Форнарина рафаэля. история любви и тайного брака – все о живописи

Божественный Рафаэль и Форнарина. История любви

Выставка Рафаэля в ГМИИ им Пушкина натолкнула на раскрытие в отдельной статье темы личной жизни Рафаэля Санти, которая мало отражена в источниках и воспоминаниях, однако есть в письмах художника к родственникам и друзьям.

Известно, что он был постоянно окружен последователями и поклонниками своего творчества. Друзья не раз уговаривали художника жениться на девушках достойного положения, но он предпочел остаться холостым.

 Рафаэль несколько лет был женихом племянницы кардинала, однако в итоге отказался идти под венец.

Фрагмент картины Рафаэля “Сикстинская мадонна”. 1513-1514. Дрезденская картинная галерея

Он был сосредоточен на работе. По воспоминаниям современников он говорил: “Чтобы мне написать идеальную женщину, мне надо увидеть тысячи красивых женщин”. Образы мадонн Рафаэля имели собирательный характер, но известно лишь одно женское имя в сильных привязанностях Рафаэля – Форнарина, которую он изображал на полотнах.

Обратите внимание

Известно, что он был под впечатлением от этой женщины в свой последний, римский период жизни.

Рафаэль. Донна Велата. 1515-1516. Палаццо Питти. Флоренция

Форнарина была дочерью сиенского булочника, на что указывает ее прозвище Форнарина (итал. fornarino – булочник). Настоящее имя возлюбленной художника было Маргарита Лути. Со временем информация об их отношениях обросла слухами и легендами.

Основная версия истории её жизни гласит, что она была родом из Сиены, жила в Риме на Via Santa Dorotea 20. Ее дом в вечном городе сохранился до сих пор. Как гласят полулегендарные рассказы, девушка была римской любовью художника, который встретил её случайно, влюбился, выкупил её у отца за 3000 золотых и снял ей в Риме виллу на Via di Porta Settimiana.

Рафаэль. Форнарина. 1518-1519. Галерея Боргезе. Рим

Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей на протяжении десятилетия, до самой смерти художника, в день его рождения (ему исполнилось 37 лет).

Верностью полюбившему её Рафаэлю, как утверждают, она не отличалась.

Источники указывают, что когда папский посланник прибыл к ложу умирающего Рафаэля, священник потребовал, чтобы рыдающую девушку удалили из помещения, так как передавать папское напутствие в её присутствии он считает несообразным.

Считается, что ее портретами являются две работы Рафаэля: “Форнарина” и “Донна Велата”. Специалисты склоняются, что именно ее образ вывел Рафаэль в “Сикстинской мадонне”.

Статья о картинах Рафаэля на прошедшей выставке шедевров Пинакотеки Ватикана расположена здесь.

О картинах, представленных на выставке «Рафаэль. Поэзия образа» в ГМИИ имени Пушкина (Москва, улица Волхонка) написано в этой статье. Статья о фактах жизни и смерти Рафаэля находится здесь. Взаимоотношения Рафаэля с Микеланджело и Леонардо – здесь. 

Источник: https://wanderings.online/bozhestvennyj-rafael-i-fornarina/

Грешная мадонна Рафаэля. История портрета “Форнарина”

Рафаэль Санти “Форнарина” 1518–1519 гг. Galleria Nazionale d’Arte Antica.  Palazzo Barberini, Рим

Амур, умерь слепящее сиянье 

Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.

Они сулят то хлад, то летний зной,

Но нет в них малой капли состраданья.

Едва познал я их очарованье,

Как потерял свободу и покой.

Рафаэль Санти

Считается, что именно ее Рафаэль запечатлел в образе знаменитой “Сикстинской Мадонны”. Правда, говорят, что в жизни Маргарита Лути была вовсе не безгрешна…

К тому моменту, когда в судьбе Рафаэля Санти появилась эта женщина, он уже был прославлен и богат. По поводу точной даты их встречи искусствоведы и историки до сих пор не сошлись во мнениях, зато письменно и устно передают легенды, которые за истекшие столетия дополнились множеством подробностей.

Некоторые из биографов художника утверждают, что они познакомились совершенно случайно, когда однажды вечером Рафаэль прогуливался по берегу Тибра. Стоит отметить, что именно в этот период он работал над заказом Агостино Киджи, знатного римского банкира, пригласившего именитого живописца расписывать стены его дворца Фарнезино. Сюжеты “Три грации” и “Галатея” уже украсили их.

Важно

А с третьим — “Аполлон и Психея” — возникла сложность: Рафаэль никак не мог отыскать натурщицу для изображения античной богини. И вот случай представился. “Я нашел ее!” — воскликнул художник, увидев девушку, идущую навстречу. Считается, что именно с этих слов в его личной жизни началась новая эпоха.

Оказалось, юную красавицу звали Маргарита, и была она дочерью пекаря Франческо Лути, много лет назад перебравшегося из маленькой солнечной Сиены в Рим. “О, да ты прекрасная fornarina, булочница!” — сказал Рафаэль (в переводе с итальянского fornaro или fornarino — пекарь, булочник) и тут же предложил ей позировать для будущего шедевра.

Но Маргарита не осмелилась дать согласие, не заручившись разрешением отца. А тот, в свою очередь, жениха дочери Томазо. Как показал опыт, солидная сумма, данная Рафаэлем папаше Лути, воздействовала красноречивее любых слов: получив три тысячи золотых, он с радостью позволил своей девочке день и ночь служить искусству.

Сама Маргарита-Форнарина с удовольствием подчинилась родительской воле, ведь хотя и была совсем юной (считается, что ей едва исполнилось семнадцать), женская интуиция подсказывала: знаменитый и состоятельный художник влюблен в нее. А вскоре девушка перебралась на виллу (предположительно, на Via di Porta Settimiana), которую Рафаэль снял специально для нее.

С тех пор, говорят, они не расставались. К слову, сейчас по этому адресу находится отель Relais Casa della Fornarina, на сайте которого утверждается, будто именно здесь в XVI веке жила возлюбленная Рафаэля. Правда, не долго: поскольку желание проводить время в ее обществе мешало работе, Киджи предложил мастеру поселить Маргариту рядом с собой в Фарнезино. Так он и сделал.

Сегодня трудно сказать, что в этой истории правда, а что вымысел, ведь согласно некоторым источникам, она началась в 1514-м, то есть без малого — полтысячелетия назад. Также нет подтверждения тому, эта ли женщина изображена на других полотнах художника, например “Донна Валета”.

Хотя в создании многих монументальных работ Рафаэля принимали участие ученики, можно предположить, что “Форнарину”, как и “Сикстинскую мадонну”, он писал лично.

