“поцелуй иуды” караваджо. необычное послание из прошлого – все о живописи

“Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого – Дневник живописи

Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин.

“Поцелуй Иуды”. Лунный свет выхватывает из темноты несколько фигур. Лица. Руки. Чёрные доспехи. Христос отпрянул под натиском толпы. Иуда сейчас поцелует его. Тем самым подавая знак страже, что он тот самый. Один стражник уже дотронулся до груди Иисуса. До его ареста осталась секунда. А пока пауза.

Картина на первый взгляд типична для Караваджо. По ней легко понять все новаторства художника. Однако в этой работе зашифровано одно необычное послание. Его мы и попробуем расшифровать.

Тенебросо, реализм и кое-что ещё

Если вы до этого не видели ни одной картины Караваджо, то вполне сможете понять все его особенности по одному лишь “Поцелую Иуды”. Это его классическое произведение.

Тенебросо

Караваджо очень талантливо применял метод тенебросо. Когда на заднем плане сплошная тьма. И лишь тусклый свет вылепливает фигуры.

В картине “Поцелуй Иуды” метод тенебросо особенно уместен. Ведь Христа арестовывают в Гефсиманском саду ночью. И лишь луна могла освещать это драматическое событие.

Реализм

Изображение необычайно реалистично. Даже в полумраке мы видим грязь под ногтями героев. Видим каждую морщинку. Жесты и мимика персонажей очень правдоподобны. Как, например, у святого Иоанна. Который кричит, осознав весь трагизм происходящего.

Караваджо. Поцелуй Иуды. Фрагмент. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, г. Дублин. wga.hu

Как Караваджо достигал такой реалистичности? Он использовал камеру-обскуру. Он просил натурщиков принять нужные позы. Изображение проецировалось на холст. Затем художник быстро обрисовывал очертания фигур. Так позы персонажей получались жизненными.

Ещё Караваджо никогда не создавал предварительных рисунков. Работал только с натуры. Это также помогало ему создавать живые образы. Иной художник, злоупотребляя чрезмерной подготовкой, может превратить динамичный сюжет в сухое повествование.

Приближение

Караваджо максимально нас приближает к происходящему. В результате в раму “уместилось” лишь пять фигур. Он даже не стал изображать святого Петра. Хотя до Караваджо его всегда включали в сюжет. Показывая, как он в порыве гнева бросается защитить учителя. Да только отрезает ухо одному несчастному из толпы.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия. wga.hu

Так, у Джотто, есть и толпа, и святой Петр с ножом, и отрезанное ухо. Более того, великий предшественник специально подчёркивает наличие толпы. Обрезая часть лиц по краям фрески. Чтобы мы понимали, насколько толпа огромна.

Спаянность фигур

Обратите внимания, насколько тесно друг к другу стоят фигуры. Они словно атомы молекулы. Крепко соединены. И кажется, что ни один элемент нельзя убрать. Иначе все развалится. Такой же эффект композиции мы наблюдаем и в другом шедевре Караваджо “Положение во гроб”.

Необычное послание Караваджо

Есть в картине один необычный момент. Посмотрите, справа стоит мужчина с фонарем в руках. Он с интересом вглядывается в происходящее.

Караваджо. Поцелуй Иуды. Фрагмент. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, г. Дублин. wga.hu

Он не апостол. И не стражник. Кто же он?

Это сам Караваджо.

Зачем Караваджо изобразил самого себя?

Это самолюбование? Желание увековечить себя?

Скорее всего, причина в другом. Это его послание всем нам. И чтобы его расшифровать, нужно немного углубиться в библейский сюжет.

А сюжет этот о вероломном предательстве. Ученик предаёт учителя за 30 серебренников. Казалось бы, сюжет трагичен, но прост. Корыстолюбивый злодей предал доброго и кроткого Иисуса.

Обратите внимание

Но корни его предательства уходят глубже. Иуда видел в Иисусе спасителя своего народа. Он представлял, как тот совершит переворот. Сядет на царский трон. А главные роли раздаст ближайшим соратникам. Ему в том числе.

Да, Иуда был тщеславен. Ради высокого поста он готов был потерпеть аскетичный образ жизни. Чтобы потом стать придворным министром. Не меньше.

Но Иисус вёл себя не так, как ожидал Иуда. Он не боролся за власть привычными способами. Он завоевывал сердца людей своей мудростью, великодушием и готовностью на самопожертвование.

Такого Иуда не ожидал. Его амбициозные планы рухнули. И небольшая плата за выдачу Христа – возможность выместить злобу за свои несбывшиеся надежды.

Так что это не какой-то страшный злодей, каким его часто представляют. Это скорее жалкий, мелочный человек. Который готов тут же отвернутся от своего учителя, друга. Поняв, что ему эта связь ничего не сулит. В этом его главная трагедия. И таких трагедий – сплошь и рядом во все времена. И в наше время.

Вот для чего Караваджо изобразил себя в качестве наблюдателя. Он всматривается в происходящее. Как бы задавая себе вопрос “А я? Не предаю ли я Христа?”

Он как бы взывает к нам. Предостерегает. Мол, будьте бдительны. Задавайте себе почаще вопрос “А не предаю ли я Христа?”

А Христос уже будет у всех свой. Моральные принципы. Семья. Предназначение. Совесть…

Интересный факт. Еще один “Поцелуй Иуды”

Картины Караваджо часто копировали. У “Поцелуя Иуды” тоже  есть копия. Она хранится в Одесском музее восточного и западного искусства.

Я ее, конечно, вам здесь покажу. Но особого смысла в этом нет. Их сложно отличить друг от друга. Скопировано все до мельчайших деталей.

Последователь Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Музей восточного и западного искусства, г. Одесса. museum.odessa.ua

На освещение и цвета не обращайте внимания. Все-таки картины взяты из разных источников.

