«шоколадница» лиотара. главный шедевр художника — все о живописи

Три шедевра Дрезденской галереи

ТРИ ШЕДЕВРА ДРЕЗДЕНСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Ж.Э.ЛИОТАР, ШОКОЛАДНИЦА

 Жан-Этьен Лиотар, «Шоколадница».
Ок. 1743 — 45. Пергамент, пастель. 82,5 × 52,5 см

«Шоколадница» выполнена в технике пастели на пергаменте. Девушка, одетая в белый накрахмаленный фартук, держит в руках поднос, на котором стоит фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан с водой.

Легенда такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню попробовать шоколад, новый напиток, о котором  много говорили. И был покорён обаянием официантки, Анны Бальтауф, дочери обедневшего дворянина. Несмотря на протесты семьи, князь взял девушку в жёны, и картина стала его свадебным подарком молодой княгине.

Написанная модным швейцарским художником Жаном Этьеном Лиотаром, мастером портретов в стиле рококо, уже современниками она воспринималась как шедевр.

Такой высокий статус основан на исключительных художественных достоинствах картины: она не столько поражает, сколько пленяет (таково, кстати, истинное предназначение стиля рококо); в ней всё необычайно гармонично: формы и пропорции фигуры, цветовая гамма — серая серебристая юбка и белый фартук, столь детально и любовно написанный с сохранением мельчайших складок, розовый чепчик с белой кружевной отделкой, чудесно выписанный стакан богемского стекла с водой и бликами на ней. Художник с такой точностью выписал преломление света  в воде, сто картина может служить наглядным пособием для демонстрации закона  Снеллиуса, описывающего преломление света  на границе двух прозрачных сред!

Обратите внимание

Лиотар следует заветам великого Альбрехта Дюрера, который писал: «Необходимо следить за тем, чтобы мельчайшие части были выполнены чисто и с величайшей тщательностью, причём, насколько это возможно, не должны быть опущены даже мельчайшие морщинки и частички».

И наконец чашка с шоколадом: картина замечательна также тем, что на ней впервые в европейской живописи был изображен майсенский фарфор — первый фарфор Европы. Фарфоровая мануфактура в саксонском городе Майсен неподалёку от Дрездена была основана в 1710 году.

То было время, когда высшее общество Европы охватила шоколадомания. Чашечка горячего шоколада была признаком респектабельности и высокого достатка, поскольку шоколад был очень дорог. Его подавали со стаканом воды, чтобы смягчить насыщенный и терпкий вкус напитка.  

Вскоре после написания картина была приобретена Франческо Альгаротти, который занимался подбором  живописи для немецких курфюстов. А с 1765 года она находится в Дрезденской картинной галере.

Именно там, спустя 120 лет, её увидел хозяин старейшего американского концерна Bakers Chocolate Генри Л. Пирс и был очарован картиной, — так «Шоколадница» стала логотипом компании.

La Belle Chocolatiere («Прекрасная шоколадница») является первой и самой старой торговой маркой в США и одной из старейших в мире. 

Михаил Алпатов писал, что «Шоколадница» может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи». 

Лиотар всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал всё по-своему!»  

ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ, ПОРТРЕТ ШАРЛЯ ДЕ МОРЕТТА

Портрет французского посла при английском дворе Шарля де Солье, сира де Моретта, Ганс Гольбейн Младший. 1534-1535. Дуб, темпера. 92,5х75,4

Важно

В 1533-1535 Гольбейн создал портреты участников французского посольства при английском дворе, и Шарль де Моретт — один из них.

 Имени Моретта на картине нет, поэтому, когда курфюрст Саксонский Август III приобрел это произведение в 1743, решили, что это портрет герцога Миланского Лодовико Сфорца кисти Леонардо да Винчи (художник был тесно связан с герцогом).

И только в XIX веке удалось идентифицировать человека на портрете: это Шарль де Моретт, посол Франции при дворе английского короля Генриха VIII.

Он родился в 1480 году в Пьемонте. В юности служил при дворе Карла VIII, позже стал камергером и советником Франциска I (его gentilhomme de la chambre), а в 1534 – его послом в Лондоне.

Когда-то он был заложником у Генриха VIII и вот прибыл к нему в качестве полномочного посла Франции, когда Генрих пытался развестись с Катериной Арагонской и завоевать французскую поддержку в борьбе против Карла V. 

В этот период и был написан  его портрет придворным художником Генриха VIII Гансом Гольбейном Младшим, которым написано немало портретов портретов и самого Генриха VIII, и его придворных, и королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и др.

Помимо придворных портретов он создавал также  эскизы придворных облачений монарха. Портрет Шарля де Моретта — одно из лучших полотен мастера.

А его автопортрет (справа), хранящийся в Галерее Уффицци во Флоренции, написан в 1542, в самом конце недолгой жизни выдающегося художника: он умер в 1543 от чумы, свирепствовавшей тогда в Лондоне. 

Совет

Очень психологически убедительно переданы на портрете Шарля де Моретта ум и сила воли этого незаурядного, достойнейшего человека. Тщательно выписана строгая изысканная одежда: чёрного сукна дублет с золотыми пуговицами, поверх него — чёрный бархатный жеркин с чёрным же шитьём, на рукавах которого сквозь эффектные прорези видна легкая белая ткань рубашки. 

Поверх джеркина широкий массивный чёрный гаун — торжественная одежда высшей знати Европы из плотного чёрного шёлка (очень тогда дорогого!), отделанный драгоценным мехом.

 Прекрасно различаются контрастные фактуры чёрных тканей. Массивная золотая цепь с ажурным медальоном.

 Дорогие драпировки темно-зеленого штофа с богатой свето-теневой моделировкой оттеняют исполненное достоинства лицо посланника.

На портрете Шарль де Моретт уже не молод: ему 55. Он смотрит на зрителя спокойно и уверенно, и взгляд его умных грустных глаз как будто проникает Вам в душу.

Воин и дипломат, начинавший простым солдатом, служивший при дворах трех королей, человек необычайной духовной силы и высокого интеллекта, поистине шекспировский типаж.

В облике которого гениальный художник выразил гуманистические идеалы эпохи Ренессанса. 

Шарль де Моретт скончался 1 февраля 1552.

РАФАЭЛЬ, СИКСТИНСКАЯ МАДОННА

Сикстинская мадонна. 1512—1513
Холст, масло. 256 × 196 см

Это огромное полотно было создано Рафаэлем для монастыря Святого Сикста в Пьяченце (отсюда и название «Сикстинская»), по заказу папы Юлия II. Покровителями церкви в Пьяченце всегда считались святые Сикст и Варвара, изображённые на нём. Образ удачно вписался в центральную часть апсиды церкви, где служил своеобразной заменой отсутствующего окна.

