Картины айвазовского. 7 морских шедевров, 3 льва и пушкин – все о живописи

Айвазовский: «Прощание Пушкина с морем», «А.С. Пушкин на берегу Черного моря», «А.С. Пушкин в Гурзуфе» и другие

Айвазовский редко изменял любимой теме — водной стихии. Перед ее лицом человек обычно бессилен, и поэтому люди на картинах художника, как правило, гибнут. Только Пушкин, появляясь из раза в раз в работах Айвазовского, общается с безудержным морем как равный, только за ним художник признает подобное могущество.

Этому сюжету мастер посвятил около 20 картин и рисунков. Конечно, он не писал поэта с натуры. Но, в отличие от многих других авторов живописной пушкинианы, Айвазовский был с ним знаком. Дадим слово самому художнику:

«…В настоящее время так много говорят о Пушкине и так немного остается из тех лиц, которые знали лично солнце русской поэзии, великого поэта, что мне все хотелось написать несколько слов из своих воспоминаний о нем. Вот они:

В 1836 году, до смерти за три месяца, именно в сентябре, приехал в Академию с супругой Натальей Николаевной на нашу сентябрьскую выставку Александр Сергеевич Пушкин.

Обратите внимание

Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его. Он под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею.

Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины.

Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: «Облака с Ораниенбаумского берега моря» и другая, «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере.

Тогда я его хорошо рассмотрел и даже помню, в чем была прелестная Наталья Николаевна.

На красавице супруге поэта было платье черного бархата, корсаж с переплетенными черными тесемками и настоящими кружевами, а на голове большая палевая соломенная шляпа с большим страусовым пером, на руках же длинные белые перчатки. Мы все, ученики, проводили дорогих гостей до подъезда.

Если Вы найдете, что в настоящее время эта маленькая заметка может быть интересна сколько-нибудь, то благоволите отдать напечатать. Сам я, признаюсь, не решаюсь этого сделать. Теперь сосчитать на пальцах тех немногих, которые его помнят, а я вдобавок был любезно принят и обласкан поэтом» (из письма И.К. Айвазовского к Н.Н. Кузьмину, 19 мая 1896 года).

Затем, как вспоминает Айвазовский, ему довелось еще раз встретиться с Пушкиным на улице. Вскоре поэт погиб. На Айвазовского, которому было тогда 19 лет, как и на большинство его современников, это произвело глубочайшее впечатление.

Так что его знакомство с Пушкиным оказалось мимолетным. Однако Айвазовский стал приятелем с его вдовой, которая еще при той, первой встрече на выставке, как вспоминал художник, «нашла почему-то во мне тогда сходство с портретами ее славного мужа в молодости».

Важно

Кстати, об их внешнем сходстве писал один из ближайших друзей поэта — Петр Вяземский: «Кроме отличного таланта, имеет еще одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего A.C. Пушкина».

Кстати, наверно, вот и разгадка любви Айвазовского к этому сюжету: может, отчасти картины автопортретны? Более того, относительно некоторых картин, где фигура Пушкина изображена маленькой, искусствоведы действительно сомневаются — может, это не Пушкин, а Айвазовский?

Дружеские отношения укрепились, когда Наталья Николаевна уже носила фамилию Ланская.

Например, 1 января 1847 года она получила от Айвазовского новогодний подарок — картину «Лунная ночь у взморья» с видом Константинополя. Летом 1849 года они общались особенно много: он бывал у Ланских на их петербургской даче, Наталья бывала на квартире у художника и его новобрачной жены Юлии.

Конечно, они беседовали о Пушкине, и художник пообещал проиллюстрировать Собрание сочинений, которое готовила к печати вдова, — но не сложилось. Большинство полотен Айвазовского на пушкинскую тему появились 30–40 лет спустя, уже после смерти Ланской, умершей в 1863 году.

Самое знаменитое из них — «Прощание Пушкина с Черным морем» («Прощай, свободная стихия!») 1877 года — стало своего рода иллюстрацией стихотворения «К морю».

Айвазовский писал эту картину совместно с Репиным. Каким было разделение труда — очевидно: одному досталось море, другому — человеческая фигура. Репин жадно допрашивал всех, кого мог, о внешности Пушкина, его жестах и осанке, а позже писал: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Картину живописцы пожертвовали Обществу нуждающихся актеров.

Иван Айвазовский, Илья Репин. Прощание Пушкина с морем. 1877. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Но больше художник соавторов для своих пушкинских картин не привлекал. Через 20 лет он снова проиллюстрирует то же стихотворение в картине «А.С.

Пушкин на берегу Черного моря».

Совет

Поэт здесь опять изображен в полный рост, но развернут лицом к зрителю — потому что его лицо Айвазовскому пришлось копировать с существующих портретов, ведь, в отличие от Репина, он все-таки был в этом жанре не силен и не мог импровизировать.

Иван Айвазовский. А.С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897. Одесский художественный музей

«Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал», «Пушкин на вершине Ай-Петри», «Пушкин у скал Аю-Дага», «Пушкин среди скал. Закат»… Поэт ведь провел в Крыму чуть меньше месяца, а, судя по картинам Айвазовского, можно подумать, что, как и художник, родился и прожил тут всю жизнь.

Особняком стоит сюжет «Пушкин и Раевская у моря в Гурзуфе», посвященный влюбленности поэта в Марию, будущую жену декабриста Волконского.

Строки «Я помню море пред грозою: / Как я завидовал волнам, / Бегущим бурной чередою / С любовью лечь к ее ногам!» были написаны как раз про ее ножки, которые оставляли маленькие следы на крымском песке.

Пушкин попал в Крым именно с семьей девушки: ее отец генерал Николай Раевский взял поэта туда в 1820 году вместе со своими детьми — Марией, Софьей и Николаем.

Иван Айвазовский. А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа. 1886.

Частное собрание

А Айвазовский, конечно, слышал об этом путешествии из первых уст: в 1839 году он плавал вместе с Раевским-младшим на корабле и принимал участие в десанте на кавказское побережье.

Другим участником той военной операции был офицер Отдельного кавказского корпуса Лев Сергеевич Пушкин, младший брат поэта…

Галерею своего дома в Феодосии Айвазовский украсил бюстами — своим и пушкинским. В 1878 году, во время очередной Русско-турецкой войны, турки бомбили город. Бомба попала в здание и разбила бюст художника — так он, пусть и в скульптурном изображении, все-таки пал жертвой войны. А стоявший рядом бюст Пушкина остался цел.