Нет. Все же одной деталью они отличаются.

Присмотритесь к лицам героев на обеих картинах.

На одесской картине кожа на вид восковая. На дублинской же – более натуроподобна.

Но все равно обе картины очень похожи. Поэтому одно время одесскую копию считали авторской. Есть даже легенда, как она появилась.

Важно

Караваджо написал дублинский “Поцелуй Иуды” для своего покровителя Кириако Маттеи. Картиной восторгались ценители искусства. Чему очень позавидовал родной брат Кириако. Дабы ему угодить, Караваджо и написал для него авторскую копию.

Копия действительно была написана для брата заказчика. Судя по его бухгалтерской книге. Но скорее всего сделал это не Караваджо. К тому моменту его уже не было в Риме. Он сбежал оттуда после совершенного убийства.

PS

Кстати, одесский “Поцелуй Иуды” был украден из музея в 2008 году. Картину удалось вернуть в 2010 году. С помощью подставного покупателя. Полотно было сильно повреждено ворами. Оно до сих пор находится на реставрации.

Так что, если захотите посмотреть картину в Одессе, заранее уточняйте, не вернулась ли она на своё место.

О жизни мастера, похожей на приключенческий роман, читайте в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов о жизни и творчестве”.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/karavadgo-pozeluy-iudy/

Поцелуй Иуды :: Частный Корреспондент

30 июля 2008 года из Одесского музея Западного и Восточного искусства украли картину Караваджо «Поцелуй Иуды» («Взятие Христа под стражу»). Известно, что прошлым летом ее нашли. В Германии. С помощью секретного агента.

Секретным агентом, как выяснилось, может стать практически каждый. Набор рецептов прост — например, оказаться в нужном месте и в нужное время; встреча со старым другом — помнишь, я тебе помог, теперь ты поучаствуй — тупик у нас, картину большой ценности украли, вся надежда на тебя, помоги найти.

— А почему я? У меня ж ни опыта, ни денег…

— Так ты искусством интересуешься давно и плотно, продуманной в деталях легендой и деньгами на представительские мы тебя обеспечим, не вопрос, а нужен нам человек средних лет, неоспоримо респектабельной наружности. Вид у тебя что надо, убедительно выглядишь, уж поверь моему опыту. И персона в нашем деле не засвеченная, никто не заподозрит.

Такая или примерно такая беседа состоялась у давнего моего приятеля, назовем его А. (Против публикации возражений не было, но конкретные имена обещала не называть. Не называю).

Как стать миллионером

Представления о том, как выглядит американский миллионер у каждого свои, но типаж, нечто вроде фоторобота, тем не менее, составить можно. Вальяжный, уверенный в себе, спокойствие в облике, во взгляде — непроницаемость, он не теряет самообладания ни при каких обстоятельствах, даже если сиюминутные хлопоты вовсе не радуют, словом, хозяин жизни даже в моменты сильных душевных потрясений.

Совет

Этим и другим, если у кого возникли, приметам А. соответствовал на все 100%. Я сама его когда-то американским миллионером дразнила, в хорошем смысле этого словосочетания, разумеется.

Теперь А.

предстояло этим имиджем, природой данным, поработать, рискнуть ради общего дела и вжиться в образ американского миллионера-коллекционера, склонного к авантюрным приобретениям. Какой настоящий мужчина откажется?

На некоторое время А.

выдали новое имя, в интернете продуманные сведения разместили, стал он владельцем офиса в крупном городе США (персонал четко откликался на телефонные звонки ищущих рынок сбыта злоумышленников, проверяющих достоверность информации в интернете), собирателем редких произведений искусства, все четко, комар носа не подточит.

Римские каникулы

В Риме А. целую неделю проходил искусствоведческий профинструктаж, чтобы подлинник Караваджо с подделкой не перепутать. Ну не воспроизводится копиистами цвет в точности такой же красный, как у Караваджо, ибо имеет он особенный компонент, секрет смеси утерян, нынче краску повторить практически невозможно.

Зато специальные лампы, при определенном освещении, наличие или отсутствие составной определяют мгновенно.

Добрые римляне пополнили снаряжение «миллионера, любителя живописи», исследовательскими очками и портативными лампочками к ним. Заодно рассказали, что в Италии рекордное количество музейных ограблений.

И рекордная раскрываемость их.

— У вас, мол, сколько в Украине шедевров старых мастеров? — спросили итальянские профессионалы.

— Ну где-то около десяти» — ответил А.

— Нет, у вас их восемь. Всего. А у нас много-много тысяч. Крадут около десяти в год. Пять-шесть находят, а то и все семь. Очень высокий процент получается.

А в Украине одну не найдут — и уже стопроцентное поражение.

Чтобы поражение не было столь разгромным, украинские следопыты предусмотрели практически все, творческая мысль работала на славу.

Итак, для А.

теперь подлинник Караваджо от подделки отличить — семечки, стал он ездить на шумные биеннале, ярмарки картин, знаменательные выставки, присутствовал на знаковых мероприятиях, приучал потенциальных продавцов к своей вальяжной персоне.

Обратите внимание

Для усиления сходства с богатым западным коллекционером, готовым пополнить коллекцию любой ценой, его снабдили подобающим автомобилем, подсадной секретаршей — сотрудницей спецслужб, костюмами Brioni, часами Breguet и кольцом со скромным бриллиантом тысяч этак за сто пятьдесят американских денег, представительский реквизит, останавливался путешествующий ценитель искусств исключительно в престижных отелях, предпочтительно в люксах. (Во Франкфурте ему даже номер с личным лифтом достался, он мне ручку из «Steigenberger» показывал, у меня такая же есть.)

Читайте также:  «щегол» фабрициуса. картина забытого гения - все о живописи

Преступники нервничали впрок

И в Амстердаме А. побывал неоднократно, картину поначалу туда переправили, потом — в Берлин. Сложная история создания у шедевра, у похищения шедевра — география дерганая.

