художника.

Левитан совсем не умел справляться с приступами какой-то предельной меланхолии, которая обессиливала его. Душа погружалась на дно отчаяния – серая вода и серые люди, серая жизнь, не нужно ничего.

Часто в письмах Левитана к Чехову звучит этот стон: «Вновь я захандрил и захандрил без меры и грани, захандрил до одури, до ужаса», «Господи, когда же не будет у меня разлада, когда я стану жить в ладу с самим с собой. Это кажется никогда не будет, вот в чем мое проклятье».

Душа в немощи ищет целостности и пока не находит, захлестывают страсти, хандра.

В молодости в приступе такой хандры Левитан совершил попытку самоубийства. Слава Богу, рана от пули оказалась не смертельной. Тогда Чехов увез его к себе на дачу на реке Истре.

Левитан отходил душой среди многолюдного, веселого чеховского семейства.

Художник плачет

Спустя много лет уже зрелый Левитан запутался в человеческих отношениях. Он сильно увлекся Анной Николаевной Турчаниновой, женой питерского сенатора Ивана Турчанинова. В то же время старшая дочь Анны Николаевны, двадцатилетняя Варя, полюбила Левитана. Полюбила как-то ошалело, безудержно.

Соперничество между матерью и дочерью очень тяжело переживал виновник этой драмы. И вновь упадочные настроения и попытка разрешить все с помощью выстрела. Вновь письмо – мольба к Чехову: «Ради Бога, если только возможно, приезжай ко мне хоть на несколько дней. Мне ужасно тяжело, как никогда».

Лунная ночь. 1897

Были эти метельные страсти, немного салонные романы, но Левитан так никогда и не женился.«Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может, потому, что даже лучшие из них – собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу.

Совет

Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное – суета сует…»Только в работе он очищается от этой «суеты сует», от темных страстей, от черной тоски. Душа в своей неизбывной раздвоенности между высшим и низшим поднимается ввысь.

В его пейзажах есть печаль, но в большинстве картин это не горько-безотрадное чувство, а печаль высокая, тонкая, светлая печаль. И здесь великая тайна общения Бога и человеческой души – в прикосновении к красоте Божественного мира душа «просветляется».

Художник Коровин, приятель Левитана, вспоминает совместные походы на этюды: «Мы остановились. Посинели снега, и последние лучи солнца в темном лесу были таинственны. Была печаль в вечернем свете.- Что с вами? – спросил я Левитана.Он плакал и грязной тряпочкой вытирал у носа бегущие слезы.

– Я не могу, – как это хорошо! Не смотрите на меня, Костя. Я не могу, не могу. Как это хорошо! Это – как музыка. Но какая грусть в лучах, в последних лучах».

Вечер на Волге. 1887-1888

Не есть ли прекрасное, как говорил Данилевский, духовное начало в материи? У Левитана это чувство сокровенной красоты мира реально настолько, что настигает иногда слезами. Это слезы о высшем, о чистоте, о глубокой тайне мироздания, которую так сильно чувствовал сам художник:«Как странно все это и страшно, и как хорошо небо, и никто не смотрит.

Какая тайна мира – земля и небо. Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут и смерть».

Есть эта тайна и печаль в неподвижной дреме бескрайней Волги в картине «Вечер на Волге», и в преддверии ночной мглы в пейзаже « Последние лучи солнца. Осиновый лес», и в лунном свете в картине «Сумерки. Стога».

Левитан утверждал, что только в России может быть настоящий пейзаж. Этот особый печальный русский колорит есть и в картинах «Весна. Большая вода», «Деревня», «Ветхий дворик», «Половодье»: эти оголенные беззащитные березки на фоне нежно-голубого неба; бедные избы под соломенной крышей – здесь все пронизано сердечной тихой печалью, щемящим чувством земного сиротства.

Но над всем этим словно слышится христианский вздох об утешении.

Две высылки

В 19 лет Левитана первый раз выселили из Москвы. Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в столице. В то время Левитан – еще никому не известный студент Московского училища живописи ваяния и зодчества, рано осиротевший, живший по чужим углам в страшной нужде.

Это о тех годах вспоминает Коровин:«Ложась спать, Левитан не снял синюю суконную курточку, застегнутую до горла. Я видел, что у него не было рубашки. Я снял шерстяную блузу, и мне было неловко, что у меня есть рубашка».Тогда  Левитану пришлось уехать в подмосковную деревню Салтыковку.

К счастью, благодаря ходатайству из училища, вскоре ему удалось вернуться.

А спустя 12 лет все повторилось. 1891 год – еще один указ о выселении евреев.

Левитан, в ту пору признанный художник всероссийской славы, вынужден был скрываться во Владимирской губернии, пока друзья не добились отмены высылки.

Дыхание «ничего»

Как писал Александр Ростиславов, «как бы в насмешку над национализмом, именно бедному еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты».Александр Бенуа замечал, что «лишь с появлением картин Левитана» он поверил в красоту, а не в «”красоты” русской природы».

Свой художественный дар Левитан действительно отдал русской природе. Он был абсолютно самодостаточным пейзажистом, почти не обращался к другим жанрам. Его портреты – незначительная часть его наследия, можно сказать, «художественная периферия». Однако как пейзажист Левитан не останавливается на уровне лирика.

Через пейзаж художник говорит и о жизни, и о смерти.

Левитан боялся смерти. Хотя, по словам Чехова, он «не верил ни во что тамошнее». Следовательно, волновался он не о посмертной участи души. Для него страшнее, в своей прямой обнаженности, было осознание смерти как предельного конца.

