Венера урбинская. 5 удивительных фактов о шедевре тициана — все о живописи

20 интересных фактов о Тициане

“Королем живописцев и живописцем королей” называли Тициана (1488/1490—1576) еще при жизни.

Один из четырех титанов Возрождения, он родился более 500! лет назад, примерно в 1477 году и прожил почти девяноста лет – невероятный срок для того времени, когда средняя продолжительность жизни была всего 35 лет. Всю сознательную жизнь мастер творил шедевры, потому его наследие столь обширно.

“Кающаяся Мария Магдалена” Тициан. Около 1565. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Современник Тициана, Джорджо Вазари, писал, что «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников». Их было много, знатных особ, а Тициан был один. В XVI веке считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значит стать бессмертным. Так и вышло.

«Аллегория благоразумия» (середина 1560-х) Тициан. Тициан изобразил не только себя, но и сына с племянником. Их портреты представляют одно целое с головами трех животных: царственного льва, верной собаки и одинокого волка. В символике этот зверь с тремя головами как раз и обозначал Благоразумие. В его составе было три значимых вещи: память, знание и опыт. Лондонская национальная галерея

Ему делали заказы европейские короли, римские папы, герцоги, кардиналы, князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим среди художников Венеции!

    • Тициан родился в семье видного политического деятеля недалеко от Венеции. Точная дата рождения неизвестна. Отец, разглядев талант сына, отправил его учиться мозаичному искусству и живописи в Венецию
    • Художник стал основателем и мастером психологического портрета, отражая не просто внешность заказчика, а его характер и душу
      “Портрет молодой женщины” Тициан. Около 1536 года. Эрмитаж (Санкт-Петербург)
    • Тициан заработал славу мастера цвета, добиваясь на своих полотнах огромного количества оттенков, полутонов и переходных зон. Именно это стало одним из секретов его мастерства
    • Заказать ему свой портрет старались многие влиятельные деятели того времени, включая кардиналов, пап и монархов
    • Художник разработал новый способ и манеру письма, накладывая масляные краски на холст кистью, шпателем или просто пальцем. Прежде картины не писали на холсте. До него традиционно писали фрески или картины на досках, подобно русским иконам, однако в Венеции был влажный климат и фрески, живопись на досках не были долговечны. Новаторство Тициана мы видим повсеместно – вот уже более 500 лет основным методом живописи является холст и масляные краски
      “Мадонна с младенцем в нише” Тициан. ГМИИ имени Пушкина (Москва)
    • Испанский и французский короли приглашали Тициана к себе, поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию
    • Когда Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно уронил кисть, и император не погнушался встать и подать её художнику, сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору»
    • Император Карл V окружил любимого художника почётом и уважением и не раз говорил: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана»
    • Тициан не любил изображать худых женщин, он любил статность и дородную красоту. Его красавицы зачастую носят рыже-золотистые волосы
      “Автопортрет” 1567 год. Музей Прадо (Мадрид)
    • Искусствоведы отмечают, что поздний Тициан отличался какой-то незаконченностью, чуть ли ни небрежностью. Однажды ему заказали картину «Благовещение». Выполнив работу, живописец подписал ее словами по-латыни: «Тициан сделал». Однако заказчикам показалось, что картина не закончена, и они потребовали «довести ее до ума». Гордый венецианец дописал еще одно слово в подписи, вследствие чего на картине появилась фраза: «Тициан сделал, сделал». В оригинале на латыни это выглядело так: «Titianus fecit fecit»
    • Тициан практически не болел и до последних дней он не прекращал работать. Художник скончался от чумы в Венеции, заразившись от своего сына
    • Его последним произведением стало “Оплакивание Христа”, который Тициан писал для собственного надгробия, чувствуя близость смерти
      Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция), где похоронен Тициан
    • Прожив почти 90 лет, художник до конца сохранил ясность ума, остроту зрения и твердость руки. В день смерти (в это время в Венеции свирепствовала чума) он завершил картину «Оплакивание Христа», подписав ее твердой рукой «Тициан сделал». Рассказывают, что в этот день он велел накрыть стол для множества персон, но он был один. Он как бы прощался с тенями своих учителей и друзей, которых уже давно не было на свете: Джованни Беллини и Джорджоне, Микеланджело и Рафаэлем, императором Карлом V. Он простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Его так и нашли лежащим на полу с кистью в руке
    • Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (в переводе на русский: Святой Марии Словущей или Успения Девы Марии). На могиле живописца расположен грандиозный памятник и высечены слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли —соперник Зевсов и Апеллесов»

Памятник Тициану в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеции)

    • В церкви, где похоронен Тициан находится величайший его шедевр: алтарный образ «Успение Богородицы (Assunta)». Сам Тициан хотел, чтобы над его могилой висела его собственное «Оплакивание Христа» (сейчас оно находящаяся в галерее Академии (Венеция). Через 200 лет после смерти Тициана по заказу австрийского императора Фердинанда I, был создан памятник в стиле барокко из каррарского мрамора. В центре памятника расположена статуя Тициана, слева от него Природа, справа Знание. Фигуры возле колонн: слева от Тициана – Живопись и Скульптура, справа – Графика и Архитектура. Две скульптуры императоров расположены внизу: слева Фердинанд I Австрийский и справа Император Священной Римской империи Карл V. Барельефы памятника напоминают о шедеврах Тициана. За самим Тицианом его самый главный шедевр — «Успение Богородицы (Assunta)», которое находится в этом же соборе.
      Гигантских размеров полотно “Вознесение Богородицы или Assunta” работы Тициана 1516-1518 Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция)
      Слева от художника его «Мученичество Святого Петра», находящееся в Вероне, справа «Мученичество Святого Лаврентия», находящееся в церкви Джезуити в Венеции. Сверху справа барельеф « Встреча Марии и Елизаветы», сверху слева — «Снятие с креста». В верхней части памятника – символ Венеции – лев Святого Марка с гербом дома Габсбургов
      “Вознесение Богородицы или Assunta” работы Тициана 1516-1518 в интерьере собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция)
    • Именем Тициана назван кратер на Меркурии
    • Один из оттенков рыжих волос назван в честь Тициана, изображавшего его на многих женских портретах
    • Тициановская «Венера Урбинская» вдохновила Эдуара Мане на создание его знаменитой «Олимпии»
    • В Эрмитаже есть целый  зал шедевров Тициана. Расположен он в здании, называемом Большой (или Старый) Эрмитаж. Зал под номером 221
    • В ГМИИ имени Пушкина (Москва) две картины Тициана представлены в постоянной экспозиции: зал №7 Главного здания музея на Волхонке, 1 этаж

С недавнего времени в собраниях России появилась еще одна картина Тициана.

