Картины босха. 5 шедевров самого загадочного художника – все о живописи

Художник Иероним Босх. Картины Босха с названиями, фото

Иероним Босх – средневековый художник модный и в наши дни, в частности, из-за своих апокалиптических идей. Фрагменты его работы под названием «Сад земных наслаждений» сейчас можно увидеть даже на легинсах и в детской раскраске, в его честь также была названа современная музыкальная группа. Почему?

Несколько фанатичные, если это можно так назвать, картины художника позднего средневековья были популярны своими кошмарными деталями: человек, играющий на флейте, торчащей у него из заднего прохода, при помощи выпускания газов или птица-монстр, пожирающая грешников и испражняющаяся ими в яму для нечистот и прочее… Король Испании Филипп II – покровитель инквизиции, повесил одну из картин Босха («Семь смертных грехов») в своей спальне. Возможно, она помогала ему лучше настроиться на борьбу с еретиками.

Самая известная картина Босха – триптих «Сад земных наслаждений». На левой части триптиха изображены Бог, Адам и Ева в раю, на центральной: непосредственно сад наслаждений, на правой части: деградация, грешники, ад.

Обратите внимание

Несмотря на то, что сюжет этой картины на первый взгляд кажется далеко не детским, из ее фрагментов была создана раскраска для детей возрастом от 6-ти лет.

«Coloring Book Hieronymus Bosch» знакомит детей с удивительными пейзажами, фантастическими фруктами и цветами, и сказочными животными, которых рисовал Босх.

По словам автора, раскраска издана с целью помочь детям развиваться творчески и вдохновить их на создание собственных произведений искусства в будущем.

Также в 1991 году была издана художественная книга «Pish Posh, Said Hieronymus Bosch» (“Тьфу, тьфу, сказал Иероним Босх”). Сюжет книги это рассказ недовольной домработницы Босха, которая уже сыта по горло беспорядком, который его дикие монстры (крылатая рыба и тому подобные существа) делают вокруг дома.

Эти два продукта говорят о том, что, несмотря на то, что Иероним Босх умер 500 лет назад, образы из его работ и его видение, кажется, являются более популярными чем когда-либо.

О всех его картинах вышла новая книга от всемирно известного издательства TASCHEN. В 2007 году в родном городе Босха Хертогенбосе был открыт арт-центр посвященный его творчеству.

Принты его картин украшают обувь от Doc Martens, майки и толстовки, доски для серфинга и скейтборды. Почему это происходит?

Босх пользовался большой популярностью при жизни. Он вдохновил так много подражателей, что иногда сложно определить его первоначальные каноны. Но ведь с тех пор прошло так много времени: дни контрреформации, стиль барокко…

“Католическая церковь восстанавливает свои позиции, и она хотела бы подчеркнуть церковь, спасение и святых, что было не совсем то, на чем сосредотачивался Босх”, сказал Ларри Сильвер, профессор истории искусств в Университете штата Пенсильвания, по телефону. “Взять Рубенса. Тогда, просто не могло быть так, что и Босх и Рубенс могли быть одновременно востребованными. Это одно из обстоятельств, которые положили конец его популярности на тот момент, это, как бы, был поворот от пессимизма к светлой стороне.”

Такое положение дел сохранялось вплоть до начала 20 века.

Историки искусства, такие как Карл Юсти не проявляли особого интереса к живописи Босха, в отличие от основоположников и теоретиков сюрреализма, таких как, например, Андре Бретон, которые начали новую волну интереса к картинам Иеронима Босха. Сюрреалисты и любители сюрреализма оценили его воображение и “бессознательную живопись”. Они были в восторге от его идей против организованной религии и буржуазной морали.

Важно

Богемный восторг такого рода стал постоянно присутствовать в историях об Иерониме. Существует тезис, впервые выдвинутый Вильгельмом Франгером в 1947 году, о том, что Босх был членом культа под названием «Братья свободного духа».

В такой интерпретации, центральная часть сада показывает не мир, который скатывается к греховности, а наслаждение сексуальными тантрическими изысками свободной любви, гармонией с природой.

Есть еще интересное упоминание сада земных наслаждений в книге Код да Винчи, в главе 37.

Также есть версия не менее популярная, чем о секс – культе, о том, что Босх имел бэд трипы от поедания заплесневелого ржаного хлеба.

По словам автора Walter Bosing, для Босха это “работало как чудодейственное лекарство, помогающее компенсировать отсутствие образования и стипендии в высших учебных заведениях и способствующее созданию полотен удовлетворяющих сенсационные аппетиты зрителей”.

Следующий забавный пример – философ, публицист 60-ых Норман Оливер Браун, который соединил теории анального эротизма Фрейда с доктриной Мартина Лютера оправдания верой, проиллюстрировал свою работу Садом земных наслаждений.

Такие интерпретации соответствуют современным стереотипам о психоделических картинах художника с расстроенной психикой, но для современных экспертов они не представляют из себя ничего большего, чем шутки, академики только посмеиваются над ними. Bosing называет их “научной ерундой”. Вероятнее предположить, что Босх просто был художником полностью вне своего времени, а не сумасшедшим наркоманом, посещающим сектантские оргии и рисующим их после употребления ЛСД.

В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик…) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.

Совет

Покойный Александр Маккуин использовал для создания своей заключительной коллекции ткани с принтами полотен Иеронима. Пользующийся спросом писатель Майкл Коннелли назвал главного героя своего самого популярного детективного романа в честь живописца.

Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.

Его популярность, в настоящее время, исходит из того, что современным людям близки и интересны его идеи. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов.

Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. Картины Иеронима Босха одинаково привлекают как наших соотечественников, так и зарубежных зрителей. Босх – был личностью весьма интересной.

Его картины очень многогранны и неоднозначны, их можно понимать по-разному. Поэтому, может сложиться так, что его творчество утратит актуальность нескоро, будет жить ещё очень долго и после нас.

Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.
Картина «Корабль дураков» выполнена маслом на доске, примерно в 1495 – 1500 году. Ее размер: 33 см. 58 см. Картина находится в Лувре, в Париже.
Картина «Несение креста» (Гент) выполнена маслом на доске, примерно в 1490 – 1500 году. Ее размер: 83,5 см. 77 см. Картина находится в Музее изящных искусств, в Генте.
Картина «Несение креста» (Вена) выполнена маслом на доске, примерно в 1515 – 1516 году. Ее размер: 32 см. 57 см. Картина находится в Музее истории искусств, в Вене.
«Несение креста» (Мадрид) – боковая панель от триптиха, который не сохранился, выполнена маслом на доске, примерно в 1505 году. Ее размер: 94 см. 150 см. Картина находится в Королевском дворце, в Мадриде.

Триптих «Искушение святого Антония» выполнен маслом на дереве, примерно в 1505 – 1506 году. Его размер: 225 см. 131,5 см. Картина находится в Национальном музее старинного искусства, в Лиссабоне.

Панно «Искушение святого Антония» выполнено маслом на дереве, не ранее 1490 года. Его размер: 52,5 см. 73 см. Находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.
Картина «Блудный сын» выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее диаметр: 70 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.

Картина «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 – 1480 году. Ее размер: 150 см. х 120 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.

Картина «Святой Христофор» выполнена маслом на доске, примерно в 1504 – 1505 году. Ее размер: 71,5 см. х 113 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.

Триптих «Страшный суд» выполнен маслом на дереве, примерно в 1504 году. Его размер: 247 см. 164 см. Картина находится в Академии изобразительных искусств, в Вене.

Картина «Увенчание терновым венцом» (Лондон) выполнена маслом на доске, примерно в 1508 – 1509 году. Ее размер: 59 см. х 73 см. Картина находится в Национальной галерее, в Лондоне.

Картина «Увенчание терновым венцом» (Эскориал) выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее размер: 195 см. х 165 см. Картина находится в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.

Триптих «Воз сена» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1502 году. Его размер: 190 см. 135 см. Картина существует в двух экземплярах. Один находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде. Второй в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.

Картина «Извлечение камня глупости» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 – 1480 году. Ее размер: 35 см. х 48 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.
Триптих «Поклонение волхвов» выполнен маслом на дереве, примерно в 1510 году. Его размер: 138 см. 138 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.

Поделись в соц. сетях:

Рекомендуем к прочтению:

Сад земных наслаждений. Иероним Босх.

«Корабль дураков» картина Иеронима Босха.

Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article/Bosch/painting.htm

5 загадочных картин великих художников

Всем добрый вечер!

С вами @warchild. Сегодня я расскажу о пяти загадочных картинах великих художников, которые заставят вас задуматься.

Итак, ТОП 5. Поехали!

5 место: “Сад земных наслаждений”

Иеронимус Босх

Сад земных наслаждений, Иеронимус Босх, 1500-1510

Работа голландского художника славится своими, мягко говоря, странными деталями и их необычным трактованием. Данный триптих вызвал немало споров среди любителей искусства.

Название картины соответствует центральной части картины. В левой же изображен рай, в правой – ад. Там мы видим много нагих людей, фрукты, рыбу и прочее. Не спроста все эти символы во времена, когда творил Босх, обозначали похоть и сексуальное желание.

Человеку далёкому от искусства триптих может казаться забавным, а в некоторых моментах и вовсе комичным. Но автор отнесся серьезно к своей работе, написанной за десятилетие.

Здесь изображены люди, сошедшие с ума за свои грехи, они упустили шанс быть прощенными. Босх будто говорит о том, что они свернули с верного пути.

Это одна из множества догадок об истории картины «Сад земных наслаждений», суть которой не разгадана до сих пор. Скрытое послание или же эпизоды утехи ради?

Портрет Босха, около 1450 года

4 место: «Собака»

Франсиско Гойя

Собака, Франсиско Гойя, 1819-1823 гг.

Тонет ли собака в отвратительной мутной воде или она просто выглядывает из-за холма? Почему же её взгляд такой пронзительный? Куда смотрят её огромные, полные испуга глаза? Это навсегда останется под покровом тайны, ведь картина была найдена лишь после смерти великого художника. Но верно одно: образ собаки с пронзительным взглядом надолго оседает в голове.

Картина вызывает чувство страха и волнения, как будто это не собака оказалась в беде, а ты сам не можешь выбраться из круговорота событий и тебя тянет в пучину. По-настоящему жуткая картина.

Автопортрет

3 место: «Интерьер»

Эдгар Дега

Интерьер (Насилие), 1868-1669 гг.

Название картины скрывает в себе ужасную историю. Все, изображенное на полотне (зловещая тень человека, стоящего справа, закрытая поза девушки, брошенный на пол корсет) указывают на сцену изнасилования.

Полотно связывали с романом Золя «Тереза Ракен», в котором идет речь о девушке, её муже и любовнике. Девушка и любовник поняли, что муж мешается у них под ногами, и решили его убить.

