«качели» фрагонара. главный шедевр эпохи рококо – все о живописи

«Качели» Фрагонара. Ложка дёгтя в медовом рококо

Жан Оноре Фрагонар. Качели. 1767 г. Собрание Уоллеса, Лондон

Не всегда есть настроение созерцать картины с глубоким смыслом. Иногда хочется чего-то легкого и воздушного. Так сказать, живописного десерта. Как зефира со вкусом крем-брюле. Или взбитых сливок с ягодным сиропом.

Самыми «десертными» картинами являются, конечно, работы в стиле рококо.

А самая известная из них – «Качели» Жана-Оноре Фрагонара (1732-1806 гг.) Девушка в персиковом платье словно клубничка на пышном торте из безе и крема.

В чем ценность «качелей» фрагонара

Не стоит относится к «Качелям», как к чему-то однозначно декоративному. Хотя я сама ещё пару лет назад фыркала при виде работ в стиле рококо, считая их пустыми и не стоящими моего внимания.

Все важно воспринимать в контексте. И «Качели» – это живописный отклик на нравы французского общества 18 века.

А значит картина может быть любопытна как минимум в качестве свидетеля того, что творилось в умах тогдашней аристократии.

Обратите внимание

Мы их можем осуждать за поверхностность их интересов. За чрезмерную зацикленность на флирте. На избыточном украшательстве.

А уж что говорить о свободе нравов, когда наличие любовника или любовницы – не то, что было нормой, а прямо-таки из серии «стыдно не иметь».

«Качели» и феномен рококо

Согласитесь, феномен рококо уникален. До него было барокко. Именно от него рококо унаследовало пышность, детализированность, эмоциональность.

Но рококо все это утрировало и сделало совсем мимишным и слащавым. Эмоции измельчали, впрочем как и детали. А яркие цвета посветлели, превратившись в такие, как «цвет бедра взволнованной Венеры» или цвет «Серый лен – любовь без конца».

Ой, сколько сахара! Что-то мне подсказывает, кто не любит сладкое – не любит рококо

Источник: https://arts-dnevnik.ru/kacheli-fragonar/

Жан Оноре Фрагонар (Fragonard). Стиль рококо в живописи

Галерея картин Фрагонара

«Качели» (Счастливые случайности качания на качелях)

Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honoré Fragonard;  1732, Грасс — 1806, Париж) — знаменитый французский художник,  живописец и график, яркий представитель стиля рококо. Один из крупнейших живописцев Франции второй половины XVIII в. В своём творчестве продолжая и развивая традиции художественного стиля рококо, создавал картины с галантными сценами,  игриво-эротическими мотивами.

После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Творчество Фрагонара — утонченный и яркий цветок искусства рококо и всей французской культуры второй половины века.
Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж.

Здесь семнадцатилетний Жан-Оноре Фрагонар попытался поступить в обучение к Франсуа Буше, но был отослан мэтром в мастерскую Жана Батиста Шардена.

Время, проведенное у великого живописца, не прошло для Фрагонара даром — но это скажется позднее; пока ему не пришлись по вкусу ни прозаические сюжеты Шардена, ни его кропотливые штудии натуры. Через полгода начинающий художник снова отправился к Буше, который проявил на этот раз большую благосклонность.

За сравнительно короткий срок Фрагонар перенял стилевые приемы своего учителя и в 1752 году был удостоен Римской премии за картину на библейский сюжет. После трехлетней стажировки в Париже у академического живописца Ванлоо Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата учрежденной там еще в XVII веке французской Академии.

В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.

Этой метаморфозе способствовала дружба Фрагонара с просвещенным меценатом Сен-Ноном и впоследствии знаменитым автором пейзажных панно — Юбером Робером, но, прежде всего — встреча с искусством и природой Италии.

Фрагонар создает в этот период серию замечательных графических пейзажей, дополненную во время вторичного посещения Италии в 1773—1776 годах. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях.

Важно

На этих рисунках, выполненных бистром или сангиной, изображены тенистые аллеи, напоминающие своды соборов, величавые зонты пиний, целые каскады зелени, гроты, ступенчатые террасы с балюстрадами и статуями. Все это отличается архитектурной стройностью композиции и проникнуто почти космическим чувством природы, роднящим Фрагонара с мастерами XVII века. Собственно «фрагонаровское»— в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Его кисть и карандаш передают бесчисленное множество оттенков черного и белого, градаций размытых и четких форм. Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики — в ее светоносности. Свет в его пейзажах то мерцает, то струится широким потоком, вспыхивает в листве, таинственно озаряет дали…

На заметку: За работой на компьютере удобно слушать онлайн музыку с iPlayer.fm. Хорошо тонизирует. Там сделан удобный и быстрый поиск музыки. Сегодня слушал ремиксы 2013, пока готовил публикацию.

Автопортрет

После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика, и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы д'Эсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам.

Однако почетной и бесплодной карьере академического живописца он предпочитает свободное творчество. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара, и духу времени.

Его картины украшают отели знати (в числе заказчиков художника — любовница короля, знаменитая Дюбарри), будуары актрис и апартаменты богатых любителей искусства. Фрагонар порой уступал вкусам заказчиков, но в большинстве работ оставался неизмеримо выше их.

«Пикантные» сюжеты, которые в работах посредственных мастеров казались пошлыми и пустыми, у него, сохраняя легкость, наполняются поэзией, приобретают характер радостной фантазии, очаровывают грацией, чистотой и свежестью. Таковы его знаменитые «Похищение рубашки Амуром», «Счастливое мгновение», «Жимблет».

Иногда он создавал произведения, захватывающие широким музыкальным ритмом и подлинно вакхическим, в духе Рубенса, порывом (например, луврские «Купальщицы»). Отличительные черты фрагонаровского стиля — динамичный, скользящий мазок, букет свежих и ярких красок, богатство оттенков и одновременно смелое построение формы чистыми тонами.

