Путеводитель по картине босха “сад земных наслаждений”. – все о живописи

История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха

В 2016 году сложно назвать художника, чье имя звучало бы чаще, чем Иеронима Босха. Он скончался 500 лет назад, оставив после себя три десятка картин, где что ни образ, то загадка. Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии.

«Сад земных наслаждений» Босха (картинка увеличивается по клику)

Сюжет

Начнем с того, что ни одно из имеющихся на сегодня толкований работы Босха не признано единственно верным. Все, что мы знает об этом шедевре, — от времени создания до названия — гипотезы исследователей. Названия всех картин Босха придуманы исследователями его творчества

Триптих считается программным для Босха не только из-за смысловой нагрузки, но и за счет многообразия и изощренности персонажей. Название ему дали искусствоведы, предположив, что на центральной части изображен сад земных наслаждений.

Обратите внимание

На левой створке — история о сотворении первых людей и их коммуникации с Богом. Создатель представляет Еву ошеломлённому Адаму, который до сего дня скучал в одиночестве. Мы видим райские пейзажи, экзотических животных, необычные образы, но без перегибов — лишь как подтверждение богатства фантазии Бога и многообразии живых существ, созданных им.

По всей видимости, не случайно, что выбран именно эпизод знакомства Адама и Евы. Символически это начало конца, ведь именно женщина нарушила табу, соблазнила мужчину, за что вместе они отправились на землю, где, как оказалось, их ждут не только испытания, но и сад наслаждений.

Однако за все приходится рано или поздно платить, о чем говорит правая створка, которую еще называют музыкальным адом: под звуки многочисленных инструментов чудовища запускают пыточные машины, где страдают те, кто еще недавно беззаботно фланировали по саду наслаждений.

С обратной стороны створок — сотворение мира. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт. 1:1−2). Своим творчеством Босх, по всей видимости, пропагандировал благочестие

Изображение на обратной стороне створок

Грех-хедлайнер в триптихе — сладострастие. В принципе, было бы логичнее назвать триптих «Сад земных искушений» как прямую отсылку к греху. То, что кажется идиллией современному зрителю, с точки зрения человека рубежа XV—XVI вв.еков было очевидным примером того, как себя нельзя вести (иначе — на правую створку, будь любезен).

Скорее всего, Босх хотел показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны».

Ад же изображен максимально кровожадно и недвусмысленно. Жертва становится палачом, добыча — охотником. Самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Все это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире. Босх помогал копиистам воровать его сюжеты

Кстати, не так давно студентка Христианского университа Оклахомы Амелия Хэмрик расшифровала и переложила для фортепиано нотную запись, которую разглядела на теле грешника, лежащего под гигантской мандолиной в правой части картины. В свою очередь, Уилльям Эсензо, независимый артист и композитор, сделал для «адской» песни хоровую аранжировку и сочинил слова.

Контекст

Важно

Главная мысль, которая соединяет не только части этого триптиха, но, по всей видимости, и все произведения Босха — тема греха. Это вообще был тренд в то время. Простому обывателя ведь фактически невозможно не грешить: тут имя господа всуе скажешь, там выпьешь или съешь лишнего, попрелюбодействуешь, соседу позавидуешь, в уныние впадешь — как тут остаться чистеньким?! Поэтому люди грешили и боялись, боялись, но все равно грешили, и жили в страхе Божьего суда и со дня на день ждали конца света. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом — на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.

Через несколько десятилетий после смерти Босха началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Увлечение длилось несколько десятилетий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Сюрреалисты называли себя наследниками Босха

«Семь смертных грехов» Питера Брейгеля Старшего

С приходом сюрреализма Босха достали из хранилищ, сдули пыль и переосмыслили. Дали объявил себя его наследником. Восприятие образов с полотен Босха серьезно изменилось, в том числе и под влиянием теории психоанализа (куда же без Фрейда, когда речь заходит о высвобождении подсознательного). Бретон и вовсе считал, что Босх «записывал» на полотне любой образ, который приходил ему в голову — фактически вел дневник.

Интересен вот еще какой факт. Свои картины Босх писал в технике a la prima, то есть клал масло не несколькими слоями, дожидаясь, пока каждый из них просохнет (как делали, собственно, все), а одним. В итоге картину можно было написать за один сеанс. Эта техника стала очень популярной намного позднее — среди импрессионистов.

Современная психология может объяснить, почему произведения Босха обладают такой притягательностью, но не может определить смысл, который они имели для художника и его современников. Мы видим, что его картины полны символизма из противоположных лагерей: христианских, еретических, алхимических. Но что на самом деле зашифровал Босх в таком сочетании, мы уже никогда, по всей видимости, не узнаем.

Судьба художника

Говорить о так называемой творческой карьере Босха довольно непросто: мы не знаем оригинальных названий картины, ни на одном из полотен не указана дата создания, да и подпись автора — скорее исключение, чем правило.

Наследие Босха не сказать, чтобы многочисленное: три десятка картин и дюжина рисунков (копии всего собрания хранятся в центре имени художника в его родном городе Хертогенбосе). Славу в веках ему обеспечили в основном триптихи, их которых до наших дней сохранилось семь, в том числе и «Сад земных наслаждений».

Босх родился в семье потомственных художников. Сложно сказать, сам ли он выбрал этот путь или выбирать не приходилось, но, по всей видимости, работать с материалами он учился у отца, деда и братьев. Первые публичные работы он выполнял для Братства Богоматери, членом которого являлся. Ему как художнику поручали задания, где нужно было орудовать красками и кистями: роспись всего и вся, оформление праздничных шествий и обрядовых таинств и т. п.

