Тинторетто. в чем гениальность художника – все о живописи

Тинторетто: жизнь и творчество художника

Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto; 1518 или 1519—1594) — живописец венецианской школы позднего Ренессанса.

Содержание

Биография Тинторетто

Творчество Тинторетто

Интересные факты из жизни художника

Картины Тинторетто

Библиография

Биография Якопо Тинторетто пестрит весьма противоречивыми фактами, а то и вовсе пробелами. Достоверно известно, что родился он в Венеции и наречен был Якопо Робусти, прозвище же Тинторетто, что в переводе значит «маленький красильщик», досталось ему от отца, красильщика шелка.

А вот дата его появления на свет остается загадкой: церковные записи говорят одно, биографы – другое, посему принято считать, что случилось это радостное событие в 1518 году.

Наиболее полным источником информации о жизни художника остается книга Карло Ридольфи, который и сам большинство сведений получил у сына Тинторетто, Доменико. К тому же не исключено, что некоторые моменты биографии были подвергнуты правке ввиду неравнодушия Ридольфи к творчеству венецианца.

О детстве Якопо известно очень мало, биограф ограничился заметкой о любви Тинторетто к рисованию и наблюдениям за работой отца. Уже подростком он решил обучаться живописи у Тициана, но был изгнан из мастерской спустя всего 10 дней.

Обратите внимание

Бытует мнение, что причиной стала творческая ревность мастера, увидевшего талант юного художника, однако более вероятно, что произошел так называемый конфликт характеров.

Имена дальнейших учителей в книге не раскрываются, хотя обучение как таковое, скорее всего, состоялось.

Период юности и становления Тинторетто в профессии практически не исследован, только в документах 1539 года на него ссылаются как на «мастера Якопо, живописца».

В 50-х годах XVI века Тинторетто вступает в брак с Фаустиной де Вескови, подарившей ему восемь детей. Ридольфи описывает жену художника особой прагматичной и в чем-то даже жесткой, но, видимо, он сумела стать доброй спутницей жизни и хорошей матерью.

С самим Тинторетто смерть случилась в 1594 году, 31 мая, и до последнего дня он не прекращал творить. Отдать последние почести пришли его товарищи по цеху, представители городской знати и просто близкие люди.

Творчество Тинторетто

В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах («Рождение Иоанна Крестителя», конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков («Чудо св. Марка», 1548, Галерея Академии, Венеция).

В 50-60-х гг. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто.

Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к смелым пространственным построениям, асимметрической композиции с прорывами в глубину, использует мощные светотеневые эффекты.

Чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Тинторетто, постепенно утрачивают былую мягкость и теплоту, обретая большую эмоциональную напряжённость, переливы холодных изысканных оттенков (картины на темы легенды о св.

Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера).

Важно

Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен.

Главная работа Тинторетто — цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88); в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений.

Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто.

Лучшие портреты Тинторетто. (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта.

Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации.

Danae

The Origin of the Milky Wa

Christ and the Woman Taken in Adultery

Живописный язык Тинторетто воспринял ряд приёмов маньеризма, однако ему был чужд холодный формализм маньеристов.

Живописный пафос и острые пространственные построения Тинторетто оказали большое влияние на живопись барокко.

Многогранность и смелость исканий, яркая индивидуальная художественная манера Тинторетто делают его творчество значительным этапом искусства Позднего Возрождения.

Интересные факты из жизни художника

Художник Тинторетто нарисовал 22-метровую картину. «Рай» был создан для Дворца Дожей. Для того, чтобы написать картину, Тинторетто нанял нескольких помощников. Когда работа была закончена, она стала самой большой в мире картиной, написанной маслом. На «Рай» ушло 10 лет. Работа была закончена и принята в 1588 году. Предварительный эскиз картины, сделанный художником, находится в Лувре.

В церкви Санта-Мария-делла-Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute) в Венеции хранятся работы Тициана, Луки Джордано, Пьетро Либери, Тинторетто «Брак в Кане». В 2010 году во время пожара в церкви пострадала картина Тициана «Давид и Голиаф» — ее залило водой.

Венецианскую церковь Мадонна делл’Орто (Chiesa della Madonna dell’Orto) возвели в XIV веке. Изначально она носила имя Святого Христофора. Но в XV веке ее переименовали. В нескольких метрах от церкви была найдена статуя Мадонны с младенцем, которую позднее установили в храме. Считается, что статуя обладает чудодейственной силой. В церкви находится гробница Тинторетто.

Библиография

    • Белоусова Н. Тинторетто // Юный художник. — 1987. — № 1. — С. 10—15.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: place-fact.com, ru.wikipedia.org, art-drawing.ru, muzei-mira.com

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Тинторетто: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Тинторетто: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/tintoretto.html

Тинторетто: картины, биография, факты и видео

Приветствую любителей искусства и истории! В статье «Тинторетто: картины, биография, факты и видео» — о живописце венецианской школы позднего Ренессанса Якопо Робусти (Тинторетто).

Тинторетто: биография

Тинторетто — будущий знаменитый художник Якопо Робусти родился в Венеции. В архивах не сохранилось документов о дате его рождения. Искусствоведы называют ее приблизительно, ориентируясь на дату смерти. В церковных архивах есть запись, что мастер Якопо скончался 31 мая 1594 г. ему было 75 лет. Значит год рождения — 1518-й.

Однако многие историки опровергают это утверждение, ссылаясь на сочинение Р. Боргини, опубликованное в 1584 г. Автор сообщает, что Тинторетто умер в 60 лет. Согласно Боргини, художник родился в 1524 г.

Третья версия аргументирована биографией Робусти, написанной Карло Ридольфи, биографом живописца, в которой сказано, родился в 1512 г. Официально в мире искусства принято считать датой появления на свет Якопо Робусти — 1518 год.

Якопо Робусти  (1518-1594). Автопортрет. 1588 , Париж. Лувр.