Но наряду с этим Фрагонар работал и в более «отделанном» стиле, одним из лучших образцов которого являются знаменитые «Качели» (полное название: «Счастливые случайности качания на качелях»).
Фрагонар писал много портретов, среди которых выделяется серия с моделями в полумаскарадных «исторических» костюмах.

Здесь напрасно искать глубины психологической характеристики, но зато с неподражаемой силой переданы жизненный порыв, грация и красота. Портреты написаны стремительным и острым «хальсовским» мазком, динамичны по композиции и декоративны (многие из них служили украшениями интерьера, «десюдепортами»).

Среди наиболее известных работ — портрет Сен-Нона, «Вдохновение» и словно излучающая солнечное сияние «Читающая». В 1670-е годы широкое распространение просветительских идей, призывы Руссо и Дидро к естественности, простоте и нравственности, а также изменения в личной жизни Фрагонара (он женится и становится отцом семейства) приводят к переменам в его искусстве.

Совет
Обратите внимание

Теперь в его живописи преобладают идиллические семейные сцены, в которых художник как бы соревнуется с вошедшим в моду Грезом. Однако в работах Фрагонара нет слащавости Греза и его плоского, с оттенком ханжества, морализаторства. Особенно удавались ему сцены с детьми, написанные с необыкновенной нежностью и юмором.

[/su_box]

В живописном стиле художника ощущаются уже влияния не столько Рубенса, сколько малых голландцев, хотя Фрагонар как всегда далек от подражания.

Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия «празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол», «Продавцы игрушек», «Актеры»). Театральное и игровое начало, которым проникнуто все искусство Фрагонара, здесь выражено, пожалуй, с наибольшей силой.

Его картины, одновременно реалистичные и откровенно условные, напоминают прекрасную грезу. В отличие от «галантных празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни. Вместе с тем в образах Фрагонара нет и свойственной Ватто глубины проникновения в духовную жизнь человека.

В 1680-е годы в искусстве Фрагонара происходит некоторый спад; однако наряду с шаблонными заказными произведениями он создает необыкновенно утонченные по живописному языку работы («Воспоминание», «Любовная записка»), заканчивает начатые прежде циклы графических иллюстраций к Лафонтену и Ариосто.

В его позднем творчестве есть предвосхищение романтизма и даже классицизма следующего столетия («Фонтан любви»). Однако героический и чеканный классицизм Давида — художника наступившей революции — имел мало общего с утонченно-гедонистическим и чувственным искусством мастера эпохи рококо. После революции Фрагонар лишается заказчиков и славы. Благодаря протекции Давида Фрагонар работает последние годы столетия (с 1794 по 1800 год) в музейной комисии Лувра, формирует его кабинет рисунков; затем лишается и этого места. Умер Фрагонар почти в полной безвестности, в скупых некрологах упоминалось о «художнике старой Академии, которому удавались галантные и эротические сюжеты». Однако его творчеству была суждена долгая жизнь. Жизнерадостное, поэтическое и несравненное по красоте живописного и графического языка искусство Фрагонара вдохновляло многих живописцев XIX и XX веков — от Делакруа и Коро до Ренуара, Боннара и Шагала.

The Love Letter 1770

The lock 1776-79

Psyche and Her Two Sisters

The Fountain of Love.1785.Wallace Collection, London

A Young Scholar.1775-1778.Wallace Collection, London

Дени Дидро

Blind man's bluff game

Diana and Endymion, c. 1753-1755

Coresus Sacrificing himselt to Save Callirhoe.1765.Musйe du Louvre, Paris

Comite revolutionnaire

Captured kiss

Adoration of the Shepherds.1775.

A Young Girl Reading.1776.National Gallery of Art, Washington

A Boy as Pierrot.1776-1780.Wallace Collection, London

The Fountain of Love 1785

Visite à la nourrice

The Faithful Dog

The Bathers.1772-1775.

Portrait of a Man called 'The Warrior'

Урок музыки

The Shady Walk

Мечтания 1768

Девушка, играющая с собачкой 1772

Девочка в постели, играющая с собачкой, Мюнхен,

Венец возлюбленному 1771-73

Танец сатиров Четвертый лист

Свидание 1771-73

Поцелуй украдкой

На заметку:

В преддверии Евро-2012 представляем стадионы Чемпионата Европы по футболу: Польша, Вроцлавский стадион  (город Вроцлав)

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/495-fragonar.html

История одной картины. «Качели» Фрагонара: слава для одного, досада для другого

Картина «Качели» считается самой знаменитой из всех, написанных художником Жаном-Оноре Фрагонаром. Торжество милой фривольности, игривость сюжета, при этом выигрышная и чётко прорисованная композиция – всё это вместе взятое является превосходным отображением романтизма и лиричности эпохи рококо. К тому же эта пикантная картина, вернее, её история, начиналась и вовсе интересно…

Жан-Оноре Фрагонар. Качели. 1767 г.

Непристойное предложение

Однажды одному из самых знаменитых богачей Франции барону Сен-Жюльену пришла в голову забавная идея. Он решил заказать картину с весёлым сюжетом, который придумал сам.

Недолго думая, отправил приглашение известному в ту пору художнику Габриэлю Франсуа Дуайену и стал ожидать его в своей «холостяцкой квартире».

Читайте также:  Жоан миро. художник-поэт - все о живописи

Каково же было удивление Дуайена, сменившееся смятением, когда прибыв на место, он увидел, что барон не один – на кровати лежала его любовница…

Обратите внимание

Сам заказчик, нимало не смутившись, заговорил с художником. Указав на прелестницу, он заявил, что хочет иметь картину, на которой мадам была бы изображена на качелях, а чтобы раскачивал эти качели непременно епископ.