Совет

В какой-то момент заказывать полотна у Босха стало модно. Список клиентов художника запестрел такими именами, как правитель Нидерландов и король Кастилии Филипп I Красивый, его сестра Маргарита Австрийская, венецианский кардинал Доменико Гримани. Они выкладывали круглые суммы, вешали у себя полотна и устрашали гостей всеми смертными грехами, намекая, конечно, при этом на благочестие хозяина дома.

Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима. Босх вышел из этой ситуации специфически. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов! Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Все же это были люди другой психологии. Вероятно, Босх радел за то, чтобы полотен с изображением дьявольских образов, устрашавших простых смертных, было как можно больше, чтобы люди держали в узде свои страсти не грешили. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта.

Все его наследие по родственникам раздала супруга после смерти художника. Собственно, больше раздавать после него было нечего: по всей видимости, все земные блага, которые у него были, куплены на деньги жены, происходившей из богатого купеческого рода.

Источник: https://diletant.media/articles/28850397/

Сад земных наслаждений. Иероним Босх

Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.

Написать о триптихе Иеронима Босха, известном в наше время как «Сад земных наслаждений», означает попытаться описать неописуемое и расшифровать непонятное — упражнение в безумии.

Тем не менее, есть несколько пунктов, о которых можно говорить с уверенностью.

Эта картина впервые была описана в 1517 году итальянским летописцем Антонио де Беатисом, который увидел ее во дворце графов Нассау в Брюсселе. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.

Они были влиятельными политическими игроками в бургундских Нидерландах, их дворец служил для важных дипломатических приемов, а картины на его стенах должны были быть впечатляющими, подчеркивающими статус, сенсационными.

Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Такими они считаются и сегодня.

Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв, или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Период, когда он был написан, отличался снижением уровня религиозности населения Европы и, в частности, Нидерландов, первым расцветом капитализма после отмены гильдий.

В те времена этот триптих часто интерпретировался как предостережение против моральных и плотских мирских потворств, но эта цель кажется довольно прозаической. На самом деле, есть очень много версий и мало соглашений относительно точного значения этой работы.

Эта креативная картина начинается с Адама и Евы, а заканчивается очень образным, сугубо личностным представлением художника об аде. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.

Для многих сад радостей земных – это картина, на которой изображается сотворение мира, греховность, бесполезность и эфемерность суетной людской жизни. Попробуем разобраться, насколько верна такая точка зрения.

ВНЕШНИЕ ПАНЕЛИ

Обратите внимание

Когда триптих находится в закрытом положении, внешние панели, выполненные в технике гризайль, соединяются, образуя изображение земного шара, который выглядит как прозрачный стеклянный сосуд, наполовину заполненный водой. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.

Есть две версии: первая – что это Всемирный потоп, посланный Богом, чтобы очистить землю от поглотившей ее скверны, и вторая – что это третий день сотворения Богом мира, когда он создавал моря, сушу и растения.

Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.

Крошечная фигура Бога, держит открытую книгу, находится в самом верхнем левом углу левой панели. Надпись, которая проходит вдоль верхней части обеих панелей, переводится следующим образом: «Он сказал, и сделалось», «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 32:9 и 148:5).

Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме.

Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Хоть в нем и присутствует библейская тематика, на его центральной и самой большой панели не изображены религиозные деятели или сцены.

Складывается впечатление, что Босх, задумывал его как совершенно новую форму светского триптиха, который функционировал как домашний кинотеатр, включенный на канале Ренессанс, дома у богатых заказчиков.

ЛЕВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА: БОГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЕВУ АДАМУ (РАЙ)

На этой части изображен Бог, на фоне сумасшедше необычного пейзажа, он подводит Еву к Адаму.

Хоть их фигуры и расположены в центре, на переднем плане, другие существа в этом райском саду, такие как слон, жираф, единорог и другие гибридные и менее узнаваемые животные, а также птицы, рыбы, прочие водные создания, змеи и насекомые тоже важны, ведь они нарисованы в достаточно большом масштабе, относительно к фигурам библейских персонажей.

Важно

Введение женщины к мужчине, в такой обстановке, может подчеркивать не только творческий потенциал Бога, но и репродуктивную способность человека.

В иерархии Божьих творений, Адам и Ева представляют собой самые смелые достижения Отца Небесного, как если бы, после того как он создал все остальное – он подумал, что ему нужно оставить свой след в мире, в котором он мог признать себя.

Но это уже догадки, возникающие во время перехода к просмотру центральной части триптиха. Хотел ли Босх сказать, что создание человека, которому Бог вручил право свободного выбора, возможно, было его ошибкой?

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ: РАЗГАР ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Это панель, из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы.

Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Впечатления двояки, ведь если учитывать и правую часть триптиха, можно решить что этот этап, не смотря на свою внешнюю красоту и физическую приятность, является просто бессмысленным, началом конца.

Некоторые фигуры объедаются ягодами, принимают их от птиц или странных гибридных существ; примерно посередине процессия мужчин, езда на различных животных, в сопровождении птиц, вокруг небольшого озера, где купаются женщины.

По мнению некоторых исследователей, эта езда по кругу – один из символов, которые так часто использовал в своих картинах Босх – замкнутый круг земного бытия, нечто сходное с восточным колесом сансары.

Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого.

Совет

Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). В конце концов, есть моменты, которые отображают человеческую беспечность, но не окончательную порочность.

