“жанна самари” ренуара. 7 самых интересных фактов о портрете – все о живописи

“Жанна Самари” Ренуара. 7 самых интересных фактов о портрете – Дневник живописи

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Один из самых узнаваемых портретов в мире. Идеал женственности. Розовая кожа. Задумчивый взгляд синих глаз. Медный оттенок волос. Лёгкая улыбка.

Пульсирующие мазки. Местами небрежно положенные. Форма частично растворена. Впечатление жизни. На неё можно бесконечно смотреть. Наслаждаясь свежестью образа.

Обратите внимание

Картина очень приятная глазу. А ещё у неё любопытная история. Знали ли вы, что это лишь один из пяти портретов Жанны, созданных импрессионистом Ренуаром?

Почему же она была одной из самых любимых моделей художника? Зачем он приукрасил ее внешность? Как сложилась судьба этой актрисы?

1. Портрет Жанны Самари в зеленом платье был вторым по счёту

Вечер. Париж. Салон мадам Шарпантье. Ренуар стоял спиной к двери. И вдруг почувствовал, как в комнате стало светлее. Он обернулся. Вошла Жанна.

Ренуар предложил написать ее портрет. Он был очарован девушкой, чья кожа светилась изнутри. К тому же она была хорошей собеседницей: “Это так приятно: естественный, без претензий женский голос”, говорил Ренуар.

Жанна охотно согласилась позировать. Ведь она была известной актрисой. И портрет мог упрочить ее славу.

Жанна увлеклась художником. Есть мнение, что они стали любовниками. Однако одна фраза актрисы говорит об обратном: “Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти”.

Через какое-то время Ренуар создал первый этюд. В портрете передана естественность актрисы. Но слишком все предсказуемо в нем. Синева фона под синеву глаз. Яркий красный бант под рыжину волос.

Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1877 г. Коллекция театра Комеди-Франсез, Париж. Wikimedia.commons.org

Ренуару портрет не понравился. И он решил написать ещё один. Тот самый. Где обворожительная Жанна в изумрудном платье.

2. Ренуар приукрасил внешность Жанны Самари

Жанну нельзя назвать красавицей. У неё было широкое лицо с тяжелым подбородком. Большая грудь и простая причёска. Скорее девушка из народа. На аристократку она не была похожа. Впрочем ей она и не была.

Но она была необычайно обаятельной. Ее улыбка многих покоряла. И в жизни, и на сцене.

Посмотрите, насколько естественно она улыбается на фото слева. Что было невозможно для большинства дам 19 века. Которые позировали в скованных позах.

Важно

На фото справа Жанна в сценическом костюме. Ее амплуа – шустрая, смешливая служанка. Которая помогала своим господам плести интриги. На этом фото она натужно позирует. Без улыбки и естественной позы Жанна совсем теряет свою привлекательность.

Поэтому она с таким удовольствием позировала Ренуару. Актриса понимала, что только он сможет передать ее внутреннюю красоту. Передать “свет, идущий изнутри”. Что невозможно сделать с помощью фотографии.

Проверьте себя, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

3. Реакция публики на портрет была неоднозначной

Портрет был написан, когда вкусы публики стали меняться. Спрос по-прежнему был велик на декоративную, прилизанную живопись. На синтиментальные сюжеты. Так, был очень популярен Огюст Тульмуш. Чтобы художник написал ваш портрет, нужно было прождать несколько лет.

Огюст Тульмуш. Любовное письмо. 1863 г. Частное собрание. Wikimedia.commons.org

Очередь за портретом к Ренуару не выстраивалась. Но у импрессионистов стали появляться первые почитатели. Это были люди незаурядные. Как, например, Анри Лероль или Анри Руар. Обеспеченные буржуа с тонким вкусом, которые сами были художниками-любителями.

В 1877 Ренуар выставил свою Жанну Самари на третьей выставке импрессионистов. Конечно, картину ругали. Немало было насмешек, ведь “руки женщины словно покрыты чешуёй”.

Наверняка многие бы попадали в обморок, если бы Ренуар осмелился выставить другой портрет Жанны. Этот этюд очень смелый в исполнении. Даже по нынешним временам.

Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Национальная галерея Вашингтона, США. nga.org

Но было и много восторгов. Самый знаменитый из них принадлежит критику Луи Леруа «В блюдо из красок входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!”

4. Ренуар написал 5 портретов Жанны

Ещё один известный портрет Жанны, четвёртый по счёту, хранится в Эрмитаже. Он не похож на все остальные. Манера письма спокойная, гладкая. Хотя контуры такие же нечёткие.

Он создавался для Жанны. Она хотела видеть себя аристократкой. В изысканном платье, в театральной обстановке. Этот портрет Ренуар выставил в Парижском Салоне (официальной выставке).

Но судьба его была неудачной. Ренуар привёз картину на выставку, не покрыв ее лаком. Так как краска ещё не успела до конца высохнуть.

Совет

Приёмщик картин по доброте душевной решил, что у художника не было денег на лак. И покрыл им карину. Она была испорчена. Ренуар в спешке переписывал ее практически с нуля.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Ренуар написал ещё один портрет Жанны. Пятый. Он тоже написан в свободной, лёгкой манере. Пастелью. Девушка милая, нежная. Но не настолько притягательна, как на главном шедевре из Пушкинского музея.

Пьер- Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Музей Цинциннати, Огайо, США. Cincinnatiartmuseum.org

5. Жанна заказывала портреты у других художников

Жанна очень хотела стать великой актрисой. Вырваться  из своего амплуа смешливых служанок. Играть трагичные роли. Как ее современница Сара Бернар. Которая даже Гамлета сыграла.

Она считала, что парадный портрет Ренуара (Эрмитаж) поможет ей в этом. Но он остался незамеченным. Она даже отказалась его выкупить.

И обратилась к более традиционному художнику. Луизе Аббема. Которая написала когда-то портрет той самой Сары Бернар.

Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари. 1879 г. Музей Карнавале, Париж. Wikimedia.commons.org

Публика осталась к нему равнодушной. Со временем Жанна добилась славы, о которой так мечтала. И это случилось не благодаря Луизе Аббема. Ренуар обессмертил ее имя.

6. Личная жизнь актрисы

Вскоре Жанне уже было не до портретов. У неё завязался роман с сыном богатого брокера. Его отец был против брака с актрисой. Это в наше время взять в жены знаменитую актрису – престижно. А тогда профессия актрисы считалась слишком легкомысленной.

Несмотря на протест семьи, они поженились. Никто из родных жениха на свадьбу не пришёл.

Две дочери пошли по стопам Жанны. Обе стали актрисами. Жанна была счастливой матерью и женой. Муж не запрещал ей играть в театре. Она даже написала детскую книгу. Которая была очень популярна.

Обратите внимание

Но этим успехом она не успела насладиться. В 32 года она заболела брюшным тифом и спустя неделю умерла.

