Тициан и рембрандт – все о живописи

Рембрандт Харменс ван Рейн, Изображений: 356

Великий голландец Рембрандт Харменс ван Рейн появился на свет в 1606 году в городе Лейден. После учебы в подмастерьях уже в 19 лет он начал работать самостоятельным художником.

В его первых библейских композициях заметно влияние итальянского барокко: в резких контрастах светотеней и динамике композиции. Но вскоре Рембрандт нашёл свой стиль в использовании светотени для выражения эмоций на портретах.

В 1632 году живописец переехал в Амстердам и взял в жёны богатую патрицианку. В этот период он был особенно успешен, знаменит и счастлив. И его работы насыщены сочными красками и дышат радостью. Он пишет большие религиозные композиции, много портретов и автопортретов с любимой женой.

Обратите внимание

Особенно Рембрандт прославился как портретист, написав за свою карьеру более сотни портретов и десятки автопортретов. Именно в изображении себя художник смело экспериментировал в поисках особой выразительности лица.

Рембрандт первый решил проблему скучных групповых портретов, объединив изображённых людей общим действием, что придавало лицам и фигурам естественную непринуждённость.

Прославил художника групповой портрет под названием «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором изображены не ровные ряды помпезных лиц, а герои увлекательной истории, словно застигнутые художником в разгар действа.

Венцом таланта Рембрандта-портретиста исследователи считают «Ночной дозор» (1642) – заказной портрет стрелкового общества.

Однако заказчики не приняли картину, отвергнув новаторскую идею, где вместо выстроенных в ряд стрелков, была изображена героическая композиция на тему освободительной борьбы.

Стрелкам, среди которых были и знатные, эти образы показались чуждыми и политически несвоевременными.

Это неприятие стало первым трагичным аккордом в жизни художника. А когда умерла любимая жена, творчество Рембрандта потеряло радостные нотки. 1640-е годы становятся периодом спокойных библейских мотивов, где художник всё тоньше раскрывает оттенки душевных переживаний героев. В его графике ещё изящнее играют светотени, создавая драматическую атмосферу.

В «Данае» (1647) художник выявил свои эстетические взгляды на женскую красоту, бросив вызов эпохе Возрождения. Его обнажённая Даная подчёркнуто далека от классических идеалов, но чувственна и тепла, как живая женщина.

Важно

Период творческой зрелости Рембрандта пришёлся на 1650-е годы – время тяжёлых жизненных испытаний. Его имущество за долги было продано на аукционе, но живописец практически не выполнял заказов.

Он писал портреты близких, простых людей и стариков. Особое внимание художника с помощью пятен рассеянного света сосредоточивалось на лицах с богатыми, но едва уловимыми эмоциями, и натруженных руках.

Библейские образы Рембрандт трактовал по-своему, явно «приземляя» религиозные легенды, лишая их потустороннего. Нередко лицам святых он придавал черты конкретных людей, которые ему позировали для картин.

К середине 1650-х годов живописец стал настоящим мастером, умело покоряя свет и цвет ради эмоциональной выразительности образов. Но доживал свой век он в нищете и одиночестве, похоронив вторую жену и сына.

Последние работы художника посвящены размышлению о столкновении в человеческой душе зла с добром. Завершающим аккордом стал главный шедевр мастера – «Возвращение блудного сына», написанный в 1669-м, в год смерти художника.

Раскаявшийся сын, стоящий на коленях, выразил весь трагизм жизненного пути человека, а в образе отца можно увидеть саму любовь и бесконечное всепрощение.

Атрибуция картин Рембрандта проставлена согласно последним исследованиям группы авторитетных ученых по его творчеству и обновляется по ходу исследований, проходящих в настоящее время.

“Исследовательский проект Рембрандт” был основан 1968 году и поставил для себя цель проверку подлинности и принадлежности кисти мастера картин на основе детального изучения каждой с применением последних искусствоведческих и технических достижений в этой области.

Компановка альбома и перевод – Константин (koschey)

Источник: https://gallerix.ru/album/Rembrandt

Рембрандт картины

Рембрандт Харменс Ван Рейн — один из самых известных художников мира. Родился 15 июля 1606 года в Лейдене (Нидерланды, Южная Голландия).

Несколько лет он проучился подмастерьем у лейденского художника, а затем обучался тонкостям живописи у Питера Ластмана в Амстердаме, который в свою очередь учился в Италии.

Именно  Ластман впервые познакомил Рембрандта с искусством светотени, эффектами передачи объёма, глубины, а также драматизма сюжета.

Рембрандт — это настоящий и непревзойденный мастер библейских и мифологических тем, портрета и передачи светотени. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника.

Совет

Картина «Урок анатомии доктора Тюльпа» принесла ему известность и признание среди художников и ценителей живописи. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов.

Его дела резко пошли в гору, и он стал довольно обеспеченным человеком.

Однако, несмотря на своё благополучие как художника, в личной жизни Рембрандта постигло множество бед. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.

В эти тяжелые и переломные для любого человека годы, Рембрандт пишет картину «Ночной Дозор», которая принесла ему настоящую славу и является до сих пор одной из самых ярких картин всего его творчества.  Ночной Дозор — это групповой портрет членов стрелковой гильдии.

Тогда он отказался от классического способа расположения лиц на групповой портрете, и создал картину, в которой присутствует динамика и движение. Кроме того, необычный контраст, способ наложения света и тени, придали особый волнительный колорит работе.

Заказчики, надо признаться, не поняли замысел Рембрандта, так как хотели получить нечто похожее на работы других художников-классиков того времени, тех, что были признаны эталоном в живописи.

С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.

Художественные образы на его полотнах будто бы живут своей собственной жизнью, а вовсе не являются копией с оригинала или простым изображением человека. Именно новизна художественных изысканий позволили ему стать одним из самых заметных художников всех времён и народов. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.

