“искушение святого антония” босха. самые яркие монстры картины – все о живописи

“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины – Дневник живописи

Джордж Лукас говорил, что фантазиями Босха навеяны его образы пришельцев в “Звездных войнах”. Не удивительно. Пожалуй, самые оригинальные, любопытные, невероятные монстры созданы именно Босхом.

Особенно много их на картине “Искушение святого Антония”.

В прошлой статье я рассказала об общем смысле картины.  Теперь пришло время рассмотреть детали. Ведь когда видишь всех этих невообразимых существ, сразу хочется понять “Что означают все эти создания?”

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г.

Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Обратите внимание

Однако все образы Босха пока никому расшифровать не удалось. Ведь некоторые из них взяты из народных пословиц. Другие – из символов алхимиков. Третьи – из символов масонов.

А какие-то созданы с одной лишь целью – напугать своим страшным видом грешников. И вы просто голову сломаете, чтобы все это разгадать. Но я все же попытаюсь.

1. Монстр с воронкой

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Один из самых известных монстров Босха. Горбун-карлик без рук. На коньках. С воронкой на голове, из которой торчит сухая ветка. Большие длинные уши.

Длинный кривой клюв. В клюве письмо со словом “Жирно”.

Я больше склоняюсь к версии, что этот монстр создан Босхом для осуждения нечистоплотных церковников. А именно тех, которые продавали для собственной наживы индульгенции (грамоты, обладание которыми якобы отменяло кару за грехи).

Причём Босх смело приравнивает их к мошенникам. Воронку вместо шляпы Босх уже однажды использовал для обозначения шарлатана. На картине “Извлечение камня глупости”. Ведь такое лже-врачевание – это и есть чистой воды мошенничество. Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Фрагмент. 1475-1480 гг.

Музей Прадо, Мадрид

Коньки означают “пойти по скользкому пути”. Недаром у Босха часть грешников и бесов в Аду на картине “Сад земных наслаждений” катаются на коньках. Именно таким он и видит путь тех, кто продаёт индульгенции ради личной выгоды. Иероним Босх. Сад земных наслаждений.

Фрагмент правой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

2. Человек полудерево-полурыба

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

На картине “Искушение святого Антония” Босх создал немало сцен обличения греховности алхимиков. Очевидно, что Босх их не любил.

Как глубоко верующий человек он считал алхимиков грешниками. Ведь они пытались встать на место Бога. Стать создателями новых веществ (золота, элексира молодости). И даже существ (гомункулов, о которых речь пойдёт ниже).

Поэтому я предполагаю, что этот монстр – злая пародия на алхимика.

Алхимики проводили свои опыты двумя способами. Мокрым и сухим. Верхняя часть человека в виде сухого дерева – аллегория сухого способа. Нижняя часть в виде хвоста рыбы – мокрого пути. В руках же монстра – гомункул. Как самое нелепое и дьявольское создание алхимиков.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

3. Гомункулы

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Существует легенда, что алхимики умели выращивать гомункулов в пробирках. Для этого они брали сперматозоиды.

Смешивали их с разными субстанциями, типа ртути, навоза и много чем другим.

Ждали 9 месяцев. Подкармливая зародыш каплями человеческой крови. В результате получалось уродливое существо. Размером в 10-20 см. Без позвоночника. Крайне неприятной наружности. Иероним Босх.

Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Важно

Именно такое существо сидит на подносе в центральной части картины. Над головой он держит философский камень.

А парочка гомункулов посимпатичнее плавают в большой луже рядом с человеком-деревом-рыбой.

4. Великан, вросший в холм

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

На левой створке триптиха бросается в глаза крайне неординарный персонаж. Человек-холм. Он так врос в землю, что его ноги уже похожи на корни деревьев.

А между его ног вырыт вход в кабак или публичный дом.

Однако я обратила внимания, что этот монстр чем-то похож на одного из героев картины Питеря Брейгеля Старшего на картине “Фламандские пословицы”. Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент. 1559 г.

Картинная галерея национального музея Берлина, Германия

Этот человек также на четвереньках. Он залез в сферу. Держит тряпочку в руках. Видимо чтобы протирать сферу изнутри. Или обувь стоящего рядом. Смысл такого поведения расшифрован. Так Брейгель Старший описывает пословицу “Нужно унижаться, чтобы добиться успеха”.

Возможно, Босх высмеивает таких людей и в “Искушении святого Антония”. А именно тех, кто готов унижаться. Готов влезть хоть в дыру в земле.  Да еще и сделать кабак между ног. Лишь бы заработать побольше денег.

Вы наверняка заметили, что во лбу великана торчит стрела. Вообще у Босха много раненых грешников или монстров.

Возможно, такая физическая травма означает духовную ущербность. Или же уязвимость. Ведь когда ты врос в холм, кто угодно может и пнуть, и стрелу в лоб запустить.

5. Рыба, которая ест другую рыбу

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Есть на картине ещё один необычный образ. Одна большая рыба пожирает ту, что поменьше. Большая одета в чехол в виде скорпиона или кузнечика.

И передвигается вся эта конструкция на вогнутых синих щитах. Сверху конструкции – башенка.