Муж пережил ее на 13 лет. Все это время портрет Жанны в изумрудном платье висел в их квартире. Наследники продали его за 30 тысяч франков. Когда-то Жанна купила его у Ренуара за 100 франков.

7. У картины есть один секрет

У картины есть небольшой секрет. Если на него смотреть сбоку, то зеленое платье становится синим. Но этот эффект на репродукции не виден. Его можно наблюдать только вживую.

Зеленое платье на розовом фоне. Почему такое сочетание? Во времена Ренуара подобное цветовое решение считалось вульгарным. Но Ренуар не следовал традициям. Только своим ощущениям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью.

Единственный цвет, который художник не использовал, это чёрный. Об этом читайте в статье “Девушки в чёрном” Ренуара. Почему на картине нет чёрного цвета?”

Проверьте себя, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Источник: https://arts-dnevnik.ru/renuar-zhanna-samari/

Огюст Ренуар и Жанна Самари. Портрет Жанны Самари

Ренуар достаточно быстро освоил жанр пейзажа. Но главным в его творчестве был портрет. Свой путь в искусстве художник начал с изображения лиц. Напомним, что вначале Ренуару пришлось зарабатывать на жизнь именно рисованием.

Художник был старшим в многодетной семье и его достаточно рано отдали на фарфоровую фабрику, где он преуспел, рисуя профиль Марии-Антуанетты на тарелках и чашках. В то время росписи делались вручную, штамповки ещё не существовало.
Ренуар рисовал молодость и красоту, и к нему выстроилась очередь из желающих быть изображёнными на портрете.

 Художник очень любил писать женщин и детей, которых он сравнивал с плодами и цветами. Образы женщин занимали особое место в его творчестве. Он воплощал духовную чистоту, ясность и безмятежность жизни в женских образах. Но, наверное, самый знаменитый портрет Ренуара – это портрет Жанны Самари.

В России находятся два её портрета, но тот, что хранится в Эрмитаже, не столь знаменит и  бывает, что актрису даже не узнают. Многие специалисты считают, что выставленный в ГМИИ портрет актрисы – лишь подготовительный этюд к парадному портрету Жанны, который экспонируется в Эрмитаже.

Именно Ренуар дал Жанне вторую, бессмертную жизнь. Вряд ли кто  помнил бы её сто лет спустя, ведь ее творчество не было известно за пределами Франции, несмотря на фантастическую популярность Жанны Самари на Родине. Самари обожали, боготворили. И сама она была очень доброй, весёлой и жизнерадостной, улыбка никогда не сходила с её лица.

Самари отличалась живостью характера, и всегда была душой любой компании. В то время о Жанне писали, что она обладает некоей необыкновенной магией, притягивая к себе всё внимание одним своим появлением на сцене, весёлым смехом, похожим на звенящий колокольчик. Но обессмертило её не театральное амплуа, не её характер и не её талант.

Огюст Ренуар сделал актрису действительно знаменитой. 

 Жорж Апантье, издатель и покровитель Ренуара, познакомил художника с актрисой. Вероятно, встреча произошла  в салоне мадам Шарпантье.

Важно

В феврале 1877 года художник готовился к выставке и, как он отмечал позже, стоя спиной ко входу в помещение, просто затылком почувствовал, что в комнате стало светлее, теплее и радостнее. Он оглянулся и увидел Жанну Самари. Ренуару сразу захотелось написать её портрет.

И актриса тоже была этому рада – ей было 20 лет и никто ещё не писал её. По счастливой случайности ничего не препятствовало этому – художник и актриса жили по – соседству, на Монмартре. (Небольшое лирическое отступление об этой местности в конце XIX века. Это сейчас гора Монмартр вошла в состав Парижа. Тогда это был пригород.

Да и сам Париж выглядел ужасно. Тогдашний правитель, Наполеон III – племянник Наполеона Бонапарта, мерзейший тип, пережил 23 покушения на свою жизнь, смертельно боялся 24-го и приказал мэру Парижа оздоровить город. Тогда и были разбиты широкие проспекты, разбиты клумбы, посажены цветы.

Деревни же, которые входили в состав Парижа были выведены за город. Крестьяне, жившие в черте города, получили значительные субсидии и ушли, построив на полученные деньги добротные дома за городом. Поэтому горожане могли снимать хорошее жильё за умеренную плату).

До замужества актриса жила недалеко от студии Ренуара и часто позировала художнику.

 Когда Ренуар писал портрет Жанны, её мама присутствовала на сеансах, боясь, наверное, возникновения романтических отношений между художником и дочерью.

Во время сеансов, Ренуар никогда не мучил модель неподвижным сидением перед ним. Портретируемый мог делать всё, что угодно, в то время, как Ренуар писал портрет.

 Улыбчивая и задумчивая одновременно, в очаровательном жемчужно- зелёном платье актриса изображена на воздушном розовом фоне. Ренуар подчеркнул её лучшие черты, её женственную грацию, немного озорное выражение голубых глаз и сияющую улыбку, которая “освещает всё вокруг”.

Совет

Сам Ренуар писал о своей цветовой гамме: “Когда начинаешь работать с моделью, нужно прежде всего, закрыв глаза, подумать, – ассоциацию с каким цветом эта модель у тебя вызывает”. Здесь, естественно – это розовый цвет фона. И он здесь действительно потрясающий – от красноватого до нежно розово-пастельного.

“Затем, – продолжал художник, – нужно взять цвет, который есть в реальности, и нанести тоже.” Здесь – изумрудно-зелёный цвет её платья. “А потом, – утверждал Ренуар, – если видишь, что два цвета плохо согласуются, то нужно найти третий – примиряющий”. И тут он чётко понимал, что зелёный и розовый плохо сочетаются друг с другом.

(Это противоречивое сочетание цветов отметил и А.Пю Чехов в “Трёх сёстрах”, когда Ольга говорит сестре:”Боже, розовое платье и зелёный пояс! Помилуй, это же неприлично!) И он гениально снимает противоречие третьим цветом – рыжим, жёлто-рыжей копной её волос. Вот этим он достигает полной гармонии.

Альберт Вольф писал: “Это напоминает не женский портрет, а блюдо из фисташек и крыжовника, которое хочется есть ложками”

«Портрет Жанны Самари» был выставлен на третьей выставке импрессионистов. Портрет оказался настолько хорош, насколько хороша была сама модель, а большего от художника и требовать нечего.

 Полотно происходит из коллекции И.А.Морозова.

 Огюст Ренуар в ГМИИ

Источник: https://kraeved1147.ru/renuar-zhanna-samari/

Жанна Самари и ее портреты

Портрет Жанны Самари, написанный Огюстом Ренуаром, знаком каждому из нас.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г. А это сама Жанна Самари. Узнаёте?