Даже, когда Рембрандт вышел из моды, и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину «Возвращение блудного сына». И всё же, несмотря на своё мастерство и заслуги, мир и общество были жестокими даже в те времена. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете.

Обратите внимание

Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.

Хотите выглядеть модно и современно? К вашим услугам качественная печать на футболках от Print Salon. Футболки, надписи и изображения на любой вкус.

Аллегория музыки

Андромеда

Аристотель с бюстом Гомера

Бегство в Египет

Благословение Иакова

Челн Христа во время бури

Человек в золотом шлеме

Даная

Давид и Ионафан

Евангелист Матфей и ангел

Еврейская невеста

Флора

Фредерик Рил на коне

Жертвоприношение

Каменный мостик

Мельница

Натюрморт с павлином

Ночной дозор

Обвинение Иосифа

Ослепление Самсона

Отречение апостола Петра

Пир Валтасара

Похищение Ганимеда

Портрет Иеремии Деккера

Портрет Марии Трип

Портрет старого воина

Портрет старухи

Портрет Яна Сикса

Портрет Яна Утенбогарта

Притча о богаче

Самсон и Далила

Саския ван Ейленбур

Синдики цеха суконщиков

Сюсанна и старцы

Титус в одежде Монаха

Товит, подозревающий жену в воровстве

Валаамова ослица

Весёлое общество

Вирсавия

Возвращение блудного сына

Юная Саския

Заговор батавов

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Источник: https://art-assorty.ru/2732-rembrandt-kartiny.html

Рембрандт и Тициан, великие художники

Из всех современных искусств важнейшим для нас, безусловно, является фотография.

Но не будем забывать и её предшественниках — великих художниках, картины которых остаются непревзойденными образцами для подражания любому творцу, решившему запечатлеть в своих работах изменчивую красоту окружающего мира. Вспомним о тех, чья жизнь была посвящена неустанному поиску прекрасного — Рембрандт ван Рейн и Тициан Вечеллио.

Рембрандт ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене, год рождения спорен – некоторые источники называют и 1607 год. Там же, в Лейдене, Рембрандт посещает латинскую школу, состоящую при университете, но больше всего его интересует живопись. В возрасте 13 лет его отдают в ученики к Якобу ван Сваненбурху — лейденскому историческому живописцу.

В 1623 году Рембрандт начинает учится у художника Питера Ластмана в Амстердаме. Ластман передал ученику приверженность к исполнению мельчайших деталей и пестроте, которые видны в первых работах Рембрандта: «Крещение евнуха», «Побиение камнями св. Стефана» и других.
В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейдн, где вместе с Яном Ливенсом открывает свою мастерскую и набирает учеников.

Художника замечает в 1629 году Константин Гюйгенс — секретарь принца Оранского, он восхищен работами Ливенса и Рембрандта, а особенно полотном последнего — «Иуда возвращает тридцать сребреников». Опека Гюйгенса дает Рембрандту возможность заполучить множество клиентов, кроме того, секретарь сам заказал для принца Оранского ряд религиозных полотен.

Рембрандт перебирается в Амстердам в 1631 году, там он сыскал себе массу почитателей, у которых имелось немало денег.

После переезда в Амстердам Рембрандт пишет большое количество этюдов, с изображением мужских и женских голов.

Жанр портрета более всего привлекал богатых жителей Амстердама, позволяя Рембрандту зарабатывать на своем таланте хорошие гонорары. Также большое внимание Рембрандт уделяет автопортрету.

Слава великого художника, как о новаторе и незаурядном мастере, разлетелась по всему Амстердаму, когда публике был представлен «Урок анатомии доктора Тульпа». Эти первые годы в Амстердаме стали самыми светлыми в жизни Рембрандта.

В 1634 году он женится на Саскии ван Эйленбюрх, которая принадлежала к семейству зажиточных бюргеров.
Это еще больше расширило круг богатых клиентов.

Важно

Рембрандт стал достаточно богатым человеком, чтобы иметь возможность даже приобрести свой собственный особняк, который он обставляет антиквариатом. Художник пишет много работ с изображением Сакасии в роскошных одеяниях или в постели, просто в домашней обстановке.

Но жена скончалась спустя год после рождения сына. Начинаются годы утрат для Рембрандта. Публика к нему становится все более равнодушной, меняются вкусы и мода, уходят один за другим ученики, остаются лишь единицы.

Рембрандт сходится в конце 1640-х со своей служанкой, и ее образ присутствует во многих портретных работах художника: «Купающаяся женщина», «Девушка у окна», «Женщина в постели».

Над своей последней работой «Три креста», которую он так и не закончил, Рембрандт работает до 1660 года. Умер Рембрандт в Амстердаме 4 октября 1669 года.

http://rembr.ru/rembr_fromanten.

php — Эжен Фромантен о Рембрандте.

Тициано Вечеллио да Кадоре, творивший свои работы под именем Тициан, родился недалеко от Венеции в городе Пьеве ди Кадоре. Точно установить дату его рождения невозможно. Предположительно он родился в 1485-1490 годах. Хотя некоторые источники утверждают, что Тициан прожил до 103 лет, а значит, он мог родиться и раньше.

Об образовании Тициана ничего не известно, кроме того, что по латыни он не читал – а значит, не относился к хорошо образованным людям, большая часть писем за него написано другими людьми. Однако это не было помехой в дружбе со многими литераторами. О Тициане отзывались как об очень воспитанном человеке с хорошими манерами.

Читайте также:  Джорджо вазари. художник и искусствовед в одном лице - все о живописи

Где-то в 1500 году Тициан уезжает с братом в Венецию, чтобы учится живописи.

Считается, что вначале его учителем был Себастьяно Дзуккато, затем Джентиле Беллини, а в итоге переходит учиться в мастерскую Джованни Беллини – брата Джентиле, там же учится и Джордже да Кастельфранко.