Источник: https://www.culture.ru/materials/127470/pushkinistika-aivazovskogo

Пушкиниана мариниста

Ещё о художниках и живописи, в т.ч. об Айвазовском

Айвазовский и Пушкины
В Москве с огромным успехом проходит выставка великого русского художника

На всю жизнь, запомнилось Айвазовскому, тогда еще ученику Академии художеств, пушкинское напутствие: «Работайте, работайте, молодой человек, – это главное». ©

По теме: Выставка Серова | Выставка Коржева

Прощание Пушкина с морем. Художник И. Айвазовский. 1887 г. Картина написана совместно с И. Репиным

Он и работал, всю свою жизнь, до глубокой старости. Из написанных им шести тысяч картин лишь одна осталась незавершенной. Та, которую он писал в свой последний день…С Наталией же Николаевной, некогда именовавшейся Пушкиной, а к тому времени – уже генеральшей Ланской, прославленного мариниста связывали поистине дружеские отношения: вдова поэта нередко бывала в гостях у художника в Петербурге, а сам Иван Константинович навещал ее семейство на петербургской даче, на островах.

Однажды случился казус: слуга Айвазовского, видимо, из благих побуждений, объявил приехавшей гостье, что его хозяин изволит обедать и принять госпожу не сможет. Наталия Николаевна просила передать свои сожаления, и тотчас уехала. Вечером того же дня художник поспешил к ней, на дачу.

___

Наталия Николаевна Пушкина-Ланская. Художник И. Макаров. 1849 г.«Айвазовский прибежал вечером на Острова, – пишет мужу Наталия Николаевна, – и, не застав меня дома, передал через Сашу (сестру Александру. – Л.Ч.), что он пришел извиниться за глупость своего слуги, который не захотел обо мне доложить».

На самом деле, этот пустячный и даже забавный случай весьма показателен: Айвазовский в тот же день «прибежал… на Острова» – стало быть, чрезвычайно дорожил дружбой с Наталией Николаевной. Надо полагать, что и она сама по достоинству ценила внимание Айвазовского и относилась к дружбе с ним столь же трепетно.

Обратите внимание

Одна из тайных побудительных причин тому, возможно и неосознанная, – чертами лица художник напоминал ей погибшего мужа.Подтверждением тому – строки из письма князя Петра Вяземского историку Михаилу Погодину: «Знаменитый наш живописец Айвазовский желает с Вами познакомиться.

Кроме отличного таланта, имеет еще одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего А.С. Пушкина. Угостите его в Москве и за талант, и за сходство…»Кто-кто, а уж близкий друг Пушкина Петр Вяземский ошибаться не мог.А истоки этой необычной дружбы Наталии Николаевны с Айвазовским восходят к году 1836-му.

В Петербурге событие – осенняя выставка в Академии художеств. Подобные художественные выставки открывались ежегодно в сентябре, и своим вниманием удостаивали их даже императорские особы. Приходили в академические залы высокие сановники и чиновники всех рангов, студенты и молодые художники. Толпился на выставке и любопытный разночинный люд.

Когда-то на такой же осенней выставке в Петербурге только и разговоров было, что о чудесном портрете Пушкина кисти Ореста Кипренского. С тех пор минуло уже девять лет, а казалось – целая вечность. Все изменилось в жизни поэта: он – муж и отец большого семейства, и рядом – красавица-жена, его Наташа.

___

Иван Константинович Айвазовский. Художник С. Рымаренко. 1846 г.Наталия Николаевна в тот день была необычайно элегантна. Ее божественный образ запечатлелся в памяти Айвазовского, тогда еще ученика Академии.

Многие годы спустя, уже на склоне жизни, он отчетливо помнил и все детали ее изысканного наряда – так, будто видел жену поэта только вчера: на красавице-супруге поэта «было изящное белое платье, бархатный черный корсаж с переплетенными черными тесемками, а на голове большая палевая соломенная шляпа».

Появление поэта с женой на выставке стало тогда настоящей сенсацией. Узнав, что Пушкин в Античной галерее, ученики Академии, в их числе и девятнадцатилетний Айвазовский, бросились туда.

Поэт, как вспоминал художник, «под руку с женой стоял перед картиной художника Лебедева, даровитого пейзажиста, и долго рассматривал и восхищался ею». Инспектор Академии, сопровождавший поэта, хотел было тотчас найти Лебедева, но его в зале не оказалось. И тогда взгляд инспектора упал на Ивана Айвазовского, награжденного за отличие золотой медалью – его-то он, как лучшего ученика, и представил поэту.«Пушкин очень меня ласково встретил, – вспоминал потом Иван Константинович, – и спросил меня, где мои картины. Я указал их. Как теперь помнится, то были «Облака с Ораниенбаумского берега моря» и другая – «Группа чухонцев». «Марины» молодого художника из Феодосии поэту понравились.Ничего из той давней беседы не забыл живописец: «Узнав, что я крымский уроженец, Пушкин спросил: «А из какого же вы города?» Затем он заинтересовался, давно ли я здесь, не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда, во время нашего разговора, я его хорошо рассмотрел… Теперь я могу пересчитать на пальцах тех лиц, которые помнят поэта: их осталось немного, а я вдобавок был им любезно принят и приглашен к нему ласковой и любезной красавицей Наталией Николаевной, которая нашла почему-то во мне тогда сходство с портретами ее славного мужа в молодости».Встреча с Пушкиным когда-то стала поистине судьбоносной для живописца: около двадцати картин и рисунков Айвазовского запечатлели облик поэта. И самое известное полотно – «Прощание Пушкина с Черным морем» («Прощай, свободная стихия!»), написанное совместно с Ильей Репиным.И вновь признание самого Ивана Константиновича: «Я должен сказать, что чувствовал особый прилив вдохновения, когда брался за кисть, чтобы изобразить один из моментов жизни великого поэта на морском берегу… Этот старый сюжет, казалось, овладел всем существом моим».

___

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. Художник И. АйвазовскийСколько же работ Айвазовского, посвященных памяти поэта, ныне почти неизвестны, а некоторые и вообще утрачены: «Пушкин у скал Аю-Дага», «Пушкин в Крыму», «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца», «Пушкин на берегу с семьей Раевских близ Гурзуфа», «Пушкин у Гурзуфских скал»…

Читайте также:  Испанские художники. 5 мастеров, опередивших своё время - все о живописи

Настоящая крымская пушкиниана!И можно предположить, что какие-то наброски к будущим полотнам (все они были написаны значительно позднее, не при жизни Наталии Николаевны; первая из них – «Пушкин на берегу Черного моря» датирована лишь 1868-м годом) могла видеть и она сама.

Важно

Ведь Наталия Николаевна бывала в петербургской студии прославленного мариниста, к тому времени уже профессора Академии художеств.И разговор меж ними мог идти о будущем издании собрания сочинений Пушкина, предпринятом П.В. Анненковым и самой Наталией Николаевной. Художник готов был принять деятельное в нем участие.