Совет

Свое прозвище Якопо получил еще в раннем детстве. Его отец занимался покраской шелковых тканей и его сынишку на улице стали называть Тинторетто («маленький красильщик»). Кроме этой, крайне скудной информации, о родителях и детстве самого художника, к сожалению, больше ничего не известно.

Историки живописи владеют лишь сведениями, почерпнутыми из книги Ридольфи. Но некоторые исследователи относятся к фактам из этой биографии Тинторетто с некоторым недоверием. Ридольфи не был лично знаком с Якопи, поскольку ему было около двух месяцев, когда живописец покинул этот бренный мир.

Многие сведения, используемые в книге, Ридольфи узнал, беседуя с сыном Якопо Доменико. Автор — горячий поклонник таланта художника, поэтому иногда подправлял его биографию. Понятно, что детские и юношеские годы он описать не мог.

Он пишет, что с малых лет Якопо увлекался рисованием и мог заниматься этим весь день, а еще он любил смотреть как ловко управляется с разноцветными красками отец.

В мастерской Тициана

Якопо поступил на обучение к Тициану, но тот ревниво отнесся к несомненному таланту молодого человека и изгнал его через 10 дней. Документов, свидетельствующих о данном факте обнаружить не удалось.

Если этот факт и имел место, то вероятнее всего, ссора между мастером и учеником произошла из-за полной несовместимости их характеров

Всегда молчаливый и уравновешенный Тициан и взрывной, импульсивный 13-летний подросток Якопо. Умудренный жизнью мастер и совсем молодой ученик. Вполне возможно, что на спокойное замечание Тициана, Тинторетто ответил какой-нибудь колкостью и был изгнан.

Якопо поступил в другую мастерскую, благо в это время в Венеции достойных мастеров было немало. В одном из архивных документов написано «мастер Якопо, живописец».

Творчество Тинторетто

Сохранилось мало работ этого замечательного мастера. Возможно, причина в том, что он часто делал роспись фасадов. Одновременно он пишет «Чудо святого Марка», который искусствоведами считается началом творческого пути живописца. Это произведение написано для церковного братства, которое, по мере возможности, помогало беднякам.

«Чудо св. Марка», 1548. Галерея Академии в Венеции

Это произведение, по мнению некоторых искусствоведов, «выламывается» из традиции композицией и динамичностью. Братство отказалось от полотна и, соответственно, от оплаты работы.

Однако мнение горожан и горячее обсуждение, доходящее до яростных споров, привлекло внимание к художнику. Его завалили заказами, а через довольно непродолжительное время он приобрел популярность.

«Св. Рох, исцеляющий чумных», 1549

Обратите внимание

Братство, увидев успех произведения, и реакцию именитых горожан, выкупило заказ. Очень скоро Якопо окончательно закрепил успех новой серией работ. Это «Св. Рох, исцеляющий чумных», «Страшный суд» и др.

Тинторетто увлекается сценками из мифов Древней Греции и пробует себя как портретист.

В 1553 г. мастер был приглашен для участия в росписи Дворца дожей. Это означало всеобщее признание его таланта и мастерства.

Тинторетто был феноменально работоспособен, и скорость выполнения на высочайшем уровне заказов, скоро стала городской легендой.

В 1564 г. мастер начал работу, которая растянулась почти на два десятилетия. Он написал большую серию картин. Многолетнему сотрудничеству с Братством предшествовал интересный случай, который вновь демонстрирует работоспособность Якопо.

«Страшный суд», фрагмент

Победитель конкурса

Братство объявило конкурс на роспись потолка. Художники должны были в определенный день явиться с эскизами.

Когда наступил этот день, собралась комиссия для оценки представленных эскизов. Все художники по очереди передавали свои эскизы членам жюри. Лишь Якопо скромно стоял в уголке. Когда члены комиссии обратили на него внимание, он молча указал на потолок, где было закреплено готовое полотно «Св. Рох во славе».

«Св. Рох во славе»

Конкурсанты попытались протестовать, но тщетно. Все заказы были безоговорочно отданы Якопо.

Важно

Робусти применял разные методы, чтобы переманить заказ. Он снижал цену, иногда совсем работал бесплатно. Заказчик должен был только приобрести для него холст, краски и кисти.

«Тайная вечеря» 1592—1594. Холст, масло. 365 × 568 см Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция

Личная жизнь

В 1550 г. мастер женился на молоденькой Фаустине де Вескови, которая была более знатного происхождения, чем он. Под ее влиянием художник изменил свой внешний облик и одевался в модную одежду. Якопо не изменил только характер и, чтобы подчеркнуть свою независимость, на улице, подходя к дому, специально немного пачкал грязью одежду.

Ридольфи представляет Фаустину скупой и жестокой. В семье родилось восемь детишек, трое из них (в т.ч. и дочка Мариэтта) продолжили династию живописцев.

Лучший живописец Венеции

Якопо никогда не стремился к богатству. Он жаждал только творить. Попробовать свое мастерство на новом поприще всегда перевешивало минимальный меркантильный интерес. Среди его заказчиков (в основном. именитых горожан) были и монархи: король Испании Филипп II и глава Римской империи Рудольф II.

После смерти Тициана в 1476 году Якопо был признан лучшим живописцем Венеции. Сравниться с ним мог лишь его друг — П. Веронезе. После кончины Веронезе (1588) к Якопо перешел заказ на роспись Дворца дожей. Это «Рай», который поразил венецианцев размером и реальностью изображения многих фигур.

«Рай» — грандиозная роспись стен во Дворце дожей, Венеция

В конце жизни Якопо почти не отлучался из дома, но усердно работал. Он ушел из жизни 31 мая 1594 г. Венецианцы в глубокой печали пришли проводить в последний путь великого живописца.

