Джеймс тиссо. два пути и одна трагедия – все о живописи

Джеймс Тиссо (James Tissot) (1836-1902). Франция – Библейские сюжеты

В середине 1870-х Джеймс Тиссо встретил Кэтлин
Ньютон, которая стала его моделью и музой. В 1882 г. Кэтлин Ньютон покончила с
собой: у нее была запущенная форма туберкулёза, и она не выдержала невыносимых
страданий.

После ее смерти Джеймс Тиссо вернулся в Париж и к
1885 г. решил, что оставшуюся жизнь он должен посвятить созданию иллюстраций к
Евангелию.

В 1886-1887 г.г., а затем в 1889 г. художник побывал
в Палестине, где провел тщательные географические и этнографические
исследования и сделал сотни набросков по мотивам библейских сюжетов.

Обратите внимание

В 1895 г. серия «Жизнь Господа нашего Иисуса
Христа», состоящая из 365 иллюстраций к евангельским текстам была выставлена в
Париже, в 1896 г.– в Лондоне, а в 1898 г. – в Нью-Йорке.

Иллюстрации
представляли собой хронологическую последовательность различных эпизодов из
жизни Иисуса от рождения до Голгофы и Воскресения.

Иллюстрации пользовалась большим успехом, и были опубликованы парижской фирмой
«Лемерсье», заплатившей за них 1 100 000 франков, а в 1900 г. вся серия была
приобретена Бруклинским музеем, расположенном в Нью-Йорке.

В последние годы жизни художник работал над серией
иллюстраций к Ветхому Завету, 80 из которых были выставлены в Париже в 1901 г.
К сожалению, завершить свой труд художнику не удалось.

Жак Жозеф Тиссо умер 8 августа 1902 года в Булони.
Долгие годы после смерти художника его главным достижением считались
иллюстрации к Библии, напечатанные в книгах, и лишь начиная примерно с 1970-х
годов исследователи и коллекционеры обратились к жанровой живописи Тиссо.

Прочитать полную биографию художника и посмотреть картины можно здесь: http://vechnost7.blogspot.ru/2015/01/james-tissot-1836-1902_90.html

Гравюры Тиссо смотрим здесь: 
http://vechnost7.blogspot.ru/2015/01/james-tissot-1836-1902.html

1863_Притча о блудном сыне_Отъезд (Le depart de l'enfant prodigue)_Париж, музей Пти Пале

В 1862 году Тиссо побывал в Венеции, Флоренции и
Милане, где изучал живопись Кватроченто. В 1854–1859 годах подолгу жил в Италии
Дега.

В одном из писем, адресованных Дега, Тиссо восторженно отзывался о
живописи Джованни Беллини, Андреа Мантеньи, Витторе Карпаччо. В Италии Тиссо
начал работать над серией картин на сюжет притчи о блудном сыне. «Отъезд блудного сына» и «Возвращение блудного сына» сюжетно и
композиционно близки картинам «Отъезд обрученных» и «Возвращение английских
послов» Карпаччо.

В трактовке Тиссо притча превратилась в шумный карнавальный
праздник с множеством народа.

1863_Притча о блудном сыне_Возвращение (Le Retour de l'enfant prodigue)_Париж, музей Пти Пале

1885_Внутренние голоса (Христос, утешающий путников)_214 х 124_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

1886-1994_Второе отречение святого Петра (Deuxieme reniement de Saint Pierre)_21.4 x 35.2_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Горе вам, книжники и фарисеи (Malheur a vous, scribes et pharisiens)_17 x 26.4_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Господи, я не достоин (Domine Non Sum Dignus)_26 х 14,4_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Душа благоразумного разбойника (L'ame du bon Larron)_26.8 x 17.6_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Иисус беседует с учениками (Jesus s'entretient avec ses disciples)_17.3 x 29.7_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Иисус в гробу (Jesus dans le sepulcre)_25.4 x 20.8_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Иисус взошел на гору помолиться в одиночестве (Jesus monte seul sur une montagne pour prier)_28.9 x 15.9_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Иисус вопрошает фарисеев (Les pharisiens questionnent Jesus)_18.7 x 28.3_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Иисус среди учителей (Jesus parmi les docteurs)_22.7 x 16.7_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Иисуса ведут от Каиафы к Пилату (Jesus conduit de Caiphe a Pilate)_17 x 21.9_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Иосиф из Аримафеи идет к Пилату просить разрешения снять тело Иисуса_22.7 x 30,8_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Иуда повесился (Judas se pend)_30.2 x 15.6_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Кающаяся Мария Магдалина (Madeleine repentante)_22.2 x 13.5_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Книжник встал, чтобы искушать Иисуса (Le scribe se leva pour tenter Jesus)_17.1 x 24.8_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Лазарь (Lazare)_13.3 x 9.8_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_На входе в дом приветствуйте его (En entrant la maison salue-la)_19.4 x 13.3_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Несение креста (Jesus charge de la Croix)_27 x 21.9_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Он послал их по двое (Il les envoya deux a deux)_24.9 х 13.2_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Охрана у гроба (La garde du Tombeau)_27 x 21.9_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Первое отречение святого Петра (Premier reniement de Saint Pierre)_26.7 x 17.9_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Пилат умывает руки (Pilate se lave les mains)_15.9 x 13_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Плач Иисуса (Jesus pleura)_17.1 x 22.7_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Пребывание в Египте (Le sejour en Egypte)_17 x 20.8_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Пресвятая Богородица в старости (La sainte Vierge agee)_22.2 x 13.5_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Призвание святого Иакова и святого Иоанна (Vocation de Saint Jacques et de Saint Jean)_19.5 x 14.6_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Притча о потерянной драхме (La drachme perdue)_12.7 x 16.8_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Пророчество о разрушении храма (La predication de la ruine du Temple)_18.1 x 28.1_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Прощение благоразумного разбойника (Le pardon du bon Larron)_36.2 x 20.5_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Расслабленного опускают через крышу (Le paralytique descendu du toit)_23.7 x 16.7_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Рождество Христово (La nativite de Notre-Seigneur Jesus-Christ)_14.3 x 17.1_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Святая женщина вытирает лицо Иисуса (Une sainte femme essuie le visage de Jesus)_23.2 x 17.8_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Святой Иаков Старший (Saint James le Majeur)_27.5 x 14.8_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Святой Иоанн Креститель и фарисеи (Saint Jean-Baptiste et les pharisiens)_15.7 x 23_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Святой Фома (Saint Thomas)_32.5 x 16_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Смерть Иисуса (La mort de Jesus)_24.9 х 13.2_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Суд с гаввафы (Le jugement sur le Gabatha)_13.5 x 20.5_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Явление мертвых в Иерусалиме (Les morts apparaissent dans Jerusalem)_27.6 x 19.1_бумага, акварель по графиту_Нью-Йорк, музей Бруклин