Там, дальше, нет ничего.

Вот строки из его письма к Чехову: «Века, смысл этого слова ведь просто трагичен; века – это есть нечто, в котором потонули миллиарды людей, и потонут еще, и еще, и без конца; какой ужас, какое горе! Мысль эта старая, и болезнь эта старая, но, тем не менее, у меня трещит череп от нее! Тщетность, ненужность всего очевидна».

Над вечным покоем. 1894

Обратите внимание

Из этих настроений и мыслей вызревает, пожалуй, самое значительное полотно художника – «Над вечным покоем». Эту картину Левитан написал под Вышним Волочком, близ озера Удомля.

Перед зрителем открывается грандиозная панорама: громадное застывшее озеро, над ним вздыбленное небо – небесный бой; деревянная, потемневшая от времени церковь на краю утеса; могильные кресты заброшенного кладбища. Безлюдный, давящий пейзаж. Колорит картины – холодный и темный; небольшие светлые вкрапления лишь усиливают общую мрачность.

Композиция в картине выстроена так, что есть ощущение движения. Остроконечный утес, кажется, плывет по глади озера, но небольшой островок земли прерывает это движение. Так же, как крест церквушки тянется ввысь, но низкая тяжелая туча задавливает этот порыв. Таким образом, создается гнетущее ощущение безвыходности, замкнутости.

Читайте также:  Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров - все о живописи

Легко представить врубелевского демона, парящего над этой пустынной бесприютной землей. Во время работы Левитан просит, чтобы для него играли Героическую симфонию Бетховена с ее траурным маршем.Стиль художника становится лаконичным, монументальным. Отсекается все лишнее, незначительное. «Каждый сучок» уже не просится на полотно.

Ушла импрессионистская легкость «Березовой рощи», в прошлом – «литературность» его ранних работ. Левитан как художник восходит к новому уровню: от лирики, от настроения – к философскому обобщению.Покосившиеся могильные кресты – единственное напоминание о человеке в картине, о страшной бессмыслице, «тщетности, ненужности всего».

Беспрерывная темная полоса туч захватила всю ширину горизонта. Некоторые видят в этом пейзаже образ «бренности и ничтожества человеческой муравьиной суеты». Но тогда Левитан был бы просто сумрачный тоскливый лирик. В картине задан совсем иной масштаб.

Художник создает эпически величавый образ – здесь оправданный экзистенциальный ужас человека перед неизбежностью смерти. Природа в картине, безмолвная и безмерная – единственный равнодушный свидетель этого ужаса.

В чем же спасение, или Левитан призывает нас просто достойно склониться перед неизбежным?Уже в цветовом решении картины художник указывает выход: светлая тропинка среди темно-зеленой травы ведет к храму. Над храмом светлеет небо, расходятся тучи, словно просвечивает на­дежда. На фоне темных холодных тонов – теплый колорит церкви с ее огоньком в окне.

Этот крошечный желто-оранжевый огонек – самая теплая, живая точка в картине.Горишь, горишь, как добрая душаГоришь во мгле и нет тебе покоя.Один живой в бескрайнем мертвом поле. (Николай Рубцов. «Русский огонек»)Этот «один живой» источник света в картине меняет ее строй. Трагедия смерти не исчезает, но делается иной.

Важно

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин 1:5). Так душа человека тянется к свету Творца и с этим светом побеждает темноту, дух ненависти, побеждает ужас перед торжеством смерти.Да, Левитан не принимал догматы ни одной религии.

Но в этой картине срабатывает интуиция гениального художника, который в своем творчестве становится выше своей эмпирической личности. Здесь художник существует на своей предельной глубине: «в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием». Это действительно «молитва немой души», которая не словами, а кистью и красками слагает мольбу о надежде и спасении.

За год до смерти, в 1899 году, Левитан пишет картину «Лунная ночь». На полотне – деревья на склоне холма, одна березка стоит в стороне на самом краю обрыва, словно заглядывая в пропасть: что там, в этой бездонной глубине? Левитан в ту пору был уже серьезно болен, у него было больное сердце. Он сам, словно заглядывая в пропасть, пытался найти ответ на этот вопрос: что там… за этим земным пределом?

Сумерки. Стога. 1899

Он умирал у себя дома, в своей прекрасной мастерской на Покровском бульваре. Мастерскую предоставил ему Савва Морозов еще в 1891 году. Художник Коровин описывает последние часы его жизни:«Левитан умирал.- Закройте же окна! – просил он.- Солнце светит, – отвечали ему, – зачем закрывать окна?!- Закройте! И солнце – обман!..

Это были его последние слова».

СВЕТ

Снова вспомним слова Дурылина: «Чтобы стать христианином, недостаточно просто любить поэзию и красоту церковной службы». Видимо, недостаточно и просто восхищаться красотой мира и прозревать его тайны.

В живописи Левитана были несомненные прорывы, прозрения в это «божественное нечто, разлитое во всем».Но… Крошечный свет в окне древней церквушки в картине «Над вечным покоем» – вспыхнул ли этот свет в душе самого художника?

Ответа мы не знаем.

Знаем только, что без этого света – и «солнце – обман!».