Сам же барон хотел находиться на этой картине в таком месте, чтобы его взору представали прелестные ножки красавицы.

И вообще, заключил барон, если в этом полотне будет максимум веселья и беззаботности, он не останется в долгу и за ценой не постоит.

Фрагмент картины «Качели»

Художник растерялся: как можно так не уважать его, известного живописца, и предлагать создавать подобные бесстыдства! Но творческая натура уже брала своё, идеи будоражили голову, особенно одна… Он пробормотал, что сюжет можно дополнить туфелькой, слетевшей с ножки красотки». Потом спохватился, встал и выскочил вон.

И родился шедевр

А, надо сказать, что Дуайен в ту пору испытывал жуткую зависть к своему коллеге-художнику Жану-Оноре Фрагонару, который был успешнее и везучее его.

Дуайен полагал полотна Фрагонара поверхностными, лишёнными какого-либо смысла и не понимал, как они могут нравиться публике.

И придумал он хитрый план – перенаправить заказчика (барона) к Фрагонару, продемонстрировав тем самым своё отношение к непристойным предложениям и заодно – к легкомысленному творчеству более удачливого коллеги. Так он и сделал.

Фрагмент картины «Качели»

…И всё случилось. Фрагонар блестяще справился с заказом. И хотя барон поначалу никому не показывал картину, любуясь ею в одиночестве, её всё же увидели.

Сначала друзья, потом – друзья друзей, а вскоре слава разнеслась широко. Восхищались картиной, восхищались мастерством Фрагонара, который с этого момента как художник стал ещё популярнее, ещё именитее.

А его «Качели» назвали главным шедевром эпохи рококо.

Фрагмент картины «Качели»

А что же Габриэль Франсуа Дуайен? Да что ему ещё оставалось, как не рвать на себе волосы с досады и не потрясать в бессилии кулаками? Вот такая история.

P. S. Картина неоднократно переходила из рук одних частных коллекционеров в руки других. В 1865 году на Парижском аукционе картину купил Ричард Сеймур-Конуэй, четвёртый маркиз Хартворда, один из основателей Собрания Уоллеса в Лондоне. Там она хранится и сегодня.

Источники и дополнительные ссылки по теме:

Качели (картина Фрагонара)
Счастливые возможности качелей
«Качели» Фрагонара. Главный шедевр эпохи рококо

Автор статьи — @bovary

Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

Источник: https://golos.io/vp-painting/@vp-painting/ru-istoriya-odnoij-kartiny-kacheli-fragonara-slava-dlya-odnogo-dosada-dlya-drugogo

Работа по МХК на тему: «Картина Фрагонара “Счастливые возможности качелей”»

ГБОУ Гимназия №405

Картина Фрагонара

«Счастливые возможности качелей»

Работа ученицы 11 «Б» класса

Ердаковой Алины

Преподаватель:

Дудкина Наталия Всеволодовна

Санкт-Петербург, 2013

КартинаЖана-Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей», написанная в 1765 – 1772 годах, является одним из самых известных произведений этого великого художника. Это написанное с озорством полотно стало настоящим символом французской живописи XVIII века.

Нельзя не согласиться с гениальностью этого произведения, ведь кажущаяся на первый взгляд лишь схваченной в движении сценка развлечения молодых аристократов, оказывается, благодаря богатому оттенками колориту, очаровательным видением. Именно поэтому, я выбрала эту картину для данной работы.

Сведения об авторе произведения

Жан Оноре Фрагонар (1732 – 1806) – известный французский художник второй половины XVIII в., блестящий живописец и рисовальщик, тонкий колорист; работал над гравюрой и занимался оформлением книг. Оставил большое наследие (около 500 картин и около 1000 рисунков), работал в бытовом жанре, писал галантные сцены, пейзажи, портреты.

Фрагонар родился в 1732 в г. Грас в семье перчаточника. Переехав в Париж, он в 1747 поступил в мастерскую Ж.-Б.С.Шардена (1699 – 1779), художника, работавшего в бытовом жанре и жанре натюрморта.

Проучившись у Шардена 6 месяцев, Фрагонар перешел в мастерскую Франсуа Буше (1703 – 1770), художника яркого декоративного дарования стиля рококо, чье творчество стало отправной точкой в развитии творчества Фрагонара.

Важно

В 60 – 70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии, галантные сцены, композиции на темы поэмы Торквато Тассо, портреты. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре, получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV.

Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические полотна и пасторали в духе Ватто и Буше. Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он заработал хорошие средства.

Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, новый стиль во французском искусстве, лишил его прежней популярности.

В 1793 году Фрагонар уехал из Парижа в Грасс. В начале XIX века он вернулся в Париж, где и умер в 1806 году, почти полностью забытый.

История создания произведения

История создания “Качелей” весьма занимательна.

Габриэля Франсуа Дуайена, почтенного живописца, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен).

Приглашение поступило к художнику буквально через несколько дней после появления в Салоне его картины “Святая Женевьева”.

Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: “Он (заказчик) был в своей “холостой квартире” вместе с возлюбленной… Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину.

“Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ножки этого прелестного создания, – и чем более вы захотите внести веселости в это произведение, тем будет лучше”.

Признаюсь, – говорил Дуайен, – что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть.

Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: “Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами”.

Но, так как я был весьма далек от желания писать на подобный сюжет, столь противоположный жанру, в котором я работаю, я направил этого господина к мсье Фрагонару, который принял заказ и сейчас занят созданием этого странного произведения”.