Возможно, Иероним Босх хотел показать каково место человека в большой Божественной машине природы, как у Лукреция, что вся материя состоит из атомов, которые приходят, чтобы вместе формировать разумное и когда все это умирает, эти атомы возвращаются к своим истокам, чтобы перестроиться в несколько иную форму. Этот процесс и образует природу, а человек и природа не разграничиваются ничем, кроме свободной воли человека. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Наш разум – наша погибель. У каждого человека ад – это только то, что он может себе представить, Босх же был более изобретательным, чем большинство. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Его способность к визуализации воображаемых пейзажей сделала его таким же популярным, как стал три столетия спустя Сальвадор Дали, который тоже был виртуозным визионером. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.

Читайте также:  "маха обнаженная" гойи. легенды о модели и заказчике картины - все о живописи

ПРАВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА. КОНЕЦ ИСТОРИИ О РАДОСТЯХ ЗЕМНЫХ (АД)

Босх оставил самое интересное напоследок. Возможно, он так представлял ад, или хотел показать к чему приводит пресыщенность. На фоне черноты, угрюмые, как тюремные, городские стены, темные силуэты, области пламени. Повсюду человеческие тела ютятся в группы, собираются в армии или подвергаются странным пыткам необычно одетых палачей и животных-демонов.

Ниже изображены не менее тревожные образы существ, которые кажется предназначенные для обработки человеческой плоти. Птица, восседающая как на троне, глотает людей и испражняется ими в яму, в которой виднеются лица других людей. Поблизости, в ту же яму рвет еще один несчастный человек.

В целом, тела, как бы, чистятся от демонов, черных птиц, при помощи рвоты и крови, для этого используется множество различных инструментов.

Большой акцент сделан на музыкальных инструментах. Они, как символы злого отвлечения, обманчивых обещаний, самообмана. Большие уши удирают, хотя уже поражены ножом.

Это сильный намек на обманчивость чувств.

На самом деле, многие символы и пытки здесь довольно стандартные, как на картине «Семь смертельных грехов», когда чувства обманывают мысли, когда потакая своим желаниям, приходят к сверхпотреблению…

Один основной элемент здесь, однако, требует некоторого объяснения — центральная фигура, некий “шалтай-болтай”. Он, кажется, наблюдает за происходящим.

Обратите внимание

Потресканная оболочка его тела насажена на ноги-ветки мертвого дерева. Искусствовед Ганс Бельтинг предположил, что это автопортрет Босха, но многие с этим не согласны.

Это также может иллюстрировать наличие контроля, человеческого сознания в центре всех этих страшных событий.

В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Эти три фигуры напоминают Бытие 18.

2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Чудесную потому что Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.

Этот ребенок станет первым из будущего великого племени, избранного Богом. “ Блажен народ, у которого Господь есть Бог”. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.

“Неужели ты погубишь праведного с нечестивым?” – спрашивает он. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33.12.

Весь этот триптих как будто спрашивает – сможет ли Бог, сотворивший мир и давший человеку благословение, или проклятие, свободной воли, разрушить все свои творения и уничтожить человечество, потерпев неудачу.

Есть фундаментальная связь между сюжетом внутренних панелей и изображением на внешней стороне боковых створок. Послание Босха, если оно есть, возможно, означает, что мы можем выбрать добро, а не зло, иначе мы можем быть сметены.

Человек предполагает, а Бог располагает.

Поделись в соц. сетях:

Рекомендуем к прочтению:

Художник Иероним Босх. Картины Босха с названиями, фото.

«Корабль дураков» картина Иеронима Босха.

Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article/garden/delights.htm

Иероним Босх. Сад земных наслаждений, описание картины, триптих в высоком разрешении

«Сад земных наслаждений» – самое известное произведение великого нидерландского художника Иеронима Босха. Первое упоминание о триптихе относится к 1517-му году: «Сад…» фигурирует в описи имущества семейства Нассау в Брюсселе.

Позднее, наряду со многими другими произведениями Босха, картина была вывезена в Мадрид и находилась в собрании испанского короля Филиппа II. В 1936-м году, с началом гражданской войны в Испании, «Сад земных наслаждений» с целью его сохранения был передан в Прадо, в одной из верхних галерей музея он представлен и теперь.

«Сад земных наслаждений» сохранился лучше других триптихов Босха. Его отличает равномерное распределение света по всей поверхности, отсутствие светотеневой моделировки, чёткая прорисовка фигур, яркий и насыщенный колорит.

Совет

С 2014-го года «Сад земных наслаждений» вместе с еще тремя работами Босха стал предметом раздора между Прадо и Музеем королевских коллекций, подававшим официальный запрос о возвращении этих произведений в королевское собрание (подробнее читайте здесь).

Внешние створки

Внешние створки «Сада земных наслаждений», как и во всех прочих триптихах Босха (1, 2, 3), выполнены в технике гризайли – так называется вид живописи, при котором художник работает оттенками одного цвета.

В данном случае использована зеленовато-серая гамма.

Художественный эффект обусловлен неожиданностью перехода, совершаемого зрителем, от монохромных и лишённых человеческого присутствия внешних створок к многофигурным и красочным створкам внутренним.

Огромная полупрозрачная сфера символизирует момент творения мира, как он описан в Книге Бытия – первой из книг Ветхого Завета: сотворение Богом неба и земли, отделение света от тьмы, а воды от тверди. Сам Создатель показан в просвете между облаков в левой верхней части.

Важно

Интересно, что в ту же историческую эпоху, когда создавался «Сад Земных наслаждений», Микеланджело расписывал свод Сикстинской капеллы. У Микеланджело Создатель представлен в образе великого скульптора, собственными руками придающего форму первозданному хаосу, а у Босха Он, в соответствии с библейским текстом, творит мир не руками, а словом.