* * *

После кончины на груди Левитана увидели православный крест, который он, оказывается, давно носил.
Благодарим издательство «Белый город» за предоставленные иллюстрации

ВОЛОШИНА Инна, искусствовед

http://foma.ru/levitan-hudozhnik-kotoryiy-ne-vyinosil-svet.html

Источник: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/noyabr/28/levitan_hudozhnik_kotoryj_ne_vynosil_svet/

Исаак Левитан. Над вечным покоем. Описание картины. Шедевры русской живописи

«Над вечным покоем» – это третья среди картин своеобразной драматической трилогии, созданной Левитаном в первой половине 1890-х годов. — (наряду с картинами “У омута” и “Владимиркой”).

Впервые в картине мастера помимо поэтической красоты вечной природы чувствуется философское отношение к бренности человеческого бытия. Под клубящимися свинцово-лиловыми тучами на крутом и пустынном берегу огромного, простирающегося до самого горизонта озера стоит ветхая деревянная церковь.

Позади нее укрывают унылый погост сгибающиеся под резкими порывами ветра немногочисленные деревья. А вокруг – ни души, и только тусклый свет в окне церквушки дает призрачную надежду на спасение.
Не случайно художник выбрал подобный ракурс отображения образа.

Картина полна чувства глубокой тоски, бессилия и одиночества, но очень выразительна точка зрения автора, которая направляет зрителя ввысь, навстречу холодным воздушным потокам.

«Над вечным покоем» – одна из самых значительных работ Левитана, о которой сам он писал в письме к Павлу Третьякову: “В ней – я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием…” Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из “Героической симфонии” Бетховена.

Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал “реквиемом самому себе”.

Сергей Есенин. Слезы 1914.
Слезы… опять эти горькие слезы,
Безотрадная грусть и печаль;
Снова мрак… и разбитые грезы
Унеслись в бесконечную даль.

Что же дальше? Опять эти муки?
Нет, довольно… Пора отдохнуть
И забыть эти грустные звуки,
Уж и так истомилася грудь.
Кто поет там под сенью березы?
Звуки будто знакомые мне –
Это слезы опять… Это слезы
И тоска по родной стороне.
Но ведь я же на родине милой,
А в слезах истомил свою грудь.
Эх… лишь, видно, в холодной могиле
Я забыться могу и заснуть.

«Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить… большое чувство и поэзию в искусстве…

Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными, – это не искусство. Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух – тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте – как в речи.

Я сделал из этих новых для меня впечатлений надлежащие выводы для моей собственной работы в театре» (Ф.И. Шаляпин).

…Картины Левитана вызывали такую
же боль, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом детстве.

Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда
печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном
небе, тощих полях, кособоких избах. “Россия. нищая Россия, мне избы черные твои, твои мне песни ветровые, как слезы
первые любви”.

Из рода в род человек смотрел на природу мутными от голода глазами. Она
казалась ему такой же горькой, как его судьба, как краюха черного мокрого
хлеба. Голодному даже блистающее небо тропиков покажется неприветливым.

Так вырабатывался устойчивый яд уныния. Он глушил все, лишал краски их
света, игры, нарядности. Мягкая разнообразная природа России сотни лет была
оклеветана, считалась слезливой и хмурой.

Художники и писатели лгали на нее,
не сознавая этого.

Левитан был выходцем из гетто, лишенного прав и будущего, выходцем из
Западного края – страны местечек, чахоточных ремесленников, черных синагог,
тесноты и скудности…

Совет

Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют
глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше
вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов,
знакомых рек и проселков…

Левитан увидел
прелесть дождей и создал свои знаменитые “дождливые работы”: “После дождя” и
“Над вечным покоем”…

В картине “Над вечным покоем” поэзия ненастного дня выражена с еще
большей силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской
губернии.

С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит
среди этих берез сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки,
потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи,
напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают
просторы.

Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой
неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что
ощущается как величие.


Константин Паустовский. «Исаак Левитан».


lib.ru

Источник: http://www.tanais.info/art/levitan97more.html

Левитан.Над вечным покоем. | Волшебная сила искусства

Давно привлекала внимание  знаковая философская картина Исаака Левитана”Над вечным покоем”.

          В письме к П. М. Третьякову 18 мая 1894 года художник писал о своей картине: «Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе.

И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием…».

Обратите внимание

          Известно, что эту работу художник писал, слушая музыку. Торжественные и печальные звуки траурного марша Бетховена вдохновляли автора и заставляли его создавать мрачную и почти трагическую атмосферу этой работы.Один из друзей художника назвал “реквиемом самому себе”. 

               Левитан начал работу над картиной летом 1893 года на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. Церковь на картине написана с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца». Эскиз полотна «Над вечным покоем» под названием «Перед грозой» также хранится в Государственной Третьяковской галерее. 

Левитан.Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца. 1888   

И. Левитан. Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге. 1888 г.   

Церковь Воскресения Христова, которую мы видим сейчас, была привезена  в Плёс 1982 г. из села Билюково, Ильинского района Ивановской области.  

Левитан. Перед грозой.

Исаак Левитан Над вечным покоем.1894г.

     Беспомощность, хрупкость и беззащитность – вот главные чувства, которые испытывает всякий зритель перед этой работой великого художника.

         В картине «Над вечным покоем» тяжело нависают над землёй свинцовые облака. Широкое озеро, открывающееся за утёсом, выглядит мрачно и сурово. Левитан писал, что чувствует себя «одиноким с глаза на глаз с громадным водным пространством, которое просто убить может…».

           На маленьком утесе церквушка, рядом забытое кладбище, погост, последнее пристанище… Хрупкие деревья сгибаются под сильным ветром, тонкая, прерывистая тропинка, ведущая в церковь – символ забвения, заброшенности, истертости.