Моне сделал для Франции, её самоописания и самоощущения, хоронящегося внутри мощных исторических потоков и порывов, столько же, сколько сделал для формирования российской литературы и общественной мысли Лев Толстой.

Тем, что для России была литература, а для Германии — музыка и философия, для Франции стала живопись: главным зеркалом и мерилом национального духа. Метафорой общественного состояния, наконец. Находя и сравнивая равновеликие фигуры разных культур, ты наконец начинаешь понимать глубинные сходства и различия, впрочем подчас лежащие на поверхности.

У французов в этом году 150-летний юбилей Моне, у нас — круглые даты, связанные с днём рождения Антона Чехова в Таганроге и предсмертным уходом из Ясной Поляны Льва Толстого. Бегство Льва Николаевича, случившееся сто лет назад, воспринимается нами как до сих пор продолжающаяся метафизическая драма, влияющая на судьбы людей.

Моне как зеркало Французской революции

Почему? Да скандал между грабителями случился, суть изложу вкратце.

Одесскую кражу заказал человек, назовем его Б. — российский искусствовед, переместившийся в Киев по случаю женитьбы на украинской красавице, она денег хотела, много.

Вот и придумал он план злодеяния, исполнителями грузинские воры-домушники стали.

Те и вовсе неизвестно зачем в Киев переместились, испытывали там нужду и выбраться не могли из денежных затруднений. Искусствовед Б., от продажи украденного шедевра, сто тысяч пообещал.

Близкий родственник искусствоведа много лет назад в Амстердаме обосновался, странствия одесского «Поцелуя Иуды» стартовали.

Но продать произведение искусства там и простому художнику нелегко, не то что шедевр старого мастера пристроить. Грузинские украинцы зароптали, картину в Германию вытребовали, там подельник у них германским гражданином числится, помочь обещал.

Картину с места на место перетаскивать — следствию помогать. Так и вышло. Б.

-то парень крученый, о каждом шаге с гадалкой совещался. Она ему на кражу добро дала, перевозку в Амстердам разрешила, а о Берлине и слышать не хотела, не говоря уже о персоне нашего бравого резидента. В крик тут же пускается, глазами вращает, несчастья пророчит.

Важно

Но вышло так, что объединенными силами украинской секретной и германской криминальной полиции операцию успешно довели до конца. Отсекали других покупателей на корню.

Только на горизонте реальный «богатенький буратино» нарисуется — дают информацию в прессе, что картина уже найдена.

Покупатель тут же миражом в пустыне делается, растворяется в воздухе, как и не было.

Один А., подсадная утка, верным клиентом оставался, ему и Караваджо продать решили. (После четырех изматывающих встреч, звук на чип аккуратненько писался, как в кино, видели? Вот так. Мне тут говорят:

— А как же не заподозрили-то?

— А невмоготу! Деньги нужны now! — как если ломка у наркомана , недосуг ему осторожность соблюдать. Нечто вроде «эх, была не была, кто не рискует, тот…» — и далее по тексту, вероятно).

Одно отклонение от голливудских сценариев: накануне покупки А. нешуточный приступ настиг, очнулся он на больничной койке. Похитители шедевра и в клинику щупальцами — интересовались, настоящая ли болезнь. Настоящая.

Миссия выполнима

Это в прошлом году происходило, напоминаю. В аккурат 22 июня немецкие доктора решили бедолагу А. оперировать. Тут он восстал, взбунтовался: «22-го июня немцам не дамся!»— заявил.

Предложил болезнь утихомирить на время, медикаменты применить. «А резать меня дома будут.

Там я с докторами поговорить могу, да и знакомство личное успокаивает».

Долго рядили да спорили, представители продавца растеряны… совещаются… решились, наконец: картину вручат ассистенту “миллионера”, подсадной утке — секретарше, стало быть.

Совет

Преступникам уже трубы горят деньги получить, они ведь с подпольным коллекционером на 30-ти миллионах сошлись! (страховая стоимость 100 миллионов, начинали торг с пятидесяти, двадцать миллионов А. без труда скостил, он это умеет).

Германская полиция поймала с поличным и на месте повязала многих. Но не всех. Искусствовед Б.

до сих пор на свободе. Вполне возможно, опять недоброе замышляет.

Так что, оглядывайтесь по сторонам, будьте бдительны.

Преступник тоже не дремлет.

ОТПРАВИТЬ:
      

Источник: http://www.chaskor.ru/article/potseluj_iudy_25118

Кража «Поцелуя Иуды» из Одесского музея. Картина стала «вещдоком» и больше не Караваджо

31 июля 2018 года исполнится 10 лет, как из Одесского музея западного и восточного искусства была украдена картина (или ее копия) итальянского художника, основоположник реализма в живописи Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды». 

25 июня 2010 года бесценное произведение искусства эпохи барокко, стоимость которого эксперты оценивали в $100 млн, перехватили в Берлине, когда возможные похитители (трое украинцев и один россиянин) пытались продать его местному коллекционеру.

В августе того же года немцы передали картину в Украину, однако до «родной» Одессы она так и не доехала — «осела» в столичном Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины. В статусе «вещдока» в деле о похищении и контрабанде, которое уже восьмой год рассматривается в Подольском райсуде Киева.

Бесценный Караваджо стал «вещдоком»

Так как полотно Караваджо стало «вещественным доказательством», суд наложил запрет на его реставрацию. Отменить его пытается Одесский музей. Дело в том, что во время похищения преступники вырезали картину из подрамника, и вместо того, чтобы находиться в растянутом состоянии, она хранилось как свиток.

Из-за этого полотно «село», на нем появились микротрещины, а краска начала осыпаться. После того, как «Поцелуй Иуды» оказался в руках немецких властей, Берлинская картинная галерея приступила к его реставрации, окончить которую не успели, вернув Украине.