На картине Фрагонара епископ превратился в некоего молодого человека, но сам заказчик действительно изображен в той позе, которую и хотел. Туфелька (правда, одна) действительно летит в воздух, однако амур ее не подхватывает. Но амуры все же есть – в виде парковых скульптур: амуры с кувшином и «Грозящий амур» Фальконе.

Принадлежность произведения к культурно-исторической эпохе,

стилю, течению

Именно в живописи Фрагонара стиль рококо воплотился наиболее полно – с его пудрой, духами и искусной изобретательностью в соединении с великолепной законченностью исполнения.

Смысл названия

Картина, кроме нейтрального названия «Качели», имеет еще одно, более игривое, «Счастливые возможности качелей».

Пасторальные полотна разнообразны – любовные сцены, пикантные сценки в парках и будуарах. В них передано богатство оттенков реальных чувственных впечатлений от жизни, красок натуры, красоты бытия и, одновременно, они эфемерны и театрализованы, как все искусство рококо, в котором ценятся изящество, легкость, бездумность, все экзотическое.

Художественные особенности и средства выразительности

Столь же необыкновенно выразительна и картина «Счастливые возможности качелей». На первый взгляд, это всего лишь схваченная в движении сценка развлечения молодых аристократов. Истинный мастер композиции, Фрагонар показывает фигуры дамы и кавалера в сложных ракурсах, их движения переданы удивительно точно.

От кокетливо взлетающей на качелях девушки и засмотревшегося на изящные ножки этого прелестного создания кавалера исходят грация и веселость. Изысканная цветовая гамма строится на сочетании доминирующих тонов розового платья дамы и изумрудного тона густой зелени парка.

Если сад смотрится слегка “размытым”, то на тщательно выписанном платье прелестницы можно рассмотреть любую, даже самую мелкую деталь. Фрагонар использует здесь редкий для себя прием – он пишет фигуру девушки сухой кистью, отказываясь от густых, плавных мазков, характерных для большинства его картин.

Совет

Сверкающие световые блики и такие детали костюма, как колье, лиф платья и кружева, написаны в технике импасто1.

С удивительной легкостью и изяществом изображает художник крайне сложную позу модели, откинувшейся назад.

Движение качелей подчеркнуто легкими тенями, которые одновременно привлекают внимание зрителя к изящному жесту рук девушки и ее разгоревшимся глазам, ярко сияющим из тени, что отбрасывает на лицо кокетливая шляпка. Умело сочетая все эти детали, Фрагонар создает живую и яркую сценку.

Фрагменты и детали

Прелестная девушка с кокетливой непринужденностью высоко подбрасывает изящную туфельку, раскачиваясь на качелях в великолепном парке.

Мы почти слышим шуршание нижних юбок, в то время как ее возлюбленный пристально смотрит на нее снизу. Девушка в потоке сияющего солнечного света является средоточием композиции.

Фарфоровое совершенство ее фигурки, розовое платье и стремительное движение вверх притягивают к ней внимание зрителя и взоры ее возлюбленного.

Сама девушка написана, конечно, без претензии на глубину характеристики; в ее глазах и улыбке лишь мелькает выражение испуга и озорства.

Епископа Фрагонар заменил более скромной фигурой, а любующийся “прелестным созданием” изображен совсем юным кавалером.

Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее.

Картина невелика. Размер картины 81 x 64 см, холст, масло.

Судьба произведения. Местонахождение

Картина «Счастливые возможности качелей» в настоящее время находится в Собрании Уоллес, Лондон. Это сравнительно небольшой (около 5500 экспонатов), но редкостный по подбору и качеству предметов частный художественный музей в лондонском квартале Марилебоун.

На перекрестке мнений

Эта картина Фрагонара занимает ключевое место не только в истории галантной культуры XVIII века, но и в истории визуальности и напрямую связана с просветительской реформой видения.

Чувственная грация и колорит этого полотна были оценены братьями Гонкурами, знатоками и любителями искусства XVIII столетия. «Краски Фрагонара – это не краски живописца, а слова поэта», – напишут они.

Список источников

1 Импасто – густая, сочная накладка красок, нередко употребляемая в живописи масляными красками, в особенности для усиления светового эффекта.

Источник: https://infourok.ru/rabota-po-mhk-na-temu-kartina-fragonara-schastlivie-vozmozhnosti-kacheley-1154535.html

Пейзаж эпохи рококо | Французский художник Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honore Fragonard, 1732-1806, Fre

?

kolybanov (kolybanov) wrote,
2017-12-10 17:47:00 kolybanov
kolybanov
2017-12-10 17:47:00 Category: Автор – lomovolga. Это цитата этого сообщения
Пейзаж эпохи рококо | Французский художник Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honore Fragonard, 1732-1806, French) 6

lomovolga

Жан Фрагонар  создаёт серию полотен, рисуя французские парки. Он проявил блестящие графические способности. Отражая парковые местности, использует бистр, сангину, акварель, тушь. Рисунки демонстрировали свежесть полученных впечатлений совместно с фантастическими элементами. «Игра в жмурки», «Праздник в Рамбуйе» передают невероятную насыщенность светом и воздушность.

Читайте также:  Берта моризо. жертва предрассудков или хозяйка своей судьбы? - все о живописи

Жан Оноре Фрагонар Остров любви ок1770. 71×90 Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон

(Museu Calouste Gulbenkian, Lisboa).

Жан Оноре Фрагонар Маленький парк (Сады виллы д´Эсте) 1762-63. 36×45 Собрание Уоллес, Лондон

(Wallace Collection, London)

Жан Оноре Фрагонар Праздник в Сен-Клу 1775-80. 216×335

Частная коллекция

 Жан Оноре Фрагонар Пасторальный пейзаж с пастухом и пастушкой 117×156

Частная коллекция

“>

Жан Оноре Фрагонар Игра в жмурки ок1755, 38х47 Лувр, Париж

(Musée du Louvre, Paris).