               Мощью дышит окружающая утес стихия. Кажется, что еще одно мгновение и исчезнет погост, развеется по свету церквушка… Разрушения кажутся неизбежными.

Зритель слышит завывание ветра, чувствует пронизывающий холод, сырость, слышит раскаты далекого грома.

                        Вдали виднеется пустынный остров, который стремительно “уплывает” от утеса. Создается впечатление, что остров уносит с собой души умерших, чтобы вечность поглотила остаток человеческого духа, сами воспоминания об ушедших людях.

                       Жизнь человеческая ничтожна, быстротечна и бессмысленна… Огромное пространство, охваченное взглядом художника давит на зрителя. Острое чувство одиночества и беззащитности испытывает зритель перед этим вечным покоем, о котором страшатся даже думать люди.

Важно

                Вечный вопрос – что там, за порогом вечности, мучает автора, но ответа он не находит, предоставляя этот поиск зрителю.

            Удивительным образом всей мощи стихии противостоит маленький купол церквушки. Он направлен строго вверх, а его цвет, сливающийся с металлическими тонами неба, создает ощущение неколебимости и прочности. 

                       Картина увидела свет в момент наибольшего расцвета таланта художника. Именно поэтому его идея, философская глубина, отточенное мастерство, с которым написано это полотно, так поразили современников и поражают потомков. Содержание этой картины будет актуальным для всех поколений.

                   А по своей сути она является его духовным завещанием, его творческой программой и наиболее законченным философским отношением художника к миру и людям. Работой восхищались русские поэты и музыканты. Она послужила толчком для создания множества музыкальных , поэтических и литературных произведений.

Читайте также:  Картины ван гога. 5 шедевров гениального мастера - все о живописи

НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ

Рукой раздвинув темные кусты, Я не нашел и запаха малины, Но я нашел могильные кресты, Когда ушел в малинник за овины… Там фантастично тихо в темноте, Там одиноко, боязно и сыро, Там и ромашки будто бы не те – Как существа уже иного мира. И так в тумане омутной воды Стояло тихо кладбище глухое, Таким все было смертным и святым, Что до конца не будет мне покоя.

 И эту грусть, и святость прежних лет Я так любил во мгле родного края, Что я хотел упасть и умереть И обнимать ромашки, умирая…

 Пускай меня за тысячу земель Уносит жизнь! Пускай меня проносит По всей земле надежда и метель, Какую кто-то больше не выносит! Когда ж почую близость похорон, Приду сюда, где белые ромашки, Где каждый смертный свято погребен В такой же белой горестной рубашке… 

Рубцов Николай

Источники

http://isaak-levitan.ru/master/18.php
http://akadaha-z.livejournal.com/39762.html?thread=233042

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/3495541

“Над вечным покоем”. Левитан. Картина, фото и история создания

Написал прекрасное полотно “Над вечным покоем” Левитан. Картина, над которой он начал работать летом 1893 года, теперь хранится в Третьяковской галерее. Исаак Ильич жил тогда на Тверской земле среди лесов, рек и озер.

Во время одной из прогулок по окрестностям художник увидел озеро Удомле. На берегу бедный сельский погост, над водой – большая грозовая туча. Сильный ветер раскачивал вершины кладбищенской рощи. Именно этот вид рождает у Левитана замысел новой большой картины.

Произведение, говорящее со зрителем

Кисть художника заставляет заговорить пространство пейзажа “Над вечным покоем”. Левитан, картина которого была представлена широкому кругу зрителей, надеялся поведать им о самых важных для человека вещах. И когда это произведение появится в 1894 году на выставке передвижников, проницательные критики увидят, что это даже не пейзаж – это картина души человека.

Картину “Над вечным покоем” зрители ценят прежде всего за то, как светятся ее краски. Надо прямо сказать о том, что Исаак Ильич Левитан – художник, сделавший величайшее открытие в русском искусстве. Он заново открыл то, что впоследствии замечательный исследователь древнерусской культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал пейзажным мышлением.

Противопоставление двух миров

Оказывается, на Руси издавна существовала древняя традиция созерцания пространственных образов. Наблюдение за природой, как говорили в старину, “умными очами”, то есть умозрением. Или иначе – духовным размышлением о таинственных вещах, окружающих человека. О Боге и душе, о жизни и смерти, о быстротечности земного существования.

При помощи противопоставления торжественной высоты неба и пустынного, почти безжизненного пространства озера создается трагический строй картины, которую написал Исаак Левитан, – “Над вечным покоем”. Потому что зритель чувствует здесь присутствие двух миров: времени и вечности. Противостояние простых человеческих забот божественному совершенству.

“Над вечным покоем”. Левитан. Описание особенного духовного восприятия

Этому небу, покрытому грозными клубящимися облаками, есть удивительно точная поэтическая аналогия Федора Ивановича Тютчева: “На недоступные громады смотрю по целым я часам…” В шедевре “Над вечным покоем” Левитан, картина которого явственно передает ощущение жажды неба, тишины и вечного покоя, смог так же, как и талантливый поэт, поделиться своими чувствами. Впечатлениями, полученными им во время созерцания этого грозового неба и красот российского пейзажа.

Озеро на полотне выглядит бескрайним, практически как море. А венчающая косогор церковь с крестом на луковичной главке словно уподоблена кораблю. По давней Евангелической традиции глава церкви – Христос, и только он может спасти человека, жизнь которого не что иное, как трудное и опасное путешествие по морю житейскому.

