Ренуар “девушки в черном”. почему на картине нет черного цвета – все о живописи

Музы Ренуара, или Гимн женской красоте: чьи портреты писал художник на протяжении всей жизни

Музы Ренуара, или Гимн женской красоте: чьи портреты писал художник на протяжении всей жизни alindomikDecember 3rd, 2016

Огюст Ренуар. Слева – *Девушки в черном*, 1880-1882. Справа – *Лето* (*Девушка-цыганка*), 1868

Великий французский художник-импрессионист Огюст Ренуар говорил: «Я еще не умел ходить, а уже любил женщин». Женщины были для него воплощением гармонии и красоты, источником вдохновения и главной темой творчества. У него было много возлюбленных, но только Лиза Трео, Маргарита Легран и Алина Шариго стали для него музами на долгие годы.

Огюст Ренуар. Молодая женщина в лодке, 1870

Ренуара называли певцом радости жизни. Он говорил: «Для меня картина… должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да – красивой! В жизни достаточно скучных вещей… Я знаю, трудно добиться признания того, что большое искусство может быть радостным».

Огюст Ренуар. Слева – *Лиза с зонтиком*, 1867. Справа – *Женщина с попугаем*, 1871

Огюст Ренуар. Одалиска (Алжирская женщина), 1870

В течение 7 лет музой Ренуара была Лиза Трео. Они познакомились, когда девушке было 18 лет, а художнику – 24 года. Он изобразил ее на картинах «Лиза с зонтиком», «Лето», «Дама в лодке», «Женщина с попугаем», «Одалиска» и других (всего около 20 работ).

Обратите внимание

Инициатором их разрыва стала Лиза после того, как Пьер Огюст отказался на ней жениться, даже после того, как был принят в доме ее родителей как зять.

Огюст Ренуар. Слева – *Бал в Мулен де ла Галетт*, 1876. Фрагмент.

Справа – *Чашка шоколада*, 1878

Все лето 1876 г. Ренуар работал над картиной «Бал в Мулен де ла Галетт». Следуя своей привычке, он изобразил на полотне не профессиональных натурщиков, а своих друзей и знакомых.

В левой части картины изображена танцующая девушка. В этом образе художник увековечил свою юную музу – 16-летнюю швею Маргариту Легран, которую на Монмартре прозвали Малышка Марго.

Огюст Ренуар.

Бал в Мулен де ла Галетт, 1876

Художник познакомился с ней в 1875 г. Марго стала его возлюбленной и музой на 4 года. Его не смущало то, что знакомые характеризовали ее как развязную уличную девчонку, которая водила знакомство с подозрительными личностями.

Ему нравился ее бойкий нрав и безудержная веселость. Она позировала для таких картин как «Качели», «Девушка в лодке», «После концерта» и «Чашка шоколада». А в 1879 г. она скончалась от оспы. Для Ренуара это стало большим потрясением.

Огюст Ренуар.

Мадам Ренуар с собакой, 1880

Актриса Жанна Самари, портреты которой писал Ренуар, утверждала: «Ренуар не создан для брака. Он сочетается узами брака со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». Однако любвеобильный художник все же женился. Его сердце покорила Алина Шариго.

Огюст Ренуар. Слева – *Танец в деревне*, 1882-1883. Справа – *В саду*, 1888

Художник был очарован 20-летней ученицей модистки и пригласил ее поработать с ним в качестве натурщицы.

Алина согласилась, хотя была далека от живописи: «Я ничего не понимала, но мне нравилось смотреть, как он пишет, –позже рассказывала Алина своим детям.

– Я только знала, что Огюст был создан, чтобы писать, как виноградник – чтобы давать вино».

Огюст Ренуар. Завтрак гребцов, 1881. На первом плане – Алина, играющая с собачкой

Важно

Ренуар долго сопротивлялся возникшему чувству и не хотел воспринимать его всерьез. Он даже пытался порвать с Алиной и отправился в путешествие, но по возвращении все же остался с ней. Их совместная жизнь была на удивление спокойной и счастливой, но жениться он не спешил.

Свадьба состоялась, когда их сыну шел уже пятый год. Благодаря мудрости и терпению Алины Шариго их брак оказался долговечным: в течение 35 лет женщина закрывала глаза на измены мужа, считая, что у художников иначе и не бывает.

Огюст Ренуар. Слева – *Материнство*, 1886.

Справа – *Белокурая купальщица*, 1880-1882

Алина оставалась рядом с ним и тогда, когда болезнь приковала его к инвалидному креслу и он едва мог держать кисти в руках. Когда Анри Матисс спросил его о том, почему он не откажется от работы, если каждое движение приносит такие страдания, Ренуар ответил: «Боль проходит, красота остается…».

Огюст Ренуар. Разговор в лодке (Ренуар и Алина Шариго), 1880-1881

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/020516/29361/

Источник: https://alindomik.livejournal.com/5633067.html

П.Гриневич “Портрет девушки в черном цвете”. Отзыв

Продолжаю разгружать “очерёдный” список =)

Сегодняшняя рецензия на “Портрет девушки в черном цвете”!

Общее впечатление:

  • Исключительно положительное =)

А теперь подробнее:

  • Очень интересный запутанный сюжет. Много резких неожиданных поворотов, после которых появляются вопросы. С каждой главой они всё копятся и копятся, получить ответы на них кажется просто необходимым!.. И в конце они вываливаются на читателя практически скопом, вмиг освобождая его плечи от этого тяжкого груза. Невероятное ощущение =)
  • Язык богатый, лёгкий и приятный, а подача сюжета – неординарная.
  • Немного о структуре книги. Сцены из прошлого перемежаются сценами из настоящего, места сменяют друг друга калейдоскопом… И везде – сплошные намёки и мимолётные воспоминания! Очень необычно.
  • Динамичное повествование. Нет, сказать, что роман – сплошной экшн и действия, нельзя. Но и спокойствия ждать не стоит =) Всего в меру. Мне скучно не было =)
  • Очень живые описания мест и времени, в которых происходят описываемые события. Пара точных фраз – и всё на месте =)
  • В целом в романе весьма красочные описания, прекрасные сравнения и чудесно подобранные аналогии. Да и эмоции передаются отлично.
  • А в конце ещё и романтика проступила! Просто кайф =)

Из замечаний:

  • Имеется некоторое количество стилистических и множество пунктуационных ошибок. Лично по мне они нарушают ритм текста и слегка мешают его восприятию. Но примерно после 20-ой главы дело пошло на убыль (уж не знаю, почему) – их стало меньше, отвлекаться на них, соответственно, я тоже стала меньше. А вообще книга вроде бы в процессе вычитки и редакции, так что этот минус можно смело отправлять в прошлое =)
  • Очень, просто невероятно много имён! А так как история в виде вставок из прошлого показывается очень отрывочно, до последнего приходится держать их в голове. Потому что раскрывается всё только там. И то не до конца =) Но это скорее нейтральный минус. Без него роман не получился бы таким загадочным! =) Правда, в конце имеется список имён со значениями, но, как читатель, я была бы рада видеть там ещё и генеалогическое древо. А с номерами глав, где впервые упоминается то или иное имя – было бы вообще идеально! =)
  • Исторические факты. Тоже мой личный минус, потому что я не разбираюсь и не люблю историю, но признаю, что она добавляет книге вес, и многих данный пункт наверняка привлечёт. Ведь он позволяет усомниться в вымышленности показанных событий. А вдруг?.. Никто же не знает, как было на самом деле =) Мне же было сложно понять смысл текста за множеством специфических слов =( Я бы раскрыла исторические события чуть более подробно – в виде сносок или отдельной главой в конце книги – на усмотрение автора. Но это совет с личной колокольни рецензента =)
  • И, собственно, сами термины. Я встречала здесь авторов, которые объясняют любые, даже самые простые, хоть и редко используемые в жизни, слова. Делают сноски (если это можно так назвать на ЛЭ). Вот в “Портрете” мне их действительно не хватило…
  • Наконец, единственное стоящее замечание. Уже не помню в какой главе, но проскочило слово “грёбанный”. И меня словно окунули в прорубь. На фоне весьма интеллектуального стиля повествования сленг выглядел неуместно.

Итог:
Книга интересна. Действительно.

Отличная идея, настоящее погружение в историю, ощущение реальности описываемых событий… Роман не отпускает и после прочтения, в основном именно благодаря своей недосказанности.

Но те, кто предпочитают лёгкое бездумное чтение – могут смело идти мимо =) Додумывать придётся много. Этим мне “Портрет” напомнил книги Пелевина, столь модные ныне в некоторых кругах.

А Полине большое спасибо за чудесное произведение! Мне понравилось =)
Жду продолжения =)

P.S. Не относящееся к отзыву.
Желающие получить похожий отзыв на свою книгу могут заглянуть в мою группу VK. Там есть обсуждение, где потихоньку формируется рецензентский список чтения. Место в очереди найдётся всем =)

Источник: https://litnet.com/ru/blogs/post/35476

Описание картины пьера огюста ренуара «девушки в черном» – Описание картин

Описание картины Пьера Огюста Ренуара «Девушки в черном»

Пьер Огюст Ренуар – один из ярчайших представителей импрессионизма, причем он первый из художников этого направления прославился и добился успеха.

Между тем, всю свою жизнь пытался откреститься от этого жанра, пытаясь доказать свою приверженность классическим традициям и добиться признания официального Салона. Чаще всего писал светские портреты и жанровые сценки, особое место в его творчестве занимали женские и детские портреты.

Моделями для художника часто служила его жена Алина Шариго и их общие дети. Все эти работы проникнуты большой любовью и теплом к изображаемым.

В самом начале самостоятельного творчества, работая на пленэре, Ренуар случайно познакомился с чрезвычайно популярным в те годы художником Нарсисом Диасом, испанцем по происхождению. Работы Диаса неизменно восхищали Пьера Огюста.

Диас же, посмотрев на написанный Ренуаром пейзаж, удивился: «Написано очень хорошо, но какого черта вы пишете таким черным цветом?» Именно в тот момент Ренуар пересмотрел свои взгляды на используемую палитру красок – его картины стали намного более светлыми и яркими даже в области теней, он в принципе перестал пользоваться черной краской.

Художник старался запечатлеть переливы красок, игру солнечных лучей на предметах и телах, подвижные тени и случайные цветовые рефлексы, мерцание натуры. «Девушки в черном» – редкое исключение из правил в творчестве автора.

Эта картина – одна из первых, где Ренуар отказывается от мелких, дробящихся на детали мазков в пользу широких и спокойных, плавных линий, постепенных переходов одной краски в другую.

Совет

Сейчас мы можем только гадать, что за девушки изображены на картине и что значат их черные наряды.

Что это – стильные и модные платья, униформа гимназисток, или временный траур по ушедшему родственнику? Если рассматривать картину вблизи, то ясно видно, что черного цвета как такового в картине нет, а платья на самом деле темно-синие.

Но были ли они такими на самом деле или художник был верен себе, отказываясь брать в руки тюбик с черным маслом? Детально разглядывая ткань платьев, можно заметить и зеленоватые, и бордовые блики.

Две модели изображены в разных ракурсах. Одна из них – анфас, смотрит прямо на зрителя, мы можем подробно рассмотреть ее простые, трогательные черты – миндалевидные глаза, маленькие пухлые губы. Рукой девушка задумчиво касается лица, то ли лаская себя, то ли пытаясь поправить волосы.

Вторая героиня написана в профиль и менее тщательно, обращает на себя внимание только аккуратный носик и тень от длинных ресниц. Обе девушки мечтательны и грустны, на обоих симпатичные шляпки, обе являют собой идеальный образ молодой парижанки. Фон картины расплывчат и не вполне определим.

Скорее всего, это какой-то небольшой ресторанчик или кафе, написанный обобщенно, широкими светлыми мазками. Ренуар любуется своими юными моделями, невероятно артистичными и милыми.

(1 votes, average: 5.00

Источник:

Ренуар Огюст Пьер

Другие известные художники

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе. Он был предпоследним из пятерых детей в семье портного Лео Ренуара и его жены Маргерит, урожденной Мерле. В 1844 году семейство Ренуаров перебралось в Париж.

В школе Огюст заслужил репутацию «жизнерадостного, но серьезного» ребенка. Уже тогда он обнаружил художественные способности и много рисует.

Читайте также:  Капричос гойи. неудобная правда о пороках общества - все о живописи

Преподаватель музыки Шарль Гуно, впоследствии ставший знаменитым композитором, считал, что Огюст должен обучаться пению, и привлек его к воскресным выступлениям в хоре церкви св. Евстафия. 