Последний прославился под именем Джорджоне, именно с ним Тициан организует общество профессиональных художников. Опять таки совместно в 1508 году они работают для Фондако деи Тедески над наружными фресками.

Но в 1510 году Джорджоне умирает, хотя был почти ровесником Тициана. Тициан, по слухам, заканчивает за друга несколько картин, включая знаменитую «Спящую Венеру».
В 1515 году Тициан пишет картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя».

А в 1516-1518 для церкви Сайта Мария деи Фрари создает впечатляющий алтарный образ Ассунта, (Вознесение Марии)».

Алтарными образами для церквей художник занимается и в 1520-е годы, среди его работ такие шедевры, как «Мадонна дома Пезаро», «Смерть мученика Петра».

От последней картины остались лишь ее копии – ее оригинал погиб в пожаре.

В те же годы Тициан пишет по заказу для герцога Феррарского, работая для которого он выходит в самые высокие светские круги, заказы буквально сыплются на него.
Тициан был представлен в 1530 году самому императору Священной Римской империи — Карлу V, который позже пожалует художнику титул графа Палатинского, а также сделает его рыцарем Золотой шпоры. Тициан живет в достатке и счастлив.

Совет

После рождения третьего ребенка умирает его жена, с которой они жили с1525 года.
Карл V приглашает Тициана для создания нескольких портретов в Италию, но художник отказывается, испугавшись столь дальней поездки. Однако он позже предпримет поездку в Рим, по приглашению папы Павла III, а потом в Аугсбурге.

Последняя работа мастера — «Оплакивание Христа». Умер Тициан 27 августа 1576 года, возможно от чумы, а может и от старости. До последнего дня художник был в трезвом уме и памяти, и продолжал работать и отдавать указания по дому.

Несмотря на эпидемию чумы, его похоронили с большими почестями. Ныне Тициан входит в десятку величайших художников всех времён и народов.

http://titian.ru/titian-portraits.php — портреты и автопортреты Тициана.

Биография, галерея картин, книги и статьи о художнике.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=26020

Рембрандт: картины, биография

Автопортрет с Саскией на коленях

Рембрандт намного опередил свое время. Прошло почти полтора века после его смерти, когда он был извлечен из безвестности и вошел в число наиболее почитаемых художников всей мировой истории искусства.

Лишь в начале XIX столетия осознали, что в рембрандтовских произведениях человечество познает само себя, драматизм бытия, сложность и высшую простоту гармонического мировосприятия.

И те залы крупнейших музеев (в том числе Эрмитажа), где хранятся произведения великого голландца, стали местом паломничества зрителей, стремящихся приобщиться к его потрясающим художественным откровениям.

Рембрандт Гарменс ван Рейн ро­дился в Лейдене в семье состоятельного мельника. Его образование было по тем временам весьма изрядным; отец желал видеть своего сына ученым-гуманитарием.

Однако открывшееся влечение к искусству победило, и, поработав в мастерских нескольких живописцев Лейдена и Амстердама, Рембрандт, совсем молодым, начинает выступать как портретист и автор сюжетных композиций — на темы библейской легенды, античной мифологии, которые перемежались с современными жанровыми мотивами.

Ранние вещи художника принесли ему наибольшую прижизненную славу: похвалы раздавались в адрес заказных вещей, преимущественно портретных, не отличавшихся особой психологической глубиной, весьма внешних и по своим живописным эффектам.

То же можно сказать и о патетических картинах конца 20-х — 30-х годов, в духе шаблонов барочной моды. Но уже и в этот период художник создает работы, чрезвычайно интересные и значительные. Это прежде всего офорты и рисунки, посвященные будничной жизни.

Обратите внимание

Безобразное, не­лепое, убогое — главные темы графики мастера в эти годы. Никакой красивости, никакой идеализации — проза жизни, зачастую горькая и уродливая, предстает во всей своей неприкрашенной наготе.

Познание человече­ской природы, в том числе ее еще мало знакомой искусству той эпохи области — безобразного,— было содержанием этих экспериментов.

Но, конечно, демонстрация уродливого в человеке и жизни отнюдь не была для Рембрандта самоцелью. Весь пафос, вся логика его дальнейшего творческого развития были связаны с поисками новой гармонии, но не искусственно-идеальной, а охватывающей и завершающей всю совокупность и все проявления реального бытия.

На пути этих поисков стоят полотна переходного периода, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1636).

Основная идея холста — гимн человеческому счастью, исполненный полнокровной радости и могучей ши­роты.

Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, страстное языческое упоение всеми радостными благами бытия — вот чувства, которыми насыщена картина. Это поэтическое прославление свободы индивидуальности.

В картинах конца тридцатых годов барочные тенденции все больше уступают место психологическим тенденциям, глубокой и возвышенной поэзии человечности. Так, в «Данае» 1636 года все побеждает, подчиняет себе мощный поток лирического чувства, торжествующая красота искренних сердечных порывов.

В небольшой «Притче о виноградаре» (1637) появляется тончайше прослеженная психологическая коллизия. В одном из самых характерных полотен этих лет — в «Примирении Давида с Авессаломом» (“Давид и Ионафан”- другое название) (1642) встречается столь же глубокая психологическая «красноречивость». Авессалом припал, прижался к груди отца.

Важно

Не видно ни его лица, ни рук, которыми, очевидно, он прикры­вает глаза. Это безотчетное дви­жение, а также почти физически ощутимое содрогание его неловко изогнувшегося тела и рассыпав­шихся по спине прядей золотых волос дают понять, что он рыда­ет — безудержно, взахлеб, совершенно забывшись. Давид тихим, нерезким жестом обнял Авессалома.

Умудренный долгим, многолетним опытом наблюдений и размышлений, он воспринимает происходящее как урок жизни, постижение самого главного и существенного в ней, возвышаю­щегося над потоком повседнев­ных мелких страстей и интере­сов.

