Мадонны рафаэля. 5 самых прекрасных лиц – все о живописи

Пять историй о “Сикстинской Мадонне”

2012-05-26T10:34Z

2012-05-26T10:34Z

https://ria.ru/20120526/657966264.html

https://cdn21.img.ria.ru/images/65793/49/657934999_0:0:1701:963_1036x0_80_0_0_392de1d20a83539a12f73331fdaad5bd.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Обратите внимание

В эти выходные Дрезденская картинная галерея открывает выставку, посвященную “дню рождения” одного из своих главных сокровищ – “Сикстинской Мадонны” Рафаэля.

Уже пять столетий на этом полотне по белым облакам, словно с неба, спускается женщина в простой одежде и несет на руках младенца, а пара легкомысленных херувимов, облокотившись на раму поглядывает на них из нижнего края картины.

“Сикстинская Мадонна” – символ эпохи Возрождения – за века, как и положено шедевру, успела обрасти своими тайнами – реальными и мнимыми.

Обратите внимание

В эти выходные Дрезденская картинная галерея открывает выставку, посвященную “дню рождения” одного из своих главных сокровищ – “Сикстинской Мадонны” Рафаэля.

Уже пять столетий с полотна по белым облакам, словно с неба, спускается женщина в простой одежде и несет на руках младенца, а пара легкомысленных херувимов – героев всевозможных  плакатов и открыток – поглядывает на них с нижнего края картины, облокотившись на раму.

Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба… “Сикстинская Мадонна” – символ эпохи Возрождения, его строгости и нежности, – за века, как и положено шедевру, успела обрасти своими тайнами – реальными и мнимыми.

1. Мадонна из Пьяченцы

За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков “Мадонн”, написав первую, “Мадонну с младенцем”, в 15 лет.

С тех пор тема любви и самоотречения Богоматери стала одной из главных в творчестве мастера: первые, простые и лирические картины, создавались им не без влияния учителя – Перуджино, следующие – флорентийские – несли отпечаток живописи Леонардо, и, наконец, “Сикстинская Мадонна” – самая величественная и известная из всех, появилась в 1513-1514 годах, всего за несколько лет до смерти художника. “Сикстинскую Мадонну” Рафаэль писал по заказу Папы Римского Юлия II для монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Художник отправился туда, будучи признанным мастером, и, очевидно, понимал, что эта работа станет чем-то вроде итога его долгого творческого поиска.

“Сикстинская Мадонна” стала последней картиной, полностью написанной рукой Рафаэля без чьей-либо помощи, и едва ли не первой, с которой Мадонна словно спускается к зрителю и смотрит прямо в его глаза, в то время как на других работах взгляд Богоматери, как правило, отведен в сторону или сосредоточен на младенце.

Особенно прекрасно и величественно это выглядело в церковной обстановке, когда возвышавшаяся в пространстве Богоматерь с младенцем в окружении папы Сикста II и святой Варвары была видна задолго до того, как посетитель приближался к алтарю – в далекой перспективе храма.

2. Святые и натурщица

Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет. Зато существует знаменитая легенда о возлюбленной и натурщице художника Форнарине, с которой его связывали долгие отношения.

Ее художник изобразил на картинах “Форнарина” и “Донна Велата”, многих своих фресках и, возможно, полотне для монастыря в Пьяченце.

Важно

Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути.

“Согласья нет” и по поводу того, была ли Форнарина верной возлюбленной гения или просто использовала его, чтобы устроить собственную жизнь, а версии того, что стало с красавицей после смерти художника, колеблются от ухода в монастырь до “карьеры” римской куртизанки.

Впрочем, образ Форнарины, возможно, и вовсе не имеет к “Сикстинской Мадонне” никакого отношения – в письме к другу Бальдассаре Кастильоне Рафаэль писал, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствовался множеством впечатлений от разных красавиц.

А вот Святая Варвара справа и Сикст II, расположенный слева с тиарой у ног, персонажи реальные.

Кстати, один из мифов о картине гласит, что Рафаэль изобразил римского епископа, жившего в третьем веке, шестипалым, то ли потому что ошибся, то ли решил обыграть таким странным образом имя епископа – Сикст (по-латыни – “шестой”).

На самом же деле шестой палец – это внутренняя сторона ладони, а не палец, но чтобы убедиться в этом, нужно хорошенько приглядеться к картине, так правдоподобна эта иллюзия.

3. Дороже монаршьего трона

В 1754 году “Сикстинскую Мадонну” после двухлетних переговоров и за баснословные деньги – 20 000 цехинов – купил король Август III Саксонский и перевез ее в свою дрезденскую резиденцию, где та сразу стала звездой живописной коллекции. Если верить легенде, ради того, чтобы выгоднее расположить полотно, монарх передвинул свой трон.

4. Гений чистой красоты

Особенный, проницательный взгляд “Сикстинской Мадонны”, делающий ее одновременно такой близкой зрителю и такой неземной, восхищал и современников, и следующие поколения.