Обратите внимание

Существует гипотеза, что картина была написана в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.

Что очень необычно для начала XVI века, материалом служила не доска, а холст — и это может свидетельствовать о том, что полотно планировалось использовать как хоругвь. Но возможно такой выбор материала объясняется просто крупными габаритами произведения.

Картина оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август III после двух лет переговоров получил от Бенедикта XIV разрешение вывезти её в Дрезден. 

Поскольку русские путешественники всегда начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского ренессанса и поэтому получила в России XIX века оглушительную славу.

В конце Второй мировой войны, в январе 1945 «Сикстинская мадонна» вместе с другими картинами Дрезденской галереи была спрятана в заброшенной каменоломне недалеко от Дрездена.

Благодаря этому картины уцелели при бомбардировке Дрездена в феврале 1945, когда город был практически стёрт с лица земли. В мае 1945 картины были обнаружены группой советских солдат, и после войны «Сикстинская мадонна» хранилась в запасниках Пушкинского музея в Москве.

В 1955 она была возвращена ГДР вместе со всем дрезденским собранием. Перед этим «Мадонна» была представлена московской публике. 

Только что распахнулся занавес, и нашим взорам открывается небесное видение: ступающая по облакам Мария с младенцем на руках. Юная и прекрасная, она спускается с небес прямо навстречу нам.

Важно

 Взгляд мадонны не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а сквозь нас, и при этом мы чувствуем необыкновенный духовный контакт с ней: есть в её взгляде нечто такое, что позволяет нам заглянуть ей прямо в душу.

В чуть приподнятых бровях мадонны, в её широко раскрытых глазах мы чувствуем оттенок того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба: предвидение трагической участи её ребёнка и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа мадонны подчёркивается совсем не детской серьёзностью и прозорливостью младенца Христа. 

Прекрасное лицо мадонны — это воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. И как повелительницу встречают её, преклонив колени, папа Сикст и св. Варвара.

Раскрытый по сторонам занавес подчёркивает геометрическую продуманность композиции: зритель незримо оказывается вписан в неё, кажется, что Мадонна спускается с небес прямо ему навстречу.

Это не реальность, а зрелище. Зрелище, преображающее реальность, возвышающее душу, покоряющее и облагораживающее.  Недаром художник сам раздвинул перед нами тяжёлый занавес, тот самый, что отделяет будничную жизнь от вдохновенной мечты, чтобы показать нам этот идеал добра и красоты. 

Источник: http://piliugina.ru/shedevry-drezdenskoj-galerei/

«Шоколадница» Лиотара. Главный шедевр художника

Лиотар Жан Этьен

( Jean-Etienne Liotard) —

швейцарский художник

«Шоколадница» Лиотара. Главный шедевр художника

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница. Пастель, пергамент. 82,5х52,5 см. 1743-1745 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене

Доподлинно не известно, кто позировал Лиотару. Немало на этот счёт легенд. Самая популярная гласит, что перед нами дочь разорившегося дворянина.

Она так приглянулась зашедшему в кафе князю, что он решил жениться на девушке. А перед свадьбой заказал ее портрет в том наряде, в котором полюбил. То есть в наряде шоколадницы.

Скорее это всего лишь красивая легенда. Которая сыграла немалую роль в том, что картина стала одной из самых узнаваемых в мире.

Совет

Она же является чуть ли не главной визитной карточкой Дрезденской галереи (наряду с Сикстинской мадонной Рафаэля).

Но я не удивлена, почему такая легенда в принципе родилась. Сами ее живописные характеристики наталкивают на мысли о благородстве героини.

Посмотрите, насколько у шоколадницы светлая кожа с нежным румянцем. Девица простого происхождения вряд ли могла себе такое позволить. Ведь ей нужно было немало бывать на воздухе.

Помимо работы в кафе, надо же ещё работу по дому делать: воду из колодца тоскать, на базар ходить или даже в огороде возиться. А в этом случае ее кожа непременно была бы смуглее.

Руки ее тоже очень холёные. Лиотар выписал их с особой нежностью. Работящая девушка такого себе тоже не могла позволить. Шитьё, мытьё посуды и прочие бытовые хлопоты непременно наложили бы свой отпечаток.

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница (фрагмент). 1745-1747 гг.

Выдаёт девушку и статная осанка. Чтобы иметь такую спинку, нужно было следить за ней с раннего детства. А такое было возможно только в рамках благородного семейства

К тому же Лиотар подобрал невероятные цвета. Золотисто-охристый цвет корсета. Серо-голубой цвет юбки. Нежно-розовый чепец с голубой лентой. Белоснежно-белый цвет передника и платка. Все цвета светлые, подчеркивающие ощущение свежести и ухоженности.

Если бы художник выбрал другие цвета, то впечатление от картины было бы однозначно другим.

Обратите внимание

Ещё обратите внимание, как тщательно Лиотар выписал стакан и фарфоровую чашку на подносе девушки. Можно сказать, они тоже «из высшего света».

Скорее всего, именно из-за всех этих «благородных» деталей и родилась легенда о даме голубых кровей, попавшей в услужение из-за финансовых проблем семьи.

Но что-то мне подсказывает, что все дело в самом художнике Лиотаре. Он явно обладал тонким вкусом и умел создать благородство там, где его было не в таком количестве. И охотно льстил своим моделям

Жан-Этьен Лиотар. Портрет Марии-Жозефы Саксонской, дофины Франции. 1751 г. Рейксмузеум в Амстердаме

Такова была эпоха рококо. Искусство должно было быть легким и нести людям красоту. Сам Лиотар говорил, что живопись — это лишь зеркало, в котором отражается самое прекрасное из реального мира

Так что все дело в замысле мастера. Он сумел из простой официантки создать красивый, запоминающийся образ. Он и стал главным шедевром мастера.

Источник: https://obiskusstve.com/1286210058152840116/shokoladnitsa-liotara-glavnyj-shedevr-hudozhnika/

История одной картины. «Шоколадница» Лиотара – целый букет историй!

В Дрезденской галерее трудно выделить какую-то одну картину, чтобы встать перед ней в изумлении или смятении чувств (если ты, конечно, не пришёл сюда затем, чтобы насладиться конкретным полотном). Здесь каждая работа – шедевр.

Читайте также:  Картины эдгара дега. 7 выдающихся полотен художника - все о живописи

И всё-таки, и всё-таки… Есть среди прочих одна, в которой непостижимым образом сочетается несочетаемое – простота и изысканность. Речь идёт о «Шоколаднице» Жан-Этьена Лиотара.