 «Венера и Адонис», авторская копия кисти Тициана со знаменитой на весь мир картины на ту же тему из музея Прадо в Испании, принадлежит российскому благотворительному фонду «Классика».

Эту работу великого мастера открыла главный научный сотрудник ГМИИ имени Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова.

“Венера и Адонис” Тициана на вставке “Венеция Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе” в ГМИИ Пушкина – лето 2017 года

Прежде она считалась картиной, написанной художником круга Тициана, и именно в таком качестве была приобретена фондом «Классика». Картина была впервые продемонстрирована российскому зрителю на выставке “Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе” в ГМИИ имени Пушкина летом 2017 года https://wanderings.online/tri-titana-titsian-tintoretto-veroneze/

Источник: https://wanderings.online/20-interesnyh-faktov-o-titsiane/

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Заявка на добавление в друзья

Венера Урбинская — один из шедевров Тициана. 

Поэтому так интересно узнать, кто же позировал художнику?

А знаете ли вы, что она является прототипом Махи обнаженной Гойи и скандальной Олимпии Эдуарда Мане?

Более того, это не единственная Венера Тициана. 

Теперь подробнее.

1. Венера Урбинская вовсе не богиня? Венера Урбинская лежит на постели расслабленная. Красивая. Уверенная. Ее Тициан написал по заказу герцога Урбинского. В качестве подарка молодой жене. Многое говорит о земном происхождении героини. Она лежит в обстановке богатого дома. Две служанки подбирают наряд для своей госпожи.

Раз такая земная обстановка, то может изображена реальная женщина? Кто же позировал Тициану? Посмотрите, насколько Венера похожа на дочь Тициана. Неужели моделью была Лавиния?
Тициан. Портрет девушки (Лавиния). Фрагмент. 1545 г. Национальный музей Каподимонте в Неаполе, Италия. Но вряд ли любящий отец стал бы просить дочь позировать обнаженной. Он слишком берег ее репутацию.

Обратите внимание

6 лет выбирал ей жениха. Пока не выдал за богатого дворянина. Сходство мы можем найти и с матерью заказчика. С Элеонорой Гонзага. Тем более, что рядом с Венерой — точно такая же собачка.
Тициан. Элеонора Гонзага. 1538 г. Галерея Уфицци, Флоренция, Италия Нет, вряд ли аристократка согласилась позировать обнаженной. Есть ещё одна претендентка на роль Венеры.

Незадолго до создания Венеры Урбинской жизнь художника изменилась. Он долгое время жил затворником. Но вот каждый вечер к Тициану стала приезжать некая особа. Ее образ стал появляться на его картинах. В том числе мы видим ее на полотне из Эрмитажа.
Тициан. Портрет молодой женщины. 1536 г. Государственный Эрмитаж, г.

Санкт Петербург Вряд ли для Венеры художнику позировала конкретная женщина. Скорее Тициан создал собирательный образ. И наделил этот образ чертами идеальной для него женщины. Поэтому похожие черты проскальзывают у многих дам. И у дочери. И у заказчицы. И у возлюбленной.
2.

У Венеры Урбинской была предшественница За 30 лет до создания Венеры Урбинской, Джорджоне начал писать свою обнаженную богиню. Но не успел ее закончить. Он умер от чумы. Тициан, его друг, дописал несколько картин Джорджоне. В том числе его Венеру.
Джорджоне. Венера спящая. 1510 г. Галерея старых мастеров, Дрезден. Очевидно, что Тициан воспользовался образом, когда-то созданным.

Что это? Плагиат? Вряд ли. Тициан был слишком великим художником, чтобы заимствовать чужие сюжеты и образы. Его фантазии и смелости хватило бы на нескольких художников. Может, это дань уважения к своему гениальному другу? Возможно. Причём Тициан не боялся затмить шедевр Джорджоне. Они похожи лишь позами. В остальном они такие же разные, как день и ночь. Как зима и лето.

Венера Тициана более реальная, земная. Венера Джорджоне — более невесомая, невинная.
3. Венера Тициана, как вдохновительница Гойи и Мане Венера Урбинская — истинное создание Эпохи Возрождения. Именно в эту эпоху появляется этическая нагота. Вроде как женщина голая. Но она не обычная женщина. Она богиня. А богине можно представать перед зрителями без одежды.

Никто ее за это не осудит. После Тициана таких красавиц, которым было позволено быть обнаженными, создавалось великое множество. Эту традицию прервал Гойя. Он написал обнаженную красавицу. Но богиней она не являлась. Она была махой. Гордой и страстной горожанкой из бедного квартала.
Франсиско Гойя. Маха обнаженная. 1795-1800 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Но во времена Гойи работу широкая публика не видела. В Испании негласно правила инквизиция. Изображение наготы было под запретом. Маха была создана под заказ влиятельного министра. Он демонстрировал ее лишь избранным. А вот Эдуард Мане пошёл дальше. Он первым написал обнаженную женщину земного происхождения. И выставил ее на всеобщее обозрение. Публика была в шоке.
Эдуард Мане.