Свидетельство тому более чем важное – письмо издателя брату, датированное маем 1852 года: «Айвазовский обещал нарисовать для сего издания несколько картин; мне предоставлен выбор сюжета, где бы находилось море».

Живописец, конечно, делился с вдовой поэта своими замыслами, советовался с ней – ведь ему было так важно знать ее суждение.

И он не мог не расспрашивать Наталию Николаевну о жизни ее великого мужа, его увлечениях, привычках, пристрастиях.

Косвенным подтверждением тому – воспоминания самого Айвазовского, свято хранившего в памяти ту давнюю встречу с Пушкиным: «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем».

___

Лунная ночь, копия картины Айвазовского, в комнате Наталии Николаевны в музее усадьбе Лопасня-Зачатьевское. Фотография автора. 2016 г.И мог ли он не говорить о Пушкине с той, которую боготворил сам поэт? Да и подаренная Наталии Николаевне картина «Лунная ночь у взморья» не есть ли свидетельство его искренней дружбы?«На память Наталии Ланской от Айвазовского.

1-го Генваря 1847-го года. С.-Петербург» – на обороте полотна счастливо сохранилась дарственная надпись.Это был прекрасный подарок – вид Константинополя: с темной громадой величественной Голубой мечети и острыми башнями минаретов, пронзавших ночную тьму, с разлившейся на морской глади лунной дорожкой, и двумя смутными силуэтами – турчанки и ее спутника – на древнем акведуке.

Романтический город в таинственном золотистом свечении ночного моря и неба…Почему именно эту картину выбрал для Наталии Николаевны Айвазовский? А такие подарки, надо полагать, делались лишь самым близким и дорогим друзьям, и она входила в их круг.

И не было ли здесь скрытого подтекста? Ведь некогда именно из Константинополя, из дворца турецкого султана Ахмеда III, и был доставлен в Москву по велению русского царя маленький заложник арапчонок Ибрагим, которому в будущем суждено было стать российским генералом и прадедом великого поэта, – Абрамом Петровичем Ганнибалом.

А может быть, художнику была ведома извечная пушкинская мечта о «чужих краях»? И он знал, что Пушкин в Одессе, во время южной ссылки бредил о далеких берегах и уже готовился тайком на корабле уплыть в Константинополь?

Княгиня Вера Вяземская была вовлечена в тот план побега. И, возможно от нее, знала о тех давних романтических грезах поэта и его юная жена. Константинополь, древний Царьград, овеянный легендарной славой Олегова похода – такой близкий и такой недосягаемый для Пушкина город…И южная поэтическая ночь, и мерцающие в лунном свете очертания восточной сказочной столицы могли о многом напомнить душе Наталии Николаевны.Судьба картины загадочна. Каким-то образом в семидесятых годах прошлого века она оказалась в Риге. О редкой находке тут же было сообщено в Феодосию, в Картинную галерею имени И.К. Айвазовского. «Лунная ночь у взморья» была приобретена крымской галереей и заняла достойное место среди других шедевров мастера. Во всяком случае, так впервые об этой картине, принадлежавшей вдове поэта, сообщили писатели И. Ободовская и М. Дементьев в своей книге «После смерти Пушкина».Позднее мне довелось узнать более точные сведения о странствиях лунной марины. Людмила Николаевна Девятко, научная сотрудница Феодосийской картинной галереи, архивист, имела счастливую возможность изучить всю деловую переписку, связанную с историей поступления этой картины. И выяснить весьма любопытные обстоятельства. Оказалось, по воспоминаниям Н.С. Барсамова, автора известной монографии «И. К. Айвазовский», впервые о «Лунной ночи…» стало известно еще в середине прошлого века, но следы картины тогда, казалось, были навсегда потеряны. И вдруг неожиданно в июле 1967-го (в тот год отмечался сто пятидесятилетний юбилей со дня рождения мариниста) в Феодосию, в картинную галерею пришло письмо из Москвы: коллекционер Егор Иванович Тобольский предлагал приобрести у него некоторые работы великого живописца, в том числе и «Лунную ночь…»В фондах крымской галереи среди заключений искусствоведов о художественной ценности полотна и протоколов экспертной комиссии хранится и такой уникальный документ:«Особенно важно нам приобрести картину Айвазовского, так как она является той картиной, которую Айвазовский написал для жены А.С. Пушкина и подарил ей. Дарственная надпись на оборотной стороне имеется».

___

Лунная ночь у взморья. Художник И. Айвазовский. 1846 г.Но почему же столь ценный подарок художника не был сохранен внуками и правнуками Наталии Николаевны?Конечно, трудно сейчас что-либо утверждать – ведь судьбы детей и внуков Наталии Николаевны пришлись на годы первой мировой, нескольких революций и последующих за ними потрясений.

Совет

Горели родовые имения, рушилась вся жизнь – и до картины, пусть даже памятной и дорогой, было ли тогда? Многим из потомков Наталии Николаевны не удалось избежать обычных по тем временам репрессий, ссылок, лишений.

И только чудом можно назвать то, что живописный шедевр Айвазовского, навеки запечатлевший иной, ушедший поэтический мир, уцелел в водовороте тех страшных разрушительных дней (в революционном ли Петрограде, в блокадном ли Ленинграде, в послевоенной ли Москве?) – не разнесен шальным снарядом, не пошел на растопку в «буржуйку», не выброшен за ненадобностью нерадивыми потомками.

Что ж, у картин, как и книг, своя судьба. Для «Лунной ночи…», соединившей имена избранницы Пушкина и одного из самых страстных его почитателей, она оказалась счастливой.

Источник: https://yarodom.livejournal.com/1923604.html

Описание картины «Пушкин у моря» И.Айвазовского

Художник: Иван Константинович Айвазовский, Илья Ефимович Репин Название картины: «Прощание Пушкина с морем» Картина написана: 1877 г.

Холст, масло.

О Пушкине в наше время знают практически всё и практически все. Его творчество изучают в школе, пишут по нему исследовательские работы, а многие фразы из произведений давно уже стали фразеологизмами или клише. Его именем названы города, улицы, культурные объекты, а сказки и повести большинство из вас знают с самого детства.

Практически все художники 19 века воплощали образ Пушкина на полотне. Не стал исключением так же известный маринист своего времени И. Айвазовский, который с самого детства был влюблен в творчество русского поэта.

Когда художник был еще десятилетним мальчишкой, то подрабатывал в феодосийской кофейне. И вот однажды кто-то из посетителей начал читать стихи Пушкина. Дым и чад кухни, гомон порта и посетителей прорвали строки о смерти лорда Байрона в Греции.

Мальчик Ованес помимо воли перенесся в один из тихих вечеров на берегу моря, где встретился с курчавым молодым человеком, глаза которого искрились жизнью.

