Леонардо да винчи. загадка моны лизы, о которой мало говорят – все о живописи

Загадки Моны Лизы — это потрясающе!

Загадочный гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи — что мы знаем о нём? Великий живописец, который написал столько мировых шедевров, почему он не закончил столько работ? Известные нам рисунки кисти Леонардо да Винчи передают как красоту мира и человека, так и жуткие, уродливые сцены из жизни.

Ему принадлежат не только картины, но и самые разные изобретения, на несколько веков опередившие время. Жизнь этого человека всегда была окутана тайной, его достижения вызывают просто изумление. Леонардо да Винчи — это не просто человек, а сверхчеловек, живущий в другом измерении.

Рисунок Леонардо да Винчи.

Мы остановимся на самой удивительной его загадке — портрете Моны Лизы или “Джоконде” (Лувр).

Загадочная Мона Лиза

Эта картина, о которой спорят уже не один век, и каждый исследователь старается отыскать в этой картине новую загадку, чтобы разгадать её. Портрет несёт в себе не просто конкретную реальность, а является обобщением общечеловеческого, духовного начала. Это не загадочная женщина, это – загадочное бытие» (Леонардо. М. Баткин).

Картина относится к началу XVI века. Это портрет жены купца из Флоренции Франческо дель Джокондо.

Самой знаменитой является загадка улыбки Джоконды. Мастерство гения здесь достигло таких высот, что выражение лица Моны Лизы остается неуловимым, с разных точек — оно всегда разное.

Кто-то считал этот эффект зловещим, кто-то — одухотворенным, гипнотическим.

Этот эффект называют сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) — реализм и объём такой, как будто картина написана многими мазками.

Обратите внимание

А, между тем, это не так! Слой краски очень тонок, и мазки не видны вообще. Исследователи давно уже пытаются понять эту манеру письма при помощи флуоресцентного метода. Еле уловимая дымка растушевывает линии, делает Джоконду почти живой. Начинает казаться, что сейчас губы разомкнутся и она произнесёт слово.

Противоречиво уже первое описание картины, данное Вазари, который писал, что Леонардо да Винчи работал над ней четыре года и не закончил, но тут же сообщает, что в портрете воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. С большой долей уверенности можно сказать, что в образе Моны Лизы Леонардо да Винчи изобразил не простую женщину, а Богоматерь.

Исследователи склоняются к выводу, что одна половина лица Джоконды — это Иоанн Креститель, профиль второй половины принадлежит Иисусу Христу.

Левая рука лежит неподвижно, выражаясь языком Леонардо “Если фигуры не делают жестов, которые членами тела выражают представление человеческой души, то фигуры эти дважды мертвы”. Правая рука выглядит более “правдоподобно”. Всё это подтверждает то, что в образе Моны Лизы художник совместил живой и мёртвый образ.

Исследования Карлы Глори и Сильвано Винчети

Мы знаем, что многие свои работы он зашифровывал, например в технике “зеркального” письма. Таким образом в правом зрачке Джоконды были обнаружены буквы LV или L2. Возможно, это инициалы, а, может быть, код — ведь в Средние века буквы могли заменять цифры.

По утверждению исследовательницы Карлы Глори, за силуэтом Джоконды на полотне гениального мастера кисти Леонардо да Винчи изображены живописные окрестности местечка Боббио, что расположено на севере Италии.

Это заключение было высказано вслед за сообщением главы Национального итальянского комитета по охране культурных памятников Сильвано Винчети — журналиста, писателя и первооткрывателя могилы Микела́нджело да Караваджо.

Публицист сообщил, что рассмотрел на бесценном полотне Леонардо начертания букв и цифр. Речь шла о числе «72», что под аркой моста, просматриваемого по левую руку от Моны Лизы. Сам же Винчети полагает, что это ссылка на мистические теории Леонардо да Винчи.

Глори Карла считает, что пометка «72» указывает на 1472 год, когда вышедшая во время половодья река Треббия (Trebbia) снесла и разрушила ветхий мост. Позже семейство Висконти, господствовавшее в тех краях в те времена, построило новый мост. Всё, кроме изображения моста, и есть тот великолепный пейзаж, который можно было видеть с террас и окон местного средневекового замка.

Местечко Боббио было знаменито тем, что рядом расположен грандиозный монастырский ансамбль Сан-Коломбано (San Colombano), ставший прототипом места действия для романтической истории Умберто Эко в «Имени розы».

Также Карла Глори предположила, что его натурщицей была не супруга состоятельного горожанина Лиза дель Джокондо, а дочь герцога из Милана Бьянка Джованна Сфорца. Изображенное на полотне место — не центральная часть Италии, как предполагали ранее. Батюшка предполагаемой модели, Лодовико Сфорца, был одним из основных заказчиков Леонардо и прославленным меценатом.

Важно

Историк Глори высказывает предположение, что живописец и естествоиспытатель гостил у него и в Милане, и в удаленном Боббио.

Там находилась знаменитая в те времена библиотека, подпадающая под властное начало миланских правителей.

Скептически настроенные исследователи утверждают, что начертания цифр, букв, обнаруженные Винчети в зрачках глаз Моны Лизы, не что иное, как трещинки, появившиеся там от времени.

Однако это совсем не обязательно так и есть. Пример тому удивительная история исследования нерукотворной иконы Девы Марии Гваделупской, что находится в Мексике.

Самая страшная головоломка Леонардо да Винчи

Сочетая в себе качества ученого и ясновидящего, в старости Леонардо сделал странный рисунок — «Конец мира», который тогда не был понят. Сегодня он приводит нас в ужас: это очертания огромного гриба, вырастающего из взорванного города…

Некоторые учёные и исследователи уверены, что некоторые головоломки Леонардо уже разгаданы, например:

  1. “Будет по воздуху носиться зловещий пернатый род; они нападут на людей и зверей и будут питаться ими с великим криком”. Считается, что здесь идёт речь о самолётах, вертолётах, ракетах.
  2. “Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать”. Ну конечно, это телефон, мобильная связь.
  3. «Морская вода поднимется на высокие вершины гор, к небесам и снова упадет на жилища людей. Видно будет, как самые большие деревья лесов будут несомы неистовством ветра с востока на запад».
    Есть мнение, что это пророчество связано с глобальным потеплением.