Еще со времён Средневековья есть одна голландская пословица “Большая рыба ест маленькую”. Что означает жестокость мира. Когда сильный пожирает слабого. Этот образ есть и у Питера Брейгеля Старшего. Питер Брейгель Старший.

Большие рыбы пожирают маленьких. 1556 г. Галерея Альбертина, Вена, Австрия

Совет

Возможно, так показана алчность и прожорливость участников крестовых походов. Конечно, тех, кто в них участвовал ради наживы. Отсюда своеобразные доспехи и щит. А церковная башня намекает на попустительство церкви.

Когда первоначальную цель крестовых походов, обращение в христианство, заменяли уже жаждой наживы.

6. Монстр грилли

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

В центре картины, рядом со святым Антонием сидит странное создание. Голова и ноги человеческие. Но ему явно не хватает туловища с руками. Это так называемый Грилли. Отсутствие частей тела – признак ущербности, неполноценности.

В том числе духовной.

Грилли выдумал не Босх. Они встречаются ещё в античной мифологии. Но он сделал их очень популярными. Ведь Грилли  обитают на многих его картинах.

Слева: фрагмент центральной части триптиха “Страшный суд”. 1504 г. Академия изобразительных искусств, Вена. Справа: фрагмент левой створки триптиха “Святые отшельники”. 1505 г. Дворец Дожей, Венеция.

7. Карлик в ходунках

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент правой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

На правой створке триптиха – ещё один необычный персонаж.

Карлик в красном балахоне в ходунках. Из капюшона у него торчит вертушка.

Ходунки и вертушка – образы из детства. Скорее всего, так Босх обозначает инфантильность взрослого человека. Возможно, даже алхимика.

Вернее несерьезность и наивность алхимической доктрины.

И много-много других монстров…

На картине мы видим большое количество гибридов. Монстров, состоящих из разных частей животных, людей. Возможно, их нет смысла расшифровывать. Гибриды ещё в Библии обозначались как дьявольские создания. Поэтому их цель лишь запугать нас, зрителей.

Здесь и монстр с огромным языком, ушами-крыльями, ногами телёнка и рогом единорога. Или ощипанный гусь с головой овцы. Или летающая рыба с крыльями. Никакого смысла. Просто нелепо. Мистично. Дьявольщина одним словом.

О других монстрах Босха читайте в статье “Сад земных наслаждений. Главные монстры картины”.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

Источник: https://arts-dnevnik.ru/bosh-iskushenie-svyatovo-antoniya-monstry/

Иероним Босх – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge

Смерть и скупой (Смерть скряги)

Смерть и скупой (Смерть скряги)
Около 1485-1490

Около 1485-1490 Смерть и скупец

Смерть и скупец
Неизвестно

Неизвестно “Сотворение Мира”

“Сотворение Мира”
Неизвестно

Неизвестно Несение Креста

Несение Креста
Неизвестно

Неизвестно Святой Иероним за молитвой

Святой Иероним за молитвой
1505

1505 Святые отшельники, триптих, центральная часть

Святые отшельники, триптих, центральная часть
1505

1505 Ад (правая створка триптиха “Страшный Суд”)

Ад (правая створка триптиха “Страшный Суд”)
1504

1504 Неизвестно

Неизвестно
Неизвестно

Неизвестно Внешние створки. 135 х 90 см «Путник» («Странник», «Пилигрим»)

Внешние створки. 135 х 90 см «Путник» («Странник», «Пилигрим»)
1500-1502

1500-1502 Правая створка триптиха “Искушение Св. Антония” – Несение креста.

Правая створка триптиха “Искушение Св. Антония” – Несение креста.
1505 – 1506

1505 – 1506 Воз сена

Воз сена
1515

1515 Искушение Святого Антония

Искушение Святого Антония
1490

1490 Сад земных наслаждений (центральная часть триптиха)

Сад земных наслаждений (центральная часть триптиха)
1500

1500 Сад земных наслаждений. Музыкальный ад. Правая створка триптиха

Сад земных наслаждений. Музыкальный ад. Правая створка триптиха
1500

1500 Искушение Святого Антония. Центральная часть триптиха (фрагмент)

Искушение Святого Антония. Центральная часть триптиха (фрагмент)
1500

1500 Видения загробного мира. Блаженные и проклятые.

Видения загробного мира. Блаженные и проклятые.
1516

1516 Бесы, осаждающие человечество. Диптих Ад и Потоп

Бесы, осаждающие человечество. Диптих Ад и Потоп
1514

1514 Святой Христофор

Святой Христофор
1490

1490 Святой Иероним за молитвой

Святой Иероним за молитвой
1500

1500 Бесы, осаждающие человечество. Диптих Ад и Потоп. Оборотная сторона правой створки

Бесы, осаждающие человечество. Диптих Ад и Потоп. Оборотная сторона правой створки
1515

1515 Святой Иоанн Креститель в пустыне

Святой Иоанн Креститель в пустыне
1489

1489 Страшный суд. Центральная часть триптиха

Страшный суд. Центральная часть триптиха
1504

1504 Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами.

Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами.
1505

1505 Страшный суд. Центральная часть триптиха, фрагмент

Страшный суд. Центральная часть триптиха, фрагмент
1504

1504 Смерть скупца

Смерть скупца
1490

1490 Увенчание терновым венцом.

Читайте также:  Маки клода моне. 3 загадки картины. - все о живописи

Увенчание терновым венцом.
1510-2000

1510-2000 Поклонение волхвов

Поклонение волхвов
ок.1510

ок.1510 Святой Иероним за молитвой

Святой Иероним за молитвой
16 век

16 век Воз сена. Триптих. Левая и правая створки: рай и ад.

Воз сена. Триптих. Левая и правая створки: рай и ад.
1516

1516 Сад земных наслаждений, левая створка (Райский сад)

Сад земных наслаждений, левая створка (Райский сад)
неизвестно

неизвестно Семь смертных грехов и четыре последние вещи.

Семь смертных грехов и четыре последние вещи.
1475—1480

1475—1480 человек дерево

человек дерево
1470

1470 Смерть блудницы

Смерть блудницы
16 век

16 век Аллегория чревоугодия и любострастия

Аллегория чревоугодия и любострастия
1490

1490 Стог сена

Стог сена
1500

1500 Семь смертных грехов это Иероним Босх!

Семь смертных грехов это Иероним Босх!
1480

1480 ИСКУШЕНИЕ СВЯТОГО АНТОНИНИЯ

ИСКУШЕНИЕ СВЯТОГО АНТОНИНИЯ
НЕИЗВЕСТНО

НЕИЗВЕСТНО Неизвестно

Неизвестно
Неизвестно

Неизвестно Искушение святого Антония, центральная панель триптиха. Фрагмент

Искушение святого Антония, центральная панель триптиха. Фрагмент
1500 – 1510

1500 – 1510 Операция Глупости

Операция Глупости
1475—1480

1475—1480 Вознесение в Эмпирей или Высшее Небо

Вознесение в Эмпирей или Высшее Небо
1490

1490 Распятие с донатором

Распятие с донатором
1480 – 85

1480 – 85 Корабль дураков

Корабль дураков
Неизвестно

Неизвестно Искушение святого Антония

Искушение святого Антония
1505—1506

1505—1506 Страшный суд. Триптих. Центральное панно

Страшный суд. Триптих. Центральное панно
1500 – е

1500 – е Корабль Дураков

Корабль Дураков
1495-1500

1495-1500 Смерть скупца. Фрагмент

Смерть скупца. Фрагмент
1490 – е

1490 – е Искушение Св. Антония. Фрагмент

Искушение Св. Антония. Фрагмент
1601

1601 Неизвестно

Неизвестно
Неизвестно

Неизвестно Неизвестно

Неизвестно
Неизвестно

Неизвестно Святой Иоанн на Пастмосе бо

Святой Иоанн на Пастмосе бо
1485

1485 Страшный суд, внешняя створка – Святой Иаков Старший

Страшный суд, внешняя створка – Святой Иаков Старший
1500 – 1505

1500 – 1505 Воз с сеном. Триптих. Центральная часть

Воз с сеном. Триптих. Центральная часть
1516

1516 Смерть скупца

Смерть скупца
1485 – 1490

1485 – 1490 Адский пейзаж

Адский пейзаж
15 век

15 век Святой Христофор

Святой Христофор
1504-1505

1504-1505 Искушение Св. Антония

Искушение Св. Антония
15 век

15 век Корабль дураков

Корабль дураков
неизвестно

неизвестно Распятие с донатором

Распятие с донатором
1480-1485

1480-1485 “Поклонение волхвов”

“Поклонение волхвов”
ок 1510

ок 1510 Две мужские головы

Две мужские головы
15 век

15 век Извлечение камня глупости

Извлечение камня глупости
1475-1480

1475-1480 Увенчание терновым венцом

Увенчание терновым венцом
1510

1510 Искушение Святого Антония. Центральная часть триптиха. Фрагмент.

Искушение Святого Антония. Центральная часть триптиха. Фрагмент.
1500

1500 Триптих. Сад земных наслаждений. Центральная часть

Триптих. Сад земных наслаждений. Центральная часть
1500 – 1510

1500 – 1510 Искушение Св. Антония. Фрагмент

Искушение Св. Антония. Фрагмент
15 век

15 век Бродяга ( блудный сын).Фрагмент

Бродяга ( блудный сын).Фрагмент
ок 1510

ок 1510 Страшный суд. Левая створка триптиха

Страшный суд. Левая створка триптиха
1482

1482 Смерть и скряга

Смерть и скряга
ок.1485-90

ок.1485-90 Поклонение волхвов

Поклонение волхвов
1499

1499 Триптих “Воз сена” Левая панель – АД

Триптих “Воз сена” Левая панель – АД
1500 – 1502

1500 – 1502 «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
1475 – 1480

1475 – 1480 Сад земных наслаждений

Сад земных наслаждений

1503

1503 Поклонение волхвов 2 Фрагмент

Поклонение волхвов 2 Фрагмент
1516

1516 Искушение Св. Антония. Фрагмент

Искушение Св. Антония. Фрагмент
16 век

16 век Сад земных наслаждений

Сад земных наслаждений
1500-1510

1500-1510 Смерть и скупой

Смерть и скупой
1516

1516 Блудный сын. Фрагмент

Блудный сын. Фрагмент
1500 – е

1500 – е Святой Иоанн на Пастмосе

Святой Иоанн на Пастмосе
1505

1505 Рай. Левая панель утраченного триптиха Страшный суд.

