Стили в живописи: от ренессанса до абстракционизма – все о живописи

Стили в изобразительном искусстве

Стиль в изобразительном искусстве объединяет работы одного художника либо работы художников определенного периода, направления, школы, местности.

Живопись эпохи Возрождения

Renaissance – в переводе с французского означает “Возрождение”. Именно так назвали целую эпоху, символизирующую интеллектуальный и художественный расцвет европейской культуры.

Возрождение зародилось в Италии в начале XIV века и достигло своего пика в XVI веке, возвещая угасание эпохи культурного упадка и застоя (эпохи Средневековья). Период Ренессанса тесно связан с возникновением новых стилей и техник живописи в Италии. Появляется интерес к античным образам.

Приходит интерес ко всему мирскому, безграничной красоте природы и, конечно же, человеку. Художники эпохи Возрождения подходят к видению тела человека с научной точки зрения, стараются проработать всё до мельчайших деталей. Картины становятся реалистичными.

Широко распространяется новая концепция мировоззрения под названием “гуманизм”, согласно которой человек считается высшей ценностью. Знаменитый представитель этой эпохи – Леонардо да Винчи. Только треть картин дошла до наших дней: «Джоконда», «Мадонна Литта», «Поклонение волхвов», «Вакх», «Портрет музыканта».

Обратите внимание

Он изобрел технику сфумато, которая смягчала силуэты изображаемого.

Сикстинская Мадонна, Рафаэль Санти

Другой яркий представитель этой золотой эпохи Рафаэль Санти, автор «Сикстинской Мадонны», «Донны Велата», «Мадонны с младенцем и Иоаном Крестителем».

Барокко

Барокко – стиль и эпоха искусства, для которых характерна аристократичность, контрастность, динамичность образов, простые детали при изображении изобилия, напряжения, драмы, роскошь, слияние реальности и иллюзии. Этот стиль появился в Италии в 1600 году и распространился по всей Европе.

Караваджо и Рубенс являются самыми яркими его представителями. До конца XIX века этот термин всегда носил подтекст гротеска, преувеличения, избытка декораций, пышности. Только в 1888 году термин стал использоваться в качестве обозначения стилистического направления, а не в качестве понятия, критикующего избыточность, чрезмерность в живописи.

Барочный стиль написания эмоционально насыщенной картины оказал глубокое воздействие на все формы искусства, в том числе архитектуры и скульптуры. Именно в живописи это направление искусства наиболее выражено.

Классицизм — стиль живописи, который стал развиваться в эпоху Возрождения.

В переводе с латинского «classicus» означает – «образцовый». Классицизм на самой заре своего становления считался идеальным с точки зрения живописи. Художественный стиль развился в XVII веке и стал постепенно исчезать в XIX веке, уступая таким направлениям, как романтизм, академизм (сочетание классицизма и романтизма) и реализм.

Стиль живописи и скульптуры классицизма появился в то время, когда художники и скульпторы обратились к искусству античности и стали копировать многие его черты.

Классицизм выражает точное изображение, однако фигуры на картинах художников выглядят довольно скульптурно, Люди на таких полотнах могут показаться застывшими скульптурами в «говорящих» позах. Классицизм — это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине.

Жак Луи-Давид, Клятва Горациев

Первым классицизм в живопись ввел француз Н. Пуссен, он и является его основоположником. Картины художника – «Смерть Германика», «Ринальдо и Армида», «Аркадские пастухи», «Нахождение Моисея» и т.д. Классицизм в русской живописи выражался утверждением красоты индивидуального, неповторимого, необычного.

Романтизм

Романтизм – идейное и художественное направление в культуре конца ХVIII — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы, фантастически-красивых пейзажей.

Свое отражение эпоха Романтизма нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма, картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Гойя свежесть штиля и мрачность шторма Айвазовского.

Для передачи страстей художники прибегали к использованию сочных красок, ярких мазков и насыщению картин «спецэффектами ». Наиболее последовательно развивалась живопись романтического течения во Франции.

Неоклассицизм

Неоклассицизм – главное направление живописи в Северной Европе с середины 18 века и до конца 19-го. Для него характерно возвращение к особенностям античного искусства, искусства Возрождения и даже времен классицизма.

В архитектурном, артистическом и культурном смыслах неоклассицизм появился как ответ рококо, воспринимавшемуся как неглубокий и вычурный стиль искусства. Художники-неоклассицисты, благодаря хорошим знаниям церковных законов, старались вводить каноны в свои работы.

Однако они избегали простого воспроизведения классических мотивов и тем. Художники-неоклассицисты пытались поместить свою картину в рамки традиции и продемонстрировать таким образом мастерство владения жанром.

Неоклассицизм в этом отношении прямо противопоставлен модернизму, где достоинствами считаются импровизация и самовыражение. К самым известным его представителям относятся Николя Пуссен, Рафаэль.

Академическая живопись и реализм

Живопись академическая – это особое направление, формирование которого связано с деятельностью академий художеств Европы. Оно появилось в 16 веке в Болонской академии, выходцы из которой стремились подражать мастерам Возрождения.

С 16 века методы обучения живописи стали основываться на строгом соблюдении правил и норм, следовании формальным образцам. Королевская академия художеств в Париже считалась одной из наиболее влиятельных в Европе в академической живописи. Она пропагандировала эстетику классицизма, господствовавшего во Франции в 17 веке.

В 19 веке одними из самых видных проявлений академизма стали работы Ж. Л. Жерома, Александра Кабаннеля, Ж. Энгра. Густав Кюрбе

Классические каноны только на рубеже 19-20 веков были заменены реалистическими.

Важно

Именно реализм становится в конце 19-начале 20 века базовым методом обучения в академиях, превращается в догматическую систему. Стиль реалистической живописи 19 века распространился почти на все жанры: портреты, пейзажи, натюрморты.

Любимые тематики художников-реалистов: картины с жанровыми сценами сельской и городской жизни рабочего класса, крестьян, сцены уличной жизни, кафе и ночных клубов. Реалисты стремились передать мгновение жизни в динамике, максимально правдоподобно подчеркивая особенности внешности действующих лиц, их переживания и чувства. Густав Кюрбе.

Импрессионизм

Импрессионизм – направление живописи, нацеленное в основном на работу на пленэре (открытом воздухе). Оно обязано своим названием картине “Впечатление, Восход солнца” Клода Моне. Слово “впечатление” на английском языке – impression. Импрессионистические картины передают в первую очередь световое ощущение художника.