1886-1994_Языческий храм, построенный Адрианом на месте Голгофы (Le temple paien construit par sur L'Hadrien'emplacement de Calvaire)_16 x 35.1_акварель

1896-1902_Авраам советуется с Сарой (Abram's Counsel to Sarai)_15.2 х 20.7_картон, гуашь_Нью-Йорк, Еврейский музей

1896-1902_Встреча Исаака и Ребекки на пути (Rebecca Meets Isaac by the Way)_29.6 х 18.9_картон, гуашь_Нью-Йорк, Еврейский музей

1896-1902_Жизнь Иосифа в Египте (Joseph Dwelleth in Egypt)_23.2 х 27.7_картон, гуашь_Нью-Йорк, Еврейский музей

1896-1902_Изгнание Адама и Евы из рая (Adam and Eve Driven From Paradise)_22.6 х 31.7_картон, гуашь_Нью-Йорк, Еврейский музей

1896-1902_Переход с ковчегом через Иордан (The Ark Passes Over the Jordan)_21.4 х 27.6_картон, гуашь_Нью-Йорк, Еврейский музей

По поводу выложенной коллекции
считаю необходимым сказать, что ядро ее составляют акварели из музея Бруклин в
Нью-Йорке. Я
просто снял
первые 42 изображения из 1979, имеющихся в Бруклинском музее. Их даже просто
просмотреть, чтобы выбрать лучшие работы, для меня не представляется возможным.
У меня нет на это времени. Если кого-то эта тема заинтересовала, может сам
зайти на сайт музея и выбрать то, что ему нужно. Вот адрес страницы, на которой
я закончил сбор материала. Жмем на стрелочку вправо и двигаемся дальше

Также
всех тех, кто произошел не от обезьяны, поздравляю

с
Рождеством Христовым!

Источник: http://vechnost7.blogspot.com/2015/01/james-tissot-1836-1902_6.html?_escaped_fragment_

Печальные картины Джеймса Тиссо. Почему он их рисовал?

В 1869 году Тиссо выставил в Салоне в Париже картину «Вдова».

Молодая красивая женщина расположилась со своим семейством в парке. На заднем плане — несколько кипарисов, рядом на пьедестале — статуя какого-то древнего героя. Возможно, это ее усадьба: чайный столик, стулья, этажерка. Рядом с ней — девочка и старушка.

Джеймс Тиссо, Вдова, 1869, 68х49 см, частная коллекция
Источник

На женщинах — траурные одежды. У молодой — длинное черное платье с квадратным вырезом и без рукавов, блузка из прозрачного черного шелка, оборки на плечах, на воротнике и на запястьях. На руках — нечто вроде перчаток без пальцев (похожее на митенки).

Из-под подола видна белая, окаймленная кружевами юбка, черные шелковые чулки, черные туфли с квадратными носами и высоким каблуком, украшенные черным бантом. Джеймс Тиссо, Вдова, фрагмент “Туфли”

Важно

Юбка с высокой талией и длинным шлейфом опоясана широким поясом. Ее рыжеватые волосы заплетены в косички и уложены в корону.

Джеймс Тиссо, Вдова, фрагмент “Платье и шитье”

Она шьет. Ее лицо говорит о том, что ее мысли далеки от шитья. Мало того, видны ее лодыжки (это было для викторианских мужчин сильнейшим раздражителем). Похоже, что траур скоро закончится (может быть, через месяц-другой). Старушка, которая сидит рядом с ней, тоже носит траур, на ней черная шляпка.

Для девочки эти строгости в одежде уже в прошлом. И у нее мечтательное выражение. Скорее всего, она тоже в ожидании конца траура, когда можно будет пойти куда-нибудь развлечься: в цирк, в зоопарк, покататься на лодке. А может быть, пойти в гости к хорошим знакомым, у которых есть дети — ее друзья и подружки.

Надо полагать, что в некоторой части мысли мамы и дочки совпадают. А для старушки — утрата невосполнима, она будет преследовать ее еще очень долго, может быть, до конца жизни. Видимо, траур по ее сыну.

В 1874 году Джеймс Тиссо пишет картину «Императрица Евгения с принцем империи в парке Кемден, Чизлхерст».

Императрица изображена в траурной одежде — это был первый год ее траура по мужу, Наполеону III, умершему в 1873 году.

Платье на императрице несколько проще, чем на картине 1869 года. Этому может быть две причины (как минимум): изменилась мода или у высочайшей особы не было достаточно денег на шикарное платье.

Может быть, для императрицы внешний вид не был важен.

1879 год, из-под кисти художника появляется картина «Сирота»

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/79713/

«Жизнь Иисуса Христа» в акварелях Джеймса Тиссо | РУСКАТОЛИК.РФ

Жак-Жозеф Тиссо (1836-1902), французский художник, известный под именем Джеймса Тиссо, в 1886-1894 годах создал цикл из 350 акварелей, посвященный жизни Иисуса Христа.

Серия небольших листов, максимальный размер которых не превышает 21х29 см, являет собой подробное и выразительное художественное воплощение истории Христа от Рождества до Голгофы и Воскресения.

Тиссо последовательно, сюжет за сюжетом, воплотил на бумаге свое собственное видение событий Евангелия.

Совет

Евангельский цикл Тиссо, представленный на выставке в Париже в 1896 году, вызвал необыкновенный эмоциональный отклик и сильный резонанс. Многие скептически восприняли обращение художника к религиозным мотивам.

Одни беспощадно критиковали его за чрезмерную литературность, другие восторгались проникновенностью изображенных сцен. После Парижа выставка акварелей Тиссо с успехом прошла в Лондоне и Америке.

А в 1900 году Бруклинский музей выкупил почти всю серию листов и стал обладателем уникального акварельного цикла конца XIX столетия, рассказывающего о жизни Христа.

Уникальность его не только в масштабности замысла, оригинальности художественных решений, внимании к деталям, историко-топографическом соответствии, но и в обстоятельствах его появления на свет, в необычной истории, предвосхитившей его создание.