Рай. Левая панель утраченного триптиха Страшный суд.
15 век

15 век Странник

Странник
1500 – 1510

1500 – 1510 Несение креста

Несение креста
1490—1500

1490—1500 Страшный суд. Апокалипсис

Страшный суд. Апокалипсис
1482

1482 Обезболивание перед лечением импотенции

Обезболивание перед лечением импотенции
1475-80

1475-80 Смерть и скупец

Смерть и скупец
1500

1500 Искушение Св. Антония. Внешние створки триптиха

Искушение Св. Антония. Внешние створки триптиха
1490-е

1490-е Стог сена

Стог сена
1500

1500 Увенчание терновым венцом

Увенчание терновым венцом
1510

1510 Крестный путь

Крестный путь
16 век

16 век Неизвестно

Неизвестно
Неизвестно

Неизвестно Неизвестно

Неизвестно
Неизвестно

Неизвестно Art 236.

Art 236.
14 век

14 век Страшный суд

Страшный суд
1482

1482 Поклонение волхвов

Поклонение волхвов
1510

1510 Взятие Христа под стражу. Триптих “Искушение Святого Антония”. Левая внешняя створка

Взятие Христа под стражу. Триптих “Искушение Святого Антония”. Левая внешняя створка
16 век

16 век Неизвестно

Неизвестно
Неизвестно

Неизвестно Блудный сын (Путник)

Блудный сын (Путник)
1510

1510 Фокусник

Фокусник
1475 – 1480

1475 – 1480 Вышел новый мем

Вышел новый мем
1337

1337 Несение креста

Несение креста
16 век

16 век Святая Анкамбер (Вильгефортис), триптих

Святая Анкамбер (Вильгефортис), триптих
неизвестно

неизвестно Брак в Кане

Брак в Кане
16 век

16 век Св. Иероним в молитве Фрагмент

Св. Иероним в молитве Фрагмент
ок 1505

ок 1505 Се человек!

Се человек!
1475 – 1490

1475 – 1490 Сад земных наслаждений. Триптих. Правая часть

Сад земных наслаждений. Триптих. Правая часть
15 век

15 век Воз сена

Воз сена
1500 – 1502

1500 – 1502 Неизвестно

Неизвестно
Неизвестно

Неизвестно Неизвестно

Неизвестно
Неизвестно

Неизвестно Страшный суд/Триптих.

Страшный суд/Триптих.
ок 1504

ок 1504 Неизвестно

Неизвестно
Неизвестно

Неизвестно Воз сена. Триптих. Центральная часть.

Воз сена. Триптих. Центральная часть.
1500 – 1502

1500 – 1502 Страшный Суд

Страшный Суд
1506-1508

1506-1508 Cвятой иоанн на Патмосе

Cвятой иоанн на Патмосе
16 век

16 век Искушение святого Антония

Искушение святого Антония
0000

0000 Святая Агнесса с донатором

Святая Агнесса с донатором
1515

1515 Искушение Святого Антония. Триптих. Левая сторона

Искушение Святого Антония. Триптих. Левая сторона
16 век

16 век Голова алебардщика

Голова алебардщика
15 век

15 век Неизвестно

Неизвестно
Неизвестно

Неизвестно Неизвестно

Неизвестно
Неизвестно

Неизвестно Триптих Искушение Св.Антония. Левая часть

Триптих Искушение Св.Антония. Левая часть
15 век

15 век Сад земных наслаждений

Сад земных наслаждений
1510-1515

1510-1515 Страшный суд (триптих). Академия художеств, Вена, Австрия. Под влиянием “Апокалипсиса” Cв. Иоанна Богослова, …

Страшный суд (триптих). Академия художеств, Вена, Австрия. Под влиянием “Апокалипсиса” Cв. Иоанна Богослова, …
1504

1504 Искушение Святого Антония. Триптих, центральная панель.

Искушение Святого Антония. Триптих, центральная панель.
16 век

16 век Смерть и скупец

Смерть и скупец
1490

1490 Искушение Святого Антония. Левая створка триптиха

Искушение Святого Антония. Левая створка триптиха
1500

1500 Поклонение волхвов

Поклонение волхвов
1499

1499 Страшный суд. Триптих. Центральное панно

Страшный суд. Триптих. Центральное панно
1500 – е

1500 – е се человек

се человек
1480-1485

1480-1485 Музыкальный ад (правая часть триптиха “Сад земных наслаждений”)

Музыкальный ад (правая часть триптиха “Сад земных наслаждений”)
1500-1510

1500-1510 САд земных наслаждений. Триптих. Левая часть

САд земных наслаждений. Триптих. Левая часть
15 век

15 век Триптих “Воз сена”. Левая створка Изгнание из рая.