Читайте также:  Иероним босх "сад земных наслаждений": главные монстры картины - все о живописи

В этой статье представлено несколько картин хужожника. Посмотреть картины можно в подборке видео, представленной ниже.

Видео

Дополнительная информация по теме «Тинторетто: картины и жизнь художника»

Друзья, была ли полезна для вас статья «Тинторетто: картины, биография»?

Источник: https://damy-gospoda.ru/tintoretto-kartiny-biografiya/

Как понять живопись Тициана, Тинторетто и Веронезе

Выставка венецианского Ренессанса в лице его самых ярких представителей — Тициана, Тинторетто и Веронезе — открыта в ГМИИ до 20 августа. Рассказываем, как смотреть шедевры из итальянских и российских собраний.

О концепции выставки

Имена Тициана, Тинторетто и Веронезе знакомы зрителю наравне с Рафаэлем и Леонардо — полотна мастеров венецианского Ренессанса есть во всех крупных собраниях, а выставки классического искусства редко обходятся без их работ.

В Пушкинском музее их представили как современников, но отнюдь не всегда соперников. Тем не менее художники происходили из разных городов, значительно отличались темпераментом, и каждый из них обладал своим кругом заказчиков.

Совет

Веронезе и Тинторетто были на поколение младше Тициана — в то время как он боролся за заказы с Лоренцо Лотто, Якопо Пальмой Старшим и Порденоне, о чем красочно повествует Джорджо Вазари, Веронезе и Тинторетто еще даже не начали свои первые шаги в живописи.

Не терпящий соперников Тициан в качестве собственного преемника признал именно Веронезе — ему художник вручил золотое ожерелье и назвал его лучшим из всех мастеров, кто расписывал библиотеку Сан-Марко.

О Тинторетто есть другая легенда: юноша учился в мастерской Тициана, однако художник выставил его за дверь через 10 дней после начала занятий, позавидовав таланту подмастерья.

Стиль обоих живописцев формировался в условиях непререкаемого авторитета Тициана, что в первую очередь повлияло на цветовую палитру и манеру письма.

На выставке нет разделения между залами по мастерам или хронологии — крупноформатные работы Тинторетто соседствуют с Веронезе, а главную ось Белого зала и колоннады соединяют тонкая по своему письму «Саломея» Тициана и масштабная «Тайная вечеря» Тинторетто.

Венецианская живопись в экспозиции выставки

Говоря о золотом веке венецианской живописи, как правило, подразумевают 20-е–60-е годы XVI века. В этот период в Венеции помимо упомянутых мастеров работают также Парис Бордоне, Якопо Пальма Старший, Порденоне, Лоренцо Лотто и другие.

Если в XV столетии пальму первенства среди итальянских живописных школ занимает Флоренция, где работают Боттичелли и Леонардо, на рубеже веков — Рим с Микеланджело и Рафаэлем, то к середине XVI столетия одним из важных центров становится и Венеция.

В то время как многочисленные последователи Микеланджело и Рафаэля без устали копируют «Битву при Кашине» и фрески в ватиканских станцах, развивая тем самым жанр маньеризма, венецианские художники следуют за колористическим мастерством Раннего Возрождения в Венеции — Витторе Карпаччо и Джованни Беллини.

Обратите внимание

Именно это свойство цвета, которое часто объясняют венецианскими видами, прозрачностью воздуха и голубизной лагуны, станет отличительной чертой для всех художников венецианской школы.

В отличие от своих современников, флорентийских маньеристов, стремившихся к правильности форм человеческого тела и гармонии архитектурных композиций, главным для венецианцев становится колорит, который они прорабатывают тонкими лессировками.

Религиозные и мифологические сюжеты

Среди произведений в Белом зале сложно выделить более значимые: «Похищение Европы» Веронезе соседствует с «Грехопадением Адама и Евы» Тинторетто,  а «Венера и Адонис» Тициана — со «Снятием с креста» Тинторетто. Однако если религиозные сюжеты вполне очевидны и для неподготовленного зрителя, то с мифологическими все не так просто.

Как правило, художники обращались к «Метаморфозам» Овидия или другим античным текстам. Так, «Похищение Европы» было одним из наиболее популярных мифов в эпоху Возрождения — история повествует о молодой женщине, которую похищает превратившийся в быка Зевс.

Веронезе облачает героев античного мифа в одеяния венецианок и переносит античных богов и героев в мир своих современников.

Отдельного внимания заслуживает и картина Тициана «Венера и Адонис» из московского фонда «Классика».

Она стала одной из первых в серии аналогичных картин и послужила прототипом более известных композиций на эту тему, в том числе из коллекции музея Прадо и Метрополитен-музея.

Возлюбленный Венеры, герой Адонис, погиб во время охоты, и, чтобы сохранить о нем память, богиня вырастила из крови Адониса цветок — анемон.

Важно

Одно из наиболее важных произведений на выставке — «Саломея» Тициана. Она располагается в апсиде и, хотя и уступает большинству полотен по формату, производит впечатление не менее сильное. Взгляд Саломеи, попросившей за свой танец у царя Ирода голову Иоанна Крестителя, спокоен и безмятежен, в то время как служанка слева определенно взволнована.

Несмотря на свой грех, Саломея словно находится в состоянии внутреннего созерцания, непоколебимая внешними событиями. Бросая взгляд от Саломеи в другой конец экспозиции, зритель сталкивается с «Тайной вечерей» из церкви Сан-Маркуола.

Произведение относится к раннему периоду и считается одним из первых, созданных художником для скуол — религиозных братств, собиравших благотворительные взносы на нужды сообщества.

Заказчики и их портреты

В отличие от Тициана и Веронезе, Тинторетто много работал не на частных заказчиков, а для распространенных в Венеции скуол.

Здесь можно вспомнить оформление скуолы ди Сан-Рокко, композиции которой потом копировали итальянские и северные художники, и отдельные крупноформатные полотна.