В тот день Феодосию посетила семья героя войны 1812 года Раевского, а фамилия юноши с горящими глазами была Пушкин.

Вторая встреча Айвазовского, тогда еще только начинавшего писать картины и уже признанного «солнца русской поэзии» состоялась на выставке в Петербурге (1836 г.).

Маринист был сильно впечатлен знакомством с Пушкиным, написав в дневнике, что это его любимый поэт и источник вдохновения. Классик, в свою очередь, отзывался о Айвазовском, как о великом мастере кисти среди всех мастеров.

Такое мнение не удивительно – влюбленному в море поэту пришлись по душе полотна, изображавшие «свободную стихию».

Айвазовский, в свою очередь, соединил воедино две своих музы – море и Пушкина, написав около 2000 картин, которые и посвятил поэту. Одна из них – «Пушкин у моря» имеет совершенно другое название – «Прощание Пушкина с морем».

Обратите внимание

Среди всех картин, написанных на пушкинскую тематику, эта является одной из самых лучших. Примечательно, что пейзаж, то есть изображение моря, написан Айвазовским, а фигура поэта – Репиным.

Это связано с тем, что возможности к портерному изображению первого художника были весьма ограничены, а вот морские пейзажи он рисовал просто гениально.

Полотно двух мастеров кисти связано с биографией Пушкина. Его вольнолюбивые идеи, проявившиеся в стихотворениях «Деревня» и «Ода вольности» были, мягко говоря, не для эпохи крепостного права. Царский режим только за это отправил поэта в Южную ссылку. Изначально речь шла о Сибири или Соловецком монастыре, и только ходатайство Карамзина помогло смягчить приговор.

Как отмечают историки, среди возможных мест пребывания классика был Сахалин (край преступников) и военный Кавказ. Тем не менее, Пушкина перевели в Кишинев, где ему назначили место в канцелярии Инзова.

Причиной такого перевода были не только прошения друзей, а и то, что южный край считался необжитым, так что свободолюбивые произведения долго доходили бы до прогрессивных людей тогдашней столицы.

Что касается произведения Айвазовского, то оно, по заверениям исследователей, имеет прямую связь со стихотворением «К морю». В нем поэт описывает прощание с гордой «свободной стихией», сравнивает ее со своим другом, чей «шум призывный» останется в сердце навсегда.

Присмотритесь к полотну – пейзаж на нем романтический, морской, но суровый. Черные глыбы камней свалены бесформенной кучей, будто руками сказочного великана. Сам фон полотна серый, почти белесый, а вот фигура Пушкина, вся в черном, имеет резкий контраст со всей тональностью.

Левой рукой, отведенной в сторону, поэт словно прощается с морем, таким близким его душе, а в правой он держит шляпу. Ветер растрепал волы Пушкина, сорвал с его головы капюшон, но он только наслаждается солеными брызгами бушующей стихии.

Важно

Его лицо спокойно и вдохновенно, а взгляд устремлен за горизонт – возможно, он уже думает о том самом стихотворении.

Вся окружающая действительность словно подчеркивает нежелание Пушкина прощаться с морем – она сумрачна, но в то же время величава.

Небо и море, выполненные в нефритово-сизых тонах, с проблесками грязно-голубого, перерастают в одну плоскость.

Голубоватый оттенок имеет лишь пена, а если вы внимательно посмотрите на небо, то найдете там оттенки розового, которые говорят о радости поэта от созерцания водной стихии.

Если говорить о море, то именно оно – самое загадочное и романтичное создание природы. Человек сталкивался с ним повсеместно, видел от него радости и горе. Поэты, писатели и художники не могли пройти мимо маринистических мотивов, поэтому столь велико количество произведений, посвященных морю. Следует сказать, что Пушкина, как творческого человека, не могла не привлечь романтика моря.

Для него оно стало близким другом, прощание с которым не даст забыть о времени, проведенном вместе. Человек, связанный ссылкой, обязательствами перед женой (несмотря на многочисленное количество любовниц), до конца не может быть свободным, а море свободно всегда.

Кажется, что вольная атмосфера моря передалась и самому Пушкину, который ощутил единение со стихией и влечение к ней. Неудивительно, что море на холсте Айвазовского кажется живым, а у каждого, кто хоть раз видел картину, создается впечатление, что оно общается с поэтом.

Полотно четко сбалансированно, равная часть пространства принадлежит и воздуху, и земле, и небу. Таинственный цвет подсвечивает небо, придавая ему совсем легкий изумрудный оттенок и непременно притягивает к себе внимание.

Совет

Землю художники презентуют как место уютного спокойствия – ее представляет нагромождение скал в правой части картины, словно впитывающих солнечные лучи. Их блики перекликаются с бликами неба, словно доказывая кто из них важнее.

Море – это живая, безграничная и манящая глубина, для которой Айвазовский никогда не жалел красок. На этом полотне оно сочетает в себе черные, серые, зеленые и даже тона оттенка золотистой охры.

Только И. Айвазовский умел передавать море так, чтобы оно затрагивало душу каждого, кто его увидит. Не стала исключением и картина «Пушкин у моря», которая по праву считается одной из ключевых в его творчестве.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-ajvazovskogo-pushkin-u-morya/

Пушкин в творчестве Айвазовского: два гения в вопросах и ответах

Что значил Пушкин для Айвазовского, как повлиял на его творчество и при чем здесь Репин? Ищем глубинные связи между двумя гениями и Пушкина на картинах Айвазовского — иногда для этого требуется увеличительное стекло.

Да.

И это знакомство очень похоже на то, как на лицейском экзамене в 1815-м году Державин, на пороге смерти, благословил юного Пушкина.

Читайте также:  Голландские художники. 8 мастеров золотого века нидерландов - все о живописи

В сентябре 1836-го на выставку в Академию художество заглянул Пушкин, где ему представили 19-летнего Айвазовского — как одного из талантливейших академистов. А уже в феврале 1837-го Пушкина не станет.

Эта встреча запала Айвазовскому в душу. Через 60 лет, в 1896-м в письме он вспоминал ее в подробностях:

— В настоящее время так много говорят о Пушкине и так немного остаётся из тех лиц, которые знали лично солнце русской поэзии, великого поэта, что мне всё хоте-лось написать несколько слов из своих воспоминаний о нём.

Вот они: в 1836 году, до смерти за три месяца, именно в сентябре, приехал в Академию с супругой Натальей Николаевной на нашу сентябрьскую выставку Александр Сергеевич Пушкин. Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его.

Он под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею.

Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины.

Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: «Облака с ораниенбаумского берега моря» и другая — «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил меня, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере.

Обратите внимание

Тогда я хорошо его рассмотрел и даже помню, в чём была прелестная Наталья Николаевна.