Триптих “Воз сена”. Левая створка Изгнание из рая.
1500 – 1502

1500 – 1502 Воз сена

Воз сена
1515

1515 Триптих “Воз сена” Левая створка “Изгнание из рая”

Триптих “Воз сена” Левая створка “Изгнание из рая”
17 век

17 век Триптих “Поклонение волхвов”

Триптих “Поклонение волхвов”
15 век

15 век Триптих Сад земных наслаждений. Левая часть

Триптих Сад земных наслаждений. Левая часть
1500 – 1510

1500 – 1510 Семь смертных грехов и четыре последние вещи

Семь смертных грехов и четыре последние вещи
1480-е

1480-е Несение креста

Несение креста
15 век

15 век

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/24.html

Босх в цифрах

Итак, число подлинников, стоимость ухода за бородой, размах юбилейных торжеств и другие непоследние вещи…Говорят, что биография Иеронима Босха — тайна за 7-ю печатями, его картины — антология 7-ми смертных грехов и еще 777-ми простительных, а чтобы понять их адекватно, требуется не меньше 7-ми пядей во лбу.

Отчасти это и вправду так. Однако в распоряжении Артхива есть и кое-какие иные числа, проливающие свет на жизнь, творчество и посмертную славу Босха.

5 сыновей было у деда Босха, Яна ван Акена. По крайней мере, 4 из них (включая отца Иеронима — Антониса ван Акена, умершего около 1478 года) стали художниками.

Ни одной картины Босха не осталось в Хертогенбосе — городе, в котором художник родился и умер и который, скорее всего, никогда не покидал.

Каждый 19-й из жителей Хертогенбоса во времена Босха принадлежал к одной из религиозных конгрегаций, а сам Босх был высокопоставленным (или, как сказали бы сейчас, элитным) членом хертогенбосского Братства Богоматери. Того самого, которое существует с 1318 года и поныне, и на заседаниях которого принято лакомиться жареным лебедем.

Не менее 14-ти документов, дающих представление о финансовом положении Иеронима ван Акена, принявшего псевдоним «Босх», имеется в распоряжении его биографов. Женившись на много старшей его и далеко не бедной Алейт Гойартс ван дер Меервене, художник никогда не был стеснён в средствах, а к началу XVI века числился одним из самых богатых жителей города.

Ни одна из работ Босха не датирована самим автором.

Ни одно название картин Босха ему не принадлежит. Все названия — и даже имена персонажей картин — это позднейшие описания и интерпретации.

5 на 13 сантиметров — самая маленькая из известных на сегодняшний день картин, атрибутированных Босху. Это «Портрет старухи» из Музея Бойсманса ван Бёнингена в Роттердаме.

Впрочем, исследователи склоняются к мысли, что скорее это не самостоятельный портрет, а лишь фрагмент какой-то из несохранившихся работ.

Женский профиль напоминает поющую монахиню с другой известной луврской картины Босха, поэтому предполагают, что роттердамская старуха вполне могла быть частью неизвестной авторской версии «Корабля дураков».

Читайте также:  Шутка художника. самый необычный натюрморт эдуарда мане - все о живописи

Иероним Босх. Корабль дураков
Иероним Босх. Голова женщины (Голова старухи)

Только 1 раз женщина стала главной героиней алтарного триптиха Босха. Речь идёт о «Распятой мученице» из Дворца Дожей в Венеции, также известной еще, как минимум, под 3-мя именами: «Распятие святой Юлии», «Распятие святой Либераты» и «Распятие святой Вильгефортис» (от латинского Virgo Fortis — стойкая дева).

Иероним Босх. Распятая мученица
1500-е , 104×119 см

300 тысяч евро стоило восстановить бороду на лице героини триптиха Босха «Мученичество св. Вильгефортис». По легенде, христианская святая вымолила себе бороду, чтобы не быть насильно выданной замуж за короля-язычника. На полную реставрацию бороды у специалистов ушло почти 8 месяцев.

9 лет длился масштабный «Проект по исследованию и реставрации работ Босха» (The Bosch Research and Conversation Project, BRCP) под руководством Йоса Колдевея и Матхейса Илсинка — бороду св. Вильгефортис реанимировали в его рамках.

Одним из результатов работы Проекта, завершившегося в 2016-м, в год 500-летия со дня смерти Босха, стало переатрибутирование некоторых работ художника.

Например, «7 смертных грехов и 4 последние вещи» и «Извлечение камня глупости» из Прадо, а также «Несение креста» из Гента нидерландские исследователи считают работами последователей Босха.

Всего 24 картины и 20 рисунков принадлежат руке Босха, согласно выводам BRCP.

608 страниц составляет католог-резоне произведений Босха, выпущенный в издательстве Mercatorfonds как результат работы нидерландского исследовательского проекта. Приобрести каталог можно за 125 евро.