Жан Оноре Фрагонар Пейзаж с водопоем 1763-65. 51×63

Частная коллекция

Жан Оноре Фрагонар
Холмистый пейзаж

Жан Оноре Фрагонар Праздник в Сен-Клу (деталь) 1775-80. 216×335

Частная коллекция

Жан Оноре Фрагонар Горный пейзаж 1763-65. 53×62

Частная коллекция

Обратите внимание

Жан Оноре Фрагонар Пейзаж с пастухами и отарой овец 1763-65. 52х73 Национальный музей западного искусства, Токио

(National Museum of Western Art, Tokyo)

Жан Оноре Фрагонар Вилла д´Эсте в Тиволи ок1759. 82×105 Институт искусств, Миннеаполис

(Minneapolis Institute of Arts, Minneapolis).

Жан Оноре Фрагонар Итальянский парк с лестницей 32×41

Частная коллекция

Жан Оноре Фрагонар Пейзаж с разбойниками, напавшими на путников 37×45

Частная коллекция

Жан Оноре Фрагонар Речка 27×37

Частная коллекция

Жан Оноре Фрагонар Элегантная компания, высаживающаяся в парке 24×33

Частная коллекция

Жан Оноре Фрагонар Праздник в Сен-Клу (деталь) 1775-80. 216×335

Частная коллекция

Жан Оноре Фрагонар Пейзаж с юношей у пруда 24×33

Частная коллекция

Жан Оноре Фрагонар: Пейзаж с пастухом и стадом 39×47

Частная коллекция

Jean-Honoré Fragonard, La Regata,

1766-68 ca.

Жан Оноре Фрагонар Остров любви (деталь) ок1770. 71×90 Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон

(Museu Calouste Gulbenkian, Lisboa)

Jean-Honoré Fragonard (1732-1806)
Le Circo Massimo à Rome (avant 1760)

Jean-Honoré Fragonard  (1732–1806)  Nègrepelisse Castle near Montauban  1773   red chalk 36.2 cm  48.4 cm

Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam

Jean Honoré Fragonard. 1732 1806. Paris. Surprise (detail)

France. Angers. Museum of Fine Arts.

 Жан Оноре Фрагонар Качели (detail) 1775-80. 215.9×185.5 Национальная галерея искусств, Вашингтон

(National Gallery of Art, Washington).

 Жан Оноре Фрагонар Качели 1775-80. 215.9×185.5 Национальная галерея искусств, Вашингтон

(National Gallery of Art, Washington)

Jean Honoré Fragonard. 1732 1806. Paris. Surprise.

France. Angers. Museum of Fine Arts.

Жан Оноре Фрагонар Водопад в Тиволи Лувр, Париж ок1761, 72х60

(Musée du Louvre, Paris)

Jean-Honoré Fragonard  (1732–1806)   Blindman's Buff  from 1775 until 1780   oil on canvas (62.5 × 45.1 cm)

Timken Museum of Art

Jean Honoré Fragonard. 1732 1806. Paris. Pursuit. 1771

Angers. Museum of Fine Arts

Жан Оноре Фрагонар Каскад ок1775. 29×24 Музей Метрополитен, Нью-Йорк

(Metropolitan Museum of Arts, New York).

Жан Оноре Фрагонар Игра «Hot Cockles» 1775-80. 115.5×91.5 Национальная галерея искусств, Вашингтон

(National Gallery of Art, Washington).

Жан Оноре Фрагонар Шарлатаны 1775. 49×38 Собрание Фонда Эмиля Бюрле, Цюрих

(Foundation E.G. Bührle, Zurich).

Важно

Жан Оноре Фрагонар Игра в жмурки 1775-80. 216.2×197.8 Национальная галерея искусств, Вашингтон

(National Gallery of Art, Washington).

Жан Оноре Фрагонар Затененная аллея ок1775. 29,2 х 24 Музей Метрополитен, Нью-Йорк

(Metropolitan Museum of Arts, New York).

Jean-Honoré Fragonard  (1732–1806) A Shaded Avenue, 1774

 1774

Red chalk drawing by Jean-Honoré Fragonard,

Piguet Auction House

Жан Оноре Фрагонар Игра в коня и всадника 1775-80. 115×87.5 Национальная галерея искусств, Вашингтон

(National Gallery of Art, Washington)

Жан Оноре Фрагонар Качели 1767. 83×65 Собрание Уоллес, Лондон (Wallace Collection, London)

(повтор неслучаен – др. типография полотна)

Jean-Honoré Fragonard  (1732–1806) Pastoral.   19th century

National Art Museum of Azerbaijan

ALL COLLECTION

Серия сообщений “живопись старых мастеров 7”:
Часть 1 – Питер Брейгель Младший (Pieter Brueghel the Younger, 1564-1638, Flemish) – Фламандские пословицы.
Часть 2 – Ян Брейгель Младший (Jan Brueghel the Younger, 1601-1678, Flemish) – Пейзажная живопись 1…

Часть 28 – Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honore Fragonard, 1732-1806, French) – французский живописец стиля рококо 4

Часть 29 – Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honore Fragonard, 1732-1806, French) – ПортретноЖанровая живопись5Часть 30 – Пейзаж эпохи рококо | Французский художник Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honore Fragonard, 1732-1806, French) 6

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/18448403.html

Рококо. Жан Оноре Фрагонар

Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. А благодаря Шардену  благодаря  стал первоклассным живописцем.  В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко.

Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. После возвращения из Италии Фрагонар сначала  писал скучные классические композиции, которые не имели успеха. Чтобы поправить свои дела, художник перешел к маленьким картинам фривольного жанра, к излюбленным темам французской гравюры XVIII века.

В этом он обнаружил большую смелость, изобретательность и тонкий вкус.