На протяжении не лет – веков! – эта небольшая по размеру картина привлекает и пленяет зрителей.

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница. 1743-1745 гг. Размер 82,5х52,5 см

Важно

Лирическое отступление. Эта картинка действует на меня в высшей степени притягательно. Едва я вижу её на улицах городов, как ноги против моей воли несут меня в её направлении.

Ибо я знаю – там, где-то рядом, есть волшебная кофейня, где подают горячий шоколад, прекрасный капучино и умопомрачительное пирожное «Три шоколада». Не уверена, что исключительно все поступают так же, как я, но картинка эта наверняка хорошо знакома многим.

Сеть кофеен «Шоколадница» позаимствовала её когда-то у швейцарского художника Лиотара и не прогадала. Милый образ придаёт заведениям респектабельность и аристократичность. Правда, в последние годы встречаешь её всё реже.

Должно быть, произошёл ребрендинг или американская компания «Прекрасная шоколадница» (La Belle Chocolatiere), чьим логотипом как раз и является творение Лиотара, предъявила претензию, или произошло ещё что-то в этом роде, но барышня с подносом постепенно исчезает из наших кофеен. Очень жаль.

Бесспорный шедевр!

В ту пору, когда жил и творил Лиотар, было модно заказывать у художников портреты в стиле рококо.

Ценились такие свойства, как эстетичность и пленительность образа (именно в этом, как известно, и заключается собственно суть этого стиля). Так вот Жан-Этьен считался непревзойдённым мастером такого портрета.

К тому же он был модным портретистом, заказать работу ему было престижно, а иметь в доме портрет с его автографом было предметом особой гордости.

«Шоколадница», едва явившись взору критиков и любителей изобразительного искусства, тотчас была признана шедевром. И не случайно. Столь высокого статуса картина достигла благодаря выдающимся художественным качествам. Изображение необыкновенно гармонично.

Причём в нём гармонично всё – от пропорций и форм персонажа до искусной детализации предметов.

Например, Лиотар настолько точно прописал особенности преломления света в воде, что изображение впору использовать в качестве наглядного пособия при изучении закона Снеллиуса (преломление света на границе двух прозрачных сред).

Искусствовед М. В. Алпатов отмечал, что картину «Шоколадница» можно отнести к тем волшебным полотнам, которые являют собою чудеса обмана зрения в живописи. Как, например, те виноградные гроздья на холсте древнегреческого художника Зевксиса из Гераклеи (420-380 гг. до н. э.

), на которые слетались птицы… Не стоит забывать, что для изображения Лиотар использовал технику сухой пастели – весьма капризного и сложного материала.

Кто хоть раз держал в руках эти цветные мелки и пытался что-то изобразить ими на бумаге, знает, как это неимоверно трудно, особенно добиться тонких линий и смешивания разных цветов без грязи.

Совет

Известно, что Лиотару по сердцу было высказывание, принадлежащее великому немецкому живописцу XV века Альбрехту Дюреру:

Это высказывание стало для Лиотара заветом. Правилом. Законом.

Чтобы убедиться в этом, можно, к примеру, повнимательнее присмотреться к чашке с шоколадом: это чашка майсенского фарфора! Первого фарфора, произведённого в Европе.

И он был нарисован впервые в европейской живописи именно Лиотаром, да ещё с таким мастерством и тщательностью, что был легко узнаваем. Этот факт был высоко оценён искусствоведами и общественностью.

Лиотар. Шоколадница. Фрагмент

Откуда сюжет?

Чтобы ответить на вопрос, что побудило художника обратиться к изображению девушки-шоколадницы, надо знать ещё об одной особенности, бытовавшей в ту пору, когда жил и творил Лиотар. А особенностью этой было то, что высшим европейским обществом тогда овладела шоколадомания.

Побаловать себя чашечкой горячего шоколада считалось признаком утончённости и финансового благополучия. Не каждый мог себе это позволить, так как стоимость шоколада была чрезвычайно высока. К горячему шоколаду полагался стакан воды, которая смягчала насыщенность и терпкость напитка.

Лиотар как творческая и ищущая натура не мог проигнорировать эту моду и не попытаться так или иначе перенести её на… пергамент (именно на пергаменте рисовал портретист).

Кто дева та?

Кому посчастливилось позировать художнику, неясно и по сей день. Эта таинственность в своё время породила немало легенд. Согласно самой популярной из них, Лиотар изобразил на пергаменте благонравную девушку из обедневшей дворянской семьи Анну Бальтауф.

Однажды в венское кафе, в котором приходилось ей служить, заглянул состоятельный князь Дитрихштейн. Он влюбился в скромную юную особу с первого взгляда. Любовь оказалась столь сильна, что вскоре важный господин сделал девушке предложение руки и сердца. И пожелал, чтобы ещё до свадьбы в его доме появился портрет любимой.

И чтобы на ней непременно был тот наряд, в котором он увидел её впервые, т. е. наряд шоколадницы.

В соответствии с другой версией Лиотар был пленён тихой красотой камеристки австрийской императрицы Марии Терезии и именно её изобразил на картине.

Циникам и менее романтически настроенным людям ближе иной вариант: по их мнению, художник нарисовал простолюдинку Нандль Бальтауф, все предки которой прислуживали богачам, а особы женского пола имели определённые жизненные блага за то, что добровольно оказывались в объятиях господ.

Такая участь была уготована и этой бедняжке, ведь даже её мать считала, что иным путём несчастной не обрести ни любви, ни богатства.

Так вот, по этой версии девушка встретилась князю не в кафе, а в доме его друзей, где она прислуживала и… вертелась перед ним, стремясь заинтересовать его своей особой.

Обратите внимание

Намерение увенчалось успехом, и скоро смышленой служанке выпал жребий пополнить ряды любовниц аристократа.

Но она пошла ещё дальше, объявив своему покровителю нежелание быть одной из многих, и вырвала-таки для себя право быть единственной! Более того, князь даже стал знакомить её со своими гостями.

А потом общество было ошарашено известием – князь Дитрихштейн сочетается со служанкой законным браком! И им действительно был заказан портрет своей возлюбленной Лиотару, которому он поведал историю своей любви. На что портретист сказал:

Князю стало любопытно, что́ имел в виду художник, и тот ответил:

Легенда гласит, что князь так и остался в недоумении, ведь он прожил с шоколадницей до конца своих дней, не проявляя интереса к другим женщинам, и оставил завещание, согласно которому его огромное состояние переходило к супруге. А она, в свою очередь, будучи в преклонном возрасте добилась-таки уважения и признания в свете. Браво, Нандль!