17 картин и 19 рисунков Босха путём беспрецедентных переговорных усилий сумел заполучить из разных музеев мира Шарль де Моэй, директор Музея Северного Брабанта для ретроспективной выставки «Иероним Босх. Видения гения», которая проходила в Хертогенбосе с февраля по май 2016-го года.

В 7 миллионов евро оценили расходы на выставку в Хертогенбосе её организаторы, еще в 3 миллиона обошлись предварительные исследования.

Более 420 тысяч человек посетило выставку «Иероним Босх. Видения гения» на родине художника. Входной билет стоил 22 евро.

«Три философа» называется знаменитая картина Джорджоне, на которой, как полагает искусствовед Линда Харрис, автор книги «Тайная ересь Иеронима Босха», изображены Леонардо, сам Джорджоне и тайно посещавший Венецию Босх (в центре).

Джорджоне. Три философа
1504, 125.5×146.2 см

80 лет провела в запасниках Музея Нельсона-Аткинса в Канзас-сити доска «Искушение святого Антония» с атрибуцией «последователь/подражатель Иеронима Босха», пока в 2016-м году статус картины не был сенсационно повышен: теперь работу считают написанной самим Босхом.

Иероним Босх. Искушение Святого Антония
1500-е , 38.1×25.4 см

220 на 390 сантиметров — размеры «Сада земных наслаждений». Это самое масштабное произведение Босха из тех, что дошли до нашего времени, не только по глубине художественного замысла и мастерству исполнения, но и просто по габаритам. Второй по величине триптих Босха — «Страшный суд» (163,7 на 247 см, Вена), третий — «Искушение святого Антония» (131,5 на 225 см, Лиссабон).

Иероним Босх. Сад земных наслажденийИероним Босх. Страшный суд

Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Триптих

3 картины Босха с одинаковым названием «Несение креста» хранятся в музеях трёх городов: первая в Вене, вторая в Мадриде, а третья и самая известная (хотя теперь и не считающаяся подлинником) — в Генте.

Иероним Босх. Несение креста

3 версии «Поклонения волхвов» приписываются кисти Босха: триптих, хранящийся в Прадо (Мадрид), и две картины — из Музея Метрополитен (Нью-Йорк) и Художественного музея Филадельфии.

Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих
Иероним Босх. Поклонение волхвов

2-х странников, очень похожих между собой, написал в разное время Босх. Одного — на внешних створках триптиха «Воз сена», второго — на доске, которая сейчас представлена в Роттердаме (возможно, это также были также створки утраченного триптиха).

Некоторые учёные склоняются к мнению, что обоих странников Босх щедро одарил собственными чертами лица.

«Этот нос невозможно приписать никому другому!», — замечает исследователь Николас Бом, автор научно-популярного фильма «Загадки Иеронима Босха», снятого BBC.

Иероним Босх. Воз сена. Внешние створки триптиха.
Иероним Босх. Странник

4 типа темперамента обнаружили исследователи на картине Босха «Увенчание терновым венцом». Тянет руки из правого нижнего угла сангвиник, вкладывает персты в раны холерик, венок из терний надевает на Христа флегматик, а в правом верхнем углу сочувственно кладёт руку на Его плечо меланхолик. Многие считают, что последний — это автопортрет художника.

Иероним Босх. Увенчание терновым венцом
1510, 73.8×59 см

Более 40 персонажей Босха доступны в приложении для iOS и Android под названием Bosch Camera, выпущенном организаторами празднования года Босха в Хертогенбосе. С его помощью пользователь может переносить героев Босха на свои фотографии и коллажи.

3 доллара 99 центов нужно доплатить, чтобы получить возможно полетать на летучей рыбе среди героев центральной и правой створок триптиха Босха в приложении-симуляторе для iOS и Android «Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений». Левую створку «Рай» можно исследовать бесплатно.

500 лет назад, 9 августа 1516-го года, по Босху отслужили заупокойную мессу в соборе Св.Иоанна.

Лишь за 12 лет до смерти художника, в 1504-м году, в документах впервые возникает псевдоним «Босх».

Автор Анна Вчерашняя
Источник – АртхивКроме того, моем посте о картинах Босха –

http://vakin.livejournal.com/1199615.html

http://vakin.livejournal.com/924669.html
http://vakin.livejournal.com/713508.html

Источник: https://vakin.livejournal.com/1309944.html

8 малоизвестных и неожиданных фактов о предшественнике сюрреализма Иерониме Босхе

Возможный автопортрет Босха.

Босх – знаменитый нидерландский живописец, живший примерно в 1450 – 1516 году – известен своими полотнами на тему библейских сюжетов, которые он обильно “приправлял” фантастическими и часто жуткими изображениями людей, животных, монстров и гибридных существ. Кто-то считал его психопатом, одержимым сексом, кто-то предполагал, что он знаком с оккультными практиками. Но так или иначе, картины его не оставляют равнодушными зрителей и через 500 лет.

1. Историки почти ничего не знают о Босхе

Этот таинственный Босх.

Мало кто из художников являются настолько одновременно почитаемым и таинственным, как Босх. На пике своей карьеры он был известен по всей Европе. Многие любители искусства в Нидерландах, Испании, Австрии и Италии были вдохновлены (и часто подражали) его работам. Тем не менее, историки знают на удивление мало о жизни этого художника. 