Наверное, потому, стоя перед “Мадонной” через много лет в зале Дрезденской картинной галереи, русский поэт Василий Жуковский заметил: “Один раз человеческой душе было подобное откровение, дважды случиться оно не может”.

О том, что писалось полотно именно с Маргариты Лути, как говорится во многих источниках, можно только догадываться: в “Жизнеописаниях”, составленных авторитетным биографом эпохи Возрождения Джорджио Вазари, это имя не упоминается.

Есть лишь такая фраза: “Маркантонио изготовил для Рафаэля еще много гравюр, которые тот подарил своему ученику Бавиера, приставленному к любимой им до самой смерти женщине, прекраснейший портрет которой, где она кажется живой, находится теперь у благороднейшего Маттео Ботти, флорентийского купца; к портрету этому он относится, как к реликвии, из любви к искусству и к Рафаэлю — в частности”. И больше — ни слова. Столетия спустя один из читателей Вазари написал на полях напротив этих строк, что ее звали Маргаритой: Форнариной даму окрестили в XVIII веке.

Совет

Но молву не остановить. “Прекрасна, как мадонна Рафаэля!” — и сейчас говорят те, кто хочет описать истинную красоту.

Вот только современники Рафаэля уверяли, что прелестница, о которой идет речь, не отличалась целомудрием: в те дни, когда занятый работой маэстро отсутствовал, она легко находила ему замену, коротая время в объятиях одного из его учеников или самого банкира.

Сограждане мастера были убеждены, а затем уверили в этом весь мир, что Рафаэль умер прямо в ее объятиях от сердечной недостаточности. Произошло это 6 апреля 1520 года, художнику только исполнилось тридцать семь лет.

Так это или нет, вряд ли удастся узнать. Зато точно известно, что Рафаэль не откликнулся на предложение своего друга кардинала Бернардо Дивицио ди Биббиена, который, по словам Вазари, в течение многих лет упрашивал его жениться на своей племяннице.

Однако Рафаэль, “не отказываясь прямо исполнить желание кардинала, затягивал дело. А тем временем потихоньку предавался в большей мере, чем следовало бы, любовным наслаждениям, и вот однажды, переступив границы, вернулся домой в сильнейшей лихорадке.

Медики подумали, что он простудился, и неосторожно пустили ему кровь, вследствие чего он очень ослабел”. Медицина оказалась бессильна.

“Форнарина” же отправилась в самостоятельное плавание: впервые о работе, изображающей обнаженную женщину, упоминается со слов человека, который видел ее в коллекции Сфорца Санта Фьора.

На ее левом плече — браслет с надписью “Рафаэль Урбинский”, что и дало повод к отождествлению модели с легендарной возлюбленной. В фондах Palazzo Barberini она находится с 1642 года.

Рентгеноскопические исследования показали: позже это полотно было “подкорректировано” учеником Рафаэля Джулио Романо.

“Рафаэль достиг бы блистательных успехов в колорите, если бы пламенное его сложение, непрестанно влекшее его к любви, не причинило ему преждевременной смерти”, — написал кто-то из почитателей его творчества. “Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть”, — гласит эпитафия, выбитая на его надгробии в Пантеоне.

Если Вы увидели ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.natali.ua/culture/legend/28436/

Форнарина..