На пути в Иерусалим

Поцелуй Иуды

Научный, технический и экономический прогресс второй половины XIX века привел к активному процессу «расколдовывания» мира, когда на смену религиозной пришла иная система ценностей, положившая в основу человеческого существования личное материальное благополучие и определившая новую модель мира с его культурой отрицания, мятежного богоотступничества, признания непреодолимости зла и воспевания красоты увядания. Появление именно в такой период времени большой серии работ, посвященной жизни Иисуса Христа, было явлением по меньшей мере поразительным. Учитывая еще и тот факт, что осуществил ее один из самых на тот момент модных салонных художников Лондона и Парижа.

Христос в окружении ангелов

Читайте также:  "сливы" эдуарда мане и загадочное убийство - все о живописи

Жан-Жозеф Тиссо родился в Нанте в семье торговца тканями Марселя Теодора Тиссо. В 17 лет решив стать художником вопреки желанию отца, который видел в сыне продолжателя своего дела, юноша отправился в Париж и учился там в Школе изящных искусств у Ламота и Фландрена. Кроме того, брал уроки у знаменитого Энгра, адепта неоклассицизма и академизма.

Во время обучения в Школе изящных искусств Тиссо подружился с Эдуардом Мане и Эдгаром Дега, будущими родоначальниками импрессионизма, а также с англо-американским художником, ярким представителем «тонализма» в живописи, Джеймсом Уинстлером, после знакомства с которым, как утверждают некоторые, он поменял свое имя на английский вариант, став в результате Джеймсом Тиссо.

Джеймс Тиссо. Автопортрет. 1865. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Сан-Франциско

Обратите внимание

После Парижской коммуны в 1871 году Тиссо вынужден был покинуть Париж, дабы избежать ареста в связи с обвинением в сочувствии к революционерам. Он отправился в Лондон, где прожил 11 лет с 1871 по 1882 год.

В Англии Тиссо снискал славу  талантливого портретиста и виртуозного мастера жанровых сцен.

В полной мере унаследовав от отца практичный ум и дух предпринимательства, он очень умело вписался в жизнь Лондона, быстро став весьма популярным и востребованным художником, за работы которого выкладывали немалые суммы денег.

Он изображал женщин из высшего общества в изящных, изысканных платьях викторианской эпохи с  соблазнительными декольте и струящимися тканями, беседующих за чашкой чая, развлекающихся на пикниках, прогуливающихся в парках с собачками, танцующих на балах. Это были мастерски выполненные в стиле реализма картины, изображающие во всем блеске и роскоши жизнь привилегированного общества.

Его картины быстро раскупались, он получал заказ за заказом, и за два года пребывания в Лондоне, сделав головокружительную карьеру успешного и высокооплачиваемого художника, разбогател настолько, что позволил купить себе дом в одном из престижных районов города — Сент-Джонс-Вуд.

В 1876 году Джеймс Тиссо знакомится с красавицей ирландкой Кэтлин Ньютон. И с этого момента его жизнь принимает совсем иной оборот.

У Кэтлин была непростая судьба: она состояла в разводе, была замешана в любовной интриге, имела ребенка вне брака. Для викторианской эпохи с ее жестким и суровым кодексом морали прошлое Кэтлин казалось порочным и абсолютно неприемлемым.

Но Джеймс Тиссо был сражен, очарован, влюблен… Кэтлин стала любовью всей его жизни, его спутницей, его музой, главной его моделью.

Важно

Ради нее он пожертвовал карьерой модного салонного художника и предпочел тихий, уединенный образ жизни вдали от светского общества.

Джеймс Тиссо. Кэтлин Ньютон в кресле. 1878. Холст, масло. Частная коллекция

Однако счастье оказалось недолгим. Кэтлин неожиданно заболела туберкулезом и, не выдержав мучений тяжелой формы болезни, покончила с собой в 1882 году. Ей было всего 28 лет.

Безутешный Тиссо четыре дня не отходил от ее тела, а после похорон сразу уехал из Лондона, навсегда покинув дом, в котором жил вместе с Кэтлин. Раздавленный горем, он вернулся в Париж, но и там не смог оправиться от потери. До конца своих дней он останется верным памяти Кэтлин.

История любви Джеймса Тиссо и Кэтлин Ньютон — одна из самых известных романтичных и печальных любовных историй XIXстолетия.

В период с 1882 по 1886 год художник пишет работы, в которых звучат темы смерти, расставания, одиночества и безысходности. Его эмоциональное потрясение, вызванное гибелью возлюбленной, было столь велико, что он обратился к религии в поисках утешения и душевного покоя.

Благовещение

В 1886 году в парижской церкви Сен-Сюльпис Джеймс Тиссо пережил некий мистический опыт, после которого началась новая эпоха в его жизни и творчестве: он обратился к религиозному искусству и полностью посвятил себя созданию иллюстраций к Новому Завету.

Тиссо отправился в Палестину, путешествовал по Святой Земле, посетил те места, где родился, жил, проповедовал Иисус Христос,  где Он был распят и воскрес из мертвых. Во время своих странствий он делал многочисленные зарисовки, наброски с изображением природы, архитектуры, лиц и фигур местных жителей.

«Именно на Святой Земле сцены прошлого возникали перед моим мысленным взором… Я предавался размышлениям, пребывая в тех местах, где происходили события, и проникался внутренними видениями настолько, что они открывались мне во всей полноте», — отмечал художник. (J. Tissot: The life of Christ.

The Complete Set of 350 Watercolors. — Merrell, New York, 2009, p. 21)

Возвращение из Египта

Иисус Христос, Мария и Иосиф в Храме

«По возвращении из Иерусалима я показал сделанные мной наброски и эскизы своему отцу. — писал Тиссо.

— Когда отец увидел, как на самом деле выглядят святые места, в особенности Голгофа, он воскликнул: „Я все себе не так представлял! Я думал, что Кальвария — это высокая остроконечная гора, скалистая и покрытая кустарником“. „Нет, — ответил я ему.

— Кальвария — это небольшая возвышенность высотой всего 22 — 23 фута. Святой Гроб находится рядом, но совсем не в так, как ты это себе воображаешь и как представляют тысячи других верующих“.  Христианский мир был введен в заблуждение фантазией художников.

Бичевание Христа

Первый гвоздь

Существует целое множество изображений святых мест, которые ничего не имеют общего с реальностью. Многие художественные школы порой делали это сознательно. В эпоху Возрождения большее внимание уделяли изображению мизансцен.