Невозможно перечислить все работы Леонардо. Но и этой малой части достаточно, чтобы получить представление об этом универсальном гении, которого нельзя сравнить ни с кем из живших в его времена.

Источник: http://unusual-world.ru/zagadki-mony-lizy

Загадка картины «Моны Лизы» Леонардо да Винчи

   Наверное, в мире нет более известного полотна, чем «Мона Лиза». Она популярна во всех странах, широко растиражирована как узнаваемый и броский образ.

«Мона Лиза» за свою четырехсотлетнюю историю побывала и торговой маркой, и становилась жертвой похищения, упоминалась в песне Нат Кинг Кола, ее имя цитировалось в десятках тысяч печатных изданий и фильмов, а выражение «улыбка Моны Лизы» стало устойчивым словосочетанием, даже штампованной фразой.

История создания картины «Мона Лиза»

   Считается, что картина — это портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца тканями по фамилии Дель Джокондо. Время написания, примерно 1503 — 1505 годы. Создал полотно великий Леонардо да Винчи.

Возможно, будь картина написана другим мастером, ее не окутывал бы такой плотный флер загадочности.

   Это небольшое произведение искусства размером 76,8 х 53 см написано маслом на доске из древесины тополя. Находится картина в Лувре, где ей отведен специальный зал, носящий ее имя.

Привез ее во Францию сам художник, который перебрался сюда под покровительство короля Франциска I.

Мифы и домыслы

   Необходимо сказать, что ореол легендарности и необычности окутывает это полотно только последние лет 100 с лишним, с легкой руки Теофиля Готье, писавшего об улыбке Джоконды.

До этого современники восторгались мастерством художника в передаче выражения лица, виртуозном исполнении и выборе красок, живости и натуральности изображения, но не усматривали в картине скрытых знаков, намеков и зашифрованных посланий.   Сейчас больше всего людей занимает пресловутая загадка улыбки Моны Лизы.

Она — только намек на улыбку, легкое движение уголков губ. Возможно, расшифровка улыбки заключена в самом названии картины — Ля Джоконда на итальянском может означать «веселая».

Может, все эти столетия «Мона Лиза» просто смеется над нашими потугами разгадать ее тайну?

   Такой тип улыбки характерен для многих картин художника, например, полотна, изображающего Иоанна Крестителя или многочисленных мадонн («Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта»).

   Много лет интерес представляла идентификация личности прототипа, пока не были найдены документы, подтверждающие реальности существования настоящей Лизы Герардини. Тем не менее, есть утверждения, что картина — это зашифрованный автопортрет да Винчи, который всегда имел нетрадиционные наклонности, или даже изображение его юного ученика и любовника по прозвищу Салаи — Дьяволенок. В пользу последнего предположения приводят такие подтверждения, как тот факт, что именно Салаи оказался наследником Леонардо и первым владельцем «Джоконды». К тому же название «Мона Лиза» может быть анаграммой «Mon Salai» (мой Салаи на французском языке).   Большой интерес для конспирологов и сторонников идеи о принадлежности да Винчи к ряду тайных обществ представляет и загадочный пейзаж на заднем плане. Он изображает странную местность, которую не удалось точно идентифицировать до наших дней. Она написана, как и вся картина, в технике сфумато, но в другой цветовой гамме, голубовато-зеленоватой, и асимметрична — правая сторона не соответствует левой. Кроме того, в последнее время появились утверждения, что художник зашифровал в глазах Джоконды какие-то буквы, а в изображении моста — цифры.

Просто картина или шедевр

   Бессмысленно отрицать великие художественные достоинства этой картины. Она безусловный шедевр эпохи Возрождения и значительное достижение в творчестве мастера, не зря же сам Леонардо высоко ценил эту свою работу и многие годы не расставался с ней.

   Большинство людей воспринимают массовую точку зрения и относятся к картине как к загадочному полотну, шедевру, посланному нам из прошлого одним из самых гениальных и талантливых мастеров в истории искусства. Меньшинство видит в «Моне Лизе» необыкновенно красивую и талантливо исполненную картину.

Загадочность ее состоит лишь в том, что мы приписываем ей те особенности, которые сами хотим увидеть.   Самая ограниченная, к счастью, группа людей относится к тем, кого эта картина возмущает и раздражает. Да, бывает и такое, иначе чем же можно объяснить как минимум четыре случая вандализма, из-за которых полотно сейчас защищено толстенным пуленепробиваемым стеклом.

   Как бы то ни было, «Джоконда» продолжает существовать и радовать все новые поколения зрителей своей загадочной полуулыбкой и сложными неразгаданными загадками. Возможно, в будущем кто-то найдет ответы на существующие вопросы. Или же создаст новые легенды.

Источник: https://muzei-mira.com/article/2147-zagadka-kartiny-mony-lizy-leonardo-da-vinchi.html

Загадки

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

3 1 Soris   (17.08.2014 16:35) Когда людям заняться нечем, начинают выдумывать всякую чушь. Портрет как портрет, кстати, довольно страшненькой дамы, написан в соответствии с взглядом художника.

1 3 NecroSkin   (17.08.2014 16:51) Портрет как портрет. Главное, автора распиарить, и внедрить идейку, что если вы ничего не понимаете – то вам не дано, а это – “высокое искусство”! Как с квадратом Малевича.

1 2 NecroSkin   (17.08.2014 16:46) Совсем барышня на почве будильников и мании величия рехнулась…. Это ж надо так упороться, чтобы так доказательства к месту “второго собственного пришествия” за уши притягивать – то через картины, то через Грааль и влагалище, то через птичку и хлебушек на иврите. И всё это зачем? А чтобы доказать, что Иисус №2 обитает в Бердянске. Избранные поймут…

0 4 sansan   (17.08.2014 17:04) То-то меня в последнее время так в Бердянск тянет

1 5 MarsNews   (17.08.2014 17:29) Сосала она хорошо вот и вся загадка.
Читайте также:  «ирисы» ван гога. о цветочном шедевре художника - все о живописи

1 6 siriys   (17.08.2014 18:18) Блин!но ты прав,я думаю они были любовниками,по этой причине Леонардо и сгорел,она была для него смыслом,эталоном женственности,нет в ее улыбке надменности,просто маленькая женское счастье.