В тринадцать лет Ренуар начал путь живописца на Севрской мануфактуре: «Моя работа заключалась в том, что я должен был расписывать белый фон маленькими букетиками цветов, за которые получал по пять су за дюжину.

Обратите внимание

Если предметы были больше, то и букеты увеличивались. Плата возрастала, правда, незначительно; наш хозяин находил, что следует экономить и — конечно же, в интересах самих «художников» — не слишком засыпать их золотом».

Вся посуда предназначалась для Востока.

Мастер строго следил за тем, чтобы каждое изделие имело клеймо Севрского завода. Когда я стал чувствовать себя немного увереннее, то отказался от изображения букетов и начал писать фигуры, за ту же нищенскую плату.

Помню, что портрет Марии-Антуанетты приносил мне восемь су». Свидетельством того, что его росписи нравились, было прозвище «Рубенс», которым его наградили подмастерья. В этой мастерской Ренуар проработал четыре года.

Но ею не замыкался круг его интересов: «Во время перерыва я бегал в Лувр рисовать с антиков». 

В семнадцать лет юноша лишился заработка. Печатный декор оказался быстрее и дешевле ручной работы. Тогда Ренуар начал расписывать веера. Затем нашел новое место у фабриканта, промышлявшего изготовлением штор. 

Картина «Зонтики», Ренуар

В 1857 году, не взяв еще ни одного урока, Ренуар написал маслом портрет своей бабушки. С 1862 года Огюст обучается в ателье Глейра. Единственный положительный момент краткого пребывания Ренуара в мастерской — знакомство с Моне, Сислеем, Базилем, Писсарро и Сезанном. 

В лесу Фонтенбло Огюст пишет пейзажи шпателем, техникой, заимствованной у Курбе. Влияние Курбе чувствуется и в картине «Диана» (1863). Зимой 1863 года Ренуар работал в парижской мастерской Базиля и написал его портрет — «Базиль перед мольбертом». Палитра Ренуара светлеет, мазок становится подвижным и легким, он начинает работать в импрессионистской манере. 

В Шайи Огюст встретил Лиз Трео, которая стала его любимой моделью. Он пишет «Лиз с зонтиком» (1868). Тогда же был исполнен парный «Портрет четы Сислей». 

Портрет мадам Шарпантье с детьми, Пьер Огюст Ренуар, 1878

«Лиз с зонтиком» обратила на себя внимание критиков на Салоне 1868 года. Один недостаток — она была плохо размещена.

Дюранти возмущался по этому повода: «Неужели вы думаете, что Ренуар когда-нибудь забудет нанесенное ему оскорбление? Бедный молодой человек! Он прислал картину, которую я, если и не назову совершенной, то во всяком случае интересной.

Дама представлена в полный рост, под зонтиком, в потоке солнечного света. Земля — мягкая, дерево — шершавое, фигура в полутени моделирована с большим совершенством. Во всяком случае, картина — смелый эксперимент.

И хотя Лиз имела успех и знатоки заметили ее и спорили о ней, все же устроители выставки не нашли ничего лучшего, как запихать ее на свалку, в чулан, на самую верхотуру, куда уже отправили большие «Корабли» Моне». 

Источник: http://infocentereurope.ru/pejzazhi/opisanie-kartiny-pera-ogyusta-renuara-devushki-v-chernom.html

Дневник Живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание

ПОЧЕМУ ГОГОЛЬ СЖЁГ ВТОРОЙ ТОМ «МЕРТВЫХ ДУШ»

Гоголь был человеком со странностями. Но современники его боготворили и все ему прощали. И мы в принципе делаем так же.

Но одна история из его жизни помогла мне наконец понять, зачем же он сжёг второй том «Мертвых душ». История эта про его портрет.

Александр Иванов, тот самый, что написал «Явление Христа народу», дружил с Гоголем. И однажды написал его портрет (в 1841 году).

Портрет НЕ парадный, а, скорее импрессионистический. Гоголь в халате, не причесанный, смотрит куда-то в себя… Как будто Иванов быстро набросал портрет друга, пока тот думал над очередной главой «Мертвых душ».

Гоголь подарил портрет графу Толстому, у которого часто гостил.

Но случился с ним казус…

Однажды Гоголь открыл свежий номер литературного журнала и … побелел от ужаса. КАКОГО ЛЕШЕГО! Его чуть не разорвало от гнева и адской несправедливости!

Важно

Ивановский портрет с Гоголем в халате иллюстрировал статью о НЕМ. Как оказалось, его друг, Михаил Погодин, издатель журнала, позаимствовал его у графа и сделал литографию.

Его интимный портрет, БЕЗ ВЕДОМА писателя был растиражирован в сотнях экземплярах!

Гоголь был безмерно зол. И это легко понять по его очень едким словам в адрес Погодина в письме приятелю Языкову. Я лучше приведу его цитату, а то своими словами я даже не знаю, как такое передать!

Источник: https://www.facebook.com/DnevnikZhivopisi/posts/?ref=page_internal

Радостный мир Ренуара

Искусство > Живопись

Площадь Святого Марка. 1881
Тропинка в высокой траве. 1876

Иногда, особенно в солнечный нежаркий день после долгого ненастья, так и тянет поскорее из четырех стен — на волю, окунуться в волны свежего, пахнущего сиренью, зеленеющей листвой, пронизанного ярким, теплым светом воздуха… И идти по улице — куда ведут ноги, и смотреть на проходящих мимо, ища среди них тех, в чьих глазах тоже светится солнце, кто тоже поддались очарованию солнечного дня и потому счастливы, без особенных причин, просто потому, что жизнь — прекрасна…

Картины Ренуара словно такой же дарящий радость день в живописи.

Ему доставалось от строгих критиков: в его портретах не находили психологической глубины, постоянно сомневались в его вкусе, говорили об узости интересов и то и дело недоумевали, почему у него нет ни капли той горечи, без которой, увы, немыслима жизнь (его жизнь в том числе). Однако все эти речи не могли сбить Ренуара.

Он долго искал свою манеру письма (в его творчестве, выросшем из импрессионизма, видят влияние Фрагонара, Ватто, Рафаэля, Энгра), но сразу и на всю жизнь он определился с главным: «Я считаю, что картина должна быть приятной, радостной и красивой, да, красивой. В жизни и так достаточно противных вещей, чтобы мы увеличивали их число».

А под конец жизни подтвердил еще раз: «Страдания проходят… Но красота остается».