Основные особенности живописи в этом стиле следующие: еле видимые, тонкие мазки; изменение освещения, точно переданное (внимание зачастую акцентировано на эффекте течения времени); открытая композиция; простая общая цель; движение как ключевой элемент опыта и восприятия человека.

Самыми яркими представителями такого направления, как импрессионизм, являются Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер Ренуар.

Модернизим

Модернизм – стиль, зародившийся как совокупность тенденций в различных сферах искусства в конце 19 и начале 20 в. Парижский “Салон отверженных” был открыт в 1863 году. Здесь выставлялись художники, картины которых не допускались в официальный салон. Эту дату можно считать датой возникновения модернизма как отдельного направления в искусстве.

Иначе модернизм называют иногда “иным искусством”. Его цель – создание уникальных картин, не похожих на другие. Главная черта работ – особенное видение мира автором. Художники в своем творчестве восстали против ценностей реализма. Самосознание является яркой характеристикой данного направления. Это часто приводит к экспериментам с формой, а также к склонности к абстракции.

Используемым материалам и процессу работы представители модернизма уделяют особое внимание. Одними из самых ярких его представителей считаются Генри Матисс и Пабло Пикассо.

Густав Климт

Модернистические течения в искусстве:

  • Абстрактное искусство
  • Абстрактный экспрессионизм
  • Авангард
  • Акмеизм
  • Дадаизм
  • Кубизм
  • Постимпрессионизм
  • Сюрреализм
  • Фовизм
  • Футуризм
  • Экспрессионизм
  • Символизм
  • Примитивизм

Кубизм – это зародившееся в 20 веке авангардное направление искусства. Создателем его является Пабло Пикассо. Кубизм произвел настоящую революцию в скульптуре и живописи Европы, вдохновив на создание похожих направлений в архитектуре, литературе, музыке. Художественная живопись в этом стиле характеризуется перекомбинированными, ломанными предметами, имеющими абстрактную форму. Экспрессионизм – еще одно важное направление современного искусства, появившееся в Германии в первой половине 20 в. Этот стиль стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала 20 века, Первую мировую войну и революционные движения. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика (Эдвард Мунк).

Сюрреализм – совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа. Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

Абстракционизм (в том числе лучизм, кубизм, пуантилизм) лат. abstraction — удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции.

Символизм. Основан на классической философии Германии и особенно идеализме Канта. Он утверждал, что наше разум видит лишь то, как предмет представляется в восприятии нашими органами чувств. Непосредственно природа предмета непостижима. Тут и приходит на помощь символ. Он порожден прозрением художника. Том Ганс

Наивное искусство включающее как самодеятельное искусство, так и изобразительное творчество художников-самоучек. В России интерес к наивному искусству проявляли как люди далекие от творчества, так и известный художники, например им интересовался Шагал, а к русскому лубку обращался Малевич. К произведениям наивного искусства относят провинциальные портреты русских людей, неизвестных художников.

Примитивизм – стиль живописи, зародившийся в XIX веке, вмещавший в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен. Понятие наивного искусства не подпадает под определение «примитивизм», так как первое означает живопись непрофессионалов, второе — стилизованную живопись профессионалов. Наиболее известные представители примитивизма: Анри Руссо, Нико Пиросмани, Бабушка Мозес, Катя Медведева

Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго — примерно с 1898по 1908 год. Матисс Анри, Красные рыбки

Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоен, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам.

Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».

Авангардизм. В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом. В узком смысле авангард в изобразительном искусстве понимается как экспериментирование с новыми концепциями, при этом изображение упрощено — даже в ущерб качеству. Х. Грис. «Натюрморт с бутылкой бордо». 1919 г. Частное собрание. Берлин

Постмодернизм

Постмодернизм – возникший как антитеза модернизму , открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы.

Художники, творившие в этом жанре Самые известные представители постмодернизма в живописи: Йозеф Бойс. Убальдо Бартолини. В. Комар. Франческо Клементе. А. Меламид. Никола де Мария. М. Мерц. Сандро Киа. Омар Галлиани. Карло Мария Мариани. Луиджи Онтани. Мимо Паладино.

Сандро Киа

Поп-арт

Этот стиль появился в Британии в середине 50-х годов прошлого века, а в конце 50-х – и в Америке. Поп-арт зародился как реакция на идеи абстрактного экспрессионизма, доминировавшие в то время. Говоря об этом направлении, невозможно не упомянуть Энди Уорхола. В 2009 году “Восемь Элвисов”, одна из его картин, была продана за 100 млн долларов

Источник: https://www.ArtSellBuy.com/blog/stili-v-izobrazitelnom-iskusstve/

Стили и направления в живописи

     Под стилем понимают сформировавшийся комплекс изобразительных приемов, выразительных средств, идентифицирующий художественную самобытность  явления искусства.  Слово «стиль» происходит от лат. stilus, от греч. stylos, что означает «остроконечная палочка для письма».

Стили между собой неравнозначны — какой-то стиль существует веками, какой-то был актуален всего несколько лет.  Деление творчества художников на стили, или направления, носит условный характер. Происходит это потому, что четко обозначить границы того или иного стиля не представляется возможным.

Читайте также:  Василий кандинский. история зарождения абстракционизма

Количество стилей и их виды – величина непостоянная;  непрерывно происходят движения, изменения, развитие. Существует практически бесконечное их разнообразие.

Абстракционизм

В.В. Кандинский «Доминирующая кривая»

Абстракционизм (от лат. abstractio — удаление, отвлечение) – направление в живописи, характеризуемое отказом от стремления к максимальному приближению изображаемых предметов к формам реального предметного мира.

Абстракционизм еще называют «искусство под знаком «нуля форм»», «беспредметное искусство», «нонфигуративное искусство», «беспредметничество». Абстракционизм как направление сложился в 10-х гг. ХХ в., и является крайней степенью проявления модернизма.

Художники этого направления при создании произведений использовали только формальные элементы, такие как: линии, цветовые пятна, конфигурации.  В ХХ веке в России наиболее яркими представителями абстракционизма являются В.

Совет

Кандинский, Казимир Малевич (автор очень известной картины «Черный квадрат»), а также создатель супрематизма  и Михаил Федорович Ларионов, который был основоположником такого течения как «лучизм» ( 1910-1912 гг. ХХ в.).

М.Ф. Ларионов «Лучистые линии»

С позиции лучизма, целью живописи выступает изображение не самих предметов, а отраженных от них цветовых лучей, т.к. это в наивысшей мере близко к тому, как предметы воспринимаются человеческим глазом. В лучизме работали: Михаил Лё-Дантю, Н.С. Гончарова, С.М, Романович.