0 7 siriys   (17.08.2014 18:27) И Леонардо и Тесло с Энштейном мыслили иначе,видели мир глазами свободных от правил,1+1=3 это одно из правил быть гением общества.

1 8 F_R_Age   (17.08.2014 20:37) Мне на ОРТ “первом” в новостях, всегда видится Давида звезда, когда студия перестроилась под треугольники олимпийских символов.Ну точно, ведущий продуцирует на зрителей из центра одного из первых смыслов. Можно любой рисунок в фотошопе подогнать под эти правила подгона! Хватит болеть СПГС, будьте разумнее!

1 9 ALMYRON   (17.08.2014 20:55) Насчёт “француженок”-это как я понимаю,юмор такой?По версии статьи это была Лиза Герардини, жена флорентийского купца.Другая версия статьи говорит о Пачифики Брандано,опять же явно не французского происхождения.И потом давайте не забывать,что в Париже побывали русские казаки,которые оставили о себе очень хорошую память во всех отношениях!И среди французов и до сих пор временами рождаются светлые и голубоглазые и отнюдь не страшные дети.Да и вообще,поезжайте во Францию и вы убедитесь,что “европейские” французы вполне ничего.Но вот “африканская” часть французов(негры-христиане из бывших колоний Франции) – это что-то.Интересно,что сами французы не просто считают их “своими”,но всерьёз полагают их “французами” и ничего против них не имеют.Проблемы у них с мусульманами -эмигрантами.Этих они боятся и всерьёз.

2 10 ALMYRON   (17.08.2014 21:06) “Джоконда” в своё время побывала в Москве,но ажиотаж был чудовищный,пробиться не удалось.Да и давали смотреть всего немного-глянул и проходи.Лет двадцать назад я был в Париже и заглянул в Лувр.Была зима,народу было относительно немного и я мог стоять и смотреть сколько угодно. Ребята.Эта картина своей славы стоит!Оторваться действительно нельзя!Стоишь и пялишься,а почему-и сам не знаешь.Словно в тебе всё переворачивает.Какое-то очень странное ощущение. Есть в этой истории ещё один момент-в разные столетия её описывают по разному-словно картина самообновляется и меняется.Что,как,каким образом это возможно-никто ничего толком обьяснить не может.Видно без “нечистой силы” здесь не обошлось.

0 11 vitkon   (17.08.2014 21:30) хм ..мистики конечно нет в картине ,НО так просто без сил не падают смотрящие . А примеров вампиризма картин достаточно много .И действие не на уровне явных материй . Неплохое разоблачение сокрытия ЭФИРА в “науке ” http://pandoraopen.ru/2014-08….deleeva В нем проявление вампиризма ???

0 15 ALMYRON   (17.08.2014 22:37) Спасибо за послания.В отношении самолёта-похоже,что всё правда.Ещё несколько источников подтвердили ту же версию. В отношении “вампиризма” картин-действительно,подобный эффект явно имеется.

0 12 ALMYRON   (17.08.2014 22:24) И всё-таки,в 1503-1505,когда,как считается Леонардо писал картину,он жил во Флоренции.Во Францию он попал гораздо позже,уже перед концом своей жизни.То что он бесконечно правил этот портрет-верно.Но однако же – это всё же итальянка.

1 13 ALMYRON   (17.08.2014 22:28) Насчёт французов-не заблуждайтесь.Именно они “похоронили”мечты глобалистов об единой Евроконституции. Именно они не пускают Турцию уже десятилетия в ЕС(по причине её ислама).И не забудьте,что в Фукусима именно французские роботы ликвидировали последствия аварии.Ни у США и у Японии подобных роботов не оказалось.

0 14 ALMYRON   (17.08.2014 22:33) Я в своё время был в тогда ещё Ленинграде и имел счастье обойти все его музеи.Это великолепно!Этот город заслуживает свое славы.Кстати,в Европе туры в Питер стоят чудовищно дорого,что говорит об их популярности.А картины Куинджы и я обожаю-это было поразительное явление и не только для своего времени.

0 16 msozzy   (17.08.2014 23:14)

0 17 msozzy   (17.08.2014 23:21)

1 18 ALMYRON   (18.08.2014 09:41) Вы правильно заметили насчёт двух веков. Действительно. Тысячелетия Франция была великой державой(конечно “столетняя война”которая потребовала такое явление,как Жанна д'Арк,несколько “выпадает”-французы там вели себя далеко не блестяще).И вдруг Франция оказывается “на вторых ролях”.Но всё очень просто объяснимо,если учесть,что именно двести лет назад Ротшильды начинают создавать свой “дивный новый мир”,в котором на “первых ролях ” оказываются Англия,Германия ,а потом и США.Опять же,когда Людовик XVI имел глупость пойти против иезуитов,они в отместку устроили ему революцию и довели до казни. Последующие войны буквально истребили весь “цвет” французской нации.А насчёт “гениальных”способностей Наполеона,-так это ему чип в голову поставили-об этом немало понаписано.А кто и зачем-это уже не в нашей компетенции.Но стоило ему ослушаться своих “советников” и всё кончилось крахом.А воевать французы умеют.Не раз и не два французский спецназ наводил порядок в африканских странах(бывших колониях).А то,что они стали избегать маштабных войн-так правильно делают.За каким хреном умирать вдали от родины?

Источник: http://earth-chronicles.ru/index/86-69749-5-2

Какие загадки скрывает «Мона Лиза»

«Мона Лиза» работы великого Леонардо да Винчи, известная также под названием «Джоконда» — одно из самых загадочных произведений в истории искусства.

Вот уже несколько столетий не утихают споры о том, кто на самом деле изображен на портрете.

По различным версиям, это жена флорентийского торгов​ца, трансвестит в женской одежде, мать художника и наконец — сам художник, переодетый женщиной… Но это лишь часть тайн, связанных с картиной.

«Мона Лиза» — это не «Джоконда»?

Считается, что картина была написана около 1503—1505 года.

