Мадонна грандука. самая загадочная картина рафаэля – все о живописи

Рафаэль Санти Мадонна Грандука: Описание произведения

«Мадонна Грандука» – одна из самых знаменитых мадонн Рафаэля, её авторство никогда не подвергалось сомнению, но о создании картины и её местонахождении вплоть до XVII века достоверных сведений нет. Предполагают, что художник написал «Мадонну Грандуку» около 1504 года.

Она стала первой картиной, созданной во Флоренции, куда уроженец Урбино Рафаэль Санти приехал, чтобы воочию видеть произведения Микеланджело и Леонардо да Винчи и под их влиянием совершенствовать собственную манеру.

«К сожалению, неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля, – писал биограф урбинца Семён Брилиан.

– Быть может, великий художник встретил ее в одной из деревень в окрестностях Флоренции, как впоследствии в Риме, во время карнавала, он набросал другой свой чудный рисунок – «Мадонна делла Седиа», положив лист бумаги на опрокинутую бочку и забыв окружающую его толпу и все на свете».

В переводе с итальянского Grand Duca значит «великий князь» или «великий герцог», а «Мадонна Грандука» – соответственно «герцогская мадонна», «мадонна великого герцога». В самом конце XVIII века картину приобрёл великий герцог Тосканский Фердинанд III (1769-1824). Это было время наполеоновских войн, беспокойное и опасное. Флорентийский дворец Питти, герцогская резиденция, в результате варварских грабежей тогда лишился многих своих живописных сокровищ, в том числе картин Рафаэля, а сам герцог Фердинанд III бежал в Вену. Там и застало его поздней осенью 1799 года письмо директора Уффици Томмазо Пуччини. Тот с волнением сообщал, что встретил недавно у одного флорентийского коммерсанта прекрасно сохранившуюся раннюю «Мадонну» Рафаэля и умолял герцога дать разрешение на её покупку. Фердинанд III согласился и ни разу не пожалел. Наоборот: герцог был к своему приобретению чрезвычайно привязан. «Мадонна Грандука» не только висела в его спальне – она всегда сопровождала Фердинанда III в пути. Когда герцог отправился в изгнание в Вюрцбург, картина Рафаэля поехала вместе с ним. Впрочем, не факт, что Фердинанд, чей титул дал картине её нынешнее название, видел в ней ценность художественную – скорее, «Грандука» стала чем-то вроде его талисмана. Некоторые считали изображение чудотворным.В начале XIX века картина обновлялась реставратором Витторио Сампиери. С 1821 по 1830-й «Грандука» была временно передана галерее Уффици, а после вернулась в Палатинскую галерею, входящую в состав Палаццо Питти, где хранится и теперь (впрочем, с недавних пор “галереи Уффици” формально включают в себя и Палатинскую галерею). Композиция картины, на первый взгляд, чрезвычайно проста. Но это та труднодостижимая высокая простота, которая ценнее надуманной сложности. Изображённая поколенно Дева Мария держит на руках почти обнажённого Младенца, цепляющегося руками за материнские плечо и грудь. Он смотрит на зрителя пристально и взросло, в то время как Мария застенчиво и робко опускает глаза. Здесь ощущается еще некоторая скованность молодого живописца в передаче поз (некоторые замечали, что Младенцу в таком положении «неудобно»), но то, как фигура Марии слегка наклоненная влево, уравновешивается разворотом маленького Иисуса в противоположную сторону, оставляет впечатление удивительной сбалансированности объемов и масс, редкой художественной компактности и гармонии. Полуприкрытые глаза Марии, её робость и нежность заражают зрителя чувством высокого смирения перед неизбежностью всего, что будет суждено.

«Здесь всё закономерно, точно выстроено, – пишет о «Грандуке» известный австрийско-английский историк и теоретик искусства Эрнст Гомбрих, – и любое смещение грозит разрушить гармонию. При этом в картине нет никаких искусственных, принудительных приемов, словно она сложилась не по воле художника, а по повелению самой природы».

Хитон и накидка Девы Марии на этой картине Рафаэля выполнены в традиционных цветах – красном и синем (Рафаэль не бывал в Венеции, но, без сомнения, знал, что именно в эти цвета облачал мадонн знаменитый венецианец Джованни Беллини). Красный цвет хитона символизирует кровь Спасителя, пролитую на кресте во искупление человеческих грехов; синий цвет накидки Мадонны сообщает на языке красок о её чистоте и непорочности. А вот сплошной тёмный фон картины совсем не характерен для Рафаэля, чаще предпочитавшего изображать своих мадонн на лоне природы.
Сохранился предварительный рисунок для «Мадонны Грандука». В 2016-м году он, так же как и сама картина, был представлен на российской выставке «Рафаэль. Поэзия образа» в Пушкинском музее. Важных отличий рисунка от картины два: во-первых, Мадонна на рисунке вписана в тондо, а во-вторых, позади неё можно наблюдать обобщённые очертания пейзажа.

Но великий герцог Фердинанд III получил картину уже в таком виде, в котором её можем видеть мы, – Мадонну на темно-оливковом, почти чёрном фоне. Специалисты засомневались: действительно ли этот глухой фон принадлежит Рафаэлю? Проведённая рентгенограмма показала, что под слоем тёмной краски скрыто много интересного.

Не всё удалось досконально рассмотреть, но всё же видно, что за спиной Марии когда-то располагалась балюстрада или высокая ступенька, а за ней – пейзаж. Справа можно различить нависающую структуру – может быть, это были ветви дерева, а может, занавес, как у «Сикстинской мадонны». Слева – либо вторая половина занавеса, либо стена здания.

Однако всё это надёжно упрятано под непроницаемой чернотой фона.

Обратите внимание

Вопрос в том, сам ли Рафаэль, повинуясь ведомым одному ему соображениям, затонировал фон тёмной краской или же это было сделано кем-то позднее?Конечно, можно предположить, что художник остался неудовлетворён своим пейзажем и закрасил его.