Совет

Художников мистиков волновала эмоциональная сторона дела. Никто не заботился об историческом и топографическом соответствии. На мой взгляд, в наш век „приблизительное“ уже не является достаточным.

Я подумал, не настало ли время обратиться к истинному положению вещей? […] Именно поэтому, плененный божественным образом Иисуса, очарованный евангельской историей, охваченный желанием как можно правдивее отразить ее во всех аспектах, я и отправился в качестве паломника в Палестину». (Catalogue of works of James Tissot. Tre life of our Lord Jesus Christ. — The Art Institut of Chicago, 1899, p. 3 — 4)

Оплакивание

Удивительная серия, посвященная жизни Иисуса Христа, выполненная в реалистическом стиле, которому Тиссо оставался верным, несмотря на новые художественные веяния конца XIX  столетия, состоит из 350 акварелей, оригинальных по замыслу, необычных по композиционному решению, отличающихся чрезвычайно скрупулезным вниманием к деталям, к характерным особенностям быта и архитектуры, к типажам местных жителей и дающих правдивое представление о природе Палестины. Главным художественно-выразительным средством в этих акварелях становится не столько цвет, сколько линия, мастерски владея которой, Тиссо создает экспрессивные, живые, чувственные образы.

1) Воскресение Иисуса Христа; 2) Не прикасайся ко мне

Пленительным очарованием пронизана сцена Рождества с изображением Богоматери, склонившейся над младенцем, от которого исходит божественное сияние.

Сентиментальным чувством преисполнены композиции, представляющие детство Христа. Глубоко психологичны графические листы с изображением Тайной вечери и Иисуса Христа перед Пилатом.

Тайная вечеря

Трагична сцена бичевания Христа с изображением исполосованного, окровавленного тела. Полна драматизма сцена, изображающая  путь на Голгофу и распростертого на камнях Иисуса, придавленного тяжелым крестом.

Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест

Некоторые из акварелей поражают нетрадиционной трактовкой сюжета. Таков, например, лист с изображением того, что мог видеть Иисус, распятый на кресте. Художник, представляя происходящее на Голгофе глазами Христа, позволяет зрителю почувствовать себя на месте распятого, ощутить Его страдания и умереть вместе с Ним на кресте.

Что видел Иисус Христос с креста

Любопытна динамичная сцена «Ecce Homo» («Се человек») с изображением Понтия Пилата, обращающегося к народу и желающего возбудить сострадание толпы. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице.

Обратите внимание

И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины» (Ин.

19:  5 — 6)

Ecce Homo

Графические листы, созданные Джеймсом Тиссо, представляют собой уникальное изобразительное повествование, подробно и детально рассказывающее о жизни Иисуса Христа. Кто-то из современников справедливо назвал этот цикл «Евангелием от Тиссо».

1) Призвание апостолов Петра и Андрея; 2) Призвание апостола Матфея

Жизненная трагедия привела художника на Святую Землю, он прошел по стопам Христа в буквальном и переносном смысле этого слова и увидел  мысленным взором то, что совершенно недоступно взгляду поверхностному.

Глубокое духовное осмысление евангельских событий и тщательное историко-топографическое исследование позволили художнику создать один из самых проникновенных графических циклов, иллюстрирующих Священное Писание.

Анастасия Татарникова

Иллюстрации: www.brooklynmuseum.org

Источник: http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/tisso/

Джеймс Тиссо: «Долгое путешествие в Палестину и обратно»

Алиса Агранат, 15 октября 2016, 12:53 — REGNUM  

«Английский» француз Джеймс Тиссо знаменит в двух ипостасях: как один из искуснейших живописцев бомонда и как автор одного из самых известных библейских циклов ХIX века. 350 акварелей Тиссо «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» являются настоящим сокровищем Бруклинского музея в США.

Бомонд и франко-прусская война

15 октября 1836 года в консервативном французском городе Нанте, бывшем в то время столицей Бретани, в семье оптового торговца тканями и знатока текстиля Марселя Теодора Тиссо и его набожной жены — Мари Дюран родился сын — Жак-Жозеф Тиссо.

Мадам Дюран была истовой католичкой и прекрасным модельером женских и мужских шляп. Напомним, что многие дамские шляпки в то время были настоящими произведениями искусства. Мари Дюран, как это было принято в таких семьях, вела бизнес вместе с мужем, правда, ее «специализацией» было оборудование для шляпных мастерских.

1 Джеймс Тиссо. 1855 — 1862

Оба родителя оказали сильнейшее влияние на всю дальнейшую жизнь своего талантливого сына. Хотя в детские годы Жан-Жака его отец — удачливый коммерсант и подумать не мог, что его сын будет преуспевающим живописцем, знакомством с которым будут гордиться господа и дамы из высшего общества.

Жак-Жозеф был непоседливым мальчишкой, который не проявлял никакого интереса к учебе, зато обожал рисовать. Родители напрасно стремились дать ему классическое образование.

Из иезуитского колледжа во Фландрии, куда мальчика отправили в 1848 году, его вежливо выдворили в «более либеральное» учебное заведение.

Оттуда — в еще одно, где единственным успешным занятием Тиссо была зарисовка с натуры готических зданий и дам в модных костюмах. Учился он по-прежнему неохотно.

2 Джеймс Тиссо. Автопортрет. 1865

Отец не хотел поддерживать увлечение сына искусством, боясь, что тот проведет всю жизнь в нищете.

По этой причине Париж в 1856 году Жак Жозеф отправился учиться живописи и рисунку, не имея серьезной финансовой поддержки от своей обеспеченной семьи.

Важно

Однако мадам Дюран попросила своего земляка — художника-портретиста и исторического живописца Жюля-Элию Делоне (Delaunay, Jules-Élie 1828−1891), учившегося у живописцев Ипполита Фландрина и Луи Ламота в Академии изящных искусств в Париже, порекомендовать сына своим мэтрам.

С Фландрином Тиссо сойтись не смог, однако скоро оказался одним из лучших учеников мастерской Луи Ламота. Уже в 1857 году молодой художник получил разрешение копировать картины в Лувре.

Читайте также:  Мадонны рафаэля. 5 самых прекрасных лиц - все о живописи

Там у полотен Энгра он и свел знакомство со знаменитым художником-«космополитом» Джеймсом Уистлером.

Учеником и поклонником Энгра был Луи Ламот, большое внимание уделявший точности деталей и технике изображения предметов и вполне успешно прививавший эти навыки своим ученикам.