Моделью для нее, по официальной версии, послужила современница великого живописца, в девичестве Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, портрет которой якобы заказал её супруг, флорентийский торговец шелком Франческо дель Джокондо.

Полное название полотна – «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Джоконда (la Gioconda) также означает «веселая, играющая». Так что, возможно, это прозвище, а не фамилия.

Впрочем, в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что знаменитая «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи и его же «Джоконда» — это две совершенно разные картины.

Дело в том, что никто из современников великого живописца не видел портрет завершенным. Джорджо Вазари в книге «Жизнь художников» утверждает, что Леонардо работал над картиной четыре года, но так и не успел ее закончить. Однако портрет, выставленный сейчас в Лувре, полностью завершен.

Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи. Он сделал набросок портрета. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. На известном всем портрете колонны отсутствуют.

Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы». Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику – мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо.

Затем она переходила по наследству из поколения в поколение.

На портрете же, называемом «Мона Лиза», предположительно изображена фаворитка герцога Джулиано Медичи Констанция д’Авалос. В 1516 году художник привез это полотно с собой во Францию. До самой кончины да Винчи картина находилась в его поместье под Амбуазом. В 1517 году она очутилась в коллекции французского короля Франциска I. Именно ее сейчас можно лицезреть в Лувре.

В 1914 году один британский антиквар всего за несколько гиней приобрел на вещевом рынке города Бас изображение Моны Лизы, которое счел удачной копией творения Леонардо. Впоследствии этот портрет стал известен как «Айуорская Мона Лиза». Он выглядит незаконченным, на заднем плане – две греческие колонны, как в воспоминаниях Рафаэля.

Совет

Затем полотно попало в Лондон, где его в 1962 году выкупил синдикат швейцарских банкиров.

Неужели между двумя разными женщинами существует такое сходство, что их перепутали? Или картина все-таки одна, а вторая – лишь копия, выполненная неизвестным художником?

Скрытое изображение

Кстати, недавно французский эксперт Паскаль Котт объявил, что под слоем краски на картине скрывается еще одно изображение, настоящая Лиза Герардини. К такому выводу он пришел, потратив десять лет на изучение портрета с помощью разработанной им самим технологии, основанной на отражении световых лучей.

По словам ученого, удалось «распознать» под «Моной Лизой» второй портрет. На нем также изображена женщина, которая сидит в точно такой же позе, как Джоконда, однако, в отличие от последней, смотрит немного в бок и не улыбается.

Роковая улыбка

А знаменитая улыбка Моны Лизы? Каких только гипотез не выдвигали по поводу нее! Кому-то кажется, что Джоконда вовсе не улыбается, кому-то – что у нее нет зубов, а кому-то в ее улыбке чудится нечто зловещее…

Еще в XIX столетии французский писатель Стендаль отмечал, что после долгого любования картиной у него приключился необъяснимый упадок сил… Работники Лувра, где сейчас висит полотно, рассказывают, что зрители нередко падают перед «Моной Лизой» в обморок.

Кроме того, музейные служащие заметили, что, когда в зал не пускают публику, картина как бы тускнеет, а стоит появиться посетителям, как краски будто становятся ярче, а загадочная улыбка проступает более отчетливо… Парапсихологи объясняют феномен тем, что «Джоконда» — картина-вампир, она пьет жизненную силу человека… Впрочем, это лишь предположение.

Очередную попытку разгадать тайну предприняли Ниц Зебе из Университета Амстердама и его американские коллеги из Университета Иллинойса.

Они воспользовались специальной компьютерной программой, сверяющей изображение человеческого лица с базой данных человеческих эмоций.

Компьютер выдал сенсационные результаты: оказывается, на лице Моны Лизы читаются крайне смешанные чувства, причем среди них лишь 83% счастья, 9% принадлежит отвращению, 6% — страху и 2% — гневу…

Между тем итальянские историки обнаружили, что, если разглядывать глаза Моны Лизы под микроскопом, то становятся видны какие-то буквы и цифры. Так, в правом глазу можно разглядеть буквы LV, которые могут, впрочем, представлять собой всего лишь инициалы имени Леонардо да Винчи. Символы в левом глазу распознать пока не удалось: не то это буквы CE, не то B…

Обратите внимание

В арке моста, расположенного на заднем плане картины, «красуется» число 72, хотя есть и другие версии, например, что это 2 или же буква L… Еще на полотне просматривается число 149 (четверка затерта). Это может обозначать год создания картины – 1490-й или позднее…

Но как бы то ни было, таинственная улыбка Джоконды навсегда останется образцом высочайшего искусства. Ведь божественный Леонардо смог создать нечто такое, что будет волновать потомков еще многие и многие века…

Источник: https://suharewa.ru/kakie-zagadki-skryvaet-mona-liza/

Тайна Леонардо да Винчи. Тайны картин. Секреты Тайной вечери…

В недавнем потоке книг и статей все чаще стали появляться предположения, что Леонардо да Винчи был лидером подпольного общества и что он скрыл в своих художественных работах секретные коды и сообщения. Правда ли это? В дополнение к его роли в истории как известного художника, ученого и изобретателя, был ли он также хранителем какой-то огромной тайны, которая передается на протяжении веков?

ШИФРЫ И ШИФРОВАНИЕ. МЕТОД ШИФРОВАНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

Леонардо было, конечно, не привыкать к использованию кодов и шифрования. Все его заметки написаны задом наперед, зеркально. Почему именно Леонардо делал это – остается неясным.

Было высказано предположение, что он, возможно, чувствовал, что некоторые из его военных изобретений были бы слишком разрушительными и мощными, если бы они попали в чужие руки. Поэтому он защищал свои бумаги, используя метод обратной записи. Другие ученые указывают на то, что этот тип шифрования слишком прост, ведь для его расшифровки нужно всего лишь поднести бумагу к зеркалу.

Если Леонардо использовал его для безопасности, он, вероятно, был озабочен скрытием содержимого только от случайного наблюдателя.

Другие исследователи полагают, что он использовал обратное письмо, просто потому что ему так было проще. Леонардо был левшой, и писать в обратном направлении было для него делом менее трудным, чем для правши.