Ф. Базиль. Пьер Огюст Ренуар
Девушки в черном. 1880-1882

И каким бы кратким, мимолетным ни было движение жизни, Ренуар умел подметить и запечатлеть его неповторимое очарование и красоту.

Но красоту особую… Скучающий, погруженный в себя взгляд, бесцельно переходящий с одного предмета на другой, с одного лица на другое, третье, четвертое, а то и скользящий мимо предметов, лиц, вещей, — ничего не увидит, все краски для него сольются в одну или вовсе исчезнут… Но стоит на минутку пробудиться ото сна с открытыми глазами, вновь почувствовать искренний, неподдельный интерес ко всему вокруг, и из «общего фона» проступят, обретут очертания, свою индивидуальность, естество простые и чудесные образы Ренуара. И вот уже трудно отвести взгляд от задумчивых глаз девушки в черном. Она тоже на одну лишь минутку отвлеклась от той своей жизни и замечталась… Похоже, ей уже пора идти, и еще через мгновение вместе с подругой она выйдет из небольшого парижского кафе и поспешит к очередной заказчице, ведь она всего лишь скромная модистка. Но сейчас, вот в этот остановившийся миг, сколько в ней поэзии, искренности, естественности и обаяния, сколько глубины, словно невзрачная на вид раковина вдруг раскрылась — и заиграла в солнечных лучах прятавшаяся в ней жемчужина! И точно по волшебству преобразила будничную сцену.

Разве может поверхностный взгляд отыскать драгоценность в самом простом и неприглядном?..

Влюбленный в полноту жизни, в цветение юности, в игру цвета и света, Ренуар всю жизнь писал свою поэму из красок.

Он не шел на поводу у действительности, а черпал из нее лишь то, что находило созвучие в его сердце, — и такой привычный, обычный повседневный мир на его картинах преобразился и заиграл всеми своими живыми, солнечными красками. И в нем поселилась удивительная женщина, которую отныне и впредь будут называть ренуаровской.

Обсудить статью в сообществе читателей журнала “Человек без границ”

Подписаться на журнал “Человек без границ”

Источник: http://www.manwb.ru/articles/arte/painting/renuar_world/

IMPRESSION – ВПЕЧАТЛЕНИЯ

На террасе. 1881

Пьер Огюст Ренуар / Pierre-Auguste Renoir

Огюст Ренуар – один из моих любимых художников,обожаю импрессионизм.Буйство цвета и света,изумительная игра красок, мир наполненный чувственностью,воздушной легкостью,светом,радостью жизни.

Когда вокруг все звенит,сверкает,играет переливами красок.Цвет,то зыбко,как мираж парит в воздухе,то вдруг ударяет в глаза ослепительными брызгами дождя на солнце, подобно радуге.

Свежесть,упоённость воздухом и светом,восторг чувств – охватывает душу.Жизнь прекрасна!

***

Совет

Пьер Огюст Ренуар  / Pierre-Auguste Renoir 1841 – 1919 выдающийся французский живописец,один из основателей импрессионизма. Ренуар известен как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности

Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребёнком небогатого портного по имени Леонар и его жены, Маргариты.С 1845 года он жил в Париже. С 1854 года расписывал на фабрике изделия из фарфора, шторы и веера.

В 1862 – 1864 накопив денег,учился в Школе изящных искусств  в мастерской Ш. Глейра, где сблизился с К. Моне, А. Сислеем и Ф. Базилем. В ранних работах Ренуара с их плотным письмом и чёткой очерченностью форм заметно влияние Г. Курбе и Э. Мане На рубеже 1860 – 1870-х гг.

Ренуар переходит к живописи на пленэре, естественно и органично включая человеческую фигуру в изменчивую свето-воздушную среду “Купание на Сене”, 1869 г.

Его палитра светлеет, письмо становится прозрачным, мазок – вибрирующим, колорит насыщается тонкими рефлексами, смягчёнными контрастами тёплых по тону теней и богатых серебристо-жемчужными оттенками освещённых зон “Ложа”, 1874 г. В 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество».

Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и «Ложа» (обе — 1874). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили кличку — «импрессионисты» (фр. impressionnisme, от impression — впечатление).

Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины Клода Моне Впечатление. Восход солнца /Impression.Soleil levant  1872.

В отличие от большинства импрессионистов, главной темой которых стал пейзаж,Ренуара (как и Э. Дега) интересует прежде всего  повседневная жизнь человека – в его единстве с природой, в живом общении с другими людьми, в случайных жизненных ситуациях. Он фиксирует тончайшие нюансы настроения модели,И в портретах и в жанровых композициях Ренуар стремится подчеркнуть ощущение полноты бытия.

Его привлекает праздничная сторона городской жизни – балы, танцы, прогулки с их динамикой и пестротой персонажей (“Мулен де ла Галет”, 1876,), сцены безмятежного отдыха (“После обеда”, 1879). Однако эпизоды, кажущиеся выхваченными Ренуаром из потока жизни, фрагментарными, по сути лишены эффекта мимолётного события, как бы замедлены, продлены во времени, всегда композиционно уравновешены.

Обратите внимание

Особым обаянием проникнуты женские образы Ренуара; различные по внутренней характеристике, они сходны между собой внешне (миндалевидный разрез глаз, округлость лиц, плавность силуэтов), словно отмечены общей печатью среды и эпохи “Зонтики”, 1879 г.

, “Девушки в чёрном”, 1883,

Современный тип женской красоты Ренуар утверждает и в изображении обнажённой натуры, достигая редкой изысканности карнации (построенной на сочетании основного золотистого тона и зеленовато-голубых рефлексов), мягкой и гибкой пластичности в трактовке нагого тела(“Нагая женщина, сидящая на кушетке”, 1876, С 1880-х гг.

Ренуар всё более тяготеет к классической ясности образов (в 1881 – 1882 гг. он посещает Италию), в его живописи нарастают черты декоративизма, формы ограничиваются контуром, моделировка объёмов становится жёсткой, в колорите преобладают оранжево-розовые тона. Лаконизмом и лёгкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Ренуара.

В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой.

У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году (в будущем знаменитый актер театра и кино),а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году( в будущем знаменитый французский кинорежиссер) и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца( в будущем кинооператор).

К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона.Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт».Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены его болезнью. После приступа паралича, случившегося в 1912 году, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.

Читайте также:  Венера урбинская. 5 удивительных фактов о шедевре тициана - все о живописи

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание.