 Авангардизм

А. Модильяни Потрет Жанны Эбютерн

Авангардизм (от франц.

avant-gardisme, от avant-garde — передовой отряд) – совокупность направлений искусства, для которых  характерны недооценка и разрыв  с существовавшими прежде  канонами и традициями творчества, непрерывный поиск новых форм выражения, возведение новаторства в ранг важнейшей ценности.

Сам термин «авангардизм» появился в 20-х гг. ХХ в. и окончательно  утвердился в 50-х гг. В различные периоды к авангардизму относили различные направления (кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, и др.)

Академизм

К. Брюллов «Всадница»

Академизм (от фр. academisme) – направление в живописи, характеризуемое возведением в идеал и строгим следованием определенным канонам. Данное направление выделяли в живописи  XVI-XIX  вв., когда нормы какой-либо художественной школы возводились в ранг эталона,  образца для остальных.

С одной стороны, академизм способствовал приведению в систему художественного образования и закреплению традиций; с другой, разрастался в бесконечную систему «предписаний».  В качестве основы произведений академизм понимал искусство античности и итальянского Возрождения.

Например, при обучении в художественных академиях обязательным было выполнение дипломных работ на мифологические, исторические или библейские сюжеты. Избрание других тем не позволялось, что повлекло за собой неизбежный разрыв между реалиями жизни и искусством.

Протесты художников против следования существующим канонам постепенно привели к тому, что термин «академизм» приобрел негативную окраску.

Акционизм

Акционизм (от англ. action art — искусство действия) – направление искусства, характеризуемое отвлечением внимания зрителя  с самого произведения на процесс его создания.

Близки к акционизму  хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации и ряд других форм искусства. Акционизм возник в 60-е гг. ХХ в.

Акционизм стремится стереть грань между искусством и действительностью, вовлекая зрителя/художника в какое-либо действие, акцию.

Ампир

Ж.Л. Давид «Клятва Горациев»

Ампир (франц. empire — империя от лат. imperium— командование, власть) – суть этого направления искусства отражена в названии.

Для него характерно отображение на картинах мощи и силы армии, величия государства; достигалось это обращением к древнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы), этрусским вазам, помпейской росписи, греческому и римскому декору, ренессансным фрескам и орнаментам.

Обратите внимание

Ярче всего ампир проявился в архитектуре. Ампир возник во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта.  Ампир – финал развития классицизма. Как и классицизм, ампир строго следует канонам.

Но имеет ряд особенностей: для ампира характерно использование ярких цветов – красного, синего, белого с золотом; композиция картины построена (как правило)  на контрасте однотонных поверхностей  интерьера, посуды и минимального орнамента, расположенного в строго отведенном месте, тогда как в классицизме границы интерьера  размыты. Ампир – стиль жесткий, холодный. Ему присущи монументализм, лаконизм. Декоративные мотивы стиля ампир состоят в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: легионерских знаков с орлами, связок копий, щитов, пучков стрел, дикторских топоров.

Андеграунд

Л. Кропивницкий «Неопровержимые доводы»

Андеграунд (от англ. underground — подполье, подземелье) – направление в искусстве, характеризуемое противопоставлением массовой культуре, существующим ограничением и условностям; намеренным нарушением принятых норм. Андеграунд возник в США в конце 50-х гг. ХХ в.

В советское время под понятие «андеграунд» подпадало практически любое неофициальное (неодобренное властью) искусство. Темы,  наиболее часто фигурировавшие в произведениях данного стиля —  «сексуальная революция», наркотики, проблемы маргинальных групп.

После распада СССР и снятия запретов на свободу творчества, андеграунд потерял свою актуальность и суть.

Арт-деко

Т.де Лемпицке «Кизетта на балконе»

Арт-деко, также ар-деко (от фр. art deco, сокр. от decoratif , букв. «декоративное искусство») – эклектичный стиль, который представляет собой смешение нескольких направлений таких как модерн, неоклассицизм, а также кубизма, футуризма и конструктивизма.

Характерные черты: богатая палитра цветов, роскошь, шик, множество орнаментов, следование закономерностям, но вместе с тем использование смелых геометрических форм, необычное сочетание дорогих и экзотических материалов (слоновая кость , кожа крокодила, серебро, черное — эбеновое дерево, перламутр, бриллианты, шагреневая кожа, даже шкурки ящериц).  Часто изображались фантастические существа, томные бледные женщины с распущенными волосами. От картин , написанных в стиле арт-деко веет усталостью, пресыщенностью. Стиль арт-деко  возник во Франции в 20-х гг. ХХ в., позже распространился по всему миру (к 40-м гг.). Арт-деко называют последним из художественных стилей, «соединявшим несоединимое».

 Барокко

Источник: http://moihobbi.ru/iskusstvo/risovanie/stili-i-napravleniya-v-zhivopisi/

Стили живописи

Живопись – один из видов изобразительного искусства. Живопись подразделяется на следующие виды:

  • монументальную;
  • станковую;
  • театрально-декоративную;
  • декоративную;
  • миниатюрную.

В отличие от других видов, в живописи основное выразительное значение имеет цвет, благодаря которому она выполняет эстетическую, познавательную, идеологическую и документальную роль.

Живопись представляет собой передачу изображения жидкими красками в отличие от графики. В качестве красок выступает масляная краска, темпера, гуашь, эмаль, акварель и т. д.

Стиль живописи – это направление с общими идеями, техникой выполнения, характерными приемами изображения. На формирование стилей оказывали влияние политика и экономика, идеология и религия. Поэтому каждый стиль можно рассматривать как представителя своего времени.

Направления и стили живописи не менее разнообразны, чем средства её изображения. Подчас нет четкого разделения стилей. При смешении нескольких стилей получается новый. Но при всем многообразии существует несколько основных направлений:

Готика

Этот европейский стиль был распространен в 9-14 веках. Библейские сюжеты, отсутствие перспективы, эмоциональность и вычурность являются основными признаками этого стиля. Представители: Джотто, Траини.

Ренессанс

14-16 век знаменует возвращение к античности, воспевание красоты человеческого тела, гуманизм. Основными представителями являются Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи.

Маньеризм

Направление в живописи 16 века. Стиль противоположный Ренессансу. Название происходит от слова «манера». Представители этого направления Вазари, Дюве.

Барокко

Помпезный, роскошный стиль живописи 16-18 веков в Европе. Отличает яркость красок, внимание к деталям и украшениям.

Рококо

16 век. Более утонченное, изысканное и интимное продолжение стиля барокко. Представители: Буше, Ватто.