Важно

Олимпия. 1863 г. Музей Д’Орсе, Париж. Мало того, что это была не богиня. Это была проститутка. Реальная. Не идеализированная. Да ещё эта чернокожая служанка с цветами от клиента. И чёрный кот. Скандал был невероятный. И то, что Мане вдохновился Венерой Тициана, ему не помогло. Его Олимпию поливали грязью и осмеивали.
4.

Читайте также:  Амедео модильяни. в чем уникальность художника

Венера Тициана — воплощение идеальной красоты Ренессанса Красавицы Эпохи Возрождения — почти все обладательницы светлых волос. Хотя это итальянки. От природы темноволосые. Однако они шли на хитрость. Смазывали волосы специальным раствором с лимоном. Несколько часов держали голову на открытом солнце. Волосы выгорали и приобретали светлый оттенок.
Тициан.

Любовь земная и любовь небесная. 1514 г. Галерея Боргезе, Рим Светлые волосы и у Венеры Урбинской. До сих пор есть такой оттенок волос под названием «Тициановский». Венера Урбинская — идеал женской красоты Эпохи Возрождения. Нам он тоже близок. Так как мода на высокий лоб осталась позади. В 15 веке. Когда женщины выбривали себе волосы поверх лба, чтобы зрительно его увеличить.

Если бы мода сохранилась, вряд ли бы Венера Урбинская нам понравилась.
Жан Фуке. Меленький диптих. Богоматерь с младенцем. 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Посмотрите на Агнессу Сорель, фаворитку короля. Она изображена в образе Богоматери на картине Жана Фуке. Она была женщиной красивой. Однако она нам таковой не кажется. Из-за бритой верхней части головы.

                                                                                             портрет Агнессы Сорель кисти Франсуа Клуэ

Маленькая упругая грудь, пышные бёдра тоже были признаками особой красоты. Коими Венера Урбинская обладает. Большую грудь вы не увидите у Тициана. Да и у других художников 16-19 веков. Ни у Рубенса, ни у Энгра. Мода на большую грудь появится лишь в 20 веке.
5. Ещё одна Венера Тициана
Тициан.

Венера перед зеркалом. 1555 г. Национальная галерея Вашингтона, США Почти через 20 лет Тициан создаст другую Венеру. Венеру перед зеркалом. Пышнотелая блондинка. Пухленькие ангелочки. Роскошные ткани. Ничего вам это не напоминает? Конечно, это стиль барокко. Манера Рубенса и Джентилески.

Тициан умудрился за одну свою жизнь поработать в разных эпохах. Но это неудивительно. Он был слишком талантлив. Да ещё и прожил почти 100 лет.

С «Венерой перед зеркалом» Тициан никогда не расставался. Она служила образцом для копий его учениками. Эта Венера когда-то хранилась в Эрмитаже.

В 1920-е годы была продана советским правительством. Увы…

Источник: https://newsland.com/community/88/content/venera-urbinskaia-5-udivitelnykh-faktov-o-shedevre-titsiana/5927029

О «венере урбинской»

Относительно недавно, в конце 2000 года в Москве экспонировалась знаменитая картина Тициана «Венера Урбинская», привезенная из флорентийской галереи Уффици. Отдельный зал, предоставленный музеем изобразительных искусств имени А.С.