Это — ни с чем не сравнимое счастье единения родствен­ных душ, веры в могущество и конечное торжество добрых начал в человеке. В таком светлом гу­манистическом прозрении — ос­новной пафос картины.

На рубеже тридцатых — сороковых годов происходит значи­тельная перестройка живописно- пластического построения компо­зиций картин Рембрандта. В большинстве предшествующих холстов мастера пространство нейтрально, безлико, оно было лишь, так сказать, кубатурой сценической площадки.

Теперь появляется живая, конкретная воздушная среда, представляю­щая как бы исходную материю изображения. Она едина и це­лостна, эта среда, но обладает огромным богатством динамиче­ских оттенков, которые многооб­разно изменяются, запечатлевая сложные изгибы потока жизни.

Ведущим началом пространствен­ного решения оказывается теперь не смена перспективных планов, не движение фигур или ритм положения отдельных предметов и деталей. «Душа» пространст­венной среды, «режиссер» ее вы­разительности отныне — свет.

Это свет одухотворенный, его движущей силой оказывается чисто эмоциональная логика, и потому-то он играет столь суще­ственную роль в образном воз­действии картин.

Логическим развитием этой худо­жественной системы было появ­ление в картинах позднего Ремб­рандта, и прежде всего в порт­ретах, величайшего из его об­разно-стилевых приемов — све­тотени.

Совет

Создавая вокруг фигур вибрацию воздуха, ложась в сложных вариациях и оттенках на лица и руки, заставляя одеж­ду и фон то загораться темным блеском, то погружаться в полу­мрак, рембрандтовская светотень оказывается как бы материей жизни человеческого духа. Вме­сте с тем она получает значение носителя категории времени.

Скользящие перетекания света и тени заставляют шевелиться гу- бы, складки лиц, скрадывают контуры, так что все изображе­ние представляется полным лег­кого внутреннего движения. Оно открывает путь в глубины воспо­минаний, переносит в прошлое, пережитое, заставляет ощутить и ход мысли в настоящий момент.

Именно такие качества рембранд­товской живописи подсказали искусствоведам формулу «порт­рет — биография». Характер и содержание таких портретных шедевров мастера, как «Портрет Брейниига» (1652), «Портрет Сикса»* (1654), «Хендрикье Стоффельс» (1659), «Титус за чтением» (ок. 1656=57), серия поздних автопортретов в полной мере отвечают такому определе­нию.

Можно вспомнить в этой же связи серию рембрандтовских «стариков» из Эрмитажа и мос­ковского Музея изобразительных искусств (все — 1654 г.), «Брат художника», «Жена брата», «Ста­рушка», «Восьмидесятилетний ев­рей», «Старик еврей». Это глубо­ко индивидуальные образы, и в то же время полотна серии име­ют черты общности.

Все пять портретов изображают людей, прошедших долгий и тяжкий жизненный путь и на склоне лет размышляющих о пережитом. Крупными, рельефными мазками Рембрандт лепит лица, вырывае­мые светом из полутьмы, наделяя каждое из них чрезвычайной сложностью выражения. Глаза стариков никогда не обращены на зрителя.

Они направлены как бы во внутрь и выражением своим отражают беседу человека с самим собой. В этих «внутренних монологах», как правило, участвуют руки, чей жест сопро­вождает движение мысли: у ста­рика еврея они сжимают друг друга, у старушки — безвольно сложены и т. д. Сочетаясь с по­трясающей экспрессией светотени, эти приемы дают почувствовать зрителю всю силу трагического смятения душ изображенных людей.

Еще в 1642 году, создав «Ночной дозор» — групповой портрет, который, однако, воспринимается то ли исторической картиной, то ли причудливым жанром, Ремб­рандт пошел на резкий разрыв с мещанской ограниченностью вкусов голландской буржуазии.

Члены корпорации амстердамских стрелков, заказавшие картину, увидели себя в самом странном и непривычном виде. Блистательный полет фантазии гения их смутил и озадачил. Художника начинают считать сомнительным чудаком. Постепенно он становит­ся отверженным.

Обратите внимание

Его сначала от­талкивают, а потом забывают. Он живет и умирает в безвест­ности и нищете.

Поздние сюжетные композиции Рембрандта полны трагического величия. Это шедевры психоло­гической драматургии — «Благословление Якова» (1656), «За­говор Юлия Цивилиса» (1661), «Давид перед Саулом» (ок. 1665), «Возвращение блудного сына» (1669).

Последняя из этих вещей, нахо­дящаяся в  Эрми­таже, как бы обобщает характернейшие тенденции творчества позднего Рембрандта. С потряса­ющей силой повествует он в этом полотне о драматической судьбе лучших человеческих порывов.

Радостный в сущности библейский рассказ о долгожданной встрече отца с сыном художник трактовал как горестную сцену прощания. Упав на колени, сын, одетый в нищенское рубище, с обритым за­тылком преступника, прильнул к груди отца.

Старик с бесконечной грустью положил руки на спину сына, не обнимая, а скорее ощу­пывая его тело. Его голова склонена, веки слепых глаз прис­пущены. Стоящего на краю мо­гилы старика и измученного, раздавленного жизнью сына объединяют любовь и жалость друг к другу.

Эта великая и пронзительная сила любви и че­ловечности составляет суть и па­фос картины.

Произведения Рембрандта — величайший образец мастерства. Они сохраняют и поныне непревзойденное значение для человечества как один из высших примеров постижения духовной жизни людей.

Галерея картин Рембрандта

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2809-rembrandt.html

Техника живописи. леонардо да винчи, джорджоне и тициан

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519)

В своем известном трактате о живописи Леонардо мало уделяет места технике ее и отмечает главным образом лишь то, что выходило из общих правил в его время и являлось в этой области как бы открытием или усовершенствованием. Такой, между прочим, является заметка о живописи темперой на холсте. Холст проклеивался в этом случае слабым раствором клея, и на нем выполнялась живопись. Традиционный белый грунт, таким образом, здесь отсутствовал.