Исключение, пожалуй, составляет Лев Толстой, который обмолвился как-то, что “Мадонна Сикстинская: не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется”.

Совет

Совсем иначе думал Жуковский, который писал: “Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни: вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею”.

Так что фраза “гений чистой красоты”, которую впоследствии Пушкин позаимствовал для своего знаменитого стихотворения, относится не только к Анне Петровне Керн, но и к ней – Сикстинской Мадонне.

5. Десять лет в Советском Союзе

Десять лет после Второй мировой войны вместе с другими шедеврами “Сикстинская Мадонна” находилась в Советском Союзе, в Музее изобразительных искусств.

Дело в том, что перед крахом гитлеровцы прятали шедевры в сырых известняковых шахтах, менее всего подходящих для того, чтобы хранить там картины.

После прихода советских войск солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров галереи, в одном из ящиков, в рамке, обитой войлоком, находилась “Мадонна”. После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20120526/657966264.html

Описание картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти

Художник: Рафаэль Санти Название картины: «Сикстинская мадонна» Картина написана: 1513—1514 г. Холст, масло.

Размер: 265 × 196 см

Рафаэль Санти – один из немногих художников, кто был счастлив, имел в молодом возрасте множество заказов, славу и почет. Отец его во всем поддерживал и даже давал уроки живописи, а Рафаэль внимал всем тонкостям искусства.

Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. На примерах великого Да Винчи он учился изображать движение, а работах Микеланджело искал пластичное спокойствие.

Помимо этого, любил писать мадонн – известно около 15 изображений святых, принадлежащих кисти Санти.

Самая знаменитая из них – «Сикстинская мадонна», по разным предположениям, была написана с 1512 по 1513 год, а с середины 18 века картина находится в Дрездене.

Огромное по своим размером полотно было новаторским в искусстве Высокого Возрождения, поскольку материалом для него послужило не дерево, а холст. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов.

Начинаются они с того, что папа Юлий II заказывал это полотно для своей гробницы, и с него написан Сикст, а для образа святой Варвары позировала племянница главы католической церкви.

Обратите внимание

Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»).

Еще одна легенда о «Сикстинской мадонне» повествует, что покровителями церкви в Пьяченце, где первоначально находилась картина, были святые Сикст и Варвара.

Когда холст оказался в Дрездене, к нему началось паломничество русских живописцев, которые и «раскрутили» картину среди отечественного светского общества.

Одних отзывов Карамзина, Жуковского, Белинского, Репина, Достоевского, Фета и Пушкина достаточно, чтобы считать эту Мадонну (причем, совершенно справедливо) шедевром творчества Рафаэля.

Чем же так популярна и так загадочна эта картина? Холст презентует Мадонну с младенцем на руках, у ног которой склонились папа Сикст и мученица Варвара, смотрящие на восхождение Бога. Композиция картины продумана очень тщательно – занавес вместе со всеми фигурами образует треугольник.

Образ Мадонны подчеркнуто простой, а херувимчики, что задумались о своем, заставляют лишь умиляться. Такой композиционный прием называется алтарным, и Рафаэль использовал его неспроста. Картина ранее находилась в церкви, так что вид на нее открывался сразу, когда человек заходил в храм.

Ни один живописец Ренессанса не использовал в своих работах психологические приемы, в таком количестве, как это делал Рафаэль Санти. Его Мадонна имеет со зрителем духовный контакт – она словно заглядывает в вашу душу и позволяет заглянуть в свою.

Брови женщины чуть приподняты, а глаза широко раскрыты – она производит впечатление человека, который познал все истины мира. Мадонне заранее известна судьба ее сына, розовощекого младенца, не по-детски серьезно и прозорливо взирающего на мир с рук матери.

Важно

Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями.

Все движения и жесты на этом полотне многозначны. Мадонна одновременно идет вперед, и в то же время вы думаете, что она стоит на месте, а ее парящая фигура кажется не бестелесной, а вполне реальной и живой. Младенец Христос одновременно и дар людям, и порыв материнского инстинкта – об это можно судить по движению ее рук.

Картина поражает выверенным, линейным и пространственным объемом. Он придает ей такое величие, что некоторые считают данное произведение искусства иконой, все фигуры которой уравновешены. Если вы внимательно присмотритесь к Сиксту, то увидите, что он тяжелее Варвары и находится ниже. Зато занавес над головой у мученицы массивнее – так Рафаэль достигает баланса.

Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Ее голова не обрамлена нимбом, одежды просты, а ноги босы, младенец расположен на руках так, как его держат сельские жительницы.

Святость этой Мадонны совершенно в ином – босоногую женщину встречают как царицу: могущественный глава католической церкви превратился рядом с ней с сморщенного старичка, а пухлые херувимы – в обычных детей.