Они успешно осуществили свои намерения, но мысли о содеянном начали поедать их изнутри. Жизнь любовников разладилась, они стали испытывать ненависть друг к другу: постоянные скандалы, драки. Вскоре оба начали задумываться о ещё одном убийстве – в этот раз друг друга.

На картине якобы изображена сцена, описывающая душевные страдания обоих от совершенного убийства молодого человека, просто стоящего на их пути. Однако до сих пор не известна истинная задумка художника, и все предположения так и остаются лишь догадками. Но среди искусствоведов уже наметилась тенденция давать картине название «Изнасилование».

Дега в зеленом жакете, Эдгар Дега, 1855-1856 гг.

2 место: «Три возраста женщины»

Густав Климт

Три возраста женщины, 1905 г.

Картина пронизана глубоким символизмом. Рассматривая части картины одну за другой, настроение меняется мгновенно. Сперва бросается в глаза радость, излучаемая матерью и младенцем. Так крепко она обняла своё дитя, так не хочет с ним расставаться.

Но стоит взгляду отодвинуться влево и перед нами предстает безобразная старуха, всем своим видом излучающая страдание и тоску. Она уже не так красива, не так стройна.

Для неё жизнь подготовила лишь смерть, в то время как для матери и ребёнка все лишь только начинается.

Картина, изображающая цикличность жизни, заставляется задуматься о текущем моменте, не прозевать чего-то важного, не пропустить мимо жизнь. Красота мимолетна, как и сама жизнь, поэтому стоит ценить каждый миг.

Фото Густава Климта, 1914 г.

1 место: «Крик»

Эдвард Мунк

Крик, Эдвард Мунк, 1893 г.

Столь известная картина, популярность которой не стихает столетиями, попала в ТОП списка загадочных картин. И я отдаю ей первое место. Кто или что является главной фигурой полотна? Плод больной фантазии психически больного человека?

Подобие лица несёт в себе ужас и отчаяние, переходящие в безумие. Немой крик отзывается в душе чем-то неспокойным и ужасным, он оживает в нашем сознании каким-то пронзительным звуком. Красное небо, залитое кровью, словно обволакивает всё вокруг.

Герой одинок. Возможно, поэтому он и страдает. Фигуры на заднем плане словно не замечают всего происходящего вокруг, отнекиваются от этого. Это придает картине особый трагизм. Эдвард Мунк передал хрупкость одного человека, его уязвимость, показал идею, что люди проходят мимо вещей, заставляющих кричать от ужаса. Но это всего лишь одна догадка из сотен.

Важно

Картина Мунка «Крик» по праву считается самой загадочной и мистической в мире искусства.

Эдвард Мунк в 1912 г.

Источник: https://golos.io/vp-painting/%40vp-painting/5-zagadochnykh-kartin-velikikh-khudozhnikov

Иероним Босх, Изображений: 111

Имя Иеронима Босха прочно ассоциируется с эпохой Средневековья, со страстями, страданиями, грехами, чертями и демонами, его работы – синоним загадочности, таинственности, это удивительнейшие ребусы, познать смысл которых человечество стремится уже несколько веков. Однако жизнь самого живописца нельзя назвать бурной и полной событий.

Атрибуция картин Иеронима Босха проставлена согласно последним исследованиям группы авторитетных учёных по его творчеству и обновляется по ходу исследований, проходящих в настоящее время.

Происхождение

Настоящее имя художника – Ерун Антонисон ван Акен. В своём же псевдониме он увековечил часть названия родного города – Хертогенбоса, который был его домом на протяжении всей жизни.

Сейчас это небольшой населённый пункт в Нидерландах, во времена же Босха в его окрестностях лежали охотничьи угодья герцогов Брабантских, за счёт чего город и получил своё название, в переводе означающее «герцогский лес».

Родился будущий гений, как принято считать, в 1450 году, но точную дату ни одни исследователи назвать не могут. Босху повезло появиться на свет в семье, издавна зарабатывающей на жизнь живописью. Так, его дед Ян ван Акен владел художественной мастерской, в которой трудился и отец художника, а также в будущем его братья и он сам.

Ничего достоверно не известно о том, где Иероним познавал тонкости своего ремесла, но можно предположить, что при наличии таких искусных родственников ему не пришлось для этого покидать дом. Однако именно принадлежность к известной фамилии и стала причиной того, что со временем, осознав и развив свой талант, художник предпочёл взять псевдоним.

Вероятно, он хотел, чтобы его воспринимали как отдельную фигуру с собственным стилем и взглядом на мир.

Братство Богоматери

Обретя новое имя, Босх сохранил все свои старые связи. Самой крепкой из них, прошедшей через всю его жизнь, стало сотрудничество с Братством Богоматери, чьим активным членом он являлся с 1486 года.

Ещё дед Босха выполнял для Братства работы по росписи, затем эти обязанности принял на себя отец художника, который умер в 1478 году. С этого момента мастерская Акенов стала принадлежать Босху, а вместе с ней и все заказы Братства.

Совет

Известно, что художник неоднократно занимался оформлением обрядовых таинств и многочисленных праздничных шествий, ему же была поручена роспись створок алтаря для капеллы собора св. Иоанна.

Именно благодаря этому тесному сотрудничеству исследователям удалось обнаружить все те скупые факты биографии художника, которые считаются подлинными и неоспоримыми. Дело в том, что сохранились приходно-расходные книги Братства того периода, в которых имя Босха встречается очень часто. Сами же работы художника для Братства были безвозвратно утеряны.

Семья

Можно с уверенностью утверждать также, что Босх был обеспеченным человеком, о чём говорят весьма существенные суммы налогов, которые он вносил в казну.