Несмотря на наличие святого покровителя, скуолы были преимущественно светскими организациями и располагались буквально в каждом квартале Венеции.

Тинторетто писал произведения «народного» характера и делал ставку скорее на количество, чем на качество, — даже разработал скоростную технику исполнения, а также мог предложить более низкие цены, чем его конкуренты. На выставке можно увидеть и написанные им композиции для церквей — «Крещение Христа» для Сан-Сильвестро и «Встреча Марии и Елизаветы» для доминиканского монастыря.

В плане портретов Тинторетто скорее брался за заказы от дожей и прокураторов, то есть политической верхушки Венеции. К таким работам относится экспонируемый на выставке «Портрет прокуратора Антонио Капелло».

Совет

Веронезе, в свою очередь, писал образы разбогатевшей венецианской буржуазии — класса, к которому сам принадлежал.

Среди его портретов на выставке представлен «Дворянин в мехах», изображающий Даниэле Барбаро, эрудита и ученого, переводчика Витрувия, автора главного античного трактата об архитектуре.

Тициана, напротив, принято считать портретистом высших политических и религиозных лиц. Именно ему принадлежат портреты императора Священной Римской империи Карла V и папы Павла III, а также целого ряда наиболее могущественных людей эпохи.

На выставке представлен его портрет кардинала Алессандро Фарнезе, сына папы Павла III, которого называли «великим принцем Возрождения» благодаря его меценатской деятельности, на что намекает элегантная перчатка в руке.

Ревностный католик, именно он инициировал строительство церкви Иль-Джезу в Риме — главного оплота иезуитов.

Хотя на выставке представлено чуть более двадцати картин, они дают весьма яркое представление о венецианском искусстве середины XVI века.

Палаццо Барберини и галерея Дориа-Памфили в Риме, галерея Академии в Венеции, Музей Кастельвеккьо в Вероне, Национальная картинная галерея и целый ряд церквей позаимствовали для московской выставки дополняющие друг друга полотна, которые едва ли скоро можно будет увидеть вместе снова.

Источник: https://www.buro247.ru/culture/arts/26-jul-2017-tician-tintoretto-veronese-guide.html

Тинторетто

Картина Якопо Тинторетто «Похищение Елены» иллюстрирует древнегреческий миф о похищении прекрасной Елены. Тинторетто творил в эпоху позднего Ренессанса, поэтому мифы Античных времен были невероятно востребованы и пользовались большой популярностью. Однако мастер решил […]

На полотне Якопо Тинторетто изображен классический библейский сюжет. Художник приоткрывает для нас, зрителей, завесу тайны и позволяет увидеть момент создания мира. Главная роль на полотне отводится, разумеется, фигуре Бога. Художники довольно редко […]

«Битва архангела Михаила с сатаной» – картина, написанная Якопо Тинторетто на библейский сюжет. В Новом завете Библии говорится о великой битве между добром и злом. Дьявол в обличии дракона сражается с архангелом. […]

Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти) родился в Венеции, в семье красильщика. Собственно, его прозвище и означает “маленький красильщик”. Всю жизнь художник оставался верен среде ремесленников, из которой вышел, проживая довольно скромную жизнь. […]

Обратите внимание

Одной из первых работ живописца Якопо Тинторетто считается его «Венера, Вулкан и Марс». Картина изображена маслом на холсте, в 1550 годах. Размер полотна 135х198 см. В ней мы четко прослеживаем насколько сильно […]

Якопо Робусти (псевдоним Тинторетто, что в переводе обозначает «маленький красильщик») родился и вырос в Венеции. Прозвище свое получил из-за своего отца – красильщика шелка. Любовь к рисованию у маленького Якопо проявилась еще […]

Работа «Рай» является самым большим полотном в мире. Невозможно предположить, что такой масштабный замысел художника можно было воплотить в меньшем размере. Тинторетто изобразил на полотне реальных людей и ангелов. Передний план картины […]

Якопо Тинторетто написал картину «Распятие» по классическому библейскому сюжету. Стиль написания характерен для зрелого периода творческого пути художника. Работа отображает множество образов, над которыми живописец работал несколько лет. В центре композиции отображена […]

Перед нами грандиозный автопортрет, который художник написал в возрасте 70 лет. Творение действительно впечатляет до глубины души. Что касается цветов, то создается впечатление монохромности. Это неслучайно. Именно так художник воздействует на нас […]

Тинторетто – уроженец Венеции, представитель школы позднего Ренессанса, что, впрочем, весьма условно – для его работ характерен определенный стиль, созданный им за годы работы. Для него характерна мастерская работа со светом, мелкие […]

Источник: https://opisanie-kartin.com/tintoretto/

Якопо Тинторетто – картины

Якопо Тинторетто – мастер венецианской школы живописи эпохи Высокого Возрождения, который совершил удивительное открытие для своего зрителя в аспекте использования работ со светом для достижения необходимого эмоционально-образного эффекта в художественных произведениях. Его можно назвать предтечей художников стиля барокко по напряженности и динамике изображаемого. В 2018 году всеми почитателями творчества Тинторетто будет отмечаться круглая дата – 500 лет со дня рождения живописца.

Начало: художник эпохи Возрождения

Тинторетто – уроженец Венеции. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Сыну при рождении дал имя Якопо. Прозвище, под которым Якопо Робусти известен в истории искусства, дословно и означает “маленький красильщик”.

Такое прозвище он получил, вероятно, в связи с тем, что с раннего возраста помогал малярам в их работе, а еще очень любил рисовать углем и папиными красками на стенах домов.

В качестве своих учителей называл своего первого реального учителя – Тициана, а также Леонардо да Винчи и Микеланджело, которых почитал за идеал художника.

Первые самостоятельные работы художник выполнил на мифологические темы. В 21 год Якопо стал хозяином художественной мастерской и на правах старшего получал наиболее выгодные заказы. Среди них – известное полотно Тинторетто “Тайная вечеря”.