У восседающего на престоле Бога-творца в руках книга, а рядом Босх помещает слова из Псалтири: «Ибо Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось» (Пс.32:9).

Внутренние створки: интерпретации, оценки и смыслы

Между Эдемским садом (левая створка) и адом (правая) располагается Сад наслаждений – образ земного мира, давший название всему триптиху.

Уникальную панораму, созданную фантазией Босха и серьёзно нарушающую традиционную христианскую иконографию, пытались объяснять с позиций астрологии и алхимии, философии и нумерологии; в ней искали аллегории и символы, пророчества и скрытые смыслы.

В ХХ веке, после открытия Фрейдом бессознательного, интерес к полузабытому к тому времени Босху вспыхнул с новой силой.

Теоретик сюрреализма Андре Бретон настаивал, что в «Саде земных наслаждений» и других произведениях Босха перед нами являются фантомы, кошмары бессознательного, а сам Босх с его галлюцинаторным воображением был первым сюрреалистом: под его кистью обретали видимую реальность глубинные человеческие инстинкты.

Много шума в своё время наделала гипотеза критика Вильгельма Френгера.

Он предположил, что центральная часть триптиха «Сад земных наслаждений» – это не что иное как манифест секты Свободного Духа, или адамитов, радикального течения, практиковавшего коллективные совокупления с целью опровергнуть миф о первородном грехе. Френгер утвержал, что Босх принадлежал к числу тайных членов секты.

Он убеждённо доказывал, что центральная часть триптиха не является сатирой или обличением греха и «не имеет ничего общего с ханжескими воззрениями церкви».

Наоборот: это, скорее, идиллия, где нагие любовники «мирно резвятся в спокойствии этого сада, обретя невинность растений и животных, и в обуревающей их чувственности нет ничего, кроме чистого ликования, ничем не замутнённого блаженства». Гипотеза Фрегнера, раздутая газетчиками и созвучная идеям сексуальной революции середины ХХ века, была очень популярна среди широких масс, но научного подтверждения не нашла. Серьёзные исследователи убеждены, что секта Святого Духа на родине художника в Брабанте прекратила своё существование задолго до рождения Босха.

Совет

Один из самых значительный исследователей Босха Дирк Бакс установил множественные параллели между образами «Сада земных наслаждений» и голландским фольклором и архаичной литературой.

Бакс считал, что животные, плоды и кораллы – это эротические символы, которые были широко распространены во времена Босха в народных песнях, поговорках и жаргонных идиомах.

В них ягоды и плоды метафорически обозначали половые органы, рыба считалась фаллическим символом, а «собирать плоды» означало совокупление.

Вокруг озера в центральной части триптиха движется целая кавалькада обнажённых людей, оседлавших львов, леопардов, кабанов, лошадей и других животных, многие из которых в фольклоре ассоциировались с похотливостью и грубой жизненной силой. Само понятие верховой езды в просторечии было распространённой метафорой полового акта.

Первым в истории интерпретатором картины стал ученый монах Хосе де Сигуэнса. Триптих поступил в распоряжение испанского короля, а Сигуэнса в то время был первым историком и хроникёром Эскориала.

Вопреки невиданному доселе апофеозу сладострастия, воплощенному Босхом в центральной части триптиха, Сигуэнса посчитал «Сад земных наслаждений» нравоучительной картиной.

Он полагал, что перед нами собирательный образ человечества, которое погрязло в греховных наслаждениях, променяв на них первозданную красоту утраченного рая.

Более того: де Сигуэнса даже предлагал написать с картины как можно больше число копий и распространять их, чтобы вразумлять верующих. Интересно, что концепция Сигуэнсы, высказанная в самом начале XVII века, после множества дискуссий и нескольких веков исследований, до сих пор считается наиболее релевантной.

Мысль о пронизанности всего сущего грехом в «Саде земных наслаждений» доводит до логической крайности современная исследовательница Линда Харрис в монографии «Тайная ересь Иеронима Босха».

Она полагает, что тёмное начало, доминирующее в «Саде земных наслаждений» накладывает даже на изображение Иисуса. «С одной стороны, Спаситель, предостерегающий Адама и отстраняющий от него Еву.

С другой стороны, можно подумать, что изображён сам дьявол, выступающий сводником Адама и Евы. Об этом говорит некоторая странность лица Иисуса», – пишет Харрис.

Обратите внимание

Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между Адом и Раем», замечает, что мы, современные зрители, склонны сомневаться в том, что Босх осуждает плотские порывы своих персонажей: уж слишком пленительные линии и слишком гармоничные цвета выбирает для них художник.

Однако человек Средневековья относился к материальной красоте гораздо более подозрительно, ведь ему непрестанно внушалось, что под самой привлекательной личиной скрывается грех, а за наслаждением тела – вечная погибель. Бозинг приводит интересную аналогию: во времена Босха в Голландии были очень популярны фигурки из слоновой кости.

С одной стороны, они изображали нагих красавиц или слившиеся в объятиях фигурки любовников, но стоило только перевернуть их – и фигурки оказывались полуразложившимися трупами. Подобным образом, утверждает ученый, и всё то, что показывает зрителям Босх, – это не настоящий Рай, а его обманчивое подобие.

В противном случае, за ним бы не следовало неизбежное наказание в аду, так убедительно изображённом на правой створке босховского триптиха.

О содержании и символике отдельных образов «Сада земних наслаждений» подробнее можно прочитать здесь.