Женой живописца стала представительница местной знати Алейт Гойартс ван дер Меервене, чьё солидное приданое явилось значительным вкладом в благосостояние семьи, а фамилия позволила вступить в ряды полноправных бюргеров.

Однако детей в семье не было, а после смерти живописца оказалось, что и недвижимости он не нажил. Скорее всего, причиной того были существенные денежные пожертвования Братству, а также то, что все работы для него он выполнял совершенно бесплатно.

Отпевали Босха 9 августа 1516 года в им же расписанной капелле. В записях Братства он фигурирует как «выдающийся художник», что говорит о несомненном признании его заслуг.

Творчество

Творчество Босха не знает аналогов, если не говорить о многочисленных последователях и подражателях. Это уникальное явление, которое имело колоссальное влияние на дальнейшее развитие художественной культуры.

Несмотря на то, что жизнь самого Босха была спокойной и размеренной, в обществе рубежа XV-XVI веков кипение и брожение умов вылилось в перелом сознания и пересмотр ценностей. Это не могло не сказаться на творчестве молодого и талантливого художника.

Идеалы Средневековья постепенно сдавали свои позиции, на место восхвалению смирения и благочестия пришло превознесение красоты, ярких чувств, земной любви, что было характерно для эпохи Античности. Жажда жизни и её благ постепенно захватили умы прогрессивной молодёжи.

На фоне всего этого Церковь начала терять свой безусловный авторитет. Повсеместно стали распространяться книги, влияние множества из которых явно ощущается в произведениях Босха («Корабль дураков» Бранта, творения Петрарки, Франсуа Вийона), глубоко свои корни запустила астрология.

Так постепенно мирское брало верх над священным.

Изменилась и сама роль художника, который из безликого инструмента, призванного восхвалять Бога, превратился в индивидуальность.

Многие произведения Босха посвящены событиям из жизни Иисуса и святых и говорят о борьбе со злом.

Обратите внимание

Однако наибольший интерес представляют сцены, основанные на пословицах о человеческих грехах и причудливых аллегориях, которые ожили под кистью гениального творца.

Неправильные пропорции тел, абсолютное равнодушие к перспективе, обилие чертей и иных фантастических существ – это то, что делает произведения Босха самобытными и завораживающими.

Наследие

Наследие Босха немногочисленно. С уверенностью можно говорить, что его перу принадлежат 25 картин (это отдельные картины, триптихи и их фрагменты) и 8 рисунков. Считается, что создал он их намного больше.

При жизни художника он был очень популярен, а после смерти слава его просто гремела, находя поклонников не только в лице деятелей культуры, но и среди королей. Однако потом наступил резкий спад и забвение, которые окончились лишь в XIX веке.

За эти годы большинство произведений были безвозвратно утеряны.

Ольга Милейко

Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1400476940/

Самый загадочный в истории голландской живописи – художник Иероним Босх

Самый загадочный в истории голландской живописи – художник Иероним Босх

В прошлом году отмечалось пятисотлетие со дня смерти самого, пожалуй, непонятного и загадочного в истории голландского живописца – Иеронима Босха.

Даже биография его выражена в скупых, лаконичных фактах. Изначально этот живописец (и сын живописца) носил фамилию ван Акен (что означает: из Аахена). Родился и проживал он в городе Ден Бос (Хертогенбос). Видимо, в связи с этим он впоследствии и взял себе псевдоним – Босх. Последняя буква, кстати, в голландском варианте не читается.

Более пятисот лет назад этот художник писал картины, которые вызывали споры, возмущение и восхищение одновременно. Известен он был своими росписями стен церквей и монастырей, но также и картинами, на которых причудливые фигуры не то людей, не то зверей, странные пейзажи и удивительные планеты заставляют задуматься: что заставляло Босха писать такие сюжеты?!

Сами голландцы склонны иногда считать, что этот деятель искусства «что-то употреблял».

В официальной версии, предложенной одним из европейский исследователей жизни и творчества Босха, есть предположение, что ум его был выведен из равновесия в результате участия в секте адамитов.

Последователи учения адамитов, якобы, ходили по улицам нагишом, проповедовали «свободную любовь» и полигамию. Данное утверждение не было доказано, ибо, согласно другим предположениям, в 15 веке адамитов в Нидерландах еще не было.

В любом случае, Иероним Босх прошел, как светило, по небосклону мировой истории, оставив после себя след, столь же загадочный, как пресловутая комета Галлея. Его причудливые, нереальные и, что уж греха таить, пугающие сюжеты вдохновляли его современников и потомков для подражания. Некоторые считают, что творчество Дали – также отчасти плод воздействия картин Босха.

Важно

Что-то в этом, бесспорно, есть. Возможно, они связаны каким-то дальним родством? Если учесть, что Нидерланды были в ту пору испанской провинцией, почему бы знаменитому испанскому живописцу и не быть прапрапрапраправнуком Босха? Ни подтвердить, ни опровергнуть эту идею не в состоянии никто.

А пока что – в городе Ден Босе, где на центральной рыночной площади с незапамятных времен стоит памятник Иерониму Босху.

   Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного из четырёх главных городов герцогства Брабант. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.
      Иероним родился около 1460 г.

в большой семье потомственных художников. Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец — Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Mать происходила из семьи резчика по дереву.

Иероним был с детства окружён художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям.

      Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомился с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.

      В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.

      Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.

Его картины…

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Совет

    Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.

Читайте также:  Венера с зеркалом. кого на самом деле изобразил веласкес - все о живописи

Здесь ещё чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.

      Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

    Ещё острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом судёнышке, управляемом шутом.

      Резко осуждавший развращённость духовенства, Босх всё же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер.

Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

  В 1486-1487гг. художник вступил в Братство Богоматери в Хертогенбосе, основанное группой светских и духовных лиц.

Это религиозное братство было создано в 1318 году, на основе культа Девы Марии; его члены много занимались благотворительной и просветительской деятельностью.

Босх состоял почётным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.

 «Воз сена». Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.

Внешние створки алтаря(закрытого) изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге—символу земной жизни — бредёт усталый, оборванный путник. Вокруг он видит множество примет торжествующего зла: грабежи, насилие, казни, злобно рычащую на него собачонку, кружащееся над падалью вороньё. Впоследствии этот образ найдёт своё развитие в картине «Бродяга», или «Блудный сын», 1510 г.

 Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг.), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.

      Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнажённых фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.

Обратите внимание

Влюблённые беззастенчиво предаются любовным утехам в водоёмах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковёр, сотканный из сияющих и нежных красок.

Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

      Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г.

Он считал, что в нём дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обречённого на гибель в аду.

      Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри».

      Будучи человеком весьма образованным для своего времени, оригинально мыслящим, Босх умел проникать в самую суть вещей и явлений. Поэтому все его картины — это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом.

«Иоанн Креститель в размышлениях»

  Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений.

  В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе.

«Несение креста»

    В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображён с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха.

      Он скончался в 1516 г. и был с почестями похоронен 9 августа в родном Хертогенбосе.

Важно

      Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.

http://alesha.3bb.ru/viewtopic.php?id=267

http://cp12.nevsepic.com.ua/61/1353761850-0479940-www.nevsepic.com.ua.jpg

http://www.netzim.ru/yubilej-ieronima-boskha-bolsh…-kulturnoj-zhizni-niderlandov/

http://40.media.tumblr.com/112624f49a3faaa2bdeba3d…r_nk2y14sF7B1uo83euo6_1280.jpg

http://old.omda.bg/biblioteka/puteshestvia/snimki/…klonenie_na_vlahvite_prado.jpg

http://www.rositour.it/Arte/Bosch%20Hieronymus/Bru…e%20Museum_Last%20Judgment.jpg

http://cp12.nevsepic.com.ua/64-2/1354736457-0386797-www.nevsepic.com.ua.jpg

http://abng.ru/html_m/b/bosch/91adorat/16centre.html

http://www.nearyou.ru/bosch/wayf

Серия сообщений “Разные страны Европы”:
Серия сообщений “Религиозная живопись”:
Серия сообщений “Живопись древних”:

Источник: https://kazanocheka.livejournal.com/246904.html

В этих картинах художники зашифровали тайные послания: 10 загадочных полотен

В былые времена люди не могли открыто выражать свои мысли, наблюдения и мнения. Поэтому зачастую скульптура или картина были единственным средством, с помощью которого художник мог поведать миру страшные секреты своего времени. Естественно, это можно было сделать лишь в скрытой форме.

thevintagenews.com

Часто эти послания касались политических событий, заговоров или моральных норм и основывались на политических аллегориях. На протяжении истории известные художники помещали зашифрованные послания в свои произведения. Перед вами некоторые из самых загадочных картин в мировой живописи.

10. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», 1498

Эта картина является одной из самых обсуждаемых его произведений, особенно среди теоретиков заговора, которые регулярно находят скрытые коды в этой работе. Говорят, что «Тайная вечеря» полна секретных кодов и посланий.

И речь здесь не о криптограммах, которые, по словам Дэна Брауна, автора книги «Код да Винчи», содержат секреты дальнейшей жизни Иисуса, или об утверждениях о том, что скрытый математический и астрологический код в картине раскрывает день, когда начнется конец света (это, кстати, 21 марта 4006).

thevintagenews.com

В этой картине Леонардо зашифровал… музыку! Несколько лет назад итальянский компьютерный техник по имени Джованни Мария Пала тщательно изучил картину и сделал именно такой вывод.

Куски хлеба, разбросанные на столе, в сочетании с руками апостолов могут являться нотами! Если на столе Тайной Вечери нарисовать пять линий нотного стана, то каждый кусочек хлеба в сочетании с руками апостолов соответствует определенной музыкальной ноте! Если сыграть их справа налево (а именно так писал да Винчи), комбинация нот трансформируется в композицию продолжительностью 40 секунд, которая звучит как реквием. Конечно, вполне возможно, что это чистое совпадение, но то, как гармонично звучит композиция, просто поражает! А учитывая тот факт, что да Винчи был не только художником, но также отличным музыкантом и изобретателем, это уже не кажется таким невозможным.

9. Микеланджело «Отделение света от тьмы», фреска в Сикстинской капелле

Еще одно секретное послание появляется в творчестве другого художника эпохи Возрождения, известного современника да Винчи по имени Микеланджело. Среди его самых известных произведений искусства – массивная картина на потолке Сикстинской капеллы. Этот огромный шедевр разделен на девять сегментов, и каждый из них рассказывает историю из Книги Бытия.

Микеланджело был гением и истинным человеком эпохи Возрождения: художником, скульптором, архитектором и, ко всему этому, экспертом в области анатомии человека. Это отлично проявляется в его скульптурах.

Но, кроме того, ему удалось скрыть несколько анатомических элементов в его картинах. Микеланджело неоднократно занимался тем, что вскрывал трупы с кладбища, что очень порицалось в то время.