Пушкина, подчеркивал особый статус этого произведения – к нам приехал не просто очередной раритет, но один из тех немногих шедевров (в ряду которых – «Мона Лиза» Леонардо, «Охотники на снегу» Брейгеля, «Менины» Веласкеса, автопортреты Сезанна), которые сформировали облик европейской живописи Нового времени Изображение «Венеры Урбинской» хрестоматийно и хорошо знакомо по репродукциям, но в действительности поражает своей новизной и захватывает нарастающим потоком впечатлений. Воспринимать такую картину можно по-разному. Если рассматривать ее с сюжетной точки зрения, то в качестве важных и, вероятно, главных обстоятельств можно будет отметить, что перед нами – «красавица-венецианка, современница художника, и он изображает ее не на лоне природы[1], а в обычном окружении – в комнате патрицианского дома – на пышном ложе. Ряд деталей – собачка у ног хозяйки, служанки у ларя с одеждой, цветок в проеме окна – создает атмосферу интимности и теплоты.»[2] Символический подтекст образа уточнит тот факт, что прототипом Венеры послужила Элеонора Гонзага, любящая жена герцога Урбинского, по заказу которого в честь 30-летия их свадьбы Тициан написал это полотно. В итоге такого описания будет очерчена тема некоего аллегорического портрета известной аристократки – «домашней богини», олицетворяющей венецианскую роскошь и чувственность.
Но это будет тема иллюстративно понятой внешности картины, внешности, которую мы в состоянии скорее узнавать, сообразуясь со своими привычными взглядами на вещи, нежели открывать для себя впервые, ибо, говоря словами Пруста, «реальность, которую нужно отобразить, … заключается не во всем очевидном сюжете, но в той глубине, где эта самая очевидность не имеет значения».[3] Двигаясь с поверхности сюжета по направлению к этой глубине, взгляд становится более внимательным к изобразительной композиции и, отвлекаясь от предметной ситуации, открывает нам иные оттенки образа: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой…».[4] Здесь подмечен только один из тех основных контрастов, которыми Тициан выстраивал изображение, — контраст двух пространств (условного и конкретного). Но уже их сопоставления достаточно, чтобы увидеть в картине высокую, значительную тематическую линию – взаимоотношения идеального и реального.
Вообще же в «Венере Урбинской» мы встречаемся и с затаенными, и с более открытыми, подчеркнутыми контрастами темных и ярко-светлых тонов, теплых и холодных цветов, жестких и мягких контуров, длительных и укороченных ритмов, больших и малых масс, утонченных и простых форм и т.д. Но даже интенсивные контрасты, а также сочетание почти иллюзорной предметности с очевидной условностью не вызывают общего ощущения дробности или искусственности композиции. Контрасты впечатляют, порой кажутся вызывающими, но не раздражают, а скорее активизирует зрение. Они требуют постоянных сопоставлений форм, и эти сопоставления выявляют в изображении какую-то устойчивую внутреннюю логику, которая одновременно и убеждает, и требует осмысления, и как-то незаметно перестраивает глаз на отвлеченный, собственно живописный язык восприятия.
Произведения Тициана позволяют, кажется, бесконечно углубляться в природу изобразительного искусства. При этом «Венера Урбинская» одновременно демонстрирует и широту, универсальность его возможностей. К примеру, эффекты объемности здесь не разрушают, но обогащают декоративное единство плоскости холста, а микромир валёрной живописи органично соседствует с макромиром беспредметных знаков.[5] Так тончайшими сочетаниями теплых и холодных оттенков в теле Венеры Тициан создает ощущение постоянных переливов цвета и света, и этот мотив пульсирующего движения не просто моделирует формы тела, но открывает в нем средоточие, дыхание жизни. В то же время над Венерой поднимается черный абстрактный цвет стены, из глухого неподвижного сумрака перерастая в чистый звук напряженной, восходящей из ниоткуда в никуда вертикали. Рядом с этой черной фигурой, подобной силуэту арфы, внешне[6] предметная глубина окна преображается в глубину беспредметную, а проявившаяся отвлеченная композиция черного и голубого открывает сознанию то, что поначалу было доступно лишь ощущению: образ трансцендентного, духовного пространства.
Возможно, что подобный вывод не стоило бы формулировать с той степенью определенности, с какой мы можем анализировать композицию классической иконы, образные решения которой каноничны и оттого в значительной мере однозначны[7] в своем толковании. Но, с другой стороны, художественный язык зрелого Тициана был уже настолько точным и продуманным, что «прочтение» его картины может быть не менее ясным, чем «прочтение» строгого текста иконы. Проблема здесь скорее в том, насколько мы подготовлены воспринять то культурное и духовное состояние, в котором пребывал 50-летний Тициан и которое сформировало его художественный язык, а также воспринять ярко выраженное индивидуальное своеобразие этого языка (с одной стороны, оставшееся неповторимым авторским почерком, а с другой, — открывшее новые пути развития европейской живописи). Впрочем, не стоит преувеличивать дистанцию между зрителем и произведением, т.к. все приемы живописи основаны на законах человеческого зрения. Мы можем не осознавать или неверно понимать значение пятен цвета или света, их конфигурацию и контраст, но мы не можем их не ощущать (если только у нас не испорчены глаза). Стереотипы зрительского опыта и, прежде всего, устойчивая привычка узнавать в изображениях предметные подобия искажают и программируют наше восприятие.[8] Но достаточно лишь отвлечься от предметной внешности (а на самом деле – от условности) изображения, чтобы увидеть некую собственно живописную картину и начать воспринимать и анализировать ее черты, на первый взгляд, абстрактные, а по сути – совершенно конкретные. Такое восприятие будет, возможно, субъективным, но более реальным и адекватным.
Но вернемся к «Венере Урбинской».

Поначалу небольшое окно на заднем плане может восприниматься в зрительском сознании скорее как декоративный эпизод, сравнимый с узорами гобелена в углу или с малозаметной, но изящной перекличкой нескольких оттенков серого цвета в плоскостях, выстраивающих пространство интерьера (с той замедленной, оцепенелой перекличкой, которую взгляд противополагает бурному течению, струению форм холодных серых теней в складках белого покрывала и подушек на переднем плане). Но, как мы уже поняли, окно не является одним из периферических эпизодов в композиции «Венеры Урбинской». Изображение окна – это, как правило, особая символическая вставка, «картина в картине». Поэтому, когда Тициан помещает в эту «картину»[9] столь разноплановые предметы (цветок, колонна, далекие деревья), чьи откровенно условные формы напоминают аллегорические атрибуты, мотив окна в сочетании с вышеописанной композицией черного, голубого и вертикали приобретает образ некой метафизической[10] реальности, «где граница идеального и реального становится зыбкой».[11] Так неожиданно, но художественно закономерно условный образ окна становится для нас зримой метафорой того (растворенного в телесной роскоши предметной иллюзии) «особого мира», в котором пребывает Венера. И ее голубые глаза, подобные голубому небу в окне, – не случайное тому подтверждение.

При этом между предметно видимым пространством изображения и пространством лишь мыслимым, идеальным (но выстроенным в наших впечатлениях искусством художника) возникает такая поэтическая взаимосвязь, которая отличается необычайной легкостью и свободой перехода от восприятия конкретного к созерцанию абстрактного и наоборот. Такую же прозрачность классического стиля можно вспомнить у Пушкина, чьи простота формы, богатство звуков и ясность взгляда не иллюстрировали читателю некие идеи, а возвышали его от обыденности к реальности, из быта в Бытие.

Мы разобрали лишь несколько композиционных и образных черт «Венеры Урбинской». Ее более-менее полное описание потребовало бы целой книги и стало бы настоящим путешествием в мир большого искусства, настолько программным является это произведение. Крайне интересным, с точки зрения познания законов живописи, стало бы сравнение «Венеры Урбинской» с « Венерой» Джорджоне. Ведь Тициан не случайно пошел на прямой повтор существенных черт композиции своего учителя, рискуя впасть в подражание, которое он не мог себе позволить, как творческая личность (даже если таковым было бы желание заказчика). Речь не могла идти и о каком-либо споре или соревновании с рано умершим Джорджоне. Это мог быть только диалог, развитие темы в новой плоскости, актуальной для зрелого Тициана.

Более широкое исследование поставило бы вопрос и о месте «Венеры Урбинской» в процессе развития живописного метода Тициана, возможно, обозначив это место как некий этап равновесия в движении от более линейных композиций с преобладанием локального цвета («Любовь Небесная и Земная», «Положение во гроб») к произведениям, в которых линия уступает первенство пятну, а цветовая структура становится главным средством выражения («Даная», «Св.Себастьян»).

И все эти исследования не воспроизведут, но лишь осветят своими лучами реальное лицо этой картины.