Источник: https://artchive.ru/hieronymusbosch/works/370568~Sad_zemnykh_naslazhdenij

“Сад Земных наслаждений”

«С таким мастерством твоя правая рука раскрывает Всё, что содержится в таинственных недрах Ада, Что я верю, что глубины жадного Плутона открылись тебе, И далёкие области Ада были тебе показаны».
Доминик Лампсоний

В теме «Корабли дураков» была показа на одна из картин нидерландского художника Иеронима Босха под названием «Корабль дураков».

Сейчас я хочу показать одну из самых лучших картин этого художника “Сад Земных наслаждений”
Художественные образы Иеронима Босха настолько фантастичны, настолько не укладываются в наши представления о средневековой живописи, что порой трудно представить, что картины эти написаны 500 лет назад.

Невозможная работа – осмыслить эту картину.

Триптих с огромным количеством фигур: человеческих – больше 250, звериных – не считано! Атмосфера картин такова, что, не зная даже конкретного содержания картины, можно до бесконечности её рассматривать, находя всё новые и новые достоинства, как в самой живописи, так и в самом содержании.

Важно

Эзопов язык произведений, иносказательность и едкая сатира на человеческие недостатки не потеряли своей актуальности и в наши дни. Громадное произведение. Посвящено оно, как можно предположить, ужасам, которые ждут смертных в конце жизни. И как бы нет выбора – дорога одна.

Его первый биограф молодой монах Доминик Лампсоний был уверен, что Босх побывал в аду.Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г.

Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.Хосе де Сигуенса писал:

Читайте также:  Музей прадо. 7 картин, которые стоит увидеть - все о живописи

«На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри».»

Но, как говорится, лучше один раз увидеть…

Внешние створки

В хмурых тонах изображён Мир на третий день после того, как Бог сотворил его из великой пустоты. Земля уже покрыта зеленью, окружена водами, освещена солнцем, но на ней ещё нельзя встретить ни людей, ни животных. Надпись на левой створке гласит: «Он сказал, и сделалось», на правой — «Он повелел, и явилось».

Иероним Босх (ок. 1460 -1516). Сотворение мира – Триптих в закрытом виде1500г., дерево, масло, 220 х 97см музей Прадо, Мадрид, Испания На внешней поверхности закрытых створок художник изобразил Землю на третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши.

Вдалеке, в космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира…

Триптих

Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей.
Триптих, дерево, масло, центр 220 х 195 см, боковые створки 220 х 97 смКомпозиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена рождению человека. Изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю.В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных фигурок мужчин и женщин, ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры.На правой створке показан Ад. Запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.По формату триптих традиционен для нидерландских алтарей, но содержание показывает, что Босх не предназначал его для церкви.

Центральная часть
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины.Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

Левая створка
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

Правая створка. Музыкальный Ад
Правая створка получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой.Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.Доминик Лампсоний, один из первых биографов Босха, написал рассказ – “Босх и Смерть”, который, как мне кажется, помогает понять значение сюжетов в картине “Сад Земных наслаждений”
Яна ван Эйка. Доминик Лампсоний. Портрет.

Рассказывают (пишет Доминик Лампсоний), что в дом к Босху явился восточный купец, приехавший из Багдада, он предложил ему купить удивительные шахматы, в которые можно будет обыграть саму смерть в последний час жизни и отдалить свой срок на месяц, а то и на целый год.По всегдашней тяге к неведомому и потустороннему Босх решился купить эти шахматы и отдал тому купцу немалые деньги, после чего попросил сыграть с ним вместо смерти и показать правила этой восточной игры.Купец согласился, и оба поставили на кон по дню своей жизни.Они кинули жребий, и купцу выпало играть черными фигурами, а Босху — белыми.Первое правило, сказал купец, всегда играть белыми фигурами и не брать в руки черных. С этими словами он взял в руки белую королеву у Босха, и все черные пешки тут же исчезли с доски.Теперь твоя очередь, сказал купец.Второе правило — ты можешь отменить первое правило и придумать свое собственное.Босх, удивленный странными шахматами, тоже взял в руки белую королеву и сказал: пусть черные пешки вернутся на место, и мы начнем игру снова.И черные пешки вернулись на сторону купца из Багдада.Отлично, сказал тот, взяв в руки черную пешку, и, делая шаг по доске, изрек: объявляю этим ходом шах твоему королю, хотя никакого шаха еще нет.Тогда, сказал Босх с досадой, если у игры нет никаких правил, кроме воли самих игроков, то какая же это игра? Это такая же бестолковщина, как наша жизнь. Объявляю мат твоему королю, и кончим на этом, купец.Ты выиграл, ответила смерть, рассмеявшись.И мастер увидел перед собой не купца, а скелет самой курносой в пестрой чалме и сарацинском халате.И смерть сказала, смешав шахматы:

Ты выиграл свой лишний день потому, что разгадал суть игры — это жизнь, где правила игры скрыты у Бога, который их волен менять сколько захочет, а человеку остается только методом тыка вслепую и на ощупь узнавать малую толику из тех быстрых тайн, потому что у Господа нет долгих правил.

Теории сюрреализма, основанные на психоанализе Фрейда, не смогли дать полную расшифровку картин нидерландского живописца.

Современная психология может объяснить, почему произведения Босха обладают такой притягательностью, но не может определить смысл, который они имели для художника и его современников.