В настоящее время картина под охраной хранится в Национальном реставрационном центре: в отдельном, приспособленном помещении с естественным освещением, в развернутом виде на столе. Как только суд даст отмашку, специалисты готовы немедленно приступить к реставрации.

Одесский музей давно передал в Киев кромки полотна, оставшиеся на раме после того, как картину (размером 134х172,5 см) вырезали воры. Их можно «срастить» с полотном, а дальше его необходимо растянуть.

В ответ на настойчивые просьбы руководителей Одесского музея, в феврале 2018 года Подольский райсуд распорядился проверить состояние картины и условия ее хранения. Отчитаться в хале суда должны представители реставрационного центра. Возможно, им удастся убедить Фемиду разрешить начать спасать национальное достояние.

Одесский «Поцелуй Иуды» — Караваджо или копия?

Обратите внимание

До сих пор не известно, является ли перехваченная в Германии картина подлинником Караваджо. В Национальном реставрационном центре ее так и называют: «полотно, которое приписывают кисти Караваджо».

Долгое время одесское «Взятие Христа под стражу» считалось авторской копией или оригинальной работой итальянца. С последним утверждением категорически не соглашалась Национальная галерея Ирландии в Дублине.

«Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» Караваджо написал в 1602 году по заказу римского вельможи Кириако Маттеи за 125 золотых монет.

В XVIII веке картина пропала, однако в 1990 году ее нашел главный реставратор Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти. Он опознал шедевр в картине, висящей с 1930-х годов в трапезной дублинского Общества Иисуса.

Позднее кисть Караваджо подтвердили и в лаборатори Национальной галереи Лондона.

До этого считалось, что у иезуитов висит копия утерянного оригинала Герарда ван Хонтхорста — одного из голландских последователей Караваджо. Общества Иисуса передало «Поцелуй Иуды» в бессрочную аренду Дублинской галерее.

«Поцелуй Иуды» Караваджо из Национальной галереи Ирландии

История одесского «Поцелуя Иуды» начинается в 1870 году, когда известный русский дипломат и коллекционер Александр Базилевский подарил картину великому князю Владимиру Александровичу. Позднее полотно передали Одесскому художественному училищу, а после прихода к власти большевиков в 20-е годы — Галерее старинной живописи, которая позднее стала Музеем западного и восточного искусства.

В 1950-х годах заведующая отделом западноевропейского искусства Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ксения Малицкая опознала в «Поцелуе Иуды» работу Караваджо.

После того, как оригиналом объявили картину в Дублине, в Одесском музее утверждали, что у них висит авторская копия самого Караваджо. Эксперты соглашаются с тем, что это действительно копия известной картины (их известно, как минимум, 12), датируемая ХVІІ веком.

В 2012 году Татьяна Бычко, заместитель директора Национального научно-исследовательского центра реставрации, где сейчас находится картина, заявила, что в Эрмитаже опровергли, что одесский «Поцелуй Иуды» написал Караваджо. В 1954 году эту картину реставрировали в мастерских Грабаря Петербургского музея. И там считают, что манера ее написания сильно отличается от стиля Караваджо. Это подтверждает и исследование рентгеновских снимков.

Важно

Впрочем, считать россиян большими экспертами творчества Караваджо можно лишь с натяжкой. В России есть всего одна картина знаменитого итальянца — в Эрмитаже хранится «Лютинист» («Юноша с лютней»).

«Поцелуй Иуды» Караваджо из Одесского музея западного и восточного искусства

Как бы там ни было, искусствоведы склонны считать, что одесский «Поцелуй Иуды» написал итальянский художник Джованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. За эту копию он получил 12 золотых от Асдрубале Маттеи — родного брата Кириако Маттеи, владельца оригинала от Караваджо. В бухгалтерских книгах Маттеи есть соответствующая запись.

Доказать, что ту или иную картину рисовал именно Караваджо, а не его многочисленные последователи и подражатели, — огромная проблема. Мастер оказал огромное влияние на европейское изобразительное искусство ХVІІ века, и художники усердно тиражировали его работы.

Несколько лет назад рынок потряс громкий скандал, когда бывший владелец копии картины Караваджо «Шулера» судился с аукционным домом Sothebyʼs. Семейство Твейтс из Великобритании приобрело это полотно в 1962 году как работу ученика великого мастера.

В 2006 году Билл Твейтс обратился в Sothebyʼs, чтобы продать доставшуюся ему в наследство картину. Эксперты аукционного дома изучили ее и объявили, что это работа неизвестного автора, относящегося к периоду «старых мастеров» — западноевропейских художников до начала XVIII века.

«Шулеров» за 42 тысячи фунтов стерлингов купила Ориетта Адам.

Спустя некоторое время ее друг, известный коллекционер сэр Дэннис Мэхон объявил, что это работа Караваджо 1595 года, стоимостью минимум 10 млн фунтов стерлингов. Дескать, это установила экспертиза.

Продешевивший Твейтс подал на аукционный дом в суд, обвинив в некачественной экспертизе. После рассмотрения иска суд отклонил его претензии на основании отсутствия подтверждения, что данная работа действительно принадлежат кисти Караваджо.

К слову, «Шулера» (около 1594 года) есть в списке картин мастера.

Читайте также:  «над городом» марка шагала. о самой счастливой картине - все о живописи

Талантливый скандалист

Микеланджело Меризи, взявший прозвище Караваджо, имел очень непростую биографию. Талантливый живописец еще в юности прослыл вспыльчивым скандалистом, имел славу картежника и драчуна, неоднократно был осужден за убийства, несколько лет провел в ссылке.

Совет

Современники далеко не сразу приняли его творчество: художник подчеркнуто отделял тени от света, что давало объемное изображение людей и предметов, героями своих своих работ выбирал людей с улицы и показывал жизнь без прикрас — такой, как она есть.