Читайте также:  «крик» мунка. о самой эмоциональной картине в мире - все о живописи

КРИПТЕКС

В последнее время многие люди приписывают Леонардо изобретение механизма под названием криптекс. Криптекс представляет собой трубку, которая состоит из серии колец с выгравированными на них буквами алфавита.

Когда кольца повернуты таким образом, что некоторые буквы выстраиваются в линию, образуя пароль к открытию криптекса – одну из торцевых крышек становится возможным снять, и содержимое (обычно это кусок папируса, обернутый вокруг стеклянной емкости с уксусом) может быть извлечено.

Важно

Если же кто-то попытается достать содержимое путем поломки устройства – стеклянная емкость внутри расколется и уксус растворит написанное на папирусе.

В своей популярной книге (художественной) «Код да Винчи» Ден Браун приписывает изобретение криптекса Леонардо да Винчи. Но реальных доказательств того, что именно да Винчи придумал и/или сконструировал это устройство – нет.

ТАЙНЫ КАРТИНЫ МОНА ЛИЗА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ТАЙНА УЛЫБКИ ДЖОКОНДЫ.

Одна популярная идея состоит в том, что Леонардо написал секретные символы или сообщения в своих произведениях.

Проанализировав его самую известную картину, “Мона Лиза”, многие уверены, что Леонардо, при создании картины, использовал некоторые хитрости. Многие люди считают улыбку Джоконды особо навязчивой.

Они говорят, что она, кажется, изменяется, даже если изменений свойств краски на поверхности картины нет.

Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета предполагает, что Леонардо нарисовал края улыбки на портрете, таким образом, что они кажутся как будто немного не в фокусе.

Из-за этого их проще видеть периферическим зрение, чем если смотреть непосредственно на них.

Это может объяснить, почему некоторые люди сообщают, что портрет, кажется, больше улыбается, когда они смотрят непосредственно на улыбку.

Совет

Другая теория, предложенная Кристофер Тайлер и Леонидом Концевич из Исследовательского института глаза Смит-Кеттлевел говорит, что улыбка, похоже, меняется из-за переменных уровней случайных шумов в зрительной системе человека. Если закрыть глаза в темной комнате, Вы заметите, что все не идеально черное.

Клетки наших глаз создают низкий уровень “фонового шума” (мы видим это, как крошечные светлые и темные точки). Наш мозг обычно это фильтрует, но Тайлер и Концевич предположили, что при рассмотрении Моны Лизы, эти маленькие точки могут изменять форму ее улыбки.

В качестве доказательств своей теории, они наложили несколько случайных множеств точек на картину “Мона Лиза” и показали ее людям. Некоторые из опрошенных сказали, что улыбка Джоконды выглядит более радостно, чем обычно, другим казалось наоборот, что точки омрачили портрет.

Тайлер и Концевич утверждают, что шум, который присущ зрительной системе человека, дает тот же эффект. Когда кто-то рассматривает картину, его зрительная система добавляет к изображению шум и изменяет ее, кажется, что улыбка изменилась.

Почему Мона Лиза улыбается? На протяжении многих лет, люди выдвигали такие версии: одни считали, что, возможно, она была беременна, другие – находят эту улыбку грустной и предполагают, что она была несчастна в браке.

Доктор Лилиан Шварц из исследовательского центра Лаборатории Белла придумала версию, которая кажется маловероятной, но интригующей. Она думает, что Джоконда улыбается, потому что художник подшутил над зрителями. Она утверждает, что на картине не улыбчивая молодая женщина, что на самом деле это автопортрет самого художника.

Шварц заметила, что, когда она использовала компьютер, чтобы выявить особенности на портрете Моны Лизы и автопортрете да Винчи – они полностью совпали.

Однако, другие эксперты отмечают, что это может быть результатом того, что оба портрета нарисованы такими же красками и кистями, одним и тем же художником, и с использованием одинаковых методов написания.

ТАЙНА КАРТИНЫ ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

Обратите внимание

Дэн Браун в своем популярном триллере Код да Винчи предполагает, что картина Леонардо Тайная вечеря имеет ряд скрытых смыслов и символов.

В вымышленной истории есть заговор ранней церкви, чтобы подавить важность Марии Магдалины, последовательницы Иисуса Христа (история свидетельствует – к огорчению многих верующих – что она была его женой). Якобы Леонардо был главой тайного ордена людей, которые знали правду о Магдалине и пытались ее сохранить.

Один из способов Леонардо сделать это – оставить ключи к разгадке в своем знаменитом труде – в Тайной вечере.

На картине изображен последний ужин Иисуса совместно со своими учениками перед его смертью. Леонардо пытается уловить момент, когда Иисус объявляет, что он будет предан, и что один из мужчин за столом будет его предателем.

Наиболее значимым ключом, оставленным Леонардо, по словам Брауна, является то, что ученик, который идентифицируется на картине как Иоанн – на самом деле Мария Магдалина. Действительно, если бросить быстрый взгляд на картину, кажется, что это действительно так.

Человек, изображенный справа от Иисуса, имеет длинные волосы и гладкую кожу, что можно было бы рассматривать как женские особенности, по сравнению с остальными апостолами, которые выглядят немного более грубо и кажутся старше.

Браун также указывает на то, что Иисус и фигура по правую руку от него, вместе образуют контур буквы “М”. Символизирует ли это Марию или, возможно, жену (Matrimony в переводе с английского брак, супружество)? Является ли это ключами к тайным знаниям, оставленными Леонардо?

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Несмотря на первое впечатление, что эта фигура на картинке выглядит более женственно, остается вопросом, выглядела ли эта фигура также женственно для зрителей той эпохи, в которой Леонардо написал данную картину. Наверное, нет.

Важно

Ведь Иоанн считался самым младшим из учеников, и он часто изображался в виде безбородого юноши с мягкими чертами лица и длинными волосами.

Сегодня можно расценивать эту личность, как существо женского пола, но если вернуться во Флоренцию, в пятнадцатый век, учесть разницу культур и ожиданий, попытаться вникнуть в представления тех времен о женском и мужском началах – уже нельзя быть уверенным, что это на самом деле женщина. Леонардо был не единственным художником который изображал Иоанна подобным образом. Доменико Гирландайо и Андреа дель Кастаньо в своих картинах написали Иоанна схоже:

«Тайная вечеря» Андреа дель Кастаньо

«Тайная вечеря» Доменико Гирландайо

В “трактате о живописи”, Леонардо объясняет, что персонажи на картине должны быть изображены на основе их типов. Эти типы могут быть такими: “мудрец” или “старуха”.