3 Портрет Джеймса Тиссо кисти Эдгара Дега. 1867 — 1868

В Париже Тиссо почувствовал себя в своей среде, он сошелся с импрессионистами, изучал их манеру живописи, восприятия света и цвета.

Его друзьями становятся Эдуард Мане и Эдгар Дега, написавший его портрет.

Но ближе всего он сошелся с американским художником Джеймсом Уистлером, которого считают одним из прародителей импрессионизма и символизма в живописи.

Тот на собственном примере показывает Тиссо, что можно быть свободным от условностей, которые диктуют — школа, или какое-то течение в искусстве.

«Искусство должно жить само по себе, независимо от всякой чепухи, не смешиваясь с совершенно чуждыми ему чувствами вроде благочестия, жалости, любви, патриотизма и всего такого, — внушает Уистер своему юному другу.

— Оно должно восприниматься непосредственно, зрением и слухом. Именно поэтому я и называю свои работы «аранжировками» и «гармониями»…

Уистлер — светский лев, начавший свое образование в Академии Художеств в Санкт-Петербурге, изучавший и японское, и французское искусство, оказывает на Тиссо такое сильное влияние, что тот начинает называть себя Джеймсом…

102

Совет

По воспоминаниям современников, Тиссо старался учиться у всех своих знакомых художников, как губка, впитывал различные манеры и стили, и все же оставался верным себе, тщательно выписывая лица, костюмы, манеры людей всех слоев общества, но, особенно любовно — великолепных парижанок — задорных законодательниц моды. Не удивительно, что юного художника привлекают стильные и юные дамы. Поражает точность и внимание к любой мелочи, которая составляет образ его героинь.

Сладкая жизнь парижских дам

В 1859 году Тиссо участвует в первом в своей жизни Художественном салоне в Париже, однако, его картины на исторические темы в поздне-романтическом стиле, выполненные в традиционной манере, не стали сколько-нибудь значимым событием.

8 Джеймс Тиссо. Фауст и Маргарита в саду. 1861

Через 2 года он представляет суду мэтров Салона полотно «Встреча Фауста и Маргариты», где оба героя предстают в средневековых костюмах, но выглядят, как современники публики — люди середины XIX века.

Жаждущий новых знаний Фауст — крупный, значительный мужчина, наивная, но изобретательная Маргарита — молодая девушка, в которой едва пробуждается чувственность, подавляемая суровым воспитанием и ценностями традиционной семьи.

Картина была не просто принята на ура, а сразу же куплена государством для Люксембургской галереи.

10 Джеймс Тиссо. Возвращение блудного сына.

1862

На том же салоне демонстрируется «Возвращение блудного сына» Тиссо — его первое обращение к библейской теме, пока еще не выстраданной годами мучений, а написанной в виде костюмированного балаганного действа. Второй вариант этой картины «Возвращение блудного сына в современности» он напишет через 20 лет, возвратившись из Путешествия в Палестину.

122 Джеймс Тиссо. Амазонки на конях. 1883 — 1885

Картины Тиссо быстро входят в моду, и он продолжает свой цикл «Парижанки» (Дамы Парижа), словно посвященный истории французской моды второй половины XIX века. На пике популярности у измученной революционным лихолетьем французской публики такие картины Тиссо, как «Любительницы цирка», «Амазонки на конях».

Покой, радость жизни, шикарные наряды — это не просто — «салонная» живопись, характеризующая манеру письма Джеймса Тиссо, а его ответ эпохе перемен, попытка насладиться недолгим миром во время войны.

Понимал Тиссо или нет, но своими картинами он выполнял «социальный заказ» населения.

Обратите внимание

Тем более, что и модели его были не просто манекенщицами с общим выражением лиц и стандартом фигур, а именно портреты шикарных женщин, в каждой из которых скрыта какая-то изюминка, характер, манеры, бэграунд их личной истории.

42 Джеймс Тиссо. Плохие новости. 1872

Тиссо прекрасно зарабатывает, но в 1870 году начинается франко-прусская война, и он записывается в Национальную гвардию и воюет против немецкой армии, наравне с простыми согражданами.

Такого поступка от преуспевающего живописца никто из его окружения не ожидал. В 1870 году добровольцем на фронт ушел и Фредерик Базиль — основатель импрессионизма и друг Дега. 28 ноября он погиб в бою в Бургундском лесу под Бон-ла-Роланд.

В свою очередь, республиканцы Дега и Эдуард Мане поступили добровольцами в артиллерию под командованием знаменитого Мейссонье.

Светский живописец — от Парижа до Лондона

В 1871 году Тиссо вернулся с войны в Париж, где вовсю разворачивалась очередная трагедия. Ответом на франко-прусскую войну стала Парижская коммуна, идеям которой очень сочувствовал художник, а также свержение Наполеона Третьего и провозглашение Третьей Республики. Есть версия, что Тиссо оказывал помощь коммунарам, за что его невзлюбили ее оппоненты.

События, которые разворачивались во Франции того времени, ничего хорошего художникам не сулили. На улицах расстреливали коммунаров. Дом Камиля Писарро в Лувесьенне, где он жил с семьей, был захвачен пруссаками, большинство картин варварски уничтожено, а сам дом приспособлен под мясную лавку.

80 Джеймс Тиссо. На галерее HMS «Калькутта». 1877

Неблагоприятная обстановка и реальная угроза угодить в тюрьму за политические взгляды заставляет Тиссо принять решение о переезде в Лондон в конце 1871 года. В Лондон — «пережить очередную революцию и войну» перебирается и Дега, и Мане, и Писарро, и Джеймс Уистер, получивший там настоящее признание и славу.

Импрессионисты в Англии так и не сумели впечатлить чопорную публику. Что касается Тиссо, то и в Лондоне он попадает в «формат», который так требовался представителям лондонской элиты.

Он работает карикатуристом в престижном журнале Vanity Fair («Ярмарка тщеславия») у Томаса Гибсона Боулза, и снова рисует представителей высшего общества, прекрасных дам в богатых интерьерах: дома, на балах, или на пленере.

Тиссо получает дорогие заказы от английских промышленников и считается одним из самых престижных живописцев Лондона.

Уже в 1872 году — всего лишь через год после приезда в Англию он покупает собственный дом в популярном лондонском предместье Сент-Джонс-Вуд, вхож в лучшие дома и ведет активную светскую жизнь. В разных источниках приводится годовой доход Тиссо в сумме — 95 тысяч франков.