На красавице супруге поэта было платье чёрного бархата, корсаж с переплетёнными чёрными тесёмками и настоящими кружевами, а на голове большая палевая соломенная шляпа с большим страусовым пером, на руках же длинные белые перчатки. Мы, все ученики проводили дорогих гостей до подъезда.

С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём…

А еще причина этой любви, конечно, в том, что Пушкин бывал в Крыму, зарифмовал в его честь несколько строк, а 16 августа 1820 года заглянул даже в Феодосию — родной город Айвазовского.

Нет. Во всяком случае, сам художник в этом никогда не признавался, да и мода такая была. Но современники находили, что Айвазовский похож на Пушкина! Вяземский писал Погодину перед визитом Айвазовского в Москву: «Знаменитый наш живописец Айвазовский желает с Вами познакомиться. Кроме отличного таланта, имеет ещё одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего А. С. Пушкина. Угостите его в Москве и за талант и за сходство…»

  • Степан Рымаренко. И. Айвазовского, 1846
  • Орест Кипренский. А. Пушкина, 1827

Да. Великий поэт никогда не позировал великому маринисту. Картины с Пушкиным Айвазовский создает в последней четверти XIX столетия, через полвека после смерти своего кумира.

Но вот стихи Пушкина позировали Айвазовскому все время. Исследователи отмечают, что художник любил изображать Феодосию на фоне закатного неба — такой ее увидел и описал в своей элегии Пушкин, когда в 1820-м отплывал из Федосии в Гурзуф:

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдалённый,
Земли полуденной волшебные края.
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоённый…Влияние Пушкина находят и в одесских ночных пейзажах Айвазовского.

Но поздно. Тихо спит Одесса.

И бездыханна и тепла
Немая ночь. Луна взошла.
Прозрачно-лёгкая завеса
Объемлет небо. Всё молчит;
Лишь море Чёрное шумит…
(«Отрывки из путешествии Онегина» — ред.)Пушкин вдохновлял Айвазовского даже тогда, когда нужно было изобразить другую жизнь и берег дальний.

В 1844 году художник Антон Иванов навестил Айвазовского в его петербургской мастерской, а после восторженно рассказывал в письме о небольшой картине, которую называл «Испанская ночь» (местонахождение неизвестно):

— Боже мой, какая ночь! Как сам говорил Ив. Константинович, данным для ней были стихи Пушкина. Они, кажется в таком роде:

Вот взошла луна златая,
Тише, чу, гитары звон,
А испанка молодая
Оперлася на балкон.

Ночной зефир струит эфир,
Шумит, бежит Гвадалквивир,
Скинь мантилью, ангел милый,
И явись как ясный день,
Сквозь чугунные перилы
Ножку дивную продень и т. д.
(фрагмент стихотворения Пушкина «Ночной зефир» — ред.

)

Все произведения этого великого артиста почти без исключения удивляют меня своим достоинством, а испанская ночь умиляет, переносит в тот благодатный климат.

Я там, я восхищаюсь прозрачностью небесного свода, слышу голос певца и боюсь быть замеченным молодою испанкою, чтоб не прервать ее заветных дум, чтобы не помешать ее счастью.

Если Пушкин видит за гробом, то верно уже давно послал Айвазовскому свое спасибо за испанскую ночь.

Один умел рассказать, а другой могучею кистью переносит человека из Петербурга в Испанию и доставляет ему удовольствие посмотреть лично на тамошнюю ночь. Кому из них отдать первенство?..

Нет. Только на одной. Айвазовский изобразил, как сошлись волна и камень, а Репин — самого поэта. В свойственной ему уничижительной манере о своем участии в создании картины «Прощание Пушкина с морем» Репин отзывался так: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Инициатива написать картину в четыре руки принадлежала Айвазовскому.
Нет. Просто художники относились друг к другу с симпатий, а у Репина была слава талантливейшего портретиста. Что же до отношений Репина с Пушкиным — тут все сложно.

Своего собственного Пушкина Репин возьмется писать уже в ХХ веке, после смерти Айвазовского. Картина «Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года» станет одним из репинских хитов (см. историю ее создания).

Но много ли в ней самого поэта? Это отнюдь не портрет, а эдакое снятое одним планом кино — о том, как все заскучали на экзамене, но один кудрявый юноша так зажег, что экзаменаторы и почетные гости проснулись, «старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил» — и все озарилось.

А вот собственно Пушкина Репину не дался. Вот что рассказывает об этом в своих воспоминаниях Корней Чуковский (кстати, Чуковский помогал Репину, позируя ему для картины «Пушкин в Лицее»):

— …Необходимо напомнить, что я познакомился с ним (Репиным — ред.) лишь за двадцать пять лет до его смерти, когда талант его был на ущербе. Но воля к творчеству осталась в нем та же.

Едва только познакомившись с ним, я увидел у него на мольберте картину «Пушкин над Невою в 1835 году», над которой он работал уже несколько лет. И когда я был у него незадолго до его смерти, уже в советское время, все та же картина стояла на том же мольберте.

Важно

Двадцать лет он мучился над ней, написал по крайней мере сотню Пушкиных — то с одним поворотом головы, то с другим, то над вечерней рекой, то над утренней, то в одном сюртуке, то в другом, то с элегической, то с патетической улыбкой, — чувствовалось, что впереди у него еще многие годы работы над этой «незадавшейся» картиной.

Теперь, перебирая его письма ко мне, я часто нахожу в них строки, относящиеся к этой картине.

«Сам я очень огорчен своим „Пушкиным“, — писал он 27 февраля 1911 года.- После выставки возьму доводить его до следуемого».

14 апреля того же года:

«Ради бога, будем как авгуры: говорите чистую правду (хвалам моему „Пушкину“ я не верю: так хочется приняться за него еще раз)».

И в 1917 году Леониду Андрееву:

«…прошло 20 лет, и до сих пор злополучный холст, уже объерзанный в краях, уже наслоенный красками, местами вроде барельефа, все еще не заброшен мною в темный угол… Напротив, как некий маньяк, я не без страсти часто схватываю саженный подрамок, привязываю его к чему попало, чтобы осветить, вооружаюсь длинными кистями, по одной в каждой руке, а палитра уже лежит у ног моего идола. И, несмотря на то, что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу… я подскакиваю, со всем запасом моих застарелых углей и дерзаю, дерзаю, дерзаю… до полной потери старческих сил».

Умел. И не только крошечных человечков на фоне грандиозных неба и моря, но и самые настоящие портреты. Правда, портреты эти блестящими не назовешь. И даже самые большие поклонники художника осторожно говорят, что портреты кисти Айвазовского имеют «мемориальную ценность».

Но чаще всего люди на картинах Айвазовского — всего лишь крошечное дополнение к пейзажу. Так было с Пушкиным, так было с Байроном. Представьте себе, картина слева называется «Байрон в Венеции».