Классицизм

Стиль присущий европейской культуре 17-19 веков. Картина с точки зрения классицизма должна быть построена на строгих канонах. Стиль классицизма является наследником античности и Ренессанса. Основными представителями этого стиля являются Рафаэль, Пуссен.

Ампир

Стиль 19 века. Название стиля происходит от слова «империя». Является продолжением развития классицизма в его величественности, роскоши и изысканности. Главный представитель– Ж. Л. Давид.

Романтизм

Стиль 19 века, которому предшествовал классицизм. Эмоциональность, индивидуальность, выразительность образов. Отличался изображением таких эмоций, как ужас, благоговение. Пропагандирует народные традиции, легенды, национальную историю. Представители: Гойя, Брюллов, Делакруа, Айвазовский.

Примитивизм

Стиль живописи 19 века. Стилизованное упрощенное изображение, приводящее к примитивным формам, напоминающим первобытные рисунки. Ярким представителем является Пиросмани.

Реализм

Стиль 19-20 веков. В основном правдиво отображает объективную реальность, без чрезмерной эмоциональности. Часто изображали людей во время работы. Художники: Репин, Шишкин, Саврасов, Мане.

Абстракционизм

Стиль 19-20 веков. Гармоничное цветовое сочетание геометрических форм, направленное на достижение разнообразных ассоциаций. Представители: Пикассо, Кандинский.

Импрессионизм

Стиль 19-20 веков. Стиль живописи на открытом воздухе, на пленэре. Выполненные в характерной манере переливы света, техника мелкого мазка, переданное мастером движение. Название стилю дала картина Моне «Впечатление». Основными представителями этого стиля являются Ренуар, Моне, Дега.

Экспрессионизм

Стиль 20-го века. Преувеличенное изображение эмоций для большего эффекта на зрителя. Среди представителей этого стиля Модильяни, Мунк.

Кубизм

Авангардный стиль 20-го века. Характеризуется ломаными (кубическими) линиями, определённой комбинацией предметов, одновременно рассматриваемых с нескольких точек зрения. Основателем этого стиля считается Пикассо.

Модернизм

Стиль 19-20 веков. Является антиподом консервативных изображений реализма. Эпатажный, пластичный стиль живописи представляет оригинальные картины, отображающие внутренний мир художника. Представители: Пикассо, Матисс.

Поп-арт

Стиль 20 века. Ироническое изображение банальных, зачастую вульгарных, предметов. Обычно применяется в маркетинге и рекламе. Яркий представитель этого направления – Энди Уорхол.

Символизм

Направление 19 -20 веков. Духовность, мечтания, мифы и легенды. Символы, зачастую двусмысленные, характеризуют этот стиль. Является предшественником экспрессионизма и сюрреализма. Представители: Врубель, Васнецов, Нестеров.

Сюрреализм

Стиль 20 века. Аллюзии, смешение пространств реальности и сна, необычные коллажи. Оказывает впечатление на подсознание. Большой вклад в этот стиль внесли Дали, Магритту.

Андеграунд

Экспериментальное направление в современном искусстве, которое отражает асоциальное поведение с нарушением общепринятых моральных, этических принципов. Представитель стиля – Шемякин.

Что же такое стиль?

Что именно понимается под стилем в искусстве? Это некое идейно-художественное единство, благодаря которому художники отдают предпочтение определённой тематике и особым изобразительным средствам. Они остаются индивидуальны, но, глядя на то или иное полотно, уже можно почти безошибочно определить эпоху и стиль.

Европа обрела очертания в средние века. А живопись развилась из иконописи. На русской почве даже существовал переходный жанр – парсуна. Это уже не икона, но ещё и не портрет. И лишь когда искусство понемногу высвобождается из-под власти церкви, становится более мирским и светским, живопись как вид искусства обретает все права.

Стиль за стилем

Первым общеевропейским стилем в живописи можно считать не романский стиль и готику (там преимущественно архитектура), а барокко.

Это стиль намеков, недомолвок, иносказаний, стиль аллегорий и метафор. Рембрандт и Рубенс – его типичные представители. Рококо – своего рода выродившееся барокко. Стиль не столько в живописи, сколько в прикладном искусстве. Ф. Буше и А. Ватто оставили наиболее яркие образцы живописи рококо.

Сама живопись эта утонченная, с налетом эротики, выдержана в пастельных тонах, исполнена мифологических мотивов. Восемнадцатый век становится веком господства классицизма. Это уже героическая живопись, в которой прославляются правители и полководцы.

Наблюдается пристрастие художников к мифологическим и историческим сюжетам. Строгие пропорции, единство содержания и формы, деление персонажей на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных – вот лишь некоторые черты классицизма. Затем наступает короткий, но яркий век сентиментализма.

В сфере его влияния, кроме живописи, оказывается также поэзия. Сентименталисты углубляют содержание искусства, наполняют его психологической напряженностью. Они обращают живопись к нуждам и запросам простых людей. Искусство демократизируется. На полотнах теперь – не боги и герои, а кухарки, прачки, рабочие.

За самым неприглядным трудом. На смену сентиментализму приходит романтизм. С его бурными страстями, необычными, внебытовыми персонажами, культом вдохновения. Достаточно сравнить портреты Пушкина кисти Кипренского и Тропинина, чтобы почувствовать между ними принципиальную разницу.

У романтика Кипренского – и Пушкин романтик, на фоне лиры. Реалист Тропинин рисует поэта человеком, с небрежно распахнутым воротом рубашки, хоть и с пером в руках.

Важно

Реализм – всерьез и надолгоРеалистическое искусство именно с тридцатых годов девятнадцатого века начинает пробивать себе дорогу. И очень скоро оно начинает определять и формировать художественные вкусы значительного числа публики.

В основе реализма – стремление к правдивому и всестороннему отображению окружающей действительности, критическое отношение к буржуазным ценностям, мощная социальная направленность. В России реалистическая живопись – это, прежде всего, художники-передвижники.

Читайте также:  Забытые художники. анри лероль. мастер, рисующий звук - все о живописи

На рубеже веков реализм переживает определённый временный кризис. Но его оказывается достаточно, чтобы появился модернизм.

Этим термином принято обозначать пеструю совокупность тех художественных течений и школ, которые стремились стряхнуть с себя оковы традиционного искусства, порвать с реализмом и с его предметной изобразительностью.

Альтернатива или ложный блеск?

Модернизм – это и импрессионизм, и фовизм, и символизм, и футуризм. Публика все меньше видит на полотнах людей, природу, животных. Вместо этого – искаженные пропорции, неясные тона. Всё окрашено эмоциями и сиюминутными настроениями того или иного автора. Как говорится, дальше – больше. После модернизма – абстракционизм.