Но Микеланджело хотел пролить свет на внутренности человеческого тела, понимая, что эти знания могут спасти не одну жизнь.

thevintagenews.com

Он зашифровал часть своих знаний в некоторых сегментах картин Сикстинской капеллы.

Совет

Например, если мы внимательно рассмотрим сегмент под названием «Отделение света от тьмы», мы увидим, что шея и подбородок Бога напоминают изображение человеческого мозга.

Решение зашифровать человеческую анатомию в церковных картинах было очень смелым и дерзким, ведь именно церковь в то время выступала главным противником научных открытий.

8. Микеланджело «Сотворение Адама». Сикстинская капелла

Похоже, Микеланджело был очарован человеческим мозгом. В другом популярном сегменте его шедевра на потолке Сикстинской капеллы он создал еще один образ мозга. «Сотворение Адама» – одна из самых известных и реплицированных картин в мире.

Бог, которого держат двенадцать фигур, протягивает руку и почти касается руки Адама, передавая ему искру жизни.

Сначала мы думаем, что вся композиция – всего лишь аллегория отношений между человеком и Богом, но некоторые эксперты проанализировали картину и заметили, что Бог и двенадцать фигур изображены на фоне кружащегося плаща, который очень похож на структуру человеческого мозга.

thevintagenews.com

Это не может быть простым совпадением, потому что Микеланджело даже сумел изобразить некоторые из более сложных частей мозга, такие как мозжечок, зрительный перелом и гипофиз.

Например, фигура, находящаяся под Богом и одетая в зеленый шарф, представляет собой почти идеальное изображение позвоночной артерии.

Конечно, для современников Микеланджело это не было так очевидно, иначе вряд ли бы ему позволили создавать такую провокационную картину на стене храма.

7.Винсент Ван Гог «Ночная терраса кафе», 1888

Когда мы смотрим «Ночную террасу кафе», признанную одной из самых ценных картин Ван Гога, первое, что бросается в глаза, – это завораживающие мазки кисти и выбор ярких красок.

thevintagenews.com

Сцена довольно проста: в ночной час небольшая группа людей сидит в полупустом кафе. Но многие исследователи искусства считают, что на этой картине Ван Гог фактически воссоздал свою версию “Тайной Вечери”. Ван Гог был сыном протестантского священника и сам был очень религиозным человеком.

Обратите внимание

На картине в кафе изображено как раз двенадцать человек — ровно столько, сколько апостолов было у Иисуса. Все они сосредоточены вокруг центральной и длинной фигуры официанта, поразительное сходство которой с Иисусом сложно отрицать.

Кроме того, на картине есть несколько скрытых крестов, разбросанных повсеместно в композиции, один из них находится как раз над фигурой официанта-Христа.

6. Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

thevintagenews.com

Погруженный в тайну, этот загадочный шедевр на протяжении веков не дает покоя исследователям и искусствоведам. Недавно итальянские ученые добавили еще один слой интриги, объявив, что да Винчи оставил на картине несколько очень маленьких букв и цифр.

Под микроскопом можно увидеть буквы LV в правом глазу Моны Лизы. В левом глазу есть еще несколько символов, но они не так заметны, как другие. Они напоминают буквы CE или букву B.

На арке моста на заднем плане картины имеется надпись, которая является либо цифрой 72, либо буквой L, либо цифрой 2. На обратной стороне картины есть число 149 и еще одна цифра, которая была стерта.

И если число на обратной стороне картины, скорее всего, представляет собой год, когда картина была нарисована то что действительно означают цифры и буквы, спрятанные в самом шедевре, известно разве что самому да Винчи.

5. Сандро Боттичелли «Весна»

Этот шедевр Боттичелли может предложить много любопытных теорий тем, кто потворствует поиску скрытых символов в произведениях искусства. Происхождение картины немного неясно. Она была нарисована на заказ Лоренцо Медичи или его двоюродного брата Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи – одной из самых прогрессивных семей того времени.

thevintagenews.com

Картина полна символов из римской мифологии и, по мнению ученых, представляет собой сложную мифологическую аллегорию расцветающего плодородия мира. Помимо этого очевидного мифического объяснения и представления «Весеннего времени», существует много интерпретаций сцены, изображенной на картине.

Некоторые люди думают, что в ней скрыт ключ к заговору против семьи Медичи, другие полагают, что в ней есть языческие символы и символы неоплатонической философии.

По словам ученых, которые проводили исследования этой картины, на ней присутствуют изображения, по меньшей мере, 500 отдельных растений, которые можно отнести к более 200 различным видам.

4. Джорджоне «Буря», 1508

В «Буре» Джорджоне мы видим фигуры мужчины и женщины с ребенком. Они оба за стенами неизвестного города, и похоже, что грядет гроза. Картина выглядит очень просто, но за несколько веков она успела обрасти загадками и тайнами.

Молодой человек, стоящий справа, был описан как солдат, пастух, цыган или молодой аристократ. Женщина, сидящая напротив него, – цыганка или проститутка. Она также может олицетворять собой Еву либо же Марию, мать Иисуса во время бегства в Египет.

Читайте также:  Тулуз-лотрек. художник, прославивший мулен-руж - все о живописи

На одной из крыш есть аист, который, по мнению некоторых ученых, является символом любви родителей к своим детям. Все вокруг, кажется, молчит в ожидании предстоящего шторма.