Читайте также:  Поль гоген. гений, не дождавшийся славы - все о живописи

В первом периоде своей художественной деятельности Леонардо писал темперой. Свою масляную живопись он выполнял в манере фламандских мастеров и потому всегда писал на белом грунте.

Оконченный рисунок Леонардо оттушевывал коричневой прозрачной краской очень черно, причем в светлых местах не оставлял белого грунта, как то видно на неоконченных произведениях его в Ватикане и Флоренции. Небо на неоконченных картинах школы Леонардо подготовлялось тоже прозрачной коричневой краской.

Некоторая чернота, присущая произведениям Леонардо в настоящее время, объясняется сильным просвечиванием темной коричневой тушевки рисунка через тонкие верхние слои красок.

Эрмитажное произведение Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» по характеру своего исполнения очень близка темпере, но при внимательном ознакомлении с фактурой живописи этого произведения и изумительно тонкой моделировкой тела, которая остается такой же и при исследовании ее в сильное увеличительное стекло, нельзя не придти к заключению, что живопись «Мадонны» выполнена масляными красками. С большой вероятностью можно, однако, предположить, что произведение это начато темперой и только закончено масляными красками (по способу Ван-Эйка), которые в это время в Италии еще были новинкой и потому не проявили в этом произведении всей своей силы.

Леонардо да Винчи. Творчество художников Ренессанса 
Леонардо да Винчи. Галерея картин 
7 творческих секретов Леонардо да Винчи 

ДЖОРДЖОНЕ И ТИЦИАН

(1478-1510) (1477-1576) Оба великих мастера являются и созидателями новой итальянской манеры, в которой впервые в живописи появляется «импасто», т. е. значительная корпусность краски. Первые свои произведения Джорджоне писал по белому грунту. Прекрасным образцом живописи этого времени нужно считать картину «Юдифь», находящуюся в галерее Эрмитажа. Изумительный по красоте тон картины достигнут приемом Рожера Ван-дер-Вейдена, но, и здесь уже видны зачатки новой своеобразной итальянской манеры. По словам Ридольфи, Джорджоне пользовался малым числом красок, тело писал всего четырьмя красками, давшими при его системе живописи изумительные красочные нюансы. Тициан первое время писал в манере Джорджоне, но затем все более и более отступал от приемов фламандцев. В течение своей долгой жизни он изменял манеру живописи несколько раз. В неоконченных произведениях Тициана приемы его живописи выступают с достаточной ясностью. В одном из них — «Мадонна с младенцем» в галерее Бельведера в Вене — тело младенца подготовлено в повышенных светлых тонах, которым недостает еще заключительной лессировки. Другая неоконченная картина во флорентийской галерее Уффици — «Дева с младенцем» — обнаруживает подготовительную работу гризайлью.Произведения Тициана в галерее Эрмитажа исполнены в различных манерах: «Даная» прозрачна и легка в красках, что указывает на светлый грунт, быть может красный; сквозь живопись же «Магдалины» проступает темно-серый грунт. На картине «Несение креста» в стертых местах ее — на рукаве и спине Христа и других частях картины — видна подготовка форм гризайлью, то же наблюдается и в картине «Се — человек». В позднейшем произведении Тициана «Св. Себастиан» особенно ясно выступает очень темный грунт, на котором исполнена картина. Здесь также виден процесс работы, видна гризайль, полукорпусные локальные тона, а также прозрачные краски, которые нанесены без определенной системы.——– Так выставлен был им портрет папы Павла III, и прохожие (по Вазари) принимали его за живого.Веронский живописец Маффео писал по утрам, днем сушил живопись на солнце и на другое утро продолжал живопись. По мнению Рейнольдса, в тенях к черной краске Тициан примешивал иногда ультрамарин, в светлых же полутонах — пурпуровую краску. Такова живопись «Адониса» в палаццо Колонна в Риме.

Джорджоне -Творчество художников Ренессанса   Начав пользоваться белым грунтом, Тициан покрывал его впоследствии прозрачным красным тоном, придающим живописи приятную теплоту, что вызвало позднее применение красных болюсных грунтов.

Важно

С течением времени Тициан заменил красный грунт грунтом нейтрального цвета различной темноты, составленным из непрозрачных красок. В живописи Тициана и ее приемах много индивидуального и творческого. Гризайльный подмалевок фламандцев он переработал по-своему: на темных нейтрального цвета грунтах работал подолгу гризайлью, и притом пастозно.

Любил вообще пасту красок и потому пользовался чаще грубозернистой тканью холста, так как зерно его и после продолжительного письма не закрывается краской. Для просушки живописи выставлял ее на солнечный свет .

Подобно Джорджоне, Тициан применял небольшой подбор красок при живописи тела, но пользовался ими в совершенстве.

Живопись тела была для него любимой художественной задачей, техническое разрешение которой он нашел также самостоятельно.

По Ридольфи, поверх серой гризайли он выписывал тело лишь тремя красками: белой, черной и красной , причем с помощью их доводил живопись почти до полной законченности, которой недоставало лишь желтых тонов; эти последние наносились затем лессировкой.

«Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше как три краски: белую, черную и красную и пользоваться ими со знанием», — так говорил Тициан. Влечение его к прозрачным краскам подтверждается другой его поговоркой: «Желал бы, чтобы белила стоили столько, сколько ультрамарин, а ультрамарин — сколько белила». Темные драпировки, волосы и прочие второстепенные детали картины он часто писал «алла прима».

В лессировках, которые он наносил большим пальцем и ладонью руки, а также в переделках написанного он был неутомим. 30—40 лессировок, смотря по надобности, у него считалось обычным ходом дела, что и вошло у него в поговорку. Писал кистью, похожей на метлу. Когда его спрашивали, зачем он это делает, он отвечал: «Чтобы писать по-другому, чем Рафаэль и Микеланджело, которым я не собираюсь подражать».