Феликс Надар. Портрет Жанны Самари. 1877 г. Да, кажется, портрет, созданный Ренуаром, довольно далёк от действительности. Вроде бы все черты ее внешности переданы верно – и в то же время складываются в образ гораздо более утонченный, чем тот, который мы видим на снимке, сделанным легендарным фотографом XIX века Феликсом Надаром. Жанна Самари родилась в 1857 году в артистической семье. Её бабушкой по материнской линии была знаменитая актриса Сюзанна Броан. Отец Жанны, Луи-Жак Самари был виолончелистом Парижской оперы. Младший брат Жанны, Анри Самари, также стал актёром.В 1875 году девушка дебютировала в театре «Комедии Франсез». Играла в основном служанок и субреток в спектаклях по пьесам Мольера и была довольно популярна. До замужества она жила недалеко от мастерской Ренуара и часто приходила к нему позировать. Всего Ренуар создал четыре ее портрета. Первый портрет был создан в 1877 году по заказу родителей Жанны. Уже через месяц после окончания работы над ним художник решил написать второй портрет, который и стал самым известным. Эта работа принимала участие в выставке и вызвала противоречивые реакции. Одни зрители, разумеется, знавшие Жанну по её выступлениям в театре, были просто очарованы, другие негодовали: «Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала». Третий портрет:  В 1878 году художник изображает Жанну в полный рост в бальном платье. Этот образ – настоящей аристократки. Реальная Жанна Самари была, скорее, «женщиной из народа»: полноватая, с тяжелым подбородком, лишенная изысканной улыбки. Но, как рассказывали ее современники, на сцене она полностью преображалась.

Читайте также:  «молочница» вермеера. простое и возвышенное в одной картине - все о живописи

Феликс Надар. Жанна Самари в роли Ночи. 1877 г. Видимо, и Ренуар видел в ней нечто большее, чем обычную земную женщину, – прекрасный и лёгкий образ, который вдохновляет нас и спустя многие десятилетия.

Ренуар был не единственным художником, писавшим портреты Жанны. Вот, например, портрет кисти Луизы Аббема (1879). А этот – Шарля Эмиля Огюста Каролюс-Дюрана (1885). Сколько образов в одной женщине, да ещё и прожившей такую короткую жизнь! Жанна Самари ушла из жизни очень рано – в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил её самый знаменитый ренуаровский портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась в России, как и портрет 1878 г.

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/lyudi/zhanna-samari-i-ee-portrety/

Актриса Жанна Самари на полотнах Ренуара и на фотографиях

zharevna

Слева – Феликс Надар. Портрет Жанны Самари, 1877. Справа – Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари, 1877

Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста Ренуара.

Не преследуя цели фотографической точности, он создает настолько чувственные, светлые, гармоничные портреты, что каждый из них можно было бы назвать гимном женской красоте и радости жизни.

Его упрекали в том, что его работы слишком далеки от реальности, но ведь в этом и состоит истинное мастерство художника – увидеть прекрасное в обыденном, передать собственные ощущения, запечатлеть красоту, не заметную окружающим. Как это и произошло с портретами актрисы Жанны Самари.

Слева – Шарль Эмиль Огюст Каролюс-Дюран. Жанна Самари, 1885. Справа – Жанна Самари. Фото, 1890

Все, кто видел фотографии актрисы Жанны Самари и портреты работы Огюста Ренуара, наверняка замечают разительную несхожесть прототипа с тем образом, который создал художник. Не искажая ни одной черты, Ренуар словно доводит каждую из них до совершенства. На портретах актриса выглядит куда более изысканно, утонченно и аристократично, чем в жизни.

Феликс Надар. Жанна Самари в роли Ночи, 1877

На фотопортрете Жанны Самари знаменитого фотохудожника Феликса Надара заметны все недостатки, которых Ренуар словно не замечает: тяжеловесный подбородок, простоватая внешность, будничная прическа, полноватая фигура – словом, ничем не примечательная заурядная женщина «из народа».

Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари, 1879

Жанна Самари была на тот момент начинающей, но уже довольно популярной актрисой театра «Комеди Франсез». Она дебютировала в 18 лет в роли Дорины в «Тартюфе» Мольера. На момент знакомства с Ренуаром ей было 20.

Обратите внимание

Говорят, на сцене она преображалась. Ее актерским амплуа были субретки – традиционные комедийные персонажи, бойкие и хитрые служанки, помогающие господам в любовных интригах.

Такие образы вполне соответствовали ее внешнему облику.

Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари, 1877

Ренуар написал три портрета Жанны Самари, в период с 1877 по 1880 гг. Они познакомились в салоне мадам Шарпантье, после чего родители Жанны заказали ее портрет. Уже в этой работе Ренуар создал тот невероятно пленительный и нежный образ, который до сих пор ассоциируется с именем Жанны Самари. Первый портрет находится в коллекции театра «Комеди Франсез».

Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари, 1877

Через месяц художник приступил к работе над следующим портретом, который вызвал противоречивую реакцию. Эмиль Золя писал: «Несомненный успех выставки – белокурая веселая головка мадемуазель Самари». Некоторые критики были возмущены: «Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала».

Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари, 1878

В 1878 г. Ренуар создает еще один портрет, на котором актриса изображена в полный рост, в бальном платье.

Женщина настолько красива, что от нее невозможно отвести взгляд – настоящая аристократка! Наверное, нельзя сказать о портретах Жанны Самари лучше, чем Луи Леруа: «Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В блюдо из красок одновременно входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!».

Огюст Ренуар. Автопортреты, 1875 и 1876

Жанна Самари ушла из жизни очень рано – в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил ее портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась с России, как и портрет 1878 г.