22 Джеймс Тиссо. Круг общения. 1868

Важно

Критики иронизируют над популярностью Тиссо: кому, как не французу удастся так проникнуть в «скромное обаяние английской буржуазии?».

Они называют Тиссо фотографом мод и «певцом английского бомонда», но публика остается верна своему французскому кумиру.

Уже в 1873 году он получает членство в английском Клубе Искусств, что еще больше укрепляет его положение в обществе.

В 1874 году Эдгар Дега предложил Тиссо поучаствовать в первой выставке импрессионистов, которая должна была пройти с 15 апреля по 15 мая, но тот отказывается, не взирая на то, что Дега отводил участию в выставках важную роль.

Между друзьями происходит размолвка, хотя Тиссо и продолжает дружить с импрессионистами. В 1874 году он вместе с Эдуардом Мане отправляется в Венецию. Затем в гости к Тиссо в Лондон приезжает Берта Моризо.

Не прерывает он и общения с Уистлером.

57 Джеймс Тиссо. Бал на корабле. 1874

В 1875 Тиссо представляет на выставке в Королевской Академии прекрасные картины «Бал на корабле» (1874), «Тишина» (1875), «Ожидание» (1875), «Расставание» (1872). Участвует он и в выставке в галерее Sedelmeyer с 15 картинами знаменитого цикла «La Femme à Paris» (Парижанки).

Любовь к женщине и к Богу

В Лондоне Тиссо встречает свою единственную любовь и Музу — миссис Кэтлин Ньютон (1854−1882) — прекрасную ирландку католического вероисповедования, отвергнутую английским обществом. Кэтлин — разведенная женщина, родившая двоих детей вне брака, не могла появляться на светских приемах и вести жизнь, принятую в ее кругу.

Она была дочерью армейского офицера Чарльза Келли и Флоры Бойд. В семье Келли было еще двое детей — Фредерик и Полли. Примерно в 1865 году семья вернулась в Лондон, а в 1869 (?) или 1870 году Кэтлин просватали за военного хирурга — Исаака Ньютона.

52 Джеймс Тиссо. Посадка на яхту. 1873

Совет

Юную невесту отправили к будущему мужу в Индию на корабле без всякого сопровождения.

Во время путешествия за ней стал ухаживать некий офицер-воздыхатель по имени Полиссер. Добравшись до Индии, Кэтлин рассказывает об этом на исповеди католическому священнику, тот советует признаться во всем мужу.

Сэр Ньютон после такого откровения молодой жены начинает бракоразводный процесс.

Кэтлин возвращается в Лондон, причем обратный путь ей оплачивает все тот же Полиссер. Она становится его любовницей, рожает дочь Виолетту, но замуж за Полиссера не выходит, хотя тот делает ей предложение, а с момента рождения Виолетты вступает в силу постановление о разводе с Ньютоном.

Некоторое время Кэтлин продолжает жить с Полиссером, а затем уезжает с дочерью к своей сестре Полли.

111 Джеймс Тиссо. Кэтлин Ньютон за фортепиано. 1881

В 1874 или 1875 году она знакомится с Джеймсом Тиссо, а в 1875 беременеет и рожает от него сына — Сессила, после чего переезжает с детьми в дом художника. Есть версия, что Тиссо делал ей предложение, однако, брак не был одобрен католической церковью из-за того, что Кэтлин была разведена.

Тем не менее, молодые люди очень счастливы, Джеймс Тиссо отказывается от светской жизни, в которой не может участвовать вместе с ней, и пишет множество портретов своей возлюбленной. Однако жизнь возлюбленных омрачает туберкулез, которым заболевает Кэтлин. Течение болезни осложняется лондонской сыростью.

88 Джеймс Тиссо. Кэтлин Ньютон в кресле. 1878

В 1882 году Кэтлин не выдерживает постоянных болей и выпивает большую дозу опийной настойки — ландаума, которую она использовала в качестве болеутоляющего. Счастливый отрезок жизни закончился трагедией: Кэтлин похоронили за оградой кладбища Кенсал Грин, как самоубийцу. О дальнейшей судьбе ее детей ничего не известно.

Джеймс Тиссо не находит себе места, он кидается в мистику, пытаясь вызвать дух своей возлюбленной, затем — в религию. Вскоре он переезжает в Париж, становится яростным католиком, и во время одного из посещений церкви к художнику приходит откровение: он должен обратиться к религиозной теме.

Обратите внимание

Тиссо уезжает в Палестину, живет там подолгу: в 1886, 1889, и 1896 годах, пытаясь понять, какова же была Земля Обетованная во времена Иисуса Христа.

186 Джеймс Тиссо. Молитва Господня. 1886 — 1896

Тиссо делает множество снимков Палестины, к сожалению, не сохранившихся до наших дней, а также зарисовки с натуры, обращенных к библейской истории — сначала Нового завета, названный «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа».

189 Джеймс Тиссо. Что видел наш Господь с креста.

1886 — 1894

Сцены «Благовещения», цикла «Возвращение блудного сына в современности», картины «Что видел Господь с креста на Голгофе?», «Снятие с креста» проникнуты глубоким религиозным чувством и в то же время не стандартны, не соответствуют общепринятым канонам изображений этих сцен, хотя и сохраняют уважение к традициям. Хотя критики и пытаются найти в них некую конъюнктурность и даже соперничество с библейским циклом Дидро.

Закончив работу с сюжетами из Нового завета, Тиссо обращается к Торе (Еврейский музей, Нью-Йорк). 80 его картин из этого незаконченного цикла были продемонстрированы в Париже в Салоне на Марсовом поле.

Читайте также:  Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров - все о живописи

Выставки акварелей (20×25) Тиссо в Париже (1894−1895), Лондоне (1896) и Нью-Йорке (1898) производят неизгладимое впечатление на публику. Люди становятся на колени перед картинами, рыдают, молятся.

Затем они были опубликованы парижской фирмой «Лемерсье», выкупившей их у автора за 1 100 000 франков в парижских и лондонских изданиях.

С 1900 года все работы Тиссо — маслом и акварелью на тему Нового завета находятся в Бруклинском музее.

4 Джеймс Тиссо. Автопортрет. 1898

В конце жизни Тиссо переезжает в Шато-де-Буйон — замок, оставленный ему в наследство отцом, умершим в 1888 году. В 1902 году художника не стало. А в 1904 в Париже была организована посмертная выставка работ художника по Старому завету.