Каждый тип имеет свои характеристики, например: борода, морщины, короткие или длинные волосы. Иоанн, как на фото, на “Тайной вечере” представляет собой студенческий тип: ставленник, который еще не созрел.

Художники той эпохи, в том числе Леонардо, изобразил бы этот тип, “студент”, как очень молодого человека с мягкими чертами лица. Именно это мы и видим на картине.

Что касается контура “M” на картинке, это результат того, как художник сочинил картину. Иисус, в тот момент, когда он объявляет о свое предательстве, сидит один в центре картины, его тело по форме напоминает пирамиду, ученики располагаются группами по обе стороны от него. Леонардо часто использовал форму пирамиды в композициях своих работ.

ПРИОРАТ СИОНА.

Есть предположения, что Леонардо был руководителем секретной группы под названием Приорат Сиона.

Согласно Коду да Винчи, миссией Приората было сохранение тайны Марии Магдалины о ее браке с Иисусом.

Совет

Но ведь книга Код да Винчи – выдумка, основанная на теориях из спорной “нон-фикшн” книги под названием Святая кровь и Святой Грааль авторов Ричарда Ли, Майкла Бейджента и Генри Линкольна, написанной в начале 1980-х годов.

В книге Святая кровь и Святой Грааль, в качестве доказательств членства Леонардо в Приорате Сиона, приводится ряд документов, которые хранятся в Национальной библиотеке Франции, в Париже.

В то время как есть некоторые доказательства того, что орден монахов с таким названием существовал еще в 1116 г. н. э.

, и эта средневековая группа не имеет ничего общего с Приоратом Сиона 20 века, а годы жизни да Винчи: 1452 – 1519.

Документы, подтверждающие существование Приората на самом деле есть, но вполне вероятно, что они являются частью мистификации, задуманной человеком по имени Пьер Плантар в 1950-х годах. Плантар и группа его единомышленников правого толка с антисемитскими наклонностями основали в 1956 году Приорат.

Изготовляя фальшивые документы, в том числе поддельные генеалогические таблицы, по-видимому, Плантар надеялся доказать, что он был потомком Меровингов и наследником французского престола.

Документ, якобы свидетельствующий что Леонардо, наряду с такими корифеями, как Боттичелли, Исаак Ньютон и Гюго состояли в организации Приорат Сиона – с большой вероятностью, тоже может быть поддельным.

Неясно, пытался ли Пьер Плантар также увековечить историю Марии Магдалины. Известно, что он утверждал, что Приорат обладает сокровищем.

Не набором бесценных документов, как в «Коде да Винчи», а списком священных предметов, написанном на медном свитке, одном из свитков Мертвого моря, найденных в 50-ых годах. Плантар сказал интервьюерам, что Приорат вернет это сокровище в Израиль, когда “придет время”.

Обратите внимание

Мнения экспертов по этому поводу разделились: некоторые считают, что никакого свитка нет, некоторые – что он поддельный, а некоторые что он настоящий, но не принадлежит по праву Приорату.

Тот факт, что Леонардо да Винчи не был членом тайного общества, как показано в Коде да Винчи, не является поводом для того чтобы перестать восхищаться его талантом. Включение этой исторической личности в современную фантастику интригует, но ничуть не омрачает его достижения.

Его художественные произведения были и есть источником вдохновения для миллионов на протяжении столетий и содержат тонкости, которые даже лучшие эксперты до сих пор пытаются разгадать. Кроме того, его эксперименты и изобретения характеризуют его как передового мыслителя, чьи изыскания выходят далеко за рамки его современников.

Главный секрет Леонардо да Винчи состоит в том, что он был гением, но в те времена понять это смогли не многие.

Поделись в соц. сетях:

Рекомендуем к прочтению:

Картины Леонардо да Винчи. Фото с названиями.

«Благовещение» картина Леонардо да Винчи. Фото и описание картины.

Поклонение волхвов картина Леонардо да Винчи. Сюжет картины, описание и фото.

Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article/secrets/da_Vinci.htm

Тайна Моны Лизы

Уже на протяжении довольно долгого времени исследователи пытаются найти останки той женщины, которая некогда была моделью для самого Леонардо да Винчи. Поиски происходят на территории Флоренции под монастырем, посвященной святой Урсуле.

Споры и диспуты о таинственной незнакомке не утихают до сих пор, о возможно, что разгадка будет раскрыта в ближайшее время.

Исследователи считают, что наконец-то ими было обнаружено место, где может находиться эта легендарная женщина.

Как только будут найдены ее останки, генетики могут восстановить по черепу облик Джоконды и сравнить ее с оригиналом великого мастера. Исследователи считают, что будет обнаружено сходство.

Тайна картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Самой правдивой версией создания картины можно считать, что да Винчи в качестве модели для написания картины привлек жену местного купца Лизу Джерардини дель Джокондо. Ее супруг Франческо якобы заказал портрет сам.

Долгое время было вообще неясно, кто является прототипом создания картины. Исследователи из Италии под руководством Сильвано Винчети, профессора Национального комитета, отыскали в архивных хрониках свидетельство о смерти купчихи.

В книге мертвых было записано, что захоронена эта женщина была в монастыре, где она провела последние годы своей жизни. В монастыре святой Урсулы служила монахиней Мариэтта, старшая дочь Лизы, которая и забрала к себе мать.

В настоящее время монастырь находится в заброшенном состоянии.

Важно

Начатые раскопки позволили отыскать старинную кладку из кирпича, толщина которой составлял один метр. Под алтарем был найден женский череп, а после и скелет.

Читайте также:  Картины ван гога. 5 шедевров гениального мастера - все о живописи

Обнаруженная находка так воодушевили Сильвано Винчети, что он поспешил непременно продолжить поисковые работы и даже выдвинул гипотезу, что наконец-то нашел знаменитую Мону Лизу.

Но после этого были найдены еще несколько скелетов, а археологи вовсе уже не пытались найти сенсационную находку.