В начале флорентийского периода он находился под сильным воздействием манеры Леонардо да Винчи, предпочитавшего тёмный и тревожный фон для своих картин. Но, даже поддавшись искушению повторить нехарактерный для своей ясной манеры леонардовский эффект таинственного полумрака, Рафаэль сохранил бы какие-то очертания предметов и вряд ли сделал бы фон непроницаемым для глаз.

И потому более близкой к действительности выглядит версия, что чёрный фон написал за Рафаэля кто-то другой. По некоторым данным, обладателем картины в XVII веке был известный флорентийский художник эпохи барокко Карло Дольчи (1616-1686), от наследников которого картина попала к Фердинанду III.

Барокко неотделимо от художественных реформ Караваджо и его манеры тенебросо, характеризующейся тёмными задниками полотен с резко выступающими на их фоне фигурами, вылепленными контрастной светотенью. Это стало чрезвычайно модно, сформировалось целое направление, условно называемое тенебризмом.

Возможно, кардинально затемнив фон «Мадонны Грандука», кто-то из обладателей картины (тот же Дольчи) решил, что таким образом он сделает произведение остроактуальным? Или тогдашний владелец картины и не подозревал, что автор картины – сам Рафаэль, и потому снабдил её черным фоном перед продажей, чтобы выдать за произведение модного современника? Всё это пока – лишь предположения.

Источник: https://artchive.ru/raphael/works/220403~Madonna_Granduka

9 загадок «Сикстинской мадонны» Рофаэля

1:502
1:512

«Я помню чудное мгновенье:

1:569

Передо мной явилась ты,

1:615

Как мимолётное виденье,

1:662

Как гений чистой красоты…»

1:726
1:736

Все мы со школьных лет помним эти строки. В школе нам говорили, что это стихотворение Пушкин посвятил Анне Керн. Но это не так.

Как утверждают пушкиноведы, Анна Петровна Керн не была «гением чистой красоты», а слыла женщиной весьма «свободного» поведения.

Она похитила у Пушкина известное стихотворение, буквально вырвав у него из рук. О ком же тогда писал Пушкин, кого называл «гением чистой красоты»?

1:15011:9

Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому, который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

1:394
1:404

Вот как передал Жуковский свои впечатления: «Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею».

1:1234
1:1244
2:17492:9

Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

2:391
2:401

На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

2:856
2:866

Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям. Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона? Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.

2:1417
2:1427

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны.

Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью.

Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое.

2:21562:9

Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи. Знай священники, что Мадонну Рафаэль писал со своей любовницы, то вряд ли она смогла бы стать за алтарным образом в монастыре Святого Сикста, для которого эту работу заказали художнику.

2:642
2:652
3:1157
3:1167

Важно

Эта картина не просто плод фантазии или выдумка живописца. Каждая деталь имеет особое значение и историю, о которой исследовали узнали совсем недавно. Не так давно ученые присмотрелись и увидели, что Рафаэль, в главных персонажах картины, Мадонне с маленьким Иисусом, закодировал первую букву своего имени.

3:1736
3:9
4:514
4:524

Так делали многие мастера и во времена живописца и после него. Но кроме того, в деталях спрятаны интересные истории. По мнению исследователей знаменитой картины, главные символы, которых здесь 9, образуют шестиугольник и эти детали достойны особого внимания.

4:1004
4:1014

Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений.

4:1323
4:1333

Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

4:20324:9
5:514

1. МАДОННА

Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Так ли это на самом деле сейчас сказать трудно, но многие художники изображают на полотнах лица своих женщин. Они были своего рода натурщицами, которые были всегда под рукой и к тому же, вдохновляли мастера.

По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть).

5:1745

2. МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС

Сложно сказать, был ли прототипом сына господнего реальный ребенок, но если присмотреться, то вы увидите, что взгляд у него довольно взрослый, к тому же в глазах младенца Рафаэль изобразил понимание ребенком, даже в таком возрасте, своей участи и роли ее для всего человечества.

По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом».

И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

5:1327

6:1834

3. СИКСТ II

О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

6:591

4. РУКИ СИКСТА

Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине.

6:1164

7:1671

Хотя другие исследователи опровергают эту теорию: то, что многие принимают за шестой палец, по их мнению, является внутренней частью ладони. Когда смотришь на репродукцию в низком разрешении, может сложиться такое впечатление. Левая рука первосвященника прижата к груди – в знак преданности Деве Марии.

Читайте также:  "сливы" эдуарда мане и загадочное убийство - все о живописи

7:558

5. ПАПСКАЯ ТИАРА

7:606

Тиара нята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь – геральдический символ рода Ровере.

7:967

6. СВЯТАЯ ВАРВАРА

Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7:1301

7. ОБЛАКА

Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

7:1688

8. АНГЕЛЫ

Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие – символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

7:374

9. РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС

Занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

7:693
7:703

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, и до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).

8:15868:9

До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.

8:169
8:179

Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР.8:445
8:455

В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

8:774

ХУДОЖНИК Рафаэль Санти

8:838

1483 – Родился в Урбино в семье художника. 1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино». 1504–1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».

1508–1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов. 1512–1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». 1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».

1520 – Умер в Риме.

9:27129:9

Источник: https://jenskiymir.com/eto-interesno/iskusstvo-i-remesla/3917-9-zagadok-sikstinskoy-madonny-rofaelya.html

Рафаэль санти. часть вторая. мадонны рафаэля

КАТАЛОГ

Альбом: Рафаэль. Мадонны

«Мадонна Коннестабиле». Темпера, переведенная с дерева на холст, 1504. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Самые ранние произведения Рафаэля дошли до нас от 1501 и 1502 гг.

, то есть от того периода, когда он работал в мастерской Перуджино. Стилистика мастера оказала на Рафаэля очень заметное влияние. Рафаэль настолько усвоил манеру своего учителя, что зачастую их работы трудно различить.

Способы компоновать картину, типы фигур, типы лица, тип красоты, характерный для Перуджино, встречаются на протяжении нескольких лет и у Рафаэля. Лишь к 1504 г. он постепенно освобождается от влияния своего учителя, не отрицая его искусства, но перерабатывая его формы в более совершенные, более гармоничные.