Красавицы Фрагонара имеют узкие плечи,  тонкую талию, пышные юбки, глубокое декольте.В начале XVIII в. наступает эпоха рококо, и женский силуэт снова меняется. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку.

Торжественную парадность барокко сменяет грациозность, легкость и игривость. При этом театральность и неестественность никуда не уходят – напротив, достигают своего пика. И мужчины, и женщины приобретают кукольный облик.

И в этом жанре одним из лучших стал Жан Оноре Фрагонар.

Счастливые возможности качелей.

Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.

Произведения художника, исполненные трепетной эмоциональности,чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами.

“Музыкальное пари”. 1770-е

Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира,любил теплую золотистую гамму, игру света.

Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы (“Задвижка!”, 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов.”Венок возлюбленному”

1771-1773

Совет

Обнажать женскую грудь, касаться ее и целовать – отныне считалось вполне приличным. Скромность вызывала лишь насмешки: раз девушка стыдится – значит нечем похвалиться. Кавалеры вздыхали, что «легче коснуться груди женщины, чем завоевать ее сердце».

Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры.

В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности, из интимной сферы жизни. Художник Жан Оноре Фрагонар смело разрушал каноны аристократического портрета восемнадцатого столетия.

“Любовное письмо”. 1773

Театральность рококо особенно ярко проявилась в картинах с сюжетами флирта. Дамы в пикантны, соблазнительны, игривы.

Купальщицы. Жан Оноре Фрагонар.
Мальчик, как Пьеро 1776-1780 Wallace Collection (Лондон, Великобритания)

Фрагонар был и прекрасным портретистом, он сумел привнести в свои портреты ту легкость мазка и тонкую нюансировку оттенков, которые были присущи его композиционным картинам. Это нисколько не мешало художнику давать точную психологическую характеристику своим моделям.

Вдохновение, 1769, Музей Лувр дю (Автопортрет Жана-Оноре Фрагонара).

Художникстановился буквально неузнаваемым, когда писал для себя по вдохновению, когда внем пробуждался темперамент живописца. Мастер моментальных набросков с натурыили эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час».

Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно

такого вдохновенного отношения к живописи. На небольшом холсте Фрагонар противопоставляет и сопоставляет прекрасное буйство растительности и красоту резвящихся обнаженных девушек, движущихся в тесном декоративном вихре – вместе друг с другом и с клубящимися облаками.

Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен.

Детские качели

Психея показывает сёстрам подарки от Амура

Девушка, играющая с собачкой

Девочка в постели, играющая с собачкой

Источник любви

Задвижка

Поцелуй украдкой

Выигранный поцелуй

Мечтания

Jean-Honore Fragonard (1732-1806) – The Souvenir

The Blind man's bluff game.1751. Толедо музей искусств, Огайо

Проповедь о любви. Частная коллекция

Музыкальный урок.1769. Лувр,Париж

Рено в сады Армиды,1763 Лувр, Париж.

Пейзаж с Shephered и стадо овец. 1763. Национальный музей западного искусства (NMWA) – ТокиоL'Orage 1760. ЛуврLe Petit парк 1764-1765 Wallace Collection (Лондон, Великобритания)Прачки, 756-61. Сент-Луис, штат Миссури, СШАLa Visite а-ля nourrice.1775.

Обратите внимание

Национальная галерея искусств Вашингтон, округ КолумбияО Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинет Париж,  скажут: «Пыл и оригинальность — вот

что его характеризует». Имя Фрагонара назовут среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра.

Его живописная оригинальность и творческая независимость отвечали духу культуры века Просвещения. Искусство художника Фрагонара завершало восемнадцатый век, оно было камерно, но не было предназначено лишь для будуаров и альковов. Оно предвосхищало потенциальные возможности живописи последующего времени.

И поэтому наследие Фрагонара было близко всем мастерам 18 и 19 столетий, которые ощущали внутреннюю связь с его живописью и графикой, воспевавшими красоту и радость бытия, приподнимающими искусство над обыденностью.

Картины Фрагонара — Яндекс:

Источник: https://alindomik.livejournal.com/4753390.html

Рококо

Декоративная Рококо — это архитектурный и декоративный стиль, который получил развитие во Французской архитектуре 1730 г. и оттуда распространился по всей Европе охватив также скульптуру и живопись. Его название возникло от шутливого изменения французского термина rocaille («искусственная скала»), применявшегося в садово-парковом искусстве.

Характеризуется тенденцией к отказу от архитектонической формы с вуалированием ее прихотливой и легкой «игрой» стукковой лепнины, золоченых  карнизов, фестонов, причудливо переплетающихся волют.

С одной стороны, рококо противостоял весомому пластицизму барокко, с другой — выступает его непосредственным преемником, выделяя из него динамику ритма, трактованного грациозно и напыщенно.

Резко отвергаемый представителями классицизирующих и позднебарочных тенденций, этот стиль рассматривался в негативном ключе на протяжении всего XVIII в.

Стиль рококо был художественным выражением космополитически настроенной аристократий на исходе ее исторической роли: осознание упадка культуры маскировалось уходом от реальности и созданием иллюзорного мира, расположенного в царстве вечной молодости и непринужденного веселья.

Эстетическая революция рококо осуществилась в гармоничной взаимосвязи всех элементов оформления, в котором участвовали на равных все виды искусства (и «малые» ценились не ниже традиционных «высоких»), направленные на создание среды, где архитектура и декоративное оформление активно взаимодействовали между собой.

Развитие и распространение Рококо

Сколь бы запутанными ни были исторические условия последних лет XVII в., обстоятельством, послужившим толчком к сложению стиля рококо, был перенос места пребывания королевского двора из Версаля в Париж в 1715 г., после смерти Людовика XIV.