Босх не оставил после себя каких-либо дневников, писем или документов. Что еще более усложняет ситуацию, так это то, что есть только около 25 известных картин и около 20 рисунков во всем мире, приписываемые художнику. Кроме того, Басх никогда не датировал свои работы, поэтому точно неизвестно, когда он писал их, или даже сколько лет ему понадобилось на их создание.

Все, что действительно точно известно о Босхе, можно описать буквально в нескольких фразах. Он родился в голландском городе-муниципалитете Хертогенбос, вероятно, между 1450 и 1455 годами (как и многие аспекты жизни Босха, его точная дата рождения неизвестна).

Обратите внимание

Сохранившиеся записи показывают , что он провел большую часть жизни в своем родном городе, и что его отец, дед, прадед, а также большинство из его дядей также были художниками.

Отец Босха, Антониус ван Акен, был художественным советником Прославленного Братства Богоматери – престижного христианского братства, которое почитало Деву Марию. Босх сам присоединился к этому братству в конце 1480-х годов.

В 1480 художник женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которая происходила из богатой купеческой семьи из соседнего города Арсхота, куда они переехали вскоре после этого.

В Братстве Богоматери смерть Босха была документирована 1516 годом, а его похороны проходили в церкви святого Иоанна 9 августа того же года. Эксперты не знают, от чего умер Босх и точную дату его смерти.

2. Босх был известен под многими именами

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43702424359/next

Борьба Святого Антония с искушениями. Иероним Босх. | Волшебная сила искусства

                   Продолжим знакомство с творчеством ИЕРОНИМА БОСХА 1450-1516гг ,настоящее имя- Еру́н Анто́нисон ван А́кен, нидерландского художника, одного из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

         К искусству Босха относятся неоднозначно.Многим из вас картины Босха не нравятся.Возможно вы и правы. Нет в них определённой красоты,например в сравнении с голландскими натюрмортами.Но я с большим интересом отношусь к его творчеству. Не их-за эстетического наслаждения,а потому,что его картины обладают огромной притягательной силой.

                          Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали́.                            

                  Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху

               Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса , живший в XVII в. и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его работ в Эскориале; они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.

                 Сигуенса так оценивал творчество Босха:

                  «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».

                       Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии».

           С этими двумя высказываниями я полностью согласна.Думаю,знакомясь подробно с его произведениями,вы выработаете свою точку зрения.Даже,если вам и не нравится картины БОСХА,но любители живописи должны знать имя и творчество этого необычного художника.

                БОСХ жил в 15 веке,так что критерии оценки его живописи мы не можем взять из 21 века.Будем воспринимать его живопись такой,как требовали каноны того времени.

ИТАК. ТРИПТИХ БОСХА«Искушение святого Антония» 1505—1506гг

            Так как образы на картине очень маленькие ,то разберём картину по деталям.Но прежде ,чем приступить к разбору,мне хотелось бы напомнить историю Святого Антония.

Читайте также:  Валентина диффинэ-кристи. миражи импрессионизма - все о живописи

КТО ЖЕ ТАКОЙ СВЯТОЙ АНТОНИЙ?

                  Антоний Великий — святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне.

                 Его жизнеописание полно рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия. Родился около 251 в Коме близ Ираклеи (Верхний Египет).

              Умер в возрасте 106 лет, около 356 года. Происходил из благородной и богатой семьи христиан. После смерти родителей в 270 году, когда Антонию было восемнадцать лет, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях.

                     Вся его последующая жизнь была посвящена самоотречению и духовному подвижничеству: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем около двадцати лет — в развалинах близ Нила. Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти и плотских желаний, терзаемый видениями: сначала имевших облик прекрасной женщины, а затем — демонических мучителей.

СЮЖЕТ КАРТИНЫ- БОРЬБА АНТОНИЯ С ДЕМОНАМИ

                    Об истории написания и первоначальной судьбе этого необычного триптиха известно достаточно мало.

             В 1523 году триптих был приобретен португальским гуманистом Дамьяо де Гоиш. Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.

                К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твердость веры позволяет противостоять натиску врагов — Мира, Плоти, Дьявола.

                                                ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

                 Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо.

                 Центральная сцена — совершение чёрной мессы — одно из самых красноречивых свидетельств противоречивого мятущегося духа мастера.

                   Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси; по другим сведениям сова — представитель светлых сил, выполняющий функцию Божьего ока, чтобы на страшном суде свидетельствовать против алхимиков).

                        Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт.

                    Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет их действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки

                   На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы на плотную стену леса.

                   Босх не только мастерски передает эффекты воздушной перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом.

                 Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.

Женщина с чашей причастия

Ни в католической, ни в православной церкви женщина не допускается священнодействовать, и в частности совершать таинство причащения. Босх изображает здесь ведьму, в чаше которой не кровь Христа, а алхимический эликсир жизни,изготовленный с помощью черной магии

.

Черная, белая и красная фигуры

Они олицетворяют собой три одноименные фазы трансформации вещества в ходе алхимического процесса. Кувшин и стакан на столе тоже наполнены эликсиром, сваренным бесами.