В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.2 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кане в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.Жизнерадостное, глубоко гуманистическое творчество Ренуара оказало значительное воздействие на развитие реалистического искусства 20 в.

Завтрак гребцов.. 1880

                                      Сельский танец.1883                                                                                                             Танец в Буживале. 1883

Важно

                             Портрет актрисы Жанны Самари. 1878                                                                                                Городской танец.1883

Танцы в Мулен де ла Голетт. 1876

В ложе. 1874

Окончание завтрака. 1879

Две девушки в черном. 1881

Зонтики. 1881-86

Девушка с веером. 1881

Первый выход. 1876

На берегу моря. 1883

Чашка шоколада. 1878

На концерте.1880

В саду. 1885

Портрет актрисы Жанны Самари. 1877

Мадемуазель Мари-Тереза Дюранд Руаль за вышивкой. 1882

Мадемуазель Ирен Кох де Анверс. 1880

Девушка в соломенной шляпе. 1884

Девушка с букетом тюльпанов. 1878

Нини Лопес. 1876

Улыбающаяся девушка. 1878

SAHALLIN

ОГЮСТ РЕНУАР 

Продолжение публикации работ французского художника – импрессиониста Пьера Огюста Ренуара

http://sahallin.livejournal.com/39793.html

***

СМОТРЕТЬ ДАЛЬШЕ   IMPRESSION – ВПЕЧАТЛЕНИЯ

                         

Большие купальщицы. 1887

SAHALLIN

Источник: https://sahallin.livejournal.com/40043.html

Рентгенографические исследования картин французских импрессионистов

Пьер Огюст Ренуар. Девушки в чёрном. 1880-1882 г. Холст, масло, 81,3х65,2 см. Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г. Холст, масло, 56х47см Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г. Холст, масло, 89х93 см. Жан-Луи Форен. Скачки. Холст, масло, 38х45 см. Винсент ван Гог. Портрет доктора Феликса Рея. 1889. Холст, масло 64х53 см.

Поль Гоген. Автопортрет. 1890. Холст, масло, 46х37 см. Поль Сезанн. Равнина у горы Святой Виктории. 1882-1885. Морис Дени. Портрет Марты Дени, жены художника. Холст, масло 45х54 см. Морис Утрилло. Улица Мон-Сени на Мормартре. Картон, масло 48х63 см.

Собрание картин французских импрессионистов и постимпрессионистов ГМИИ им. А. С.

Пушкина по праву считается одним из лучших за пределами Франции и неизменно вызывает огромный интерес у специалистов и публики.

Творчество крупнейших мастеров этого направления представлено здесь настоящими шедеврами, а собрание в целом даёт комплексное представление о развитие этого, пожалуй, наиболее востребованного и ценимого в наши дни художественного направления.

Импрессионизм происходит от французского слова «impression» (впечатление), поскольку французские художники писали свои пейзажи, портреты и целые композиции непосредственно с натуры, на природе, а не в помещении мастерской, как их предшественники XVII и XVIII веков.

С этим связано также понятие живописи «en plaine air» (на открытом воздухе).

Долгое время считалось, что импрессионисты писали свои картины за один или максимум два сеанса – настолько их картины передают ощущение мимолётности впечатления, – но исследования их картин при помощи рентгеновских лучей полностью развенчивает этот устойчивый миф.

Первые исследования картин импрессионистов при помощи рентгена были сделаны в музее уже в 60-е годы прошлого века. Здесь мы представляем результаты исследований последних лет.

Пьер Огюст Ренуар. Девушки в чёрном. 

Совет

В качестве основы для картин французские импрессионисты использовали в основном готовые холсты, загрунтованные и растянутые на подрамники, которые продавались вместе с другими художественными материалами в специализированных лавках для художников. Поэтому уже с середины XIX века появляется стандартизация размеров холстов.

Для живописи фабриканты использовали в основном мелкозернистые холсты, часто в целях экономии – поскольку тонкое полотно требовало гораздо меньшей толщины грунтовки, что при больших объёмах производства давало значительную экономию свинцовых белил, являвшихся основным компонентом грунтовки.

Характерная структура французского мелкозернистого полотна хорошо видна на рентгенограммах картин Огюста Ренуара.

Рентгеновский снимок картины «Девушки в чёрном» демонстрирует экспрессивный характер живописной манеры Ренуара. Красочный слой нанесён неоднородно, где-то густыми мазками достаточно широкой кистью, где-то тонкими слоем красок.

Несмотря на свою принадлежность к новому направлению живописи, Ренуар прекрасно понимал оптические принципы «классической» живописной техники мастеров XVII и XVIII столетий, поэтому при построении объёма широко пользовался подмалёвком с большим количеством белил, являвшийся оптической основой картины.

Поэтому толстый слой белильного подмалёвка на рентгенограмме виден даже под визуально тёмными деталями на картине (чёрные платья девушек).

Как и большинство художников, в процессе создания полотна Ренуар мог вносить более и менее значительные изменения в композицию. В нижнем правом углу картины хорошо видно изменение положения руки девушки справа, изначально написанной в большем удалении.

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари.

Портрет актрисы «Комеди Франсез» Жанны Самари производит впечатление, будто он выполнен с натуры в один сеанс. Картина всегда привлекала внимание лёгкостью исполнения и свежестью образа молодой женщины.

Обратите внимание

Рентгенограмма картины, напротив, демонстрирует напряжённость длительного позирования модели на портрете. На снимке хорошо видно, что художник несколько раз изменял положение кисти руки под подбородком девушки.

В первоначальном варианте рука должна была слегка прикрывать нижнюю часть лица, что возможно придавало образу некоторую напряжённость.

Сравнивая картину с её рентгеновским изображением, рассматривая мелкие поверхностные мазки, моделирующие форму, хорошо видно, что первые прописки художник выполнял при помощи широкой кисти достаточно густой краской, используя значительное количество белил. Окончательный живописный эффект, несколько напоминающий этюды, выполненные в технике пастели, достигнут в верхних красочных слоях картины.

Клод Моне. Белые кувшинки.

Клод Моне писал свои пейзажи, ограничиваясь одним или двумя сеансами, поэтому его картины демонстрируют одномоментность увиденного на натуре. Как правило, художник начинал работать над картиной с цветовой раскладки композиции широкими цветовыми пятнами по всей плоскости холста, а затем акцентировал эффекты световой вибрации густыми мазками сильно разбеленных красок, иногда чистыми белилами.