Читайте также:  Леонардо да винчи "тайная вечеря". путеводитель по шедевру - все о живописи

Это перемещение вынудило знать заняться переоборудованием своих дворцов в столице, куда владельцы в течение долгого времени наведывались лишь изредка.

В качестве лекарства от недовольства тесными помещениями быстро устоялся вкус на светлые стены, «расширяемые» зеркалами и легкой стукковой лепниной, на мебель небольших размеров и ткани пастельных тонов, на картины, тоже решенные в светлом колорите, и на скульптуру мелких форм и фривольных сюжетов.

Рококо во Франции

Важно

Во Франции в наружной отделке зданий, сохранявших классические формы, рококо нашло сравнительно малое применение. Французское рококо достигло непревзойденной высоты в изысканности и неповторимости декора и оформления внутренних пространств.

Франсуа Антуан Вассе (1681—1736) и Жиль Мари Оппернорд (1672—1742), крупные мастера стиля Регентства, а позже Никола Пино (1684-1754), Жюст Орель Мейссонье (1695—1750), Франсуа Буше (1703—1770), Франсуа де Кювийе (1695-1768) представляют своим творчеством кульминационный период в формировании стиля рококо.

Декоративное оформление интерьеров

Особое место занимает творчество Жана Антуана Ватто (1684-1721), глубоко переработавшего опыт фламандской и голландской живописи, писавшего картины со сценами из жизни солдат, затем на галантные и театральные сюжеты (Жиль, 1717, Лувр, Париж; Суд Париса, 1720, там же; Вывеска Жерсена, 1720, Шарлоттенбург, Берлин).

К более позднему поколению принадлежит Жан Оноре Фрагонар (1732—1806), с большим разнообразием интерпретировавший культуру рококо в своих картинах как историко-мифологического характера (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж), так и, в основном, эротико-галантного жанра (Качели, 1767; Похищенная рубашка).

Жан Оноре Фрагонар — Качели 1767г.

В 1730—1740-е гг.

французские художники и мастера художественного ремесла находили быстрый путь ко всем европейским дворам, дав старт такому явлению, как интернационализация художественной культуры, что прежде всего и отличает культуру второй половины XVIII в. Апогеем этого процесса можно считать появление такой фигуры, как странствующий художник, деятельность которых и повлияла в первую очередь на развитие художественного ремесла по общеевропейским канонам.

Венеция: последний взлет рококо

В Венеции происходило автономное развитие, обусловленное в основном заказчиками-иностранцами, и живопись определялась модой рококо на такие сюжеты, как каприччо, пейзаж-фантазия и сценка из жизни.

Главными представителями этого круга были Франческо Гварди (1712—1793; Большой канал близ Сан-Джеремия, Старая пинакотека, Мюнхен), Пьетро Лонги (1720-1785; Крестьянские сцены, Ка’Редзонико, Венеция; Сцены из домашней жизни, ок, 1780, Пинакотека Кверини Стам палия, Венеция); Розальба Каррьера (1675—1757), широко использовавшая пастель и акварель. Барочный динамизм еще и в XVIII в. имел моменты неожиданного развития, и в венецианской живописи появлялись такие фигуры, как Джованни Баггиста Пьяццетта (1682—1754), автор произведений с драматическими светотеневыми эффектами, которые оказали глубокое воздействие на формирование Тьеполо; Джованни Пиптони (1687-1767), художник элегантно-грациозной манеры; Риччи, Каналетто и Тьеполо.

Источник: https://evivid.ru/rokoko.html

Стиль рококо в живописи…Жан Оноре Фрагонар (Fragonard) | Сообщество любителей изящных искусств

вторник, май 22, 2012

Жан Оноре Фрагонар (Fragonar)

Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honoré Fragonard;  1732, Грасс — 1806, Париж) — знаменитый французский художник,  живописец и график, яркий представитель стиля рококо. Один из крупнейших живописцев Франции второй половины XVIII в. В своём творчестве продолжая и развивая традиции художественного стиля рококо, создавал картины с галантными сценами,  игриво-эротическими мотивами.

После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Творчество Фрагонара — утонченный и яркий цветок искусства рококо и всей французской культуры второй половины века. 
Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе.

Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Здесь семнадцатилетний Жан-Оноре Фрагонар попытался поступить в обучение к Франсуа Буше, но был отослан мэтром в мастерскую Жана Батиста Шардена.

Время, проведенное у великого живописца, не прошло для Фрагонара даром — но это скажется позднее; пока ему не пришлись по вкусу ни прозаические сюжеты Шардена, ни его кропотливые штудии натуры. Через полгода начинающий художник снова отправился к Буше, который проявил на этот раз большую благосклонность.

За сравнительно короткий срок Фрагонар перенял стилевые приемы своего учителя и в 1752 году был удостоен Римской премии за картину на библейский сюжет.

Jeroboam Offering Sacrifice for the Idol,1752

Psyche Showing Her Sisters Her Gifts from Cupid,1753

После трехлетней стажировки в Париже у академического живописца Ванлоо Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата учрежденной там еще в XVII веке французской Академии. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.

Этой метаморфозе способствовала дружба Фрагонара с просвещенным меценатом Сен-Ноном и впоследствии знаменитым автором пейзажных панно — Юбером Робером, но, прежде всего — встреча с искусством и природой Италии. Фрагонар создает в этот период серию замечательных графических пейзажей, дополненную во время вторичного посещения Италии в 1773—1776 годах.

Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях.

Совет

После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика, и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы д'Эсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре.

В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Однако почетной и бесплодной карьере академического живописца он предпочитает свободное творчество. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара, и духу времени.

Его картины украшают отели знати (в числе заказчиков художника — любовница короля, знаменитая Дюбарри), будуары актрис и апартаменты богатых любителей искусства. Фрагонар порой уступал вкусам заказчиков, но в большинстве работ оставался неизмеримо выше их.