Это уже цветовые пятна, кривые линии, причудливое сочетание геометрических тел. Кубизм, лучизм, сюрреализм. Спасал только талант. Это о Пикассо или Дали. Бездарностей поглотила Лета. Их удел – забвение в истории. Наконец, постмодернизм, чей век неоправданно долго затянулся. Здесь уже никаких правил и канонов. Никакой исповеди и проповеди. Допустимо все. Полная эклектика, т. е.

смешение стилей и разнородных элементов. Ставка на коммерческий успех.

К чему пришли? Развитие стилей живописи, к сожалению, подтверждает догадку испанского философа Х. Ортега-и-Гасета о наступлении века «дегуманизации искусства». Никто не отрицает необходимости самовыражения и никто не ограничивает художника в выборе средств для него.

Печально только, что многие склонны считать, как старуха Шапокляк из мультфильма – «хорошими делами прославиться нельзя». Чем скандальнее – тем громче прогнозируемый успех. И невдомек таким «художникам», что время все равно отсеет весь шлак и шелуху, а истинное искусство – останется.

К нему никакая грязь не прильнет.

Источник: https://gallerix.ru/lib/stili-zhivopisi/

Стили живописи – от античной истории до модернизма

Нарисовать жизнь – смысл деятельности художника. Передать через картину как можно больше, оставить после себя след, как падающая звезда. Какие еще метафоры применимы к живописи? Да, много какие, наверное. Смотря, о каком периоде говорить.

Стили живописи, как отражение жизни на холсте

1.      Древний мир

Если начать писать историю живописи с Древнего мира, то, скорее всего это будет описание культуры и жизни в целом. Но не стоит забывать, что ученые находят старые рисунки на камнях, в пещерах.

Эти рисунки в основном, отражают реальность жизни в то время: охоту, земледелие, войны и другие моменты. Наверное, именно здесь зародился реализм.

Первые рисунки были схематическими, но живопись развилась до реалистического рисования саркофагов в Древнем Египте.

2.      Средние века – готика

Потом появилось такое направление как готика. Зародилась она во Франции в 11-12 веке, и развивалась на протяжении исторической эпохи Средних Веков.

Нужно помнить, что в то время церковная католическая власть распространилась на все сферы жизни, поэтому художники работали в основном с библейскими сюжетами. Отличительные особенности этого стиля: яркость, динамичность, насыщенность эмоциями, некая помпезность даже.

Картина в Готическом стиле выглядит не как застывший момент из жизни, а как целая сцена с множеством героев.

3.      Ренессанс или Возрождение

Данный стиль пришел из Италии 14-15 века. Это была эпоха расцвета как интеллектуального, так и культурного. Ведущей темой стал гуманизм, великие деятели обратили свой взор на Человека. Да, именно на человека как идеальное творение Бога. Поэтому на картинах того времени изображены люди с красивыми телами. Культ человеческого тела, детали, темный фон – вот основные черты этого стиля.

4.      Маньеризм

Время перехода от Возрождения к Барокко заметно новыми чертами: на картинах стали изображать грациозные и вычурные позы, заметными моментами стали яркие цвета, метафоричные символы, причудливые эффекты, вычурность, драматичность, трагизм, удлиненность пропорций фигур. Некоторые ученые называют этот период вершиной Возрождения, некоторые упадком, пойди, разбери, но факт остается фактом.

5.      Барокко

Какие ассоциации приходят на слово барокко? Пышность, роскошь, насыщенные, но приглушенные цвета, много бархата и тяжелой деревянной мебели — все эти детали отражены в картинах периодов 16-18 века. Самые заметные черты стиля – динамичность, эмоциональность, пышность, так же преобладающий черный фон.

6.      Классицизм

Ну, куда же без него? Везде есть примеры для подражания, лучшие из лучших, шедевры, сотворенные по всем правилам. Цель классицизма – просвещать публику, нести как можно больше этики и эстетики. Фраза «красота спасет мир» характеризует этот период лучше всего, нигде больше нет такого ярко выраженного стремления воспитывать доброе через прекрасное.

7.      Ампир – это стиль империи

Звучит высоко и пафосно, что и отражает основные черты – роскошь, пафос, идеальность. Связан с периодом правления Наполеона Бонапарта и Бурбонов. Придворным художникам прямым текстом было сказано брать пример с Римской империи. Поэтому на картинах отражен блеск высшего общества и власти.

8.      Рококо

Первые ассоциации? Кокетливость и капризы дам. Абсолютно верно. Это своего рода антоним к барокко, хотя есть и общие черты – яркость красок. Но барокко тяготеет к монументальности и торжественности, а рококо отражает грациозность, легкость, интимность и кокетливость жизни. Идейный смысл – затейливость, узорчатость, украшение, доведение хорошего до совершенства.

9.      Романтизм

Романтики выдвигали на первый план внутренний мир героев, идеи, мечты, грезы.

Основная идея – мир прекрасен, хоть и не идеален – отразилась в таких характеристиках: свобода самовыражения, внимание к индивидуальным чертам человека, искренность, раскованность.

Романтические художники рисовали окружающий мир через призму личного восприятия, а не через призму правил. Этот период отлично описывает фраза «я художник, я так вижу!» — как протест студента. Именно этот стиль заложил основы для реализма и импрессионизма.

10.  Реализм

На первом месте точность отображения окружающего мира, никаких украшений, как можно больше правды. Реализм принес идею про объективную реальность, поэтому задача художников – оставив всякие личные впечатления как можно точнее отразить реальность.

11.  Модернизм

Общее название для многих отдельных стилей – кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и импрессионизм.

Есть одна объединяющая идея — картины не обязательно должны быть нарисованы по всем правилам. Именно через отход от правил рождается индивидуальный стиль художника.

И он имеет место! Художники этого времени начали устраивать собственные выставки и во многом им помогали частные продавцы.

12.  Импрессионизм

Основной идеей стиля стали первые впечатления. Художники отстаивали красоту повседневной действительности и конкретных моментов. Изображали природу, прекрасных женщин и детей, бытовые дела и развлечения.

В общем, это основные стили живописи, на основе которых развивались другие направления, вырастали отдельные и неповторимые художники, что передавали мир своими глазами.