При написании поста использованы материалы с сайтов:

http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_12.html

http://sunny-art.ru/ieronim-bosx-triptix-sad-zemnyx-naslazhdenij/
http://sunny-art.ru/ieronim-bosx-raskaz-o-kartine-sad-zemnyx-naslazhdenij/
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-32335/

Источник: https://ngasanova.livejournal.com/157547.html

Триптих «Сад земных наслаждений»

Босха, известного своими фантастическими, часто чудовищными по гибридам триптихами и существами на них, возможно, в каком-то смысле можно рассматривать как предвестника популярности сюрреализма.

Тем не менее, в то время как сюрреалисты творили в царстве снов и бессознательного состояния, Босх, под влиянием религиозности своей эпохи, вызвал в воображении, как полагали зрители, вполне реальные последствия греховной жизни.

Сад земных наслаждений

Сад земных наслаждений является триптихом, а это означает, что он состоит из трех частей — центральной панели, к которой прикреплены по одному крылу на шарнире с обеих сторон.

Закрытый вид

В закрытом виде триптих изображает полупрозрачную сферу, охватывающую землю, небо и море.

«Сад земных наслаждений» в закрытом виде

Сцена изображена в монохромных оттенках серого (стиль известный как гризайль). Некоторые историки связывают это с великим потопом, в котором Бог очищает мир во время Ноя. Внутренняя часть триптиха является предметом большего интереса.

Райский сад

Крылья триптиха демонстрируют красочный вид, наполненный странной архитектурой, неестественных форм рельеф, а также множество гибридных существ. На переднем плане левой панели Бог стоит между обнаженными фигурами Адама и Евы, в окружении разнообразной флоры и фауны. Это, без сомнения, райский сад.

Сад земных наслаждений

Центральная панель триптиха носит одноименное с современным название всего триптиха. Это «Сад земных наслаждений», он показывает массы резвящихся голых мужчин и женщин. Пейзаж является домом для огромных птиц, габаритных фруктов и причудливой растительности. Сцена живет, она хаотична.

Поведение фигур кажется, на первый взгляд, похотливым, но на этот счет до сих пор не утихают споры. Несмотря на множество голых пар, Босх явно не изображает половых актов. Ученые обсуждали значение центрального образа, утверждая, что он представляет собой видение невинного удовольствия.

Ад

Сад земных наслаждений. Правое крыло.

Крайняя правая панель работы, наиболее тревожна и наименее загадочна. Здесь изображены ужасы ада, места, где грешников пронзают гигантские зайцы, где они подвергаются мукам с использованием специальных инструментов и съедаются гротескными насекомыми. Каким бы ни был смысл триптиха в целом, Босх напоминает зрителю, что в коррумпированном мире шанс быть проклятым крайне велик.

История

Хотя форма Сада земных наслаждений характерна для алтарей 16-го века, считается, что триптих был приобретен для частной коллекции, вероятно, по заказу богатого покровителя.

Триптих «Сад земных наслаждений» обновлено: Сентябрь 11, 2017 автором: Глеб

Религия

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/bosch/sad-zemnyx-naslazhdenij.html

«Колорит»: Рай и Ад на земле. Смысл триптиха Босха «Сад земных наслаждений»

Иероним Босх – один из самых загадочных живописцев, соединивший в своих картинах элементы религиозного аллегоризма, причудливой фантазии, социальной сатиры и средневековой философии. Concepture публикует разбор его знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений».

Несмотря на то, что Босх очень часто обращался к библейской тематике, язык его образов почти никогда полностью не укладывался в канон церковно-христианской символики.

Например, в центре полотна «Сад земных наслаждений» вместо традиционной фигуры Христа изображен вполне земной человеческий «праздник плоти».

Совет

Мы видим большое количество обнажённых женщин и мужчин, предающихся разнообразным утехам: вкушающих плоды, играющих с животными, занимающихся совокуплением. Если бы Босх был художником эпохи Ренессанса, правомерно было бы считать, что изображенный им «сад» – это олицетворение идиллического «золотого века», в котором люди и животные мирно сосуществуют друг с другом.

Но поскольку Босх все же средневековый художник, вернее предположить обратное, а именно, что «сад земных наслаждений» – это мир, растленный похотью и любодеяньем, поскольку в системе христианской средневековой морали половой акт расценивался как признак падения человека и утраты им первоначальной божественной природы.

Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь творчества Босха Шарль де Тольнай: «Главная цель художника – показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».

Надо отметить, что расположение земной юдоли в центре существенно меняет логику изображения традиционных религиозных триптихов.

Как правило, на таких картинах изображалась библейская хронология: Творение мира, жертва Христа, Страшный Суд (если смотреть слева направо), но поскольку у Босха в середине вместо Христа показана человеческая земная жизнь, moralite картины приобретает совершенно иной смысл. Босх рисует историю человеческого грехопадения: от сотворения до конца света.

Разберем каждую из 3 частей отдельно

Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Люди еще находятся в догреховном состоянии: они невинны и чисты, и потому между Адамом и Евой нет никакой телесной связи. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.

В центре мы видим некое причудливое сооружение. Это Фонтан Жизни, изливающий чистые голубые воды, из которых появляются на свет различные животные. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа.

На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения.

Обратите внимание

Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой, из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).

Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво.

Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др.) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Третий план, где люди летают на крылатых рыбах или на собственных крыльях – это профанация образа бесполых ангелов.

По всей картине размещены символы пола и сексуального влечения: раковина-влагалище, лодка-яблоко в форме женской груди. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности.

На этой картине то, что было лишь намеком в Раю, приобретает зримую явленность, выпуклую телесность, рельефность греха.

Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. В центре находится гротескная фигура монстра. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Вокруг центра происходит экзекуция падших людей: кого-то распяли, кого-то прибили гвоздями, кого-то пожирают адские твари.