В отличие от Ренуара, часто вносившего изменения как во всю композицию полотна, так и в отдельные её части, Моне пишет «на одном дыхании». Рентгенограмма картины «Белые кувшинки» наглядно демонстрирует отсутствие каких-либо переработок первоначального замысла, показывая разнообразный живой характер беглых мазков, местами круглящихся, местами нанесённых быстрыми отрывистыми движениями.

Жан-Луи Форен. Скачки.

Жан-Луи Форен (1852-1931) получил классическое художественное образование в Школе изящных искусств в Париже, обучаясь живописи у крупнейшего представителя французского академизма Жана-Леона Жерома (1824-1904). Позже художник примкнул к импрессионистам, дружил с

Э. Дега, Э. Мане и К. Моне. Под непосредственным влиянием Дега написана картина «Скачки» в которой продемонстрированы все живописные особенности импрессионизма – внимание к игре солнечного света, непосредственность восприятия и общий этюдный характер композиции.

Рентгенограмма картины, однако, демонстрирует блестящее владение техникой классической масляной живописи с детально проработанным свинцовыми белилами подмалёвком.

Важно

На рентгенограмме хорошо видны авторские переработки композиции. Первоначально на переднем плане слева не предполагалась пара мужчины в высокой чёрной шляпе и дамы, закрывающейся от солнца белым зонтиком.

Изначально художника интересовала больше передача пластики лошади – на рентгенограмме видны неоднократные переработки положения её ног.

Винсент ван Гог. Портрет доктора Феликса Рея.

Портреты ван Гог писал обычно в один сеанс, затем мог лишь подправить казавшиеся ему неудачными участки. Рентгенограмма портрета доктора Рея наглядно демонстрирует творческий метод художника.

Обобщёнными мазками краски намечен костюм, лицо выполнено в штриховой манере нанесения краски достаточно тонкой щетинной кистью без переработок в один приём.

Таким образом, характерное белильное построение объёмов лица на рентгеновском снимке отсутствует.

Рентгенограмма также показала характерную особенность художника использовать для живописи собственноручно загрунтованные холсты. В верхней части рентгенограммы хорошо видны следы движения широкого флейца, при помощи которого наносилась грунтовочная краска.

Кроме того, можно увидеть характерную особенность холстов, загрунтованных на скорую руку в виде хаотично расположенных белых точек – следов пропитки грунтовки между скважинами холста.

Профессионально загрунтованные промышленным способом холсты никогда не имеют подобных дефектов.

Поль Гоген. Автопортрет.

Совет

Художники-постимпрессионисты в отличие от своих предшественников уже полностью видоизменили классическую технику масляной живописи, отказавшись даже от использования белил в моделировке телесных участков на картине. Основным средством выразительности становится собственно цветовое пятно, объёмная моделировка предметов постепенно приобретает второстепенное значение как средство выразительности.

Поль Гоген начал свою художественную карьеру как художник-любитель, поэтому в его картинах подмалёвок отсутствует, что хорошо видно на рентгенограммах его произведений.

«Автопортрет» имеет спорную датировку. Отдельные специалисты относят его к короткому арльскому периоду, когда он работал вместе с Винсентом ван Гогом в мастерской, которую художники снимали на двоих.

Тип холста, использованного в «Автопортрете», идентичен холсту, на котором написаны «Красные виноградники в Арле» ван Гога, это не противоречит письмам Винсента, из которых известно, что он собственноручно подготавливал холсты для себя и для Гогена.

Однако ряд специалистов относят картину уже к началу таитянского периода (1894 г.), обосновывая своё мнение некоторыми стилистическими особенностями картины.

Поль Сезанн. Равнина у горы Святой Виктории.

Поль Сезанн является ключевой фигурой, оказавшей влияние на искусство XX века, ставший настоящим реформатором живописи и живописной техники подобно ван Гогу и Гогену.

Подобно последним он предпочитал писать на холстах, покрытых белой грунтовкой, смешивая краски с белилами на палитре, местами накладывая чистые цвета раздельными пятнами геометрических форм или штрихами – на этом основан легко узнаваемый стиль самого Сезанна и его многочисленных последователей.

Вид горы Святой Виктории был одним из излюбленных мотивов в творчестве Сезанна, к нему он не уставал обращаться, воспевая напоённые солнцем пейзажи Прованса. Данный вид представляет собой один из первых вариантов этой темы в пейзажах Сезанна.

Рентгенограмма картины демонстрирует плотный, хорошо структурированный подмалёвок на основе сильно разбеленных красок. Средний план картины и сама гора на картине выдержаны в более тёмных тонах относительно переднего плана.

Обратите внимание

Но на рентгеновском снимке хорошо видно, насколько подробно они были проработаны белилами в нижнем слое картины.

Морис Дени. Портрет Марты Дени, жены художника.

Портрет написан по не загрунтованному холсту, слегка проклеенному тонким слоем. Коричневатый цвет холста в данном случае играл роль промежуточного тона, на котором художник «строил» форму.

Места почти незакрашенного холста видны по контуру объёма головы при ближайшем рассмотрении и на рентгеновском снимке.

Особенностью манеры художника была первоначальная раскладка цветовых пятен по плоскости картины с последующей более тонкой моделировкой объёмов и детальной доработкой.

Морис Дени сочетает отдельные принципы классического объёмного построения с приёмами декоративной живописи. Рентгенограмма демонстрирует также значительные переделки условного пейзажа на заднем плане.

Морис Утрилло. Улица Мон-Сени на Мормартре.

На рентгенограмме хорошо видно, что при написании картины художник пользовался не только кистью, но и мастихином, изображая шероховатые белёные стены по бокам улицы. Существует мнение, что данный городской вид,

Утрилло писал по почтовой открытке, продававшийся для туристов на Монмартре. Внимательное изучение рентгеновского снимка картины не опровергает этого мнения.

На снимке хорошо видно, что отдельные детали на картине выполнены по уже просохшему нижнему слою – так, крыши домов выполнены по сплошной подкладке, сделанной под небо. Приёмом «по сухому» написаны окна уходящих вглубь улицы домов.

Важно

Такие признаки характерны для пейзажей, написанных в студии, когда художник имел возможность неоднократно возвращаться к работе над картиной.