«Сон рыцаря» – едва ли не самая ранняя, дошедшая до нас маленькая досточка, двадцать с немногим сантиметров в высоту.см. отдельную публикацию

В 1502-1503 гг. Рафаэль обращается к образу св. Георгия.см. отдельную публикацию
1504 годом датирована знаменитая «Мадонна Коннестабиле», в которой многие искусствоведы видят начало нового этапа в искусстве Рафаэля. Действительно, здесь он отходит от физиономического канона Перуджино, но еще не вполне приходит к своему..В этой работе Рафаэль более тонко организует психологическое состояние, пожалуй, тоньше, чем его учитель. Художник объединяет мать и ребенка не тем, что они общаются друг с другом, смотрят друг на друга, как это часто бывало у кватрочентистов, а тем, что их взгляды сходятся в одной точке – на странице маленького молитвенника, который Мария держит перед собой. Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. Рафаэль часто использует эту форму. В дальнейшем мы увидим, как он работает с формой круга уже в зрелые годы, добиваясь совершенно безупречных и всякий раз новых вариантов. Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. Слишком резко перерезают круг горизонтальные линии, несколько грубовато написана нижняя часть фигуры в закруглении, идущем широкой дугой понизу.

Безусловно более совершенной является его работа «Обручение Марии и Иосифа», датированная тем же 1504 годом. Здесь уже Рафаэль не следует Перуджино, а соревнуется с ним. см. отдельную публикацию

Альбом: Рафаэль. Мадонны

«Мадонна Грандука” дерево, масло, 1504.

Галерея Палатина (Палаццо Питти)Флоренция
Во Флорентийские годы, между 1504 и 1508 гг., он создает ряд изображений Мадонн, которые принесли ему славу. «Мадонну Коннестабиле» мы уже видели. Но кроме формы тондо, он в это время активно исследует и другие формы и способы композиции.

Одна из ранних флорентийских работ такого рода – великолепная «Мадонна Грандука» («Мадонна Великого герцога»). О том, насколько художник готов воплотить новые традиции, свидетельствует использование темного фона вместо традиционного и почти обязательного ландшафта.

За спиной Марии – непроницаемая темнота, непроницаемая и в то же время замечательно пространственная. Пространственность картины создается и формируется уже тем, как рельефно выступает из этого глубокого мрака фигура Мадонны, держащей младенца на руках.

Иногда говорят, я этого, честно сказать, не нахожу, о некоторой однообразности композиции, о несколько однообразном чередовании вертикалей в фигуре Марии и в фигуре младенца. Мне кажется, что эти вертикали не повторяются, да и трудно говорить о вертикалях, скорее – это оси, проходящие через обе фигуры.

Может быть, именно в «Мадонне Грандука» Рафаэль нашел и утвердил свой тип Мадонны – лирической скромницы с потупленными глазами, с идеально прекрасным лицом.

Таковыми чаще всего будут представать перед нами его юные матери, держащие младенца на руках, играющие с ним, смотрящие на него, если не считать нескольких поздних его работ, более сложных по эмоциональному состоянию. Я имею в виду «Мадонну в кресле» («Мадонну делла седья») или «Сикстинскую Мадонну», вещи, о которых речь еще впереди.

Альбом: Рафаэль. Мадонны

«Мадонна в зелени» дерево, масло, 1506. Художественно-исторический музей, Вена

В этой группе Мадонн особенно выделяются несколько композиций, представляющих Мадонну в рост с маленьким Иисусом или с Иисусом и Иоанном Крестителем. Это «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком» и так называемая «Мадонна – прекрасная садовница».

В этих картинах Рафаэль, по сути, занят той же проблемой, которая волновала несколько раньше Леонардо: разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции, то, что мы видели у Леонардо в «Мадонне в скалах», только Рафаэль избирает более простой пластический и композиционный мотив.

Потому что у Леонардо «Мадонна в скалах» объединяла в себе фигуру Марии, фигуру маленького Христа, фигуру ангела и младенца Иоанна Крестителя, пространственно достаточно широко удаленных от нее.

Совет

У Рафаэля, например в «Мадонне со щегленком», композиционный узел плотнее, треугольник, в который вписана вся группа, еще очевиднее, чем у Леонардо, и, пожалуй, работа производит более гармоничное впечатление. Она менее экспериментаторская, но более уравновешенная. Рафаэль не склонен к экспериментам.

Он гораздо охотнее, но очень по-своему использует данные экспериментов других художников, его современников. Это не какая-то эстетическая осторожность, но определенный склад творчества, которому не свойственны экстремальные поиски.

Альбом: Рафаэль. Мадонны

«Мадонна со щегленком» дерево, масло, 1507. Галерея Уффици, Флоренция

В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они совершенно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки.

Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. Лучше всех расположена Мария. Здесь уже совершенно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко.

Согласно апокрифическому рассказу, во время несения креста щегол сел на голову Иисуса, и головка птицы украсилась капелькой крови Христовой. С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер.

Альбом: Рафаэль. Мадонны

«Мадонна – Прекрасная Садовница” дерево, масло, 1507. Лувр, Париж

По сути, те же проблемы Рафаэль решает в работе «Мадонна – прекрасная садовница». Но как художник умеет по-новому поставить пространственно-композиционную задачу, едва ли не на том же материале. Сидящая фигура Марии и два малыша у ее ног.

Чуть выше или чуть ниже расположена фигура Богоматери по отношению к детским фигурам, более или менее она обращена на зрителя, здесь почти анфас, и уже вся работа приобретает новый оттенок эмоционального звучания.

Альбом: Рафаэль. Мадонны

«Мадонна Альба» холст, масло, 1511. Национальная Галерея Искусств, Вашингтон

К концу работы над Станцами, в 1511-1512 гг., появляются первые станковые произведения Рафаэля, относящиеся к римскому периоду. Заказчики все чаще уговаривают его писать для них. В это время Рафаэль создал немало изображений Мадонн.