December 31st, 2008

12:35 am – Форнарина…Мммм….напоследок, в 2008 году, расскажу вам про Форнарину…Форнарина (настоящее имя – Маргарита Лути) была возлюбленной Рафаэля. Своим прозвищем была обязана профессии своего отца-булочника (итал. La Fornarina, «Булочница») Говорят об очень интересной кончине великого гения…Ночью Рафаэль проснулся и не нашел рядом с собой Форнарину. Он поднялся и пошел искать ее. Обнаружив её в комнате своего ученика, выдернул из постели и потащил в спальню. По дороге его гнев сменился беспредельным желанием обладать ей сейчас же. Форнарина не сопротивлялась. И напрасно. Потому что во время этого буйного эротического действа художник умер. Любопытно, что подобная история уже в наше время приключилась с неким советским художником, и его коллега, думается, не без зависти, обронил по этому поводу: «Надо же, живописец был так себе, а умер как Рафаэль…» Ее образ запечатлен великим художником в нескольких картинах. Как соглашаются большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина» (1518—1519) и «Донна Велата» (1514—1515). Однако, говорят, что она изображена в том числе и в знаменитой «Сикстинской Мадонне». Удивительно, но небесные черты Непорочной Девы списаны с создания, далеко не ангельского. Рафаэль, «Мадонна делла Седиа, или Мадонна в кресле», 1514, Палаццо Питти, ФлоренцияЖан Огюст Доминик Энгр “Рафаэль и Форнарина” (ок. 1814)Они познакомились в 1514 году, когда Рафаэль искал натурщицу для «Амура и Психеи».Рафаэлю шел 31 год… Однажды, прогуливаясь по парку в сопровождении ученика, он увидел молоденькую девушку поразительной красоты. Восхищенный Рафаэль узнал, что девушку зовут Маргаритой Лути, что она дочь хлебопека и живет неподалеку. «Я нашел наконец Психею!..» – шепнул он по дороге своему ученику. На предложение Рафаэля нарисовать ее портрет Маргарита ответила согласием, но ей надо было заручиться согласием отца и жениха.Не долго торгуясь, он выкупил её у отца за 3 000 золотых и снял ей виллу (как утверждают, в Via di Porta Settimiana Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей на протяжении 12 лет, до самой смерти художника. Верностью полюбившему её Рафаэлю, как утверждают, она не отличалась. В частности, отмечается, что она стала любовницей Агостино Чиги, для которого Рафаэль расписал виллу Фарнезина, а также обращала внимание на учеников художника. Источники указывают, что когда папский посланник прибыл к ложу умирающего Рафаэля, этот священник потребовал, чтобы рыдающую девушку удалили из помещения, так как передавать папское напутствие в её присутствии он считает несообразным.Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля достаточное состояние, тем не менее, продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок.Второй вариант мифа о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью, их взаимное чувство не имело себе равных, и все вышесказанное — неправда.Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь, где вскоре и умерла[4], хотя она могла уйти и сама. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.Именем Форнарины также традиционно обозначают два портрета, написанных учениками Рафаэля — Себастьяно дель Пьомбо и Джулио Романо. На протяжении нескольких веков они приписывались самому мастеру, и лишь позже их истинное авторство было установлено. На портрете работы Романо обнажённое тело натурщицы было «одето» в поздней записи в голубое платье, и лишь с помощью расчистки ХХ века его вернули в первозданное состояние.Джулио Романо, «Дама за туалетом, или Форнарина», ГМИИ (передана из Эрмитажа)Себастьяно дель Пьомбо, «Форнарина», 1512 г. Уффици, ФлоренцияСюжет изображения влюбленной пары «художник-натурщица» стал пользоваться вниманием живописцев XIX в. эпохи романтизма и историзма. Образ Форнарины с одноименного портрета Рафаэля использовал художник XIX в. Энгр в своих картинах «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина» (5 работ), а также Франсуа Эдуар Пико в своем «Рафаэле и Форнарине». Изображение влюбленной пары можно найти и в ювелирных украшениях, например, 1880-х гг.[7] Серию рисунков на эту тему выполнил Пикассо[8] в 1968 г., сюжетом которых является изображение резвящейся парочки, за которой подглядывают папа римский, Микеланджело, и т. д., выглядывающие из-под кровати или из-за занавеси.В опере А. С. Аренского «Рафаэль» Форнарина — главное действующее женское лицо[9]. В 1944 г. в Италии был снят фильм «Форнарина». Маргерита Лути — один из трёх персонажей французского эротического фильма 1979 г. «Три аморальные женщины» (Les Héroïnes du mal), реж. Валериан Боровчик.Диана Хэгер в романе «Рубин Рафаэля» для построения конспирологической теории использует тот факт, что рентген позволил обнаружить на руке модели в картине «Форнарина» рубиновое кольцо, возможно обручальное, позже записанное.Латышский писатель Зигмундс Скуиньш в 1964 г. написал роман «Форнарина».Нашла довольно интересные описания истории любви)”Рафаэль после знакомства не спал целую ночь, страстно влюбленный в прекрасную Форнарину. Дочь пекаря в это время выясняла отношения с женихом Томазо Чинелли, в течение месяца ласкавшего по ночам свою будущую жену. Пастух сразу же заметил драгоценность, которую ей только что подарил Рафаэль и которую невеста и не подумала снять с шеи. Томазо упрекнул ее в измене. Уж не хочет ли она уподобиться куртизанкам Рафаэля? Девушка, вспылив, ответила, что готова стать кем угодно, чтобы иметь горы золота и избавиться от диких сцен, которые вынуждена выносить, будучи честной женщиной. Пастух опомнился и бросился умолять о прощении. Маргарита простила его, взяв с него слово приходить к ней только по приглашению. Томазо потребовал, чтобы Маргарита сегодня же торжественно поклялась в церкви выйти за него замуж. На рассвете Томазо и Маргарита были в церкви, где девушка принесла клятву верности жениху, а через несколько дней она дала такую же клятву Рафаэлю. Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Он был избалован женщинами, но теперь его сердце принадлежало Форнарине. Рафаэля, вероятно, ввело в заблуждение ангельское выражение прелестного личика дочери хлебопека. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку! Начиная с 1514 года он писал не только ее портреты, эти шедевры из шедевров, но и создал благодаря ей образы Мадонн и святых, которым будут поклоняться! На первом сеансе Маргарита позировала для Психеи, украсившую позднее виллу Фарнезино. «О, как ты прекрасна!..» – повторял маэстро при каждом взмахе карандаша. В эту же ночь он посетил Форнарину в ее каморке. В течение пяти часов, до самого рассвета, Франческо Пенни терпеливо ожидал учителя. Наконец тот вернулся восторженный, взволнованный, готовый отдать хлебопеку все, лишь бы Маргарита принадлежала ему одному. На робкий намек ученика об опасности, которую несет в себе неумеренная любовь, художник ответил: «Художник становится талантливее, когда так любит или бывает так любим!.. Любовь удваивает гений!.. Ты увидишь, какие картины я напишу с Маргариты!.. Само небо послало мне ее!» За 3000 золотых булочник позволил художнику увезти Маргариту, куда угодно. Рафаэль нашел для своей любовницы красивую виллу в одном из римских предместий, купил ей дорогие одежды и осыпал драгоценностями. У нее появились лошади и экипажи. В течение года любовники почти не расставались. Рафаэль никого не хотел видеть, никуда не выходил, пренебрегая работами и занятиями с учениками. Папа Лев X начинал выражать недовольство, а Агостино Чиги, огорченный перерывом в работе по украшению дворца, предложил перевезти девушку в Фарнезино. Маргарита сразу согласилась на переезд, надеясь укрыться во дворце от мести жениха Томазо, присылавшего ей гневные письма. Она надеялась приобрести покровительство у Агостино Чиги, хозяина пастуха. Рафаэль, в восторге от того, что имеет счастливую возможность соединить любовь с искусством, с жаром принялся за работу, иногда целыми днями оставляя возлюбленную наедине со своими мыслями. И если бы только с мыслями… Форнарина получила очередное письмо с угрозами от жениха. И в этот момент ей доложили о визите Агостино Чиги. Девушка быстро расстегнула ворот капота, обнажив роскошные плечи. Банкир без промедления обвил руками ее гибкий стан и крепко поцеловал ее, после чего начал клясться в любви, умоляя о взаимности. Форнарина потребовала доказательств… В тот же вечер пастуха Томазо доставили в монастырь Санто-Козимо, настоятель которого, двоюродный брат Чиги, за символическое вознаграждение обещал держать пастуха до тех пор, пока не получит приказание освободить его. В 1518 году Рафаэль принял в число учеников юного болонца Карло Тирабоччи. Вскоре все, кроме маэстро, знали о его любовной связи с Маргаритой. Ученики порвали с Тирабоччи всяческие отношения, посчитав, что тот совершил гнусный проступок. Дело дошло до дуэли, в которой болонец пал, пораженный ударом шпаги Перино-дель-Вага. От Рафаэля скрыли истинную причину поединка, а Форнарина нашла другого поклонника. Жажда любви, жажда жарких поцелуев и объятий куртизанки, никогда не отказывавшей ему в ласках, вскоре расшатала здоровье гениального художника. Узнав о его тяжелой болезни, Лев X послал умирающему свое благословение. Кардинал застал у постели больного Форнарину и попросил ее удалиться, ибо не мог передать благословение папы в присутствии женщины, не являющейся законной женой умирающего. Великий художник скончался в Великую Пятницу, 6-го апреля 1520 года, в день своего рождения. По завещанию он оставил любовнице достаточно, чтобы она могла вести честную жизнь, но она продолжала пользоваться покровительством Агостино Чиги и считалась в Риме одной из самых знаменитых куртизанок. Сразу после смерти художника, опасаясь гнева со стороны учеников Рафаэля, Маргарита на несколько дней скрылась в доме отца, где ее нашел Томазо Чинелли, просидевший пять лет в заточении. Маргарита приготовилась к худшему, но, видя, что бывший жених не собирается ее убивать, бесстыдно предложила себя. Томазо с презрением отвернулся и, схватив горсть земли, бросил ее в лицо той, которую некогда боготворил… Маргарита Лути окончила свою жизнь в монастыре, но когда – неизвестно. Такова история жизни той, чье идеальное изображение украшает дворцы и музеи.” Энгр, «Большая одалиска», 1814, Лувр, ПарижМатериалы взяты из википедии тыц и отсюда
Читайте также:  Картины леонардо да винчи. 5 вечных шедевров - все о живописи
From:

Date:

mere_skill
December 30th, 2008 09:51 pm (UTC)
(Link)

Настоящая история любви! А все эти поправки про “чистое чувство” подобны голубом платью, “добавленному” к потрету, выполненному Романо – пусть картина испорчена, зато приличия соблюдены)

From:

Date:

tanja_shi_no
December 30th, 2008 09:55 pm (UTC)
(Link)

:):) Она похожа на русскую барышню…..:):) Кстати, итальянки и русские часто похожи. И есть версия, что вятичи и итальянцы имеют общие корни.:):)Кстати, википедия не всегда дает точные справки…. Там встречаются чудовищные ошибки (сужу по своим профессиональным знаниям) Но , конечно, все равно там материалы любопытные и склоняют к размышлениям…:):)

С наступающим праздником тебя!:):)

From:

Date:

pheonae
December 31st, 2008 08:44 am (UTC)
(Link)

да..это точно)я вот думаю-неужели я со своими постами про художников и батиками для самих художников/архитекторов и т.д.также смешно выгляжу, как для меня газета “здоровый образ жизни” или колонка “советы врача” в гламурных журналах))Тань..очень рада, что нашла тебя в этом году..хотела отдельный пост итоговый сделать, но что-то прям еле успеваю))

так вот..и тебя с наступающим новым годом)))Всего самого самого..ну и творческих успехов тебе))) Очень надеюсь, что мы обязательно познакомимся в реальности)))

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

tanja_shi_no
December 31st, 2008 09:08 am (UTC)
(Link)

:):) Да нет: все не смешно, а очень интересно.:):) Порой у каждого свое видение вопроса и это важнее слепых фактов и простых данных.:):):) А ошибаются все – это юывает…. Я как раз с удовольствием читаю твои рассказы.:):)

Спасибо за поздравление!Конечно мы увидемся! Не оставляю своей идеи с фото!:):):)

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

black_snowfall
December 30th, 2008 10:07 pm (UTC)
(Link)

Все прочетал прасматрел.В следующей жизне решил стать художнегом.

Буду феону писать:)

From:

Date:

pheonae
December 31st, 2008 08:45 am (UTC)
(Link)

ммм)))в следующей жизни я уже буду не Феоной..))))))))))))))но может обязательно встретимся)

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

alenk_a
December 30th, 2008 10:18 pm (UTC)
(Link)

какое совпадение – вчера буквально смотрела фильм Боровчика (ерунда полная, но красивые типажи, одежда и антураж).
только что-то не сходится: в 1514 году Рафаэлю не мог быть 31 год (он 1483 г.р.). И вместе они не могли быть 12 лет, только 6.

From:

Date:

pheonae
December 31st, 2008 08:48 am (UTC)
(Link)

спасибо, Реанимат))) взаимно..со всеми праздниками, и продолжать “нести тепло,” но не сгорать самому)сил, здоровья и удачи!

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

pheonae
December 31st, 2008 08:46 am (UTC)
(Link)

спасибо большое)))) и тебя с наступающим) всего самого самого)))
З.Ы. твой жж мне очень нравится, воть)

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

lvenocnek
December 31st, 2008 09:22 am (UTC)
(Link)

Поздравляю с наступающим Новым годом)))
Спасибо за посты)

From:

Date:

ansiana
December 31st, 2008 11:29 am (UTC)
(Link)

Большое спасбо Вам за замечательные посты. Обожаю читать про художников, поэтов, писателей, композиторов. Новых Вам идей. Здоровья, счастья.

From:

Date:

pheonae
January 2nd, 2009 08:30 pm (UTC)
(Link)

и Вам-главное, здоровья и всего самого самого)))
очень приятно, что вам мои посты нравятся)))

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

mel_menke
January 12th, 2009 11:59 am (UTC)
(Link)

А в эпоху Ренессанса рисовать Марию с любовницы было вполне в рамках.
В фильме “Борджия” есть момент, где с любовницы Папы Александра рисуют Мадонну. “Теперь я могу наслаждаться как земной красотой так и небесной”.

Источник: https://pheonae.livejournal.com/199279.html

Форнарина

Куртизанка Форнарина La Fornarina.

Форнарина – настоящее имя Маргерита Лути (Margherita Luti).

Годы жизни: конец XV – первая половина XVI века.

Форнарина – натурщица и возлюбленная художника Рафаэля Санти, ее имя овеяно легендами, а факт ее существования до сих пор не подтвержден окончательно.

Настоящее имя Форнарины установил исследователь Антонио Валери, обнаруживший список монахинь одного монастыря в рукописи флорентийской библиотеки, где она указала себя как вдову Рафаэля.

Прозвище La Fornarina – что в переводе с итальянского означает «булочница» – Маргерита получила по профессии отца-пекаря – fornarino. Семья булочника из Сиены Франческо Люти жила в Риме в районе Трастевере на Виа дель Говьерно Веккьо. И поныне приезжим показывают дом с «окошком Форнарины», Via Santa Dorotea.

Обратите внимание

Говорят, художник встретил девушку случайно и влюбился, она стала его римской любовью. Рафаэль выкупил девушку у ее отца за 3 000 золотых и для нее снял виллу в Via di Porta Settimiana.

До самой смерти Рафаэля она была его натурщицей и любимой – на протяжении 12 лет.

Форнарина была любовницей не только художника – она вела себя распущенно с его учениками, была любовницей Киджи Агостино, для которого Рафаэль расписывал виллу Фарнезина.

Рафаэль тяжело заболел и скончался в возрасте 37 лет. Легенда о смерти художника породила множество шуток. Будто бы Рафаэль проснулся посреди ночи и не обнаружил Форнарину рядом. Обыскав дом, он вытащил ее из постели одного из своих учеников и в гневе потащил обратно в спальню.

Вскоре его гнев сменился желанием обладать ею, но ослабленное здоровье подвело художника – в разгаре любовных утех Рафаэль и умер.

Когда подобное произошло в советское время с одним художником, его коллеги острили по этому поводу: «Надо же, живописец был так себе, а умер как Рафаэль…».

Сообщают, что папский посланник, прибывший к ложу умирающего Рафаэля, потребовал, чтобы рыдающую Форнарину удалили из комнаты, так как счел ее присутствие неподобающим для передачи папского напутствия. Рафаэль Санти завещал Форнарине достаточное состояние.

Читайте также:  Василий кандинский. история зарождения абстракционизма

По одной версии, она продолжила вести распутную жизнь и вошла в число самых популярных куртизанок Рима. По другой версии, Форнарина была его истинной и единственной любовью, их чувство было взаимным и сильным. После смерти художника ее насильно постригли в монастырь, где Форнарина вскоре и скончалась, хотя могла добровольно покинуть его стены.

Мифы о жизни Форнарины, ее роли в творчестве и судьбе Рафаэля сложились в XVIII—XIX веках, когда внимание живописцев эпохи романтизма и историзма привлекло изображение влюбленной пары «художник-натурщица». 

Важно

По мнению большинства искусствоведов, две знаменитые картины Рафаэля изображают Форнарину:

 «Дама с вуалью, или Донна Велата» (1514—1515, Палаццо Питти).

«Портрет молодой женщины, или Форнарина» (1518—1519, ныне Галерея Барберини, Рим).

Единственная из работ, где есть подпись автора – лента на левой руке украшена буквами на латыни: “Рафаэль из Урбино”.

Вероятно, Форнарина была прототипом некоторых женских образов картин Рафаэля римского периода – «Сикстинская Мадонна», «Мадонна делла Седия», «Фригийская сивилла», Психея на фреске виллы Фарнезины, фигура в Станце д’Элиодоро.

Два портрета, изображающие Форнарину, были написаны учениками Рафаэля – Джулио Романо и Себастьяно дель Пьомбо. Несколько веков их приписывали Рафаэлю, но позже авторство было доказано.

Копии изображений Форнарины:

  • Без пейзажного фона – «Форнарина Боргезе» (La Fornarina Borghese), Рафаэллино дель Колле, 1530 год.
  • «Портрет женщины, называемый ла Форнарина, или Виктория Колонна» (Portrait of a Woman, Called La Fornarina or Vittoria Colonna), художник римской школы, середина XVI века.

Образ Форнарины в позднем искусстве.

  • «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина» (5 работ), Энгр, XIX век.
  • «Рафаэль и Форнарина», Франсуа Эдуар Пико.
  • Ювелирные украшения 1880-х годов с изображениями влюбленной пары в стиле Рафаэля.
  • Серия рисунков – изображение резвящейся парочки, за которой подглядывают папа римский, Микеланджело и другие, выглядывающие из-под кровати или из-за занавеси, Пикассо, 1968 год.
  • Опера «Рафаэль», А. С. Аренский, где Форнарина — главная героиня.
  • Фильм «Форнарина», 1944 год, Италия.
  • «Три аморальные женщины» (Les Héroïnes du mal) – эротический фильм Валериана Боровчика, где Маргерита Лути — одна из трех персонажей, 1979 год, Франция.
  • Роман «Форнарина», автор Зигмундс Скуиньш, 1964 год, Латвия.
  • Роман «Рубин Рафаэля». Диана Хэгер обнаружила, что под более поздними слоями краски рентген высветил в картине «Форнарина» на руке модели рубиновое кольцо, вероятно, обручальное

Источник: https://bellissima.nethouse.ru/fornarina

История двух портретов «Giovanna» Рафаэля и Леонардо

Эпоха Возрождения славится своими мастерами, но только три художника обрели всемирную славу: Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи.

Джованна Арагонская для Рафаэля Санти

Великий итальянский живописец Рафаэль Санти создал много шедевров. Перед его картинами можно стоять долго, наслаждаясь яркими красками и безупречными образами. За каждой картиной скрывается своя история. Любуясь портретами кисти Рафаэля, приятно сознавать, что на полотне изображен человек действительно живший, любивший и страдавший в XVI веке.

В 10-х годах XVI века к художнику обратился секретарь римского папы Льва X, кардинал Биббьен, приходившийся его невесте дядей.

Он заказал художнику портрет Изабеллы Арагонской (Джованны), признанной красавицы Высокого Возрождения.

Иоанна или Джованна Арагонская — дочь короля Федериго II  из династии Трастамара, лишившегося неаполитанского королевства по воле французского и испанского монархов.

Неаполитанское королевство в те годы включало: Сардинию, Южную Италию, Каталонию, Майорку, Арагон и даже Сицилию. Судьбу Джованны решил император Священной Римской Империи Карл V Габсбург, отдавший ее в жены Асканио Колонна, принцу Талиакоссо, герцогу Палиано.

Красоту неаполитанской принцессы воспели поэты. Стихов в общей сумме набралось бы на внушительный том. Современники, отмечая красоту Джованны, говорили, что ей страшно не повезло в любви. Ее муж отдавал все силы, деньги и время алхимии.

Супруги вскоре разъехались по своим замкам, не дав браку и шанса.

Портрет Джованны предназначался в дар французскому королю-рыцарю Франциску I. Художник вывел на первый план девушку с лицом ангела в пурпурном платье с золотой оторочкой и пурпурной шляпке.

Совет

Фон для контраста выбран темный — это своды дворца, которые выводят зрителя на открытый балкон. Лицо девушки и руки ярко освещены. Портрет не был закончен Рафаэлем, дело доводил до конца один из его учеников.

Имя ученика искусствоведам не удалось установить.

Изабелла Арагонская для Леонардо да Винчи

Другая дама, еще одна неаполитанская принцесса, двоюродная сестра Иоанны — Изабелла Арагонская, стала моделью для Леонардо да Винчи.

Обладательница многих титулов и корон, в том числе короны иерусалимской, она стала женой Джана Галеаццо Сфорца, герцога Миланского. В браке у них родилось трое детей.

Леонардо да Винчи приписывают роман с этой высокородной дамой, который, по слухам, продлился немного, немало, а 11 лет. Леонардо и Изабеллу, рано потерявшую мужа, связывают узами тайного брака. Словоохотливые современники приписывают этому союзу пятерых детей. Любопытно, что именно Леонардо да Винчи декорировал замок Сфорца к бракосочетанию Изабеллы и герцога Миланского.

Подобный мезальянс, разумеется, мог иметь место, но нам ли судить о нем спустя столько лет. Интересно другое, считается, что Изабелла Арагонская могла быть моделью для знаменитой картины Джоконда. Впрочем, не стоит забывать, что претенденток на этот титул еще как минимум десять.

Ни для кого не секрет, что Леонардо да Винчи много времени посвятил созданию Моны Лизы. Четыре года своей жизни Леонардо отдал, чтобы флорентийская девушка улыбалась с полотна своей загадочной улыбкой.

Считается, что художник долгое время не мог закончить картину и завершил ее незадолго до своей смерти. Примечательно, что картина оказалась в коллекции все того же Франциска I, французского короля-рыцаря.

Если портрет изображал жену флорентийского торговца Лизу Герардини, как считают многие исследователи, то почему картина так и не попала в руки заказчика? Джоконда оставляет много вопросов, что служит еще одной причиной ее бессмертной популярности.

Тайны Джоконды (Мона Лизы)

Мона Лиза занимает центральное положение на картине, она облачена в темные одежды. На заднем плане мы видим светлый пейзаж. Туман, обволакивающий лицо, созданный по леонардовскому принципу сфумато, добавляет загадочности.

Отдельно стоит поговорить об улыбке Джоконды, некоторые называют ее бесовской, некоторые женственной, некоторые ангельской. Но для справедливости нужно отметить, что до той поры, пока эту улыбку не выделил Теофиль Готье, ее и вовсе не замечали. Улыбка Джоконды непрямолинейна, если Джоконда и улыбается, улыбается она незаметно и, скорее всего, своим мыслям.

Как же так вышло, что Мона Лиза приобрела такую славу? Может, дело в том, что Наполеон вешал ее в своей спальне? Или в том, что Мона Лиза — самая желанная девушка эпохи Возрождения, в облике которой переплелись страсть и сдержанность? Может, дело в том что писатели-романисты придали ей образ роковой женщины? Или в том, что она стала объектом нападок со стороны вандалов, которые мечтали разрушить то, что было дорого другим людям?

Обратите внимание

Как бы то ни было Мона Лиза надежно хранит свои тайны. Каждый зритель может приобщиться к ее разгадке, выдвинув пару новых предположений.

За свою жизнь Рафаэль и Леонардо несколько раз встречались и даже работали у одних и тех же заказчиков.

Рафаэль Санти был моложе Леонардо да Винчи, но оба художника умерли практически одновременно. Рафаэль в своем искусстве подражал старшему коллеге и не раз восхищался именно этой картиной.

Многие художники обращались к наследству Леонардо да Винчи, чтобы учиться на лучших образцах.

Так, например, делал талантливый русский художник Василий Афанасьевич Лесков во время становления своего мастерства.

Зрители воспринимают Джоконду уже не как произведение искусства, а как символ. Что очень обидно, ведь красота этого творения значительнее любых смыслов, которые только может придумать человек.

Источник: http://art-leskov.ru/stati/istorija-dvuh-portretov-giovanna-rafajelja-i-leonardo.html

Загадка Рафаэля

Рафаэль Санти (1483 – 1520) – самый романтический художник эпохи Ренессанса. И загадка в его биографии романтическая – история любви к Маргарите Лути, дочери булочника, которую прозвали Форнарина (fornaj – пекарь).

Рафаэль и Форнарина в представлении художника 19 века
Рис. Жан Огюст Доменик Энгр

По одной версии Форнарина – простая честная девушка, не побоявшаяся сплетен, бескорыстно влюбленная в знатного господина (Рафаэль был придворным художником папы Римского). По другим утверждениям – расчетливая куртизанка.Есть мнения, что роман Форнарины и Рафаэля – романтический миф биографов.

На творчество Рафаэля из городка Урбино оказал влияние великий Леонардо да Винчи, с которым 21-летний художник познакомился во Флоренции в 1504 году. В 1508 году 25-летний Рафаэль прибыл в Рим и получил статус придворного художника папы Юлия II.

Рафаэль и Микеланджело перед папой Юлием II
Рис.

Гораций Верне

Современники отмечали скромность, добрый нрав и благородство Рафаэля. Когда при работе над фресками, кто-то из его товарищей не успевал вовремя закончить свои фрагменты, Рафаэль всегда помогал отстающему.

Рафаэль в 23 года, уже известный живописец Флоренции. АвтопортретРафаэль в 26 лет, придворный художник папы Римского.

Авторортрет на фреске “Афинская школа”

Вазари, биограф Рафаэля, отмечал добрый характер Рафаэля:

«В течение всей своей жизни он не переставал являть наилучший пример того, как нам следует обращаться как с равными, так и с выше и ниже нас стоящими людьми.

Среди всех его редких качеств одно меня удивляет: небо одарило его способностью иначе себя вести, нежели это принято среди нашей братии художников; между всеми художниками, работавшими под руководством Рафаэля…

Важно

царило такое согласие, что каждый злой помысел исчезал при одном его виде, и такое согласие существовало только при нем.

Это происходило от того, что все они чувствовали превосходство его ласкового характера и таланта, но главным образом благодаря его прекрасной натуре, всегда столь внимательной и столь бесконечно щедрой на милости, что люди и животные чувствовали к нему привязанность…

Он постоянно имел множество учеников, которым он помогал и которыми он руководил с чисто отеческой любовью».

Папа Лев X (преемник папы Юлия II) наблюдает за работой Рафаэля
Рис. Гораций Верне

Челио Калканьи, первый секретарь папы Льва X, тоже писал о человеческих качествах Рафаэля:

«Это молодой человек исключительной доброты и замечательного ума. Он отличается большими добродетелями.

Он и является, может быть, первым среди всех живописцев в области как теории, так и практики, а, кроме того, и архитектором столь большого дарования, что придумывает и приводит в исполнение вещи, представлявшиеся людям самого высокого ума неосуществимыми…

Сам город Рим восстанавливается им почти в его прежней величине; срывая самые высокие наслоения, доходя до самых глубоких фундаментов, восстанавливая все согласно описаниям древних авторов, он вызвал такое восхищение папы Льва и всех римлян, что чуть ли не все смотрят на него как на некоего бога, посланного небом, чтобы вернуть вечному городу его былое величие.

Наряду с этим он настолько чужд горделивости, что дружески обходится с каждым, не избегает ничьих суждений и замечаний. Никто, как он, не находит удовольствия в обсуждении другими своих планов, так как благодаря этому он может поучиться и сам поучить других, в чем он и видит цель жизни».

Предположительно, портрет 20-летней Форнарины,”Дама в покрывале” (1515 год)

Год знакомства Рафаэля с Маргаритой Лути, получившей прозвище Форнарина, точно неизвестен. Возможно, 1511 год – Рафаэлю 28 лет. Предполагают, что на момент знакомства Форнарине было 17 лет. По легенде, живописец увидел Маргариту на прогулке в парке.

Девушка заинтересовала мастера, и он предложил ей стать моделью для картин. В награду за работу Рафаэль хотел подарить Маргарите золотое ожерелье. Девушка отказалась принять дорогой подарок. Тогда художник предложил ей купить ожерелье за десять поцелуев.

Так начался роман придворного живописца и простой девушки, которая легко рассталась со своим женихом пастухом Томазо. Ревнивый жених пытался преследовать невесту, за что был заключен в монастырь на несколько лет. Говорили, что Рафаэль выкупил юную булочницу у отца за три тысячи золотых.

Читайте также:  Художники эпохи возрождения. 6 великих итальянских мастеров - все о живописи

Еще один вероятный портрет Форнарины (1519 год), в 24 года.После смерти художника, его ученик нарисовал на руке женщины браслет

с надписью “Рафаэль Урбинский”

Совет

В эти годы Рафаэль (1511-1517) расписывал галерею на вилле Фарнезина, принадлежавшей банкиру Агостино Киджи. Форнарина каждый день навещала художника. Узнав, что к художнику приходит любовница, возмущенный банкир запретил Рафаэлю приводить на виллу посторонних.

Мастер не возразил заказчику, но тоска по любимой оказалась настолько сильна, что он не смог работать. Банкир, понимая, что работа над заказом остановилась, смирился.

«Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради!» – сказал он.

На вилле Фарнезина мастер изобразил фреску «Триумф Галатеи»

Злые языки утверждали, что похотливый банкир позволил юной куртизанке приходить на виллу, потому что сам проявил к ней интерес. Форнарина соблазнила банкира, прельстившись на его богатые подарки. Сплетни постоянно преследовали Рафаэля и Форнарину.

Знатное общество не прощало, что придворный живописец предпочитает общество простолюдинки. Говорили, что Форнарина изменяет своему покровителю с его учениками.

Когда один из учеников погиб во время ссоры (в эпоху Ренессанса споры часто решались ударом кинжала), появились слухи, что убитый был любовником Форнарины, и другие ученики Рафаэля отомстили ему за предательство учителя.

Есть предположение, что знаменитую Сикстинскую Мадонну (1512-1513 год) Рафаэль писал именно с Форнарины.

Сикстинская Мадонна, которой поклоняются Св. Анна и Св. Сикст
Сикстинская Мадонна (фрагмент)

Сикстинская Мадонна вызывала восхищение русских путешественников 19 века.

«Вся картина была — мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», — Гоголь.
«Посмотрите, она все преображает вокруг себя! Я чувствовал себя лучшим всякий раз, когда возвращался от нее домой!» — Кюхельбекер.

«В Дрездене Мадонна удивительная. Я только тут понял живопись… Это мой идеал» – Огарев. Как многие аристократы Ренессанса, Рафаэль писал стихи. К сожалению, его поэтическое творчество не получило известности.Стихи Рафаэля, посвященные Форнарине (перевод А. Махова)

«Амур, умерь слепящее сиянье Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.

Они сулят то хлад, то летний зной,Но нет в них малой капли состраданья.Едва познал я их очарованье,Как потерял свободу и покой.Ни ветер с гор и ни морской прибойНе справятся с огнём мне в наказанье.Готов безропотно сносить твой гнётИ жить рабом, закованным цепями,А их лишиться — равносильно смерти.

Мои страдания любой поймёт,Кто был не в силах управлять страстями

И жертвой стал любовной круговерти».

Кардинал Биббиена (Бернандо Довици) – покровитель Рафаэля. Предположительно, был отравлен. Год его смерти совпал с годом смерти Рафаэля – 1520 год. Кардиналу было 50 лет.

Портрет работы Рафаэля

Покровители Рафаэля снисходительно относились к его увлечению, но желали скорой женитьбы придворного художника на знатной даме.

Обратите внимание

Кардинал Биббиена настоял на помолвке живописца со своей дочерью (по другой версии – племянницей) Марией Довици, которая влюбилась в Рафаэля. Рафаэль не мог отказать кардиналу и согласился на помолвку с Марией, но свадьбу откладывал.

Есть предположения, что Рафаэль тайно обвенчался с Форнариной.

Кардинал Биббиена сватает Рафаэля за свою дочь Марию
Рис. Жан Огюст Доминик Энгр

Рафаэль умер 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет.

Сплетники говорили, что смерть живописца наступила «после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно». Утверждали, что это куртизанка заразила его неприличной болезнью.

По медицинской версии Рафаэль умер от римской лихорадки, которой заразился при посещении раскопок. Форнарина не отходила от умирающего. Предположительно, их роман продлился 9 лет. Рассказывали, что после смерти покровителя, Форнарина встретила своего бывшего жениха Томазо, который бросил ей в лицо горсть земли.

Смерть Рафаэля в представлении художника 19 века
Рис. Генри Нилсен О'Нил

Рим оплакивал любимого художника.

«В ночь со святой пятницы на субботу, в три часа, скончался благородный и прекрасный живописец Рафаэль Урбинский. Его смерть вызвала всеобщую скорбь… Сам папа ощутил огромное горе, он по крайней мере шесть раз посылал справляться о нем во время его болезни, длившейся пятнадцать дней.

Вы можете себе представить, что делали другие. И так как именно в этот день возникло опасение, что папский дворец может обрушиться…

нашлось немало людей, утверждавших, что причиной этого явилась не тяжесть верхних лоджий, но что это было чудо, долженствующее оповестить о кончине того, кто так много поработал над украшением дворца».

А так Рафаэль (слева) выглядел в последний год жизни на самом деле
Автопортрет с учителем фехтования

Последняя неоконченная работа «Преображение» усиливала скорбь каждого, кто пришел проститься с Рафаэлем.

«Когда тело его было выставлено в той зале, где он работал, в головах его был поставлен алтарный образ, на котором только что было им закончено Преображение для кардинала Медичи, и при виде живой картины рядом с мертвым телом у каждого из присутствующих душа надрывалась от горя. Картину же эту кардинал после смерти Рафаэля поместил на главном алтаре в церкви Сан Пьетро ин Монторио…»

Фрагмент последней картины Рафаэля “Преображение”

Надпись на саркофаге мастера:

«Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего — Природа — боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним».

Источник: https://fekalipsis.livejournal.com/5672913.html

“Западный струп на православном храме.”

«ЭКСТАЗ святой Цецилии».
…Все русские поняли, что итальянские картины не могут быть святыми иконами. Между тем итальянская живопись взошла почти во все православные русские храмы со времен преобразования России на европейский лад.

Эта живопись соблазняет раскольника, огорчает истинно православного; она – западный струп на православном храме.

С кого итальянские живописцы писали изображения святейших жен? с своих любовниц. Знаменитые Мадонны Рафаэля выражают самое утонченное сладострастие.

Известно, что Рафаэль был развратнейший человек, желал выразить идеал, который действовал бы на него наиболее сильно, и нередко кидал кисть, чтоб кинуться в объятия предстоявшей ему натурщицы.

– Другие живописцы, которых талант был грубее, нежели талант Рафаэля, выражали сладострастие на своих мнимых иконах гораздо ярче; иные выразили уже не одно сладострастие, но и бесстыдство, неблагопристойность.

Иконы некоторых святых мужей списаны с женщин, как, например, знаменитое изображение Иоанна Богослова, написанное Доминикенем. Иконы некоторых мучеников итальянские любострастные живописцы написали с своих товарищей разврата, после ночи или ночей, проведенных ими беспорядочно, когда это поведение напечатлелось на изнуренных их лицах.

Все движения, все позы, все физиономии на… на картинах, написанных западными еретиками и изображающих священные предметы, – чувственны, страстны, притворны, театральны; ничего в них нет святого, духовного; так и видно, что живописцы были люди вполне плотские, не имевшие ни малейшего понятия о состоянии духовном…, и потому не имевшие никакой возможности изобразить человека духовного живописью.

Не имея понятия о том, какое положение принимают черты лица углубленного в свою молитву святого мужа, какое положение принимают его глаза, его уста, его руки, все тело его, – они сочиняют в невежественном воображении своем произвольную, невежественную мечту, сообразно этой мечте устанавливают натурщика или натурщицу, – и отличная кисть изображает на полотне совершенную нелепость так, как красноречивейший оратор по необходимости должен бы был произнести самую бестолковую речь, если б заставили его говорить о предмете, вовсе не известном ему…”

Свт.Игнатий Брянчанинов.————–

МАДОННЫ РАФАЭЛЯ.

Сикстинская мадонна»… Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое. Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи.

Впервые Рафаэль Санти повстречал свою будущую музу в 1514 г, когда работал в Риме над заказом знатного банкира Агостино Чиги.

Банкир предложил Рафаэлю разрисовать главную галерею своего дворца “Фарнезино”. Вскоре стены галереи украсили знаменитые фрески “Три грации” и “Галатея”. Следующим должно было быть изображение “Амура и Психеи”.

Однако Рафаэль никак не мог найти подходящей модели для образа Психеи.

Однажды, прогуливаясь по берегу Тибра, Рафаэль увидел прелестную девушку… В момент знакомства с Рафаэлем Маргарите Лути было всего 17 лет. Девушка была дочерью хлебопёка, за что мастер прозвал ее Форнарина (от итальянского слова «хлебопёк»).

Рафаэль решил предложить девушке поработать в качестве модели и пригласил её к себе в студию.Рафаэлю шёл 31-й год, он был очень интересным мужчиной. И девушка не устояла. Она отдалась великому мастеру. Возможно, не только из-за любви, но и по корыстным соображениям. В благодарность за посещение художник подарил Маргарите золотое ожерелье.

За 50 золотых монет Рафаэль получил согласие отца Форнарины рисовать сколько угодно портретов с его дочери. Но у Форнарины был ещё жених – пастух Томазо Чинелли. Форнарина уговорила своего жениха потерпеть влюблённость в неё великого художника, который даст денег на их свадьбу.

Томазо согласился, но потребовал, чтобы невеста дала клятву в церкви, что выйдет за него замуж. Форнарина клятву дала, а спустя несколько дней на том же самом месте поклялась Рафаэлю, что никогда не будет принадлежать никому, кроме него.

Рафаэль так влюбился в свою музу, что забросил работу и занятия с учениками.

Тогда банкир Агостино Чиги предложил Рафаэлю перевезти свою очаровательную возлюбленную на его виллу “Фарнезино”, и жить вместе с ней в одном из помещений дворца, который в то время расписывал художник.

Когда Форнарина стала жить с Рафаэлем во дворце банкира Агостино Чиги, жених Томазо стал угрожать отцу своей невесты. И тогда Форнарина придумала, что может придумать только женщина. Она соблазнила владельца виллы “Фарнезино” банкира Агостино Чиги, а после этого попросила избавить её от назойливого жениха.

Важно

Банкир нанял бандитов, которые похитили Томазо и доставили в монастырь Санто-Козимо. Настоятель монастыря был двоюродным братом банкира, и пообещал держать пастуха в темнице сколько понадобится. По милости своей невесты, пастух Томазо просидел в заточении пять лет.

Шесть лет продолжалась великая любовь Рафаэля. Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей до самой смерти художника. Начиная с 1514 г., Рафаэль создал из неё дюжину мадонн и столько же святых.

Художник… обожествил обыкновенную куртизанку, которая его и погубила. Он начала писать Сикстинскую мадонну в 1515 г, через год после встречи с Форнариной, а закончил в 1519 – за год до своей смерти. Когда Рафаэль был занят работой, Маргарита развлекалась с его учениками, которые съезжались к великому мастеру со всей Италии.

Это “невинное дитя с ангельским личиком” без зазрения совести кокетничала с каждым вновь прибывшим юношей и чуть ли не открыто предлагала им себя.

А те и подумать не могли, что муза их учителя вполне доступна. Сексуальные потребности Форнарины были столь велики, что ни один мужчина уже не мог их удовлетворить.

А Рафаэль к тому времени стал всё чаще жаловаться на здоровье и, в конце концов слёг.

Великий Рафаэль Санти скончался в Великую Пятницу 6 апреля 1520 г, в день, когда ему исполнилось 37 лет. Легенда о смерти Рафаэля гласит: ночью тяжело больной Рафаэль пробудился в тревоге — Форнарины нет рядом! Он поднялся и пошёл искать её. Обнаружив возлюбленную в комнате своего ученика, выдернул её из постели и потащил в спальню.

Но вдруг его гнев сменился страстным желанием обладать ей тотчас же. Форнарина не сопротивлялась. В результате – во время бурного эротического действа художник умер.

В завещании Рафаэль оставил своей любовнице достаточно средств, чтобы она могла вести честный образ жизни. Однако Форнарина ещё долго оставалась любовницей банкира Агостино Чиги. Но и он скоропостижно скончался от той же (!) болезни, что и Рафаэль. После его смерти Маргарита Лути стала одной из самых роскошных куртизанок в Риме.

http://maxpark.com/user/nikolaykofyrin/content/563061

Источник: https://uchenitsa-iya.livejournal.com/3013994.html

Ссылка на основную публикацию