Читайте также:  Форнарина рафаэля. история любви и тайного брака - все о живописи

Музыкальные инструменты, которые в земной жизни были средствами получения удовольствий, здесь используются в качестве орудий пыток. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению).

Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Мужик в правом нижнем углу тщетно борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини.

Важно

Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Привычные вещи наделены противоположным жутким смыслом, и большая часть объектов лишена целостности, остались только какие-то ошметки.

Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами.

Королем карнавала становился нищий или дурак, назначался карнавальный епископ, который во всеуслышание богохульствовал, мужчины надевали маски женщин, а женщины – мужчин, вместо произнесения благочестивых речей люди сквернословили, словом происходила инверсия бинарных оппозиций.

Почему? Потому что в сознании средневековых христиан в отношении урожая по-прежнему были живы языческие представления. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Поэтому на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала.

 Принципиальная амбивалентность средневековой культуры может объяснить, почему персонажи картин Босха одновременно похожи на кошмарные образы Апокалипсиса и в то же время – на веселый карнавал людей и демонов.

Общим местом в среде искусствоведов стало говорить о непознаваемой таинственности работ Босха, их неоднозначности и пугающей загадочности.

Босха называют «профессором кошмаров», «мрачным фантастом», некоторые даже считают, что ему удосужилось воочию лицезреть сцены Страшного Суда.

Мы же в свою очередь можем вслед за некоторыми исследователями сказать: «выступая в своем искусстве как мыслитель, Босх смотрел на мир глазами художника».

  1. Тревин Коплстоун «Хиеронимус Босх: жизнь и творчество»
  2. Ксения Егорова «Три картины Босха на тему Мыслитель и Природа»
  3. Цецелия Несельштраусс «История искусства зарубежных стран. Средневековье»

Источник: http://concepture.club/post/rubrika_2021/sad-zemnyh-naslazhdenij

Картины, описание картин — Сад земных наслаждений, центральная часть: Сад земных наслаждений. 1500 – Музей Арт-Рисунок

Худ ожественные образы нидерландского художника Иеронима Босха настолько фантастичны, настолько не укладываются в наши представления о средневековой живописи, что порой трудно представить, что картины эти написаны 500 лет назад.

«Иеронимус Босх» – это псевдоним, которым художник подписывал свои произведения, а настоящее его имя Иероен Антонисзаен ван Акен. Известность Босха уже при жизни художника перешагнула пределы его родного Буале-Дюк – небольшого бельгийского городка.

Заказчиками художника были не только жители Герцогенбосха (другое название города) и городской магистрант, но и знатные испанские вельможи. Произведения Иеронима Босха любил и собирал испанский король Филипп II, одна из ранних картин художника – «Семь смертных грехов» – висела в спальне короля, а повторение «Воза сена» – над рабочим столом.

Спрос на произведения нидерландского живописца был столь велик, что изготавливались многочисленные копии его произведений. Посмотреть произведения прославленного мастера в Герцогенбосх приезжали художники и любители искусства из разных стран. В 1508 году его посетил Лукас Кранах и скопировал триптих Босха «Страшный суд».

Однако впоследствии, как это часто случается, Босха забыли, и только во второй половине XIX века его картины извлекли из запасников картинных галерей. Но для историков искусства. И. Босх оказался очень трудным художником, даже и сейчас нет установившейся точки зрения на трактовку сюжетов и отдельных образов его картин.

Совет

Для средневековых художников (как и для их зрителей) все предметы и явления имели символическое значение, каждый предмет получал свое символическое истолкование на основе текстов Библии.

Так, например, исходя из фразы: «Слово Божие сильно, как лев», – льва считали символом всесильности христианской веры, потому фигуры львов украшают порталы многих романских соборов во Франции, а в Италии скульпторы XIII-XIV веков ставили львов у подножия церковных кафедр. Творчество Босха, может быть, еще и потому затруднено в наше время для непосредственно го восприятия, что художник, помимо традиционных средневековых символов (всем известных), использовал и другую символику – менее изученную и трудно поддающуюся расшифровке.

Художественный язык Босха никогда не укладывался полностью и в средневековые символические толкования. Художник часто употреблял определенные символы в значении, обратном общепринятому, а также изобретал новые символы. Может быть, потому его и называли «мрачным фантастом», «почетным профессором кошмаров».

Однако сюрреалисты XX века видели в Босхе своего духовного отца и предтечу.Вот, например, одна из таких сцен. Любовная пара уединилась в прозрачном пузыре.

Чуть выше молодой человек обнимает огромную сову, правее пузыря посередине бассейна, в воде, другой мужчина стоит на голове, широко расставив ноги, между которыми птицы свили гнездо.

Неподалеку от него юноша, высунувшийся со своей возлюбленной из розового полого яблока, кормит чудовищной виноградной гроздью людей, стоящих по шею в воде. Это «Сад радостей земных» – одна из самых известных картин Иеронима Босха.

Совет

Свой триптих «Сад радостей земных», или «Сад наслаждений» (его часто называют самым «босховским» произведением), Иероним Босх создал в 1503 году, и в нем его своеобразное видение мира проявилось в полной мере. Название картине дано уже в современной литературе, а во второй половине XVI века, когда она попала в собственность короля Филиппа II, ее называли «Многообразие мира», в XVII веке у нее было название «Тщеславие и слава».

На левой стороне этого триптиха изображен Рай, на правой – Ад, а между ними помещался образ земного бытия. Левая сторона «Сада наслаждений» изображает сцену «Сотворения Евы», а сам Рай блестит и переливается яркими, сверкающими красками. На фоне фантастического пейзажа Рая, заполненного разнообразными животными и растениями, мастер показывает пробуждающегося Адама.