Сентиментальность или уникальный дар

Исаак Ильич Левитан – художник, обладающий уникальным даром духовного восприятия мира. И картина “Над вечным покоем” неоспоримо свидетельствует об этом. Но есть еще одно очень драгоценное свидетельство, которое содержится в мемуарах близко знавшего Исаака Ильича художника Константина Алексеевича Коровина.

В его воспоминаниях описывается, как Левитан мог летом целыми часами лежать на траве и вглядываться в бескрайние небесные просторы. Небо восхищало и вдохновляло его. Это удивительные вспоминания. Потому что на российскую природу, в самом деле, можно смотреть разными глазами, и каждый воспринимает ее по-своему.

Глядя сентиментально, многие люди ощущают на сердце сладкую грусть, и у некоторых это вызывает даже слезы. Также и Константин Алексеевич Коровин, увидев их в глазах Левитана, решил, что Исаак Ильич чересчур сентиментален.

Совет

Но создатель картины “Над вечным покоем” совершенно иначе смотрел на окружающую природу. Он созерцал российский пейзаж как Божье творение. И не сладкая грусть, а глубокая тоска по чему-то высшему и недостижимому наполняла его.

Так смотрят глубоко верующие люди на икону.

Завещание потомкам

Это безгранично талантливый шедевр – “Над вечным покоем”! Левитан, картина которого сегодня занимает одно из почетнейших мест в залах знаменитой Третьяковской галереи, был настоящим великим человеком, гением и Божьим избранником.

Все, что он создал, безумно прекрасно, ново и необыкновенно. Зрители, созерцающие его творения, переполняются самыми разными чувствами. Кто-то задумывается о несбывшихся надеждах, другие – о смысле или ничтожности человеческой жизни.

Но самой замечательной вещью, написанной Исааком Ильичом, безусловно, является творение “Над вечным покоем”. Самая светлая и радостная картина, которая осталась как завещание для потомков, чтобы они как можно чаще смотрели на небо и восхищались его бескрайними просторами, не забывая о смысле собственного существования.

Источник: https://4u-pro.ru/iskusstvo-i-razvlecheniya/nad-vechnim-pokoem-levitan-kartina-foto-i-istoriya-sozdaniya

Сочинение-рассуждение по картине И.Левитана «Над вечным покоем»

Работа по картине И.Левитана «Над вечным покоем» непростая. Большое внимание на уроке следует уделить культуроведческому комментарию, знакомству с историей создания картины. Впервые с произведениями И.Левитана учащиеся знакомились в 5-м классе, поэтому наиболее подготовленный ученик может сообщить сведения о художнике. Для понимания творчества гениального пейзажиста полезно обратиться к воспоминаниям современников о Левитане. Сочинение по картине развивает логическое мышление (умение отделять главное от второстепенного). Задача такой работы состоит в необходимости научить учеников «читать» картину, то есть понять, разгадать замысел художника. Известно, что сочинение-рассуждение имеет строгую композицию: тезис, аргументы, доказывающие его, вывод. Учащиеся познакомились с рассуждением еще в 5-м классе и на протяжении четырех лет обогащали полученные знания.Сочинение по картине И.Левитана «Над вечным покоем» планируется проводить в 9-м классе, в процессе подготовки к экзаменационному изложению. Для этого необходимо:
  • закреплять навыки последовательного изложения своих мыслей;
  • правильно и точно воспроизводить текст.

Цели урока:

1) подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по картине;
2) способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся.

Оборудование урока:

  • Репродукция картины И.Левитана «Над вечным покоем». 1894.
  • Первоначальные эскизы – варианты картины «Над вечным покоем»:
  • «Перед грозой». 1893. Рисунок.
  • «Облачное небо». 1893. Этюд для картины.
  • «Небо». 1893.
  • «Озеро». 1893.
  • «Над вечным покоем». Эскиз.
  • Симфония Бетховена Heroique: Marche funibre («Героическая»: Траурный марш).

ХОД УРОКА

Культуроведческий комментарий

Рассказ о художнике

Исаака Левитана (1860–1900) называли певцом русской природы. Его полотна не спутаешь с работами других мастеров. Художнику удавалось передать живое дыхание природы.

И.Левитан родился 18 (30) августа 1860 года в небольшом литовском городке Клебартай в еврейской семье среднего достатка. Его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, он перевез семью в Москву.

Старший брат Исаака, художник, заметив способности мальчика, стал брать его с собой на этюды и выставки. В 13 лет Исаак Левитан был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Его преподавателями были крупнейшие русские художники Алексей Саврасов и Василий Поленов.

В годы учения Левитан познакомился с А.Чеховым и пронес эту дружбу через всю жизнь.

Живописец много путешествовал по России, побывал во Франции, Италии. Результатом поездок стали картины: «Саввинская слобода под Звенигородом». 1884; «Вечер на Волге». 1888; «Церковь в Плесе». 1888; «Тихая обитель». 1890; «Владимирка». 1892; «Ветреный день». 1892; «Над вечным покоем». 1894; «Корниш. Юг Франции». 1894; «Озеро Комо». 1894; и другие.

В 1898 году Левитан начал вести класс пейзажа в том училище, где когда-то учился и сам. Работы учеников вызвали восторженный отзыв посетившего училище И.Репина.