Святая Варвара, облаченная в роскошные одежды, на фоне Мадонны выглядит как простая девушка. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит.

Это действие – лишь часть того движения, которое наполняет всю картину Рафаэля. Полотно озарено свечением, которое льется откуда-то изнутри, причем свет находится в разных углах. Темный фон облаков создает ощущение грозы.

Цветовая гамма картины гармонично вплетает в себя различные оттенки. Зеленый занавес и зеленая накидка Варвары, расшитая золотом одежда папы, сине-красный наряд Мадонны и пастельные оттенки тел на фоне грязно-серых облаков создают предчувствие чего-то монументального.

Совет

Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник.

Другая гипотеза более интересна, и рассказывает о страсти 17-летней дочери булочника Маргарите Лути, которая не устояла перед интересным, богатым и знаменитым мужчиной.

Причем, в том, что она отдалась мастеру, были и корыстные мотивы – за ночные утехи с художником девушка получила дорогое ожерелье.

Так это или нет, мы не узнаем никогда. Известно лишь одно: каждому мужчине свойственно искать в женщине ангела, и, не будь Маргариты, не было бы «Сикстинской мадонны».

История знает множество примеров тому, что роковые женщины были музами деятелей искусства, а с соблазнительницы ставали моделями для гениев. Скульптуру Венеры Милосской создавали с гетеры Фрины, а Джоконда – любовница ДаВинчи.

Что говорить о художниках, если футуриста Маяковского устраивал «тройственный союз» с семейством Брик?

Читайте также:  Леонардо да винчи "тайная вечеря". путеводитель по шедевру - все о живописи

Мы не вправе судить гениев, ведь Бог не дал большинству из людей и малой толики их таланта. Мы можем лишь наслаждаться произведениями искусства, что овеяны множеством легенд.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-rafael-santi-sikstinskaya-madonna/

История создания Сикстинской мадонны Рафаэля

История создания Сикстинской мадонны

МАГИЧЕСКАЯ ШЕСТЕРКА

«Гений чистой красоты» – этот образ придумал не Пушкин, его автор – Василий Жуковский, однажды он обратился с этими словами к «Сикстинской мадонне» Рафаэля.

Пушкин заимствовал поэтическую формулу у старшего современника и обратил ее к земной женщине – Анне Керн.

Впрочем, это перенесение относительно закономерно: Рафаэль, возможно, писал мадонну с реального персонажа – собственной любовницы.

История создания Сикстинской мадонны

В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и северо-итальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. В1512 году так поступила и Пьяченца – городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана.

Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь Святого Сикста – покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик.

На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.

Обратите внимание

Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Живописец был гностиком – приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений.

Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20000 цехинов (почти 70 килограммов золота).

До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. В1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

Описание картины Сикстинская мадонна Рафаэля

МАДОННА. Некоторые исследователи полагают, что образ святой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути.

По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг.

МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

СИКСТ II. О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго – с 257 по 258 год – и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

РУКИ СИКСТА. Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев – еще одна шестерка, зашифрованная в картине. Левая рука первосвященника прижата к груди – в знак преданности Деве Марии.

ПАПСКАЯ ТИАРА снята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь – геральдический символ рода Ровере.

СВЯТАЯ ВАРВАРА была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

ОБЛАКА. Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

АНГЕЛЫ. Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие – символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

Источник: http://krassotulka.ru/istoriya-sozdaniya-sikstinskoj-madonny-rafaelya.html

Мадонны Рафаэля (стр. 1 из 2)

Волгоградская Академия МВД РФ

Кафедра философии

Реферат на тему:

«Мадонны Рафаэля»

Выполнил: курсант

343 учебной группы

Сомов М.Г.

Волгоград 2006 г

Введение

С творчеством Рафаэля (1483 – 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии.

Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело – мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами.

Несомненно, однако, что неустанное стремление к светлому совершенному началу пронизывает всё творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл.

Важно

Отец Рафаэля Джованни де Санти (посредственный художник, по свидетельству Вазари) рано увидел в сыне талант и начал сам обучать его живописи.

В конце концов добрый и любящий отец, понимая, что сын может научиться от него самого лишь немногому, решил продолжить его образование в мастерской известного живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино.

Уже в ранних произведениях Рафаэля, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника (“Сон рыцаря”, Национальная галерея, Лондон; “Три грации”, Музей Конде, Шантийи; “Мадонна Конестабиле”, Эрмитаж, Ленинград; все три – около 1500-02).

Покинув мастерскую Перуджино, Рафаэль создаёт алтарный образ “Обручение Марии” (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино “Передача ключей”; композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения.

В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу.

В живописи Рафаэля появляется больше действия, но общая система композиции по-прежнему остаётся строго уравновешенной (“Св. Георгий”, около 1504-05, Национальная галерея, Вашингтон).

Славу Рафаэлю приносят многочисленные алтарные образы; его мадонны 1504-08, полные чистой материнской прелести, либо держат младенца на руках, либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном.