Важно

По словам итальянского ученого Сальваторе Сеттиса, город на заднем плане – это представление Рая, а два персонажа – Адам и Ева со своим сыном Каином. В древнегреческой и еврейской мифологии молния на небе является символом Бога.

thevintagenews.com

Сеттис считает, что картина показывает момент, когда Бог выгнал Адама и Еву из Эдема. Это лишь одно из объяснений «Бури» — картины, которую многие ученые считают одним из самых загадочных произведений искусства. Некоторые заходят так далеко, что считают, что в этой картине живет призрак самого автора.

3. Питер Брейгель «Фламандские пословицы»

В этой картине, написанной Питером Брейгелем Старшим, нет ничего таинственного, но все же она представляет не меньший интерес, чем все упомянутые выше. «Фламандскими пословицами» можно буквально интерпретировать пословицы, существующие в голландском языке. Брейгелю удалось изобразить огромное количество пословиц, которые были популярны в свое время.

thevintagenews.com

Исследователям удалось идентифицировать около 112 поговорок, но наверняка на картине их намного больше, просто часть из них неизвестна современным людям либо же скрыта в самой картине.

Если вы взглянете на картину, вы заметите, что есть несколько пословиц, которые все еще используются сегодня, такие как «плыть против течения», «метать бисер перед свиньями», «копать себе могилу» или же «биться головой о стену».

Что уж говорить, одна эта картина стоит тысячи слов!

2. Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

thevintagenews.com

Иероним Босх – один из самых загадочных и необъяснимых феноменов мировой живописи. Его картины полны фантастических образов, подробных пейзажей и иллюстраций религиозных концепций и повествований. Босх был мастером гротеска. Каждая его картина выглядит как игра на внимательность к деталям.

Среди всех забавных предметов и ситуаций, которые можно увидеть на картине Босха «Сад земных наслаждений» блогер с ником Amelia нашла несколько скрытых музыкальных нот. На ягодицах одного из персонажей, осужденных на пытки в аду, было вытатуировано несколько нотных листов.

Очень скоро мелодия «Гимн грешника» появились в Интернете.

1. Караваджо «Вакх»

Бахус Караваджо – одна из его самых известных работ. Сегодня ее можно увидеть во Флоренции в галерее Уффици. Картина, написанная в 1595 году, показывает римского бога Вакха (Диониса) с бокалом вина и в расслабленной позе.

Вся обстановка выглядит довольно обыденно и не требует дополнительных интерпретаций. Но восемь лет назад группа экспертов при помощи современной технологии – рефлектографии, сумела увидеть нечто особенное внутри графина вина, расположенного в нижнем левом углу.

Караваджо нарисовал автопортрет внутри бутылки!

thevintagenews.com

Изображение появляется при отражении света на поверхности вина, показывает художника в юном возрасте с темными вьющимися волосами. Он держит кисть и работает на мольберте. Крошечный портрет был впервые обнаружен в 1922 году, когда реставратор очистил холст.

Тогда изображение проступило под вековой грязью, покрывающей эту старую картину. Но из-за некачественного восстановления изображение постепенно становилось все темнее и темнее, пока вовсе не исчезло.

Благодаря современным технологиям, теперь мы снова можем увидеть забавное изображение Караваджо!

А о каких загадках мировой живописи знаете вы? Если вам понравилась эта подборка, поделитесь ею со знакомыми!

Источник: https://fabiosa.ru/rsas-aukd-tajnye-poslaniya-1/

Босх, Иероним (1450 — 1516). Картины художников

Иероним ван Акен, называвший себя Босхом, считается одним из наиболее таинственных мастеров живописи.

Исследователи картин хцдожника, давая ему самые противоположные характеристики, считали его то религиозным фанатиком, то во всем сомневающимся еретиком, то суровым аскетом, то жизнелюбом, то одержимым фантастом, то трезвым исследователем реальности.

И немудрено: определить истинный характер художника весьма затруднительно ввиду крайней ограниченности биографических сведений о нем. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года.

Собор Св. Иоанна в Хертогенбосе

Босх происходил из семьи потомственных нидерландских ремесленников и художников

Несколько поколений ван Акенов строили и украшали собор своего родного города Хертогенбоса. Процветающий торговый городок оказался расположенным на пересечении различных культурных веяний.

К югу от Хертогенбоса царило светлое искусство родоначальников нидерландского Возрождения Мастера из Флемаля и Яна ван Эйка, несущее новые представления о природе и человеке, тогда как к северу более провинциальное, близкое средневековью.

Предполагают, что Иероним ван Акен учился живописи на севере в Харлеме или Делфте, однако был хорошо знаком и с открытиями великих новаторов Фландрии и Брабанта.

Фокусник. И.Босх. 1475-1480 гг.

Женившись на девушке из местной знати, Босх вместе с материальной обеспеченностью, получил определенную свободу творчества

Кроме того, Босх обрел возможность беспрепятственно утолять свой постоянный интерес к различным областям знаний. Проявления этого можно видеть во всех его произведениях, где, как и в тогдашней науке, пытливость серьезного исследования соседствует с мистикой астрологии и алхимии.

Именно промежуточное положение между аристократией и ремесленниками, между учеными докторами и необразованным, но исполненным вековой мудрости народом, чьи предания вошли в его плоть и кровь, сделало Босха наиболее универсальным живописцем Нидерландов. И наиболее сложным.

Фантастичность творений мастера сформировала ореол загадочности, который окружал его при жизни и возрос после смерти.

Поскольку Босх не оставил ни одной датированной работы, начало его творчества относят приблизительно к середине семидесятых годов XV века

Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. В назидательном сюжете Семи смертных грехов автор не столько изобличает, сколько любуется живой непосредственностью осужденных грешников.