Источник: https://zharevna.livejournal.com/975592.html

Жанна Самари

January 8th, 2009

01:06 am – Жанна СамариПродолжая тему про женщин и художников….1876 стал «знаковым» в творчестве Ренуара, поскольку именно в 1876 произошло знакомство и началась дружба с актрисой Жанной Самари.В 1877—1878 годах Ренуар написал три портрета Жанны Самари, каждый из которых и размерами, и композицией, и колоритом существенно отличается от других. Жанна Самари до своего замужества жила недалеко от мастерской Ренуара на улице Фрошо и часто приходила к нему позировать. Семья Жанны была насквозь театральная. Первой вышла на подмостки бабка Жанны по матери Сюзанна Броан, знаменитая дива тридцатых годов, королева сцены времен Луи-Филиппа. Отец Жанны Луи Жак Самари работал виолончелистом в оркестре парижской оперы. Этот сын деревенского скрипача был знаменит среди современников не столько своей игрой, сколько своими замечательно отполированными ногтями. Он холил их с тщанием превеликим и при этом не забывал мыть руки примерно каждые полчаса. Луиза Аббема Портрет Жанны Самари 1879 г. В семье было четверо детей. Жанна была третьей. Старшая, Мари, оказалась самой крепкой, не в пример Жанне. В ту пору, когда революционер искусства Огюст Ренуар экспериментировал, создавая все новые портреты своей замечательной модели, другой блестящий живописец, серьезный и вполне традиционный Бастьен-Лепаж, писал ее сестру. Мари (она была девятью годами старше Жанны) сделала блестящую карьеру в театре Одеон, а затем в театре Ренессанс. Она надолго пережила всех своих братьев и сестер и неприметно скончалась в поверженном Париже, под гром первых реляций с Восточного фронта. “Еще несколько недель – и Россия будет побеждена”. Жюль Бастьен-Лепаж Леди. (Портрет Мари Самари) конец 1880х Старший сын, Жорж Эмиль Ашиль, пошел по стопам отца и стал скрипачом в оперетте, а позднее сделался знаменитым парижским антикваром. Младшенький, Анри, как и Жанна, играл в Комеди Франсэз и был весьма знаменит. На портрете кисти Тулуз-Лотрека Анри просто восхитителен. Каков типаж! Фрак, цилиндр, монокль в правом глазу, этакий напыщенный бонвиван. Сам Анри полагал, что он не сложился как актер. Оставил сцену, вместе с братом занимался антикварным делом, а потом женился на блистательной актрисе Жульетте Меали, стал ее импрессарио, устроил ей триумфальное турне по Европе – и скончался от перитонита в роковом для мужчин 37-летнем возрастеАнри Тулуз-Лотрек Портрет Анри Самари 1889 г. В четырнадцать лет Жанна поступила в театральную студию, а в восемнадцать дебютировала в Комеди Франсэз в роли Дорины в мольеровском “Тартюфе”. Слава ее росла стремительно. Огюст Ренуар ко времени третьей выставки импрессионистов тоже был хорошо известен. 36-летний стройный мужчина с волевым лицом, решительный, вдумчивый и серьезный. Весной 1877 Ренуар пишет первый портрет Жанны Самари. Этот первый портрет был написан после того, как живописец и актриса встретились в салоне мадам Шарпентье.На нем Жанна Самари написана в простой темной кофте с маленьким воротничком и большим красным бантом на груди. Кажется, будто Ренуар стремился написать ее черты менее привлекательными, чем они были на самом деле, но сквозь эту будничность он хотел дать почувствовать зрителям непосредственность и живой темперамент артисткиНадар Жанна Самари в роли Ночи 1877 г.Сын Ренуара Жан полагал, что родители Самари устроили встречу дочери с Огюстом и заказали ему ее первый портрет с далеко идущими намерениями. Они были бы рады видеть Ренуара своим зятем. В тот январский вечер Жанну пригласили, чтобы она прочла стихи одного из присутствующих поэтов. А потом она беседовала с Огюстом. Ее портреты уже писали – и выставляли в Салоне! – маститые художники, но… Жанна говорила о том, как не хватает в их портретах той свежести непосредственного впечатления, той чистоты красок, тех лучезарных тонов, которыми были уже славны импрессионисты.Надар Портрет Жанны Самари 1877 г. В тот январский вечер Жанну пригласили, чтобы она прочла стихи одного из присутствующих поэтов. А потом она беседовала с Огюстом. Ее портреты уже писали – и выставляли в Салоне! – маститые художники, но… Жанна говорила о том, как не хватает в их портретах той свежести непосредственного впечатления, той чистоты красок, тех лучезарных тонов, которыми были уже славны импрессионисты. В ту пору вокруг Ренуара сформировался кружок адептов нового искусства. Выделялись в нем два брата Бушара: поэт Морис и пейзажист Жозеф-Феликс. Он-то и предложил Огюсту написать портрет актрисы. Поскольку в этом же 1877 году, буквально через месяц, Ренуар взялся писать следующий портрет Жанны, можно предположить, что первый портрет его не удовлетворил.Для второго портрета, он заставил ее приходить в мастерскую на улице Сен-Жорж, поскольку Жанна жила недалеко от мастерской Ренуара. На сеансы она приходила довольно свободно и иногда пропускала их, что огорчало и сердило художника. Ренуар работал над портретами актрисы с огромной самоотдачей, выражая душевное волнение, восхищение, вызванные обликом и талантом этой очаровательной женщины. Хотя Жанна Самари как-то заметила: “Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти “Огюст продолжал рисовать Жанну на протяжении двух с половиной последующих лет. Менялся характер портретов. Бывало, из под кисти выходило нечто странное даже по нашим современным меркам. Вот, скажем, этот портрет, что находится сейчас в Национальной Галерее Искусств в Вашингтоне. Расплывчатое пятно лица, рыжие завитки – и ничего от очаровательной актрисы Постепенно в их отношениях наступил кризис. Жанна начала уставать от того, что – как ей казалось – превращалось в пустое экспериментаторство. Ее потянуло к другим художникам, обычным хорошим живописцам. Самый амбициозный из портретов Самари – во весь рост и в бальном платье – Ренуар представил в Салоне 1879 года. Выставка проходила во Дворце Промышленности. Портрет поместили в пятом зале и (как впоследствии сокрушался брат Огюста Эдмон) слишком высоко для того, чтобы публика смогла оценить его по достоинству. За месяц до этого Жанна Самари была избрана (в свои неполные 22) членом Общества Комеди Франсэз, и посетители выставки были в полной уверенности, что перед ними – обычный парадный портрет, написанный по этому случаю. Ничтоже сумняшеся публика приписала Ренуару пророческий дар, ведь на портрете ясно была обозначена дата: 1878. Значит, загодя знал: изберут! Правда, если портрет действительно был написан в конце осени, то сомнительной становится другая история. Ренуар рассказывал, что, отправляя полотно во Дворец Промышленности, специально не стал покрывать его лаком, так как краски еще не успели как следует высохнуть. Приемщик, решив, что у бедного живописца просто нет денег на лак, решил сделать это сам. В результате художнику пришлось переписать практически весь портрет. Существует мнение, что Ренуар изобразил актрису на “Портрете девушки с распущенными волосами”, и что на картине “Качели” тоже изображена Жанна Самари. А Жанне вскоре стало не до Огюста и не до портретов. Начался ее нашумевший роман с Полем Лагардом. Это напоминало классическую пьесу о безумной любви, преодолевающей все преграды. Поль не был человеком искусства. Типичный парижанин, сын богатого биржевого брокера, буржуа. Отец Поля всеми силами старался помешать браку сына с актрисой. Родители Поля не присутствовали 25 августа 1880 года на бракосочетании в церкви Троицы, где собрался весь театрально-музыкальный Париж. (Современник умилялся, гладя на прелестных студенток консерватории, взирающих на процедуру венчания). Лагард-старший даже пытался потом оспаривать законность этого брака. Вскоре у Жанны родилась дочь. Увы, прожила она недолго, всего полгода. Вторая дочь стала драматической актрисой и впоследствии вышла замуж за директора Лионского театра. Век ее тоже был очень коротким, она не дожила и до тридцати. Младшая же из трех дочерей, также пошедшая по стопам прабабки и матери (она тоже играла в Комеди Франсэз) стала женой директора Парижской Оперы. Она умерла в 80-летнем возрасте, в конце 60-х годов прошлого века. В начале осени 1890 года мадам Самари (она сохранила свою фамилию) уже готовилась к новому театральному сезону. 5 сентября она отправилась в Трувиль, где проводили лето ее муж и обе дочки. В Трувиле сразу почувствовала себя плохо. Местный врач поставил диагноз: тифоидная горячка. Жанну срочно привезли в Париж. 18 сентября она скончалась. Ей было 33 года. В церкви Святого Роха, где отпевали Жанну, собралось две тысячи человек. Поль Лагард пережил Жанну Самари на 13 лет. Портрет покойной жены, написанный Ренуаром для третьей выставки импрессионистов, продолжал все эти годы висеть в его квартире. Когда 52-летний Поль Лагард умер, родственники стали распродавать часть имущества. материалы отсюда
Читайте также:  Ван гог "едоки картофеля". самый мрачный шедевр мастера - все о живописи
From:

Date:

xaosis
January 7th, 2009 10:31 pm (UTC)
(Link)

Мне так нравится читать твои подборки, душа отдыхает:)

From:

Date:

pheonae
January 8th, 2009 07:28 am (UTC)
(Link)

мне тоже нравится про них читать, поэтому добавляю тока картины, где-то что-то убираю, где-то добавляю и выкладываю))не я ж автор… но все равно пожалуйста

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

lana_sv
January 8th, 2009 05:24 am (UTC)
(Link)

Тот который “расплывчатый” в Вашингтоне да? а этот в полный росто который тот в Питере )
Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1878. Эрмитаж, Санкт-Петербург

From:

Date:

pheonae
January 8th, 2009 07:28 am (UTC)
(Link)

ага) я про его женщин еще подборку сделаю)))
как руки дойдут)

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

mere_skill
January 8th, 2009 09:00 am (UTC)
(Link)

Неудивительно, что такая женщина зацепила внимание Ренуара!

From:

Date:

masha_vermel
January 8th, 2009 09:44 am (UTC)
(Link)

обожаю Ренуара…как-то был тест и мне вышел портрет Самари:-)

From:

Date:

ya_tasha
January 8th, 2009 06:40 pm (UTC)
(Link)

Печально как все умерли… Но а то же время благодаря мастеру остались на полотнах). Спасибо.

From:

Date:

il_ducess
January 8th, 2009 07:02 pm (UTC)
(Link)

Спасибо большое, просветительница наша!:):):)

From:

Date:

pheonae
January 8th, 2009 08:21 pm (UTC)
(Link)

ой..пажаласта..сама ж просвящаюсь таким образом))и ЖЖ превратила в некий скрабук-альбом интересов)(Reply) (Parent) (Thread) (no subject) – tatjana2011t – Expand

Источник: https://pheonae.livejournal.com/205874.html

Ренуар и его модели. Жанна Самари

ngasanova

March 26th, 2013

Ренуар встретил актрису Жанну Самарии (Jeanne Samary) в 1877 году. Историки мскусства предполагают, что Жанна играла значительную рольв жизни художника. Он создал три портрета Самари, и они являются одними из лучших работ Ренуара. Каждые портрет имеет своё своеобразие и даже отличаются они друг от друга и по составу, цвету, размеру.

Бабушка Жанны Самарии, её тети и другие родственницы были актрисами в Комеди Франсез. Ее отец был виолончелистом в оркестре Парижской оперы. Сын деревенского скрипача был в основном известен своими полированными ногтями, о которых он заботился с величайшей тщательностью и мыл руки каждые полчаса. Жюль Бастьен-Лепаж.

Важно

Портрет Марии Самари, 1880Сестра Жанны, Мария, сделала блестящую карьеру в театре Одеон, а затем в театре Ренессанс. Она пережила своих братьев и сестер и тихо умерла в осажденном Париже во время Первой мировой войны.Старший брат стал скрипачом в оперетте, а позже известным парижским антикваром. Анри де Тулуз-Лотрека. Портрет Генри Самари.

1889Младший брат, Генри, был актером в Комеди Франсез, очень успешным. Но Генри не считал, что он состоялся как актер, и ушел из театра. Работал со своим старшим братом в бизнесе антиквариата. Он затем женился на очаровательной актрисе Джульетт Мили, стал ее импресарио. Умер от перитонита в возрасте 37 лет.

В 14 лет Жанна поступила в театральную школу, а в 18 лет она дебютировала в Комеди Франсез в роли Дорин В. Мольера “Тартюф”. Ее слава быстро росла. Жанна была известна не меньше великой Сары Бернар. К концу 1870-х годов имя Огюста Ренуара также стало известно широкой публике. Это был 36-летний стройный человек, вдумчивый и серьезный.Пьер-Огюст Ренуар.

Автопортрет, 1876Ренуар не любил Комеди Франсез, но он часто ходил туда из-за Жанны:

“По-видимому, мне здорово хотелось ее видеть! Вот уж место, где на всем печать скуки… По счастью, она часто играла в пьесах Мюссе!”

Сын художника в своих воспоминаниях говорит, что «перед моим отцом никогда не стояло вопроса о женитьбе на Жанне».
Да и сама Жанна Самари говорила – “Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти”.
Феликс Надар. Портрет Жанны Самари, 1887Весной 1877 года известный фотограф Надар сфотографировал актрису Жанну Самари. Глядя на фото можно сказать, что она была довольно – проста, с тяжелым подбородком, полная фигура, уродливые волосы. Пьер-Огюст Ренуар. Мадам Шарпантье с детьми. 1878Пьер Огюст Ренуар написал эту картину по просьбе мадам Шарпантье, жены крупного издателя французской литературы и одного из первых коллекционеров полотен импрессионистов. Ренуар был вхож в ее салон, где собирались известные литераторы, художники, музыканты.Мадам Шарпантье изображена сидящей в гостиной своего дома вместе с детьми – дочерью Жоржеттой и сыном Полем – и большой собакойВозможно, что у мадам Шарпантье Ренуар и познакомился с актрисой. Об этом упоминает и Жан Ренуар в своей книге. Вот что он пишет:

«Поговорим о Жанне Самари. Передо мной репродукция, с ее большого портрета. Как обидно, что я не знал ее! В ней воплощен весь театр: тут все оттенки благородного авторитета и робости перед публикой… Вечером в чудесном белом

платье и театральном гриме она становилась королевой…»

Ренуар встретил Самари у Шарпантье..Портрет Жанны Самари, 1877Жанна Самари написана в простой темной кофте с маленьким воротничком и большим красным бантом на груди. Кажется, будто Ренуар стремился написать ее черты менее привлекательными, чем они были на самом деле, но сквозь эту будничность он хотел дать почувствовать зрителям непосредственность и живой темперамент артистки.