Вот такая история. Вернее, целый букет историй. Красивых и не очень. Правдивых и вымышленных. Как бы там ни было, эти истории сыграли значительную роль в небывалой популярности и безусловной узнаваемости картины. И сегодня «Шоколадница» – едва ли не главная визитная карточка Дрезденской галереи (с ней может «поспорить» разве что «Сикстинская Мадонна» Рафаэля).

Послесловие

С 1765 года знаменитая картина Жан-Этьена Лиотара хранилась в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны она в составе коллекции шедевров была вывезена в замок Кенигштейн над Эльбой.

Там все эти богатства были обнаружены советскими солдатами. Искусствоведам до сих пор представляется настоящим чудом то, что все экспонаты бесценного собрания живописи хорошо сохранились, ведь они долгое время находились в холодных и сырых подвалах.

А «Шоколадница», не забываем, написана пастелью на пергаменте.

И ещё. Многие задаются вопросом, была ли на самом деле так мила шоколадница (или её прообраз), какой её изобразил художник.

Важно

Критики отмечают, что это не суть важно, – она могла быть и дурнушкой, но для эпохи рококо была свойственна этакая лёгкость изображения, глядя на которое люди должны видеть красоту и испытывать от созерцания радость и восхищение.

Вот и сам Жан-Этьен заявлял, что живопись подобна зеркалу, отражающему всё прекрасное в реальном, часто не идеальном, мире. Вот так и получается, что весь секрет заключается в том, что́ замыслил мастер. Лиотару блестяще удалось создать из обычной служанки восхитительный, запоминающийся образ, которому суждено было стать его главным шедевром.

Источники и дополнительные ссылки по теме:

Описание картины Жана-Этьена Лиотара «Шоколадница»
Три шедевра Дрезденской галереи

Автор статьи — @bovary

Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

Источник: https://golos.io/vp-painting/@vp-painting/ru-istoriya-odnoij-kartiny-shokoladnicza-liotara-czelyij-buket-istoriij

Художник Жан Этьен Лиотар: картины, биография


Жан Этье́н Лиота́р (фр. Jean-Étienne Liotard, 1702, Женева — 1789, там же) — швейцарский живописец . Мастер портрета и жанровых картины в стиле рококо. Пастельные портреты и миниатюры Лиотара отличаются простотой, тщательностью в передаче натуры, изысканно-холодной объективностью образа, тонкой детализацией, гладкой манерой письма.

 Лиотар родился в Женеве 22 декабря 1702 в семье ювелира, эмигранта из Франции. Художник учился в женевской мастерской Д.Гарделя, а с 1723 учился в Париже у Ж.Массе. Уже в ранний период Лиотар специализировался на портрете, в том числе и миниатюрном; излюбленной техникой художника стала пастель.

С тех пор начались странствия художника по Европе: Лиотар работал в Риме (1736), Константинополе (1738–1742), Вене (1743–1745), Венеции (1745), Дармштадте и Лионе (1746–1747), Париже (1748–1753), Лондоне (1753–1755, 1772–1774), побывал также в Валахии (Румынии) и Голландии.

С 1758 Жан Этьен Лиотар жил в основном в родном городе.

В 1736 г. художник переехал в Рим, где нарисовал множество портретов пастелью, в том числе портреты Папы Клемента XII и нескольких кардиналов, через что положил основание своей известности.

 Жизнь в Турции (1738—43) вдохновила Лиотара на создание жанрово-этнографических рисунков и пастелей (например, «Турчанка с рабыней», Музей искусства и истории, Женева); часто изображал себя и свои модели в восточных костюмах. Впоследствии сам часто щеголял турецкими нарядами – из-за чего его порой даже шутливо называли «турком».

В таком виде Лиотар явился в Вену, где император Франциск I принял его очень милостиво. Он получил множество заказов и исполнил портреты Марии Терезии (гравированный 1744 г. Рейнспергером), многих членов императорского дома и представителей австрийской знати.

В вене художник исполнил пастелью портрет красавицы Анны Бальдауф (Anna Baltauf), всемирно известный под названием «Шоколадница» (фр. «La belle chocolatière», полное название: Прекрасная шоколадница). Картину «Шоколадница» несчетное число раз копировали и гравировали. Сейчас «Шоколадница» находится в Дрезденской галерее.

Совет

В своем творчестве Лиотар придерживался гладкой, мягко скругляющей формы манеры письма и гармоничных, равновесно «холодно-теплых» красочных гамм.

Интимная задушевность и оживление, присущие портрету рококо в целом, обычно не обезличивались у Лиотара, сочетаясь с достаточно тонким вниманием к индивидуальному характеру (Мадам д'Эпине, 1759, Музей искусства и истории, Женева). Жан Этьен Лиотар теоретически суммировал свой опыт в Трактате о принципах и правилах живописи (опубликован в 1781). Конец своей жизни Лиотар провёл в Женеве.

Галерея картин Лиотара

  Биография Лиотара и особенности творчества

В Дрезденской галерее есть произведение, вызывающее неизменный восторг зрителей. Это «Шоколадница» — небольшая картина, написанная пастелью на пергаменте, где изображена служанка, несущая поднос с чашкой шоколада и стаканом воды.

В этой простой сценке не происходит ничего особенного, но она пленяет поэтичностью восприятия жизни, большим живописным мастерством.

Здесь все ласкает глаз — миловидная девушка с открытым, ясным лицом и легкой, словно скользящей по паркету, походкой, спокойные, гармо­ничные сочетания светлых цветов — белого, розового, золотисто-коричневого, серого.

Разглядывая эту картину, восхи­щаешься и тем, как виртуозно и точно переданы здесь тонкость фарфоровой чашки, прозрачность воды в стакане, фактура бархата, шелка, кружев. Одни ткани падают тяжелыми упру­гими складками, другие, легкие и подвижные, переливаются разными оттенками цвета, мягко обволакивая фигуру.

Не­смотря на естественность изображенной сцены, она тщательно продумана и построена. Художник располагает фигуру не в центре картины, а ближе к левому краю, как бы давая ей возможность двигаться. Направление ее движения подчеркивает­ся линиями пола, жестом вытянутых вперед рук, несущих поднос, взглядом, обращенным к тому, что находится вдали, уже за пределами картины.

«Шоколадница» — одно из самых прославленных произ­ведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара, родившегося в Женеве в семье французов протестантов, кото­рым пришлось из-за религиозных убеждений покинуть роди­ну и эмигрировать в Швейцарию. Отец Лиотара был ювели­ром. О детстве художника сохранилось немного сведений.