Только что проснувшийся Адам приподнимается с земли и в изумлении смотрит на Еву, которую ему показывает Бог. Искусствовед Ш. де Тольнай отмечает, что удивленный взгляд, который Адам бросает на первую женщину, – это уже шаг на пути к греху. А Ева, извлеченная из ребра Адама, – это не просто женщина, а еще и орудие совращения.

Противоречие между спокойным и безгрешным мужчиной и несущей в себе семена греха женщиной воспроизводится и в окружающей их природе. Выросшая на загадочной оранжевой скале чахлая пальма диагонально противоположна пальме цветущей. Несколько происшествий отбрасывают мрачную тень и на мирную жизнь животных: лев пожирает оленя, дикий вепрь преследует загадочного зверя.

И над всем этим возвышается источник Жизни – гибрид растения и мраморной скалы, парящая готическая конструкция, установленная на темно-синих камнях небольшого острова. На самом верху ее – пока еще едва заметный полумесяц, но уже изнутри ее выглядывает, подобно червяку, сова – вестник несчастья.

Обратите внимание

Центральная часть триптиха – собственно «Сад радостей земных» – изображает грандиозный ландшафт, покрытый обнаженными фигурами мужчин и женщин. С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты.

В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана: на первом плане показаны «различные радости», второй занят кавалькадой многочисленных всадников, которые едут на разнообразных животных, третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев.

Совет

Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничего не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар. Но, подобно психоанализу (врач-психиатр Р. Хайкин предлагал даже провести психопатологиче ский анализ творчества И.

Босха), сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений: вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви; лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба – символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом.

В нижней части картины молодой человек обнял огромную земляничину. Смысл этого образа станет нам понятен, если мы вспомним, что в западноевропейс ком искусстве земляничина служила символом чистоты и девственности.

Сцена с виноградной гроздью в бассейне – это причастие, а гигантский пеликан, подцепивший на длинный клюв вишню (символ чувственности) дразнит ею людей, сидящих в бутоне фантастического цветка. Сам пеликан символизирует любовь к ближнему.

Символам христианского искусства художник часто придает конкретно чувственное звучание, низводя их в материально-тел есный план.

Иероним Босх создает поражающий воображение мир эфемерных желаний и чувственных удовольствий: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается и превращает любовную пару в своих пленников.

В башне Прелюбодеяния, которая поднимается из озера Похоти и желто-оранжевые стены которой сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера стального цвета, в которой предаются ласкам любовники, увенчана короной из полумесяца и розовым мрамором рогов.

Важно

Сфера и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны!». А еще они являются символами еретической природы греха и тех опасностей, которые он несет в мир.

Совет

Правая створка триптиха – Ад – темная, мрачная, тревожная, с отдельными вспышками света, пронзающими ночную мглу, и с грешниками, которых мучают какими-то гигантскими музыкальными инструментами.

В центре Ада находится огромная фигура сатаны, это своего рода «гид» по Аду – главный «рассказчик» с мертвенно-бледн ым лицом и иронической улыбкой на тонких губах. Его ноги – это полые стволы деревьев, и опираются они на два судна. Тело сатаны – это вскрытая яичная скорлупа, на полях его шляпы демоны и ведьмы то ли гуляют, то ли танцуют с грешными душами. Или водят вокруг огромной волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестестве нном грехе.

Вокруг властителя Ада происходит наказание грехов: одного грешника распяли, пронзив его струнами арфы; рядом с ним краснотелый демон проводит спевку адского оркестра по нотам, написанным на ягодицах другого грешника. В высоком кресле сидит демон, карающий обжор и чревоугодников.

Ноги свои он засунул в пивные кувшины, а на его птичью голову надет котелок. И наказывает он грешников, пожирая их.

Створка Ада представляет собой третью стадию грехопадения, когда сама земля превратилась в ад. Предметы, ранее служившие греху, теперь превратились в орудия наказания.

Эти химеры нечистой совести обладают всеми специфическими значениями сексуальных символов сновидений. Заяц (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души. У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. Гигантские уши служат предзнаменовани ем несчастья.

Огромный ключ, прикрепленный к древку монахом, выдает стремление последнего к браку, запрещенному для представителей духовенства.

Внутри монстра находится таверна, над которой развевается знамя – все та же волынка. В некотором отдалении сидит в состоянии меланхолии человек, склонившийся над хаосом.

Если в нем увидеть черты самого Иеронима Босха, то вся картина может предстать перед зрителем в ином свете: художник сам выдумал этот кошмар, все эти агонии и муки совершаются в его душе. На этом настаивают некоторые историки искусства, например тот же Ш. де Тольнай.

Совет

Однако Босх был глубоко религиозным человеком, и о том, чтобы поместить себя в Аду, он и помыслить не мог. Скорее всего, художника следует искать среди тех образов, которые несут на его картинах Свет и Добро, недаром он принадлежал к Братству Богородицы.

Совет

Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха они были наполнены глубоким символическим смыслом.

Его картины, в том числе и «Сад радостей земных», часто устрашают зрителя противоестестве нной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого, и одновременно они могут забавлять. Его персонажи похожи на кошмарные образы Апокалипсиса и в то же время – на веселых чертей карнавала. Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины.

Источник: http://www.art-drawing.ru/gallery/140-bosch-hieronymus/detail/951-100653b48

Ссылка на основную публикацию