Кроме того, святых в картинах на библейские сюжеты Караваджо делал слишком уж похожими на простых людей, что очень не нравилось церковникам.

Из-за этого многие заказы, которые ему давала Римско-католическая церковь, были забракованы, их выкупали «спонсоры» и патроны художника.

Источник: http://antiques-consulting.com/krazha-potseluya-iudy-iz-odesskogo-muzeya-kartina-stala-veshhdokom-i-bolshe-ne-karavadzho.html

Дело о краже картины “Поцелуй Иуды” Караваджо вышло на финишную прямую

Сегодня,  31 июля, исполняется шесть лет со дня похищения картины «Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу» из Одесского музея западного и восточного искусства.

С тех пор полотно пережило немало приключений, и даже выяснилось, что его автором якобы не является итальянец Караваджо: к таким выводам пришли российские эксперты, однако с ними согласны далеко не все украинские музейщики.

  • Ранее Похитителей картины Караваджо из Одесского музея ждет новый суд 

В БЕРЛИН И ОБРАТНО

Крупнейшее в Украине музейное ограбление произошло в ночь на 31 июля 2008 года: вор взломал окно на втором этаже здания, забравшись туда по строительным лесам, вырезал картину из рамы и убежал. Картину оценили в $100 млн (на основании страховой стоимости). Ценное полотно обнаружили аж через два года в Берлине, поймали и пятерых подозреваемых.

Однако с этого времени история стала еще более туманной: несмотря на то, что «Поцелуй Иуды» был возвращен в Украину в августе 2010 года – картину из Германии помпезно доставили на президентском самолете, она до сих пор не реставрируется.

В Национальном научно-исследовательском реставрационном центре, где находится картина, рассказали нам, что ждут окончания суда над подозреваемыми: «Как только будет приговор, картину начнут реставрировать.

Картина является вещественным доказательством. План реставрации уже разработан. Работать будут наши специалисты», – рассказала нам директор центра Светлана Стрельникова.

При этом она не уточнила возможные сроки и стоимость обновления картины, изрядно пострадавшей после варварской кражи.

РЕСТАВРАЦИЮ ЗАТЯГИВАЮТ

В то же время директор музея Западного и Восточного искусства Людмила Сауленко говорит, что решения суда о запрете на реставрацию нет: «Год назад был ответ судьи Подольского райсуда Киева на наш запрос, из которого следует, что она не выносила решения о запрете на реставрацию», – пояснила Сауленко.

Впрочем, как рассказал нам экс-директор одесского музея Владимир Островский, отреставрировать картину можно быстро: «Я консультировался со специалистами, которые считают, что два реставратора, если они будут работать только над этой картиной, сделают всю работу за полгода. Реставрация также не требует серьезных финансовых вложений».

Не совсем понятны и причины столь длительного судебного разбирательства, ведь после более чем двухлетнего процесса судья Елена Павленко вернула дело на дорасследование, якобы из-за того, что следствие было проведено некачественно. Однако в конце прошлого года апелляционная инстанция отменила ее постановление, в этом году началось повторное судебное разбирательство.

Обратите внимание

«Судья ведет себя непонятно. Затягивание не случайно. Кто-то хочет, чтобы подозреваемые отделались штрафом. Но весной этого года СБУ надавила на суд. И дело пошло быстрее», – рассказали нам источники в ведомстве.

Кстати, в Киевской прокуратуре «Вестям» рассказали, что дело скоро выйдет на финишную прямую: «Уже допрошены пострадавшие и подозреваемые, осталось допросить несколько свидетелей, которые пока не являются в суд. Приговор ожидается в сентябре-октябре». Между тем подозреваемые находятся на подписке о невыезде, им грозит до 12 лет тюрьмы.

КРАЖИ ИЗ ОДЕССКИХ МУЗЕЕВ

Источник: https://vesti-ukr.com/odessa/63421-delo-o-krazhe-kartiny-poceluj-iudy-karavadzho-vyshlo-na-finishnuju-prjamuju

В одессе нашли картины из вероны

6 мая в Одесской области обнаружены украденные веронские картины из Музея Кастельвеккио.

Пограничники Украины по наводке итальянской полиции нашли все 17 картин, которые были переправлены курьерской почтой и спрятаны во время ареста банды грабителей в Кишиневе.

О состоянии картин нам скажут эксперты, принимаются меры по возвращению их в Верону. Верона готовится к празднику в городе в честь возвращения своих картин в Музей Кастельвеккио.

Начало 2016 года отличается богатым уловом, не только веронские картины увидела Украина. В марте 2016 года обнаружены 4 картины, из 24 украденных в голландском Музее города Хорн в январе 2005 года.

Первая из них — Пьеса на кухне, Флориса Ван Шутена XVII века была вывезена тремя украинцами в Берлин, где их и задержали. История темная, голландцы обвиняли политиков Украины в том, что у них краденые картины, были и требования выкупа. Только 4 картины готовы к возвращению в Музей Голландии.

Судьба еще 20 картин и 70 серебрянных предметов, украденных более 10 лет назад, пока неизвестна.

Пьеса на кухне, 17 век, Флорис ван Шутен — возвращена в Музей Хорна

Художественный Музей Одессы неоднократно грабили.

2005 год

Вор похитил полотно Айвазовского Морской вид 1865 года.

В выходной день в июне 2005 года злоумышленник разбил окно, забрался в зал на втором этаже и похитил картину, которая, имеет небольшие размеры: 30 на 39 см.

Важно

Через год работа мариниста была обнаружена у 37-летнего жителя Александрии Кировоградской области, который промышлял кражей антиквариата.

Святой Лука,17 век, Франс Хальсем, Музей Одессы, Украина

Морской пейзаж Айвазовского 1865 года вернулся в Музей, но находится в запасниках, его не выставили по неизвестным причинам. На картине есть надпись художника на итальянском языке, фотографии не опубликованы.