М.Ю.Тавьев

[1] — Подразумевается сравнение с «Венерой» Джорджоне

[2] — Персианова О.М. «Тициан» (в сборнике «50 биографий мастеров западноевропейского искусства». Л.1968, с.58)

[3] — Пруст М. «Обретенное время», С.-П.2000, с.201

[4] — Маркова В. (из выставочной экспликации в ГМИИ им.А.С.Пушкина)

[5] — Что касается последнего, то он был не столько открыт, сколько подвергнут тотальной демонстрации в начале 20 века. В этом было что-то конкистадорское, насильственное по отношению к другим традициям станковой живописи, которым искусство Сезанна открывало новые пути развития.

[6] — На самом деле предметная глубина здесь скорее иллюзорна: окно расположено значительно выше уровня горизонта, что не дает взгляду следовать вглубь оптического пространства, т.е. в даль. Таким образом, небо не развертывается, а встает перед нами.

[7] — т.е. недвусмысленны, четко сформулированы.

[8] — Естественно, что в каждую эпоху образуется свой круг подобных стереотипов.

[9] — Интересно, что формат (отношение сторон) окна пропорционален общему формату картины, но развернут по вертикали.

[10] — На память приходят образы де Кирико.

Читайте также:  Ренуар "девушки в черном". почему на картине нет черного цвета - все о живописи

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/308798.html

Тициан

Тициан — итальянский художник, чей вклад в мировую живопись невозможно переоценить. Творчество Тициана нередко ставят в один ряд с картинами Рафаэля и Микеланджело, а подробности биографии художника до сих пор интересуют и искусствоведов, и просто ценителей прекрасного.

Тициан. Автопортрет (фрагмент)

Уже к 30 годам живописец заслужил славу самого талантливого творца в Венеции, а через некоторое время стал известен и на весь остальной мир как непревзойденный мастер.

Детство и юность

Тициан Вечеллио — таково полное имя художника — родился в итальянском городке Пьеве-ди-Кадоре.

О точном годе рождения мастера до сих пор идут споры: исходя из разных источников, Тициан появился на свет в период с 1488 по 1490 годы.

Кроме того, сохранилось письмо Тициана испанскому монарху Филиппу II, в котором уже пожилой художник называет годом своего рождения 1474-й. Однако наиболее вероятными датами признаны 1488 и 1490 годы.

Тициан. Автопортрет

Талант Тициана проявился с раннего детства, а уже в 10-летнем возрасте отец отправил сына в Венецию на обучение к Себастьяно Цуккато, именитому мастеру-мозаичисту.

Через некоторое время юноша перешел на обучение в мастерскую семьи живописцев и скульпторов Беллини, где и познакомился с талантливыми мастерами того времени, а также постепенно начал оттачивать собственный стиль живописи.

Дом, где родился Тициан Вечеллио

Известно, что близким другом и вдохновителем для Тициана в тот период стал художник Джорджоне, и первые серьезные работы (речь идет о фресках для венецианского дворца Фондако-деи-Тедески) молодой человек выполнил совместно с ним. К сожалению, от этих фресок в сохранности остались только небольшие фрагменты.

Живопись

С самых ранних работ Тициан много внимания уделял церковным и мифологическим сюжетам. Наиболее известными произведениями начального периода творчества мастера стали «Портрет Джероламо Барбариго» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком». Обе картины написаны в промежутке с 1509 по 1511 годы.

Тициан, «Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский»

Святые для «Мадонны с младенцем» были выбраны не случайно — Антоний Падуанский и Рок, по убеждению современников художника, оберегали от чумы. В 1510 году из-за этой страшной болезни умер Джорджоне, друг и наставник Тициана.

После его смерти Тициан несколько месяцев дописывал картины, которые не завершил Джорджоне.

Творчество Тициана того периода посвящено женской красоте: художник написал десятки мадонн и портретов симпатичных горожанок. Дамам с полотен мастера присущи спокойствие и внутренняя умиротворенность.

Из особенностей стиля искусствоведы отмечают чистоту красок и пространственную глубину картин.

Самыми известными работами середины 1510-1520 годов до сих пор остаются «Цыганская мадонна», «Женщина с зеркалом», «Любовь земная и Любовь небесная».

Тициан, «Цыганская мадонна»

Со смертью Джорджоне, который считался лучшим венецианским живописцем, это звание перешло к Тициану. К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль.

Совет

Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства.

Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро».

Тициан, «Вакх и Ариадна»

В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. В это время художник писал в основном портреты. Мастер не отказывался от заказов обыкновенных горожан и знати, однако рисовал и по собственному выбору.

Тициану с легкостью удавалось ухватить главное в образе человека — характер, настроение, доброту или, напротив, лживость и лицемерность. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах.

Помимо одиночных портретов, Тициан брался и за групповые работы, заменявшие в то время фото — такие полотна особенно нравились зажиточным горожанам и знати.

Тициан, «Бегство в Египет»

Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Именно при помощи ярких красок, резких или плавных переходов между оттенками, светом и тенью Тициан достигал психологизма картин.

Каждый герой полотен мастера кажется одушевленным, художнику удавалось передавать даже мимолетные эмоции людей.

Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина».

Тициан, «Флора»

Талант Тициана позволил мастеру много путешествовать: художник побывал во многих итальянских городах. Приглашения знатных людей, желавших получить портрет кисти Тициана, стали постоянными. Также мастер выезжал и в другие страны.

Так, в 1545-м художник удостоился чести писать портрет папы Павла III, а тремя годами позднее, в 1548-м, отправился в Германию, чтобы увековечить облик Карла V.

Сохранилась легенда, что во время работы над портретом этого монарха Тициан однажды неловко повернулся и выронил кисть.

Обратите внимание

Тогда император Карл V сам нагнулся, чтобы подать кисть художнику и сказал, что считает честью услужить самому Тициану.

Тициан, «Аллегория благоразумия»

Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи».