Поскольку в этом же 1877 году Ренуар взялся писать следующий портрет Жанны, можно предположить, что первый портрет его не удовлетворил.Портрет Жанны Самари, 1877Трудно представить, чтобы в то время кто-нибудь осмелился писать портрет, используя в качестве основных цветом, составляющих колорит картины, активные розовые и зеленые краски.

Ренуар беззаботно сопоставляет их, нанося на холст мелкими, разделенными мазками. Если внимательно всмотреться в цвет открытого платья, то можно увидеть разнообразие мельчайших оттенков зеленой краски, нанесенных самым свободным образом.

То же можно сказать и о розовом фоне картины, который в правой части холста обогащен энергично положенными мазками синей краски, причем она лежит поверх розового цвета, почти небрежными загогулинами. Но все это, взятое вместе и увиденное на некотором расстоянии от холста, производит свежее и гармонично согласованное в цвете впечатление.

На портрете из московского музея Жанна Самари изображена в открытом летнем зеленовато-голубом платье, плотно облегающем стройную фигуру. На розовом фоне ее открытые руки, нежная кожа словно дышат теплом. Жанна Самари оперлась подбородком на свою руку и застыла перед зрителями. Ее короткие рыжевато-золотистые волосы чуть разлетаются в разные стороны.

Совет

Жанна смотрит открыто и непринужденно, а зрителей не перестает восхищать очарование актрисы и мастерство художника.”Портрет актрисы Жанны Самари”. 1878 г.В 1878 году Ренуар пишет третий портрет Жанны Самари, где она представлена в полный рост в прекрасном вечернем платье с огромным шлейфом, глубоким декольте и обнаженными руками, обтянутыми почти до локтя белыми перчатками.

Фигура артистки, стянутая в талии тонким золотым пояском, написана на фоне богатого театрального интерьера, украшенного коврами и пальмой на массивной декорированной металлической подставке.Манера письма Ренуара изменилась, стала более гладкой, краски плавно переходят от одного тона к другому. Ее лицо нарисовано в анфас, фигура артистки чуть наклонена так, что зритель ощущает ее приближение.

Ренуар написал Жанну Самари поразительной красавицей. Ее рыжеватые волосы обрамляют лицо с темно очерченными дугами бровей, изумительной синевы глазами, прекрасными линиями носа и губ.

Причем Ренуару удалось передать в выражении ее лица ту привлекательную шаловливость, озорство и непосредственность выражения мыслей и чувств, которые были свойственны ее душевному облику и ее сценическому дарованию. Художник открыл многогранность внутреннего и внешнего облика Самари и этой работой завершил серию ее портретов.

Три портрета Жанны Самари выстраиваются как бы в музыкальный ряд,когда от тихого звучания мелодия постепенно переходит к сильным и торжественным аккордам. Так и портреты Ренуара представляют Жанну Самари сначала почти прозаичной и скромной на маленьком портрете, хранящемся в Комеди Франсез, затем изящной и изысканной на портрете из московского собрания, и великолепной в парадном костюме – на портрете в рост из собрания Эрмитажа.*** Раньше для выхода в свет были необходимы легкие и воздушные платья. Но время идет, мир меняется и, чтоб чувствовать

себя уверено и красиво, можно и леггинсы купить для выхода в свет, вот так.

Источник: https://ngasanova.livejournal.com/799115.html

Портрет актрисы Жанны Самари

Дата создания: 1878 год. Тип: Холст, масло. Габариты: 174*105 см.

Месторасположение: Государственный Эрмитаж, Россия.

Пьер Ренуар был первым импрессионистом, заполучившим огромную популярность среди французских богачей благодаря написанию множества прекрасных портретов известных людей.

Он мастерски владел светотенью, что делало его картины очень реалистичными.

Благодаря такой технике он написал такие известные картины, как «Читающий Клод Моне«, «Обнаженная Анна», а также целую серию картин с купальщицами.

Портреты актрисы

Среди огромного множества работ художника можно выделить часть полотен, на которых он изобразил известную тогда актрису Жанну Самари. Ренуар повстречал ее, когда она была совсем молоденькой девушкой.

Он был поражен красотой Жанны, ее золотистые волосы и сияющая кожа пленили его, и он считал, что лишь только он один из всех художников в мире способен передать на холсте ее красоту такой, какой она была на самом деле.

Обратите внимание

Пьер написал четыре портрета Жанны, которые на века сохранили ее красоту и молодость, а также стали предметом подражания молодых француженок.

Каждый портрет уникален, несмотря на то, что на них изображен один и тот же человек. Данную картину, как и все импрессионистские картины, следует наблюдать немного издалека, чтобы все мазки соединились в единую композицию и ушла та небольшая размытость изображения, свойственная импрессионистам. Только так зритель сможет увидеть именно тот образ, который старался донести художник.

Крупнейший портрет

Данная картина была написана Пьером Ренуаром в 1878 году и стала третьей в серии. На ней актриса показана во весь рост, поэтому картина стала еще и наибольшей из четырех портретов. Жанна Самари изображена в длинном светлом красивом платье, которое в то время могли себе позволить только светские дамы. На ее руках надеты белые перчатки.

Если внимательно рассмотреть картину, создается впечатление, будто героиня слегка наклоняется вперед, словно придвигаясь к зрителю. Бархатная светлая кожа Жанны, которую так обожал Ренуар и сравнивал ее с солнечным светом, контрастирует с окружающим актрису темным интерьером. Темные глаза героини игриво смотрят на всех, кто любуется ее красотой.

Жанна Самари умерла очень молодой, в возрасте 33 лет, но благодаря портретам, написанным Ренуаром, она оставила большой след в искусстве.

Портрет актрисы Жанны Самари обновлено: Март 25, 2017 автором: Валентина

Портреты

Источник: https://artrue.ru/style/impressionism/renoir/portret-aktrisy-zhanny-samari.html

Жанна Самари

chtoby_pomnili[arvenundomiel]

Годы жизни: 1857 – 1889Огюст Ренуар познакомился с Жанной Самари, когда ей едва исполнилось двадцать лет.

Только что с успехом прошел дебют этой актрисы на сцене одного из самых популярных театров Парижа, «Комеди Франсез», и ее имя не сходило с уст строгих ценителей актерской игры и женской красоты.

Например, шалун Александр Дюма-сын сказал однажды мадемуазель Самари: «Ну и глазищи же у вас, Жанна! Так и подмывает их выколоть!»Pierre-Auguste RenoirПарадный портрет из Эрмитажа

Ренуар был тоже очарован ею.

Жанна поразила его красотой, которую он искал всю свою жизнь… Не удивительно, что художник искренне обрадовался, когда к нему в мастерскую пришли родители Жанны и попросили написать портрет дочери: «Если вам нужна модель… Жанна так вами восхищается».

Большой парадный портрет Жанны Самари, который находится сейчас в Эрмитаже, был написан не сразу. Сначала художник выполнил этюд к нему. Эта работа 1877 года, хранящаяся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.