Несмотря на ряд неудач, Венчети не отчаивается найти останки, принадлежавшие купчихе. При помощи георадара в кладке было обнаружено еще одно захоронение. На личной пресс-конференции флорентийские ученые рассказали о своей догадке, что всех умерших женщин.

Не являвшихся монахинями хоронили, укладывая их тела в ряд. Более поздние по времени захоронения располагались над ранними.

Самый последний найденный скелет, по словам ученых, скорее всего, мог принадлежать, умершей в 1609 году Марии дель Риччо, об этом имеется запись в книге мертвых.

Археологи на конференции рассказали о том, что скелет Моны Лизы, как только он найдется, обязательно пройдет генетическую экспертизу. У итальянских ученых имеются образцы ДНК дочерей Джоконды, взятых из захоронений церкви пресвятого Благовещения, находящейся во Флоренции. После проведения данной процедуры историки предполагают начать работу по воссозданию лица купчихи.

Известно, что полотно с изображением Моны Лизы принято называть еще Джокондой. В 2005 году в церковном архиве были обнаружены записи, оставленные чиновником по имени Агостино Веспуччи, в них повествовалось, что да Винчи трудился одновременно над 3-мя картинами, в число которых входил и портрет той самой Лизы дель Джокондо.

Совет

Но, несмотря на такие записи, множество ученых склоняется к той версии, что позировала художник явно не купчиха.

Существует версия, что образ загадочной женщины, представленный Леонардо, является выдуманным самим автором, он является по сути своей собирательным.

Очень популярной является идея о том, что на картине запечатлен лик самого гения. Проверить данную гипотезу можно лишь сопоставив, созданный образ по черепу да Винчи, с изображением на картине. Винчети уже на протяжении многих лет пытается добиться от итальянского правительства разрешения на эксгумацию тела великого художника, покоящегося в замке Амбауаз, но все время получает отказ.

Моделью считают и самого любимого ученика Леонардо, поэтому на лице портрета и была нарисована загадочная улыбка. О нетрадиционной ориентации великого мастера судачат уже на протяжении довольно долгого времени, а про картину говорят, что на ней может быть изображено взаимоотношение двух мужчин.

Винчети обнаружил в библиотеке Нанта рукопись Леонардо, написанную его любимым способом – зеркальной записью. В данном произведении имеется информация о том, что картину следует рассматривать при помощи увеличительного стекла.

Ученый поспешил попросить разрешение на работу с полотном у французского правительства, ибо Мона Лиза находится в Лувре.

В правом глазу купчихи историк обнаружил буквы «LV», по всей видимости, являющиеся инициалами самого автора, а в левом глазу была обнаружена буква «S».

Обратите внимание

Данная буква могла обозначать слово «Salai», что переводится, как – чертенок. Так именно называли ученика да Винчи, который позже стал и его натурщиком, имя ему было Джано Джакомо Капротти да Орено. Юноша поступил в роли подмастерья к Леонардо в возрасте 10 лет, автору же на тот момент было 38.

Салаи выступил натурщиком ко многим полотнам да Винчи. В том числе и к знаменитому «Иоанну Крестителю», внешность которого напоминает и лицо Моны Лизы. Как знать, может быть одна из главных тайн человечества уже вскоре будет разгаданной.

Видео — Загадка Моны Лизы

 

Источник: http://DarkBook.ru/tayna-mony-lizy-raskryta-zagadochnaya-ulybka

Загадки “Моны Лизы” Да Винчи. Ответы исследователей

РИМ, 11 января 2010.
Многие века были потрачены специалистами в области истории на то, чтобы разгадать тайну загадочной улыбки легендарной Моны Лизы. Однако сделать это удалось простому итальянскому доктору.

По словам доктора Вито Франко из Университета Палермо, многие его коллеги также склонны верить в то, что загадочность женщины, улыбка которой вот уже многие годы чарует ценителей живописи, является результатом… проблем со здоровьем.

Согласно «диагнозу» доктора, женщина, с которой рисовали Мону Лизу, страдала от слишком высокого уровня холестерина в крови, а ее правый глаз «украшала» маленькая липома. Поскольку все эти объяснения являются вполне обоснованными, итальянский специалист называет глупцами всех тех людей, которые верят в сверхъестественность упомянутого полотна.

Ранее нейробиолог из Института неврологии в Аликанте Луис Мартинес Отеро и его коллега Диего Алонсо Паблос пришли к выводу, что улыбка Джоконды сменяется на серьезность из-за того, что глаз зрителя посылает в мозг противоречивые сигналы.

Как объясняют ученые, различные участки сетчатки передают в мозг информацию разных категорий. Эти каналы кодируют данные о размере, ясности, яркости и расположении визуального поля. Когда побеждает один канал, человек видит улыбку, когда другой — Мона Лиза выглядит серьезной. Установить такие особенности восприятия ученым удалось, проведя эксперимент с участием добровольцев. Восприятие наблюдателя менялось в зависимости от размера изображения, расстояния, освещения и прочих факторов. Исследователи не сомневаются, что Леонардо да Винчи специально стремился изобразить такую полуулыбку.

Напомним, что это не первая попытка ученых проникнуть в тайну улыбки Джоконды. Так, в 2005 году ученые Амстердамского университета и специалисты из США предложили свою версию ее расшифровки. Они пришли к выводу, что улыбка Моны Лизы содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости, и потому она воспринимается так неоднозначно.

Джоконда действительно существовала

Леонардо Да Винчи и Мона Лиза. Портрет чужой жены

Таинственная соседка Леонардо Да Винчи

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 января 2007
говорят итальянские исследователи о Моне Лизе: Итальянский ученый утверждает, что женщина, вдохновившая Леонардо да Винчи на написание “Джоконды”, похоронена во Флоренции.

Об этом  сообщило итальянское агентство Анса.

Место и точная дата смерти женщины до настоящего времени были неизвестны, однако их удалось установить благодаря исследованиям профессора Джузеппе Палланти (Giuseppe Pallanti).

Свое заключение о том, что Джоконда действительно существовала, Палланти сделал, изучая материалы флорентийских архивов.