Обратите внимание

В памяти современников и потомков Левитан остается не только благодаря прекрасным пейзажам, большинство которых находится в Третьяковской галерее, но и благодаря рисункам, акварелям, книжным иллюстрациям.

Пейзажи Левитана отличаются особым лиризмом и поэтичностью, в то же время это и философские картины.

Художник разработал оригинальную, свободную манеру письма, позволяющую запечатлеть характер русского пейзажа в разные времена года и разное время суток.

Воспоминания современников об И.Левитане

Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, его душу, его очарование.

(М.В. Нестеров)

Это такой огромный, самобытный, оригинальный талант. Это что-то такое свежее и сильное, что должно было бы переворот сделать.

(А.П. Чехов)

Левитан остался в моей памяти как художник, глубоко любящий родную природу, без устали ее изучающий…

(В.Н. Бакшеев)

Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже не любовь, а какая-то влюбленность.
Искусство для него было чем-то даже святым.

(М.П. Чехова)

Никто так, как Левитан, не знал и не любил нашу бедную русскую природу. Мало того, он обладал даром заставить и других понимать и любить ее.

(А.П. Ланговой)

Живопись Левитана подобна звукам эоловой арфы. Она поет о самом сокровенном в человеческом сердце, в русской душе. Только гений мог выразить так совершенно поэзию родного неба и земли.

(К.Ф. Юон)

Знакомство с историей картины «Над вечным покоем»

Художница Софья Петровна Кувшинникова, близкая знакомая И.

Левитана, с которой он путешествовал по России, вспоминала: «Картину “Над вечным покоем” Левитан писал в то лето, проведенное под Вышним Волочком близ озера Удомля.

Местность и вообще весь мотив целиком был взят с натуры во время одной из наших поездок верхом. Только церковь была в натуре другая, некрасивая, а Левитан заменил ее уютной церквушкой Плеса.

Сделав небольшой набросок, Левитан сейчас же принялся и за большую картину. Писал он ее с большим увлечением, всегда настаивал, чтобы я играла ему Бетховена, и чаще всего симфонию Heroiqe с ее Marche funibre»1.

Важно

Во время одной поездки верхом Левитан увидел на берегу церковь и рядом с нею заброшенное кладбище.

Что-то трогательное, беззащитное, но смелое заметил живописец в этих «следах человеческой жизни на берегу большого хмурого озера».

Не сразу художнику удалось создать шедевр. Осторожно он подвигался в первоначальных этюдах к лучшему выражению своих мыслей.

Известный русский художник А.Федотов-Давыдов впоследствии так описывал картину И.Левитана: «Утлый мыс с церковкой и кладбищем, освистанный ветром стихий, кажется словно носом какого-то судна, движущегося в неизвестную даль.

Мы видим огонек в окне церкви, свидетель человеческой жизни, неистребимости и тихой покорности ее.

Теплота человеческого бытия и бесприютность просторов природы одновременно и противостоят друг другу, и сочетаются в этой картине»2.

Очень тонко почувствовал Левитан, что действительно существующая на озере каменная церковь будет неудачно смотреться на картине. Он заменил ее деревянной, которую увидел в поездке по Волге. Именно деревянная постройка усилила представление об отдаленности этих мест.

В церкви, близкой по своим очертаниям к простым избам, таилось представление строителей о красоте. Она как бы вышла на крутой берег и навсегда осталась здесь.

Совет

Свое полотно Левитан выстроил как своеобразную картину-симфонию. В ткани произведения лирическое начало переплетается с эпическим, придавая картине неповторимую музыкальность.

Искусствовед В.Прытков справедливо заметил, что в Центральной России Левитан гениально воссоздал ощущение, близкое к тому, какое вело русских людей в необжитые края, на суровые берега северных рек и озер.

Многим критикам название «Над вечным покоем» показалось неправильным, неясным.

Лишь некоторые уловили замысел художника, почувствовали, что перед ними картина-симфония, «картина души человеческой в образах природы».

Сам И.Левитан ощущал ее как свой глубоко личный монолог, как свою искреннюю исповедь. В письме к П.Третьякову от 18 мая 1894 года он писал о своей картине: «В ней я весь со своей психикой, со всем моим содержанием».

Читайте также:  Картины музея орсе. 7 шедевров импрессионистов - все о живописи

Словарная работа

Пастель – мягкие цветные карандаши для живописи; исполненный ими рисунок.

Симфония (в музыке) – большое музыкальное произведение для оркестра; гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь.

Эскиз – предварительный набросок к картине с целью проработки ее композиции.

Этюд – рисунок, живописная работа, представляющая часть будущей картины с целью проработки ее деталей.

Беседа по картине

1. Расскажите, что вы видите на этой картине.

I. Полотно разделено на две почти равные части. Верхнее пространство – великолепное небо, переходящее от светлого в темное, грозовое и на горизонте рассеивающееся в лиловое.

На первом плане деревянная церковь, возвышающаяся на высоком холме, рядом заброшенное кладбище. Огонек, почти невидимый, светится в окошке церкви, говорит о том, что жизнь еще существует даже на этом отдаленном кусочке земли.

Ветер клонит деревья, гонит громады облаков, отбрасывающих густую тень на землю.

А дальше – взволнованное озеро, пустынные окрестности. Суровая величавость природы, ее бескрайних далей.

II. Высокий косогор, крутым, острым мысом врезающийся в озеро, кажется отделенным от остального пространства. Кладбище с ветхими, покосившимися крестами, старенькая деревянная церковь с ведущей к ней узенькой, почти заросшей тропкой – все это полузаброшенное место раскрывает печальную судьбу похороненных здесь и забытых людей.