Читайте также:  Василий кандинский. история зарождения абстракционизма

И­вестно, что он рано увлекся рисованием. Его ученические тет­ради были заполнены рисунками, изображавшими различ­ные сцены из римской истории. Особенно же любил мальчик делать портреты своих товарищей, одиночные и групповые, поражавшие большим сходством.

Видя способности сына, отец отдал его в мастерскую швейцарского художника Даниэля Гарделя. Лиотар научился здесь точно копировать рисунки, которые учитель предлагал своим ученикам, видя в этом главный смысл преподавания. Его копии отличались такой точностью, что нередко вызывали гнев Гарделя, уверенного, что они сделаны с помощью кальки.

Обратите внимание

Через несколько месяцев юноше уже нечего было делать у Гарделя, и он решил искать себе другого учителя.

Так в 1725 году Лиотар оказался в Париже, в мастерской гравера и миниатюриста Ж.-Б.Массе. Однако и пребывание у Массе, затянувшееся на три года, не принесло ему большой пользы. Лиотар стал работать самостоятельно, изучал разные техники — масляную живопись, пастель, миниатюру на кости, эмаль.

В Париже Лиотар попробовал свои силы в истори­ческом жанре. Результат превзошел все ожидания. Его картина «Давид в храме» была удостоена приза парижской Акаде­мии. Ценители искусства особенно отмечали мастерство мо­лодого художника в исполнении лиц.

Это окончательно убе­дило Лиотара в том, что его призвание — писать портреты.

В 1736 году он получил предложение сопровождать в Ита­лию французского посланника при неаполитанском дворе, маркиза де Пюизье. Репутация Лиотара как блестящего портретиста в это время была уже так велика, что ему согласился позировать сам папа Климент XII. Перед художником откры­лись блестящие перспективы.

Вскоре благодаря случайному знакомству с одним знатным англичанином, кавалером Понсомби, Лиотар был приглашен в путешествие по Востоку. Он побывал в Мессине, Сиракузах, на Мальте, греческих остро­вах Делос и Парос, в Смирне. Путешествие закончилось в Константинополе.

Очарованный этим городом, Лиотар про­жил там пять лет.

Путешествие по Востоку оставило глубокий след в жизни и творчестве художника. Ему открылись иные страны, нравы, обычаи. Впечатления от увиденного воплощены во множестве его рисунков, исполненных карандашом и сангиной (нахо­дятся в Лувре).

Блестящее качество этих рисунков с их слож­ной вязью штрихов, линий, узоров, красотой тона серебрис­того карандаша и красно-рыжей сангины, мастерство и свобо­да владения техникой сочетаются с документально точным воспроизведением увиденного. Современники Лиотара счи­тали, что по его рисункам можно шить костюмы — так точно переданы в них фактура тканей, фасон и даже крой одежды.

Так же точно изображал художник и убранство восточных комнат с обилием ковров, тканей, подушек, благодаря чему изображенные люди органично вписывались в их окружение.

Важно

Незадолго до путешествия Лиотара во Франции были переведены и изданы арабские сказки «1001 ночь», и с этих пор Восток завладел воображением французов. Он представлялся сказочным, волшебным и очень далеким от реальности. Лио- тар одним из первых показал истинный Восток.

Его турки, жители Смирны и греческих островов были вполне реальны­ми людьми, а не теми экзотическими персонажами, напоми­нающими актеров, переодетых в фантастические костюмы, как их представляли при французском дворе. Конечно, Лиотар не мог полностью преодолеть предрассудков своего времени.

Его восточные красавицы иногда напоминают изысканных парижанок. Да и сам он, увлеченный всеобщей игрой в экзотику, стал носить длинную бороду, халат и тюрбан, за что по­лучил прозвище «художника-турка».

Но тем не менее оче­видно, что Лиотар с его интересом к Востоку, стремлением к правдивости и точности предвосхитил искания художников XIX столетия.

Вернувшись в Европу, Лиотар постоянно переезжал из од­ной страны в другую, жил в Вене, Париже, Лионе, Лондоне, Амстердаме, Венеции, наезжал ненадолго в свою родную Же­неву и снова отправлялся в путь. Трудно сказать, чем объяс­няется эта «охота к перемене мест».

Одни исследователи видят причину в авантюрном характере художника, другие объяс­няют это материальными соображениями. Может быть и еще одно объяснение: Лиотару было интересно общаться с разны­ми людьми, изучать их, писать их портреты.

Ведь он был портретистом по призванию, тонким психологом и знатоком человеческой души.

За свою долгую творческую жизнь Лиотар создал множе­ство портретов. К числу лучших относится портрет австрий­ской императрицы Марии Терезии, написанный в 1744 году в Вене и повторенный позже в технике эмали и миниатюре на кости. Императрица хотела, чтобы художник изобразил ее так. как того требовал ее высокий сан — на лошади или в рабо­чем кабинете.

Совет

Однако Лиотар отказался, сославшись на то, что это ему не по силам. Он написал портрет по-своему, без идеализации, свойственной рокайльным портретам. В Марии Терезии нет ни царственности, ни величия. Она похожа на мать семейства с приятным, но простоватым лицом и больши­ми руками.

В 1745 году тоже в Вене была написана знамени­тая «Шоколадница», а несколькими годами позже, в 1749 го­ду «Автопортрет» (находится в Женеве) — лучший из серии автопортретов в костюме «а ля турк». Лиотар изобразил себя в момент творческого вдохновения. Его глаза внимательно изучают невидимую нам модель, а рука с карандашом уже го­това запечатлеть ее черты.

С большой убедительностью пере­дано напряжение человека, поглощенного работой: полу­открытый рот, горящие глаза. Замечательно, как всегда, ма­стерство в передаче разных тканей, волос, кожи.

Портреты Лиотара отличаются большим разнообразием. В одних ощутима связь со стилем рококо, с присущей ему лю­бовью к нарядным и сложным костюмам, к обилию мягких струящихся тканей, изяществу грациозных поз и движений. Таковы портреты «Мадам Эпине», «Читающая девушка», «Мадам Боэр», «Шоколадница».

В других, более многочисленных портретах преобладает стремление к объективной и точной характеристике. Это видно в портретах Марии Терезии, маршала Морица Саксонского, жены художника, мадам Конь- яр («Дама в кружевах»). Люди в этих портретах даны, как правило, крупным планом и приближены к зрителю, ничто не отвлекает в них внимания от главного — от лица.