“Тайная вечеря”: описание первой версии

На этот популярный у художников сюжет Тинторетто создал два полотна в разные периоды развития своего мастерства: в начале пути и ближе к его концу. Между их написанием прошло 45 лет.

Есть и промежуточный вариант, датированный 1579-1581 годами, то есть через 34 года после первой и за 11 лет до последней.

Сравнение этих картин дает возможность увидеть процесс становления творческого почерка художника.

Важно

Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Место, в котором разворачивается сюжет преломления хлеба Иисусом Христом в присутствии 12 апостолов, не похоже на дворец, как у многих живописцев, да и вообще мало просматривается.

С трудом на заднем плане мы можем различить окна выше роста человека, начинающиеся от пола и образующие аркаду полуциркульных арок за спиной Иисуса. По центру небогатого помещения, пол которого вымощен квадратными каменными плитами, стоит прямоугольный недлинный стол, накрытый белоснежной скатертью.

Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Иисус повернут к зрителю лицом. Большинство апостолов – в профиль. Трое повернуты к нам затылком, причем один из них одет в черные одежды и отделен от прочих пустыми табуретами.

Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. С обеих сторон картины на переднем плане расположились молодые женщины, одетые в белоснежные одежды. Одна из них – в сопровождении пухленьких маленьких детей и черной собаки, спокойно сидящей на полу.

Сценка могла бы вполне соответствовать бытовому сюжету, только неярко светящиеся нимбы вокруг голов Иисуса и апостолов напоминают об истинном событии. Все персонажи находятся в зоне освещенности. Иисус Христос еще не преломил хлеб, и даже не взял его – перед ним пока стоит полная тарелка. Он ведет беседу со своими учениками.

Вторая версия картины

Эта “Тайная вечеря” Тинторетто более развернута в вертикаль, а персонажи как бы отодвинуты от зрителя. К нижнему краю картины спускаются ступени, на которых сидит девушка, а подле лежит ее гитара и стоит дорожный узелок, возлежит мужчина. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака.

Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Возможно, девушка, мужчина и собака путешествуют вместе и зарабатываю на кусок хлеба музыкой. Каждый созерцающий это событие становится как бы его участником благодаря “открытой” композиции.

И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.

Совет

Место, в котором происходит трапеза, больше напоминает кабачок или таверну. Пол, как и в первой версии, выложен из квадратных плит двух цветов. Стол покрыт скатертью, но уже не белоснежной, а скорее сероватой.

Он низкий, и сидящие разместились на перевернутых боком табуретах. У торцевого конца стола на коленях в красноватого оттенка одеждах – Иисус Христос. Он, в отличие от предыдущего полотна, повернут полупрофилем.

По левой стороне стола третьим сидит человек в белой одежде, отмеченной в районе лопаток розоватыми пятнами, и спущенном черном плаще. Он – единственный, кто повернут к зрителю спиной. Видимо, это Иуда. Иисус в левой руке уже держит хлеб, но еще продолжает вести беседу.

Стол уже не делает акцент на центре картины, он располагается по диагонали от левого нижнего к центру правой стороны полотна. Он находится как бы немного сбоку, скромно и изолированно, образуя отдельный мир Иисуса и его учеников.

На дальнем плане картины Тинторетто мы видим ступени, ведущие на внутреннюю террасу таверны, где стены украшены цветными росписями, люди – нарядны. Они находятся по социальной лестнице выше, чем прочие. И лестницы между уровнями-планами могут рассматриваться как символ социального размежевания общества.

В отличие от первого варианта, в этом полотне больше живой обыденности, динамики и реалистической составляющей. А вот колорит гораздо более сдержан, многозначен и приглушен.

При этом Тинторетто продолжает совершенствовать работу по использованию света для создания эмоционального и смыслового акцента.

И освещенный дверной проем на дальнем плане можно трактовать как выход из грядущей ситуации. Но что будет, если в него выйти?..

Последняя версия

Последний вариант картины Тинторетто совсем далек от первого и гораздо более близок к барочной живописи. При всей монохромности колорита художник использует цветовые символы, и особое значение приобретают световые акценты, создавая контрасты и атмосферу мистического характера.

Событие показано автором как бытовая трапеза в таверне, где в активное действие включены все персонажи – и главные, и второстепенные. Особого напряжения и динамичности Тинторетто достигает через необычные для эпохи ракурсы и позы.

Стол, покрытый белой скатертью, служит разделительной чертой полотна на две зоны, отделяя суетную мирскую жизнь от мира Иисуса и апостолов. Светом выделяется та часть, где расположились главные библейские персонажи.

Обратите внимание

Иисус расположен не во главе стола, а среди своих учеников. Он уже разломил хлеб и раздает его апостолам. Ближе всех к зрителю, у самого края стола, располагается одетый в черный плащ Иуда.

С ним никто из апостолов не общается, зато простолюдин что-то нашептывает на ухо.

Сверху, под тяжелым плоским потолком, вьются персонажи с крыльями: то ли ангелы, то ли демоны. Но они четко разделены на две группы соответственно зонам. Одни более призрачны, другие изображены более материально. Все происходящее под потолком добавляет мрачной мистичности произведению.

Тинторетто-портретист

Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Мастер выбирает форму поколенного портрета. При этом атрибуты почти исключает – в качестве средства художественной выразительности они ему не нужны.

В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Например, о благородстве и достоинстве Альвизе Корнаро или о дальновидности и мудрости венецианского дожа Лоренцо Соранцо.

Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Сами изображения просты и лаконичны, цветовая гамма скупа и не отвлекает от восприятия личности.

Есть в его коллекции и автопортрет, где из темного фона будто бы выплывает светлый овал испещренного морщинами лица глубокого и тонко чувствующего человека, много чего повидавшего в жизни.