Библейские мотивы по-прежнему доминировали в работах художника, однако главным мотивом стала красота человеческого тела — такого, каким его задумал бог. Тициану удавалось передавать жизнелюбие, эмоциональность и душевную красоту в чертах лица, одухотворенных позах, застывших жестах.

Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера.

Тициан Вечеллио, «Даная»

1550-1560 годы в творчестве Тициана отмечены картинами «Аллегория благоразумия», «Портрет мужчины в военном костюме», «Девушка с веером», мифологическими сюжетами «Венеры и Адониса» и «Дианы и Актеона», а также библейскими «Кающаяся Мария Магдалина» и «Несение креста». В эти же годы художник нарисовал и автопортрет, на котором изобразил собственный образ с кистью в руке.

Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» (фрагмент)

Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Тициан придавал значение оттенкам цвета, их смешению, плавным или контрастным переходам.

С помощью ювелирной работы с цветами мастер передавал то, что хотел сказать зрителю: эмоции изображенных людей, погоду, настроение сюжета картин. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем.

Такие мазки ложились неровно, кое-где оставался виден чистый холст, однако эта техника помогала мастеру создавать картины, полные драмы и эмоций.

Тициан, «Венера Урбинская»

Самыми известными творениями того периода стали «Положение во гроб», «Венера, завязывающая глаза Купидону», «Коронование терновым венцом» и, конечно, «Пьета».

Последняя названная картина стала и последней работой в жизни великого живописца. Композицию и игру цвета, которые продемонстрировал Тициан на этом холсте, до сих пор ставят как пример живописи «тициановской» эпохи.

К сожалению, «Пьета» так и осталась неоконченной из-за смерти художника.

Личная жизнь

О личной жизни Тициана известно немногое. Художник был женат, супругу мастера звали Чечилия Сольдано. Женщина подарила возлюбленному двоих сыновей и двоих дочерей. К сожалению, во время четвертых родов, в 1530-м, Чечилия скончалась.

Смерть

Чума, свирепствовавшая в то время в Европе, не щадила никого. В 1576 году «страшный мор» унес жизнь сына Тициана. Вскоре мастер понял, что и сам заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. 27 августа 1576 года художника не стало. Считается, что мастера нашли на полу мастерской с кистью, зажатой в руке.

Тициан, автопортрет

Несмотря на закон, который предписывал предавать тела умерших от чумы огню, Тициана похоронили в земле. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари, в родной Венеции. На надгробном камне увековечена надпись: «Здесь лежит великий Тициан Вечеллио — соперник Зевсов и Апеллесов».

Собор Санта-Мария деи Фрари. Гробница Тициана

Работы художника сильно повлияли на творчество последующих поколений европейских мастеров. Необычность его поздней техники не нашла отклика у современников, однако позднее на десятилетия стала популярной во многих художественных школах.

Австрийский писатель Гуго фон Гофмансталь настолько проникся творениями мастера, что написал пьесу, получившую название «Смерть Тициана». Кроме того, в литературе нашла отражение и картина «Динарий кесаря», под впечатлением от которой Федор Достоевский написал главу в романе «Братья Карамазовы».

Произведения

  • 1515 «Женщина перед зеркалом»
  • 1516 — «Динарий кесаря»
  • 1520 — «Венера Анадиомена»
  • 1533 — «Портрет Карла V с собакой»
  • 1538 — «Венера Урбинская»
  • 1542 — «Коронование терновым венцом»
  • 1543 — «Се человек»
  • 1556 — «Девушка с веером»
  • 1562 — «Похищение Европы»
  • 1565 — «Несение креста»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/16146-titsian.html

Тициан, «Венера Урбинская». Тициан украл Венеру?

В 1538 году Тициан написал для Гвидобальдо II делла Ровере (герцога Урбинского) картину, которой дали имя по титулу заказчика.

Эту был подарок герцога молодой жене, которую звали Джулия Варано. Исторические факты на этом заканчиваются, дальше в различных источниках можно прочитать такое, что иначе как больным воображением это не назовёшь. Искусствоведы усматривают в ней (в картине) и мотив супружеской верности, и намёк на то, что жена должна удовлетворять мужа в постели, и что она должна рожать ему детей.

Что мы видим на картине? Поза красавицы несколько необычна: её голова как бы парит в воздухе, она не лежит на подушке. Вероятно, она только что проснулась и пытается поднять голову. Пухленькое тельце с едва развитой грудью, слегка увеличенный животик, рука, прикрывающая «милые тайны»… Воплощение соблазна! Очень может быть, что герцог хотел всегда видеть свою жену если не точно такой, то подобной. Это для неё должно было быть как мастер-модель. И тогда понятно, почему был сделан такой подарок.

Картина производит неизгладимое впечатление. Тёмный, почти чёрный, фон подчёркивает мастерство художника в изображении тела. Тёмно-коричневая занавеска делит поле зрения точно пополам и заканчивается там, где лежит левая рука.

Важно

Правее контраст несколько ослабевает: окно с закатным небом, тёмные шпалеры, коричневатый мозаичный пол. На втором дальнем плане белыми пятнами светят одежды служанок: одна стоит на коленях и роется в сундуке, вторая держит наготове платье.

Сейчас богиня встанет и начнёт одеваться — её ждёт вечерний приём гостей (или поездка в гости). Платье уже наготове, но ещё какую-то деталь туалета предстоит достать из сундука.

Из живых существ на полотне есть ещё собачка. Как она «пришла» в картину? Может быть, по привычке. Тициан не один раз её рисовал — и каждый раз в схожих позах.

Вот что новое — так это сундуки и платья. Вряд ли у Тициана была мысль их нарисовать, скорее всего — это прихоть заказчика. Как это истолковать? Как подсказку молодой жене, что надо быть бережливой, что всегда в запасе должно быть приличное одеяние?

(Из этой детали — сундуков — следует вывод: в те времена ещё не было вертикальных платяных шкафов, не было вешалок-плечиков, поэтому всё лежало стопкой, из которой на картине служанка достает подходящий наряд.)