Источник: http://torise.ru/soul/art/stili-zhivopisi-ot-antichnoj-istorii-do-modernizma/

Каковы характерные черты ренессансной живописи

Ренессанс (Эпоха Возрождения) является одним из самых плодотворных периодов в развитии человечества. Особенно это проявилось в развитии в западноевропейском искусстве портретного жанра, основой которого стал реалистичный портрет. С этой точки зрения Ренессанс является новым реализмом, тесно связанным с новым пониманием личности и ее места в окружающем мире.

В системе искусств Эпоха Возрождения послужила толчком для перемещения акцентов.

Особое внимание стало уделяться живописи, благодаря которой человечество стремилось познать реальный мир, отобразить его богатство, красоту и разнообразие.

Другими словами, личность Ренессанса стремилась обрести художественное познание путем обращения к научному знанию, которое наиболее полно отражает все природные формы.

Совет

Таким образом, занимаясь художественным творчеством, авторы выходили через проблемы пропорций – в математику и анатомию, а через перспективу – в область физики и оптики. Такой подход позволил мастерам Ренессанса отождествить искусство и науку, что позволило решить многие важные изобразительные проблемы.

В Эпоху Возрождения выработалась новая система художественного видения мира, которая основана на доверии к восприятию человека, прежде всего зрительному. Таким образом, определился исходный принцип художников Ренессанса – изображать так, как мы это видим. Это означает, что вещи рассматриваются не изолировано, а в единении со средой, в которой они находятся.

На основании исходного принципа художники Эпохи Возрождения разрабатывают новые, открывая законы прямолинейной перспективы. Основоположниками такой теории стали Мазаччо, Брунеллески, Леонардо да Винчи, Альберти.

Перспективное построение позволило превратить всю картину в окно, через которое виден мир.

Открытие перспективы помогло расширить круг изображаемых явлений и тем самым включить в живопись пейзаж, пространство и архитектуру.

Такими образом, характерными чертами ренессансной живописи, являются:

  • определенная рациональность, выраженная в постоянном поиске основ искусства;
  • использование античных сюжетов, трансформируемых в соответствии с гуманистическими взглядами того времени;
  • широкое распространение станковой живописи и монументальной фресковой живописи.

Эпоха Ренессанса позволила обрести человеку новое самосознание и новую общественную позицию, которая основана на понимании собственной уникальности, таланта и силы, что в корне отличает человека Возрождения от человека Средневековья.

Источник: http://vifsaida.com/100-facts/716-kakovy-kharakternye-cherty-renessansnoj-zhivopisi

Абстракционизм как стиль в живописи

Термин «абстракционизм» («беспредметное искусство», «геометрическая абстракция») — это довольно широкое понятие, применяемое для любой картины или скульптуры, отображающей нереальные объекты или сцены. Не существует четкого определения сути и главных черт абстрактного искусства. Наибольшую популярность абстракционизм в живописи получил в США.

История

Абстрактное искусство появилось около 70 000 лет назад – первые доисторические рисунки на стенах пещер в виде геометрического орнамента найдены в Южной Африке. Искусство периода позднего палеолита представляет широкий спектр абстрактных рисунков, связанных с первобытными религиозными верованиями. Орнаменты и символы встречаются во всех культурах мира.

Зарождение

До конца 19 столетия, известные живописцы следуют традиционным принципам классического реализма и академизма. Главный принцип – стремление передать объект максимально реалистично.

В последней четверти 19 столетия ситуация изменилась. Импрессионизм продемонстрировал, что строгий академический стиль больше не основной.

В период 1900-1930 годов формировались направления, ставшие течениями абстрактной живописи, художники вырабатывали новые методы и приемы работы.

Обратите внимание

Начало развития стиля в Европе связывают с зарождением футуризма и супрематизма –экстремального направления абстракционизма, с деятельностью Кандинского и Малевича.

Реализм как стиль в живописи

Первым продемонстрировал отказ от традиций академизма импрессионизм. Картины К.Моне называют первыми шагами в формировании абстракционизма как самостоятельного направления в живописи. На формирование «беспредметного искусства» оказывало сильное влияние движение арт-нуво конца 19 – начало 20 века.

Основатели

Абстракционизм в живописи основали русские художники К.Малевич и В.Кандинский, нидерландец П.Модриан, чех Ф.Купка.

Акцент на цвете и форме, а не на реалистичности изображения, имеет первостепенное значение в развитии абстрактного искусства. Немецкий экспрессионизм сделал это краеугольным камнем живописи.

Известный абстракционист Василий Кандинский в 1911 году опубликовал книгу под названием «О духовном в искусстве», которая стала идейной основой стиля. Кандинский считал, что картину нельзя анализировать интеллектуально – необходимо эмоциональное восприятие, ощущение цвета.

Художнику было свойственна сверхчувствительность к цвету – синестезия, поэтому оттенкам и их передаче он придавал наибольшее значение. Живописец отмечал, что чувственное восприятие абстрактной живописи не должно превратить картину в простую декорацию помещения.

Философия абстракции, по мнению Кандинского, содержится в трудах Е.Блаватской и Р.Штейнера.

Экспрессионизм как стиль в живописи

До Второй мировой войны Париж был центром развития новых направлений современного искусства. После войны центр переместился в Нью — Йорк.

Развитие в новых направлениях

В ходе развития абстракционизма появляются новые направления:

Лучизм

Направление основано в начале 20 века. Характерными чертами стала игра с цветовым спектром, специфическая светопередача. Художники за основу творчества взяли идею о том, что предметы, которые видит человек – продукт восприятия глазом лучей, идущих от источника света.

Супрематизм

В России абстрактное искусство развивалось в форме супрематизма в начале 20 столетия, основанного К.Малевичем. Направление связывают с работами Кандинского.

В основе построения композиции – геометрические фигуры, яркие цвета, прямые линии, ассиметричность. Направление наиболее ярко демонстрирует особенности русского авангардного искусства в работах художников Л.

Поповой, И.Пуни, О.Розановой, А.Родченко, А.Экстер.

В русском супрематизме можно увидеть серьезное влияние византийского искусства, античности, религии. Кандинский стал отцом нового направления, которое связывают со школой Баухаус.

Читайте также:  Камиль писсарро. картина ценой в одно пирожное - все о живописи

Импрессионизм как стиль в живописи

Неопластицизм

Голландское направление абстракционизма, основанное в 1917 – 1925 годах. Основными деталями изображения являются квадраты и прямоугольники различных цветов и размеров. Крупнейшим представителей стиля считается П.Модриан.

Орфизм

Французская версия абстрактной живописи начала 20 века. Художники-орфисты стремились связать живопись и музыку, использовали закономерности музыкальных ритмов для передачи оттенков и цветов. Характерны криволинейность, ассиметричность, использование контрастных оттенков.