Рафаэля называли Мастером Мадонн. Мадонны, созданные им в Риме, отличаются от мадонн флорентийского периода. Флорентийские мадонны Рафаэля – это прекрасные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери. Мадонны, созданные им в Риме, то есть в период его полной художественной зрелости, приобретают иные черты.

Совет

Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные своей женственностью, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворенную гармонию, которую они собой выражают.

Новая, полифонически сложная трактовка образа Мадонны нашла наиболее полное выражение в одном из самых совершенных творений Рафаэля — алтаре «Сикстинская Мадонна» (ок. 1513, Картинная галерея, Дрезден.

Всемирно известные мадонны, то в полной свободе вписанные в круг, то царящие в славе над прочими фигурами в больших алтарных композициях, знаменуют новые искания Рафаэля, путь его к совершенству в воплощении идеального образа мадонны.

Мадонны Рафаэля

В раннем произведении Рафаэля, названном “Мадонна Конестабиле” по имени последнего владельца, гармония, единство человека и природы воспеты с большим лиризмом и непосредственностью. Задумчивость, оттенок легкой грусти в лице юной Мадонны созвучны настроению, которое рождает прозрачный весенний пейзаж.

Плавные линии фигур, соответствующие форме картины, мягкая живописная манера подчеркивают нежность и хрупкость облика женщины-матери, красоту мира ее окружающего.Когда Рафаэль писал “Мадонну Конестабиле”, ему было около семнадцати лет. Поэтому в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера.

Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости. Эрмитажная картина не отличается также той построенностью композиции, которая заставила многие поколения художников изучать произведения Рафаэля как недостижимые примеры.

Но в “Мадонне Конестабиле” есть другие качества, которые делают ее не менее замечательной, чем другие творения того же мастера. Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. Оно присутствует и в самом образе мадонны и в наивном пейзаже, мягко расстилающемся за ее спиной.

Природа играет роль аккомпанемента образу мадонны, которая изображена совсем молоденькой девушкой. И в природе царит весна. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение.

Обратите внимание

Картина задумана специально для небольшого формата. Ее даже трудно себе представить более значительного размера. По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию.

Она вся выдержана в мягких округлых линиях: плечо мадонны, склоненная голова, второе плечо. Ее фигура поставлена строго в центре. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции.

И в образе мадонны и в характере пейзажа еще видны следы воздействия творчества Перуджино, учителя Рафаэля.

Флорентийский период (1504-08). Первым произведением Рафаэля во Флоренции была «Мадонна дель Гандука». Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии.

Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд 3 отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался; потому-то она и получила название “MadonnadelGanduka”(«Мадонна великого герцога»). В ней Рафаэль с необыкновенной силой изобразил идеал прекрасной и застенчивой материнской любви.

Особую прелесть придают лицу Марии опущенные, полузакрытые глаза, обращенные на божественного сына. Как растение, пересаженное из темного места на свет, сразу оживает , зеленеет и распускается полным светом, так видно в этой картине влияние перемены, которую испытал Рафаэль по приезду во Флоренцию.

Здесь нет ничего сверх чувствительного, как в произведениях Умбрии; художник осмотрелся кругом, вдохнул полной грудью, вгляделся в окружающую его живую толпу и, познав красоту человека, воплотил ее в красках на полотне. К сожалению неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля.

Настроение душевной чистоты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин – “Мадонна Конестабиле”, – приобрело возвышенный характер в лучшем произведении раннего периода Рафаэля – “Обручение Марии”. Происходящая на фоне чудесной архитектуры сцена обручения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты.

Важно

Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Выразительны, певучи, метки и пластичны их движения, позы и жесты: например, сближающиеся руки Марии и Иосифа, надевающего ей на палец кольцо.

В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Золотистые, красные и тёмно-зелёные тона, созвучные с мягкой голубизной неба, создают праздничное настроение. Картина “Обручение Марии” (теперь в Миланском музее) композиционной схемой, даже отдельными фигурами напоминает произведения Перуджино.

Но насколько у Рафаэля и позы, и архитектура, и лица красивее, изысканнее, сколько в его стиле недосягаемой для его учителя аристократической утонченности! Чистые, “праздничные” краски, “музыкальные” ритмы линий, “балетная” грация движений Марии и Иосифа (который, вопреки Евангелию, изображен привлекательным и стройным молодым человеком) – во всем этом отразилась своеобразная атмосфера урбинского двора.

Читайте также:  Музы художников. 5 самых красивых историй любви - все о живописи

Главная тема живописи флорентийского периода – Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ. Флорентийские мадонны Рафаэля — это бесконечно изящные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок.

1506-07, Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Прекрасная садовница» (1507, Лувр).

Варьируя в них один и тот же мотив, изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей — Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды, излюбленной мастерами Возрождения.