Худож­нику явно импонируют такие черты характера, как энергич­ность, активность, уверенность в себе.

Своеобразие Лиотара-портретиста раскрывается при его сравнении с другими французскими художниками XVIII ве­ка. Так, знаменитого в то время героя — маршала Саксонского — написали и Лиотар, и М.К.Латур.

Мориц Саксонский у Латура — блестящий светский человек, умный и ироничный, истинный аристократ духа, уверенный в себе и непринужден­ный. У Лиотара он прежде всего солдат, поэтому изображен на поле боя во всей амуниции. Художник не скрывает недо­статков своего героя — невысокий рост, излишнюю полноту.

Обратите внимание

Он кажется прозаичным и дегероизированным, даже маршальский жезл не придает ему значительности. За эту подчеркнутую правдивость портретов Лиотара его порицали по­борники «изящного стиля».

Это шло вразрез с эстетическими воззрениями рококо, где все должно было быть приукраше­но, где правда принималась за грубость и ей предпочитали лесть. Показательно, что даже Ж.-Ж.Руссо не понравился его портрет работы Лиотара за то, что «…он меня уродует».

Лиотара оценило следующее столетие, увидев в нем своего предтечу. Благодаря умению говорить правду Лиотар оста­вил нам достоверные документы о своем времени, передал точ­ный «…внешний облик давно исчезнувших с лица земли людей».

В.ШАЛАБАЕВА из книги «Художественный календарь «100 памятных дат», М., 1989 г.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/757-liotar.html

“ШОКОЛАДНИЦЫ” ЛИОТАРА

Жажда странствий привела его в Константинополь, где он прожил 5 лет. Восток произвел на художника неизгладимое впечатление, что сказалось на его жизни и творчестве. Вернувшись в Европу, Лиотар по восточной традиции продолжал носить длинную бороду, халат и тюрбан, за что получил прозвище “турок”. Но эксцентричность художника только прибавила ему популярности.

Любимой техникой живописца была пастель. Она позволяла передавать тончайшие переходы цвета, мягкость  светотени, мельчайшую отделку деталей. Благодаря ее бархатистой поверхности и светлым тонам знатные заказчицы представали на портретах в более идеализированном и утонченном виде.

На ту пору высшее общество Европы охватила всеобщая шоколадомания. Чашечка горячего напитка  стала признаком респектабельности,  хорошего тона и высокого достатка, поскольку шоколад был очень дорогим удовольствием.

Горячий шоколад подавали со стаканом воды, что помогало  смягчить насыщенный и терпкий вкус напитка.  Конечно же, Лиотар не мог пройти мимо этой повальной моды. На его картинах можно увидеть дам, пьющих горячий шоколад.

 Самым знаменитым полотном Лиотара стала картина “Шоколадница”, написанная в 1745 году. Художник с блеском решил  сложную живописную задачу – изобразил фигуру в белом фартуке на фоне белой стены. Благодаря  тонким переходам светотени, гармоничным сочетанием тонов, точности рисунка и, наконец, образу самой юной красавицы портрет заслужил славу шедевра уже у современников.

«Шоколадница», художник Жан Этьен Лиотар

Доподлинно не известно, кто позировал художнику. Существует несколько версий о личности модели. Самую романтическую связывают с именем  Анны Бальтауф. Дочь обедневшего дворянина работала официанткой в одной из венских кондитерских. Здесь ее и увидел австрийский аристократ князь Дитрихштейн и влюбился без памяти.

Преодолев сопротивление семьи, князь женился на юной красавице, а портрет стал его свадебным подарком невесте. Говорят, что новоиспеченная княгиня пригласила своих бывших подружек к себе домой и, невероятно гордясь своим удивительным возвышением, произнесла: “Теперь я стала принцессой, и вы можете поцеловать мне руку”.

Важно

Но скорее всего, на картине изображена камеристка императрицы Марии-Терезии, которую Лиотар попросил позировать для “Шоколадницы”.

В обычаях того времени было брать молодых красивых девиц из мелкопоместного дворянства в качестве компаньонок для дам высшей знати.

Вполне возможно, что одна из таких девушек впечатлила художника своей красотой и была изображена в образе прекрасной шоколадницы  на ставшем знаменитым полотне.

Художник следовал великосветской моде,  не только изображая шоколад. Так, впервые в европейском искусстве на картине “Шоколадница” можно увидеть мейсенский фарфор.

  Фарфоровая мануфактура в саксонском городе Майсен была основана в 1710 году. Ее изделия стали символом  изысканной роскоши и безупречного стиля.

Интересно, что при создании мейсенского фарфора используются около 10 000 оттенков красок, рецепты которых до сих пор хранятся в глубокой тайне.

На лакированном японском подносе (также модная деталь того времени) рядом с чашкой с шоколадом изображен  стакан богемского стекла, в который налита вода. Обратите внимание, как с удивительной точностью Лиотар выписал преломление света  в воде. Эта картина может служить наглядным пособием для демонстрации закона  Снеллиуса, описывающего преломление света  на границе двух прозрачных сред!

Вскоре после написания картина была приобретена Франческо Альгаротти, который занимался подбором  живописи для немецких курфюстов. С 1765 года она находится в собрании живописи Дрезденской галереи. Именно там ее увидел в 1881 году Генри Л. Пирс, владелец крупной  американской компании Baker’s Chocolate — старейшего производителя шоколада в Соединенных Штатах.

Совет

Пирсу настолько понравилась картина, что он решил сделать ее изображение фирменным знаком своей компании. Копия “Шоколадницы” украсила его офис в Дорчестере, а спустя 2 года официально был принят  логотип, получивший название  La Belle Chocolatiere.  До сих пор  силуэт прекрасной шоколадницы можно увидеть на всех изделиях Baker’s Chocolate.

Он вошел в историю как самый старый логотип в США и один из старейших в мире.

“Шоколадница” стала самой знаменитой картиной в наследии Лиотара, хотя сам художник никогда не предавал особого значения этой пастели. Свой богатый творческий опыт Жан-Этьен Лиотар суммировал в “Трактате о принципах и правилах живописи”, изданном в 1781 г.

В нем он написал: “Живопись – зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная”

А горячий шоколад, так высоко ценимый знатью в XVIII веке, сейчас легко приготовить в домашних условиях. Для его приготовления можно использовать как черный, так и молочный шоколад без ароматизаторов  (пористий лучше не брать). В горячий шоколад добавляют пряности (кардамон, имбирь, ваниль, любые виды перца, корицу и др.), сливки, молоко, воду, а также коньяк, ром или ликер.