Читайте также:  "чёрный квадрат" малевича. почему это шедевр - все о живописи

Источник: http://www.museumconservation.ru/data/works/rentgenograficheskie_issledovaniya_kartin_francuzskih_impressionistov/index.php

Ренуар Огюст Пьер

Другие известные художники

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе. Он был предпоследним из пятерых детей в семье портного Лео Ренуара и его жены Маргерит, урожденной Мерле. В 1844 году семейство Ренуаров перебралось в Париж.

В школе Огюст заслужил репутацию «жизнерадостного, но серьезного» ребенка. Уже тогда он обнаружил художественные способности и много рисует.

Преподаватель музыки Шарль Гуно, впоследствии ставший знаменитым композитором, считал, что Огюст должен обучаться пению, и привлек его к воскресным выступлениям в хоре церкви св. Евстафия. 

В тринадцать лет Ренуар начал путь живописца на Севрской мануфактуре: «Моя работа заключалась в том, что я должен был расписывать белый фон маленькими букетиками цветов, за которые получал по пять су за дюжину.

Если предметы были больше, то и букеты увеличивались. Плата возрастала, правда, незначительно; наш хозяин находил, что следует экономить и – конечно же, в интересах самих «художников» – не слишком засыпать их золотом».

Вся посуда предназначалась для Востока.

Мастер строго следил за тем, чтобы каждое изделие имело клеймо Севрского завода. Когда я стал чувствовать себя немного увереннее, то отказался от изображения букетов и начал писать фигуры, за ту же нищенскую плату.

Помню, что портрет Марии-Антуанетты приносил мне восемь су». Свидетельством того, что его росписи нравились, было прозвище «Рубенс», которым его наградили подмастерья. В этой мастерской Ренуар проработал четыре года.

Но ею не замыкался круг его интересов: «Во время перерыва я бегал в Лувр рисовать с антиков». 

В семнадцать лет юноша лишился заработка. Печатный декор оказался быстрее и дешевле ручной работы. Тогда Ренуар начал расписывать веера. Затем нашел новое место у фабриканта, промышлявшего изготовлением штор. 

Картина “Зонтики”, Ренуар

В 1857 году, не взяв еще ни одного урока, Ренуар написал маслом портрет своей бабушки. С 1862 года Огюст обучается в ателье Глейра. Единственный положительный момент краткого пребывания Ренуара в мастерской – знакомство с Моне, Сислеем, Базилем, Писсарро и Сезанном. 

В лесу Фонтенбло Огюст пишет пейзажи шпателем, техникой, заимствованной у Курбе. Влияние Курбе чувствуется и в картине «Диана» (1863). Зимой 1863 года Ренуар работал в парижской мастерской Базиля и написал его портрет – «Базиль перед мольбертом». Палитра Ренуара светлеет, мазок становится подвижным и легким, он начинает работать в импрессионистской манере. 

В Шайи Огюст встретил Лиз Трео, которая стала его любимой моделью. Он пишет «Лиз с зонтиком» (1868). Тогда же был исполнен парный «Портрет четы Сислей». 

Портрет мадам Шарпантье с детьми, Пьер Огюст Ренуар, 1878

«Лиз с зонтиком» обратила на себя внимание критиков на Салоне 1868 года. Один недостаток – она была плохо размещена.

Дюранти возмущался по этому повода: «Неужели вы думаете, что Ренуар когда-нибудь забудет нанесенное ему оскорбление? Бедный молодой человек! Он прислал картину, которую я, если и не назову совершенной, то во всяком случае интересной.

Совет

Дама представлена в полный рост, под зонтиком, в потоке солнечного света. Земля – мягкая, дерево – шершавое, фигура в полутени моделирована с большим совершенством. Во всяком случае, картина – смелый эксперимент.

И хотя Лиз имела успех и знатоки заметили ее и спорили о ней, все же устроители выставки не нашли ничего лучшего, как запихать ее на свалку, в чулан, на самую верхотуру, куда уже отправили большие «Корабли» Моне». 

В конце шестидесятых годов Ренуар начинает работать вместе с Эдуардом Мане. Желание писать модель на пленэре не покидало обоих художников. Оно привело их в купальню «Гренуйер» – «Лягушатник», где было все необходимое для создания яркой, жизнерадостной, насыщенной светом живописи – гребцы и купальщики, единство поэзии повседневной жизни и поэтичности самой натуры. 

В отличие от картин Мане, в пейзажах Ренуара всегда присутствуют человеческие фигуры. Его краски становятся все более легкими и светлыми, манера свободнее. В целом же его полотна представляют собой разноцветные пятна с расплывчатыми силуэтами. На Салоне 1870 года художник выставляет «Купальщицу» и «Алжирскую женщину», неплохо принятые критикой. 

Портрет актрисы Жанны Самари, Ренуар, 1878

С началом войны с Германией Ренуар, получив повестку, уехал в Бордо, где был приписан к десятому полку легкой кавалерии. Но при первой же возможности художник возвратился в Париж. В 1871 году он пишет «Купальшицу с грифоном» и «Одалиску, или Алжирскую женщину». 

Благодаря дружбе с Дюран-Рюэлем, который приобрел многие его работы, Ренуар смог купить большую мастерскую в Париже и с успехом выступил в Салоне Отвергнутых в 1873 году.

В следующем году он становится одним из организаторов и участников первой выставки импрессионистов. На этой выставке в ателье Надара было показано пять его картин – «Танцовщица», «Ложа», «Парижанка», «Жнецы», «Голова женщина».

Ренуара ругали меньше других. Ему даже удалось продать «Ложу» за 425 франков. 

История жизни Пьера Огюста Ренуара

«После «Ложи» Ренуар начал писать маленькими прозрачными мазками, положенными один на другой, они создавали на полотне и в восприятии зрителя нужный тон, – отмечает М. Готье.

– Требовалась особая сноровка, чтобы в соответствии с законами оптики и психологии на сетчатке родилось должное впечатление. И если Ренуар не испытывал желания навязывать искусству науку, то он и не скрывал своего желания нравиться. И он нашел средство осуществить это стремление.

Самая суть его существа заставляла Ренуара с любовью писать обнаженные фигуры и портреты – он действительно был в них влюблен, а вовсе не хотел любой ценой приворожить зрителя». 
В 1875 году вместе с Сислеем и Бертой Моризо он решил устроить в отеле Друо продажу с аукциона своих произведений.

Наибольшую цену в 300 франков он получил за картину «Пон Неф». Двадцать полотен едва принесли ему две тысячи франков. 