Лучшая из них “Мадонна в зелени”. Лицо молодой златокосой матери воплощает тут идеал женской красоты, который Рафаэль искал в течение всей жизни и не мог, по его собственному признанию, найти в одной реальной женщине. Мария с нежностью смотрит на здоровых малышей – Иисуса и Иоанна, которые играют у ее колен.

На зеленом лугу белеют ромашки, краснеют маки, вдали-речка, за ней – окутанные синевой горы. Мария изображена босиком, в синем убранстве без каких-либо дорогих украшений, которые так любил Перуджино. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал “Мадонну в гроте” Леонардо(в картине использована пирамидальная композиция Леонардо).

Совет

Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. Будущий Иоанн Креститель молится Иисусу, тот его благословляет.

Мария с загадочной улыбкой одну руку положила на плечо мальчику Иоанну, другую простерла над сыном – то ли желая защитить его, то ли что-то поймать. Ангел, глядя на зрителя, показывает пальцем на женщину с детьми. Все это происходит в чудесной пещере, как бы и не на земле, а где-то в потустороннем мире.

Вполне понятно, что ничего подобного в реальной жизни быть не могло. Сцена, воссозданная Рафаэлем, наоборот, вполне естественна,- ни символики, ни скрытого смысла, который можно толковать так и этак, в ней нет.

Источник: http://MirZnanii.com/a/129207/madonny-rafaelya

Кого изобразил Рафаэль в образе Сикстинской Мадонны?

В католической церкви была разрешена религиозная живопись, в православии была признана иконопись с еще более жесткими рамками изображения.

В католическом искусстве зачастую отправной точкой для создания изображения Богородицы была внешность какой-либо женщины. Не стала здесь исключением и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, в чертах лица которой узнается не столько почитаемый христианами образ Богоматери, сколько запечатленная на полотне Маргарета Лути (Люти, Люччи).

Едва ли не впервые за историю изобразительного искусства эпохи Возрождения Богоматерь была изображена не в своем божественном облике. Обнаруживается полное несоответствие с общепринятыми изображениями Мадонны — подчеркнутая простота позы, фигуры, лица, одежд, прически, отсутствие обуви.

Кажется, что даже изображенные рядом с Мадонной папа Сикст II, в ногах которого находится папская тиара, символ духовной власти, и святая Варвара, одетая куда наряднее и роскошнее Богоматери, несколько удивлены ее человеческой беззащитностью, открытостью и совершенно земным видом крестьянской девушки. Нет на Сикстинской мадонне ни царского венца, ни роскошных одежд, не восседает она величественно на троне; даже по-детски распахнутые глаза Мадонны словно противопоставляются мудрому взгляду Младенца Христа.

Готовое полотно породило много споров в церковной среде, заказчики отказывали принять «Сикстинскую Мадонну», находя картину едва ли не еретической. С точки зрения католических священников, подобное изображение было греховно по сути своей, что, разумеется, не умалило его художественной ценности.

Дошедшие до наших дней сведения о Маргарете Лути весьма скудны и больше похожи на легенды. Ее отец был булочником, он переехал из Сиены в Рим вместе со своей семьей. И в Риме Рафаэль Санти встретил Маргарету. Во время знакомства Маргарета дала свое согласие позировать художнику для создания фрески «Амур и Психея». Молодые люди влюбились друг в друга, но ее отец был против их встреч. Тогда Рафаэль выкупил у булочника Маргарету, заплатив за свою прекрасную возлюбленную три тысячи золотых монет.

Двенадцать лет подряд (по другим источникам — шесть лет) Рафаэль и Маргарета жили вместе, она сопровождала его во всех поездках и была натурщицей для многих полотен великого живописца, помогая создавать ему образы Мадонн, святых и мифических красавиц. Современники подчеркивали, что Рафаэль не расставался с ней до самой своей смерти, не мог работать, если ее не было рядом.

Мнения исследователей по поводу жизнеописания Маргареты Лути совершенно противоположны. Одни утверждают, что она не отличалась верностью и зачастую обращала внимание как на заказчиков работ Рафаэля, так и на его учеников. Одна из известных сплетен также гласит, что Рафаэль умер в постели своей неверной возлюбленной от сердечного приступа.

Обратите внимание

Другие же, среди которых Павел Муратов, указывают на то, что это были возвышенные любовные отношения. Брак художника и дочери булочника запретил Ватикан и в надежде сделать Рафаэля придворным живописцем организовал его брак с племянницей одного из кардиналов, однако она была отвергнута Рафаэлем. Известен и тот факт, что рыдающую Маргарету удалили из комнаты умирающего Рафаэля, когда к нему прибыл папский посланник.

Судьба Маргареты Лути после смерти ее возлюбленного и покровителя также неясна. Злые языки утверждают, что она получила в наследство от Рафаэля большую сумму денег и стала известной всему Риму куртизанкой. Муратов утверждает, что Маргарета Лути ушла монастырь, о чем свидетельствует соответствующая запись, гласящая о пострижении в монахини «вдовы Рафаэля».