1965 год

Долго в запасниках Музея западного и восточного искусства в Одессе хранилась картина анонимного русского художника.

В 50-е годы прошлого века определили, что полотно Святой Лука написано в XVII веке фламандцем Франсем Хальсем.

На выставке в Москве в 1965 году картину Святой Лука украл реставратор, через год она была найдена, и её вернули в Одессу. Вор был осужден на 10 лет тюрьмы. По мотивам этого преступления снят известный фильм Возвращение Святого Луки.

2008 год

Из Одесского Музея была похищена работа Караваджо Поцелуй Иуды или Взятие Христа под стражу — единственная работа художника в украинских коллекциях.

31 июля 2008 года вор-одиночка забрался в музей через окно, вырезал картину из рамы и ушел через крышу. Преступление удалось, поскольку в музее практически полностью отсутствовала система охраны.

Между тем, похищенный шедевр оценивался в сумму до 100 миллионов долларов.

Поцелуй Иуды, Караваджо, 1598-1602?, Музей Одессы, Украина

Полотно в Музее Одессы является одним из вариантов картины и датируется примерно 1598 — 1602 годами. Стоимость её около 60 миллионов евро, но авторство постоянно обсуждается и подвергается сомнениям.

Более известная версия Взятие Христа под стражу относится к 1602 году и находится в Ирландской Национальной Галерее в Дублине. Ранний вариант приобрел в Париже русский посол во Франции и преподнес великому князу Владимиру Александровичу.

Совет

После революции картина была передана Одесскому художественному училищу, откуда и попала в музей западного и восточного искусства.

Картину, украденную в 2008 году в Одессе,  воры недавно пытались продать в Берлине, где их арестовали. 4 ареста в Германии, 20 — на территории Украины, и картина вернулась на свое законное место — в Музей Одессы.

Микельанжело Меризи из Караваджо (1571 — 1610)

Поцелуй Иуды или Взятие Христа под стражу, 1602 год, масло на холсте, 133.5 на 169.5см

Ирландская Национальная Галерея, Дублин

Поцелуй Иуды, Караваджо, 1602, Галерея  Дублина, Ирландия

Картина заказана Чириако Маффеем художнику Караваджо в Риме. Брат Заказчика Кардинал Джироламо Маффей предложил художнику сюжет и иконографию для будущей картины. 2 января 1603 года Караваджо получил 125 скудо за оконченную работу.

Автопортрет Караваджо на картине Поцелуй Иуды

Композиция на полотне представлена горизонтально. В центре два главных персонажа — Иисус и Иуда. Плененный Иисус в тисках предателя Иуды, за ним — убегающий Святой Иоанн, лицо которого искажено криком. Он предвосхищает страдания Иисуса, которые неминуемо последуют за арестом.

Справа привлекает внимание молодой персонаж с лампадой, освещающей сцену действия. Многие эксперты уверены, что это лицо самого художника — его автопортрет среди персонажей на представленной сцене — в виде Диогена. Фонарь в его руке — аллегория поиска истиной веры.

Динамичность сцены усиливается отражением света на кольчугах стражников.

Автором картины в Дублине всегда считали Герарда Ван Хонторста, известного тагже Герард делле Нотти (Герард ночных сцен).

Иисус и Иуда, деталь картины Караваджо из Дублина

Только в 1990 году после тщательной реставрации полотна Поцелуй Иуды куратор галереи Дублина предположил, что речь идет о картине кисти Караваджо.

После очистки и реставрации появился настоящий шедевр мастера живописи, и неутомимые поиски в архивах семьи Маффей в Реканати обнаружили запись в старом журнале расходов о выплате денег художнику Караваджо за картину. Все сомнения в авторстве отпали.

Обратите внимание

Известны 12 картин подобного сюжета, многие копии делали сами авторы, когда картина пользовалась спросом. Долго картину в Одесском Музее живописи считали оригиналом, а Дублинскую копией.

Трудно сказать, что было написано художником раньше, а что позже, ведь речь в таких случаях идет об одном -двух годах разницы между полотнами. Определить это можно только с помощью архивов, экспертизы вряд ли помогут.

О шедевре Андреа Мантенья Святое семейство, обнаруженном в одесской области, читайте статью Что украли в Вероне — Мантенья

Мадонна с куропаткой, 1420 год, Андреа Пизанелло, украдена 19.11.2015 — ждем в Вероне!

Читайте на сайте

Украли Колокола!

Воры и реликвии Святого

Помпеи и воры

Где родился Караваджо — открытие пенсионера

Что украли в Вероне?

Пизанелло — шедевры поздней готики

Странные воры — зачем им Портрет Помпея?

Якопо Беллини украден в Вероне

Лоренцо Венециано и пламенеющая готика

Хищения в Италии

Источник: http://www.veronavisita.it/?p=12433

Тайна пасхального шедевра: Поцелуй Иуды Караваджо / The Private Life on an Easter Masterpiece. The Taking of Christ (2010)

Картина «Поцелуй Иуды» широко известна благодаря ряду cохранившихся копий, однако оригинал был утерян более двухсот лет назад. В 1990 году иезуитские монахи из монастыря Святого Игнатия в Дублине обратились в Национальную галерею по вопросу реставрации картины, которая провисела в монастыре 60 лет.

Реставратор мгновенно узнал знаменитый пасхальный сюжет, но что именно смогло убедить экспертов в том, что это полотно не является очередной копией?

Читайте также:  Фаюмские портреты. начало всех начал - все о живописи
remove_red_eye 1170 favorite_border

Многие годы ученые думали, что устройство вселенной очень похоже на часовой механизм. Но это была лишь иллюзия….