Характеристика творчества

Ранним произведениям Тинторетто уже была свойственна классичность исполнительской манеры, но в дальнейшем художник нашел свой путь в живописи, совсем отличный от традиционного. Для его произведений характерны:

  • широкий мазок;
  • сложные ракурсы;
  • высокий горизонт;
  • богатый узор линий;
  • сдержанный колорит;
  • легкие и полупрозрачные образы на дальнем плане;
  • использование сети легких мазков для создания дальнего плана;
  • толстые, грубые линии;
  • световые акценты;
  • высокая динамика и энергетика;
  • использование впечатлений и образов бытовой стороны жизни.

“Чудо святого Марка”

Это полотно можно по праву назвать первым шедевром в творчестве Тинторетто. Суть истории не нова: раб-христианин повержен толпою язычников на землю и избиваем ею. Его ожидает страшная казнь.

Но вдруг с Неба спускается святой Марк и совершает чудо – тело христианина становится настолько прочным, что от него отскакивают все удары, а пакли и мечи разбиваются. Мы видим недоумение людей, узревших это чудо.

Постепенно толпа начинает бежать с площади.

Автор использует приемы, которые потом станут “визитной карточкой” его творчества: динамику поз и ракурсов.

За счет них направляются сюжетные потоки и внимание зрителей, разделение поля картины на зоны и выделение светом важных по смысловым акцентам моментов, персонажей, объектов.

Важно

Самая динамичная фигура в этой, еще не лишенной традиционности средств художественной выразительности Возрождения картине – святой Марк, покровитель Венеции.

При помощи поз людей из толпы внимание зрителя притягивается к центру холста, а затем постепенно перемещается к световым пятнам, которые формируют пустоты в оттекающей постепенно толпе. Яркая цветовая гамма композиции человеческих тел на переднем плане еще более выделяется при помощи контраста: на заднем плане мы видим освещенный солнцем городской пейзаж, выполненный в очень светлых и чистых тонах.

“Битва архангела Михаила с Сатаной”

Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство! Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Особо интересно в этом плане полотно “Битва архангела Михаила с Сатаной”.

Стремительно налетает небесное воинство, и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Падают с ними и поверженные ангелы.

И опять излюбленный прием деления полотна на зоны: стремительное копье, разящее сатанинское отродье, разделяет картину по диагонали: в одной части – Мадонна с младенцем Иисусом на руках взирает с небес на битву, опираясь ногою на перевернутый серп луны, а другою утопая в белоснежном облаке.

Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи, исходящие от дланей Бога-Отца. Он воспарил над всеми и на просто благословляет архангела Михаила на битву, но и сам деятельно помогает ее исходу. И снова Тинторетто объединяет в своей технике материальность образов и призрачность свечения.

“Грехопадение Адама и Евы”

Это одно из ранних произведений Тинторетто. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева).

Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения.

В ней использованы плавные струящиеся линии, почти отсутствует свойственная художнику динамика, но вот особое владение светом насыщает пастельный монотонный пейзаж мягким и теплым свечением, как будто бы разливающимся на все благодатью Божьей.

“Юдифь”

Для создания удивительного произведения “Юдифь” Тинторетто использовал сюжет, не менее популярный, чем “Тайная вечеря”. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – “Юдифь и Олоферн”.

В этой истории рассказывается о военачальнике вавилонского царя Навуходоносора Олоферне, который был умерщвлен израильской вдовой по имени Юдифь. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ.

В вариации Тинторетто мы видим ту часть сюжета, в которой Юдифь и ее служанка собираются унести отсеченную голову Олоферна. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения.

Совет

Очень материально выписана текстура тканей, использован насыщенный, сочный колорит.

А фигура Юдифи, склоненная в сторону, является косой осью, делящей плоскость полотна на две части. Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы.

Тело Олоферна расположено таким образом, что кажется, будто он мирно спит, запрокинув голову, а Юдифь укрывает спящего. Вторая часть картины динамична и напряженна: автор использует для создания необходимого эффекта затененность и много черных пятен. Драматизма добавляет и сильно скрученная фигура служанки, прячущей голову Олоферна за спину в складки одежды.

Церковные заказы

Речь идет о картине “Поклонение Золотому тельцу”, написанной для церкви Санта-Мариа-дель-Орто.

Она размещается слева от центрального произведения, выполненного в форме полуциркульной арки, и передает содержание ветхозаветной легенды о том, как спасшиеся из Египта и бродившие по пустыне в поисках Земли обетованной иудеи разуверились в Боге и снова стали поклоняться языческим идолам, один из которых являл собою быка, выполненного из золота. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. Именно он передал своему народу скрижали от Бога, где были высечены заповеди, по которым люди должны были жить.

Условно картина делится на две части – большую нижнюю, выделенную затемнением, и верхнюю светлую. В нижней помещены все, кто погряз в грехах и ересях. В верхней – просветленный Моисей и те, кто пошел за ним.

Вертикальной осью, вдоль которой идет деление и размещение персонажей, выступает гора Синай. Горизонтальной – темные облака и тенты над головами грешников.

Картина вся пронизана активным движением и насыщена персонажами, что свойственно кисти живописца.

“Страшный суд”

Произведение из ряда библейских, продолжающее в его творчестве историю существования мира. Свой “Страшный суд” Тинторетто, как и упомянутую выше картину, писал для алтаря церкви Санта-Мариа-дель-Орто. Расположено произведение справа.

Многофигурное полотно, выполненное, как и предыдущее, в коричневато-охристой гамме с использованием цветовых пятен, помогает притягивать и перемещать взгляд зрителя в авторской логике. Явно в нем можно насчитать пять горизонтальных ярусов: снизу-вверх – от темного к светлому.

Наверху на облаке – Деисус: в центре Иисус Христос, справа от него Дева Мария, слева – Иоанн Креститель. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Немного схоже с дантовскими “кругами”. Чуть ниже – ангельское войско, исполняющее вердикт.