2. Какое впечатление производит на вас эта картина? Какие чувства и мысли вызывает?

Эта картина о бессмертии и силе, могуществе природы, озера, великолепии неба. Застывшая вечность, может быть, умиротворенность.

3. Как вы понимаете название «Над вечным покоем»? Оно кажется вам удачным, точным?

4. Можем ли мы определить особенность композиции?

В основе композиции картины – асимметричность. Глубокий смысл картины Левитана заключается в противопоставлении вечных и могучих сил природы слабой и кратковременной человеческой жизни.
Для большего понимания картины И.Левитана «Над вечным покоем» в качестве подготовительного этапа полезно провести комплексную работу с текстом.3

Левитан – истинный поэт ясно, музыкально выразившегося настроения. Его картина так сильно, смело, оригинально задумана, что не всякий зритель сразу уяснит себе ее впечатление.

Обратите внимание

Это мощное раздвоение двух широких рукавов рек, этот молочный их цвет – результат ряби, нагоняемой ветром, эти фантастические облака, наконец, эта древнерусская церковка на мыске первого плана картины – со всем этим нужно освоиться, чтобы почувствовать, какой своеобразный и сильный аккорд «настроения» образуют все эти детали. В эту картину надо уйти. Как нельзя слушать музыку, когда к одной пьесе примешиваются звуки другой, совершенно чуждой первой, так, быть может, ни одной картине столь не мешает соседство, как этой. Это картина-симфония, странная с первого раза, но неуловимо охватывающая душу, стоит только довериться ее впечатлению…

1. Определите основную мысль текста. В чем особенность, по словам автора, картины Левитана «Над вечным покоем»?

2. Как вы думаете: почему автор текста сравнивает картину Левитана с музыкальным произведением?

3. На какие детали картины обращает внимание автор текста? (Мощное раздвоение двух широких рукавов рек, фантастические облака, на первом плане старинная церковка на мыске.) Подумайте: почему он выделил именно эти детали?

4. Как вы понимаете словосочетание картина-симфония… неуловимо охватывающая душу?

5. Объясните выделенные орфограммы. Объясните постановку тире в тексте.

1 Кувшинникова С.П. Из воспоминаний об И.И. Левитане // И.И. Левитан. Письма, документы, воспоминания. М.: Искусство, 1956. С. 172.

2 Цит. по кн.: Турков  А.М. Левитан. М.: Искусство, 1974. С. 78.

3 Текст взят из кн.: Прыткова  В. Левитан. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960. С. 48.

Источник: http://rus.1september.ru/article.php?id=200600806

Сочинение по картине Левитана Над вечным покоем 7, 8 класс

«Над вечным покоем» являет собой чудо художественной мысли Серебряного века. Это одна из самых знаменитых работ художника. Сам автор считал, что это самое удачное его произведение, раскрывающее его мировоззрение, его мироощущение.

Он начал работать над картиной будучи в деревне у озера Удомля. Левитан любил гулять по окрестностям, и однажды взойдя на пригорок, ему открылся чудесный вид, который он и напишет. Сначала Левитан назвал своё полотно «Перед грозой» но позже изменил название.

Полотно написано профессионально с аккуратным чередованием цвета и теней. Картина изображает крутой берег, бескрайнее красивое небо во время заката с плывущими облаками и маленькую деревянную церквушку. Рядом с церковью старое кладбище с покосившимися от времени деревянными крестами.

На картине всё аккуратно и лаконично, нет излишеств, просто и гениально.

Картина должна показать величие природы над человекам (как писал Левитан). Он говорил знакомым что «там на пригорке» чувствовал себя одиноким, один на один с пространством.

Важно

Глядя на картину человек, чувствует всю быстротечность времени, задумывается о жизни. Начало и в то же время предел жизни в картине олицетворяет церквушка на краю обрыва. Когда человек рождается, его крестят, и когда умирает, его отпевают в церкви.

Религиозное начало и конца человеческой жизни вот что символизирует эта церковь на картине.

Однако что про монархическая что про либеральная общественность ругали картину, одни не поняли, другие подумали что Левитан прогибается под власть. Многие говорили, что в картине нет ничего особенного и вообще она какая то простая. Именно Левитан внёс свою непосильную лепту в развитие именно русской живописи в России.

Левитан был еврей, отношение к евреям во время правления Александра Третьего было жёстким (дело доходило до погромов). Левитан так же не избежал преследования, ему было запрещено жить в обеих столицах. Собственно так он и оказался в деревни, где и написал свой знаменитый шедевр.

Эта замечательная картина вдохновляла на творчество художников, писателей поэтов, музыкантов.

Поэт Н. Рубцов потом напишет: «И колокольцем каждым в душу, любого русского спроси, звенит как колокол, не глуше, звон левитановской Руси!».

Именно эта картина из немногих отображает суть России.

Описание картины 2

Умиротворённое спокойствие и беззащитность – это основные черты, которые чаще всего видит зритель в картине Левитана “Над вечным покоем”. Скорее всего именно эта работа принесла большую известность мастеру пейзажа не только среди любителей и поклонников искусства живописи.

Сам художник считал, что именно это произведение искусства способно раскрыть глубинные мотивы к мировоззрению и ощущению мира. Засчет игры теней создаются как – бы свинцовые облака, которые с неимоверной тяжестью, словно глыбы гор, нависают над рекой и берегом.