Смотрите галерею к статье

Источник: https://regnum.ru/news/2189691.html

Джеймс Тиссо


Автопортрет Джеймса Тиссо, 1898 г.

James Tissot, собственное имя Жак-Жозеф Тиссо, 15 октября 1836 — 8 августа 1902) – французский живописец, близкий к школе прерафаэлитов.

Мария Магдалина до ее обращения в веру

Жак Джозеф Тиссо  родился в Нанте в семье торговца.

В 1856-57 он приехал в Париж с желанием стать живописцем. Учился в Парижском училище изящных искусств, ученик Энгра, И. Фландрена и Ламота.

Однако большую часть своего образования, тем не менее,Тиссо получил неофициально, благодаря друзьям и знакомым среди авангардистских художников. Его друзьями и учителями стали Мане, Дега (написавший портрет Тиссо).

Важно

Но подлинным кумиром юного художника стал Джеймс Уистлер, в честь его Тиссо даже англизировал свое имя.

James Whistler. Harmony in Green and Rose The Music Room

James Whistler. “At the Piano”.

В 1859 года, в возрасте 23 лет, художник впервые выставил в Салоне несколько исторических полотен, выполненных в позднеромантическом стиле.

В 1861 г. Тиссо выставил «Встречу Фауста и Маргариты», которая была приобретена государством для Люксембургской галереи. Кстати, трагедии Гете художник посвятил несколько полотен.

Faust and Marguerite in the Garden. 1861 г

Стиль Тиссо формировался и под влиянием Э. Мане, с которым художник дружил. Его картины имеют определенные черты сходства с работами импрессионистов в передаче воздушной среды и характере композиций. Однако изящные и очаровательные полотна Тиссо больше напоминают иллюстрации к модным светским журналам.

Он был близким другом Дега, который нарисовал интересный портрет Тиссо. Но позже они рассорились, иТиссо даже отказался участвовать в Импрессионистских выставках.

 Тиссо достиг официального признания своих работ быстро.

В начале своего творчества Тиссо писал декорации для исторических пьес, романтические, историческо-костюмные жанровые сцены с точно изученными костюмами и обстановкой XV столетия.

 В 1863 он уехал в Англию, откуда окончательно возвратился на родину почти через 20 лет.

Уже в картине «Две сестры» виден его сформировавшийся личный стиль.И хотя многие связывали эту картину с серией Уистлера “Симфония в белом”, а некоторые называли ее “The Green Ladies” по аналогии с застойной водой и тиной, успех художнику был обеспечен.

Совет

Переселившись в Лондон, художник, приблизительно в 1864, перешел к сценам из современной жизни, и стал изображать разные типы молодых элегантных женщин. В эти годы была написана серия работ, названная LaFemme a Paris. Впоследствии Тиссо написал аналогичную серию акварелей уже с дамами из высшего общества Лондона. 

Девушка в красном жакете. 1864

Весенний портрет. 1878 Принцесса де Брогли

И сама тема, и манера письма Тиссо имели успех у коллекционеров, уже к 1870 году живописец прилично зарабатывал.

Праздничный день в Брайтоне. 1875-78

В 1870 началась франко – прусская война, сопровождаемая гражданской войной и Парижской Коммуной в 1871. В 1871 г. художник вступил в Национальную гвардию, принимал участие в военных действиях и в Парижской Коммуне (хотя многие историки утверждают, что Тиссо только сочувствовал Коммуне).

Правительство строго подавило восстание, казнив почти двадцать тысяч членов Коммуны на улицах Парижа. Подозреваемый в сочувствии к коммунарам, Джеймс Тиссо был вынужден оставить страну, чтобы избежать заключения.

Существует версия, что конфликт с правительством произошел из-за политических интриг его брата.

Тиссо вновь нашел убежище в Лондоне, где прожил с 1871 до 1882.

Здесь он начал учиться гравюре у сэра СеймонаХэдена, рисовал карикатуры для журнала Vanity Fair и писал многочисленные портреты и жанровые картины.

В Англии он продолжал любимую тему – сцены от жизни общества, но приспособился к английским вкусам, и скоро получил высокую репутацию среди социальной элиты Лондона. “Смешно, что самый большой живописец социальной жизни Викторианских времен не был англичанином» – написал автор книги о викторианской живописи Кристофер Вуд.

Интересно, что говоря о Тиссо-портретисте все восхищаются его женскими портретами, и никто не удосуживается отметить, что у художника есть замечательная “мужская” галерея.

Обратите внимание

В течение одиннадцати лет, что он проработал в Англии, он достиг славы и финансового успеха, рисуя то, что теперь признано считать его лучшими картинами. Первая из его крупномасштабных картин – «Слишком рано» (Too Early) – была показана в Королевской Академии в 1873.

Живописец Луиза Джоплин, друг Тиссо, описала это как «новое направление в искусстве, как остроумное представление современной жизни». «Никто из английских художников не может сравниться с Тиссо в блестящей технике, комбинации стиля, элегантности и остроумии» – писали газеты.

Тиссо был таким успешным художником, что позволил себе иметь дом в престижном районе северо-западного Лондона – Wood St John's. Это был один из первых лондонских пригородов, в котором отмечалась большая плотность вилл.

В1874 писатель Эдмон де Гонкур саркастически писал, что Тиссо имеет «студию с залом ожидания, где в любое время к услугам посетителей есть шампанское со льдом, а около студии сад, где в течение всего дня можно видеть лакея в шелковых чулках, протирающего до блеска листья кустарников».

Пристрастившись с 1875 г. к гравированию крепкой водкой и сухой иглой, Тиссо произвел до 74 работ, в числе которых наиболее замечательные по мастерству исполнения: “Фойе Большой Оперы во время осады Парижа”

“Скучная история”, “Октябрь”

“На морском берегу”, “Старшая сестра”, “Возвращение блудного сына” и “Воскресное утро”. Из картин Тиссо, написанных масляными красками, лучшие: “Встреча Фауста с Маргаритою” (1861, Люксембургский музей в Париже), “Отъезд жениха” (1863), “Молодая женщина в церкви” (1866), “Свидание” (1867) и “Молодая дама в лодке”.