Например, «Мадонна Альба», названная так по имени герцогского испанского рода Альба, которому долгое время принадлежало это произведение. Снова форма тондо. Едва ли не самое гармоничное среди тонд Рафаэля, в котором мы вновь можем наблюдать какую-то просто идеальную вписанность фигуры и группы в круг.

Ощущение пирамидальности композиции ненавязчивое и вместе с тем определяющее. Здесь несколько треугольников. Треугольник всей группы, треугольник, образуемый линией ноги, колена и складкой одеяния Богоматери.

Некое подобие более острого треугольника в фигуре Христа, в группе Христа и маленького Иоанна Крестителя. Более мелкие, не столь очевидные, как в ранней «Мадонне Коннестабиле», горизонтальные линии пейзажа делают эту вещь одной из самых гармоничных, одной из самых цельных в творчестве художника.

Альбом: Рафаэль. Мадонны

«Мадонна делла седья» дерево, масло, 1514. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция

Совершенно иной характер образа Марии, совершенно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней, приблизительно 1516-1517 гг., «Мадонне в кресле» («Мадонна делла седья»).

К этому времени лирическое настроение, которым были проникнуты образы его ранних Мадонн, не то чтобы исчезает, но зачастую перекрывается ощущением беспокойства, скрытым, но значительным ощущением гнетущей опасности, грозящей маленькому Иисусу.

Согласно преданию, Рафаэля заинтересовала своей натурной живописностью цыганка в традиционном костюме, которую он завел к себе в мастерскую, нарисовал, и она стала прототипом образа этой Мадонны. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени.

Обратите внимание

В том, как пристально Мария всматривается в зрителя, в том, как инстинктивно она прижимает к себе младенца, в несколько напряженном взгляде маленького Иисуса угадывается какое-то предощущение драмы, очень смутное, очень отдаленное, но материнское, интуитивное предчувствие того, что в будущем ее ребенка ждет опасность.

Альбом: Рафаэль. Мадонны

«Мадонна ди Фолиньо» холст, масло, 1511-1512. Пинакотека Ватикана, Рим

1512 годом датирована «Мадонна ди Фолиньо». Эта большая алтарная композиция очень важна для судеб итальянской живописи, во всяком случае, для той ее ветви, которая изображает Мадонну со святыми в XVI веке. Рафаэль отделяет Марию от реального мира. Она находится не просто на формальном, пространственном возвышении над фигурами, ей предстающими, как в работах венецианцев – Антонелло да Мессина в его «Алтаре Сан Кассиано», Джованни Беллини, которые изображали Мадонну на высоком троне, в центре композиции. Здесь же мир делится на земную и ирреальную, небесную сферу. Облака, клубясь, растворяясь, превращаются в головки ангелов, или головки ангелов, растворяясь, превращаются в облака. Это некое мистическое небо, не физическая реальность – голубое пространство с облаками, а мистическое небо – мотив, который возникнет и в «Сикстинской Мадонне», где облака также будут превращаться в головки херувимов. Это сияние и чудесное явление Марии – не ее реальное, материальное присутствие, или видение, которое трактовалось художниками как материальное явление Марии смертным людям, – а высочайшее мистическое чудо. Рафаэлем устанавливается и норма жестикуляции присутствующих – указующий жест в сторону Марии, который связывает передний план с глубиной. Мы увидим аналогичную божественную и немую полноправность в жесте св.Сикста в «Сикстинской Мадонне». Этот мистицизм, заданный Рафаэлем в «Мадонне ди Фолиньо», станет очень распространен в эпоху маньеристов, которые доведут мистический компонент до ощущения полной трансцедентности.

Альбом: Рафаэль. Мадонны

«Сикстинская Мадонна» холст, масло, 1513-1514. Картинная Галерея, Дрезден

Источник: https://manon-gabrielle.livejournal.com/99497.html

Мадонны Рафаэля

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 30.11.2016 11:34 Просмотров: 1847

Читайте также:  Тулуз-лотрек. художник, прославивший мулен-руж - все о живописи

Первую мадонну («Мадонну Солли») Рафаэль написал в 1502 г., будучи учеником Перуджино. С этих пор мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь. А всего им создано более 40 образов мадонн.

Но самой первой мадонной Рафаэля является всё-таки не это полотно, а фреска на стене его собственного дома.

Рафаэль «Мадонна с младенцем» (около 1498), 97×67 см. Дом Рафаэля (Урбино)

Мадонны раннего периода творчества Рафаэля

В Урбино и Перудже Рафаэль создал 5 образов мадонн: «Мадонна Солли» (1500-1504), «Мадонна фон дер Роппа» (1500-1504), «Пасадинская Мадонна» (около 1503), «Мадонна Диоталеви» (около 1504), «Мадонна Конестабиле» (около 1504).
Рассмотрим некоторые из названных полотен.

Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». Масло, доска, 55,2х40 см. Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем. Лица, тела персонажей идеализированы. Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание).

Соединение их рук непосредственно и через книгу придаёт картине трогательное ощущение физического и духовного слияния матери и ребёнка. «Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ.

Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто.

Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса. Музей основан в 1969 г.

, в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993).

Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле». Холст (переведена с дерева), темпера, 17,5х18 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т.к. время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию.

Граф Джованни Карло делла Стаффа Конетабиле – археолог из Перуджи, член-корреспондент Петербургской академии наук. Один из представителей его рода унаследовал эту картину кисти Рафаэля.
У графа Конестабиле она была приобретена Александром II в 1871 г. Царь подарил её своей супруге Марии Александровне. С тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа.

Данная картина – одно из ранних произведений художника. Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов. Весенний пейзаж созвучен образу юной Марии.

Эрмитажные работы старых мастеров сильно пострадали при переводе с доски на холст. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). В 1881 г.

, когда картина переводилась на холст, обнаружили, что поначалу она держала в руках не книгу, а гранат – символ пролитой крови и Христовой жертвы.