Пушкина в Москве, настолько совершенна по исполнению, что может считаться самостоятельной и к тому же великолепной работой Ренуара.Pierre-Auguste RenoirЭтюд из ГМИИЖанна жила на улице Фрошо, неподалеку от мастерской. Каждый день после полудня мастер отправлялся к ней, и артистка по два часа позировала ему. «Что за кожа!.. – восхищался Огюст.

Читайте также:  Захватывающие биографии художников от а до я - все о живописи

– Право, она все освещает вокруг… Настоящий солнечный луч». Перенося на холст ее живые черты, он старался передать не только внешнее сходство, но и ощущение собственного восторга. Позже Жанна рассказывала: Ренуар до такой степени всегда спешил приступить к работе, что порой забывал даже поздороваться.

Во время работы над портретом он часто посещал спектакли «Комеди Франсез» – ему необходимо было наблюдать Жанну и в естественной домашней обстановке, и при свете рампы.

Для написания большого портрета он приглашал актрису в ателье на улицу Сен-Жорж.

«Она приходила к художнику рано утром и надевала розовое платье, в котором позировала и которое не заглушало розового тона ее щек и белизны лица, – рассказывает друг Ренуара Жорж Ривьер. «Луч солнца», – говорил Ренуар.

Важно

Ее радостный смех, ее очаровательный детский характер, ее милые шутки, все в ней привлекало Ренуара, который никогда не делал портрета с большим удовольствием, чем этот».

Louise AbbйmaС этой знаменитой картиной, отправленной художником на выставку, произошло непредвиденное: один из служащих зачем-то покрыл еще свежую живопись Ренуара слоем лака, отчего краски потекли. Художнику пришлось за несколько часов переписать весь огромный холст.Долгое время этюд к большому портрету находился у мужа Жанны П.

Лагарда, потом попал к знаменитому торговцу картинами Дюран-Рюэлю и, наконец, был куплен известным русским коллекционером И. А. Морозовым. В 1904 году картину привезли в Россию, и с тех пор она покидает Москву лишь на время больших международных выставок.Pierre Auguste Renoir

Портрет Самари писатель и художник Луи Леруа оценил следующим образом: «…Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В богатое впечатлениями блюдо из красок одновременно входят ваниль, красный крыжовник и фисташки: этот портрет можно есть ложкой!»Картины импрессионистов, к которым принадлежал О. Ренуар, нужно смотреть с определенного расстояния. Тогда-то и происходит чудо: мазки сливаются и дают тот образ, которого добивался художник. В портрете молоденькой актрисы Ренуар хотел передать свое первое впечатление от ее цветущей красоты и выразил его в звонком звучании зеленых, розовых, голубых тонов. Именно светлые краски юности восхитили Ренуара – синие сияющие глаза Самари, пунцовый рот, золотисто-рыжие волосы, нежный румянец.
Pierre-Auguste Renoir
Luncheon of the Boating PartyНа этой картине Жанна Самари изображена в правом верхнем углу.«Я думаю, не так уж много наберется в мировой живописи портретов, где так естественно сочетается мысль и чувство, румянец женщины и обаяние человеческого разума, – пишет искусствовед Леонид Волынский. – Кажется, вот-вот улыбнется и заговорит эта синеглазая и рыжеволосая женщина, так умно и доброжелательно глядящая на вас, подперев щеку рукой».Многое могло измениться в жизни Ренуара с появлением этой юной актрисы, но изменений так и не последовало. Прелестная голубизна глаз, шаловливая улыбка, свежее, как цветок, лицо… Модель, судя по всему, была влюблена в художника.Pierre-Auguste Renoir«Но, – сожалеюще утверждала Жанна, – Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». «Их глазами смотрит на вас сама душа Франции», – подчеркивает Л. Волынский, размышляя о женских портретах Ренуара.Сам же Огюст говаривал: «Мне жаль мужчин – покорителей женщин. Тяжкое у них ремесло! День и ночь на посту. Я знавал художников, не создавших ничего достойного внимания: вместо того чтобы писать женщин, они их соблазняли».Pierre-Auguste RenoirОн пошел по другому пути, создав великолепные портреты Жанны Самари. Перед нами не великая, а только начинающая, окрыленная удачей актриса и очаровательная молодая женщина.Pierre-Auguste RenoirК сожалению, ее судьба, сулившая столько радужных надежд, оказалась несчастливой: Самари умерла в тридцать два года от брюшного тифа.«Я смотрю на портрет Жанны Самари, как я смотрел бы на портрет моей умершей сестры», – признавался Жан Ренуар.
Pierre-Auguste RenoirТекст Е. Н. Обойминой и О. В. Татьковой

Источник: https://chtoby-pomnili.livejournal.com/298919.html

О судьбах 10 женщин, которые смотрят на нас со знаменитых картин

О картине мы прежде всего знаем две вещи: ее автора и, возможно, историю полотна. А вот о судьбах тех, кто смотрит на нас с холстов, нам известно не так уж и много.

Сегодня мы решили рассказать о женщинах, чьи лица нам хорошо знакомы, а их истории — нет.

1. Жанна Самари — Огюст Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877 г

Актриса Жанна Самари хоть и не смогла стать звездой сцены (играла она преимущественно служанок), но повезло ей кое в чем другом: некоторое время она жила недалеко от мастерской Ренуара, который в 1877-1878 годах написал четыре ее портрета, тем самым прославив куда больше, чем это могла бы сделать ее актерская карьера. Жанна играла в спектаклях с 18 лет, в 25 она вышла замуж и родила троих детей, затем даже написала детскую книжку. Но прожила эта обаятельная дама, к сожалению, недолго: в 33 года заболела брюшным тифом и скончалась.

2. Чечилия Галлерани — Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем», 1489-1490 гг

Чечилия Галлерани была девушкой из благородной итальянской семьи, которая в возрасте 10 (!) лет уже была помолвлена.

Однако, когда девочке было 14, помолвка по неизвестным причинам была расторгнута, а Чечилия отправлена в монастырь, где и познакомилась (или же все это было подстроено) с герцогом миланским Людовико Сфорца.

Завязался роман, Чечилия забеременела, и герцог поселил девушку в своем замке, но тут пришло время вступить в династический брак с другой женщиной, которой, конечно же, присутствие любовницы в их доме не понравилось. Тогда после родов Галлерани герцог забрал себе сына, а ее выдал замуж за обедневшего графа.

В этом браке Чечилия родила четверых детей, держала чуть ли не самый первый в Европе литературный салон, бывала у герцога в гостях и с удовольствием играла с его ребенком от новой любовницы.

Спустя время супруг Чечилии погиб, наступила война, она потеряла свое благосостояние и нашла приют в доме сестры той самой жены герцога — вот в таких замечательных отношениях она умудрялась быть с людьми.

После войны Галлерани вернула свое имение, где и жила вплоть до своей смерти в возрасте 63 лет.