В саду. Под деревьями Мулен-де-ла-Галетт, Ренуар, 1876

В эти годы художник создает лучшие свои произведения: «Ложа» (1874), «Обнаженная» (1876), «Мулен де ла Галетт» (1876), «Завтрак гребцов» (1881), ряд превосходных портретов артистки Жанны Самари (1877), портрет коллекционера В. Шоке (1875). 

В большой картине «Завтрак гребцов» впервые появилась молодая девушка Алиса Шарига, ставшая вскоре женой Ренуара. Эта картина принадлежит к той же категории, что и «Бал в Мулен де ла Галетт» и «Прогулка на лодках в Шату», написанные два года назад. Сделана еще одна попытка запечатлеть оживленную людскую толпу в радостной атмосфере, насыщенной солнцем. 

В 1879 году на Салоне был выставлен «Портрет мадам Шарпантье с детьми». Ренуар добился успеха. Кастаньяри пишет: «Портрет мадам Шарпантье с детьми – одна из самых интересных работ. Палитра необычайно разнообразна. Наблюдательность художника остра, живописная манера – свободна и стихийна». 

Описание картины «Качели», Ренуар, 1876

Особое влияние на творчество Ренуара оказывают путешествия. В 1879 году, а затем еще раз в 1882 году он посещает Северную Африку, в 1880 году выезжает в Гернси, в 1881-1882 годах – в Италию. Ренуар утверждал, что живописи нужно обучаться в музеях.

И действительно, побывав в музеях Лондона, Голландии, Испании, Германии, художник совершенствует свою технику, сохраняя живописность с плавными переходами тонов при доминанте зеленоватых и серо-голубых цветов. Вместе с тем линия на его картинах становится более жесткой и отточенной.

Он постепенно возвращается к конкретным предметным образам. 

Отдав дань праздничным сценам городской жизни, пейзажам и изображению цветов, Ренуар переходит к обнаженной натуре, где доминирующими цветами становятся розовый и персиковый. Женские образы Ренуара привлекают своей красочностью, колоритностью, необычайно живым выражением лиц.

Программной работой художника может считаться картина «Нагая женщина, сидящая на кушетке» (или «Обнаженная»). На кушетке, обитой розово-зеленой полосатой шелковой тканью, боком к зрителю, обратив к нему лицо, сидит обнаженная женщина.

Ее полная, немного тяжеловатая фигура, дышащая силой, здоровьем и молодостью, далека от академических представлений о женской красоте.

Ренуар не стремится к углубленной психологической характеристике, да и сама модель, миловидная и бездумная, не располагает к этому. Она покоряет нас своей чувственной красотой, природной грацией движений, заметной в неторопливом повороте головы, в движении рук, в непринужденности ее позы.

Необычной свежестью веет от ее розового лица с живыми блестящими синими глазами, обрамленными темным пушком ресниц, от пухлых алых губ. Пышная копна темных волос с чуть растрепанной челкой на лбу подчеркивает светлый тон ее лица, прозрачность кожи.

Обратите внимание

Живость модели оттеняется и золотым браслетом на ее руке, и мерцающим драгоценным камнем в серьге. 

Картина «Бал в Мулен де ла Галетт», Ренуар, 1876

И в дальнейшем Ренуар обращался к обнаженной натуре: «Лежащая обнаженная» (1890), «Купальщица в скалах» (1892), «Спящая» (1897). 

В 1885 году у четы Ренуаров появился первенец Пьер. Позднее у них родилось еще двое сыновей – Жан (1893) и Клод (1901). 

«Шедевром этого времени являются «Большие купальщицы» (1885-1887), возвышающиеся над остальными работами той поры, – пишет М. Готье. – На создание этой композиции его вдохновил Жирардон. Ренуар видел в Версале его рельеф Нимфы.

Купальщицы Ренуара отнюдь не сказочны, они подлинно человечны, хотя художник и стремился сделать их идеальными. По его собственным словам, он «барахтался» с этой картиной размером 1,16 на 1,68 метра более трех лет и считал ее самой удачной из созданных в зрелые годы.

И действительно, картина со всей отчетливостью выявляет определенное направление в его творчестве. Позднее Ренуар отказался от этой манеры. 

Ренууар был слишком эмоциональной и слишком живой натурой, чтобы подчиняться жесткой дисциплине. Он покорялся ей, когда это было необходимо, и бежал от нее, сметая все преграды, всякий раз, когда радость творчества захватывала его». 

Собирание цветов, Пьер Огюст Ренуар, 1875

«В 1890-е годы и в более позднее время Ренуар создает отдельные удачные картины, повторяет и свои старые работы, но в целом в его искусстве наблюдается спад, – отмечает Ю.Г. Шапиро.

– Усиливаются субъективные черты, сознательный отход от натуры и формалистические поиски «красивого». Он часто прибегает к гиперболизации в передаче форм, к странным и неестественным сочетаниям красок».

 

В 1898 году Ренуар покупает сельский дом в Эссуа близ Труа, на родине жены. Через год первый тяжелый приступ ревматизма заставляет художника провести зиму на юге. В 1900 году художник переселяется на юг Франции, в Кань, и живет в своем домике на склоне горы Колетт.

Несмотря на мучающий его артрит, он продолжает рисовать, вновь возвращается к пейзажам, рисует цветы, пробует заниматься скульптурой. Манера его становится более классической, и вместе с тем в его картинах сохраняются легкость, воздушность и неповторимый колорит красок.

В 1907 году «Портрет мадам Шарпантье с детьми» был продан за девяносто одну тысячу франков. В шестьдесят шесть лет художник, наконец, обрел достаток. 

С 1910 года Ренуар мог передвигаться только с помощью костылей. В 1912 году ему отказали руки и ноги. Но он работает кистью, зажатой между двумя еще подвижными пальцами – указательным и большим. Ежедневно почти до самого дня смерти прославленный художник садился к мольберту, устраивался так, чтобы левой рукой помогать правой, и говорил: 

Девушки в черном, Пьер Огюст Ренуар

 Э-э… нет, ни одного дня без работы! 

– Почему вы так настойчивы? – спросил его заезжий поклонник. 

Поглощенный работой, Ренуар ответил: 

– Но ведь нет выше удовольствия! 

И прибавил: 

– Потом, это похоже на долг.

3 декабря 1919 года Ренуар умер. 

Источник: https://tunnel.ru/post-renuar-ogyust-per

Ссылка на основную публикацию