Флорентийские мадонны Рафаэля

Во Флоренции Рафаэль создал 19 образов мадонн. Среди них «Святое семейство с безбородым Иосифом» (около 1506) – смотрите здесь, «Мадонна с гвоздиками» (1506-1507), «Святое семейство Каниджани» (около 1507), «Мадонна в зелени» (1506), «Мадонна Орлеанская» (около 1506) и др. Для мадонн флорентийского периода характерны сложные пейзажные фоны.

Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздиками». Тис, масло, 27,9х22,4 см. Национальная галерея (Лондон)
Эта картина Рафаэля напоминает композиционно «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»
Но цветовая гамма здесь совсем другая. Мадонна и младенец держат в руках гвоздики, которые предвещают пролитую кровь и страсти Христовы.

Важно

Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506). Дерево, масло, 107х77 см. Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном.

Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости).Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. 17 ноября 1548 г. дом Нази был разрушен землетрясением, и картина оказалась разломанной на 18 частей.

Вскоре их соединили вместе, но швы между частями оставались отчётливо видны.

В 2002 г. началась реставрация картины, которая длилась 6 лет.

Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507). Доска, масло, 122х80 см. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. Она придерживает младенца рукой.С правой стороны изображён коленопреклонённый Иоанн Креститель с жезлом, увенчанным крестом.

Его взгляд устремлён на Спасителя.

Платье Мадонны гармонирует с пейзажем и садовыми травами, обрамляющими фигуры снизу. Среди них различимы фиалки, символизирующие смирение Марии, и водосбор, символизирующий страсти Христовы.

За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа).

Римские мадонны Рафаэля

Всего римских мадонн 11. Они отличаются особыми переживаниями материнства: чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына. Чувство материнства – основной эмоциональный фон мадонн римского периода. Самая известная из них – «Сикстинская мадонна». Она считается общепризнанной вершиной Высокого Возрождения.

Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Холст, масло, 265х196 см. Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Покровителями церкви в Пьяченце всегда считались святые Сикст и Варвара, изображённые на этом полотне.

На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога. Фигуры образуют треугольник. Кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.

В образе Марии соединены религиозные и материнские чувства.

Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам.

Рафаэль Санти «Мадонна с канделябрами» (1513-1514). Масло, доска, 65х65 см. Художественный музей Уолтерса (Балтимор, США)
Картина имеет форму тондо (круглая по форме картина или барельеф, сокращение от итал.

rotondo – круглый), как и «Мадонна Конестабиле». Считается, что ангелы на картине были выполнены помощниками Рафаэля.
На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом и два ангела.

По бокам изображены канделябры со свечами – символ Христа и Марии как царя и царицы небес. Цветовая гамма полотна очень нежная.

Мадонны позднего периода творчества Рафаэля

Их 6: «Мадонна с рыбой» (около 1514), «Прогулка Мадонны» (около 1516-1518), «Святое семейство Франциска I» (1518), «Святое семейство под дубом» (около 1518), «Ла Перла» (около 1518-1520), «Мадонна с розой» (1518). Более поздние работы Рафаэля, выполненные в Риме совместно с Джулио Романо и другими учениками, отмечаются увлечением усложнёнными позами и жестами, пропорции фигур удлиняются, что указывает на признаки маньеризма.

Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой». Масло, доска, 215х158 см. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии.

С другой стороны – Архангел Рафаил представляет Марии и Христу молодого Товию – он держит в руках рыбу. Сюжет картины основан на истории в Ветхом Завете о Товии, который с помощью рыбы вылечил слепоту отца.

Картина была написана на заказ Джеронимо дель Досе для капеллы св.

Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).

Совет

Рафаэль Санти «Мадонна с розой». Масло на тополе, 103х84 см. Прадо (Мадрид, Испания)Дева Мария держит младенца Христа на руках. Святой Иоанн вручает ему ленту со словами «Agnus Dei» (с лат. «Агнец Божий»), святой Иосиф на заднем плане наблюдает за происходящим.

Название картины происходит от цветка на столе, хотя цветок, считается, добавлен позже.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/637-madonny-rafaelya

10 знаковых работ Рафаэля

Подборка самых известных работ мастера. Рафаэль и его шедевры.

Преображение. Рафаэль. Фрагмент.

Раффаэлло Санти да Урбино, известный как Рафаэль, был одним из трех великих мастеров Высокого Возрождения искусства наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Он был мастером в фотореалистичном изображении эмоций в мельчайших подробностях, что привносило в картины жизни.

Рафаэль считается идеально «сбалансированным» художником, а многие из его картин по праву признаются краеугольными камнями искусства эпохи Возрождения. Вот 10 самых известных картин этого великого итальянского художника.

#10 Свадьба Богородицы

Год создания: 1504

Основанная на картине с той же темой, но авторства Пьетро Перуджино, Обручение Девы Марии изображает бракосочетание героини с Иосифом. Наблюдается эволюция стиля Рафаэля, который превосходит Перуджино. Храм на заднем плане рисуется с такой очевидной заботой, что с удивлением можно представлять, через какие трудности пришлось пройти автору на момент написания.

#9 Святой Георгий и дракон

Год создания: 1506

Картина, изображающая известную легенду о Святом Георгии, который поражает дракона, пожалуй, самая знаковая из всех работ на эту тему. Она была одним из самых популярных экспонатов Эрмитажа, пока не нашла свое свое место в Национальной галерее искусств (Вашингтон), где по сей день остается одной из самых популярных работ.

#8 Донна Велата

Год создания: 1515

Известный портрет Донны Велаты подчеркивает удивительную способность художника рисовать  с таким изысканным совершенством, что кажется, будто фигура смотрит на зрителя, стирает грань реальности. Одежда женщины в который раз показывает внимание Рафаэля к деталям, что наполняет картину еще большей реалистичностью. О главной героине картины известно лишь то, что она была любовницей автора.

#7 Диспут

Год создания: 1510

Наряду с фресками Сикстинской капеллы, фрески Рафаэля в Апостольском дворце являются квинтэссенцией Высокого Возрождения в Риме. Одна из четырех великих работ (еще Афинская школа, Парнас и Закон) представляет собой беседу о причастии. Картина, изображающая церковь, охватывает небо и землю и по праву считается одной из самых известных фресок Рафаэля.