Новейшие технологии съемки позволяют взглянуть по-новому на повседневную борьбу за выживание, которую постоянно…

Друг, продюсер и ТВ-звезда Дэвид Гест, мать Майкла Джексона Кэтрин, брат Тито, сестра Ребби и более 50 друзей, коллег…

Вода – уникальное вещество, без которого жизнь на нашей планете была бы невозможной. Моря и океаны, реки и озера…

Фильм о Будде Шакьямуни. Он был необыкновенно смышленым мальчиком, его отец Шуддходана хотел вырастить владыку…

В течение нескольких недель ученые следили за 50 подопытными кошками в коттеджном поселке графства Суррей в Великобритании….

Предлагаем отправиться в путешествие по просторам человеческого тела. Вы увидите странных существ, которые здесь…

Важно

В мире существует около пяти миллионов озер, которые являются огромным резервуаром пресной воды. Созданные различными…

Лед – одно из самых таинственных веществ в природе. Он может просуществовать миллионы лет и растаять за считанные…

Площадь поверхности мирового океана составляет около 71 процента поверхности Земли. Океаны и моря сделали возможной жизнь на нашей планете. Но что будет — если вся вода исчезнет?

Одно из самых ожидаемых телевизионных событий 2015 года – документальный фильм-расследование НВО, в центре которого…

Вообразите, что вы космолетчик, который в отдаленном будущем геройски пустился в космическое странствие на край…

Эпический сериал одного из самых знаменитых в мире ведущих и натуралистов сэра Дэвида Аттенборо. У каждой новой…

Одно из самых поразительных явлений. Идентичные близнецы. Каким образом дети, родившиеся с одной ДНК, растут очень…

Этот сериал повествует о том, как 3.7 миллиарда лет назад некоторые фундаментальные законы породили самую сложную,…

Совет

Существуют вопросы, которыми человечество задается от начала времен. Что там за пределами земли, как мы появились,…

Лес наполнен красотой, покоем и умиротворением. Но под внешним спокойствием скрывается иная действительность….

Программа рассказывает о возникновении и развитии монументальной австро-венгерской железной дороги, которая…

Клетки – фундаментальные единицы жизни, из них состоят наш мозг, мышцы, органы -все части нашего организма. В течении…

Пустыня Намиб – одна из самых древних, засушливых и негостеприимных пустынь на земле. Но все же здесь есть жизнь…

Большая часть этого фильма снята при помощи скрытых видеокамер. Как никогда ранее, фильм дает возможность максимально…

Фильм Эррола Морриса представляет собой рассказ об истории войн 20-го столетия из уст одного из самых спорных …

Это рассказ о метеорологической системе, которая оказывает влияние практически на каждого жителя нашей Планеты….

Обратите внимание

В Британской библиотеке в Лондоне хранится 4,5 млн. карт. Эти таинственные и прекрасные сокровища редко покидают…

Они движутся, будто подчиняясь одной команде, как единый организм, и всё же ими никто не руководит. Их много, но…

Этот сериал посвящен экстремофилам – поразительным организмам, которые обитают в самых экстремальных условиях,…

На протяжении тысячелетий люди зачарованно смотрели на звездное небо. Мы предлагаем Вам отправиться в захватывающее…

Искатели приключений пересекают океан в поисках новой жизни, они дают начало новому государству которая становиться…

В то время как для многих из нас рабочий день начинается с просмотра электронной почты в офисе, Тим Фолкнер проводит…

Разложение происходит со всеми и всегда. Мы предпринимаем любые попытки, чтобы оно не входило в нашу жизнь, однако…

Неандертальцы населяли Европу в течение 300 тысяч лет. Их жизнь и исчезновение вызывают живой интерес ученых. Но важнее всего – какое отношение они имеют к нам?

Важно

Это история о мистической древней богине и двух охотниках за сокровищами. Один из них – сэр Артур Эванс, археолог,…

Идея того, что итальянская кухня берёт начало в деревенской простоте, в корне неверна. Итальянская еда – это городская…

У волков есть свой свод законов – уважай иерархию, сохраняй порядок, соблюдай правила. Но, эта история о бунтовщике….

Воскресенье, 31 мая 2009 года. В Рио наступила ночь. В аэропорту 216 пассажиров готовятся сесть на рейс AF 447 до Парижа….

Захватывающая история о полной триумфов и опасностей жизни семьи мамонтов – гигантских млекопитающих ледникового…

Бездна Челленджера – самая глубокая точка Марианской впадины, непокоренная человеком глубина. Посмотрите, как…

80 лет назад в Центральной Америке был найден удивительный артефакт, ныне известный как «череп Митчелл-Хеджеса»,…

С помощью новейшей компьютерной графики и рассказов известных ученых мы узнаем о последних научных теориях и открытиях, о том как можно зародить жизнь…

Совет

Вряд ли под такое пристальное внимание ученых попадали какие-либо другие виды птиц, кроме как представители семейства…

Израиль, находящийся в юго-восточной части Средиземноморья, отличается разнообразием ландшафтов. Вдоль побережья…

Эта история о летном экипаже из 8-ми шведов, выполнявшем сверх секретное задание, о жертвах международной шпионской…

Яркий и зрелищный документальный фильм английских кинематографистов позволяет нам по-новому взглянуть на собак…

Мы пойдём по следам Кумала — молодого тигра, изгнанного с территории своего отца бродячим тигром по имени Хан….

В этом сериале мы будем расследовать тайны древних цивилизаций, некогда процветавших и оставивших после себя…

Дольмены – молчаливые памятники исчезнувшей культуры, одна из самых волнующих загадок современной археологии….

Данный фильм рассказывает о воровских наколках и их владельцах в местах лишения свободы на территории России….