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/53160/

Сикстинская мадонна – любимая картина великих классиков

12.09.2017

Рафаэль – гений, который в своих творениях воплощал в жизнь божественное и вечное. Взирая на одну из его величественнейших работ, невольно начинает быстрее биться сердце и душа наполняется светлыми и неземными чувствами.

Такое ощущение, что за только открывшимся занавесом предстало небесное видение – Дева Мария, ступающая легкими прикосновениями стоп по воздушным облакам, держа в руках младенца Иисуса, благословляет каждого смотрящего на нее с восхищением человека.

Мадонна по-матерински бережно и заботливо прижимает к себе младенца. Выдающийся мастер в своем творении смог заключить маленькое божество в магический круг любви и нежности. Ее тревожный взгляд буквально насквозь просматривает душу зрителя. Взор Мадонны как будто предвидит трагическую судьбу своего маленького сына.

Ее лицо поистине является воплощением идеала женской красоты времен античности, которое помимо прекрасных физических данных наполнено духовностью идеалов христианства. С левой стороны мастер изобразил Папу Сикста II, которому пришлось провести свои последние дни в нечеловеческих мучениях. Он умер в 258 году нашей эры и стал святым.

Изображенный на полотне он молит Марию о благословении всего человечества. С правой стороны искусник изобразил Святую Варвару, которая демонстрирует покорность и безграничную любовь.

Если присмотреться к золотой дымке на заднем плане, то можно отчетливо увидеть лица множества ангелов.

Образ Мадонны гармонично совмещает в себе восхищение религиозным триумфом, тревожность за Иисуса и материнскую нежность. Ее одежда предельно простая, на ногах нет обуви, и вся она окружена благословенным светом. Несмотря на то, что художник не изобразил нимб над головой Марии, она всем свои видом говорит о своей святости и божественности.

Важно

В своей работе Рафаэль смог соединить границы религиозного идеала и высшей недосягаемой, гордой и в то же время скорбной человечности, изобразив спускающуюся к людям Марию с младенцем. Передний план дополнен двумя ангелами, которые своим взором и жестами обращаются к своей покровительнице.

Несомненно, эти крылатые мальчишки больше напоминают амуров из мифологии, однако, их наличие дополняет общую идею картины человечностью и теплотой.

История полотна

В 1512 году монастырь Святого Сикста, расположенный на территории Пьяченце, для своей капеллы заказал у Рафаэля картину «Сикстинской Мадонны». В то время Папой Юлием II проводился сбор благотворительности для реставрации часовни, в стенах которой находились мощи Святой Варвары и Святого Сикста.

Самое интересное то, что о полотне практически никто не знал до середины XVIII века. Свое признание оно обрело благодаря саксонскому курфюрсту по имени Август III, который около двух лет буквально умолял Бенедикта о разрешении вывоза картины в Дрезден.

Великие классики о картине «Сикстинская Мадонна»

В начале XIX века полотно попало на территорию России и буквально свело с ума не только многих критиков, но и выдающихся писателей, которые посвящали ему восторженные прекрасные строки.

К примеру, Белинский отзывался о картине так: «Какое благородство, какая грациозность кисти! Просто невозможно наглядеться! В моей памяти невольно возник Пушкин, ведь он обожал Рафаэля и недаром, ведь он так близок ему по натуре».

Даже такие великие всемирно известные писатели как Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой обладали репродукциями мирового шедевра. По словам супруги Ф. М.

Достоевского, он очень любил работы Рафаэля, однако, самым лучшим его творением считал именно «Сикстинскую Мадонну». К.

Маратти относительно увиденного шедевра сказал следующие слова: «Если бы я увидел эту картину, но при этом ничего не знал о мастере, и мне бы сказали что, полотно создал ангел, я бы беспрекословно поверил».

Один из величественнейших умов Гете сказал поистине прекрасные слова: «Рафаэль всегда творил то, что другие только мечтали создать». И это выражение, несомненно, верное и в полной мере характеризует виртуоза, который в своих шедеврах воплощал не столько влечение  к идеалу, но и сам идеал, доступный простому смертному.  

Многие специалисты, занимающиеся изучением полотна, склонны полагать, что, создавая Мадонну, художник срисовывал ее со своей возлюбленной по имени Фанфарина.

Совет

Именно она была не только первой, но и последней страстью великого мастера, несмотря на то, что он не был обделен женским вниманием. Она была дочерью простого пекаря, однако, несмотря на ее бедность, великий искусник был буквально очарован ангельскими чертами ее милого личика.

Он создал не одну картину с ее портретом, однако самым популярным полотном с ее непосредственным участием стала, несомненно, «Сикстинская Мадонна». Не только специалисты занимались тщательным изучением шедевра, но и художники, известные на территории России.