Искусствоведы пишут, что «Венера Урбинская» сходна со «Спящей Венерой» Джорджоне. Весьма вероятно, что заказчик видел картину Джорджоне и указал на неё как на прототип. Сходство настолько велико, что Тициан вполне мог назвать своё произведение «Венера проснувшаяся» (не исключено, что Тициан не писал голое тело с натуры, а просто переписал, так сказать, телесную часть с картины Джорджоне и заменил только голову и правую руку).

Читайте также:  Ян вермеер. в чем уникальность художника - все о живописи

Очередной вопрос, на который искусствоведы пытались дать ответ — с кого была написана Венера? Упоминают знатных дам — от самой жены герцога Джулии Варано до его матери. Есть предположение, что художник заменил голову спящей Венеры на голову своей дочери Лавинии. Сравнение лиц не дает стопроцентной уверенности в этом, но сходство однозначно улавливается.

Для зрителя в картине только один смысл: богиня любви просыпается…

P. S. Есть в этом полотне деталь, не освещённая исследователями, — служанка на коленях. Если принять во внимание, что всё в картинах несёт явный или тайный смысл, то естественно задать вопрос: зачем в произведении, изображающем богиню любви, надо было нарисовать такую совершенно неромантическую позу, которая достаточно сильно понижает градус «венеричности», сводит картину к жанровой живописи?

Какой-то секрет есть и в том, что платье — белое, оно притягивает взгляд. Линия, проходящая по белым рукавам стоящей женщины и по коленопреклоненной фигуре, приводит к месту, на котором лежит левая рука Венеры. Другая линия, не столь чётко выраженная, проходит от правого плеча до большого пальца левой ноги. Эти линии перекрещиваются в пальцах левой руки!

Совет

Что этим хотел сказать Тициан? Может быть, то, что сказал в своё время Александр Сергеевич Пушкин:

Я люблю в Венере грудь, Губки, ножку особливо, Но любовное огниво, Цель желанья моего… Что такое?.. Ничего!..

Ничего, иль очень мало…

Пожалуй, такая композиция подчёркивает само существо Венеры — плотская любовь, плотское желание, плодородие.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/74902/

Тициан «венера урбинская». тициан украл венеру?

lera_komor

Тициан Вечеллио (1488–1576) – титан, один из крупнейших художников всего мира, лучший художник Венеции.

Он занимался художественным ремеслом с 10 или 12 лет, работая в мастерских прославленных в то время мастеров – братьев Беллини и Лоренцо Лотто.

С Джорджоне у него сложились дружественные отношения, они вместе выполняли фрески (от которых сегодня практически ничего не осталось).

Тициан, Венера Урбинская, 119х165 см, 1538, Галерея Уффици, Флоренция, Италия 

В 1538 году Тициан написал для Гвидобальдо II делла Ровере (герцога Урбинского) картину, которой дали имя по титулу заказчика. Эту был подарок герцога молодой жене, которую звали Джулия Варано.

Исторические факты на этом заканчиваются, дальше в различных источниках можно прочитать такое, что иначе как больным воображением это не назовёшь.

Искусствоведы усматривают в ней (в картине) и мотив супружеской верности, и намёк на то, что жена должна удовлетворять мужа в постели, и что она должна рожать ему детей.

Что мы видим на картине? Поза красавицы несколько необычна: её голова как бы парит в воздухе, она не лежит на подушке. Вероятно, она только что проснулась и пытается поднять голову.

Пухленькое тельце с едва развитой грудью, слегка увеличенный животик, рука, прикрывающая «милые тайны»… Воплощение соблазна! Очень может быть, что герцог хотел всегда видеть свою жену если не точно такой, то подобной.

Это для неё должно было быть как мастер-модель. И тогда понятно, почему был сделан такой подарок.

Обратите внимание

Картина производит неизгладимое впечатление. Тёмный, почти чёрный, фон подчёркивает мастерство художника в изображении тела. Тёмно-коричневая занавеска делит поле зрения точно пополам и заканчивается там, где лежит левая рука. Правее контраст несколько ослабевает: окно с закатным небом, тёмные шпалеры, коричневатый мозаичный пол.

На втором дальнем плане белыми пятнами светят одежды служанок: одна стоит на коленях и роется в сундуке, вторая держит наготове платье. Сейчас богиня встанет и начнёт одеваться – её ждёт вечерний приём гостей (или поездка в гости).

Платье уже наготове, но ещё какую-то деталь туалета предстоит достать из сундука.

Из живых существ на полотне есть ещё собачка. Как она «пришла» в картину? Может быть, по привычке. Тициан не один раз её рисовал – и каждый раз в схожих позах. Вот что новое – так это сундуки и платья. Вряд ли у Тициана была мысль их нарисовать, скорее всего – это прихоть заказчика.

Как это истолковать? Как подсказку молодой жене, что надо быть бережливой, что всегда в запасе должно быть приличное одеяние? (Из этой детали – сундуков – следует вывод: в те времена ещё не было вертикальных платяных шкафов, не было вешалок-плечиков, поэтому всё лежало стопкой, из которой на картине служанка достает подходящий наряд.

)

Искусствоведы пишут, что «Венера Урбинская» сходна со «Спящей Венерой» Джорджоне. Весьма вероятно, что заказчик видел картину Джорджоне и указал на неё как на прототип.

Сходство настолько велико, что Тициан вполне мог назвать своё произведение «Венера проснувшаяся» (не исключено, что Тициан не писал голое тело с натуры, а просто переписал, так сказать, телесную часть с картины Джорджоне и заменил только голову и правую руку).

Очередной вопрос, на который искусствоведы пытались дать ответ – с кого была написана Венера? Упоминают знатных дам – от самой жены герцога Джулии Варано до его матери. Есть предположение, что художник заменил голову спящей Венеры на голову своей дочери Лавинии.