«Пикантные» сюжеты, которые в работах посредственных мастеров казались пошлыми и пустыми, у него, сохраняя легкость, наполняются поэзией, приобретают характер радостной фантазии, очаровывают грацией, чистотой и свежестью. Таковы его знаменитые «Похищение рубашки Амуром», «Счастливое мгновение», «Жимблет».

Иногда он создавал произведения, захватывающие широким музыкальным ритмом и подлинно вакхическим, в духе Рубенса, порывом (например, луврские «Купальщицы»). Отличительные черты фрагонаровского стиля — динамичный, скользящий мазок, букет свежих и ярких красок, богатство оттенков и одновременно смелое построение формы чистыми тонами.

Но наряду с этим Фрагонар работал и в более «отделанном» стиле, одним из лучших образцов которого являются знаменитые «Качели» (полное название: «Счастливые случайности качания на качелях»). 

The Swing,1750-55

Diana and Endymion,1753-56

The Musical Contest,c. 1754

The Storm,c. 1759

Фрагонар писал много портретов, среди которых выделяется серия с моделями в полумаскарадных «исторических» костюмах. Здесь напрасно искать глубины психологической характеристики, но зато с неподражаемой силой переданы жизненный порыв, грация и красота.

Портреты написаны стремительным и острым «хальсовским» мазком, динамичны по композиции и декоративны (многие из них служили украшениями интерьера, «десюдепортами»).

Среди наиболее известных работ — портрет Сен-Нона, «Вдохновение» и словно излучающая солнечное сияние «Читающая». 

Ve,us and Cupid,c. 1760

The Cradle,1761-65

Match to Powderkeg (Le feu aux poudres),1763-64

Le petit parc,1764-65

Coresus Sacrificing himself to Save Callirhoe,1765

Mountain Landscape at Sunset,c. 1765

Night Scene,1765-68

The Swing,1767

Abbй de Saint-Non (Fanciful Figure),1769

Marie-Madeleine Guimard (Fanciful Figure),1769

Denis Diderot (Fanciful Figure),c. 1769

Monsieur de la Bretиche (Fanciful Figure),1769

Study (Fanciful Figure),1769

Music Lesson,1769

Young Woman Playing with a Dog,1765-72

В 1670-е годы широкое распространение просветительских идей, призывы Руссо и Дидро к естественности, простоте и нравственности, а также изменения в личной жизни Фрагонара (он женится и становится отцом семейства) приводят к переменам в его искусстве.

Совет
Обратите внимание

Теперь в его живописи преобладают идиллические семейные сцены, в которых художник как бы соревнуется с вошедшим в моду Грезом. Однако в работах Фрагонара нет слащавости Греза и его плоского, с оттенком ханжества, морализаторства. Особенно удавались ему сцены с детьми, написанные с необыкновенной нежностью и юмором.

[/su_box]

В живописном стиле художника ощущаются уже влияния не столько Рубенса, сколько малых голландцев, хотя Фрагонар как всегда далек от подражания.

 
Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия «празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол», «Продавцы игрушек», «Актеры»).

Театральное и игровое начало, которым проникнуто все искусство Фрагонара, здесь выражено, пожалуй, с наибольшей силой. Его картины, одновременно реалистичные и откровенно условные, напоминают прекрасную грезу. В отличие от «галантных празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни. Вместе с тем в образах Фрагонара нет и свойственной Ватто глубины проникновения в духовную жизнь человека. 

The Shirt Withdrawn,c. 1770

The Progress of Love: The Pursuit,1773

The Progress of Love: The Meeting,1773

The Progress of Love: The Lover Crowned,1771-73

The Progress of Love: The Confession of Love,1771

Love as Folly,1773-76

Love asSentinel,1773-76

The Bathers,1772-75

Adoration of the Shepherds,c. 1775

A Young Girl Reading,c. 1770

The Happy Family,c. 1775

A Young Scholar,1775-78

The Visit to the Nursery,c. 1775

The Souvenir,1775-78

A Game of Horse and Rider,1775-80

A Game of Hot Cockles,1775-80

Blindman's Buff (detail),1775-80

The Swing,1775-80

A Boy as Pierrot,1776-80

The Bolt,c. 1777

The Love Letter,1770s

The Fountain of Love,1785

The Stolen Kiss,1787-89

В 1680-е годы в искусстве Фрагонара происходит некоторый спад; однако наряду с шаблонными заказными произведениями он создает необыкновенно утонченные по живописному языку работы («Воспоминание», «Любовная записка»), заканчивает начатые прежде циклы графических иллюстраций к Лафонтену и Ариосто.

В его позднем творчестве есть предвосхищение романтизма и даже классицизма следующего столетия («Фонтан любви»). Однако героический и чеканный классицизм Давида — художника наступившей революции — имел мало общего с утонченно-гедонистическим и чувственным искусством мастера эпохи рококо.

После революции Фрагонар лишается заказчиков и славы. Благодаря протекции Давида Фрагонар работает последние годы столетия (с 1794 по 1800 год) в музейной комисии Лувра, формирует его кабинет рисунков; затем лишается и этого места.

Умер Фрагонар почти в полной безвестности, в скупых некрологах упоминалось о «художнике старой Академии, которому удавались галантные и эротические сюжеты». Однако его творчеству была суждена долгая жизнь.

Жизнерадостное, поэтическое и несравненное по красоте живописного и графического языка искусство Фрагонара вдохновляло многих живописцев XIX и XX веков — от Делакруа и Коро до Ренуара, Боннара и Шагала

Источник: https://www.baku.ru/blg-list.php?id=97857

Ссылка на основную публикацию