Тициан является также новатором по отношению к колориту картины. Яркость и чистота цвета красок в картинах, излюбленные художниками, работавшими до него и в его время, не удовлетворяли уже его. Он первый открыл, что красота живописи не заключается только в чистоте цвета красок, но и в их гармонии. «Загрязни тона твоих красок», — говорил он часто своим ученикам

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен! 1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43537429347

Рембрандт Харменс ван Рейн – биография и картины

   Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим.

Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный, и получил образование в Латинской школе.    В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.

Многие ученые предполагают, что Рембрандт поступил в университет не для того, чтобы учиться, а чтобы получить отсрочку от армии.

   Первым учителем Рембрандта был Якоб ван Сваненбюрх. В его мастерской будущий художник провел около трех лет, затем переехал в Амстердам на учебу к Питеру Ластману. С 1625 по 1626 гг.

Рембрандт вернулся в свой родной город, и завел знакомства с художниками, и некоторыми учениками Ластмана.

   Все же после долгих раздумий Рембрандт решил, что карьеру художника надо делать в столице Голландии, и снова перебрался в Амстердам.

   В 1634 году Рембранд женился на Саскии. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Так что это не был брак по расчету. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.

   В 1635 – 1640 –х гг. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.

   После смерти жены Рембрандт был сам не свой, он не знал что делать, и находил утешение в рисовании. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». С Титусом молодой отец не мог справиться и поэтому нанял няню для ребенка – Гертье Диркс, которая стала его любовницей.

Совет

Прошло около 2 лет, и няня в доме поменялась. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. А что же случилось с Гертье Диркс? Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор, и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет.

Освободившись, умерла через год.

   Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Их первый ребенок – мальчик, умер в младенчестве, а дочь Карнелия, единственная, которая пережила своего отца.

   Мало кто знает, что Рембрандт имел очень своеобразную коллекцию, в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие.

Закат жизни Рембрандта

   Дела Рембрандта шли плохо. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Поэтому часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, поэтому ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.    Тем временем Титус и его мать организовали фирму, которая занималась торговлей предметами искусства, чтобы хоть как-то помочь Рембрандту. По правде говоря, до конца своей жизни художник так и не расплатился со многими, но это не испортило Рембрандту репутацию, он оставался в глазах людей достойным человеком.

   Смерть Рембрандта была очень печальной. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. В 1669 году, 4 октября он сам покинул этот мир, но навсегда оставил след в сердцах людей, любящих его.

Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/748-rembrandt-harmens-van-reyn-biografiya.html

Образ Данаи в творчестве Тициана и Рембранта

     В России «Даная» Рембрандта появилась 
благодаря императрице Екатерине-II. Пережив историю о недавно затонувшем корабле с предметами искусства, она вновь купила в Европе самую знаменитую коллекцию Кроуза, где уже было несколько работ Рембрандта.

     Судьба 
картины была горька.

     В 1985 году на экспозиции в зале Рембрандта мужчина из Литвы облил полотно 
серной кислотой из литровой банки и дважды пырнул его ножом – несравненная женщина Рембрандта была обезображена. Почти сорок процентов полотна превратились в бурую массу.

Сверх ценная часть – женская фигура – приняла на себя главный выплеск агрессии. …«Увидев ее впервые в процессе реставрации, я не мог сдержать слез, – признается директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Во многом потому, что это была другая «Даная».

Но чем дольше наблюдал за ее возвращением к жизни, тем тверже убеждался: все равно это потрясающая картина, все равно гениальный Рембрандт в ней виден. Вообще картинам свойственно стареть. «Даная» изменилась резче прочих.

Но для наших потомков именно эта, спасенная «Даная» будет настоящей, а эпопею спасения они спокойно воспримут, как часть ее биографии. Но, к сожалению, картина далека от прежней. Исчезло золотое свечение, ведь художник добавлял в краску толченый янтарь в только ему известной пропорции.33(ил.7)

Читайте также:  Венера урбинская. 5 удивительных фактов о шедевре тициана - все о живописи

     
Глава 2. Сравнительный анализ живописных полотен Тициана и Рембрандта.
 

Концептуальные 
особенности. Тема и идея 

     Для Тициана как 
художника Ренессанса среда есть то, что как бы обрамляет, оттеняет безусловное главенство великолепного 
образа Данаи. Среда по отношению 
к самой Данае есть нечто вспомогательное, второстепенное, служащее чем-то вроде фона, оправы для прекрасного драгоценного камня.

     У Рембрандта среда есть носитель особой эмоциональной атмосферы, необычайно активная по степени воздействия 
и играющая, скорее всего, первые роли в замысле полотна. Среду невозможно исключить, «вырезав» центральный образ, так как у Рембрандта она сплавлена с Данаей, Даная и окружение находятся в теснейшем взаимодействии.

Обратите внимание

Даная, луч, окружение – все находится в едином эмоциональном поле, где ощутимы силы притяжения и отталкивания.34

     У Тициана же каждый предмет на картине 
как бы наделен своей самоценной значимостью отдельной величины (и это принцип, который в определенной степени характеризует подход ренессансных художников). 35

     Принцип же Рембрандта можно было бы назвать принципом взаимной производности этих величин. Обрисовка Данаи как личности, как характера, как типа невозможна без определения ее места в этом пространстве, в этом мире, невозможна, если не определять ее взаимоотношения со средой.

Основная тема Рембрандта, присущая многим его полотнам, проявляется и в «Данае» – человеческая жизнь в ее решающих моментах. Что было до и что будет после явления Юпитера Данае – от нас скрыто, однако то, что происходит с ней в момент, запечатленный художником, – глубоко волнует именно потому, что это событие, возможно, самое главное в жизни молодой девушки.

Именно важные, судьбоносные события, свидетелями которых мы оказываемся время от времени, вызывают в нас соучастие и иногда даже сострадание. Человеческая жизнь облекается здесь в мифологический сюжетный круг, но это способствует возведению изображаемой Рембрандтом ситуации на уровень собирательного образа, широкого охвата, широкого обобщения.