“Даная”

Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно “Даная”. Тинторетто в основу произведения положил миф о дочери царя Аргоса, сын которой, по предсказанию оракула, должен был убить своего деда. Царь не решился на убийство дочери, но замуровал подальше от людских глаз, чтобы у нее не могло быть детей.

Даная посвятила себя Зевсу. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. От этого союза у Данаи родился Персей, диск которого на спортивных состязаниях случайно попал в голову деда и убил его. Так сбылось предсказание оракула.

Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае.

“Происхождение Млечного пути”

Картина, которая считается одной из звездных работ мастера среди всех произведений мифологического содержания. Сюжет его связан с мифом о Зевсе, который хотел одарить своего сына от земной женщины, Геракла, бессмертием. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной.

Из капель, пролившихся на небо, и образовался Млечный путь. Композиция, созданная Тинторетто, очень нарядна и выполнена в сочных ярких и в то же время чистых и нежных красках. Кроме главных участников истории, на полотне мы видим большое количество второстепенных персонажей.

Но второстепенными они являются лишь с виду, а на самом деле все элементы и герои картины являются аллегорическими изображениями, раскрывающими скрытый смысл произведения.

Обратите внимание

В построении композиции мастер использует свойственное ему деление полотна на зоны – в данном случае, как и в “Юдифи и Олоферне”, наклонной осью является фигура спящей на небесном ложе Геры.

Таким образом, творчество Тинторетто стало пограничным между эпохой Возрождения и эпохой Нового времени в итальянской живописи.

Источник: https://www.syl.ru/article/333501/yakopo-tintoretto—kartinyi-taynaya-vecherya-strashnyiy-sud-yudif-poklonenie-zolotomu-teltsu-hudojnik-epohi-vozrojdeniya

Творчество Тинторетто

Усиливающийся кризис ренессансных идеалов остро дает о себе знать в творчестве последнего великого художника эпохи Возрождения – Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти, 1518–1594).

Созданные им произведения по глубине, значительности, мастерству по уступают самым крупным явлениям эпохи Возрождения.

Его бунтарское искусство, полное страстности, титанической мощи, пронизано необузданной фантазией, одухотворенностью, динамикой, выражающей эмоциональные порывы.

Тинторетто дерзко ниспровергал привычное для Возрождения обобщенно-идеальное восприятие мира, отойдя от традиционной трактовки религиозных тем, усилив жанровую и психологическую выразительность, которые сочетаются с экстатической приподнятостью. Жизнь воспринимается им во временном потоке, в движении.

Сын красильщика шелка («тинторетто» – «красильщик», отсюда его прозвище), Тинторетто на всю жизнь сохранил яркий демократизм своего искусства.

Человек высоких моральных качеств, бескорыстный и скромный, ои ценой громадного напряжения воли создавал грандиозные по размаху декоративные росписи и целые циклы фресок, алтарные картины, объединенные в ансамбли, портреты своих современников.

Ранние произведения Тинторетто исполнены в традициях Высокого Возрождения, с его величием, героикой, оптимизмом.

Важно

Но уже в них ощущается повышенный интерес художника к динамике резко освещенной формы, необычным ракурсам, к изображению народной толпы, охваченной единым действием, настроением, состоянием.

Бурное движение пронизывает большую многофигурную композицию «Чудо святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии), где охваченная смятением толпа народа созерцает чудо – появление с иеба святого Марка, который останавливает казнь несправедливо осужденного человека.

Но не отдельный герой, а вся толпа людей привлекает внимание художника. Стремительное падение сверху фигуры святого, бурная жестикуляция присутствующих, мощная моделировка форм и, самое главное, словно горящие краски – алые и вишневые рядом с зелеными и золотом – сообщают сцене повышенно-эмоциональный характер.

Еще большая взволнованность, подчеркнутый динамизм и пространственность решений знаменуют последующие фазы в творчестве Тинторетто. По динамичной спиралевидной линии строится композиция «Введение Марии во храм» (около 1555, Венеция, церковь Санта-Мария дель Орто), в которой подчеркнуто развитие действия, ощущение высокого духовного подъема.

Изящная фигурка Марии, поднимающейся по лестнице, четким силуэтом выделяется па светлом фоне неба, а неожиданно сильные ракурсы второстепенных персонажей, вынесенных на передний план, смещают все представления о стройной логике построений.

Драматическое мировосприятие Тинторетто и мощная пластика форм нашли яркое выражение в «Тайной вечере» (около 1560, Венеция, церковь Сан-Тровазо). Порывая с традиционным решением этого сюжета, художник переносит действие в полуподвальное помещение таверны, располагая стол и сидящих за ним апостолов под углом к картинной плоскости.

Верхний боковой свет способствует выявлению объемов, беспорядочность движений создает впечатление случайно подмеченной сцены, а мелкие жанровые эпизоды лишь усиливают драматизм главного действия.

Грандиозный размах дарования Тинторетто проявился в ансамбле Скуола ди Сан-Рокко. По стенам и потолкам этого двухэтажного помещения размещены громадные многофигурные композиции, в которых ощущается подлинная народная основа творчества Тинторетто.

Совет

Среди них выделяется глубоким драматизмом и повышенной эмоциональностью «Распятие» (1565–1588) – монументальная композиция, изображающая толпы людей, смятенных и любопытствующих, скорбных и торжествующих при виде распятия. У самого подножия креста – группа близких, потрясенных видом открывшегося им страдания.

И над всем этим морем людей, в фосфоресцирующем сиянии зари высится крест с распятым Христом, как будто простирающим руки, охватывающие волнующийся, беспокойный мир.

Неисчислимая армия сражающихся воинов становится главным действующим лицом исторической картины «Битва при Заре» (около 1585, Венеция, дворец Дожей).

Толпы людей наполняют другие монументальные росписи дворца Дожей и церкви Сан-Джорджо Маджоре.