На небольшом утесе, находящаяся в отдалении, изображена церквушка и около нее заброшенное кладбище. Слабые деревья прогибаются под дуновение сильного ветра. Тонкая и прерывистая дорожка, ведущая к церкви – является символом опустошенного забвения и заброшенности.

Совет

Церквушка выглядит так беспомощно, что кажется вот – вот налетит ещё более сильный ветер и все разрушит.

Данную картину автор писал под музыку траурного марша Бетховена. Звуки мелодии вдохновили художника на печальную и пессимистически настроенную атмосферу изображаемого пейзажа.

Вдалеке еле проглядывается пустынный берег. Возникает ощущение будто именно туда уносятся умершие души.

Жизнь человека молниеносна и порой непонятна. Бескрайнее пространство, которое вмещает автор в свою картину, давит на зрителя. Автора тяготит вопрос, что находится за порогом вечности и не найдя ответ он передает возможность поиска зрителю.

Свет нанесен практически равномерно, тени слабо выражены. Особое внимание уделенное мелким элементам придает работе реализма и глубины содержания.

Небольшой купол церкви, устремленный вверх, пытается противостоять стихийной мощи. Его оттенок цвета сливается с тоном неба засчет этого создается чувство некой уверенности.

Данная работа художника вышла в свет в самый разгар его таланта. Мастерство виртуоза поразило его современников и до сих пор поражает новые поколения.

Картина является монументальным трудом автора. Суть её в духовном развитии. Ею восторгались поэты и музыканты. Описание этой картины служит раскрытием характеров многих литературных героев.

Вариант 3

Интересно, в каком настроении художник рисовал картину. Явно не в радужном и весёлом. О чём он думал? О чём переживал? Картина заставляет задуматься о цене человеческой жизни, её хрупкости. Всё просто – был человек, и нет его.

Картина написана в мрачноватых тонах. На небе огромные свинцовые тучи закрывают солнце. И река какая-то холодная. Нет ни одной яркой краски. Радоваться тут нечему. Церквушка и кладбище, последнее пристанище человека на этой земле. Эти два атрибута, связанные со смертью и похоронами.

Они стоят на крутом утёсе, который как нож масло, разрезает реку надвое. И церковь старая заброшенная, нет в ней ни батюшки, ни прихожан. Давно здесь не проводятся службы. И кладбище заброшено, аж кресты согнулись. Вот так похоронят человека и быстро забудут о его существовании. Как будто и не жил он вовсе.

Эта широкая необъятная река вызывает ощущение бездны. Кажется,

Обратите внимание

ещё один шаг с утёса, и река поглотит тебя. На просторах гуляет ветер и гнёт деревья возле кладбища, гонит мелкую рябь по реке. Но жизнь продолжается. И тот же ветер разгонит тучи. Выйдет солнце из-за туч. Упадут его лучи на землю и согреют её и всех, кто на ней живёт.

А мне вот кажется, что этот утёс похож на корабль, который своим носом разрезает водную гладь. Он плывёт против течения реки, против течения жизни. Он бросает вызов стихии. А темно-зелёные деревья похожи на паруса, которые гнутся под ветром, но не ломаются. И позволяют кораблю плыть дальше. Ветер наполняет паруса и гонит корабль-утёс по реке.

И пусть церковь старая, но ещё не упал крест и золотой купол-луковка. Значит, ещё есть надежда, значит, не всё потеряно. Пока человек живёт, он должен не опускать руки, бороться, не сдаваться. Попросить помощи и совета у Бога.

В церкви не только отпевают, в церкви ещё и крестят детей, и венчают молодожёнов. На Руси церковь всегда считалась главным местом. В воскресенье сюда на службу ходили всей семьёй.

Церковь похожа на капитанский мостик корабля. Вот сейчас выйдет батюшка-капитан, зазвучат церковные колокола, подобно колоколу на настоящем корабле.

И не смотря ни на что, корабль починит такелаж, оправится после житейских бурь, наберёт новую команду и в добрый путь!

Описание настроения картины Над вечным покоем

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Дубовского Море 6 класс

    Дубровский один из тех художников, кому работы пейзажной живописи сделали огромное имя. Главное, что использовал в своих работах художник это изображение умиротворенной природы. Также никогда не забывал про патриотизм и гордость за родную природу.

  • Сочинение по картине Утро в сосновом лесу (бору) Шишкина 2 класс

    Великий художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину “Утро в сосновом лесу” в 1889 году. На переднем плане изображена лесная поляна, окружённая могучими высокими соснами. Одна из основных деталей картины – это упавшая сосна

  • Сочинение по картине Хруцкого Цветы и плоды 3, 5 класс

    В центре картины изображена большая ваза с яркими цветами. Огромные красные пионы сразу привлекают к себе внимание, ведь большинство цветов в вазе – желтые. Множество зеленых листьев оживляет букет.

  • Сочинение по картине Сурикова Покорение Сибири Ермаком

    Картина написана за пять лет до конца 19 века и, как само событие, стала одной из многих славных отеческих страниц истории. Ключевую роль в этом сыграл талантливый и известный полководец. Великий, отважный и мужественный, Ермак Тимофеевич.

  • Сочинение по картине Рыбак. Финляндия Маковского В.Е.

    Финляндию также называют страной тысячи озер. Как известно, рыбалка там является весьма распространенным развлечением и до сих пор рыбачат и сами жители страны и приезжает много туристов.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/levitan/nad-vechnym-pokoem-7-8-klass

Ссылка на основную публикацию