А имеется еще «Наполеон на острове Святой Елены». Прокомментировать такое композиционное решение полотна можно только пушкинским: «Он был, о море, твой певец».

Но однажды Айвазовский все-таки изобразил Пушкина в полный рост. И нельзя отделаться от мысли, что писал его он с себя.

  • Иван Айвазовский. А.С. Пушкин на берегу Черного моря, 1897, Одесский художественный музей
  • Иван Айвазвоский. , 1892, Феодосийская картинная галерея

Источник: https://artchive.ru/publications/1885~Pushkin_v_tvorchestve_Ajvazovskogo_dva_genija_v_voprosakh_i_otvetakh

Картины Айвазовского: фото с названиями (самые знаменитые)

Если вы любите морскую тему, предлагаем посмотреть картины Айвазовского — фото с названиями (самые знаменитые) представлены ниже. Вы узнаете на pro-diz-art.ru много интересного о работах художника. Мы переплели вехи жизни с творчеством и лучшими картинами мариниста.

Черное море (1881)

Это зрелая работа, созданная им в 64-летнем возрасте. Сначала маринист назвал картину «На Черном море начинает разыгрывать буря», сократив позже до «Черного моря». Об этом полотне высоко отзывались даже самые ярые критики-современники творчества Айвазовского, считавшие, что романтизму пришел конец.

Айвазовский Иван Константинович (Гайвазовский) – сын армянского предпринимателя. Родился в Феодосии в 1817 году, там же и умер в 1900. Он учился в Академии Художеств Петербурга у М.Н. Воробьева и Ф.Таннера (французского мариниста). Работал в Крыму, как «пенсионер» Академии (1830-1840), в это же время посетил Англию, Францию и еще несколько стран.

Штиль (1885)

Еще одна картина, написанная в лучшие годы творчества Айвазовского. Этот период искусствоведы называют «голубым». В серии работ художника читается особая манера исполнения, появившаяся у мариниста после 1870 года.

В каждом из произведений Айвазовского чувствуется романтизм. Это веяния того времени – отойти от обыденного и окунуться в мир за пределами серых будней. Айвазовскому удавались морские баталии и изображение стихии. Искусствоведы с твердостью в голосе заявляют, что полотна художника – самые эмоциональные шедевры 19 века.

Среди волн (1898)

Айвазовскому 81 год. Он отходит от привычных кораблей, мелких фигур. Сейчас все его внимание занимает море. Художнику заказывали еще несколько работ в эти его годы, но именно эту работу считают главным наследием Айвазовского. Он оставил картину любимой Феодосии, где она до сих пор и находится.

Художник много путешествовал не только по России, но и по Европе, бывал на Средиземноморье. С 1845 года преимущественно жил и работал в Феодосии. Еще в 1840-х годах, благодаря точности и быстроте кисти, а также эмоциональному настрою и тяготению к героике полотен, заслужил мировую славу. Стал академиком в 1845, профессором в 1847, почетным членом Академии Художеств в 1887.

Лунная ночь. Купальня в Феодосии (1853)

Айвазовский родился и периодами жил в Феодосии, поэтому ей уделено столько внимания. Это одна из самых спокойных работ художника.

Не обошло его влияние французских мастеров морского пейзажа К.Верне и Е.Лоррена. Со временем, избавившись от резких контрастов и «кулисной» композиции, он обретает подлинную живописную свободу.

Особенно это чувствуется в его изображении бескрайней и буйной мощи стихии моря, в его закатах и оживающем на волнах свете луны, в отваге людей, сражавшихся с морской стихией («Девятый вал», о чем мы поговорим немного позже).

Рекомендуем: лучшие произведения Ван Гога.

Море. Коктебельская бухта (1853)

Свои лучшие шедевры Айвазовский всегда создавал быстро – ему требовалось от силы 2 дня. Особенно, когда работа делалась по вдохновению, а не по заказу, получалось лучше всего.

Маринист начинал с быстрого наброска с указанием главных элементов и источников света. А потом он отправлялся в мастерскую и уже по памяти восстанавливал каждый оттенок. Именно так и появилась работа «Море.

Коктебельская бухта».

В его работах поразительное сочетание яркости и тонального единства, тонких решений светотени и, конечно, вечно живая чарующая вода. Айвазовский за свою жизнь написал немногим больше 6 000 картин, а еще много акварелей и рисунков.

Ночь. Голубая волна (1876)

Одна из самых лучших картин «голубого» периода.

Став с 1844 года живописцем при Главном морском штабе, принял участие в морских компаниях. Его полотна: «Буря на Черном море», «Георгиевский монастырь», «Чесменский бой», «Вход в Севастопольскую бухту» – овеяны духом величественной героики. Писал Иван Айвазовский и пейзажи, особенно интересны кавказские и украинские, и на религиозные темы, а ряд своих работ посвятил истории Армении.

Чесменский бой (1848)

Батальное полотно с изображением корабля русской флотилии. Несмотря на общий драматизм сюжетного момента, Айвазовский гордился русскими моряками, которым удалось победить в этом непростом бою. «Чесменский бой» относится к раннему периоду творчества мариниста.

Будучи человеком состоятельным, Айвазовский также известен как благотворитель, активно помогавший градоустройству Феодосии, где и можно наиболее полно познакомиться с его творчеством в картинной галерее, носящей его имя.

Девятый вал (1850)

Айвазовский ненадолго покидал родную Феодосию. Даже когда Санкт-Петербург открыл перед ним все двери со званиями, славой и деньгами, маринист всей душой устремлялся домой, к морю.

Осев в доме на побережье, художник навсегда остался предан морю. Оно стало его музой и главным героем для картин. Постоянно общаясь с моряками, художник знал о суевериях, которые жили в их кругах. Знал о роковой девятой волне, которая несла судам только гибель.

Девятый вал. Этюд

С первых дней выставочных показов картина превратилась в шедевр. В тот же год ее купил для Эрмитажа сам Николай I. Сегодня «Девятый вал» — это и есть Айвазовский. Это лучшая и самая известная его работа.

На этом мы заканчиваем изучать картины Айвазовского. Фото с названиями (самые знаменитые) добавьте себе в закладки и поделитесь в комментариях, какая из работ вам понравилась больше всего.

Источник: http://pro-diz-art.ru/kartiny-ajvazovskogo-foto-s-nazvaniyami-samye-znamenitye/

Айвазовский в цифрах: самая маленькая картина, самые большие успехи, самая лучшая вода

?

Вадим Алешин (vakin) wrote,
2016-10-25 16:01:00 Вадим Алешин
vakin
2016-10-25 16:01:00 Мы попробовали посмотреть на главного русского мариниста через призму сухих цифр.