В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости».

Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.

Корабль дураков. И.Босх. 1490-1500 гг. Лувр. Париж.

Совет

Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов.

 Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Пассажиры фантастического корабля, плывущие в страну Глупляндию, олицетворяют человеческие пороки.

Центром картины не случайно являются монах и монашка, внимание которых занято отнюдь не молитвами. Скептическая и дерзкая насмешка над ханжеством духовенства заметна во многих картинах Босха.

Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален и символичен. Сам по себе мир, созданный на картинах художника прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.

Семь смертных грехов (фрагмент). Чревоугодие, Пьянство. И.Босх. 1475 -1480 гг.

В зрелые годы Босх выполнил фрески для городского собора Св.Иоанна

Художник был членом религиозного Братства Богородицы одной из полулегальных еретических сект, широко распространившихся по Европе.

Вопреки репрессиям духовенства и проклятиям папы римского, сектанты-еретики подвергали сомнению многие положения средневекового мировоззрения, выступая за их моральное и идейное обновление. Впоследствии, это движение привело к церковной реформации в Европе, сопровождавшейся длительными войнами.

Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз.

Воз сена (Центральная часть триптиха). И.Босх. 1500-1502 гг.

Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена, и каждый старается урвать от него сколько может».

 В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу, из которой никто не выходит живым. Во главе безумной толпы преследующих, давящих, убивающих друг друга людей изображены император и римский папа.

Действие, однако, происходит на фоне прекрасного, величественного пейзажа, чье вечное спокойствие противопоставлено преходящим мирским страстям.

Сад земных наслаждений. Рай. Фрагмент. И.Босх. 1503-1504 гг.

В изображении рая и, особенно, преисподней на боковых створках алтарных триптихов проявилось богатство воображения Босха, а также — познания в сфере разнообразия природных форм. Его ад в Возе сена наделен приметами окружающей повседневности. Он напоминает гигантскую строительную площадку.

Обратите внимание

В другом алтарном триптихе Страшный суд ад, изображенный на правой створке, скорее похож на колоссальную кухню. Фантастически безобразные черти деловито орудуют обыденными предметами вертелами, поварешками, сковородками, котелками и прочей хозяйственной утварью. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты.

В облике адских строителей, кухарок или музыкантов смешалось, казалось бы, все самое несоединимое. Средневековые мастера и прежде представляли в своих произведениях сочетания разнородных частей, животных и птиц для создания устрашающих чудищ-химер.

Но подобного смешения человеческой плоти, рыбьей чешуи, птичьих перьев, когтей и шерсти животных, сопряжения органического с неорганическим, неодушевленного с живым до живописи Босха еще не представлял никто.

Сад земных наслаждений. Ад. И.Босх. 1503-1504 гг.

Достоверность фантастики рождалась у Босха не только из внимательного изучения многообразных природных явлений, но из глубокого знания жизни

Художник был чуток к историческим потрясениям окружающей действительности, полной конфликтов и противоречий, что и обусловило трагический характер его произведений. В адском зареве босховских «Страшных судов» явственно, вплоть до архитектурных и ландшафтных подробностей местности узнаются облики горящих во время войн нидерландских городов и деревень.

На рубеже двух веков, в период религиозных конфликтов, Босх создает цикл из жизни святых отшельников

В нем, художник воплощает силу, способную противостоять жестокости и суевериям, и находит ее не столько на небесах, сколько в душе человека. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности.

В картинах святой жизни, возрастает мрачная фантастичность видений художника, но при этом проявляется тончайшее мастерство пейзажиста. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном.

У Босха в еще большей степени, чем у его великого предшественника Яна ван Эйка, природа становится реальным окружением его героев.

Искушение Св. Антония (фрагмент). И.Босх. 1505-1506 гг.

В последнем живописном цикле  Босха «Страсти Христовы» пейзаж исчезает совсем, уступая место человеку. Точнее было бы сказать, что на передний план картин выходят человеческие лица, приближенные к зрителю и представленные крупным планом. В трагических сценах страданий Христа Босх обращается к истокам морали, измены и героизма.

Одним из первых он пытается приоткрыть тайну, полной противоречий, внутренней жизни человека. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый.

Даже в наиболее фантастических образах он исполнен серьезных, и актуальных не только для его века проблем.

Восхождение на Голгофу (фрагмент). И.Босх. 1490-1500 гг.

В конце жизни, Босх был настолько прославлен, что начал получать заказы от знати и правящего бургундского двора

Гравюры с его работ были широко известны и популярны далеко за пределами Нидерландов. После смерти художника в 1516 году, одним из авторов гравюр на его сюжеты стал молодой Питер Брейгель.

Ему было суждено продолжить открытия Босха в живописном познании мира.

Понимание художником жизни как непрерывного космического движения, как круговорота человека и природы в своем творчестве развивали и Питер Брейгель Старший (Мужицкий), Альбрехт Дюрер, и Лукас Кранах.

Многомерность содержания произведений Босха, отражающая заблуждения и прозрения его переломной эпохи, даже спустя столетия позволяет различным мастерам черпать из наследия картин художника то, что каждому близко: видение почетного профессора кошмаров или остроту реалиста и тонкость поэта. Своей популярностью в XX веке Иероним Босх в значительной степени обязан присущими ему беспокойству совести и осознанию связи настоящего с будущим.

Важно

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Загадочный мир Босха» О. Петрочука, М. 1985 г.

Источник: http://www.5arts.info/jerome-bosch-1450-1516/

Ссылка на основную публикацию