Эти поздние многоплановые по композиционным построениям произведения Тинторетто отличают сложная атмосфера взволнованного чувства, мечта о моральном возрождении человека, глубокое раздумье.

В «Сборе манны» (1594, Венеция, церковь Сан-Джорджо Маджоре) религиозный сюжет развертывается на втором плане композиции. Сияющий серебристо-зеленоватый свет окутывает дали, скользит по фигурам, как бы способствуя раскрытию красоты людей, занятых трудом,– прачки и кузнеца, пряхи и крестьянина.

И не мифологический сбор манны небесной, но реальный труд показывает художник в своем произведении, поэтизируя его.

Гений Тинторетто в этих работах предвосхищает позднейшие достижения реалистов 17 века, и прежде всего Рембрандта, который глубоко чувствовал поэзию обыденного и сумел раскрыть нравственный мир обыкновенного человека.

Обратите внимание

Драматичное, полное эмоциональной силы искусство Тинторетто не только завершает этап позднего Возрождения, но намечает пути дальнейшего развития европейского искусства.

Тинторетто Якопо. Картины →

История зарубежного искусства →

Источник: http://smallbay.ru/article/later_renaiss_tintoretto.html

Тинторетто – Культура эпохи возрождения италии / якопо тинторетто, картины, тайная вечеря, биография

Видеоматериалы

Якопо Робусти (1518 — 1594) — итальянский художник, который получил прозвище Тинторетто. Тинторетто родился в Венеции и провел в ней всю свою жизнь. Необходимо сказать, что прозвище художника происходит непосредственно от профессии его папы — Джованни Баттиста Робусти, который был красильщиком шелковых тканей.

Ранняя манера Тинторетто во многом отличается от традиции Лагуны; истоки творчества талантливого художника лежат далеко за пределами Венеции.

Следует отметить, что после непродолжительного обучения у Тициана, которое было прервано по причине возникшего противостояния между мастером и его талантливым учеником, Тинторетто вскоре испытывает влияние новых тосканских, римских и эмилийских открытий.

Отметим, что первые образы данного художника восходят всё-таки к маньеристической стилистике, а также к формулам Пармиджанино, а по повествовательности достаточно похожи с приемами Андреа Скьявоне.

Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года.

Адам и Ева

Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело).

Данные культурные заимствования были сведены художником к различным стилистическим элементам: немного удлиненные фигуры, достаточно динамичные формы, явная страсть к изгибам линий, а также подчеркнутая пластичность — все эти черты итальянский художник передает в индивидуальной манере, а также оживляет их оригинальными эффектами света и новым пониманием пространства.

Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648).

Важно

Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко.

Именно эти произведения смогли выступить поворотным этапом в творчестве итальянского художника, став моментом начала работы с разнообразными религиозными братствами, спустя время ставшими его постоянными клиентами.

Тинторетто уникальным образом сумел приспособить собственные выразительные художественные средства к достаточно специфическим народным религиозным верованиям, а также сделать их сутью собственного поэтического мира. В композиции «Святой Рох исцеляющий чумных» цвет сведен к уникальным светотеневым эффектам, которые создают атмосферу чуда. Данный эффект является первым достижением художника в сфере света.

Вулкан, Марс и Венера

В 1550-1552 года влияние современной венецианской культуры проявляется в стиле достаточно схожим с тицианским стилем, а также в новом ощущении пейзажа. В картинах, которые были написаны в 1553-1555 года, колорит по собственному характеру восходит к искусству Веронезе.

Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути.

Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях).

Зрелый период. Примерно в 1560-е годы Тинторетто достигает полноценной творческой зрелости и начинает довольно смелые и всегда неожиданные художественные поиски. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины.

Отметим, что две из трёх картин имеют композицию, где на фоне архитектурных кулис происходит театрализованное действие. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто.

Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви.

Происхождение млечного пути

Одержав в 1564 году победу в тендере на роспись в Скуола ди Сан-Рокко, художник уже в следующем году начинает писать цикл композиций. Тинторетто пишет их за несколько подходов и завершает только в 1587 году.

Именно эти композиции являются высшим и самым законченным образцом его искусства.

Отметим, что динамическая мощь его яркой живописи выражена здесь не столько в движении, чаще всего в очень головокружительном, а сколько в своеобразной стихийности и нестандартной стремительности мазка.

Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»).

Совет

Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов.

Данный жанр был органичен для художника-визионера, который мог охватить основные черты грубой реальности. Он рисует образы стариков благородных и очень трогательных волнующих до самой глубины души.

Суссана и старцы

В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены — на плафоне; а также «Сцены из жизни Христа» — на церковных стенах).

Данная работа стала пиком поэтического искусства Тинторетто и одним из высочайших достижений маньеризма.

Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения.

Драматизм, а также мистическая эмоциональность в толковании уникальных библейских сюжетов определяется очень высоким моральным духом. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом.

С 1580 года из-за огромного скопления заказов у Тинторетто появилась острая потребность в целой команде помощников. Именно под руководством великого мастера они получили возможность работать в Большом Зале в Скуола ди Сан-Рокко.

Однако, многие другие произведения, описываемого периода, в которых роль помощников была очень важной, по качеству значительно уступают лучшим работам талантливого художника. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто.

Эти работы ярко свидетельствуют о достаточно экспрессивной виртуозности пылкого и очень романтичного мастера. В особенности это проявляется в сравнении с восьмью сценами «Праздников семьи Гонзага», которые были заказаны Гульельмо Гонзага примерно в 1579 году и закончены весной 1580 года.

Обратите внимание

В них выражается грубая групповая работа, даже несмотря на ощутимое участие сына художника Доменико. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей.

Ариадна, Венера и Бахус

Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма.

Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти.

«Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто.

Источник: http://flourishing.ru/late-renaissance/tintoretto

Ссылка на основную публикацию