Читайте также:  Святая цецилия рафаэля. самое интересное о картине - все о живописи

Подсчитать штормы и бури на его картинах не удастся, потому что счета им нет, но кое-что можно выразить количественно. Денежные суммы и размер картин, сколько стоит допуск к самому мистическому полотну Айвазовского, сколько раз он писал Пушкина, сколькими ведрами воды снабдил любимый город…
Ночь в Феодосии. Этюд, вмонтированный в фотопортрет И. К.

АйвазовскогоИван Константинович Айвазовский

1887, 10×7 см

3-им, самым младшим ребенком в семье обедневшего феодосийского купца был Иван Айвазовский.

120 прижизненных персональных выставок состоялось у Айвазовского.

135 виз было в его заграничном паспорте, когда он на два года раньше срока возвращался из пенсионерской поездки в Европу.

7 картин Айвазовского, на которых изображен Пушкин, можно увидеть в Артхиве. Исследователи полагают, что их было намного больше: Иван Константинович — очень плодовитый автор, не все созданное им известно в наше время.

50 картин (по некоторым данным, более пятидесяти) написал Айвазовский за три года пенсионерской поездки в Европу по завершении Академии художеств.

Иван Константинович Айвазовский. Мхитаристы на острове св. Лазаря. Венеция
1843, 68×100 см

3000 рублей (по состоянию на июль 2016 год) придется заплатить желающим посмотреть на самое таинственное полотно Ивана Айвазовского «На смерть Александра III». История этой картины овеяна легендами.

Самая простая гласит, что художник просто счел ее неудачной, поэтому отправил с глаз долой и никогда не экспонировал. Более интригующие версии призывают взглянуть на полотно наискосок, с правого угла.

Совет

Внезапно печальный лик овдовевшей императрицы Марии Федоровны превращается в лицо усатого, злобно ухмыляющегося мужчины. Престолонаследник Николай II? Кто-то другой, радующийся, что «дело сделано»? По замыслу Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни, но что-то явно пошло не так.

Петропавловская крепость кажется потусторонним строением, свет луны отобразился в кресте над изображением, а ночная Нева куда больше похожа на ведущий в царство мертвых Стикс, нежели на саму себя.

Феодосийской галерее картина Айвазовского «На смерть Александра III» хранится в особой кладовой. Ходят слухи, что на созерцающих картину она оказывает очень гнетущее впечатление. Так что показывают ее лишь посетителям, которые полностью уверены, на что идут, и готовы за это дополнительно заплатить.

Да, в то, что в галерее показывают одну картину за 3000 рублей, поверить непросто, но эта информация имеется в прайс-листе на официальном сайте.
На смерть Александра IIIИван Константинович Айвазовский 1890-е , 249×164 см

4 картины Айвазовского (по известным исследователям фактам) подвергались значительным изменениям в процессе написания.

Чаще всего Айвазовский сразу писал «набело». Но, к примеру, в картине «Наполеон на острове святой Елены» нижняя часть была переписана художником полностью. Волны на первом плане покрыли написанный ранее берег.

Этим обусловлено некоторое противоречие: судя по солнечной полосе на воде и по морю в глубине холста, погода достаточно спокойная, а волны у берега кажутся для нее слишком высокими. Также вся нижняя часть переписана на картине 1898 года «После заката на океане» и в картине «Корабль «Двенадцать апостолов».

Уникальны переделки, которым Айвазовский подверг свою самую известную картину «Девятый вал». Обычно он писал небо в один присест и более к нему не притрагивался. Но именно в «Девятом вале» верхняя часть картины до гребня волны была переписана заново.

Иван Константинович Айвазовский. Наполеон на острове св. Елены1897, 214×327 см • Масло, ХолстИван Константинович Айвазовский. Корабль “Двенадцать апостолов”1897, 105×139 см • Масло, ХолстИван Константинович Айвазовский. Девятый вал

1850, 221×332 см

4 дочери родилось у Ивана Айвазовского и его первой жены Юлии Гревс.

4 внука Айвазовского стали художниками.

282×425 см — размеры самой большой картины Ивана Айвазовского «Среди волн».

Иван Константинович Айвазовский. Среди волн1898, 284×429 см

10 дней писал Айвазовский свою самую большую картину.

10×7 см — размер самой маленькой картины Айвазовского, хранящейся в Третьяковской галерее. Крошечный этюд вмонтирован в автопортрет художника. Говорить с уверенностью, что это вообще самая маленькая работа Айвазовского, мы не будем: таких может быть множество.

Дело в том, что он любил вручать гостям за обедом небольшие собственные картины, производство которых было поставлено на поток. В мастерской помощники покрывали ватманский лист разведенной тушью и сепией.

Обратите внимание

Затем бумагу разрезали на небольшие кусочки, Айвазовский несколькими штрихами кисти превращал пятна в морской пейзаж, который затем помещал в раму и вручал гостю.

20 картин отправил Иван Айвазовский на выставку в Чикаго, посвященную открытию Колумбом Америки.

28 лет исполнилось обласканному фортуной и высокопоставленными персонами художнику, когда он купил участок в Феодосии и начал строить дом с тем, чтобы покинуть блистательный Санкт-Петербург и жить там, где ему хочется.

Иван Константинович Айвазовский. Восход солнца в Феодосии
1855, 82×117 см

«Всю осень я провел почти на южном берегу Крыма, где я совершенно наслаждался природой, видя одно из лучших мест в Европе. Да вдобавок еще у себя в отечестве, наслаждаясь настоящим, можешь будущность свою также мечтать тут же. И потому я купил маленький фруктовый сад на южном берегу. Удивительное место. Зимой почти все зелено, ибо много кипарису и лавровых деревьев, а месячные розы цветут беспрестанно зимой. Я в восхищении от этой покупки, хотя доходу ни копейки, но зато никакие виллы в Италии не заставят меня завидовать»
Иван Айвазовский.
2-х часов хватало Айвазовскому на создание достаточно большой картины, что подтверждается свидетельствами очевидцев. К примеру, ученик мастерской Куинджи Аркадий Рылов вспоминает о том, как Айвазовский на глазах учащихся «с нуля» создал картину: «Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нём бушует море». Время на создание миниатюр, которые он дарил гостям, исчисляется скорее минутами.

5 императоров сменилось на веку Айвазовского: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.

50 тысяч ведер чистой питьевой воды ежедневно получила Феодосия от Айвазовского. Не в силах смотреть на бедствия горожан, он проложил в Феодосию водопровод от принадлежащего ему Субашского источника.

66 турецких кораблей с 2224 орудиями сошлись 20 октября 1827 года с 26 русскими, английскими и французскими кораблями в гавани города Наварин. В результате Турция потеряла свой флот, адмирал Лазарев укрепил положение легенды морского боя, а Иван Айвазовский написал картину «Наваринский бой».