     Данае, как и многим героям Рембрандта, присуща огромная духовная сила, которая в единстве с окружающей ее ритмичной, насыщенной эмоциональной средой, воздействует на зрителя совершенно особым образом, и очень сильно.

В смысле психологической многоплановости образов и способности уловить тончайшие оттенки мысли и чувства Рембрандт остается недосягаемой вершиной в масштабе всей мировой истории искусств.

     Особенность рембрандтовской концепции составляет единство обобщающих факторов с использованием всего богатства аналитических 
возможностей живописи.

Важно

Это образное единство достигается Рембрандтом в сфере человеческого чувства и связано с интенсивно выраженным субъективным началом. Поэтому на созданиях художника – яркий отпечаток его личного творческого восприятия, его собственной этической оценки, его психологического состояния, движений его души. Конечно, это в полной мере читается в «Данае», которую он создавал влюбленным. 

Композиционное 
решение 

     Художественная практика периода Высокого Возрождения, к 
которому принадлежал Тициан, добилась больших успехов в композиции, так как развивалась в тесной взаимосвязи с теорией.36

      
Теория зрительной пирамиды, связанная с действием линии горизонта, сделала и его картины многоплановыми, глубоко пространственными. Сейчас владение законами перспективы никого не удивишь, но тогда это было открытием: перспективное построение картины определяло и характер ее восприятия зрителем с одной, фиксированной точки зрения.

     Благодаря перспективе, Тициан добился иллюзии пространства на плоскости своего полотна. Его полотно простроено по принципу театральной сцены с ее кулисами и пространственными планами. Решая задачу передачи разных планов на плоскости, Тициан одновременно решает и задачу передачи жизненности через показ движения и времени.


     Иллюзорно-пространственное построение картины Тициана предопределяет многоплановое размещение фигур 
и предметов самых разных положениях (их ракурсы довольно сложны). Видно, что Тициан придает большое значение показу движения жизни, и также «изобретению» композиции (я имею в виду оригинальное решение сюжета).

Ритм и ритмическое расчленение тоже является одной из главных задач Тициана при создании полотна.

      
Подход к композиции «Данаи» 
характеризует Тициана именно 
как художника Возрождения, когда 
главными тремя задачами композиции 
стали перспектива (трехмерное 
пространство), ритмическое расчленение 
плоскости и точка зрения – 
это то, что было осознано еще художниками раннего Возрождения и активно разрабатывалось художниками Высокого Возрождения.
37

     Что же касается «Данаи» Рембрандта, нельзя не обратить внимание, что он свободнее 
оперирует перспективой: в композицию введены высокие и низкие точки зрения. Ракурсы в картине трудны и замысловаты, но Рембрандту удалось добиться их правдоподобного изображения.

Характер ритма тоже значительно сложнее.

Совет

     И самое главное – ритм на полотне 
Рембрандта значительно динамичнее, чем на полотне Тициана. Стоит еще обратить внимание на то, что в композиции Рембрандта эффект света и тени значительно увеличивает и роль ритма.

     Ритм 
Рембрандта включается в эмоциональное 
воздействие полотна.

Именно из-за него зрителю открывается новое видение 
известных предметов и явлений, тайна золотого луча на его полотне благодаря ритму предстает именно тайной, а не просто потоком солнечного света, на который смотрит девушка. 38

     Усиление 
внимания к светотени и цветовому 
звучанию композиции позволяет Рембрандту объединить линии, цвет, тон в одно единое целое, которое гармонично и практически нерасчленимо, и в этом гармоническом целом ритм выполняет свою эстетическую задачу. 39

     За 
счет более динамичного и напряженного ритма Даная Рембрандта ощущается 
более живой, то ли движущейся, то ли способной на движение, а Даная Тициана более статична за счет более вязкого ритма. 

 Техника 

     Знаменитая золотистая гамма старой венецианской школы 
в первую очередь присуща Тициану 
и опять же в первую очередь 
является во всем своем великолепии в его второй «Данае» (1554).

Здесь широко используется загадочный тициановский тон, понимаемый здесь не только как качество цвета, но как общий светотеневой и цветовой строй «Данаи».

     Использование Тицианом насыщенного и глубокого 
цвета подчеркивается вибрирующим светом, заставляющим сиять красочные оттенки пространства этого полотна.
40

     Картина создана в период тщательного 
изучения переходов тонов (рыжего в 
рыжий, серого в серый, красного в 
красный), подкрепленного желанием приобрести то, чего ему недостает: гибкости в переходах и нюансах родственных друг другу тонов, необходимой для того, чтобы овладеть всею гаммой оттенков одного и того же цвета, бесконечно слабеющего в переходах с одного предмета на другой.41

Обратите внимание

      
Вторая картина «Даная» от 
первой отличается тем, что в последней Тициан использует совершенно новую живописную технику – технику, которой Тициан будет пользоваться до самой смерти. И в этом смысле вторая картина намного значительнее первой, ибо олицетворяет собой взлет в творческом пути мастера. 42

     И в нашем сравнении изображения 
одного и того же мифологического 
сюжета Тицианом и Рембрандтом стоит 
сосредоточиться именно на втором варианте «Данаи» Тициана.

     Что же особенного в этой новой тициановской технике? Густая красочная магма 
из сгустков красочного пигмента, как бы пронизанного светом образует поверхность картины, создавая эффект освещения, исходящего изнутри.

     Тициан 
покрывал свои холсты красочной массой, словно служившей основанием для 
того, что он хотел в дальнейшем выразить. Это были энергично сделанные подмалевки, нанесенные ударами густо насыщенной кисти чистым красным тоном, призванным наметить полутон, либо белилами. Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он придавал рельефность освещенным частям.