Уродец с яйцом в руках

                 Это выкидыш, символизирующий алхимического гомункулуса — человекоподобного существа, созданного искусственным путем, иными словами, человека из пробирки. В руках он держит философское яйцо, в котором вызревает философский камень — реактив, способный превращать металлы в золото.

Человек с костылем

Босх намекает на тайные обряды посвящения, принятые у алхимиков, во время которых новый адепт должен был снять ботинок с ноги и оголить колено. Это дает повод предположить, что художник сам некогда входил в один из тайных союзов.

Руины, в которых совершается месса

Важно

Это символ атанора — алхимической печи, в которой происходит трансмутация вещества.

Сова

              Единственный представитель светлых сил в этой сцене. Она выполняет функцию Божьего ока, чтобы на Страшном суде свидетельствовать против алхимиков.

Теперь присмотримся к сцене справа.

Здесь речь идёт о бегстве в Египет.

               Справа — большой глиняный кувшин с ногами, заменяющий заднюю половину мула, над несуществующей передней половиной которого парит верхом бестелесный крылатый воин с семенем чертополоха вместо головы (чертополох — символ первородного греха).

 Слева — рыцарь, с черепом лошади вместо шлема, играющий на лютне

Перевернутый глиняный кувшин

Так обозначался один из двух способов получения философского камня — «мокрый». У Босха кувшин представлен в виде коровьего зада.

Красное яйцо

Это философский камень.

Сухое дерево

Это одновременно и символ «сухого» способа создания философского камня, и символ греха, который сушит и убивает душу. Запеленатый ребенок — еще одно изображение гомункулуса.

Алхимическая Библия

В книге, которую держит священникеретик, нет букв — одни точки.

Очки

Символ ложного знания.

Перевернутая воронка

Символ обмана.

Крыса

Символ богохульства.

                       На переднем плане — адская флотилия: рыба-лодка, подобная той, что изображена на левой створке, лодка — безголовая утка и лодочка-скорлупка. Погребенный внутри утки-гондолы кричащий человек в очках, распятый на парусе остов ската, тоже как будто издающий крик — дырой между сухих плавников

ЛЕВАЯ СТВОРКА

               На левой створке триптиха Св. Антония мы видим просто легион демонов. Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него.

                     В пейзаже средней части створки фантастическое соединено с реальным — склон холма оказывается спиной стоящего на четвереньках персонажа, а трава — его плащом. Его зад возвышается над входом в пещеру, которую одни исследователи считают пристанищем святого, а другие — публичным домом.

Среди них есть красная рыба на металлических колесах с готической башней на спине, из пасти которой вылезает другая рыба, из которой, в свою очередь, торчит хвост третьей.

           Наружность монстров вступает в противоречие со средой их обитания, так, по небу Антония несут демоны в обличье рыб и грызунов.

                Два монаха и человек, в облике которого некоторые исследователи видят автопортрет Босха, помогают Св. Антонию дойти до кельи после изнурительной битвы с дьяволом, поднявшим его в воздух, — данная сцена изображена выше, на фоне неба. Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые).

                В нижней части под мостом через покрытый льдом ручей бесовская шайка слушает монаха, читающего неразборчивое письмо. К этой группе приближается птица на коньках, несущая в клюве послание с надписью «жирно» — насмешка над священниками, наживающимися на торговле индульгенциями.

ПРАВАЯ СТВОРКА

                      На правой створке святой окружен персонификациями разнообразных искушений.

На переднем плане сидящий на земле живот человека, пронзенный непомерно большим кинжалом, а также таинственное действо вокруг стола рядом с ним символизируют грех чревоугодия и, если брать еще шире — сладострастия.

                                             Сатана в образе обнаженной женщины — царицы бесов — под «шатром Венеры» — персонифицирует грех вожделения и прелюбодеяния, а также иллюстрирует сцену искушения из жизнеописания Антония.

                     Накрытый стол, который поддерживают обнажённые бесы, — изображение последнего искушения святого — греха чревоугодия. Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога).

                      Немало здесь и отсылок к чёрной магии — среди искушений святого, изображённых в центральной части триптиха, присутствуют и чёрная месса, и шабаш, на который, видимо, спешат две фигуры, летящие на рыбе. Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища.

                     Существует около 20 копий триптиха — полных и (чаще) фрагментарных, из которых, пожалуй, самая точная и полная (датируемая 1520-30 гг.) находится в брюссельском Музее старинного искусства.           

                      Триптих Иеронима Босха наглядно раскрывает тему присутствия дьявола в этом мире, демонстрирует исключительную силу и изобретательность его воинства. Св. Антонию удается противостоять воинству Сатаны, через размышления и молитвы старец преодолевает все искушения и приходит к вечному спасению.

Источники.

http://tannarh.narod.ru/publ/iskusstvo/zhivopis/vse_iskushenija_svjatogo_antonija/25-1-0-143

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6980/

http://nearyou.ru/bosch/anthon.html

http://smallbay.ru/article/bosch012.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/3294388

Ссылка на основную публикацию