Обратите внимание

Мы любим своих питомцев, но что мы знаем о них на самом деле? Как понять их поведение? Мы видим только верхушку …

Тридцать лет выступал на арене легендарный дуэт клоунов – Никулин и Шуйдин. Имя Юрия Никулина было чрезвычайно…

Главными героями передачи являются монархи, но не менее важной темой является личная жизнь их придворных. В центре…

Источник: https://dok-film.net/2139-tayna-pashalnogo-shedevra-poceluy-iudy-karavadzho-the-private-life-on-an-easter-masterpiece-the-taking-of-christ-2010.html

Страсти христовы глазами великих художников

Страшная пятница, великая пятница…. завершение страстей христовых. В эту пятницу Иисус умирает, тело его лежит в пещере, а душа спускается в Ад.

Но он безгрешен, и Князь тьмы бессилен перед ним. Бог не уничтожил Адама и Еву, но сам стал человеком, чтобы спасти людей., “так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного”.

Страстная неделя была звавершенипеем человеческой жизни Иисуса.

Леонардо. Тайная вечеря

Это еще четверг, но срок принесения себя в жертву приближается…


Н. Ге. Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад

Здесь, в саду Иисус пережил тяжелые борения с самим собой…

Ф. Бруни. Моление о чаше

Иисус просил апостолов бодрствовать с ним, но они заснули. Он остался в одиночестве и молился небесному Отцу, об избавлении  его от этой чаши. Бог-Отец никога его не оставлял


А. Иванов. Христос в Гефсиманском саду

В молитвах и мысленном обращении к Отцу Иисус черпал силы…


К. Блох. Иисус в Гефсиманском саду

Несколько вольное толкование Евангелий, на мой взгляд…

М. да Караваджо. Поцелуй Иуды

Иисуса арестовывают, и сонные ученики остаются в саду, лишь Марк пытается провожать его, но вынужден бежать от стражи…

Дуччо. Христос перед Анною и Отречкение Петра

Иисус предстает перед Синедрионом, начинается суд нам ним. Апостол Петр трижды отрекается от него…

Ю. Карольсфельд. Иисус перед Каиафой

Иисуса обвиняли прежде всего в том, что он нызывал себя богом…

М. Мункачи. Христос перед Пилатом

Судя по всему, Пилат не собирался казнить Иисуса…

Н. Ге. “Что есть истина?”

Для римлянина Пилата главными приоритетами были законность, порядок, незыблемость римских устоев. О сокровищах на небесах он и не помышлял…

Я. Тинторетто. Христос перед ПИлатом (Пилат умывает руки)

Под давлением Синедриона Пилат соглашается на казнь Иисуса и символически моет руки, показывая, что его вины нет…

У. Бугеро. Бичевание Иисуса

Возможно, подвергая Христа бичеванию, Пилат все еще надеялся спасти его. По римским законам не полагалось наказывать дважды за одно преступление. Бичевание было тяжелейшим наказанием, не все выживали после него…

М. да Караваджо. Увенчание терновым венцом

Терновый венец означал злую насмешку, Иисуса не просто казнили, но и издевались над ним…

По традиции приговоренный к казни должен был нести тяжелую перекладину креста на гору. Исусу так и не удалость донести его…

П. Веронезе. Несение креста

Он был очень слаб, тяжелейшее наказание бичеванием дополнялось душевными муками…

Гертген тот Синт Янс. Несение креста

Но крестный путь нужно было пройти до конца…


В. Голынский. Распятие Иисуса

Толпа желала смерти Иисуса, не захотела его пощадить в честь праздника…


Д. А. Порденон. Распятие Христа

Распятие на кресте – одна из самых тяжелых и мучительных казней. Смерть происходит от удушения, прорванные гвоздями нервы вызывают почти шоковую боль. Стражники нередко ускоряли смерть казенных. В этот раз они особенно торопились, т.к. приближалась еврейская пасха…


Г. Феррари. Распятие Христа

Ииисус страшно мучился на кресте. Разбойники, распятые рядом с ним, слышали, как он горестно вопрошал; “Боже мой, Боже, почему ты оставил меня?”


Дуччо. Распятие

Сцена казни была излюбленнным сюжетом множества художников. Картины, иконы, фрески, книжные иллюстрации едва ли обозримы…


Тициан. Распятие

Но несмотря на существенную разницу художественного видения, все мастера подчеркивали глубокий сокровенный смысл происходящего на Голгофе…

И. Босх. Распятие

Умирая, Иисус оставлял учеников и семена веры, которые он посеял в праведных душах…

Л. Йоссе. Распятие

Приняв мученическую смерть, Иисус спас человечество, взяв на себя все грехи…


Л. Кранах Старший. Распятие

Пророчества о приходе Мессии содержатся в Ветхом Завете, но духовные лидеры иудееев не “узнали” Иисуса…

Я. Тинторетто. Распятие

Распятие и смерть Христа на кресте – одна из самых трагичесикх страниц Священной истории…


М. Грюневальд. Распятие

Целых три дня апостолы и Мария жили без Иисуса, считая его мертвым. Люди вокруг радостно отмечали пасху, а преданные Христу люди испытывали огромное горе…


А. Мантенья. Распятие

Воспоминание об этих днях сохранилось до сих пор. Не зря пятницу перед Пасхой нахывают не только Великой и Страстной, но и Страшной…


П. Перуджино. Распятие

Страшно жить без веры в душе. Эти три дня были тягчайшитм испытанием для последователей Иисуса…

Я. Беллини. Распятие

Картины старых, да и современных мастеров позволяют нам почувствовать атмосферу того далекого времени, когда христианство только начиналось…

В. Васнецов. Распятие

Казнь Христа, по словам апостолов сопровождалась наступлением тьмы, вохможно, это было полное солнечное затмение. Или горе было так велико…


Е Сорокин. Распятие

Но впереди было воскресение…


С. Дали Христос на кресте

Написано riminamarina Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://magaeva.livejournal.com/74104.html

Ссылка на основную публикацию