С этим же великим умением, при помощи всего лишь четырех мазков, вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры. Заложив эти драгоценные основы, он поворачивал свои картины лицом к стене и порой оставлял их в таком положении месяцами, не удостоив даже взглядом.

Когда он брал их снова в работу, он разглядывал их с суровым вниманием, точно это были его злейшие враги, дабы увидеть в них какие-либо недостатки.

     Чтобы дать возможность высохнуть картине, он быстро переходил к следующей, производя над ней аналогичную операцию.

Выбрав надлежащий момент, он покрывал затем этот костяк, представлявший своеобразный экстракт из всего наиболее существенного, живой плотью, доводя ее посредством ряда повторных мазков до такого состояния, что ей, казалось, недоставало только дыхания.

Важно

     Последние мазки он наносил легкими ударами 
пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам и втирая один тон в другой. Иногда он тем же пальцем наносил темный штрих 
в какой-нибудь угол, чтобы усилить 
это место, иногда мазок красного, подобный капле крови, чтобы оживить поверхность холста. Именно так доводил он до полного совершенства свои фигуры».

     Таким образом, Тициан в период создания своей 
второй «Данаи» пришел к разделению рисунка и пластики при изображении 
фигур.

Точность в передачи деталей и локальность цвета, характерные для произведений Тициана, теперь сменились живописью, сотворенной только красками, нанесенными широкими мазками, которые он в завершение смешивал, растирая их пальцами, точно так, как делает скульптор, когда лепит из глины. 43

     Обратимся теперь к Рембрандту.

     Глядя на рембрандтовскую «Данаю» мы погружаемся 
в световоздушную среду, как бы обволакивакивающую Данаю и другие материальные тела.

      
Рембрандтовское полотно создает 
ощущение мелко и напряженно 
вибрирующей воздушной среды. Живописным воплощением этой среды служит, конечно, именно эта знаменитая тонкая рембрандтовская светотень. 44

     Очень важно бывает увидеть, куда направляет Рембрандт луч света, где находится 
источник, ибо это приводит к пониманию 
или ощущению сути картины. В портрете «Титуса с книгой» Рембрандт озаряет лицо мальчику светом, отраженным от страниц книги.

И это лицо наполнено внутренним светом мысли и радости от чтения. А когда он захотел показать внутреннее прозрение старого отца и духовную блуждания впотьмах его сына, он направил луч света прямо на сократовский лоб и лицо старика, а голову юноши погрузил в тень.

А «Даная» – вся с головы до ног купается в этом свете. И это помогает передать ее состояние – трепет, волнение, удивление, а с другой стороны – словно бы ждала, движение и к лучу, и от него одновременно – словом, все, что можно назвать движениями женской души при встрече с любовью.

Из оптического фактора эта световоздушная среда превращается в фактор образно-эмоциональный.45 

Источник: http://student.zoomru.ru/isk/obraz-danai-v-tvorchestve-ticiana/27032.203872.s3.html

Картины Тициана, Рембрандта и А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама» (описание)

Не раз обращались ху­дожники к библейско­му сюжету жертвоприношения Авраама.

Итальянский ху­дожник Тициан в картине «Жертвоприношение Авра­ама» изображает крепкого и могучего Авраама, кото­рый своей сильной рукой придавил голову беспомощ­ного, съёжившегося от стра­ха Исаака. В другой руке он держит огромный кривой нож, который уже занесён для удара.

Ещё мгновение — и свершится непоправимое. Полуобернувшись всем те­лом, закинув упрямую го­лову, он как бы посылает не­годующий вызов небесам, потребовавшим слишком до­рогую плату во имя любви к Богу.

Интересным воплощени­ем этого сюжета является картина «Жертвоприноше­ние Авраама» великого гол­ландского художника Рем­брандта, запечатлевшего са­мый драматический момент библейской легенды.

Совет

Авраам готов вонзить кинжал в гор­ло сына, но именно в этот мо­мент слетает с неба ангел, останавливая жертвоприно­шение, задуманное Богом как испытание верности и преданности. Из рук отца падает кинжал, он резко поворачивает голову туда, где слышит голос ангела.

На его лице выражение испуга и удивление…

Мы видим развевающиеся складки плаща Авраама, растрёпанные пряди волос, беспокойные вспышки све­та, динамичные линии контуров и подвижные пятна цвета: синего, жёлтого и зелёного. Композиция и коло­рит картины призваны передать напряжённость и дра­матизм происходящего. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Тициан. Жертвоприношение Авраама. 1542—1544 гг. Церковь Санта-Мария делла Салюте, Венеция
Рембрандт. Жертвоприношение Авраама. 1635 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
А. П. Лосенко. Жертвоприношение Авраама. 1765 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Во многом следуя за Рембрандтом, русский худож­ник Антон Павлович Лосенко создал не менее выра­зительное полотно «Жертвоприношение Авраама».

В ужасе отводит Авраам глаза от покорной жертвы — бледного тела Исаака, распростёртого на поленнице, приготовленной для жертвенного костра.

Всё в его об­лике призвано передать безучастность, покорность судьбе: связаны за спиной руки, поникла голова, креп­ко завязаны глаза. Кажется, жизнь замерла в хрупком прекрасном теле.

А Авраам? Что нового вно­сит художник в его изобра­жение? Выразителен поеди­нок жестов и взглядов Ав­раама и небесного ангела, указующего на агнца, кото­рого следует по велению Бога принести в жертву. Не может Авраам скрыть изумления, скорбной решимости и ужа­са. Лишь отчаянный жест ле­вой руки с растопыренными пальцами правдиво передаёт его внутреннее напряжение.

И одной этой детали доста­точно, чтобы по достоинству оценить произведение рус­ского художника.

На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:

Источник: http://WorldOfSchool.ru/iskusstvo/bibliya/vethij-zavet/avraam/kartiny-ticiana-rembrandta-i-a.-p.-losenko-zhertvoprinoshenie-avraama-opisanie

Ссылка на основную публикацию