Ташизм

Направление развивалось в Западной Европе и США в середине 20 века. Представители отказались от воссоздания образов реальности, при написании картин использовали яркие цветовые пятна, линии, бесформенные мазки. Ташизм воплощает спонтанность, работу без четкого плана.

Абстрактный экспрессионизм

Движение представлено во многих странах. Художники работали с пятнами, точками, кривыми и прямыми линиями, штрихами, отказавшись от четкой геометричности. Экспрессионизм призван передавать эмоции и мимолетные чувства, поэтому для написания картин используются только яркие цвета.

Оп-арт

Одним из направлений авангарда и абстракции считают движение оп-арт или «оптическое искусство».

Отличительной чертой является стремление создать сложные оптические иллюзии при помощи цвета, формы, монохромности, повторяющихся геометрических узоров. Ведущие художники, представители направления В.Вазарели, Б.

Важно

Райли. Движение не стало популярным и трансформировалось в другие направления в начале 70-х годов 20 столетия.

Дадаизм как стиль в живописи

С развитием постмодернизма в середине 60-х годов 20 века современное искусство имеет тенденцию распадаться на местные школы.

Особенности

Основная идея абстракции – формальные качества живописи также важны, как форма, цвет и изобразительные качества объекта.

Условно выделяют несколько типов абстрактной живописи:

Криволинейная

Ассоциируется с кельтским искусством, в котором использовали ряд абстрактных мотивов: узоры, линии, спирали, символы с определенной смысловой нагрузкой.

Многие ранние культуры использовали кельтский орнамент на протяжении многих веков. Мотивы были отмечены в культурах стран Западной Европы. В 19-20 веках зародилось движение за возрождение кельтской культуры в рамках стиля модерн.

Абстрактные узоры криволинейного типа свойственны исламскому традиционному искусству.

Цветовая

Встречается в работах Тернера и Моне, которые используют цвет для отделения искусства от реального мира. Яркие цвета играют большую роль, чем реалистичность изображенного объекта.

Пример цветовой абстракции – стиль пэчворк. Некоторые картины А.Матисса, К.Моне, Ф.Купки, В.Кандинского – репрезентативные образцы цветовой абстракции.

Направление сформировалось в 40-50-х годах 20 века, благодаря М.Ротко.

Концептуализм как стиль в живописи

Геометрическая

Тип интеллектуального абстрактного искусства появился примерно в 1908 году. Ранний формой считается кубизм аналитического типа, который отверг линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины в живописи, сосредоточился на плоском изображении объектов. Геометрическая абстракция известна как беспредметное искусство – именно этот тип ассоциируется с абстрактным искусством.

Эмоциональная

Эмоциональная или интуитивная абстракция – смесь стилей с общим уклоном в натурализм. Стремление к натуральной, реалистичной передаче выражается в цветах и игре света, отображенной на полотнах.

В отличие от геометрической абстракции, которая против природности и академизма, интуитивное направление часто обращается к натурализму. Источниками направления являются сюрреализм и органическая абстракция. Художники: М.Ротко, И.

Танги, некоторые картины В.Кандинского.

Жестикуляционная

Форма абстрактного экспрессионизма. Представители направления придавали значение не сути изображения, а процессу написания картины. Работы характеризуются специфическим способом использования краски – нанесение быстрыми, прерывистыми мазками. Репрезентативны картины Дж.Поллока, В. Де Кунинга, К.Аппеля, Р.Мазервелла.

Минималистская

Тип абстракции, ставший попыткой возврата к основам авангардного искусства. Основа творчества – передача цвета и формы, без попытки отобразить внутреннее содержание.

Современное развитие

На теперешнем этапе направление продолжает развитие в новых формах и движениях. В современном искусстве формы и цвета имеют особое значение, специфический философский смысл. Основы стиля, заложенные Кандинским, развивают новые представители направления.

Абстрактное искусство 20 века стало окончанием доминирования реалистичности, натурализма и академизма в живописи. Благодаря появлению нового движения в искусстве стали возможны эксперименты с цветом, формой, перспективой.

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://artrecept.com/zhivopis/stili/abstraktsionizm

Самые известные и популярные стили живописи

Для современного Барокко характерно изобилие орнаментов и сложность линий.

Кубизм – авангардное направление искусства, зародившееся в XX  веке. благодаря Пабло Пикассо, произвело революцию  в европейской живописи и скульптуре, вдохновив также похожие направления в музыке, литературе и архитектуре.

Одной из наиболее известных картин эпохи кубизма XX  века считается картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907 года.

Для произведений искусства в стиле кубизм характерны ломаные, пере комбинированные предметы в абстрактной форме, в изображении которых используется большое количество точек зрения.

Пабло Пикассо один из самых ярких представителей направления кубизм. В десятку самых дорогих когда-либо проданных картин входят 2 работы Пикассо в стиле кубизм. 

10 самых дорогих, из когда либо проданных, картин 

Экспрессионизм – современное направление искусства, зародившееся в Германии в первой половине XX века, охватившее поначалу только живопись и поэзию.

Экспрессионисты изображают окружающий  мир исключительно субъективно, кардинально искажая реальность, для большего эмоционального эффекта, заставляя, таким образом, задуматься своего зрителя.

В экспрессионизме, выражения преобладает над изображением. Для этого периода характерны мотивы боли, мучений, крика, страданий.

Материальная реальность художников экспрессионистов абсолютно не интересует, их картины пропитаны эмоциональными переживаниями и глубоким смыслом.

 Импрессионизм

         Своим названием обязан картине Клода Моне «Впечатление, Восход солнца» ( «Впечатление» в переводе на английский – impression).

Совет

Импрессионизм – направление живописи,  которое в основном направлено на работу не в студии, а на открытом воздухе (пленэр).

Живопись в стиле импрессионизм призвана передавать световое ощущение художника.

К основным характеристикам импрессионизма относятся: относительно небольшие, тонкие, еле видимые мазки; открытая композиция; точно переданное изменение освещения       (зачастую акцентирующее внимание на эффекте течения времени); общая, простая цель; присутствие движения, как ключевого элемента восприятия и опыта человека; необычное видение предметов.

Самыми яркими представителями импрессионизма являются: Клод Моне, Эдгар Дега, Пьер Ренуар.

Модернизм

Изображает как совокупность тенденций культуры, так и ряд объединенных направлений искусства, зародившихся в конце 19 и в начале 20 веков.

В 1863 году был открыт «Салон отверженных»  в Париже, где выставлялись художники, чьи картины не были допущены  в официальный Салон. Собственно эта дата и ознаменовала рождение модернизма как направления в искусстве.