Исследуя документы, он пришел к выводу, что “Джоконда”, или Лиза Герардини (Lisa Gherardini), позировавшая художнику, была женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо (Francesco Del Giocondo). Она умерла 15 июля 1542 года в возрасте 63 лет.

Женщину похоронили на кладбище монастыря Святой Урсулы (Sant Orsola), в котором она, пережив смерть супруга и будучи тяжело больной, провела последние годы своей жизни. В документах также сказано, что в ее похоронах принимал участие весь церковный приход, что свидетельствует о ее известности. Как сообщает РИА “Новости”, в ходе исследований также выяснилось, что Лиза Герардини и семья Леонардо да Винчи жили в соседних домах.

О личной жизни Джоконды “Моны Лизы”

МОСКВА, 27 сентября 2006
рассказывают французские и канадские ученые

Мона Лиза изображена на знаменитой картине Леонардо да Винчи после рождения второго ребенка, сообщили канадские и французские эксперты.

Они провели исследование знаменитой картины с использованием канадской технологии сканирования трехмерного изображения. Исследовательская группа обнаружила, что изображенная на картине супруга флорентийского купца Франческо дель Джокондо облачена в едва заметное прозрачное покрывало. В Италии ХVI века такие покрывала могли носить беременные или же те женщины, которые только что родили ребенка. Эту деталь картины ранее не удавалось различить, поскольку фон казался слишком темным.

По мнению ученых, портрет был приурочен к рождению второго сына Моны Лизы. Таким образом, можно более точно установить дату создания шедевра — около 1503 года.

С помощью современных методов анализа исследователи прежде всего надеялись выяснить особенности “сфумато” — особой техники нанесения краски, с помощью которой да Винчи удалось создать атмосферу загадочности, окутывающей изображение Лизы Джерардини.

Важно

Однако, как признал один из экспертов — Джон Тейлор, им так и не удалось в достаточной степени различить детали мазков кисти мастера.

Жизнь и смерть Лизы Герардини

ФЛОРЕНЦИЯ, 21 января 2007. 
 итальянские ученые-искусствоведы раскрыли биографию Моны Лизы

Флорентийская аристократка, в миру Лиза Герардини, позировавшая для самой знаменитой картины Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (“Джоконда”) умерла 15 июля 1542 года в возрасте 63 лет и была похоронена во Флоренции на кладбище монастыря Святой Урсулы, в котором она, пережив смерть супруга и будучи тяжело больной, провела последние годы жизни. По крайней мере, так утверждает итальянский ученый-искусствовед Джузеппе Палланти на основании изучения флорентийских архивов.

Мона Лиза родилась на улице Маджио в 1479 году, стала матерью пятерых собственных детей и одного приемного ребенка, умерла в возрасте 63 лет. Лиза Герардини была второй женой богатого торговца шелком Франческо Дель Джокондо. Их семья и Леонардо да Винчи были соседями: жили в домах, расположенных на одной улице Гибеллина напротив друг друга. Об этом говорится в черновике документа, написанного пером на желтой бумаге, который попал в руки Палланти, с 1999 года занимающегося изучением этой символической личности и подробно изучающего результаты всех предыдущих исследований.

Родовое поместье семейства Герардини, вилла Виньямаджио. Здесь родилась Лиза

Villa Vignamaggio, вид на виллу

  Ученый выяснил, что членом семьи Дель Джокондо был каноник, поэтому он стал изучать документы Курии и флорентийских церквей, пока не наткнулся на эту запись в книге умерших. “Лиза Герардини была женой Франческо Дель Джокондо, умерла 15 июля 1542 года и была похоронена на кладбище при монастыре Святой Урсулы”, — говорится в документе, содержащем акты о смерти флорентийских жителей. В документах, найденных Палланти, сообщается, что женщина была известна в округе. Это подтверждается тем, что в ее похоронах принимал участие весь церковный приход. Подтвердились все уже известные данные биографии Лизы, которую Вазари описывает как красавицу, имевшую фамильный дворец рядом с церковью Сан-Лоренцо, которая в настоящее время ожидает реконструкции, в нескольких шагах от монастыря Святой Урсулы. “Именно туда, – объясняет Полланти, – Лиза привела свою младшую дочь Мариетту, которая потом стала монахиней Людовикой. И все в этом же монастыре, согласно завещанию мужа, умершего на четыре года раньше Лизы, закончила свои дни Джоконда”. Согласно другим документам, продолжает историк, “Вазари был хорошо знаком с Дель Джокондо, который в 1525-1526 году построил фамильный склеп в капелле Святой Аннунциаты, где художник Андреа дель Сарто работал на монахов, и заказал его ученику Доменико Пулиго картину для их капеллы. Вазари, который в то время был учеником в мастерской Дель Сарто, рассказал, что картина настолько понравилась купцу, что тот забрал ее домой”. Палланти также изучил расположение домов героев этой истории и названия старых улиц Флоренции. “В 1495 году в 16 лет Лиза вышла замуж за богатого купца. Ее семья проживала на улице Гибеллина, почти напротив дома сэра Пьеро, отца Леонардо”. Эти данные позволяют сделать предположение о том, что различные персонажи были знакомы друг с другом, учитывая также и тот факт, что Франческо Дель Джокондо заказал портрет у Леонардо. Но эту гипотезу поддерживают не все исследователи творчества Леонардо. Так, директор музея Да Винчи Алессандро Веццози назвал доводы своего флорентийского коллеги неубедительными. Он утверждает, что “Джоконда была неизвестной любовницей Джулиано Медичи, настоящего заказчика портрета, выставленного сегодня в Лувре, о чем говорится в письме Леонардо кардиналу Арагоны в 1517 году”. Между тем теперь, когда известно место захоронения Моны Лизы, могут быть обнаружены и ее останки, по которым можно установить внешность этой женщины.

55-летний доцент Флорентийского университета Джузеппе Палланти, ученик выдающегося историка Карло Чиполлы, опубликовавший в 2006 году книгу “Настоящая история Джоконды”, продолжает исследование.

Фото с места раскопок в монатыре Святой Урсулы

Внутренний двор монастыря Святой Урсулы Saint Ursula, где найдено захоронение Джоконды

Источник: http://newsphage.blogspot.com/2012/01/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию