Музей прадо. 7 картин, которые стоит увидеть – все о живописи

Музей Прадо в Мадриде: история, картины, интересные факты | Вся планета

Музей Прадо в Мадриде является одним из самых знаменитых собраний предметов искусства в мире, не уступая по богатству собраниям Лувра и Эрмитажа.

Фундамент коллекции составляет испанская живопись, впоследствии дополненная полотнами и скульптурами работы авторов из других стран.

Творения Рубенса, Рафаэля, Брейгеля, Гойи, Босха, Веласкеса и других титанов живописи ежегодно привлекают в столицу Испании более двух миллионов человек в год.

История создания

Во второй половине XVIII века по всей Европе активно открывались музеи различной направленности. Карлу III захотелось открыть в своей стране Музей естественной истории. Работы по проектированию начал архитектор Хуан де Вильянуэва (1775 г.).

В 1808 году испанская королевская семья потеряла власть, на престол взошёл Ж. Бонапарт. Недостроенное монументальное здание привлекло его внимание, и он решил открыть в нём Музей живописи. От идеи Бонапарта до наших дней дошло лишь название, сам музей не был открыт по причине смерти архитектора.

Прадо – название площади, где возводилось сооружение.

Обратите внимание

В 1813 году испанцам удалось вытеснить французских завоевателей, и королём стал Фердинанд VII. Его жена Мария Изабелла Португальская предложила открыть картинную галерею в здании, а в дальнейшем создать общедоступный музей.

1819 год стал годом рождения знаменитого собрания. На протяжении 10 лет его коллекция формируется за счёт приобретений королевской семьи. С 1829 года дарить экспонаты стали и частные лица. В 1869 г. музей Прадо был национализирован. Трагические события XX века не нанесли ущерба испанской сокровищнице: экспонаты были временно перемещены в нейтральную Швейцарию.

Знаменитые шедевры, которые надо непременно увидеть

Собрание Прадо содержит более 8 тыс. картин и более 1000 скульптурных композиций. Но, несмотря на открытие в 2007 году нового корпуса, выставочное пространство вмещает лишь чуть больше четверти коллекции.

Остальные артефакты находятся в запасниках и предлагаются к осмотру лишь на временных выставках. Тем не менее и доступные экспонаты не получится осмотреть за один визит.

Как не пропустить самое знаменитое и интересное?

Каждого посетителя на входе ожидает приятный подарок – карта с указанием самых знаменитых шедевров искусства, рекомендуемых к просмотру. Всего там перечислено 15 картин. Но есть несколько произведений живописи, привлекающих к себе целые толпы ценителей прекрасного.

Диего Веласкес «Менины»

В переводе с испанского это слово означает «фрейлины». Другое название картины – «Семья Филиппа IV». Полотно привлекает внимание сложностью композиции и скрытым смыслом. Зрителю предстаёт момент написания портрета короля Испании и его супруги.

За процессом наблюдает их дочь Маргарита Тереза, окружённая фрейлинами. Правящая чета почти остаётся «за кадром», они изображены схематично, как отражение зеркала, висящего на стене.

Маленькая инфанта со свитой, наоборот, находится в центре и излучает серебристое сияние и свет.

На картине присутствует и сам маэстро. В те годы рисование не признавалось искусством, оно было ремеслом. Но Веласкесу удалось стать придворным живописцем, поэтому его фигура на полотне свидетельствует о его высоком статусе. Тем более, что крест ордена Сантьяго на груди Диего был написан самим королём.

Эль Греко «Поклонение пастухов»

Эль Греко был очень религиозным человеком, поэтому библейские сюжеты занимают центральное место в его работах. «Поклонение пастухов» писалось под заказ для самого древнего монастыря в Толедо. Картина выполнена в мрачных тонах, характерных для последнего творческого этапа автора.

Но магический свет, окружающий младенца с Девой Марией, не только освещает пещеру с пастухами, также он передаётся зрителю. Ангелы, парящие над новорожденным, грустны. Их присутствие подчёркивает божественное предназначение ребёнка, но они уже знают его судьбу. Это полотно было последним в карьере Эль Греко.

Есть версия, что в образе пастуха на коленях он увековечил себя самого.

Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV»

Посетителей мадридского Прадо это полотно привлекает по двум причинам. Королевская семья одета в поражающие своей роскошью костюмы, которые можно рассматривать бесконечно. Регалии и драгоценности написаны блистательно.

В то же время в картине явственно проступает психологический портрет каждого члена семьи и их отношения между собой. Находящийся слева господин в голубом одеянии с надменным лицом станет тираном Фердинандом VII. Его будущая невеста от него демонстративно отвернулась.

Важно

Королева Мария-Луиза изображена в центре, а сам король стоит в сторонке. Всё как в жизни. Он не был амбициозным человеком, постоянно самоустраняясь от управления страной, а в последние годы и вовсе передавший бразды власти фавориту своей жены.

Королевская семья, получив работу, никаких эмоций не выразила и заказов Гойе больше не делала.

Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Знаменитый триптих из музея Prado в Мадриде притягивает внимание множеством фигур, необычных сооружений, мельчайшими деталями. Левая створка показывает начало библейской истории появления человечества – Адам и Ева находятся в чудесном райском саду.

Центральная часть олицетворяет людскую жизнь во всех ипостасях. Правая створка написана в тёмных цветах и символизирует конец жизни. Безобразные музыкальные инструменты навевают мысли об аде.

Весь XX век специалисты спорят о смысле, заложенном в работу, но так и не пришли к единому мнению.

Питер Пауль Рубенс «Три грации»

Каждый человек при слове «грациозность» представляет себе что-то лёгкое и воздушное. Увидев творение Рубенса в музее Прадо, многие зрители не могут скрыть удивления. Полноватые женщины далеки от признанных стандартов красоты.

Но признанных кем? Во времена Рубенса женщины не были худыми. Художник писал людей в их естественном виде, без прикрас, не скатываясь в пошлость. Глядя на танцующих античных богинь, посетители чувствуют красоту и любовь. Секрет в том, что одна из изображённых граций – супруга живописца.

Он только-только вступил в брак и наслаждался своим счастьем.

Интересные факты

  • В первые годы своей деятельности музей Прадо был не доступен для посетителей в дни, когда шёл дождь.
  • В 1936-1939 музей возглавлял Пабло Пикассо.
  • В экспозиции есть точная копия «Моны Лизы», авторство приписывается ученику великого Леонардо.
  • В музее нет зала с номером тринадцать.

Как добраться?

Найти музей Прадо несложно, он располагается в центральной части столицы. Доехать можно:

  • на метро (станция «Atocha»). От выхода, следуя указателям, дорога составит примерно 350 метров.
  • на автобусе (№ 9,10, 10, 14, 27, 34, 45).

Время работы и цены

  • Где находится: Paseo del Prado, s/n, 28014 Madrid, Испания
  • Телефон: +34 913 30 28 00

Национальный музей Прадо работает по очень удобному графику – без выходных дней с 10-00 до 20-00.

В воскресение и по праздникам он закрывается на час раньше. Стоимость билета – 15 евро, для льготных категорий посетителей — 7,5 евро (люди свыше 65 лет, дети из многодетных семей, владельцы молодёжных карт). Ежедневно за 2 часа до закрытия предусмотрена возможность бесплатного посещения.

Фото- и видеосъёмка запрещены.

Официальный сайт:  https://www.museodelprado.es

Отзывы о музее

Игорь, Екатеринбург:

«Я не являюсь фанатом музеев, максимум, выдерживаю 2 часа. Но не ожидал, что не захочется уходить. Обычно в картинных галереях через какое-то время у меня всё начинает сливаться и мельтешить.

В Прадо залы достаточно скромные, между картинами большие расстояния, что позволяет их лучше воспринимать. Из увиденного больше всего понравилось «Непорочное зачатие» Тьеполо и «Сад» Босха.

Хотя и запрещено фотографировать, я тихонько сделал несколько селфи. Никто не сделал замечания. В общем, всё понравилось».

Галина, Нижний Новгород:

«У меня появилась идея-фикс посетить этот музей после прочтения раскрученного романа «Хозяин музея Прадо». Хоть историки искусства его и критикуют, меня он восхитил! В музее я с удовольствием рассматривала описываемые картины, вспоминала загадки из книжки.

За один поход не уложилась, сходила туда два раза. Один раз воспользовалась бесплатной возможностью за два часа до закрытия.

Думала, что будет большая очередь, но по сравнению с Лувром и ватиканскими музеями, почти никого и не было – отстояла ровно 10 минут»

Лариса, Санкт-Петербург:

«Я не была в Лувре, поэтому мне было интересно посмотреть «Джоконду», точнее, её копию того же времени. Честно скажу, не впечатлила. А вот Эль Греко мне очень понравился, просто по-новому открыла для себя этого художника.

С языками у меня плохо. Перед поездкой в Мадрид читала в Интернете, что все надписи на испанском и английском. Поэтому изначально брала аудиогид на русском (6 евро).

Фоткать запрещено, палку для селфи на входе сказали сдать в камеру хранения, она в этом же здании».

Источник: https://vsya-planeta.ru/muzei-prado/

Мадрид Музей Прадо, Альбомов: 6

452
Музей Прадо, Часть 1
457
Музей Прадо, Часть 2
458
Музей Прадо, Часть 3
456
Музей Прадо, Часть 4
436
Музей Прадо, часть 5
425
Музей Прадо, часть 6

Адрес: C/ Ruiz de Alarcón, 23, 28014 Madrid
Ближайшие станции метро: Atocha, Anton Martin, Banco de España
График работы: каждый день с 10:00 до 20:00 (вс до 19:00)
Входной билет: 12 €
Официальный сайт музея: museodelprado.es, информация на русском

Национальный музей Прадо в Мадриде, обладающий одной из крупнейших в мире коллекций европейского искусства, впервые был открыт для публики в 1819 году. Здание, в котором сегодня располагается музей, построено в 1785 году по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва и само по себе является памятником архитектуры.

Музей был задуман с двоякой целью: показать коллекцию предметов искусства, принадлежащих испанскому королевскому дому, и выделить испанскую художественную школу в отдельное направление.

Сегодня коллекция музея состоит из более чем 7600 картин, 1000 скульптур, 4800 эстампов, 8000 рисунков и огромного количества предметов декоративного искусства и исторических доументов. Постоянная экспозиция музея насчитывает порядка 1300 предметов искусства. Ещё более 3000 находятся на хранении в других музеях мира, остальные – хранятся в запасниках.

Совет

На сегодняшний день Прадо обладает наиболее полным собранием работ Иеронима Босха, Эль Греко, Диего Веласкеса, Гойи. Здесь можно увидеть картины таких мастеров как Рафаэль, ван Эйк, Рубенс, Дюрер, Тициан и другие. Среди последних приобретений музея Прадо – картины Питера Брейгеля и Франсиско Пачеко, написанные в XVI-XVII веках.

Музей ведёт постоянную реставрационную работу, благодаря которой были восстановлены многие шедевры живописи эпохи Возрождения. При музее создан Центр исследований Прадо, объединяющий лучших учёных в области истории искусства и музейных работников со всего мира.

Перевод имен авторов и названий картин: Константин (koschey)

Адрес: C/ Ruiz de Alarcón, 23, 28014 Madrid
Ближайшие станции метро: Atocha, Anton Martin, Banco de España
График работы: каждый день с 10:00 до 20:00 (вс до 19:00)
Входной билет: 12 €
Официальный сайт музея: museodelprado.es, информация на русском

Национальный музей Прадо в Мадриде, обладающий одной из крупнейших в мире коллекций европейского искусства, впервые был открыт для публики в 1819 году. Здание, в котором сегодня располагается музей, построено в 1785 году по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва и само по себе является памятником архитектуры.

Музей был задуман с двоякой целью: показать коллекцию предметов искусства, принадлежащих испанскому королевскому дому, и выделить испанскую художественную школу в отдельное направление.

Сегодня коллекция музея состоит из более чем 7600 картин, 1000 скульптур, 4800 эстампов, 8000 рисунков и огромного количества предметов декоративного искусства и исторических доументов. Постоянная экспозиция музея насчитывает порядка 1300 предметов искусства. Ещё более 3000 находятся на хранении в других музеях мира, остальные – хранятся в запасниках.

Совет

На сегодняшний день Прадо обладает наиболее полным собранием работ Иеронима Босха, Эль Греко, Диего Веласкеса, Гойи. Здесь можно увидеть картины таких мастеров как Рафаэль, ван Эйк, Рубенс, Дюрер, Тициан и другие. Среди последних приобретений музея Прадо – картины Питера Брейгеля и Франсиско Пачеко, написанные в XVI-XVII веках.

Музей ведёт постоянную реставрационную работу, благодаря которой были восстановлены многие шедевры живописи эпохи Возрождения. При музее создан Центр исследований Прадо, объединяющий лучших учёных в области истории искусства и музейных работников со всего мира.

Читайте также:  Картины эрмитажа. 7 шедевров, которые стоит увидеть - все о живописи

Перевод имен авторов и названий картин: Константин (koschey)

Источник: https://gallerix.ru/album/Prado

Национальный музей Прадо в столице Испании: произведения искусства, где находится

Если приехали в Мадрид, выделите время и обязательно посетите музей Прадо. По количеству шедевров эта галерея изобразительного искусства не уступает Лувру и Эрмитажу.

Особое место в ней занимает коллекция работ испанских художников. Здесь представлены произведения Веласкеса, Гойи, Эль Греко и других мастеров искусства.

Также здесь найдете творения и других европейских знаменитостей, выполненные в разные периоды творчества.

Вход в музей Прадо.

Где находится

Знаменитая галерея — в самом сердце Мадрида. Точный адрес: Paseo del Prado, s/n, 28014.

Чтобы сюда доехать, воспользуйтесь метро и выйдите на станции Аточа. Еще один вариант — автобусы 10, 19, 14, 9. От остановки останется пройти несколько сотен метров. Благодаря указателям «Museo del Prado» заблудиться невозможно, к тому же здание видно издалека.

Подробная информация о галерее — на официальном сайте музея Прадо: https://museodelprado.es. Здесь общее описание, режим работы, схема музея. Информация доступна на испанском и английском языках.

История создания

Официально выставка начала работу в 1819 году.

Но история формирования фондов музея началась намного раньше: сначала галерея была доступна только для знати, и европейские монархи передали ей в дар немало сокровищ.

В 1785 году было решено отвести место под общественный музей в парке Прадо. Это ответ на вопрос, почему выставка так называется.

Основательницей считается жена короля Фердинанда VII — Изабелла Браганская.

Интересно, что сам король Фердинанд VII особого следа в истории не оставил, зато Изабелла, благодаря созданию музея, навсегда осталась в памяти народа.

После ее смерти дело продолжила Мария, вторая супруга короля. Будучи поклонницей живописи, саксонская принцесса решила создать выставку, не уступающую галерее Дрездена, открытую ее отцом.

Обратите внимание

Сейчас в коллекции больше 8 000 картин. Но места для них не хватает, поэтому в залах музея выставлена только четвертая часть. Остальные шедевры Прадо хранятся в музейных запасниках. Здесь же представлены многочисленные скульптуры и драгоценности.

Пополнить сокровищницу помогли не только правители, но и частные коллекционеры.

Обратите внимание

Обратите внимание

Важную роль сыграла и национализация в Испании, в результате которой некоторые собрания перешли в собственность государства.

Ряд произведений искусства был конфискован у церквей.

Среди произведений живописи найдете картины Рубенса, Ботичелли, Тициана и, конечно, работы испанских мастеров.

Обратите внимание

Благодаря такому собранию музей Прадо в столице Испании стал главной культурной достопримечательностью страны.

Архитектурные особенности здания

Особенность художественной галереи — наличие трех входов, которые названы в честь испанских живописцев Мурильо, Гойи и Веласкеса.

Основным считается Puerta Alta de Goya, попасть в который можно со стороны улицы Прадо. Если войдете через него, окажетесь на первом и главном этаже, откуда начинается экскурсия в мадридский музей Прадо.

Обратите внимание

Само здание музея, которое спроектировал испанский архитектор Хуан де Вильянуэва в 1787 году в неоклассическом стиле, представляет собой памятник архитектуры. Сочетание розовых кирпичных стен и белокаменных колонн выглядит очень элегантно.

Обратите внимание

Несмотря на разгром, который устроили в 1808 году войска Наполеона, внешний облик здания сохранился в почти первозданном виде.

Здесь не найдете золоченой лепнины и роскошных интерьеров, все просто и гармонично. Зато обстановка музея располагает к тому, чтобы не отвлекаться, а осматривать шедевры живописи.

Картины размещены грамотно, поэтому у посетителя не будет кружиться голова от обилия раритетов.

Еще один милый штрих: 

В картинной галерее Прадо нет тринадцатого зала!

Последний раз реконструкция музея проводилась в 2007 году. Тогда был построен новый корпус в стиле модерн, а в главном здании увеличили площади. Благородные формы дворца удачно соединили с отделкой из гранита, мрамора и благородных пород дерева.

Полотно Веласкеса — «Пьяницы, или Торжество Вакха».

Самые известные произведения музея Прадо

В Национальном музее представлено столько экспонатов, что осмотреть все за одно посещение вряд ли получится. Чтобы туристам было легче разобраться, на входе выдают бесплатную карту, где представлена краткая информация по 15 шедеврам музея.

Вот некоторые работы, на которые стоит обратить внимание:

  • «Менины» Веласкеса;
  • полотно Рубенса «Три Грации»;
  • картина «Сад наслаждений» Босха;
  • работа Эль Греко «Портрет кабальеро».

Не стоит проходить и мимо копии портрета «Мона Лиза» («Джоконда»), которую создал ученик Леонардо да Винчи. Точное имя ученика неизвестно. Предполагают, что это либо Андреа Салай, либо Франческо Мельци. Знатоки говорят, что написана она мастерски, но глубины, которой обладает оригинал Джоконды, в ней все же нет.

Копия портрета «Мона Лиза».

Еще одно произведение, привлекающее посетителей Дель Прадо – «Давид, победитель Голиафа» — работа художника Микеланджело да Караваджо.

Обратите внимание

Изначально предполагалось, что в галерее будут выставлены работы испанских живописцев.

Изначально так и было. Только полотен Гойи насчитывается больше 30 экспонатов.

Они располагаются в хронологическом порядке и представляют каждый из периодов его творчества. 

Важно

Но постепенно музей расширялся и сейчас здесь представлены картины различных мастеров из Франции, Нидерландов, Германии, Италии.

Богатство галереи составляют не только знаменитые полотна. Здесь обнаружите и старинные предметы декоративного искусства.

В музее представлены керамика, монеты, оружие, мебель и вещи, которые украшали быт богатых и знаменитых людей во времена Средневековья.

Особый интерес в галерее Прадо представляет коллекция «Сокровища Дофина», получившая название в честь сына короля Франции Луи XIV.

Увидеть ее можно в залах, расположенных в подвальном этаже.

Виртуальная экскурсия

(Источник — Михаил Ломоносов). 

(Источник — Михаил Ломоносов). 

(Источник — Михаил Ломоносов). 

Интересные факты

Как и любая знаменитая галерея, испанский музей Прадо за свою историю видел немало. В ноябре 1936 года, когда в стране началась Гражданская война, большая часть экспонатов была вывезена в сокровищницы Каталонии, Валенсии и Женевы. В Мадрид они вернулись только в 1939 году.

Вот еще несколько интересных фактов о музее Дель Прадо:

  1. Самым старинным экспонатом стал бюст правителя Лагоша. Скульптура из диорита изготовлена в третьем тысячелетии до нашей эры. Позднее бюст перевезли в Национальный археологический музей, где хранится до сих пор.
  2. В 1936 году по указу испанского президента Асаньи директором Прадо стал Пабло Пикассо. Этот пост живописец занимал до окончания Гражданской войны, но фактически в должность не вступил. Правда, время от времени Пикассо представлял музей за рубежом, сопровождая выставки живописцев, отправленных в ссылку. В 1937 году он участвовал в оформлении павильона Испании на выставке в Париже. К этому событию художник написал известную картину «Герника».
  3. Сокровищница с бесценными экспонатами всегда привлекала внимание не только ценителей прекрасного, но и грабителей. Самое громкое ограбление произошло в 1918 году. Тогда в неизвестном направлении исчезло 18 предметов из «Сокровищ Дофина». В причастности заподозрили нескольких сотрудников, один из которых через несколько дней сдал уникальный экспонат в ломбард.
  4. Еще одна неудачная попытка кражи произошла в 1961 году. Вор хотел проникнуть в помещение через крышу, но разбился, сорвавшись с нее. В кармане обнаружили записку с требованием выкупа за картины.
  5. Здесь родился комик Тони Леблан, настоящее имя которого –Игнасио Фернандес Санчес. Отец будущей кинозвезды работал в Прадо привратником и жил с семьей в маленькой квартирке, расположенной в стенах музея. Маленький Игнасио помогал отцу, находясь на посылках, а позже с гордостью рассказывал об этом факте биографии.
  6. Иногда в музее показывают кино. Это происходит в честь открытия новых выставок, посвященных разным художникам и эпохам, в которые они жили.
  7. Режим работы галереи с годами тоже менялся. В первые годы ее открывали для посетителей только 2-3 дня в неделю. Когда на улице шел дождь, залы были закрыты, чтобы исключить попадание грязи от большого скопления людей. Дело в том, что при строительстве здания полам не уделили должного внимания, и для удаления грязи долго использовали орошение водой. Со временем в галерее постелили паркетные полы, а в 30-х годах прошлого века заменили на мраморные.

Здание музея.

Правила посещения галереи

Часы работы музея Прадо в Мадриде зависят от дня недели.

С понедельника по субботу открыт с 10 утра до восьми вечера, в праздничные дни и воскресенье режим работы сокращается на час.

25 декабря, 1 января и 1 мая галерея закрыта для посетителей.

6 января, 24 и 31 декабря работает до двух часов.

Обратите внимание

Взрослый билет стоит 15 евро. Молодежь до 18 лет осматривает экспонаты бесплатно, а студенты и пенсионеры – за полцены. Для групп предусмотрены небольшие скидки.

Билет в галерею действителен весь день.

При желании смело выходите погулять или пообедать, а потом возвращайтесь и продолжайте осмотр.

Купить билет в музей Прадо лучше всего онлайн, воспользовавшись нашей инструкцией ⇒. Это позволит избежать очередей на входе.

Также это можно сделать и в кассе музея, потратив около 2 часов на стояние в очереди.

Дополнительно оплачивается аудиогид – 3,5 евро, который берут, в основном, знатоки живописи.

На входе не забудьте получить бесплатную карту-схему музея.

Обратите внимание

Самый большой поток посетителей на выставке с открытия и до двух часов дня.

Если хочется избежать скопления народа, приходите в вечерние часы.

Ежедневно за два часа до закрытия в галерею пускают бесплатно, а стоимость посещения временных выставок в это время снижается в два раза.

Обратите внимание

Фотографировать экспонаты запрещено, но строгого контроля за этим нет. В отличие, например, от Эрмитажа гостям здесь верят на слово. Правда, большие камеры придется сдать на хранение, как и сумки с зонтами.

В музее найдете кафе, магазин книг, сувениров и полезных мелочей.

Обратите внимание

Совет

Также работает бюро информации, в котором подскажут, где найти нужную картину или скульптуру.

Даже если не считаете себя знатоком живописи, музей Прадо с его экспонатами достоин посещения. Может быть, по помпезности он уступает таким гигантам, как Лувр, но посетители признаются, что из некоторых залов не хочется уходить.

В галерее Прадо есть интересная надпись:

«Бережно относитесь ко всему, что вам кажется непонятным.

Это может быть произведением искусства!»

Цитата, принадлежащая великому Хемингуэю, стала лозунгом, который актуален во все времена.

Источник: https://pvmgid.ru/goroda-ispanii/madrid/muzej-prado.html

Музей Прадо

Знаменитый музей Прадо, что находится в Мадриде, был моей заветной мечтой. И это тот случай, когда реальность превосходит желаемое. По многочисленным версиям многочисленных рейтингов музей Прадо всегда входит в двадцатку лучших из мировых.

Нет смысла навязывать его, но, если вы увлекаетесь живописью, было бы крайне неразумно пропустить посещение этой сокровищницы.

Меня, в первую очередь, манили туда Веласкес и Эль Греко. Однако увезла я оттуда в своем сердце куда больше.

Ведь коллекция музея включает в себя не только испанскую, но и итальянскую, фламандскую живопись и работы художников и скульпторов из еще очень многих стран.

История создания коллекции

Музей Прадо впервые был открыт в ноябре 1819 года. Однако очевидно, что произошло это не на пустом месте. В основу коллекции музея легли картины, которые собирались испанскими представителями королевской власти на протяжении трех сотен лет. Уже в XVI веке в коллекцию входили не только работы испанских художников, но и фламандских мастеров.

Все картины тогда размещались в загородной резиденции El Prado. Современное здание музея было построено значительно позже. И название его менялось несколько раз, прежде чем установилось известное сегодня на весь мир — Прадо.

Обратите внимание

Говоря об истории музея, было бы несправедливо не упомянуть королеву Изабеллу Браганскую и короля Фердинанда VII, благодаря которым музей и стал доступен широкой публике — они считаются официальными основателями музея. На тот момент в коллекции музея было 311 картин, которые размещались в трех залах того же здания, что и сегодня.

Обратите внимание

Итак, отдав почести всем, благодаря кому мы сегодня имеем возможность видеть тысячи восхитительных картин в одном месте, обратимся наконец к самому интересному, к тому, что сегодня представляет из себя Прадо.

Здание музея

Здание, в котором разместился музей, само по себе уже является памятником архитектуры.

Однако в отличие от таких музеев, как Эрмитаж или Лувр, которые разместились в бывших королевских дворцах со свойственной им помпезностью, здание испанского архитектора Хуана де Вильянуэва изначально строилось как музей (под который предполагалось отдать второй этаж) и академия наук (на первом этаже). Строительство музея было завершено в 1807 году, а уже через год французские войска основательно его разгромили и даже, говорят, устроили там конюшни (французы всегда тяготели к прекрасному, даже если речь шла о туалетах и конюшнях). Однако испанцы не стали унывать и восстановили здание, несколько дополнив его, но сохранив при этом первоначальный замысел автора. И в 1819 году стараниями Изабеллы Браганской, которую мы уже упоминали выше, музей был открыт.

Читайте также:  Грачи прилетели. почему пейзаж саврасова стал культовым - все о живописи

Само здание построено в модном в начале XIX века стиле неоклассицизм, который и сегодня воодушевляет утонченной элегантностью. Двухсотметровый фасад выходит на аллею Прадо (Paseo del Prado).

Здесь же расположен центральный вход — его сложно не заметить, так как он украшен шестью огромными колоннами, а перед входом расположена статуя Веласкеса. Официальный адрес музея при этом: улица Руис де Аларкон, 23.

Эта улица находится слева от центрального входа, и именно там стоит искать кассы музея (в здании Монео, о нем ниже). О том, как добраться до музея, я также расскажу ниже.

Однако время шло, экспозиция росла, и музей требовал расширения. Первый раз здание было перестроено в 30-е годы ХХ века архитектором Педро Мугуруса Отаньо. Тогда была реконструирована северная лестница и центральная галерея.

Самая значительная перестройка музея была осуществлена в 2007 году по проекту архитектора Рафаэля Монео. У фасада, противоположного от аллеи Прадо, был возведен новый корпус, который сегодня называют Куб Монео (на фото снизу).

Новое здание Монео

Важно

Современная постройка при всей своей лаконичности, благодаря использованию особого камня и бронзы, отлично сочетается с оригинальной постройкой Вильянуэвы.

Оба корпуса соединены между собой подземными переходами, облагороженными сверху зеленью в духе садов XVIII века. Именно через это новое здание сейчас осуществляется вход в музей.

Вход в музей

Благодаря такому расширению, сегодня общая площадь музея — 58 000 м². Для понимания: это чуть меньше, чем выставочная площадь Эрмитажа.

Рядом с музеем, как раз у входа в Куб, находится церковь святого Иеронима, которая также отлично вписывается в общий ансамбль музейных построек.

Справа от церкви виднеется красное здание музея Прадо

Коллекция музея

Я говорила выше, что изначально в королевское собрание живописи входило всего 311 картин. Сегодня коллекция музея насчитывает более 8 000 экспонатов.

И несмотря на то, что здание дважды достраивалось, даже сегодня выставлено только около 2 000 картин в постоянной экспозиции. А ведь это только четверть богатейшей сокровищницы Мадрида.

Другие картины содержатся в хранилищах, иногда их можно видеть на временных выставках в самом Прадо или в других музеях мира.

Особенность коллекции испанского музея в том, что картины собирались по принципу любимых художников (сперва королевской семьи, затем дарителей). То есть даже сам принцип формирования музея по-испански страстный — про любовь, а не про искусствоведение.

Это объясняет тот факт, что, например, в музее очень много работ, в первую очередь, конечно, испанских художников — Веласкеса, Гойи, Эль Греко, а также фламандских Босха и Рубенса.

В музее огромная коллекция работ этих художников, а еще итальянцев (например, Тициана), но в то же время могут быть огромные пробелы: некоторые страны вовсе не представлены, или представлены очень слабо по некоторым периодам (к примеру, здесь почти нет голландской живописи XVII века по историческим причинам). Понять, что вдохновляет испанцев, и как складывалась история этой страны, можно на примере истории создания коллекции музея. Сейчас я вам о ней расскажу.

Итальянская живопись

Казалось бы, логичнее начать с испанской живописи, но нет. Королевская коллекция начиналась с работ итальянских художников, прежде всего с Тициана. Этот выбор имел решающее значение как для формирования коллекции, так и для эволюции собственно испанской живописи.

Именно у Тициана испанцы (и в первую очередь Веласкес) учились чувственности и страсти. Сегодня в собрании музея около 40 работ Тициана.

Вслед за Тицианом здесь появились и другие венецианцы — Тинторетто и Веронезе.

Филипп II пытался также восполнить пробелы и приобрел несколько работ итальянских живописцев не венецианской школы эпохи Возрождения. Так в коллекции появились работы Рафаэля, Пармиджано и Корреджо. С этого момента коллекция живописи испанцев стала самой большой в Европе и примером для подражания.

Совет

В то время Испания вообще имела значительное влияние в Европе, что отразилось и на собрании картин.

Среди работ известных итальянских художников, находящихся в коллекции музея, можно также выделить картины Ботичелли и Мантеньи.

Фламандская живопись

Вслед за первыми работами венецианских художников коллекция пополнилась и работами фламандских художников: Рубенса, Ван Дейка, Ван дер Вейдена, Питера Брейгеля Старшего и Босха. С XVI века Нидерланды входили в состав Испанской империи, вот почему король Филипп II был заинтересован в приобретении работ фламандских живописцев в не меньшей степени, чем собственно испанских.

Обратите внимание

Среди работ Босха в Прадо представлена одна из известнейших — «Сад земных наслаждений» и несколько других. Хотя авторство некоторых из них ставится под сомнение, как, например, картины «Извлечение камня глупости». Так это или нет, на мой взгляд, это ни капли не умаляет масштабов и значимости испанской коллекции фламандской живописи.

Обратите внимание

Босх «Сад земных наслаждений»

Испанская живопись

Влияние итальянских художников (начиная с Тициана, как мы уже говорили) во многом стало залогом расцвета испанской живописи XVII века во главе с Веласкесом. Веласкес в испанской живописи — все равно, что Шекспир в английской драматургии. Без этого имени невозможно представить, какой сегодня была бы не только испанская, но и мировая живопись вообще.

Одна из самых масштабных его работ «Менины» — это, на мой взгляд, must see в музее Прадо, даже если вы пришли туда совсем не за этим, а просто кофе попить с музейными булочками. Веласкес «Менины»

Помимо Веласкеса, конечно, именно испанская живопись представлена в музее наиболее полно: от живописи XII века до работ Гойи, датируемых началом XIX века.

Гойя представлен в Прадо очень масштабно, его картины вы найдете на всех трех этажах музея. И они великолепны. Честное слово, я полюбила Гойю именно в Прадо, здесь открыла его для себя.

Кроме этого, на первом этаже музея отличная коллекция работ не менее восхитительных художников.

Я особенно люблю Эль Греко, который (и это видно по его имени) по происхождению был греком, но работал в Испании, и он на 100 % испанский художник.

Ну и, конечно, нельзя пройти мимо работ таких знаменитых испанских художников, как Мурильо, Сурбаран, Рибера.

Само собой история испанской живописи не обрывается в XIX веке работами Гойи.

Обратите внимание

Однако работы Дали, Пикассо, Миро представлены в других музеях мадридского «Золотого треугольника» — в галерее Тиссен-Борнемисы и в большей степени в музее Королевы Софии. И этот факт тоже отражает историю Испании. Именно в XIX веке влияние Испании ослабевает, и многие художники едут учиться и работать в другие страны, в первую очередь, конечно, во Францию, в Париж.

Пикассо и Миро больше времени провели во Франции, чем в Испании. То есть даже те картины, которых нет в Прадо, рассказывают нам эту особенную историю страны.

Французская живопись

В конце XVII—начале XVIII веков развивались тесные отношения между Испанией и Францией. В этот период коллекция будущего музея Прадо пополнилась работами таких французских художников как Пуссен и Лоррен.

Неудивительно, что именно эти два художника пришлись ко двору в Испании. Оба они учились в Италии и испытали на себе значительное влияние Тициана, что, как мы уже видели, так характерно для испанской коллекции живописи.

Обратите внимание

Немецкая живопись

Немецкая живопись представлена в музее Прадо не так обильно, как живопись четырех предыдущих стран. Да, работ художников этой страны меньше, но они очень «мощные». Во второй половине XVIII века придворным художником был назначен Антон Рафаэль Менгс, работавший в стиле неоклассицизма.

Также в Прадо представлены работы другого немецкого художника Кранаха. Однако самое ценное, на мой вкус, это работы Альбрехта Дюрера. В музее всего четыре его работы, но каждая — несомненный шедевр. Особенно сильны его автопортреты, и один из них можно увидеть в Прадо.

Обратите внимание

Дюрер «Автопортрет»

Английская живопись

С Великобританией Испания не особо дружила. Однако в XVIII-XIX вв. постепенно налаживались дипломатические отношения, вследствие чего в собрание Прадо проникли работы английских художников Рейнольдса, Гейнсборо и Лоуренса. Дело здесь, конечно, не только в отношениях двух стран, английская живопись, в целом, значительно более скромная, чем итальянская или фламандская.

Другие элементы коллекции

Помимо живописи в музее Прадо очень много рисунков и эстампов, значительная часть которых принадлежит руке Гойи. Кроме этого, здесь также представлена скульптура и декоративно-прикладное искусство (в подвальных залах музея, открытых для посетителей).

Как добраться

Добраться до музея Прадо можно на метро, доехав до станции Banco de Espana (линия 2; красная) или до станции Atocha (линия 1; голубая). От обеих станций пешком по аллее Прадо (просто с разных сторон) до места не больше 10 минут.

Стоимость одной поездки в метро — 1,5 EUR.

Возле музея Прадо также есть остановка городских экскурсионных автобусов hop-on-hop-off.

Подробнее о том, как лучше передвигаться по городу, читайте в обзорной статье по Мадриду на нашем сайте.

Посещение

Стоимость билета в музей Прадо составляет 15 EUR. Однако предусмотрено огромное количество разных скидок и бонусов. Например, если вы хотите посетить музей дважды в течение одного года, то билет на два посещения будет стоить 22 EUR. Это не работает, если вы идете в музей вдвоем, так как по этой акции посещения должны быть сделаны в два разных дня.

Льготы:

  1. Для посетителей старше 65 лет и для членов многодетных семей предусмотрена скидка 50 %, то есть билет для них стоит 7,5 EUR.
  2. Для посетителей младше 18 лет вход и вовсе бесплатный. Также бесплатно музей посещают студенты от 18 до 25 лет и лица с физическими нарушениями.
  3. Главный приятный бонус — за два часа до закрытия вход становится бесплатным для всех категорий посетителей.

Дополнительные бонусы:

  1. Билет + журнал-гид с репродукциями более чем 400 картин музея будет стоить 24 EUR.
  2. Аренда аудиогида по постоянной коллекции на русском языке — 4 EUR. Для временных выставок обычно можно взять аудиогид только на испанском или английском языках стоимостью от 3,5 EUR.
  3. План музея, в том числе на русском языке, предлагается бесплатно всем посетителям музея.
  4. Если же вы не любите толпы туристов и хотите насладиться работами великих художников в относительной тишине, вы можете прийти за час до открытия музей (в 09:00) и попасть внутрь, заплатив 50 EUR. Весь музей вы за час, конечно, не обойдете, но возможность полюбоваться на «Менины» Веласкеса без снующих ежесекундно туда-сюда туристов бесценна.

Режим работы

Музей работает каждый день. С понедельника по субботу — с 10:00 до 20:00, в воскресенье и праздничные дни на час меньше — до 19:00. Три раза в году музей полностью закрыт: 1 января, 1 мая и 25 декабря.

И три дня в году бывает короткий день, когда коллекции открыты к посещению только с 10:00 до 14:00 — 6 января, 24 и 31 декабря. Пожалуй, европейские рождественские каникулы не самое удачное время для посещения музея Прадо.

Обратите внимание

Вход в музей прекращается за 30 минут до окончания работы музея. А за 10 минут до закрытия вас вежливо попросят удалиться.

Читайте также:  "последний день помпеи" брюллова. почему это шедевр - все о живописи

Советы по времени посещения

Учитывая значительные масштабы коллекции музея, стоит заранее планировать время его осмотра. По площади Прадо вполне сопоставим с выставочными залами Эрмитажа или Лувра, то есть на осмотр всех галерей вам потребуется, возможно, не один день.

И в этом смысле, может быть, билет на два дня, о котором речь шла выше, вполне уместен. Это разумное решение, если вы ставите своей целью непременно обойти весь музей.

Обратите внимание

Однако если вы преследуете обычный туристический интерес, то наверное правильнее будет выбрать то, что вам наиболее интересно, составить план и следовать ему. Так у вас не будет разочарования от того, что вы что-то не успели посмотреть, хотя почти четыре часа шатались по музею.

Кстати, на мой взгляд, вообще нет смысла ходить по музею 4-5 часов. Скорее всего вы даже не запомните то, что увидите в последний час. Уж лучше зайти два раза по 2-3 часа, если у вас очень большой план, и хочется увидеть побольше.

Инфраструктура музея

В музее есть гардеробная, где можно (и нужно) оставить верхнюю одежду, сумки и зонты. Также предусмотрены индивидуальные ячейки для сумок.

Если вы проголодались, кафе музея позволит подкрепиться, только помните, что оно закрывается за 30 минут до окончания работы музея.

Важно

На первом этаже музея есть несколько магазинов, где можно купить альбомы с репродукциями и другие публикации музея, а также, конечно, открытки, ручки, блокноты и прочие приятные сувениры с сюжетами из коллекции музея.

Хотела еще рассказать о правилах музея, но они совершенно стандартны и адекватны: нельзя с едой и напитками, зонтики и большие сумки необходимо сдавать в гардероб, мобильные телефоны нужно поставить в беззвучный режим и прочее в том же духе, о чем обычно не нужно напоминать воспитанному человеку. Фото- и видеосъемка в музее запрещена.

И напоследок

Музей Прадо без всяких сомнений — один из лучших мировых музеев не только по мощи собранной здесь коллекции (а она, действительно, огромна), но и по организации выставочного пространства, по уровню предоставляемых услуг. Как бы приземленно это ни звучало на фоне разговоров о высоком искусстве, это всегда очень важный момент.

Правильно организованный свет, просторные залы, комфортная температура и возможность перекусить, если вы проголодались — все это способствует тому, что вы можете расслабиться и думать только о прекрасном, не отвлекаясь на физические факторы земного бытия. И в этом смысле музей Прадо дарит вам потрясающие возможности.

Тем более, что здесь действительно есть что посмотреть, чем насладиться.

Источник: http://travelask.ru/spain/madrid/muzey-prado-sokrovischnitsa-madrida

Нет музея хуже Прадо, или Крайне субъективный ТОП европейских музеев

Я прилетела в Мадрид, чтобы увидеть Прадо. Как оказалось, в музеи испанской столицы, включая главный, легко попасть бесплатно: свободный доступ в Прадо открывается каждый (!) день за 2 часа до закрытия. Впрочем, экономия 14 евро на прекрасном обернулась катастрофой…

Не совсем честный проход километровой очереди по схеме, отработанной ещё в студенческие годы, занял минут 20, ещё 10 ушло на то, чтобы сориентироваться на месте – осталось 1,5 часа.

На карте музея шедевры были любезно расписаны по залам, но это мало спасало от метаний по широко раскиданным, неудобно расположенным и холодным галереям: «Остался час, где же Гойя?!». Я замерзла и устала, не увидев и половины. Рядом остановилась девушка.

Она подошла к отмеченной на карте картине, несколько секунд смотрела на неё, сделала отметку (плюсик, но я успела заметить и минусы) и пошла дальше. Я оценила её прагматичный подход, вполне оправданный в условиях дефицита времени и масштабности представленных коллекций, но знала: я так не смогу.

Мне нужно время, точнее — потерять ему счёт, чтобы замирать, разглядывать и восторгаться. Но время вышло, музей закрывался, и моему разочарованию не было предела. Пытаясь согреться под лучами заходящего мадридского солнца, я составила личный и очень субъективный ТОП любимых европейских музеев.

1. Музей Ван Гога, Амстердам

http://www.vangoghmuseum.nl/en

Входной билет – 17 евро; 1,6 млн посетителей в год.

«Посещение музея длится в среднем 75 минут», — сообщал сайт. Я существенно изменила эту статистику, когда пришла туда к 10 утра, а вышла — в 2 часа дня. В тот момент я уже знала: это мой самый любимый музей. Здесь прекрасно всё, и речь не только о главном — картинах гениального и сумасшедшего Винсента Ван Гога, который за 37 коротких лет создал множество разных, но неизменно впечатляющих работ: мрачных «Едоков картофеля» и яркую «Спальню», незамысловатые «Подсолнухи» и безнадёжное «Пшеничное поле с воронами». Я поняла, что пропала, заглянув Ван Гогу в глаза (экспозицию открывает галерея «селфи» художника). Есть в его картинах что-то такое, что проникает под кожу и бросает в дрожь, и вот я уже выхожу на лестницу, чтобы поплакать. Картины сопровождаются не менее интересными вещами — фотографиями родных и друзей, письмами к младшему брату Тео, предметами интерьера. Ещё одна фишка — интерактивные стойки: водя пальцем по экрану, можно увидеть наклейки с разных выставок на обороте картины или то, как выглядит нарисованное Винсентом место на самом деле. Уже на выходе можно надолго застрять в museum shop, здесь множество красивых и изящных вещиц, не только стандартных блокнотов и кружек, но и, к примеру, украшений или шейных платков. Вы можете войти в музей, не зная о Ван Гоге ничего, кроме имени, и выйти, представляя всю историю его жизни, семьи и коллекции.

2. Музей Орсе, Париж

http://www.musee-orsay.fr/en

Входной билет — 11 евро (бесплатно — в первое воскресенье месяца); 3,5 млн посетителей в год.

Между Лувром — самым посещаемым музеем мира — и Орсе я сделала неочевидный выбор. Но страсть моя к импрессионизму столь сильна, что даже в великолепном Эрмитаже я сразу иду на 3-й этаж, в гости к Матиссу и Пикассо. Так что Лувром я восхищалась лишь снаружи, а Орсе… Ах, Орсе! Музей, открывшийся в 1986 году в восхитительном здании бывшего ж/д вокзала, располагает самой большой коллекцией работ импрессионистов и постимпрессионистов, и её осмотр, знаете ли, дался мне непросто. Я самая несентиментальная девушка в мире и куда больше люблю смеяться, чем плакать, но тут… У «Руанского собора» Клода Моне шумели на полу дети, перебивая учителя, сновали толпы туристов, а я стояла в слезах — от нежной дымки и призрачности. Тогда я впервые в жизни плакала в музее (второй и последний раз это случилось у «Подсолнухов» Ван Гога). Если вы любите импрессионизм, этот музей обязателен для неспешного и вдумчивого визита. Приятный бонус — можно подняться на крышу и, купив недешёвый сэндвич, полюбоваться Сеной.

3. Новый музей Акрополя, Афины

http://www.theacropolismuseum.gr/en

Входной билет — 5 евро (бесплатно — 3 дня в году); 1 млн посетителей в год.

Акрополь — главное место силы греческой столицы. С холма, на котором он был построен, я не могла уйти больше часа, бесконечно наматывая круги и любуясь Парфеноном (похожие чувства мне довелось испытать лишь однажды, тоже на горе, у старинного замка Святого Георгия в Лиссабоне). Но не менее сильным оказалось впечатление от расположенного неподалеку музея Акрополя. Музей совсем новенький, его открыли лишь в 2009 году, а вот экспонаты насчитывают не одну тысячу лет. Здесь собраны скульптуры из храмов Акрополя, фрагменты Парфенона. Как и в национальном археологическом музее Афин, ты вдруг чётко и наглядно осознаешь, какой древней — и какой прекрасной! — является греческая культура.

4. Музей Анны Франк, Амстердам

http://www.annefrank.org/

Входной билет — 9 евро; 1,2 млн посетителей в год.

В этот музей сложно попасть (в любую погоду ко входу тянется длинная очередь), но ещё сложнее о нём писать. Здесь в годы второй мировой войны более двух лет скрывалась юная еврейка Анна Франк, её родители, сестра, друзья семьи. Анна взрослела, доверяя сокровенные мысли своему дневнику, который начала вести ещё на свободе. Она мечтала о долгой жизни, семье, карьере писательницы. Жизнь распорядилась иначе: из 8 жителей убежища выжил только Отто Франк, отец Анны, остальные погибли в концлагерях. Именно он открыл этот музей и настоял на том, чтобы в комнатах, где они жили, не ставили мебель. Эта пустота и очень скудный свет вместе с цитатами из дневника на стенах делают свое дело: ты начинаешь ощущать себя узником. Этот очень грустный, но очень нужный музей напоминает о страшных временах и, хочется верить, убережёт нас от их повторения.

5. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, Милан

http://www.vivaticket.it/

Входной билет – 8 евро. Да, это не музей. Это одна-единственная картина — «Тайная вечеря», точнее роспись, созданная Леонардо да Винчи более 500 (!) лет назад на стене доминиканского монастыря в Милане.

Группы по 20 человек допускаются сюда строго по часам и всего на 15 минут, покупка билетов сильно заранее на выбранный день и час — обязательна. Впрочем, вам вполне может повезти, как мне. Я узнала о «Вечере» за пару дней до отлёта, и каким-то чудом лишний билетик нашёлся на нужное время. Несмотря на легко объяснимую тусклость красок, работа Леонардо впечатляет.

Четверть часа пролетает как одна минута, а ты всё стоишь и вглядываешься в лица Иисуса и апостолов в знаменательную ночь, последнюю перед арестом и казнью. Несмотря на пролетевшие с момента создания столетия, вызываемые росписью эмоции (в отличие от красок) не тускнеют — для меня это верный признак шедевра.

На выходе специально для насмотревшихся «Кода да Винчи» экскурсовод уточнила: на полотне рядом с Христом вовсе не Мария Магдалина, а все-таки Иоанн, самый юный из апостолов.

6. Пергамский музей, Берлин

http://www.smb.museum/en/museums-and-institutions/pergamonmuseum/home

Входной билет — 12 евро; 1,26 млн посетителей в год.

Готовясь к поездке в Берлин, я многократно встречала строгий вердикт: ехать не нужно и смотреть нечего. Да, этому городу далеко до прелестей Парижа и Рима, но посмотреть тут есть что. Взять хотя бы Музейный остров, из 5 музеев которого я выбрала Пергамский музей, названный в честь главного экспоната — алтаря из города Пергама (в 1945 году он был вывезен в нашу страну и почти 10 лет хранился в Эрмитаже). Он поражает размахом и красотой — чтобы справиться с эмоциями, только и остается, что присесть на его ступеньки и в немом восхищении глядеть по сторонам, рассматривая барельефы (некоторые из них восстановлены  лишь частично). Не менее прекрасны другие шедевры — ворота Милетского рынка и ворота в честь богини Иштар из Вавилона.

7. Прадо, Мадрид

https://www.museodelprado.es/en/

Входной билет — 14 евро (свободный вход — каждый день за 2 часа до закрытия); 2,8 млн посетителей в год.

…Я вернулась сюда через день, утром, едва музей открыл свои двери. Заплатила 14 евро и гуляла по залам, забыв про время. Среди 8 тысяч картин очень легко найти «свои». Мои — это Босх, Веласкес, Брейгель, Эль Греко и Гойя, конечно, Гойя! В Прадо несколько десятков его картин — таких разных, но неизменно прекрасных. Прадо собрал замечательные образцы европейской живописи средних веков, и, если вы любите классическое искусство, вам непременно нужно приехать сюда, на край Европы.

А можно никуда не ехать, а в выходные сходить в музей в своем городе. Я верю, что в каждом, даже самом крошечном и провинциальном из них есть что-то, достойное нашего внимания, чувств, времени, а иногда и слез.

Источник: https://mishka.travel/blog/index/node/id/3965-net-muzeya-huje-prado-ili-kraine-subektivnii-top-evropeiskih-muzeev/

Ссылка на основную публикацию