#6 Портрет Кастильоне

Год создания: 1515

Один из самых значимых портретов эпохи Возрождения изображает друга художника, дипломата и гуманиста Кастильоне, который считается типичным примером знати того периода. Картина оказала влияние на таких известных художников как Тициан, Матисс и Рембрандт.

#5 Триумф Галатеи

Год создания: 1514

В греческой мифологии, красивая нериада (дух океана) Гаратея является дочерью Посейдона.

Она имела несчастье быть замужем за ревнивым одноглазым гигантом Полифемом, который убивает Акида, сына Пана, узнав, что его жена хотела ему изменить.

Вместо того, чтобы изобразить эту историю, Рафаэль рисует апофеоз Галатеи. Данная работа, пожалуй, не имеет аналогов в мастерстве передачи классического духа древности.

#4 Прекрасная садовница

Год создания: 1507

Популярность художника в то время не была связанна с его основными работами, а строилась на основе многочисленных небольших картин.

Они популярны и сегодня, а одна из самых известных таких работ — Прекрасная садовница ( «Мадонна в прекрасном саде»).

Картина показывает спокойное общение между Мадонной в неформальной позе с юным Христом и молодым Иоанном Крестителем. Это типичный пример живописи Рафаэля.

#3 Преображение

Год создания: 1520

Преображение — последняя картина, которую создал Рафаэль. Она разделена на две логические части. Верхняя половина изображает Христа и пророков Илию и Моисея по обе стороны от него.

В нижнем фрагменте апостолы безуспешно пытаются излечить мальчика от одержимости демонами.

Картина может быть интерпретирована как изображение контраста между Богом и человеком, где вверху чистота и симметрия, а внизу — хаос и темнота.

#2 Сикстинская Мадонна

Год создания: 1512

Главная героиня «Сикстинской Мадонны» держит младенца Христа в окружении святых Сикста и Варвары. Под Марией расположены два крылатых херувима, которые являются, возможно, самыми известными ангелами в живописи. По мнению многих критиков эта работа является лучшей картиной, созданной человеком. Высокую популярность работа приобрела в Германии.

#1 Афинская школа

Год создания: 1511

Шедевр Рафаэля, как уже было сказано выше, является одной из четырех фресок в Апостольском дворце (Ватикан). Критики и искусствоведы полагают, что среди 21 одной фигуры можно обнаружить всех значимых философов Греции. Воплощение духа ренессанса — эта, скорее всего, самая знаменитая картина Санти.

10 знаковых работ Рафаэля обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб

Подборки

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/raphael/10-znakovyx-rabot-rafaelya.html

Виктория Маркова: Рафаэля можно назвать самым великим художником в истории искусства

'ГМИИ им. А.С. Пушкина'

13 сентября в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка “Рафаэль. Поэзия образа”, которая организована под высоким патронатом руководства России и Италии.

Российский куратор проекта и один из крупнейших специалистов по итальянскому искусству Виктория Маркова рассказала ТАСС о мистической связи русских с “Сикстинской Мадонной”, где найти след Джоконды и почему выставку стоит увидеть, даже если вы сначала на нее не собирались.

Начало диалога

Это первая выставка Рафаэля в России и в этом смысле это событие абсолютно уникальное. Я имею в виду масштаб художника. Можно сказать, что он самый великий художник в истории искусства, поскольку именно Рафаэлю удалось выразить суть той эпохи, когда он жил и работал, — Высокого Возрождения. Выставка “Рафаэль.

Читайте также:  Джеймс тиссо. два пути и одна трагедия - все о живописи

Поэзия образа” посвящена образу человека. Рафаэля с полным правом можно назвать не только классиком, сумевшим соединить идеи классической римской античности с христианской духовностью, но и первым современным художником в полном смысле этого слова.

Он понимает искусство как диалог со зрителем, его искусство впервые к нему обращено.

Автопортрет, 1506 г

© Галерея Уффици, Флоренция

В портретах Рафаэля мы впервые видим живых людей, он отходит от несколько скованной схемы портретов Раннего Возрождения, когда люди изображались преимущественно в профиль. У его предшественников не стояла задача изображения характера человека, его психологии и движения души, да и искусство еще для этого не созрело.

Искусство Рафаэля необычайно глубокое, в то же время глубина, которую достигает Рафаэль в своих творениях, никогда не разрушает целостности образа гармонии человека с самим собой и с миром. Рафаэль выразил именно это начало. Глубину Рафаэля трудно постичь, поскольку он художник незамутненный — все очень красиво и за этим иногда ускользает глубина.

 Надо пройти долгий путь, чтобы художник тебе раскрылся.

Код Джоконды

Непосредственным предшественником Рафаэля был Леонардо да Винчи, и все знают его великое творение — портрет Джоконды. В том, что это самое знаменитое произведение искусства в мире, нет никакого сомнения.

Это не только потому, что она великая, но так сложилась ее судьба, что она самая прославленная. Но если продолжить, какой художник самый великий в истории искусства, — это Рафаэль вне зависимости от того, каковы наши собственные взаимоотношения с этим художником.

Главный опыт, который вынес Рафаэль от четырехлетнего пребывания во Флоренции, это знакомство с творчеством Леонардо да Винчи.

Портрет Маддалены Дони, 1505-1506 гг.

© Палаццо Питти, Флоренция

Обратите внимание

И конечно же, он знал портрет Джоконды и в своем портрете, который представлен на выставке в Москве — портрете Маддалены Дони (1504–1507, галерея Уффици), — он использует схему леонардовской Джоконды.

Он берет ее, практически не меняя, — это видно в том, как он кадрирует фигуру, в положении рук, в колорите и пейзаже. Но, когда мы смотрим на портрет Рафаэля, мы понимаем, что это совершенно другое решение.

 Портрет Джоконды — это портрет-тайна, она смотрит на нас, но она перед нами не раскрывается.