3. Зинаида Юсупова — В.А. Серов, «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой», 1902 г

Богатейшая российская наследница, последняя из рода Юсуповых, княжна Зинаида была невероятно хороша собой, и, несмотря на то что ее расположения добивались в числе прочих августейшие особы, замуж она хотела выйти по любви. Желание свое она осуществила: замужество было счастливым и принесло двоих сыновей.

Юсупова много времени и сил тратила на благотворительную деятельность, причем после революции продолжила ее и в эмиграции. Любимый старший сын погиб на дуэли, когда княгине было 47 лет, и она с трудом перенесла эту утрату.

С началом волнений Юсуповы покинули Петербург и поселились в Риме, а после смерти супруга княгиня переехала к сыну в Париж, где и провела остаток своих дней.

4. Мария Лопухина — В.Л. Боровиковский, «Портрет М.И. Лопухиной», 1797 г

Боровиковский написал множество портретов русских дворянок, но этот — самый чарующий. Мария Лопухина, представительница графского рода Толстых, изображена здесь в нежном возрасте 18 лет. Портрет был заказан ее супругом Степаном Авраамовичем Лопухиным вскоре после свадьбы.

Непринужденность и чуть надменный взгляд кажутся то ли обычной позой для подобного портрета эпохи сентиментализма, то ли признаками меланхолического и поэтического нрава.

Судьба этой загадочной девушки оказалась печальной: спустя всего 6 лет после написания картины Мария умерла от чахотки.

5. Джованина и Амацилия Пачини — Карл Брюллов, «Всадница», 1832 г

«Всадница» Брюллова — блистательный парадный портрет, в котором роскошно все: и яркость красок, и пышность драпировок, и красота моделей. На нем изображены две девочки, носившие фамилию Пачини: старшая Джованина сидит на лошади, младшая Амацилия смотрит на нее с крыльца.

Картину Карлу Брюллову — своему многолетнему возлюбленному — заказала их приемная мать, графиня Юлия Павловна Самойлова, одна из красивейших женщин России и наследница колоссального состояния. Повзрослевшим дочерям графиня гарантировала большое приданое.

Но получилось так, что к старости она практически разорилась, и тогда приемные дочери Джованина и Амацилия через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.

6. Симонетта Веспуччи — Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482–1486 гг

На знаменитой картине Боттичелли изображена Симонетта Веспуччи — первая красавица флорентийского Ренессанса.

Симонетта родилась в богатой семье, в 16 лет вышла замуж за Марко Веспуччи (родственника Америго Веспуччи, «открывшего» Америку и давшего континенту свое имя).

После свадьбы молодожены обосновались во Флоренции, были приняты при дворе Лоренцо Медичи, в те годы славившемся пышными пирами и приемами.

Совет

Красивая, при этом очень скромная и доброжелательная Симонетта быстро влюбила в себя флорентийских мужчин. Ухаживать за ней пытался и сам правитель Флоренции Лоренцо, но активнее всех ее добивался его брат Джулиано. Красота Симонетты вдохновляла многих художников того времени, среди которых был Сандро Боттичелли.

Считается, что с момента их встречи моделью всех Мадонн и Венер кисти Боттичелли была именно Симонетта. В возрасте 23 лет Симонетта умерла от чахотки, несмотря на старания лучших придворных врачей.

После этого художник изображал свою музу только по памяти, а в старости завещал, чтобы его похоронили рядом с ней, что и было выполнено.

7. Вера Мамонтова — В.А. Серов, «Девочка с персиками», 1887 г

Самая знаменитая картина мастера портрета Валентина Серова была написана в усадьбе богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова. Ежедневно на протяжении двух месяцев художнику позировала его дочь, 12-летняя Вера.

Девочка выросла и превратилась в очаровательную девушку, вышла замуж по взаимной любви за Александра Самарина, принадлежащего к известной дворянской фамилии. После свадебного путешествия по Италии семья поселилась в городе Богородске, где один за другим родилось трое детей.

Но неожиданно в декабре 1907 года, спустя всего 5 лет после свадьбы, Вера Саввишна умерла от воспаления легких. Ей было всего 32 года, а ее муж больше так и не женился.

8. Александра Петровна Струйская — Ф.С. Рокотов, «Портрет Струйской», 1772 г

Этот портрет кисти Рокотова словно воздушный полунамек. Александре Струйской было 18, когда ее выдали замуж за очень богатого вдовца. Есть легенда, что на свадьбу муж подарил ей ни больше ни меньше новую церковь. И всю жизнь писал ей стихи.

Был ли этот брак счастливым, доподлинно не известно, но все, кто бывал в их доме, обращали внимание на то, как несхожи между собой супруги. За 24 года брака Александра родила мужу 18 детей, 10 из которых умерли во младенчестве.

После смерти мужа она прожила еще 40 лет, твердо управляла поместьем и оставила детям приличное состояние.

9. Галина Владимировна Адеркас — Б.М. Кустодиев, «Купчиха за чаем», 1918 г

«Купчиха за чаем» Кустодиева — настоящая иллюстрация той яркой и сытой России, где ярмарки, карусели и «хруст французской булки». Написана картина была в послереволюционном голодном 1918 году, когда о таком изобилии можно было только мечтать.

Для купчихи в этом портрете-картине позировала Галина Владимировна Адеркас — натуральная баронесса из рода, ведущего свою историю аж от одного ливонского рыцаря XVIII века. В Астрахани Галя Адеркас была соседкой Кустодиевых по дому, с шестого этажа; в студию девушку привела жена художника, приметив колоритную модель.

В этот период Адеркас была совсем молода — студентка-первокурсница медицинского факультета — и на набросках ее фигура выглядит гораздо тоньше.

Окончив университет и проработав какое-то время хирургом, она бросила профессию и в советские годы пела в составе русского хора, участвовала в озвучивании фильмов, вышла замуж и стала выступать в цирке.

10. Лиза дель Джокондо — Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», 1503-1519 гг

Пожалуй, один из самых известных и загадочных портретов всех времен и народов — это знаменитая Мона Лиза кисти великого Леонардо.

Среди множества версий о том, кому принадлежит легендарная улыбка, официально в 2005 году подтвердилась следующая: на полотне изображена Лиза дель Джокондо, супруга торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо.

Портрет мог быть заказан художнику, чтобы отметить рождение сына и покупку дома.

Вместе с мужем Лиза вырастила пятерых детей, и, вероятнее всего, ее брак был основан на любви. Когда супруг умер от чумы и Лизу также поразила эта тяжелая болезнь, одна из дочерей не побоялась взять маму к себе и выходила ее. Мона Лиза вылечилась и прожила еще некоторое время вместе со своими дочерьми, скончавшись в возрасте 63 лет.

Источник: https://cameralabs.org/9830-o-sudbakh-10-zhenshchin-kotorye-smotryat-na-nas-so-znamenitykh-kartin

Ссылка на основную публикацию