Модернизм еще называют «иным искусством», цель которого – создание уникальных, не похожих на другие картин, главной особенностью которых выступает особенное видение мира художником.

В своем творчестве, художники эпохи модернизм восстали против консервативных ценностей реализма. Яркой характеристикой модернизма выступает самосознание, что зачастую ведет к экспериментам с формой, и к дальнейшей склонности к абстракции. Особое внимание уделяется процессу работы и используемым материалам.

Одними из самых ярких представителей направления модернизм стали Пабло Пикассо и Генри Матисс.

Неоклассицизм

Обратите внимание

Был основным направлением в Северной Европе, начиная с середины 18 и до конца 19 веков, для которого характерно возвращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения и даже классицизма.

В культурном, артистическом и  архитектурном смысле, неоклассицизм зародился как ответ Рококо, который воспринимался как вычурный и не глубокий стиль искусства.

Благодаря глубоким знаниям церковных законов, художники неоклассицисты старались реконструировать и вводить каноны в каждую из своих работ.

Избегая обычного воспроизведения классических тем и мотивов, художник пытался поместить свою картину в среду хорошо известной традиции и продемонстрировать мастерство владения жанром.

В этом отношении неоклассицизм прямо противоположен Модернизму, в котором самовыражение и импровизация считаются достоинствами.

Представители: Рафаэль, Николя Пуссен, Франц Йозеф Гайдн…

Поп-арт

Как направление искусства, поп-арт возник в середине 1950-х в Британии, а в конце  1950-х – в  Америке. Считается, что поп-арт зародился как реакция, на доминирующие в то время, идеи абстрактного экспрессионизма.

Конечно же, говоря о поп-арт невозможно не вспомнить Энди Уорхола – одного из самых ярких представителей этого направления. Одна из его картин «Восемь Элвисов» была продана в 2009 году за 100 млн.дол.

10 самых дорогих, из когда либо проданных, картин

На смену элитного искусства пришел поп-арт, основной темой которого выступают обычные предметы. Поп-арт акцентирует внимание на банальных и вульгарных элементах любой культуры, зачастую делая это посредством иронии.

Важно

Поп-арт нашел свое применение в различных аспектах массового искусства: рекламе, комиксах, а также всевозможных предметов имеющих отношение к искусству.

Как и минимализм, поп-арт считается направлением предшествующим постмодернизму, а в некоторых случаях причисляется к  ранним примерам постмодерна.

Воображение художников поп-арт незаменимо в рекламе и маркетинге: создание этикеток различной продукции и разработка логотипов.

Один из самых ярких примеров – Банка  супа «Кэмпбелл’с» ставшая объектом творческого вдохновения Энди Уорхола. Энди Уорхол также разработал дизайн упаковочной коробки для Томатного супа «Кэмпбелл’с».

Одну из таких коробок можно увидеть в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке.

Реализм

Художники реалисты, как правило, старались изобразить предметы через призму мирских правил, основанных на опыте и лишенные каких-либо приукрашиваний и объяснений.

Реализм возник как реакция на романтизм и академизм, впервые проявив себя во Франции в 1850-х.

Реализм был популярен в разных странах, и в каждой получил свое уникальное название, к примеру, в России это передвижничество, в Австралии –гейдельбергская школа, а в Америке направление получило название – школа мусорного ведра.

Реализм верил в существование объективной реальности и протестовал против чрезмерной эмоциональности романтизма. Истина и точность стали основными целями в творчестве многих реалистов.

Основным сюжетом многих художников того времени выступали люди во время работы (в поле, на ферме, за станками, на рабочем транспорте и.т.д.). Популярность таких реалистических картин возросла с появлением фотографии – нового визуального источника, позволяющего создавать объективно реальное изображение.

Совет

Художников представителей реализма очень много, вот самые известные из них: И. Репин, И. Шишкин, А. Саврасов, Э. Мане, С. Лега, Уинслоу Хомер, Жюль Бретон.

Романтизм

Романтизм как направление искусства зародилось в Европе во второй половине 18 века. Частично это был протест против аристократических социальных и политических норм эпохи Просвещения, а также, как реакция на научное усовершенствование природы.

Сильные эмоции считались истинным источником эстетического познания. Более всего ценились такие эмоции как трепет, страх, ужас и благоговение.

Художники зачастую идеализировали природу, веря в то, что она обладает могуществом, и в конечном счете, обязательно преодолеет недолговечные творения человека.

Художники эпохи романтизм яро противостояли классицизму, презирая холодную рассудительность и застывшее движение жизни. В своих работах романтики уходили от повседневности, привлекая все свое воображение, зачастую прибегая к экзотическим мотивам.

Представители: Исаак Левитан, Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Уильям Тернер, Ф.Гойя, Карл Лессинг…

Сюрреализм

Направление искусства, возникшее в начале 1920-х годов.

Картинам в стиле сюрреализм присуще следующее: эффект неожиданности, необычное совмещение предметов, совмещение реальности происходящего и сна, аллюзии, коллаж, хаотичность образов.

Сюрреализм – обнажение  психологической истины, посредством отделения обычных предметов от их простого значения, с целью создания сильного образа вне обычного состояния форм, чтобы вызвать сопереживание зрителя.

Характеристики стиля – сочетание изобразительного, абстрактного и психологического.

Обратите внимание

Наиболее значимый вклад в изобразительное искусство в стиле сюрреализм принадлежит Сальвадору Дали, Рене Магритту и Максу Эрнсту.

Символизм

Стиль искусства, развивавшийся в России, Франции и Бельгии в конце 19 века.

В значительной степени, символизм стал реакцией на реализм и натурализм, как анти идеалистический стиль, в попытках представить реальность в не приукрашенных подробностях, вознести смиренность и обыденность над идеалом.

Символизм – это протест в пользу духовности, воображения и мечтаниям.

Художники символисты в своих картинах использовали мифическое и подсознательное воображение.

Символы, используемые в символизме, не относятся к привычным символам основной иконографии, а напротив, обладают  глубоко личным, индивидуальным, малоизвестным и двусмысленным значениями.

Художники символисты произвели сильное влияние на экспрессионизм и сюрреализм в живописи, два направления произошедшие непосредственно от символизма.

Представители: Михаил Врубель, Гюстав Моро, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Хуго Симберг… 

Перейти в Галерею.

Источник: http://zhivopis-maslom.com/ru/stati/75-samye-izvestnye-i-populjarnye-stili-zhivopisi

Ссылка на основную публикацию