Несмотря на успех 1873 года, выставленные в 1875 году три новые картины Тиссо, среди которых были “Ballon Shipboard» (1874)

и «Hush»

подверглись нападкам самых серьезных критиков, включая Оскара Уайльда, Генри Джеймса и Джона Рёскина, которые увидели в его «цветных фотографиях» картины вульгарного богатства. Но даже эта высокомерная оценка не остановила продажу его картин.

Type of the beauty

Приблизительно в 1876 году, Тиссо встретил разведённую с мужем миссис Кэтлин Ньютон, красивую ирландку с двумя детьми, ставшую его главной моделью и женой. Правда, в некоторых биографиях указывается, что она была всего лишь натурщицей и любовницей художника.

Кэтлин Ньютон в кресле.

Важно

Думаю, что они жили в гражданском браке, поскольку нет никаких сведений и документов о регистрации их брака, но поскольку такие отношения не приветствовались в викторианской Англии, поэтому Джеймса и Кэтлин и считали всего лишь любовниками.

Кэтлин переехала в дом Тиссо и жила с ним до своей смерти в 1882 г.

В возрасте 28 лет, не перенеся страданий от болей на поздней стадии туберкулёза, Кэтлин покончила жизнь самоубийством.

Тиссо увековечил ее в цикле «Тихие картины», «Хризантемах» и многих других картинах.

Хризантемы

После смерти жены, Тиссо возвратился во Францию. Первое время он был одержимым, пытаясь вызвать дух Кэтлин через спиритические сеансы и даже брал консультации у ведущего специалиста того времени Уильяма Эглинтона.

Привидение

Он больше не интересовался живописью «общества», его эмоциональное потрясение смертью любимой женщины заставило его уйти в религию.

За это время он пережил обращение к вере и задумал создать серию иллюстраций к Библии. С этой целью в 1886-87 и в 1889 годах он посетил Палестину.

Его цикл «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» состоял из 350 акварелей, которые были выставлены в 1896 в Салоне МарсоваПоля (Париж).

Его акварельные краски к Новому Завету называли «революцией в религиозном искусстве».

Совет

Цикл по Ветхому Завету Тиссо закончить не успел (завершены были лишь иллюстрации к Пятикнижию, Историческим книгам и Книге Иова). Репродукции с них были изданы в Париже и в Лондоне в 1904 с предисловием католического богослова иеромонахаАнтуана Сертиянжа.

Многие из акварельных рисунков к Библии Тиссо принадлежат Бруклинскому Музею в Бруклине.

Источник: ЖЗЛ (АНГЛИЙСКИЙ ФРАНЦУЗ ДЖЕЙМС ТИССО. ПУТЬ ОТ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА К РЕЛИГИИ)

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43310505263/next

Джеймс Тиссо (James Tissot) | Импрессионизм

Родился 15 октября 1836 года в Нанте. Учился живописи в парижской Школе Изящных искусств. Также обучался живописи у Энгра и Фландрена.

В первый раз выставился в Салоне в 1861 г. возрасте 23 лет. В 1861 г. выставил «Встречу Фауста и Маргариты», которая была приобретена государством для Люксембургской галереи. Первый период художника характеризуется его вниманием к образам хорошеньких женщин, в частности, в серии работ, названной им La Femme a Paris.

Джеймс Тиссо. Фауст и Маргарита в саду. 1861. Холст, масло. Частная коллекция.

В 1870 году началась франко-прусская война, которая закончилась 1871 году Парижской комунной, свержением Наполеона III и установлением Третьей республики.

Кстати, помните какое влияние это война оказала на импрессионизм? Фредерик Базиль погиб в 1970 на этой войне. Клод Моне и Камиль Писсаро эмигрировали в Лондон. Дом Писсарро был захвачен немцами и разграблен. Большинство его картин были уничтожены.

Джеймс Тиссо сражался на франко-прусской войне. Но после ее окончания он, подозреваемый в сочувствии к коммунарам, был вынужден как и Клод Моне с Камилем Писсарро уехать из Парижа в Лондон. В Лондоне Тиссо учился гравюре у сэра Сеймона Хэдена, рисовал карикатуры для журнала Vanity Fair и писал многочисленные портреты и жанровые картины.

В Лондоне Джеймс Тиссо встретил разведённую с мужем миссис Кэтлин Ньютон, которая стала его спутницей и натурщицей для многих его полотен. Она переехала в его дом и жила с ним до своей смерти в 1882 году в возрасте 28 лет по причине самоубийства из-за страданий от поздней стадии туберкулёза.

Джеймс Тиссо. Портрет миссис Кэтлин Ньютон в красном платье и черной шляпке. 1880. Холст, масло. Частная коллекция.

В Лондоне Тиссо жил в полном достатке. Его работы охотно раскупались. Более того, именно в Англии Тиссо был признан непревзойденным мастером, певцом общественной жизни викторианской элиты. Как писали газеты той эпохи «…есть некая ирония в том, что непревзойденным по элегантности, блеску, отточености деталей среди английских художников считается француз…».

Джеймс Тиссо. Портрет Кэтрин Смит Джилл с двумя детьми. 1877. Холст, масло. 152.5 x 101.5. Национальный музей Ливерпуля, Ливерпуль.

Обратите внимание

После смерти Кэтлин Ньютон Тиссо вернулся в Париж, после чего отправился в Палестину. Он обратился к основной теме своего художественного наследия — созданию семисот акварелей, иллюстрирующих жизнь Иисуса и Ветхий Завет.

В 1896 году серия из 350 рисунков по Новому Завету была выставлена в Париже, на следующий год — в Лондоне. Затем они были опубликованы парижской фирмой «Лемерсье», заплатившей за них 1 100 000 франков.

В настоящий момент коллекция из полутысячи рисунков, акварелей и картин маслом из этой серии находится в коллекции Бруклинского музея.

Джеймс Тиссо. Иисус перед Пилатом, Первый допрос. (Серия “Жизнь Иисуса Христа”). 1886-1894. Бумага, Гуашь. 24.8 x 23. Бруклинский музей, Нью-Йорк.

Затем настала очередь ветхозаветных сюжетов, работой над которыми он продолжал заниматься до самой смерти.

Достоинства библейских рисунков Тиссо — скорее в аккуратности, с которой он изучал детали быта, чем в уровне религиозного чувства.

Джеймс Тиссо. Что видел наш Господь с креста. (Серия “Жизнь Иисуса Христа”). 1886-1894. Бумага, Гуашь. 24.8 x 23. Бруклинский музей, Нью-Йорк.

Источник: http://www.impressionism.ru/?page_id=288

Ссылка на основную публикацию