Горячий шоколад по-венски

Ингредиенты:

Молочный шоколад 1 плитка (100г)
Молоко 200мл
Сахар 1 ст. ложка
Желток одного яйца
Кардамон, черный молотый перец
Взбитые сливки

Нагрейте молоко нагреть на медленном огне, добавьте сахар и размешайте до его растворения. Добавьте щепотку молотого кардамона и перца.

Положите в молоко кусочки шоколада и на медленном огне, постоянно помешивая, доведите шоколад до полного растворения. Снимите шоколад с огня, дайте немного остыть и добавьте яичный желток.

Читайте также:  Забытые художники. анри лероль. мастер, рисующий звук - все о живописи

Размешайте и на водяной бане доведите до загустения. Вылейте горячий шоколад в чашку и украсьте взбитыми сливками (можно готовыми) и тертым шоколадом.

Горячий шоколад с ликером Бейлис

Ингредиенты:
1 стакан молока
50г черного шоколада
2 ст. ложки Baileys Irish Cream

Подогрейте молоко на медленном огне. Добавьте кусочки шоколада и, активно помешивая, доведите его до растворения. Снимите с огня, добавьте ликер, как следует перемешайте. Вкус молочного шоколада наполнится нюансами карамели и сливок, характерными для ликера Бейлис.

Обратите внимание

Перелейте в чашку, украсив взбитыми сливками, тертым шоколадом, звездочкой бадьяна. Напиток можно подавать с палочкой корицы вместо ложечки.

Горячий шоколад с карамельным соусом
Карамельный соус можно использовать не только с горячим шоколадом. Он отлично подходит для различных десертов, выпечки, блинов, даже просто с ломтиком хлеба. Он имеет густую консистенцию и похож на вареную сгущенку. Карамельный соус хранят в холодильнике 7-10 дней.

Для его приготовления необходимо взять 1 стакан сахара, высыпать его в небольшую емкость, выдавить несколько капель лимона и поставить на огонь. Для равномерного прогревания сахар необходимо помешивать. Когда он полностью расплавиться и потемнеет, дайте ему немного покипеть.

Карамель должна приобрести темный янтарный цвет, но не перестарайтесь – сильно уваренная карамель будет горчить. Пока уваривается карамель, доведите до кипения 1 стакан жирных сливок 30-33%. Аккуратно влейте сливки в карамель. Соус сильно закипит и поднимется.  Перемешайте карамельный соус до однородной массы и проварите около минуты.

Густоту и насыщенность соуса можно варьировать по собственному вкусу количеством сливок.

Сам горячий шоколад готовится так же, как сказано в предыдущих рецептах. В 1 стакане горячего молока растворите 100г шоколада (количество шоколада можно менять по собственному вкусу), перелейте в чашку, украсив взбитыми сливками и карамельным соусом. Бон аппетит!

Горячие напитки на основе шоколада —  вкусные, сытные, обжигающие и вдохновляющие. К тому же, у всех этих зимних напитков есть бесспорное преимущество: при их приготовлении можно экспериментировать, варьируя пропорции ингредиентов, выбирая те специи или добавки, которые вам душе.

Источник: http://www.art-eda.info/shokoladnicy-liotara.html

Жан-Этьен Лиотар (1702-1789)

?

kolybanov (kolybanov) wrote,
2013-05-18 07:11:00 kolybanov
kolybanov
2013-05-18 07:11:00 Category: Автор — Alexandra-Victoria. Это цитата этого сообщения
Жизнь, сотканная из легенд. | Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) — швейцарский художник, работающий пастелью «живописец королей и красивых женщин»

«Живопись – зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная» — Жан-Этьен Лиотар

Загадочные обстоятельства рождения Жана-Этьена Лиотара (1702-1789), тринадцатого ребенка в семье Анны и Антуана Лиотар, полная приключений молодость, проведенная при блестящих дворах европейских монархов, путешествие в Константинополь и возвращение оттуда «турецким художником», странные отношения с супругой и туманная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница» — далеко не все тайны, окружающие личность швейцарского мастера. Авторы недавно опубликованной 1600-страничной биографии Лиотара Рене Лош (Renée Loche) и Марсель Ретлисбергер (Marcel Roethlisberger) признаются, что даже для них в жизни и творчестве художника остается немало загадок.

Но обо всем по порядку

Итак, Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца, покинувшего родной Монтелимар «по неким религиозным причинам» и укрывшегося в Женеве. Жан-Этьен и Жан-Мишель оказались художественно одаренными детьми и с ранних лет проявляли интерес к рисованию и живописи.

В то время женевской школы живописи еще не существовало (она сложится к концу XVIII века), зато преподавалась техника миниатюры и эмали – ремесел, связанных с производством часов и украшений. В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя, затем продолжил образование в Париже.

Но именно в годы странствий по Италии художник открывает для себя пастель, которая станет его любимой техникой и прославит имя Лиотар на всю Европу.

Шарлотта Мари Boissier

Позднее, в своем «Трактате о живописи » Лиотар объяснит: живопись – «зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная», и если «в произведениях природы мазков не видно», то их не следует показывать и на картине. Пастель позволяла добиться желаемого эффекта: мягких и плавных переходов цвета, легкой светотени, тончайшей отделки деталей

Портрет Марии-Жозефы Саксонской, дофины Франции» (1731-1767)

Работы Лиотара, выполненные в реалистичной манере и строгом стиле, отличались от произведений Ватто или Буше, представителей «галантного жанра», предпочитавших декоративное изящество рококо. А портреты Лиотара ничего общего не имели с жанром парадного портрета, популярного при французском дворе. Лиотар считал себя «художником правды» и главным его стремлением было правдоподобие в живописи, изображение без прикрас… что далеко не всегда нравилось знатным дамам, портреты которых он писал!