 Ее улыбка, полутона ее внутреннего состояния не проясняют характер и она остается образом не вполне реальным и неземным, в то время как у Рафаэля это абсолютно земные люди, они смотрят на нас прямо и как будто находятся с нами в диалоге. В лицах читаются и характер, и настроение в данный момент — все те качества, которых в портрете не было до Рафаэля.

И не только портреты

Хорошо, что на выставке представлены и композиции религиозные, в частности знаменитая картина Рафаэля “Экстаз Святой Цецилии” — покровительницы музыки (ок. 1515 года, Национальная пинакотека, Болонья).

В XIX веке на нее очень часто обращали внимание разные люди во время путешествий, Гете писал про нее с восторгом, но нам особенно интересно, что писал про нее Александр Иванов и не только. То есть наши художники эту картину отмечали тогда, она высоко оценивалась и очень нравилась.

Она будет у нас на выставке. Здесь очень важно лицо, это не так просто понять, потому что когда алтарная композиция находится в музее вне церковного контекста, она, конечно, становится менее понятной. Тема этой картины — экстаз, соответственно, она стоит, устремив взор к небу.

 Некоторые воспринимают это как условный прием, но это правило изображения, не иконография, она в состоянии экстаза, в общении с Богом.

Мадонна Грандука, 1505 г.

© Палаццо Питти, Флоренция

Когда подобные произведения находятся в церкви, это естественно, когда мы видим их в музее — понимание становится более сложным. Картина относится к римскому периоду, когда Рафаэль работает над большими заказами и является главным архитектором Рима. С этой точки зрения вещь очень важная.

На выставке также будет представлена знаменитая картина “Мадонна Грандука” (1504–1508, галерея Уффици) — тосканский герцог Фердинанд III Лотарингский обожал эту картину и постоянно возил с собой, отсюда ее название.

Ее показ сопровождает подготовительный рисунок, важный для понимания самого процесса создания шедевра.

“Наше все” и “Сикстинская Мадонна”

Надо сказать, что идея итальянских кураторов посвятить выставку поэзии образа, связи живописи с итальянской литературой является одной из главных тем. Мы постарались развить эту тему, распространив на русскую культуру и, в первую очередь, на литературу.

 Буквально начиная с Державина, с его знаменитой оды “Фелица”, которая именем Рафаэля начинается и заканчивается, и дальше мы видим, как имя Рафаэля укореняется в России. Затем переходим к нашим романтикам: Жуковскому, который посвятил статью “Сикстинской Мадонне”.

С тех пор она стала главным произведением Рафаэля в России, которое приводило всех в восторг, ей посвящены статьи и поэтические строки. Надо вспомнить Пушкина, который многократно, начиная со стихотворения “Монах”, вспоминает Рафаэля в той или иной связи.

Важно

Следует отдать дань нашему гению, великому во всех проявлениях и, как сказал Белинский, Пушкин Рафаэлю “родня по крови”. Пушкин не бывал никогда в Европе и видел лишь произведения, находившиеся в Эрмитаже, но тем не менее он понял дух его произведений глубже, чем кто-либо из его современников.

Для Пушкина “Сикстинская Мадонна”, которую он знал по копиям, по гравюрам, — это и идеал женской красоты, и высшее духовное начало. Этот образ постоянно возникает в его творчестве. Дальше имя великое, для которого Рафаэль имел особое значение и сыграл огромную роль в его жизни, — это Федор Михайлович Достоевский.

Когда он жил в Европе, в разных странах и Италии, то чуть ли не каждый день ходил в музеи, и самое большое впечатление на него произвел Рафаэль и “Сикстинская Мадонна”. Он повторяет формулу, которую впервые определил Жуковский: это не картина, а “видение”, так для Достоевского это и было.

Мы видим влияние этой картины Рафаэля на произведения и русских художников; примеров может быть масса, потому что через увлечение Рафаэлем прошли разные художники, в первую очередь Брюллов и Иванов.

Но если говорить о том, кто из художников повторил этот образ, — конечно же, Васнецов и его росписи Владимирского собора в Киеве. Собственно, в отношении к Рафаэлю во многом отражается и суть нашей культуры, наши духовные искания и традиции.

Мистическим образом “Сикстинская Мадонна” на время оказалась в Москве в 1945 году и пробыла в музее Пушкина целых 10 лет. Кажется, что ее популярность в России была такова, что она не могла здесь не оказаться. И это тоже может восприниматься как некое чудо!

Источник: https://tass.ru/kultura/3616732

Первый флорентийский период (1505-1506) Флоренция – место взлета таланта Рафаэля

С
1504 по 1508 гг. Рафаэль жил главным образом
во Флоренции временами возвращаясь в
родной город. Этот этап в творчестве
Рафаэля – время пристального изучения
работ Леонардо да Винчи и Микеланджело,
анатомии, перспективы, время усиленного
самовоспитания, в котором натура
гениальная остро нуждается на пороге
окончательной зрелости.

Стремясь
получить крупный заказ, Рафаэль в конце
1504 года приехал во Флоренцию и предстал
перед лицом гонфалоньера республики
Пьера Содерини с составленным по всем
правилам рекомендательным письмом.

Его
написала 1 октября сестра герцога
Урбинского Гуидобальдо да Монтефельтро
Джованна Фельтриа, герцогиня ди Сора,
вдова Джованни делла Ровере. Надежды
Рафаэля не оправдались, и он не получил
престижных заказов от Флорентийской
республики.

Совет

Зато ему представилась
возможность пожить во Флоренции в один
из самых плодотворных, активных,
завораживающих моментов истории города.

Впрочем, у Рафаэля, по всей видимости,
так и не появилось постоянного дома в
этом городе, и он продолжает выезжать
из Флоренции на работу, которую ему
предлагают в различных уголках Центральной
Италии. Документально подтверждено,
что Рафаэль посещал Перуджу в
1505 и 1507, и Урбино в
1506 и 1507 годах. Вполне вероятно, что в те
же годы он навещал Рим, хотя убедительные
доказательства этого отсутствуют.