К. Брюллов, наблюдая за полотном, говорил следующие слова: «Чем больше всматриваешься, тем больше начинаешь ощущать непостижимость этой красоты. Каждая черт, художник А. Иванов стремился скопировать шедевр на своем полотне, однако ему не удалось уловить его обаяние, это еще раз доказывает то, насколько величественная и неподражаемая картина «Сикстинская Мадонна».

На сегодняшний день неизвестно так ли выглядела Мадонна, какой ее изобразил Рафаэль. Однако это не так уж и важно, ведь ее образ создан, прежде всего, верованием и религиозными чувствами человечества. Эта загадка не делает произведение великого художника менее величественным и грандиозным, которое еще много веков будет вдохновлять своей красотой и святостью.

Источник: https://chrontime.com/publication-sikstinskaja_madonna_ljubimaja_kartina_velikih_klassikov

Рафаэль Санти, Сикстинская Мадонна и Форнарина

«Один раз человеческой душе было подобное откровение; дважды случиться оно не может… – писал поэт В.А. Жуковский, посетив в 1821 году дрезденскую галерею, где любовался «Сикстинской Мадонной» Рафаэля. – Час, который провел я перед этой Мадонной, принадлежит к счастливейшим часам моей жизни».

 Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста. В “Мадоннах” Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских.

Полная  достоинства и душевной чистоты Мария – заступница человечества выступает в самом знаменитом произведении Рафаэля – “Сикстинской Мадонне”.  В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для художника она явилась  синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме.

Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур — все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Рафаэль и Форнарина

Удивительно, но небесные черты Непорочной Девы списаны с создания, далеко не ангельского. Так кто же она, избранница гения, сумевшая завоевать его сердце?

Долгое время личность красавицы, изображённой под покрывалом, известной под названием «Донна Велата»,   была окутана тайной. Вполне вероятно, что это портрет “женщины, которую он очень любил до самой смерти, и с которой он написал портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся как живая” (Вазари).

Читайте также:  "сливы" эдуарда мане и загадочное убийство - все о живописи

Та же женщина позировала Рафаэлю и для так называемой «Булочницы», или «Форнарины». На обоих портретах одна и та же заколка с жемчужиной прикрепляет к волосам головной убор.

Индивидуальность проступает в камерной атмосфере обоих картин. Возможно, они являются портретами Маргариты Лути, дочери пекаря из Сиены, возлюбленной Санцио, часто ему позировавшей.

Рафаэль, «Дама с вуалью, или Донна Велата», 1514—1515, Палаццо Питти, Флоренция

Обратите внимание

Пердполагают, что Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал в Риме по заказу банкира Агостино Чиги над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Агостино выделил живописцу прекрасные апартаменты с видом на просторный, ухоженный сад. Рафаэль написал для Чиги знаменитые фрески “Три грации” и “Галатея”.

И стал искать модель для фрески “Амур и Психея”.  Как-то под вечер Рафаэль спустился к реке. Прогуливаясь по берегу Тибра, он встретил девушку, которая покорила его своей ангельской чистотой, скромностью и грацией.

 Рафаэль стал умолять  незнакомку  быть его моделью, но   нужно  было получить согласие отца и жениха.

  Не в правилах Рафаэля было отступать.  Рафаэль  протянул девушке золотое ожерелье, предназначавшееся любовнице – куртизанке Андрез. Но незнакомка  отказалась от подарка. Тоогда  купи его…  за десять поцелуев. Сделка  оказалась для Рафаэля куда более «выгодной», чем он ожидал. На следующий день Рафаэль  пришел к папаше Лути за разрешением рисовать его дочь.

Увесистый кошелек с дукатами сломил его сопротивление. Булочник  не только дал свое согласие, но и пообещал взять на себя переговоры с женихом Маргариты. Так дочка пекаря стала натурщицей и любовницей великого итальянского живописца. Рафаэлю пришлось еще раскошелиться. Он  выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых, снял для нее виллу.

 И начался их роман, который  продолжался шесть лет, до самой смерти мастера.

Мадонна Седия

На первом сеансе Маргарита позировала для Психеи, украсившую позднее виллу Фарнезино. «О, как ты прекрасна!..» – повторял маэстро при каждом взмахе карандаша. В эту же ночь он посетил Форнарину в ее каморке. В течение пяти часов, до самого рассвета, Франческо Пенни терпеливо ожидал учителя.

Наконец тот вернулся восторженный, взволнованный, готовый отдать хлебопеку все, лишь бы Маргарита принадлежала ему одному. На робкий намек ученика об опасности, которую несет в себе неумеренная любовь, художник ответил: «Художник становится талантливее, когда так любит или бывает так любим!.. Любовь удваивает гений!..

Ты увидишь, какие картины я напишу с Маргариты!.. Само небо послало мне ее!».