Портрет мадемуазель Жаке

Неповторимым стилем отличались не только полотна Лиотара, но и его внешность. Из поездки в Константинополь, куда он отправляется по приглашению английского лорда, Лиотар вернется знаменитым не только благодаря своему таланту и необыкновенным пастелям, но и… бороде. В Европе художника окрестят «турком» за эффектную бородку и восточные одежды, и это только добавит ему популярности

Так что жизнь Лиотара была не менее насыщенной, чем его творческая деятельность. Тем более что и та, и другая проходили в бесконечной веренице путешествий по всей Европе – Молдавия, Вена, Франкфурт, Париж, Амстердам, Лондон…

Женщина в турецком платье

Чего не скажешь о его брате-близнеце: получив образование гравера в Париже и совершив небольшое путешествие по Италии, Жан-Мишель возвращается в Женеву. Если он не стал таким же великим художником, как его брат, то в семейной жизни, кажется, преуспел гораздо больше: во всяком случае, Жан-Мишель был спокойным примерным семьянином

Жан-Этьен Лиотар

Вероятно, братья были слишком разными по характеру, чтобы поддерживать близкие отношения. В письмах – по крайней мере, тех, которые известны искусствоведам, – Жан-Этьен совсем не упоминает брата. Кстати, спорным остается и тот факт, что братья, родившиеся в один день, были близнецами. Достоверных свидетельств современников о сходстве художников Лиотар не сохранилось

Портрет жены художника, Мария Fargues (ca.1718-1784), в турецком платье

Непонятные отношения были у Жана-Этьена и с его супругой. Набожная голландка, не особо красивая и не особо богатая, заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, а ведь примечательная внешность в течение многих лет была «фирменным знаком» художника, как и его самобытный стиль. Словом, если бы у Лиотара был продюсер, он бы не позволил свершиться такому безобразию

Жена и дочь ?

Но хотя Жан-Этьен и согласился срезать гениальную бороду под давлением жены, то превратить себя в домоседа не позволил и продолжал свои бесконечные путешествия ко дворам европейских монархов

Девочка с куклой, дочь художника и крестник императрицы Марии Терезии

Здесь легенды и историческая правда часто расходятся. Либо во время этих поездок личная жизнь Лиотара была куда более насыщенной, чем жизнь с супругой, либо он без устали работал, чтобы прокормить свою большую семью (у четы Лиотар было пятеро детей)

Во всяком случае, о несовпадении фактов и мифов свидетельствует и легендарная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница», написанной в Вене в 1745 году.

Кто скрывается за персонажем прелестной молодой девушки, аккуратно несущей на серебряном подносе чашку горячего шоколада? По одной из версий, на картине изображена камеристка Марии-Терезии, поразившая художника своей красотой. Другая версия истории напоминает сказку о Золушке. Девушку звали Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря, она служила горничной императрицы.

При дворе ее и увидел молодой принц Дитрихштейн, и без памяти влюбился. Вопреки протестам своей семьи и аристократии, принц женился на Анне, а в качестве свадебного подарка заказал Лиотару портрет невесты в той самой одежде, в которой увидел ее впервые.

И последний вариант: возможно, девушка работала в одной из венских кондитерских. Одним зимним днем туда зашел молодой принц, чтобы отведать горячего шоколада. Чашку с дымящимся напитком ему принесла красавица шоколадница, которую звали Анна Бальтауф. Принц влюбился в нее с первого взгляда и женился на ней. А ко дню свадьбы заказал придворному художнику Лиотару портрет невесты в образе прекрасной шоколадницы…

Мария-Антуанетта, эрцгерцогиня Австрийская, будущая королевы Франции, в возрасте семи лет

Все три версии могли бы стать сценарием романтического фильма. Однако искусствовед Рене Лош, один из авторов биографии Лиотара, смеется, когда ее спрашивают об этой истории, и уверяет, что все это сказки: девушку звали вовсе не Анна Бальтауф, ни принц ни художник никогда в нее не влюблялись, и более того – Лиотар вообще не придавал никакого особого значения этой пастели и гораздо больше ценил… портреты своей супруги

 «Месье Леветт и мадемуазель Glavani в турецком костюме»

Вот и разберись, где — правда, а где – легенда

Франсуа Троншена (коллекционер произведений искусства?) с картиной Рембрандта (1757)

Как бы там ни было, созданное Лиотаром произведение искусства поразило современников и продолжало удивлять на протяжении веков. У портрета шоколадницы оказалось не меньше поклонников, чем у самой модели. А у легендарной истории было не менее легендарное продолжение. В 1881 году в Европу приехал глава американской компании Walter Baker Company — познавать таинства приготовления сладкого напитка

Мария Кристина, герцогиня Тешен 

В Дрезденской галерее ему бросилось в глаза изображение прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке. Генри Пирсу настолько понравилась пастель и романтическая история ее создания, что он решил сделать изображение фирменным знаком своей компании. Самое примечательное, что «Прекрасная шоколадница» стала одним из первых логотипов в истории экономики. Кстати, теперь знаменитую пастель использует в качестве логотипа популярная в Москве сеть кофеен «Шоколадница». Да-да, опрятная прелестная служанка с подносиком – пастель того самого Лиотара…

Портрет Марии Аделаиды Франции в турецком стиле одежды

Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он пишет натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи

Умирает Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе — в искусстве. Брат-близнец художника Жан-Мишель, разоренный революцией, умрет в 1796 году в нищете

 Аполлон и Дафна

Три Грации

Жан-Этьену, большому оригиналу своего времени, многие из ценностей XIX века, несомненно, пришлись бы по душе. Он всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал все по-своему!»

Портрет Георга, принца Уэльского (позже Георга III)

Читателям, заинтересовавшимся правдой о женевском художнике, мы рекомендуем самую полную из существующих биографий Жан-Этьена Лиотара – 1600-страничный подвиг Рене Лош и Марселя Ретлисбергера, опубликованный издательством Davaco. Особое место в книге занимает исследование о Жан-Мишеле Лиотаре, первый подробный анализ творчества художника, известного гораздо меньше своего брата.
В коллекции женевского Музея искусства и истории – 87 пастелей, рисунки, наброски, масляные картины и миниатюры швейцарского художника

Текст отсюда: http://www.nashagazeta.ch

Жюли де-Thellusson Ployard

La Bella Lectora

Портрет Джона Стюарта, 1-й маркиз Бьют (1744-1814)

Liotard Jean-Etienne Portrait of a lady at the court Sun

Портрет месье Bouër, купец в Генуе

Портрет мадам Boere

Жанна-Элизабет де Селлон (1705-1749), Леди Tyrell, echtgenote сэр Чарльз ван Tyrell

Lady Ann Сомерсет, графини Нортгемптон (в возрасте около 14)

Исаак Луи де Thellusson

Портрет Марии ван Frederike Reede-Атлон в возрасте семи лет

леди Понсонби -урожденная Каролина Кавендиш (1719-1760) — в костюме Венециано

Елизавета Фредерика София, герцогиня Вюртемберг (1732-1780)

Изабелла, Figlia ди Мадам Инфанта

 Портрет императрицы-королевы Марии Терезии, суверенной Австрии, Богемии и Венгрии

Портрет Марии Каролины Австрийской (1752-1814)

Карл Иосиф из Австрии

 Жизнь швейцарского художника известна гораздо меньше, чем его пастели

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/6461222.html

Ссылка на основную публикацию