Главными
действующими лицами этого благодатного
периода были, вне всякого сомнения,
Леонардо и Микеланджело, как и многие
другие вернувшиеся во Флоренцию в
надежде на новые творческие возможности,
предоставляемые Содерини.

Неся
адресованное гонфалоньеру письмо
Джованны Фельтриа в палаццо Веккьо,
Рафаэль, вероятно, не мог не остановиться
на площади Синьории и не
полюбоваться Давидом Микеланджело,
совсем недавно, 8 сентября 1504 года,
установленным у входа во дворец.

Живя
в одном городе, Леонардо и Микеланджело
постоянно находились в состоянии острого
соперничества и одновременно писали
по огромному батальному полотну,
предназначенному для здания флорентийского
муниципалитета (ни одно из них так и не
было закончено).

Вазари пишет, что,
оказавшись в такой обстановке, Рафаэль
не дрогнул, но решил воспользоваться
случаем и лучше изучить работы и стиль
этих великих мастеров, чтобы самому
оторваться от манеры Перуджино, которую
Рафаэль находил теперь «слишком
точной, сухой и слабой»
.

У Леонардо Рафаэль учился тому, как
достигать единства в композиции —
удаляя лишние детали и плотно, но плавно
группируя фигуры. Следы этой учебы
прослеживаются в ряде картин с изображением
Мадонны, младенца и Святого семейства,
написанных в «флорентийский период»
жизни Рафаэля.

У Микеланджело он учился
тому, как с помощью человеческого тела
передать весь диапазон человеческих
чувств и эмоций.

“Мадонна дель Грандука” (1504)

По
приезде во Флоренцию он самостоятельно
штудирует новые художественные проблемы.
В художественном развитии Рафаэля
флорентийский период значил необычайно
много.

Образ Мадонны с Младенцем, наиболее
“рафаэлевская” сфера творчества
художника, во Флоренции переживает
самые глубокие сдвиги.

Мадонны Рафаэля
взрослеют, становятся содержательнее,
наполняются совершенно новыми силами
по-человечески сложной духовной жизни,
которая была вовсе неведома его ранним,
перуджинским мадоннам.

Обратите внимание

Рафаэль
хочет внести в образы Матери и Младенца
полноту жизни, добиться максимальной
раскованности – и создает серию мадонн,
где тема решается как жанровая сцена.

Младенец приобретает невиданную прежде
резвость, игривость, порой даже черты
озорства – и в глазах, и в улыбке, и в
поведении: он то настойчиво тянет ручку
за корсаж матери, так что ей движением
и взглядом приходится его увещевать,
то впадет в некую меланхолическую
капризность.

Мастер
начинает с простейшей полуфигурной
композиции в так называемой “Мадонне
дель Грандука”
 (1514
г.) (галерея Питти во Флоренции). Эту
картину также называли “Великогерцогской
Мадонной
“,
в памято о великом герцоге Фердинанде,
который ее приобрел и очень ценил.

Традиции
умбрийского кватроченто еще очень
сильно сказываются в лирической мягкости
настроения. В образе Мадонны подчеркнута
кротость – в ее опущенных глазах, в
некоторой робости жеста, которым она
держит младенца.

Этому перуджиновскому
настроению вполне соответствует
композиционная структура картины –
простые параллельные вертикали фигур
Мадонны и младенца, однообразие которых
лишь чуть нарушено легким наклоном
головы Мадонны.

Только
в одном отношении Рафаэль отдает дань
тогдашним флорентийским требованиям
– темный фон, из которого мягко мыслится
группа Мадонны с младенцем. Очевидно,
что Рафаэль здесь мечтал об эффекте
леонардовского полумрака, стремясь
добиться той сумрачной дымки, которая
так поразила его в картинах Леонардо.

Вообще же таинственность леонардовского
полумрака не соответствует природе
Рафаэля, и в большинстве последующих
мадонн он переходит к пейзажным фоном,
к дневному свету к ясным пластическим
операциям. С другой стороны, для Флоренции
не годилась лирическая пассивность
“Мадонны дель Грандука”.

Там
требовали больше свободы, больше
движения.

Первое
упоминание о картине относится к 23
ноября 1799 года: тогдашний директор
галереи Уффици Томмазо Пуччини пишет
о ней великому герцогу Фердинанду III
Лотарингскому.

Важно

Из-за наполеоновских
волнений Фердинанд в то время находился
в Вене и там получил письмо, в котором
Пуччини рассказывает, что видел “у
одного флорентийского негоцианта хорошо
сохранившуюся” работу “второй
манеры Рафаэля из Урбино”, и просит
разрешения на ее покупку.

Поскольку в
результате грабежей французов дворец
Питти лишился ценнейших картин Санцио,
Фердинанд III без колебаний пошел на
затраты.

Великий
герцог Фердинанд III, увидев картину, был
настолько очарован, что пожелал взять
ее с собой в изгнание в Вюрцбург.
Вернувшись во Флоренцию, он велел
повесить ее в своей спальне, а не в
публичной галерее дворца Питти. Одно
время она даже считалась чудотворною.

Первоначальное
местоположение картины неизвестно,
скорее всего она предназначалась
частному заказчику. Ее датируют примерно
1506 годом из-за легкого налета влияния
Леонардо. Простая и гармоничная по
композиции, картина часто сравнивается
с более сложной “Мадонной
в кресле”
,
относящейся к римскому периоду.

Недавнее
радиографическое исследование обнаружило
наличие другого фона под слоем черной
краски; находящийся в галерее Уффици
во Флоренции рисунок свидетельствует,
что Рафаэль поначалу планировал “Мадонну”
на фоне пейзажа.

– “Малая
мадонна Каупера”
 (1504-1505,
Национальная галерея, Вашингтон) 
– “Мадонна
Террануова”
 (1504-1505,
Государственный музей, Берлин) 
– “Мадонна
на лугу”
,
или “Мадонна
в зелени”
,
или “Мадонна
на Бельведер
“,
или “Мадонна
дель Прато”
 (1506,
Художественно-исторический музей,
Вена), 

Источник: https://StudFiles.net/preview/5610603/page:6/

Ссылка на основную публикацию