Сравнение лиц не дает стопроцентной уверенности в этом, но сходство однозначно улавливается. Для зрителя в картине только один смысл: богиня любви просыпается…

Важно

P.S. Есть в этом полотне деталь, не освещённая исследователями, – служанка на коленях.

Если принять во внимание, что всё в картинах несёт явный или тайный смысл, то естественно задать вопрос: зачем в произведении, изображающем богиню любви, надо было нарисовать такую совершенно неромантическую позу, которая достаточно сильно понижает градус «венеричности», сводит картину к жанровой живописи? Какой-то секрет есть и в том, что платье – белое, оно притягивает взгляд. Линия, проходящая по белым рукавам стоящей женщины и по коленопреклоненной фигуре, приводит к месту, на котором лежит левая рука Венеры. Другая линия, не столь чётко выраженная, проходит от правого плеча до большого пальца левой ноги. Эти линии перекрещиваются в пальцах левой руки!

Что этим хотел сказать Тициан? Может быть, то, что сказал в своё время Александр Сергеевич Пушкин:

Я люблю в Венере грудь,

Губки, ножку особливо,

Но любовное огниво,

Цель желанья моего…

Что такое?.. Ничего!.. Ничего, иль очень мало… 

Пожалуй, такая композиция подчёркивает само существо Венеры – плотская любовь, плотское желание, плодородие.

Источник: https://lera-komor.livejournal.com/1449914.html

Презентация по МХК на тему: «”Венера Урбинская” Тициана Вечеллио»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по МХК на тему: «”Венера Урбинская” Тициана Вечеллио»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Тициан Вечеллио «Венера Урбинская» Анализ произведения искусства Работа по МХК ученицы 10 класса «А» гимназии № 405 Екатерины Бахваловой Учитель: Н.В. Дудкина Санкт-Петербург, 2013
2 слайд Описание слайда:

Тициан (1488(90) – 1576) Итальянский живописец эпохи Возрождения.

По месту рождения (Пьеве–ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре; известен также как Тициан Божественный. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист.

Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.


3 слайд Описание слайда:

Одно из известнейших произведений Тициана – «Венера Урбинская» (1538)
4 слайд
5 слайд Описание слайда:

Личные впечатления от произведения Тициана «Венера Урбинская» Эта картина вызывает только положительные эмоции, так как она не содержит многофигурных сцен, резких движений, изображённых на ней, большого количества людей и т.п. Это произведение наполнено спокойствием, умиротворением. Ведь все, изображённые на ней, находятся в достаточно спокойных позах, если можно так сказать, Венера лежит, собака спит, свернувшись клубочком. Задний план также спокоен, две служанки занимаются нарядами. Художник не использовал ярких красок, все цвета приглушённые. Он выделил Венеру, она лежит на белом покрывале, сама имеет светлый цвет кожи, и, слегка прикрываясь, создаёт впечатление юной невинности.
6 слайд Описание слайда:

История создания картины Картина была написана Тицианом по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. По другой версии, моделью для картины послужила возлюбленная Тициана, которую он изобразил по меньшей мере на трёх полотнах. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка.
7 слайд Описание слайда:

«Венера Урбинская» Тициана в поэзии Картина Тициана – «Урбинская Венера»! Прекрасная богиня Здесь изображена, Раскинулась нагая В роскошном интерьере, Но красота Венеры В холсте приземлена. Лежит непринуждённо Красавица на ложе. В руке у героини Увидим мы цветы. Она русоволоса, С янтарной, тёплой кожей, И кажется – спустилась С небесной высоты. Видны на заднем плане Две женщины-служанки, Которые хлопочут С огромным сундуком… Почти что пять столетий Лежит венецианка, У ног её собачка Свернулась колобком… Иван Есаулков
8 слайд Описание слайда:

Тициан Венера Урбинская, 1538. Venere di Urbino Холст, масло. 119 × 165 см Уффици, Флоренция Джорджоне Спящая Венера, 1508 – 1510. Картинная галерея. Дрезден
9 слайд Описание слайда:

Совет

Художественные особенности картины Тициан представляет молодую венецианку, красавицу с живым взглядом, нежным телом и золотыми волосами. Ее поза напоминает о классическом типе «Венера пудика», то есть «стыдливая», но эта девушка, если чуть и смущается, то вполне сознает свою красоту. Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности. Однако эта чувственность обманчива. Местом действия художник выбрал комнату, где все дышит уютом крепкого дома: на заднем плане служанка ищет что-то в сундуке, а другая смотрит на нее в ожидании. На окне стоит мирт – символ брачной жизни, на кровати постланы белые простыни и брошены белые подушки, говорящие о чистоте лежащей на них женщины, у ног которой свернулась собачка, символизирующая преданность. Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь.

10 слайд
11 слайд Описание слайда:

Художественные особенности картины У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. Кто бы ни была женщина: Венера или donna nuda, её тело отражает идеал красоты и является эротическим символом эпохи высокого Возрождения. Высокий лоб, считавшийся символом красоты в средние века, ради которого женщины выщипывали волосы на лбу, перестал быть идеалом. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. Излюбленным цветом волос стал не тёмный, как у большинства итальянок от природы, а светлый.
12 слайд Описание слайда:

Художественные особенности картины Почти у всех мифологических фигур, изображённых художниками итальянского Ренессанса, были светлые волосы. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. Живот женщины Тициан изобразил слегка округленным. На готических полотнах животы у женщин изображали как правило более выпуклыми. В эпоху Ренессанса живописцы отказались от подобной практики и искали более натуральные формы. Тем не менее живот все равно считался центром женского тела, символом плодородия и продолжения рода. Уют, покой и умиротворение придает всему полотну спящая у нежных ног Венеры собачка.
13 слайд
14 слайд Описание слайда:

Источники информации https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%A3%D1%80%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F http://www.stihi.ru/2015/01/15/2497 http://art-line.co.ua/creativity/56-tvorchestvo-ticiana.html

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/rabota-po-mhk-na-temu-venera-urbinskaya-ticiana-vechellio-1154966.html

Ссылка на основную публикацию