Рафаэль и Форнарина

Рафаэль обожал свою юную Форнарину. Он без устали писал с нее полотно за полотном, создавая образы святых, не тронутых пороком дев, и в первую очередь образ девы Марии. В предместьях Рима он снял для своей возлюбленной виллу, щедро оплачивая все расходы, превратив простую дочь пекаря в блистательную принцессу.

Важно

Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил. Заметив, что приглашенный живописец слишком часто и слишком подолгу отсутствует, и, зная причины, Агостино Киджи предложил Рафаэлю перевезти свою возлюбленную в Фарнезин. Он выделил для нее несколько роскошных  комнат рядом с апартаментами художника.

Рафаэль с радостью воспользовался предложением Агостино, и Маргарита перебралась на виллу Фарнезина. Именно тогда пишет с нее Рафаэль свое бессмертное творение – «Сикстинскую мадонну».

Считается, что именно Форнарина  многие годы была музой художника и стала моделью для многих прекрасных мадонн мастера, в том числе и знаменитой «Сикстинской мадонны».

                                
Форнарина. 1518-1519 годы. Национальная галерея античного искусства, Рим.

Небесный образ, запечатленный Рафаэлем, навсегда вошел в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое.

Как соглашается большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина» (1518—1519), «Донна Велата» (1514—1515) и в его знаменитой “Сикстинской Мадонне” (1512—1513).

  Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом некоторых других женских образов Рафаэля римского периода («Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также фигура в Станце д’Элиодоро и Психея на фреске виллы Фарнезины).

 Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь (по другой версии, ушла в монастырь сама), где вскоре и умерла. Как гласят документы, Форнарина ушла в монастырь в 1520 году.

Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.

Именем Форнарины также традиционно обозначают два портрета, написанных учениками Рафаэля — Себастьяно дель Пьомбо и Джулио Романо. На протяжении нескольких веков они приписывались самому мастеру, и лишь позже их истинное авторство было установлено.

Совет

На портрете работы Романо обнажённое тело натурщицы было «одето» в поздней записи в голубое платье, и лишь с помощью расчистки XX века его вернули в первозданное состояние.

 
Себастьяно дель Пьомбо “Форнарина”, Уффици, Флоренция

 
Джулио Романо. “Дама за туалетом, или Форнарина”

Источник: https://alindomik.livejournal.com/142504.html

Сикстинская мадонна .Рафаэль.Любимая картина великих классиков. | Волшебная сила искусства

  Рафаэль, “Сикстинская Мадонна.” Дрезденская галерея.1512-1513гг.

       Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное. Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение – ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках.

    Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса.

    Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны – воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем.

   Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу.

. Это одно из первых произведений, в котором зритель незримо оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.

     В образе Марии гармонично соединены восторг религиозного триумфа (художник возвращается к иератичной композиции византийской Одигитрии) с такими общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Её одежды подчёркнуто просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом.

     Фигуры лишены традиционных нимбов, однако оттенок сверхъестественности есть и в той легкости, с какой Мария, прижимая к себе  Сына, шествует, едва касаясь босыми ногами поверхности облака… Рафаэль соединил черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках — гордую, недосягаемую, скорбную — спускающуюся навстречу людям.

    Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.

   «Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

Обратите внимание

      Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август Третий после двух лет переговоров получил от Бенедикта  разрешение вывезти её в Дрезден. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме.

   В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев.

    Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».

      Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».

    Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил».

     Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать». Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но самый идеал, доступный смертному.

    На этой картине много интересных особенностей.Обратите внимание,кажется,что папа изображён на картине с шестью пальцами,но говорят,что шестой палец-это внутренняя часть ладони.

   Два ангелочка внизу -одна из самых моих любимых репродукций.Вы их часто можете встретить на открытках и плакатах.В первого ангела только одно крыло.

Важно

    Картина эта была вывезена советской армией и 10 лет находилась в Москве,а потом была передана Германии. Если вы внимательно присмотритесь к фону,на котором изображена мадонна,то увидите,что он состоит из лиц и голов ангелов.

  Предполагают,что моделью для Мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Фанфарина.

     Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Он был избалован женщинами, но  его сердце принадлежало Форнарине.

 
      Рафаэля, вероятно, ввело в заблуждение ангельское выражение прелестного личика дочери хлебопека.

Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку! Начиная с 1514 года он писал не только ее портреты, эти шедевры из шедевров, но и создал благодаря ей образы Мадонн и святых, которым будут поклоняться!

      «Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники.
Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем». 
А.

Иванов копировал ее и мучался от сознания своей неспособности уловить ее главное обаяние. 
        Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий.

Особенно занимал его общечеловеческий смысл создания Рафаэля: 
«Это что-то действительно почти невозможное…

 
    Была ли в действительности Мария такая, какою она здесь изображена, этого никто никогда не знал и, разумеется, не знает, за исключением современников ее, которые, впрочем, ничего нам хорошего о ней не говорят. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества…

      Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания… откроют действительно исторические черты обоих этих лиц… и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль».

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/1759497

Ссылка на основную публикацию