Иван Константинович Айвазовский. Наваринский бой. Этюд
1887, 10×15 см

65 лет было великому маринисту, когда он вторым браком женился на 26-летней Анне Саркизовой.

3-им художественным музеем в России, доступным для обозрения любому желающему, стала Феодосийская картинная галерея, открытая Айвазовским в 1880 году. До того «прикоснуться к прекрасному» можно было лишь в петербургском Эрмитаже и Румянцевском музее в Москве (Третьяковская галерея и Русский музей открылись позже).

2 месяца не дожил Иван Айвазовский до 83 лет.

6 тысяч картин написал художник за свою долгую жизнь.

Источник: https://vakin.livejournal.com/1368906.html

Тайны 5 мистических полотен Ивана Айвазовского

Полотна Ивана Айвазовского во все времена буквально притягивали зрителей, морские пейзажи мастера даже в век компьютерной графики и высокого разрешения по-настоящем завораживают.

На выставку знаменитого мариниста в Третьяковской галерее, открывшуюся в конце июля, выстраиваются очереди, ее уже посетили около 250 тысяч человек. Но мало кто знает, что со многими знаменитыми картинами художника связаны мистические истории.

Тайны пяти самых загадочных полотен Айвазовского раскрывает дипломированный историк искусства и лектор образовательного проекта Level One Наталья Игнатова. Три из них можно увидеть на выставке в Москве до 20 ноября.

Полотно с демонами, или «Сотворение мира» («Хаос») (1841)

Полотно с демонами, или «Сотворение мира» («Хаос») (1841)

В основу этого монументального полотна положен библейский сюжет о сотворении мира: художник изобразил на ней Дух Божий в виде света, пробивающегося сквозь мрачные тучи.

Когда Айвазовский представлял свою работу в Италии, этот образ так впечатлил папу римского Григория XVI, что он захотел приобрести ее для своей коллекции. Но священнослужители разглядели на картине и нечистую силу, по их мнению, намеренно спрятанную художником в темных облаках.

Чтобы узнать так это или нет, кардиналы созвали совет и подвергли ее тщательному осмотру на предмет присутствия демонов, но так их и не обнаружили. Так «Хаос» попал в Ватикан.

Между жизнью и смертью, или «Девятый вал» (1850)

Между жизнью и смертью, или «Девятый вал» (1850)

Айвазовский написал эту картину после того, как сам чудом выжил в страшной буре. Однажды моряки рассказали художнику, что во время шторма волны идут по нарастанию и самым сильным и высоким всегда оказывается девятый вал, именно он губит корабли.

Но если судну удается его преодолеть, появляется надежда выжить, потому что затем волны пойдут на спад. После окончания Академии художеств Айвазовский путешествовал по Европе и попал у берегов Испании в сильный шторм, где увидел воочию, что такое девятый вал.

На берегу уже не верили, что корабль вернется, и начали готовиться к похоронам, но все закончилось благополучно. Как потом вспоминал художник, рискуя жизнью, он вышел на палубу, чтобы в мельчайших деталях запомнить этот роковой момент и ощутить всю мощь бушующей стихии. Эти впечатления он воплотил в своей самой известной картине «Девятый вал».

Люди цепляются за оторванную мачту, а на них надвигается девятый вал, но яркое солнце, пробивающееся сквозь тучи, дает надежду, что им удастся пережить шторм, как когда-то удалось автору полотна.

Тревожная стихия или «Черное море» (1881)

Тревожная стихия или «Черное море» (1881)

Если романтичный «Девятый вал» наполнен светом надежды, то в картине «Черное море» мы видим тревожную стихию. Небо затянуто тучами, надвигается буря, одинокий парусник на горизонте спешит вернуться в порт. Это одно из самых драматичных полотен Айвазовского, которое ознаменовало новый реалистичный этап в творчестве художника.

Глядя на картину, можно ощутить, как могучие темные волны надвигаются прямо на зрителя. Другой великий художник XIX века Иван Крамской считал эту работу самым сильным творением Айвазовского. Не случайно он изобразил фрагмент этого полотна на своей картине «Неутешное горе», разместив мрачный морской пейзаж над детским гробиком.

Картина надвигающейся бури стала отражением внутреннего горя матери, потерявшей ребенка.

Найди убийцу, или «На смерть Александра III» (1894)

Найди убийцу, или «На смерть Александра III» (1894)

Свое самое мистическое полотно Иван Айвазовский написал после того, как получил известие о смерти императора Александра III, которого знал лично. Эта картина наполнена горем и скорбью, которые пережил художник.

Она производит настолько гнетущее впечатление, что сейчас картина находится в отдельном зале Феодосийской галереи. Считается, что она приносит несчастье всем, кто на нее посмотрит. Если долго вглядываться в полотно, то в тумане можно разглядеть образы призраков.

Сквозь мрачные очертания Петропавловской крепости и набережной Невы проступают воды реки мертвых Стикс. Образ женщины в черном, аллегории скорбящей вдовы, при определенном ракурсе может показаться мужчиной с усами.

Одним он напоминает террориста, который покушался на Александра III, другим – последнего российского императора Николая II. Картину случайно обнаружили и представили публике в начале 2000-х годов, правда выставлялась она недолго.

Встреча на кладбище, или «Штиль у крымских берегов» (1899)

Встреча на кладбище, или «Штиль у крымских берегов» (1899)

Эта картина отличается от остальных полотен Айвазовского, она пропитана духом спокойствия и безмятежности. Художник написал этот пейзаж в 82 года, когда наконец обрел семейное счастье.

Однако встретил он свою последнюю любовь при весьма трагических обстоятельствах: Айвазовский увидел свою будущую супругу Анну Саркисову-Бурназян на похоронах ее мужа. Шел 1882 год, Анне в тот момент было всего 25 лет, а художнику – 65, но они полюбили друг друга с первого взгляда.

Спустя год, когда молодая вдова выдержала положенный траур, они поженились. Несмотря на огромную разницу в возрасте, их брак оказался очень счастливым, а картина «Штиль у крымских берегов» стала отражением гармонии, любви и умиротворения, царивших в душе художника в последние годы его жизни.

Он умер в возрасте 83 лет за работой. За свою жизнь Айвазовский написал порядка 6 тысяч полотен на морскую тему, но самым известным среди них является пожалуй «Девятый вал».

Полная история о том, как появился «Девятый вал» позволяет приблизиться к пониманию основных принципов работы художника над морскими пейзажами и приоткрыть завесу над тайнами его творческой мастерской. Кристина созерцатель Кристина созерцатель

Источник: https://obiskusstve.com/990543334525372536/tajny-5-misticheskih-poloten-ivana-ajvazovskogo/

Ссылка на основную публикацию